На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Василий Топчий
    Спасибо автору. Очень хорошая статья. Узнал многое, что не освещается в СМИ. Еще хочу прочитать книги указанные автор...Победа на Чёрном ...
  • Юрий Ильинов
    Украина не госудаоство -- колония Запада. Такой стала в результате антиправительственного переворота проведенного зап...Победа на Чёрном ...
  • Виктор Фоменко
    Автор абсолютно прав в том, что можно и нужно пресечь морской трафик Украины и оставлять флот без действенным в базах...Победа на Чёрном ...

Ниндзя - тайные агенты по сходной цене

https://x-files

Ниндзя - тайные агенты по сходной цене

Ниндзя - тайные агенты по сходной цене

Один из наиболее популярных жанров западного кинематографа – это фильмы о ниндзя – воинах ночи, которые неизменно собирают полные залы кинотеатров. Но так ли достоверны эти фильмы? Насколько кино про людей в черных костюмах, исчезающих в клубах дыма и метающих звездочки в своих врагов, соответствует исторической правде?

Во всем виноваты китайцы?

Версий появления ниндзя существует несколько. Самая древняя из них связана, как ни странно, не с Японией, а с Китаем, – вечным противником Страны восходящего солнца! Во второй половине первого тысячелетия Япония еще не была закрытым государством, каким стала в начале XVI века. В страну активно мигрировали китайские переселенцы, среди которых преобладали аристократия, интеллигенция и купцы. Причиной этой миграции историки называют частую смену политической власти в Китае, а также постоянные набеги кочевников. Хотя надо заметить, что в те времена именно Поднебесная являлась двигателем прогресса, а также была культурным донором для соседних стран. Японцы позаимствовали из Китая многие вещи – от письменности до кимоно. При этом на новую родину китайцы везли с собой не только материальные ценности, но и богатые знания, в том числе по боевым искусствам, буддистской магии и медитативным психотехникам.
Подобным образом в VII веке в Японию попал трактат китайского автора Сунь-цзы, описывающий военное искусство и включавший в себя раздел о шпионаже. Считается, что с появлением этой книги в Японии и начала созревать каста ниндзя, окончательно сформировавшаяся к началу XV века. Впрочем, существует и иная версия появления в Японии воинов тени. Она гласит, что в VI – VII веках в Китае существовало несколько религиозных школ: даосизм, конфуцианство и буддизм.
Со временем буддизм вытеснил конкурентов, получив статус государственной религии. Но вскоре уже в самом буддизме наметился серьезный раскол. В Китае существовали монастыри, но, кроме того, было много бродячих монахов-странников Люгай.
Эти люди ходили по деревням, проповедуя учение, сильно отличавшееся от официального буддизма. Со временем религия бродячих монахов стала настолько популярна среди простого населения страны, что составила большую конкуренцию официальной. В результате власти Китая объявили бродячих монахов колдунами, опорочившими учение Будды, и всячески их преследовали.
В ответ святые странники создали собственное учение «люгай мэнь» – «врата учения нищих монахов», включавшее в себя искусство перевоплощения, методы маскировки, нетрадиционного врачевания, техники гипноза и транса, а также особый вид рукопашного боя…

Начало расцвета

Тем не менее Люгай жили в Китае. Так какое же отношение они могли иметь к японским ниндзя? Оказывается – самое прямое! С приходом к власти в Китае династии Тан, установившей добрососедские отношения с Японией, в Страну восходящего солнца попали и Люгай. На новой почве они трансформировались в Сидосо – монахов без государственной аккредитации. За время своего существования на территории Японии Сидосо сумели создать самостоятельное философскомистическое учение Сюгэндо – «Путь обретения могущества». Его основателем считается Энно Одзуну (634-703), сумевший совместить люгай мэнь и японское синтоистское учение.
Новая духовная практика с помощью дыхательно-медитативных техник будто бы позволяла сознанию подниматься к вершинам гор, вступать в контакт с духами и обретать божественную силу. Японские крестьяне, как и их китайские предшественники, воспринимали последователей Сюгэндо как истинных носителей учения Будды, чем вызвали гнев властей. В итоге в 717 году был издан указ, запрещающий бродяжничество, а в 718-м – запрещающий уже и само учение Сюгэндо.
Однако монахи-отшельники не собирались так просто сдаваться и продолжали свои практики в горных скитах, получив за это прозвище «горных мудрецов». В ответ власти запретили строительство часовен и храмов в горах, а самозваных монахов было приказано взять под стражу. Подобное давление извне к концу VIII века заставило монахов и крестьян – последователей Сюгэндо – объединяться в закрытые горные поселения, яростно сопротивляющиеся появлению чужаков. Со временем в этих поселениях появилась каста монахов-воинов Сохэй, которые и стали предшественниками знаменитых воинов ночи.
Толчком к превращению Сохэй в ниндзя послужила начавшаяся в Японии в середине X века междоусобная война, с переменным успехом продолжавшаяся несколько веков. Несколько крупнейших князей (дайме) буквально раздирали Японию на части.
Неудивительно, что каждому из них требовались профессиональные воины. Тогда князья вспомнили про монахов-воинов Сохэй. Неожиданно гонимые прежде монахи из гор стали пользоваться у властей большим спросом: каждый из правителей пытался привлечь на свою сторону хотя бы один из кланов Сохэй… Постепенно появилось ниндзюцу – особое искусство разведчиков, диверсантов и наемных убийц.

