Нураги — великая тайна Сардинии
В самом сердце Средиземного моря расположена Сардиния — земля, на которую по легенде ступил Создатель. На этом острове, расположенном к западу от Апеннинского полуострова между Сицилией и Корсикой, и только здесь, можно увидеть уникальные сооружения в форме башен — нураги, сложенные из гигантских грубо обработанных камней в виде усеченных конусов. Эти строения связаны с давно исчезнувшей загадочной цивилизацией нурагийцев, которая существовала на острове Сардиния во II тысячелетии до нашей эры.
В основном нураги встречаются в северо-западной и южно-центральной частях острова. Всего на острове учеными найдено около 8 000 башен, но в древности их было куда больше. Некоторые из исследователей называют цифры от 20 до 30 тысяч.
К сожалению, целых каменных башен на Сардинии практически не сохранилось. Большая часть нурагов разрушена до самого основания, а многие и вовсе занесены толстыми слоями земли. Сохранившиеся фрагменты указывают на хорошо продуманную и безукоризненно выполненную конструкцию.
Стены нурагов сложены из базальтовых блоков весом до трех тонн. Искусные строители укладывали камни круг за кругом без использования каких-либо связующих растворов, постепенно сдвигая к центру. Многотонные конструкции удерживались лишь за счёт собственного веса, а главный секрет устойчивости заключался в применение камней разной плотности и формы. Если между камнями оставались щели, их забивали плоскими осколками породы. Высота некоторых строений, не имеющих фундамента, достигала 20 метров, а их диаметр – 30–50 метров. У основания стены нурага были 4–5 метров толщиной.
Вход в башню практически всегда располагался с южной стороны, сразу за ним следовал широкий коридор, ведущий в круглую комнату со сводчатым потолком. В больших нурагах таких комнат было несколько. Своды сооружений также выложены с помощью «сухой» кладки.
Верхняя часть этих загадочных строений являлась своеобразной террасой с парапетом, куда поднимались по винтовой лестнице. Свет для освещения падал через узкие оконца в толстых стенах. Наверху, на высоте 6 метров, находился выход. Археологи предполагают, что это выход был запасным, и связь с внешним миром осуществлялось посредством верёвочных лестниц или подъёмных мостов.
Кроме отдельно стоящих нурагов сооружались целые нуралогические комплексы, когда вокруг центрального строения возводилось множество башен самой разной высоты, соединённых крепостным валом. Вокруг нурагов потом строились целые деревни из круглых каменных хижин — «пиннетт», выложенных из камня. Между хижинами и башнями образовывались соединенные между собой узкие улочки, шириной меньше метра.
Один из таких комплексов — Су-Нуракси-ди-Барумини, центром которого является трехуровневая каменная башня, сооружённая около XV века до нашей эры. Вокруг неё — четыре башни, расположенные четко по сторонам света. Семь башен поменьше, соединенные стеной, образовывали внешнее кольцо. До наших дней сохранилось только пять из них. Рядом с башней хорошо сохранились необычные чаши, выдолбленные из цельного камня. Какую роль они выполняли в древние времена, пока не известно.
Во внутреннем дворе прорыт колодец с питьевой водой, глубиной до 20 метров. Он имеет форму перевернутой нураги. В глубине его диаметр — 4 метра, а к верху его каменные стены сужаются до размеров обычного колодца. Вода до сих пор наполняет его.
Под грудой камней в Су-Нуракси в 1950 году была раскопана странная статуэтка – модель нурага, по которой ученые смогли воссоздать его первоначальный облик. Видимо, древним строителям эта статуэтка служила макетом возводимой башни и заменяла чертежи. В 2015 году на территории комплекса при раскопках были найдены 2 целые амфоры. Предполагается, что они сохранились, потому что были вкопаны в основание дома как оберег.
О назначении нурагов у историков и археологов единого мнения нет и по сей день. Одни башни строились на склонах, другие — на горах, а третьи — на вершинах холмов.