Основы ниндзюцу

Несмотря на то что на жизнь ниндзя зарабатывали шпионажем, разведкой и заказными убийствами, основной их задачей было обретение духовного и физического совершенства для тайного управления людьми и событиями для безопасности собственного рода и семьи. «Ментальная» программа обучения ниндзя содержала в себе шесть ступеней.
Первая из них – осознание бренности человеческого тела, понимания его несовершенства и принятие существования множества случайностей – от болезней до несчастных случаев, которые могут его повредить.
Вторая ступень – овладение собственными органами чувств, осознание того факта, что нередко они могут обманывать самого человека, и умение отличать истинное от ложного. Третья ступень должна была научить ниндзя понимать непостоянство человеческих ценностей под влиянием внешних обстоятельств: то, что вчера было для человека ценно, завтра могло стать ничтожно.
Четвертая ступень – осознание собственной незначительности перед окружающей человека природой и космосом.
Пятая ступень позволяла избавиться от материальных привязанностей в этом мире путем осознания, что духовное выше материального.
Шестая — самая сложная – ступень должна была научить ниндзя побеждать собственные эмоции, появляющиеся при общении с другими людьми.
В итоге ниндзя, прошедший все этапы физической, психической и религиозно-магической подготовки, понимал относительность как моральных, так и физических ценностей этого мира, являлся эмоционально невозмутимым и был способен действовать, учитывая как логику, так и интуицию, что позволяло ему побеждать практически во всех ситуациях, встречавшихся на его жизненном пути.
В период расцвета учения в Японии существовало несколько десятков крупных школ ниндзюцу. В XIII веке их было порядка 20, в XVII – до 70. Самыми влиятельными из них считались Гэкко-рю, Дзесю-рю, Есицунэ-рю, Игарю, Кайдзи-рю, Кога-рю, Косю-рю, Мацумото-рю, Накагава-рю, Нэгорорю, Рикудзи-рю, Синсю-рю, Тогакурэрю, Уэсуги-рю, Фума-рю, Хагуро-рю, Хаттори-рю.
При этом в японском средневековом обществе ниндзя противопоставлялись воинам-аристократам, каковыми являлись самураи. В стране существовала даже поговорка: «Ниндзя – это тень самурая». Считалось, что в самурае была сосредоточена вся мирская добродетель и порядочность, а в ниндзя, напротив, все темное и негативное, что есть в человеке. Это, конечно, идеализированный образ. Самураи тоже бывали разными…

Повседневность

Верховная власть у ниндзя принадлежала дзенину, которым мог стать лишь один из основателей клана. В подчинении удзенина находились тюнины – руководители небольших отрядов ниндзя, а самой низшей кастой были генины. Как правило, стать ниндзя мог лишь потомственный член клана. В целом, весь уклад жизни ниндзя походил на монашеский. Одежда тоже соответствовала монашескому «стилю». Часто во время своих «операций» ниндзя носили некое подобие рясы, как и у буддистских монахов. Называлось это одеяние «ниннику». Вопреки общепринятому мнению, черный цвет одежды в философии ниндзя никогда не олицетворял ночь и не служил лишь средством маскировки. Но он, безусловно, позволял ниндзя исчезать, чтобы сначала обезопасить воина от удара противника, а затем обрушить на него сразу несколько стихий: земли, воды, огня, воздуха и пустоты.
Разные кланы ниндзя обладали и своими уникальными «техническими» навыками и специализацией. Например, у клана Фума имелись даже собственные подводные лодки, которые его члены в общении между собой называли «драконьими». Такая лодка была полностью герметична и могла погружаться на небольшую глубину. В ее днище имелись особые люки, через которые ниндзя выбирались наружу, когда подплывали к вражеским кораблям, и затем дырявили их днище, а потом под покровом ночи возвращались на базу.
Члены клана Гекку в совершенстве владели знанием болевых и смертельных точек на теле человека, путем воздействия на которые можно было парализовать противника.
Всего различных видов боевых техник у ниндзя существовало столько, сколько было самих кланов, – около 70 направлений. При этом адепты учения ниндзя делились на три сословия. На самой низшей ступеньке стояли специалисты по военной разведке, диверсанты и политические террористы. На средней располагались специалисты по агентурной работе, выполнявшие вербовку осведомителей и дезинформацию врага. Третья – высшая – каста ниндзя занималась организацией государственных переворотов, мятежей и направлением социальных потоков в нужную заказчику сторону.

Вне закона

Постепенно власть в Японии сосредоточилась в руках Такеды Синген, известного собирателя Японских земель в единое государство. Как сообщают исторические хроники, он был одним из первых феодалов, который содержал у себя на службе целый отряд ниндзя из клана Кога. Тем не менее век ниндзя оказался недолог. Постепенно они перестали играть роль решающей силы в войне феодалов Японии. А в 1603 году новый сегун Токугава Иэясу объявил ниндзя вне закона. Им было предложено либо стать телохранителями правителя, либо быть уничтоженными. С непокорными так и поступили. Большинство воинов ночи были практически полностью ликвидированы самураями, ставящими честь и достоинство выше денег и обмана, почитаемых ниндзя. Как говорили в то время, «солдаты дня противостояли убийцам ночи». При этом уничтожение четырех тысяч ниндзя провинции Ига сорока шестью тысячами самураев сложно назвать очень уж честным поединком. После расправы с основной массой ниндзя Токугава полностью запретил практиковать ниндзюцу в Японии.

Записки о бессмертных

На этом путь таинственного учения «ниндзюцу» на арене истории мог бы и завершиться, если бы в 1676 году один из последних патриархов клана Ига Фудзибаяси Ясутакэ не написал огромный трактат, получивший название «Бансен Сюкай», что в переводе означает: «Десять тысяч рек собираются в море». В этой десятитомной энциклопедии знаменитый ниндзя подробно рассказывает об истории и практиках ниндзюцу. Уникальность трактата в том, что в нем впервые объединены все аспекты ниндзюцу.
Первый том содержит подробную историю появления ниндзя и их философию. Второй том рассказывает о мотивации действий ниндзя. В третий включены инструкции работы с агентурой. В четвертом приведены описания правил поведения ниндзя на публике. Тома с пятого по седьмой приводят технику работу ниндзя-лазутчика, восьмой – правила использования сил природы в работе ниндзя, девятый – технические средства, используемые ниндзя. Десятый том посвящен ядам и взрывчатым веществам.
По распространенной на сегодня легенде, последний официальный выход ниндзя на подмостки истории в 1853 году завершился полным провалом. Это произошло, когда американские власти решили прорвать торговую изоляцию Японии. Флотилия из четырех кораблей во главе с командором Мэтью Перри вошла в бухту современного Токио, хотя до этого на протяжении более двухсот лет ни одно иностранное судно не вторгалось во владения Страны восходящего солнца. Американцы предложили японцам войти в мировое сообщество и начать торговать со всем цивилизованным миром. Однако правитель Японии не поверил им и направил навстречу американцам ниндзя, чтобы похитить бумаги, в которых содержалось бы описание их истинных планов. Когда ниндзя вернулся со своего задания, выяснилось, что вместо важных бумаг он добыл всего-навсего собрание неприличных анекдотов… Так закончился славный путь воинов ночи.

Ниндзя живы?

Несмотря на запрети официальный отказ использовать ниндзя на государственной службе, через некоторое время после начала японско-китайской войны, в 1938 году, в Японии открылась тайная школа разведцентра. Поскольку учреждение было секретным, его истинное название неизвестно, зато есть информация, что в его стенах преподавалась система школы Нано, частично состоявшая из практик средневековых ниндзя.
Сегодня места, где преподается учение «ниндзюцу», есть уже не только на Востоке, но и на Западе, и даже в России! Всемирную известность школам ниндзя принес Массаки Хацуми, талантливый ученик последнего патриарха школы Тога Хисадзи Такамацу. Именно он после смерти учителя, в начале восьмидесятых годов двадцатого века, рассекретил все учебники и пособия по ниндзюцу, а затем начал преподавать это искусство сначала соотечественникам, а потом и иностранцам. Увы, современные школы ниндзюцу главный упор делают на преподавание боевых искусств рукопашного боя, которыми владели ниндзя, а между тем, как сказано выше, главным в их учении было отнюдь не владение своим физическим телом, а совершенствование своего духа, сознания и медитативного мышления…

-ö-ö-

Тайна «звездных» башен Тибета

Башни Тибета

Гималайские башни представляют собой ряд каменных строений, расположенных в основном в Тибете. Радиоуглеродный анализ показывает, что они были построены примерно от 500 до 1200 лет тому назад. Высота некоторых из них составляет 60 метров.

Как писало издание «Наука и жизнь», почти двадцать лет назад французский путешественник Мишель Пеcсель, известный, в частности, тем, что открыл истоки Меконга, проник в малодоступные районы Тибета и соседствующей с ним китайской провинции Сычуань. В долинах Гималаев вдоль границы Китая он обнаружил загадочные каменные башни, звездообразные в плане. Китайские власти только недавно разрешили иностранцам посещать эти районы. Позже к исследованиям Пейселя присоединилась Фредерика Даррагон, поехавшая в Гималаи для исследований популяции снежного барса, но забывшая о первоначальной цели поездки после того, как увидела эти башни.

Башни Тибета

Некоторые из этих загадочных сооружений стоят посреди селений, другие – в уединенных горных долинах. Жители Гималаев ничего не знают о происхождении башен и некоторые из них используют местными жителями в качестве хлевов для яков и лошадей, в других — стихийно возникло что-то вроде кумирен – крестьяне приносят туда глиняные фигурки как жертвоприношение могущественным духам. Но в основном эти строения пустуют. Имевшиеся внутри деревянные лестницы, перекрытия и стропила обрушились либо давно пошли на дрова и другие хозяйственные нужды.