Сейчас большинство учёных склоняется к мысли о многофункциональности нурагов. Простые нураги на вершинах холмов могли служить смотровыми башнями, а множество строений на побережье вполне можно считать вышками для наблюдения за морем, а также временным жильём для заходящих в порт торговцев.
Нураги же более сложной конструкции строились в общинных центрах и могли предназначаться для собраний или же были храмами, резиденцией правителей, а возможно сочетали все эти функции сразу. По другой версии, нураги вначале строились для военных и оборонительных целей, а затем превратились в ритуальные центры.
Несомненно, башни имели символическое значение. Кстати, практически во всех исследованных нурагах археологи находили рога оленя. Они покоились в специальных углублениях под стенами. Возможно, олень для нурагийцев был священным животным, а также мог почитаться и как дух-хранитель жилища.
О нурагийцах сегодня известно совсем немного. Их происхождение и этническая принадлежность туманны. Единственное, о чём с уверенностью заявляют исследователи, нурагийцы не были индоевропейцами.
Первые люди на Сардинии появились почти 10 000 лет назад, возможно, с Корсики. Некоторые учёные полагают, что в период позднего палеолита вообще существовал своего рода мост Африка – Сардиния – Корсика – Европа, и переселенцы могли прийти откуда угодно.
Вторая волна переселенцев пришлась на эпоху неолита, где-то 4-5 тысяч лет назад. По мнению известного русского учёного А.И. Немировского, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию. Действительно, изделия искусства нурагийской культуры обнаруживают определённое сходство как с этрусским искусством, так и с изделиями восточного Средиземноморья. Однако, по мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагийской культуры была в своё время самой прогрессивной для всех цивилизаций западного Средиземноморья, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии.
Получается, что нурагийцы — не этруски, не народы моря, не коренные жители Сардинии, не иберийцы и не североафриканские племена, организовавшие в тот промежуток времени на острове самостоятельные поселения. Тогда кто же они — симбиоз нескольких культур или же культура самостоятельная? Ответа нет до сих пор.
Закат нурагийской культуры начался с приходом финикийцев. Сардиния оказалась втянутой в войну за «место под солнцем», а затем, около II века до н. э., оказалась подчинённой Риму и начала постепенно исчезать. Исчезали и нураги. Часть исследователей полагает, что нурагийцы свои башни хоронили. В буквальном смысле этого слова.
Такая гипотеза родилась из факта, что все нураги на Сардинии были найдены в курганах одинаковой формы. Вероятно, что перед тем, как навсегда покинуть нураг, его жители замуровывали все входы каменными плитами, а потом сооружение засыпалась землёй. Однако возле нурагов не было котлованов, откуда могли черпать землю на засыпку. Значит, она привозилась? Но откуда и каким образом?
Нурагийская культура не исчезла бесследно. Помимо нурагов, она оставила о себе массу других свидетельств: сантуарии, священные колодцы, захоронения, известные под названием «гробницы гигантов», а также бронзовые изделия, в основном, статуэтки, известные как «бронзетто». Чаще всего бронзовые фигурки изображали воинов, охотников, животных и женское божество, скорее всего, Танит.
Приобретённые на основании анализа бронзетто данные позволили некоторым учёным высказать мысль, что нурагийцы — это народ, в числе немногих стоявший у истоков европейской цивилизации.
Государство, общество, справедливость: энергетический подход
Если подходить к государству с точки зрения энергетики системы, то ключевыми понятиями для нее явятся эквивалентность и неэквивалентность энергетического обмена. Объяснение этому простое - для того, чтобы существовать социум должен получать энергию. Речь идет именно о получении энергии, а не вещества. Конечно, между природой и обществом имеет место и движение вещества. Однако рассмотрение вещественного обмена есть более низкий порядок системного анализа, ибо, ставя на одну доску вещество природы и вещество социума, принципиально не отличающиеся между собой и составляющие первичный субстрат и того и другого, мы, тем самым, вынуждены качественно уравнять и виды энергии, сопровождающие этот обмен, то есть говорить о циркуляции между социумом и природой естественной (механической, биохимической и прочей) энергии. Следовательно, если мы намерены выявить особенные черты обменного отношения "социум - природа" и на этой базе дать анализ более конкретным социальным явлениям, нам придется оперировать в первую очередь не понятием обмена веществ, а обмена энергиями.
Социальная форма движения материи предполагает и новый, специфический для общества вид энергии - социальный. Социальная энергия не сводима к естественной энергии, хотя и существует на ее материальной основе. Она отличается от всех прочих тем, что по сути, это энергия культуры, разума, то есть энергия ноосферы. Но откуда, из какого источника социум получает энергию? Очевидно, что общество непосредственно черпает энергию из окружающей природной среды в ее естественных формах, а государство опосредованно получает ее от общества, но не столько в природных, сколько в превращенных, социализированных формах. Таким образом, природа и общество, космос и социум находятся в отношениях системы и подсистемы. Энергетический обмен между ними может происходить тремя способами. Если социум поглощает из внешней среды столько же энергии, сколько выделяет в результате своей жизнедеятельности, то оно представляет собой систему в состоянии динамического равновесия (гомеостаза) с внешней средой. Никакого развития общества в таком случае не происходит - для этого просто нет лишней энергии. Энергетический обмен со средой полностью эквивалентен. Если социум потребляет из внешней природной среды больше, чем производит - он живет за счет природы, паразитируя на ней. Результатом является его деградация, так как общественные связи в таких "тепличных" условиях остаются невостребованными и упрощаются. Когда же социум генерирует энергию б?льшую, чем та, которую он черпает из природы, он получает возможность развиваться. Но где же социум может взять дополнительную энергию, превышающую ту, которую он получает непосредственно из природы? Только внутри самое себя - за счет усложнения внутренних связей и появления новых противоречий. "Не мир я пришел дать земле, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме будут разделяться; трое против двух и двое против трех". (Ев. от Луки. 12, 69).
На наш взгляд, в зависимости от способа получения обществом внутренней энергии можно различать - в качестве идеальных типов - закрытую и открытую общественные системы. Закрытая система как целое пытается решить энергетическую проблему в основном за счет неэквивалентного внутреннего обмена со своими элементами - индивидами, эксплуатируя, в первую очередь, их природную энергию в виде изъятия экономическими или внеэкономическими способами прибавочного, а в ряде случаев и части необходимого продукта. Непосредственным адресатом неэвивалентного обмена является социальная элита, которая перераспределяет в свою пользу общественный продукт. Понятие элиты в широком смысле сходно по своему значению с аристократией (власть лучших) или с меритократией (власть достойных). В. Парето наиболее важными в истории событиями считал судьбу правящего меньшинства: "История обществ есть большей частью история преемственности аристократий". Г. Моска полагал, что "во всех человеческих обществах, достигших известного уровня развития и культуры, политическое руководство в самом широком смысле слова, включающее административное, военное, религиозное и моральное руководство, осуществляется постоянно особым, т.е. организованным, меньшинством". (См.: История политических и правовых учений. / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 1997. С. 707-710). Естественно, что субъектом общественного развития, требующего использования дополнительной энергии, является главным образом такая, политико-экономическая, элита. Политическая форма ее существования - это государство, которое возникает и функционирует лишь на таком этапе общественного существования, когда материальные условия позволяют не всем индивидам, а лишь части общества эффективно заниматься управленческим и творческим трудом в интересах сохранения и развития социальной целостности. Это, конечно, не означает, что в обществе развивается только элита (иначе, как объяснить появление ломоносовых и кулибиных?), но развитие социума происходит качественно и количественно неравномерно - более свободная элита, как правило, служит активным движущим элементом, демос же в основном следует в ее фарватере, пользуясь, в конечном счете, достижениями элиты. Если элита в силу тех или иных причин перестает работать на общество, сходит с рельсов как локомотив истории, происходит социальная трагедия, самым ярким примером которой может служить гибель Римской империи, а наиболее близким - развал СССР. Таким образом, государство нельзя определять ни как механизм лишь для поддержания власти господствующих классов, ни только как способ решения общих дел. Это нечто среднее -организация для поддержания политико-экономического господства элиты в целях решения общих дел. Отличительной особенностью государства всегда является то, что интересы отдельных индивидов, так или иначе, приносятся в жертву интересам сохранения и развития социальной целостности. По образному выражению П. Рикера, "государство есть неразрешимое противоречие рациональности и силы". Оно одновременно сочетает в себе образ зверя - "принцип Иоанна Богослова" и образ правосудия - "принцип апостола Павла". (См.: Ricoeur P. Political and Social Essays. Athena, 1974. P. 201, 208).