Путешествия по этой местности крайне затруднены, так как дороги практически отсутствуют. Летом, во время сезона дождей, не позволяют проехать грязь и сели, а зимой — глубокие снега и опасность лавин.

 

Башни Тибета

 

Даррагон обратилась за помощью в местные буддистские монастыри, но монахи не нашли в своих архивах никаких записей о башнях. Однако эти сооружения упоминаются в китайских научных трактатах времен династии Мин (1368-1644), встречаются записи о них и в путевых дневниках некоторых английских исследователей, забредавших сюда в XIX веке. Но никто не изучал их подробно.

За последние три года Даррагон взяла пробы древесины из 32 башен, и по ее просьбе в одной из лабораторий США был проведен их радиоуглеродный анализ, позволяющий определить возраст органических материалов. Большинству башен от 600 до 700 лет, но одной из них, находящейся в дневном переходе от Лхасы, — от 1000 до 1200 лет. Выходит, она была построена до того, как монгольские племена вторглись в Тибет. Правда, результаты датирования нельзя считать окончательными: возможно, строители использовали уже очень старую древесину.

Башни Тибета

Как предполагает исследовательница, звездообразная форма башен придает им сейсмостойкость. Некоторые башни представляют в плане 8-конечные звезды, другие — 12-конечные. Местные жители и сейчас строят дома с острыми углами для защиты от подземных толчков.

Кто построил эти загадочные строения и для чего — до конца пока не ясно. Предполагается, что башни строились как сторожевые вышки. Некоторые историки говорят о культовом назначении: башни, возможно, символизируют веревку, которая, по тибетской легенде, связывает землю с небом. Они также могли использоваться для изгнания демонов.

Башни Тибета

По мнению одного из тайваньских историков, много поездившего по этим местам, башни могли служить станциями связи оптического телеграфа. Как правило, каждая расположена так, что с ее вершины можно видеть вершины двух соседних башен. Возможно, на них зажигали сигнальные огни. Согласно другой версии, башни, вначале имевшие конкретное практическое назначение, позже стали, скорее, символом статуса, богатства семьи. По одной из легенд, когда в семье местного властителя рождался сын, закладывался фундамент башни, и ежегодно в день его рождения к строению добавлялся еще один этаж.

-ö-ö-

Способность сопереживать генетически связана с шизофренией и не только       

эмпатия

Команда исследователей Англии и Дании обнаружила связь между генетической предрасположенностью к психическим расстройствам и выраженностью способностей к понимаю чувств других людей. Учёные сделали такой вывод после изучения более 45 тысяч образцов генетического материала. Исследование можно найти в журнале Nature Translational Psychiatry.

Способность понимать чувства других людей развивается в раннем возрасте и тесно связана с социальными условиями человека: среда проживания, а также отношения со сверстниками и родителями напрямую влияют на эмпатию и собственное нормальное реагирование на чужое поведение. Кроме этого, имеет значение пол – известно, что женщины более внимательно относятся к чувствам в отличие от мужчин. Различия в эмпатии могут наблюдаться при некоторых психических отклонениях, например, при аутизме снижается понимание эмоций и чувств других людей, причём аффективная эмпатия или переживание ощущений иного человека как своих собственных затрагивается в меньшей степени.

Во главе с Саймоном Бароном-Коэном (Simon Baron-Cohen) из университета Кэмбриджа учёные проверили насколько эти факторы влияют на индивидуальную способность переживать за другого. В итоге им удалось сделать вывод о генетически закономерном развитии эмпатических способностей. После проведения полногеномного поиска ассоциаций генов у 46861 жителя Европы, больше половины из которых женщины (24543), а 22318 – мужчины, авторы предположили фенотипическое происхождении способности к эмпатии.

Для выявления уровня эмпатии учёные предложили участникам пройти небольшую анкету, состоящую из 60 описаний некоторых жизненных ситуаций. Далее авторы подсчитали количество набранных баллов – максимум 80 и минимум 0, и сообщили каждому испытуемому показатель эмпатического уровня.

После скрининга исследователи обнаружили, что однонуклеотидный полиморфизм кодирующего белка гена TMEM132C является генетическим маркером, который объясняет различия в способности к эмпатии вне зависимости от пола. Также исследование показало отсутствие значимых различий в генетических вариациях между мужскими и женскими показателями шкалы эмпатии, хотя показатели у женской части испытуемых были немного выше, чем у мужской. Учёные считают, что в этом случае гены не играют главную роль, а результаты обусловлены фенотипическим происхождением – влиянием окружающей среды на различия способностей к пониманию чужих эмоций между полами.

Затем исследователи проверили корреляцию между различиями показателей шкалы эмпатии и генетическими маркерами психиатрических отклонений и психологических качеств. Выяснилось, что предрасположенность к развитию таких заболеваний как шизофрения или анорексия положительно коррелирует с вариативностью эмпатических способностей и отрицательно с аутизмом.

Так, в новой работе учёные первыми нашли генетический маркер способности к эмпатии, а также обнаружили связь между эмпатией и генетической предрасположенностью к психическим заболеваниям. По результатам проведенного эксперимента авторы заключают, что выявленные закономерности смогут помочь в анализе взаимосвязей способности сопереживать другим и человеческой психикой, а также в постановке диагноза.

-ö-ö-

Хрупкий мир христиан Израиля

Христианская община Иерусалима исконно была неоднородной. При апостолах она состояла в основном из соплеменников Господа Иисуса, и немногих обращенных из язычников. С принятием христианства в Византии, наибольшим влиянием здесь стала пользоваться греческая православная община. Большинство же жителей современного христианского квартала – арабы. Но что самое удивительное, впервые за две тысячи лет здесь снова появились уверовавшие во Христа евреи. Им приходится сталкиваться с теми же трудностями, что и некогда Спасителю.

Путь в христианский квартал Иерусалима, где веками живут последователи Иисуса, ведет через просторные Яффские ворота. Старый город располагается на площади всего в один квадратный километр и обнесен древней зубчатой стеной с бойницами. Он занимает микроскопическую часть современного Иерусалима. Но именно здесь бьется духовное сердце «Иерушалаима», или «место мира», как с иврита переводится его название.

Вплоть до середины XIX века новое строительство в Иерусалиме было ограничено старыми крепостными стенами. С наступлением темноты все городские ворота закрывались на засов. Оставаться за пределами города было опасно: жители окрестных арабских деревень зачастую не брезговали разбоем на дорогах. После образования государства Израиль в 1948 году, и аннексии Иерусалима началось широкомасштабное строительство новых кварталов вне городских стен, а общая численность жителей к настоящему времени превышает 700 тысяч. Для сравнения, население христианского квартала Старого города составляет всего 10 тысяч жителей.

В целом сегодня Христианство исповедуют около 2% от общего числа населения Израиля, насчитывающего свыше 6 миллионов человек (иудеи – 79,2%, мусульмане – 14,9%). Это, видимо, не намного больше, чем во времена, когда здесь проповедовал Спаситель. Однако, как мы знаем, апостол Павел в своих посланиях говорит, что «…весь Израиль спасется» (Рим. 11:26). Как раз в наши дни Бог начал собирать еврейский народ в Святой Земле для того, чтобы спасти, то есть обратить к Своему Возлюбленному Сыну – Христу.

И мы являемся свидетелями удивительного явления. После сотен лет безуспешных попыток на Востоке и Западе добиться от иудеев добровольного признания Иисуса Сыном Божиим мы видим, что собравшись у себя на родине «народ Божий» вдруг стал словно просыпаться от глубокого сна. Многие из них все чаще переходят в Христианство. Процесс идет тяжело. Но так, наверное, и должно быть, ведь каждый христианин знает, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22).

Одна из главных причин трудности христианской проповеди в современном Израиле заключается в том, что его можно назвать светской страной лишь условно. Это особенно бросается в глаза, когда начинается «шаббат», священная суббота. В шесть часов вечера прекращается движение общественного транспорта, большинство магазинов закрываются, не работают никакие службы. Люди спешат в синагоги: и стар, и млад. Кто не спешит, тот не старается не показываться на улице.

Упаси Бог заехать в это время на машине в Меа Шарим, квартал Иерусалима, где живут «харедим» – «богобоязненные». Закидают камнями. Жителей квартала легко отличить по черным шляпам, длиннополым костюмам-лапсердакам и пейсам.

Обитатели квартала покупают еду только в специальных, особо кошерных магазинах. Дети воспитываются в строгости и целомудрии. Телевизора – «рассадника пороков», в большинстве домов «харедим» нет. Такие же правила некоторые израильские политики хотят сделать обязательными для всего населения страны.

Религия от государства здесь не отделена, поэтому Верховный Раввинат – высшее религиозное учреждение Израиля – строго следит за тем, чтобы светские законы не противоречили Торе. Иногда из-под пера ученых раввинов выходят и вовсе причудливые распоряжения. Так по причине сходства с христианским крестом, общепринятый математический знак «плюс» в этой стране запрещен к употреблению в школах и университетах, и заменен на перевернутую букву «т». Через систему образования и массовую культуру насаждается неприязненное отношение к Христианству, которое зачастую изображается в виде череды крестовых походов и антисемитских погромов. Что и говорить, православным в такой суровой религиозной обстановке приходится несладко.

Через нескончаемые торговые ряды типичного восточного базара с его неистребимым ароматом пряностей, роскошными коврами, чеканными блюдами и кальянами наш путь лежит к улице «Братьев». Особая статья арабских торговцев – продажа сувениров паломникам. Изготовленные из оливкового дерева кресты, красочные открытки с видами библейских мест, перламутровые раковины с тонко выточенными сценами Рождества Христова – все это хозяйство разложено прямо на земле, громоздится на прилавках и развешено на стенах многочисленных торговых лавок. В надежде опустошить кошелек туриста прежде, чем это успеют сделать другие, лоточники оглашают окрестности истошными призывами, хватают покупателя за рукав, предлагая «лучшую во всем Иерусалиме» цену.

Поворот налево, вот и подъезд жилого дома. Пройдя его насквозь, оказываешься на пустыре, в дальнем конце которого стоит крохотный храм Николая Чудотворца. Она принадлежит Иерусалимскому Патриархату, но основные прихожане храма – евреи, эмигранты из России. Уже само попадание в Святую Землю на ПМЖ для многих из них стало своего рода чудом. Действительно, в израильском «Законе о возвращении» есть пункт: если еврей добровольно принял какую-либо веру, кроме иудаизма, то он не имеет права на репатриацию в Землю Израиля. Понятно, что это создает огромные неудобства не только многим православным репатриантам из России, но и всем другим христианам, евреям по рождению. По мысли авторов этого закона поделившего евреев на «чистых» и «нечистых», объектом христианской проповеди в государстве Израиль могут быть только арабы, но ни в коем случае не сыны Израилевы. Совместимость понятий «еврей» и «христианин» здесь попытались исключить законодательно.

Тем не менее, с Божией помощью, крещеные эмигранты выкручиваются, кто как может. Доводилось слышать анекдотическую историю о том, как одному православному еврею удалось перебраться из России на жительство в Израиль, не отрекаясь от Христа. Заполняя иммиграционную форму, он в графе «вероисповедание» написал «orthodox». Так же называют в Израиле и евреев, принадлежащих к ортодоксальному крылу иудаизма, в отличие от реформаторского. Англо-говорящий сотрудник иммиграционной службы не заметил подвоха и «наш человек» стал гражданином Святой Земли. Другой, при прохождении медкомиссии, чтобы не снимать крест, отцепил от него бечеву, а само распятие приклеил к телу лейкопластырем, сказав врачу, что там у него фурункул. Так что, народ подходит к решению проблемы творчески. Но так и надо, ведь как напутствовал один российский священник своего прихожанина-еврея, решившего перебраться жить в Израиль:«Юли как хочешь, только от Христа не отрекайся».

Вот и «юлят». Благо наш закаленный советской и перестроечной жизнью человек приучен находить выход из любых ситуаций. Согласно «Закону о возвращении» израильское гражданство может получить любой еврей, сын или внук еврея, если они не перешли в другое исповедание. Однако об их родственниках, точнее о вероисповедании их жен, мужей и детей, которые также имеют право на въезд, в законе не сказано ничего. Для многих это стало лазейкой, так в Израиле и оказывается большинство «наших людей». Кое-кто умудряется пробраться вообще нелегально.

Так, в марте 2005 года Управление иммиграционной полиции Израиля заявило, что ему удалось раскрыть «международную сеть», созданную репатриантами – «ватиками», которая занималась ввозом в Израиль христиан из России и СНГ в качестве «новых репатриантов». За последние годы сеть организовала фальшивую репатриацию десятков семей, считают в Управлении. В итоге всех этих ухищрений, вызванных причудами израильского законодательства, в Израиле все равно оказалось довольно большое количество евреев, часть из которых уже в России были православными, но есть определенное количествопришедших в Церковь уже на Святой Земле.

Атмосферу, в которой приходится жить и работать этим людям, дружелюбной не назовешь. Когда наша паломническая группа через испещренные пулями и осколками Сионские ворота входила в еврейский квартал Старого Иерусалима, то гид откровенно предупредил: «Если в вас плюнут – не удивляйтесь и не реагируйте». Недавно такой «атаке» подвергся армянский священник.

Полиция задержала хулигана, но вскоре отпустила восвояси. Казалось бы, пустяк, однако все это сильно отравляет жизнь здешних христиан. Особенно евреев, уверовавших во Христа, которые становятся объектом особой неприязни со стороны фанатиков. При отъезде в Святую Землю в паломническом секторе Московской Патриархии мне вместе с путевкой вручили кассету с фильмом из известной серии «Православие на Святой Земле». Так вот, по словам автора фильма, живущего в Израиле режиссера Александра Слободского, во избежание конфликтов с соплеменниками, ему даже приходится скрывать свой нательный крест, нося его под футболкой на длинной цепочке.

Если среди евреев количество обращающихся к Иисусу растет, то в мусульманском квартале Иерусалима и на территории Палестинской автономии христиан, наоборот, становится все меньше. Главная причина – не затухающий вот уже пол века палестино-израильский конфликт. При этом, разумеется, крепко достается и христианам, оказавшимся меж двух огней.

Когда в 1948 году англичане ушли из Святой Земли, и ООН провозгласила создание еврейского и палестинского государств, последние тут же «схватились» друг с другом.

Как это выглядело «изнутри», можно узнать из выразительных записок, которые оставила, ставшая очевидцем боев за Иерусалим русская монахиня: «Утром 15 июля ушли англичане из Иерусалима, а мандат сдавался только в полночь. Евреи, не дождавшись полуночи, стали захватывать и продвигаться: начались взрывы и ожесточенная стрельба, прежде всего, вокруг нашей миссии и собора. Молились мы горячо.

Пули летали, как мухи по нашему саду, особенно по ночам. Наконец, арабские войска подошли с орудиями, броневиками, митральезами и другие, надо сказать, мне неизвестные орудия войны. Мы их различали только по издаваемым ими звукам, но что за выдумка военной механики – не знаем. Шум поднялся невообразимый. Ведь мы в Гефсимании – перед Святым Градом виз-а-ви Мечети Омара, а дальше за ним еврейская часть старого Иерусалима с его двумя синагогами и с обширными куполами. И вот началось. Пушки стреляли по еврейским синагогам, куда, пренебрегая своими местами молитвы, забралась хагана (боевые отряды евреев), как в форт, и оттуда стреляли во все стороны.

На наш сад сыпались тысячи пуль. Больше разрывных «дум-дум». Всюду: на дорогах, на лестницах, на паперти, у келий сестер и вокруг – всюду падали пули и осколки, но дивно хранил Господь всех нас. Евреи засели в соседних арабских местах и, главное, заняли христианские церкви, школы и больницы, обратя их в форты, так что арабским войскам пришлось стрелять по церквам. Ужасная жестокая система хаганы стали занимать церкви и благотворительные учреждения. Срывали флаги Красного Креста, не считаясь ни с чем. В это время погибло 8 русских людей мужчин и женщин, которые остались в так называемом «Русском дворе». Их бомбами взорвали арабы, приняв за евреев, т.е. все арабы убежали уже раньше из своих домой по соседству. В Русской миссии расположился главный еврейский штаб. Надо надеяться, что там более дисциплины, и наши храмы Господь оградит. Хотя большой купол уже пробит и на крыше его песочные мешки. Через шесть дней ждут возобновления военных действий с большей силой». [1].

Вы думаете, что сейчас что-то изменилось? Лишь в одном – если тогда евреи и арабы обстреливали друг друга из митральез да броневиков, то сейчас используют более совершенные средства убийства. Результат же, с точки зрения христиан, неизменен – они опять оказываются «крайними». Достаточно вспомнить захват в 2001 году палестинскими боевиками древней базилики Рождества Христова в Вифлееме и последовавшую за этим карательную акцию израильтян, в ходе которой была захвачена русская паломническая гостиница. В 2003-2004 гг. десятки семей из расположенных неподалеку от Иерусалима селений с преимущественно православным и католическим арабским населением – Бейт-Сахура и Бейт-Джала – вынуждены были, бросив все, бежать. Как сообщила газета «Итон Иерушалаим» это произошло из-за участившихся случаев обстрелов как с израильской, так и с палестинской стороны. Больше всех пострадали те, кто проживает вблизи от армейской базы Шедма. После начала интифады эта база постоянно подверглась атакам боевиков. В ответ солдаты ЦАХАЛа со спокойной совестью «утюжили» Бейт-Сахура и другие деревни, особо не вникая – спрятались там мирные жители или же находятся только боевики. В итоге получили повреждения более 140 домов. Это вынудило их обитателей поскорее оставить деревню и искать спасения у родственников в Иерусалиме, Вифлееме, других городах.

Так, члены одной из семей, рассказали, что их дом силой захватили палестинские «партизаны» и начали вести из него прицельный огонь по израильской военной базе в Гило. «Мы пытались поговорить с боевиками, но они твердили, что наши проблемы их не волнуют. Даже если дом будет из-за перестрелок разрушен – им все равно», – рассказал корреспонденту газеты отец семейства. Другие жители, попытавшиеся защитить свои жилища от захватов были жестоко избиты. Такую же тактику прикрытия «щитом» из мирных жителей, как известно, взяли на вооружение и чеченские террористы.

В Старом городе Иерусалима война сейчас не идет – в декабре прошлого года израильтяне и палестинцы подписали «худну» – временное перемирие. Тем не менее, и здесь христианский мир озабочен стремительным сокращением числа своих единоверцев. По словам советника мэра города по делам религиозных общин Моти Леви, христианском квартале Старого города, несмотря на малочисленность, община не ощущает себя меньшинством, благодаря поддержке остального христианского мира. А вот в Восточном Иерусалиме, среди арабов-мусульман, им жить действительно тяжело. Не желающих воевать с евреями арабов-христиан их палестинские соотечественники клеймят как «предателей». Особенно отношение к христианам ухудшилось после вторжение США, Великобритании и их союзников в Ирак. На Востоке эта агрессия была воспринята как новый «крестовый поход» Запада против мусульманского мира. А отыгрываются исламисты, как и в былые времена на своих же братьях по крови, только принявших Христианство, рассматривая их как «пятую колонну».

Как отмечает Леви, большинство сувенирных лавок в Восточном Иерусалиме, традиционно принадлежавших христианам, уже обрели хозяев-мусульман, а если нет, то платят дань рэкетирам. Защиты им ждать неоткуда, потому что израильской полиции до таких тонкостей, да еще и в арабском квартале, нет дела. В итоге в старом городе Иерусалима сейчас живет 18 тыс. мусульман и только 5 тыс. арабов-христиан: десятилетие назад последних было в два раза больше. Большинство последних, предпочитают, махнув на все рукой эмигрировать. И это сейчас, в период очередного «перемирия», которые как показывает практика, на Ближнем Востоке бывает очень не долгим. Посещение Израиля и Палестинской автономии оставляет устойчивое впечатление затишья перед большой бурей. Значит, христиане и дальше будут ложиться под паровой каток арабо-израильского противостояния.

Даже закоренелый скептик не станет отрицать: множество библейских предсказаний, касающихся Иерусалима и Израиля уже исполнилось. По слову Иисуса древняя столица Израильского Царства была в 70 году по Р.Х. разрушена римлянами, а сам народ, распявший Сына Божия – рассеян, словно песок по лицу земли. Но ветхозаветные пророки говорят, что в последние дни «народ Божий» вновь соберется на своей земле. В 1948 году, то есть две тысячи лет спустя, это и произошло с образованием государства Израиль.

Благодаря культивации и ирригации почв здешние пустыни превратились в прекрасные цитрусовые рощи, а пересохшие водоемы – в богатые рыбные хозяйства. Впечатляет капельное орошение – вокруг безжизненный марсианский ландшафт, воздух плавится от жары, а деревья и цветы буйно цветут. На земле проложены резиновые трубочки с маленькими дырочками, из них сочится прозрачная живительная влага необходимая для жизни растений. Причем, занято в израильском сельском хозяйстве всего 5 % населения. Но благодаря высоким технологиям и изобретательности израильтян этого вполне достаточно для того, чтобы кормить не только свой, но и другие народы. В том числе россиян, уже не мыслящих свой новогодний стол без свежей израильской клубники.

В самом деле, не перестаешь удивляться достижения сельского хозяйства этой страны. Менее шестидесяти лет назад государство это было построена на песках и посреди непролазных малярийных болот, без пригодной для питься воды, и вот рынки уже ломятся от изобилия, киббуцы жалуются на кризис перепроизводства, овощи и фрукты дешевы и доступны всем. Так сбылось пророчество Исайи, 2500 лет назад говорившего, что когда евреи вернутся из изгнания на родину, «возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет, как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать» (Ис. 35:1-2).

Что же будет дальше? Израиль обратится ко Христу и будет прощен: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили (Иисуса), и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададримона в долине Мегиддонской... В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты». (Зах.6-12). Город Иерусалим будет городом Царя, все народы поклонятся Иисусу. Вид Святого Града будет подобен Небесному Царствию на земле: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов; И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21:23-27). Даже природа будет торжествовать: «И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла иудейские наполнятся водою» (Иоил. 3:18). Так по слову апостола Павла «весь Израиль», а вместе с ним и все мы, спасемся.

Иерусалим – Москва

Примечание:

[1] Трагедия русской духовной миссии в Иерусалиме //«Православная Русь». Церковно-общественный орган, № 13 (417), 1/14 июля 1948.

Христиане в Израиле (статистика)

В Израиле христиане составляют 2,3% всего населения страны и 13,7% от его нееврейского населения населения (90% из них – арабы). Около 50% христиан проживает в Галилее. Самые крупные общины – в Назарете и Бет-Лехеме (Вифлееме). Большинство христиан Израиля говорит по-арабски и по обычаям и внешнему виду не отличается от арабов-мусульман.

Христиане Израиля принадлежат к четырем основным церквам: католической, православной, монофизитской и протестантской.

Католическая церковь – самая большая. Ей принадлежит разветвленная сеть религиозных, культурных и благотворительных учреждений. К католической церкви относится целый ряд восточных церквей, сохраняющих свою структуру и обряды, но признающих главенство Папы: греко-католическая, маронитская, армяно-католическая, сиро-католическая, халдейская и коптская.

Православная церковь – вторая по величине в Израиле. Внутри ее самая большая – греческая. Во главе последней стоит патриарх, он занимает ведущее положение среди православного духовенства страны.

К Православной Церкви относится также: основанная в 1874 г. русская духовная миссия Русской Православной Церкви Московской Патриархии во главе с архимандритом; миссия Американской Православной Церкви и миссия Румынской Православной Церкви.

Монофизитская церковь насчитывает около 4,5 тысяч прихожан. Она представлена в Израиле армянской апостольской (григорианской) церковью. Около половины ее прихожан проживает в Армянском квартале в Иерусалиме. К монофизитам относятся армяне, копты, сирийцы-яковиты, эфиопы.

Протестантская церковь в Израиле около 4 тысяч прихожан и представлена приблизительно 20-ю направлениями.

Израиль признает автономию во внутренних делах христианских общин, которая распространяется на управлениями святыми местами, на назначение священнослужителей, на школьное образование и на судопроизводство. Воскресные дни и христианские праздники официально признаны нерабочими днями для христиан. В последние 30 лет за государственный счет были реставрированы многие святые места. Христиане освобождены от воинской повинности.

Картина дня

наверх