Открытое общество - пока не достигнутый нигде идеал, реальные ростки которого, однако, уже известны под именем информационного общества. Новая энергия ноосферы создается здесь не за счет перераспределения элитой в свою пользу общественного продукта (эксплуатации индивидов), а в результате освоения естественных внешних ресурсов путем тотального использования науки, знаний, которые делаются главной производительной силой, пришедшей на смену физической мышечной, машинной силе и конвейеру. Собственность приобретает главным образом информационную природу - от распространения среди многих индивидов она не уменьшается, а, напротив, растет. "Живя в рациональном обществе, где люди свободны, - пишет Айн Рэнд в своем романе "Атлант расправил плечи", признанном в 1991 г. одной из наиболее читаемых книг Америки, - вы получаете неизмеримый выигрыш: материальная ценность вашей работы определяется не только вашими усилиями, а усилиями наиболее талантливых умов в мире… Только идея в любой области рациональных усилий может распределиться среди любого количества людей, обогащая ее обладателей и ничего не требуя взамен, повышая их производительность, каким бы трудом они не занимались. Такова природа конкуренции между сильными и слабыми умами, такова структура эксплуатации, в которой вы обвиняете сильных".
Политико-экономическая элита при переходе к открытому обществу заканчивает свое существование, давая дорогу элите интеллектуальной. Главное отличие между ними состоит в том, что социальные мембраны, обычно разделяющие элиту и демос, в открытом обществе не просто становятся проницаемыми - они отсутствуют. Это значит, что элита взрывообразно расширяется и беспрепятственно пополняется, поскольку единственным условием вхождения в нее являются не политические и не экономические, а социально-антропологические факторы, а именно, способности и интеллект. Экономическая особенность открытого общества состоит в том, что все индивиды получают за свой труд действительный эквивалент тому, что они дали обществу, без обязательного перераспределения его части в пользу элиты. Открытое общество, не имеющее необходимости содержать политико-экономическую элиту, есть и предел идеи государства, которое разительно трансформируется. Социальное администрирование, конечно же, остается и здесь, но приобретает черты буквально правового государства: общество управляется с помощью информационного ресурса - права посредством юстиции, остальные функции государства уступают место общественному самоуправлению. Можно сказать, что в открытом обществе государство изживает в себе образ зверя, оставляя лишь образ правосудия.
Энергетический подход на основе принципа эквивалентности обмена позволяет также иначе взглянуть на природу и соотношения понятий права и справедливости. Представляется, что сущность права составляет понятие справедливости; право есть не что иное, как справедливость, возведенная в закон. То, что не справедливо, не имеет истинно правового содержания, нелигитимно.
Но что следует понимать под справедливостью? По Аристотелю, справедливость - это определенная характеристика таких отношений между людьми, которые нуждаются по своей природе в известной мере. "Итак, правосудность сия есть полная добродетель, [взятая], однако, не безотносительно, но в отношении к другому [лицу]". Опираясь на анализ работ Аристотеля (Никомахова и Большая Этика), исследователи выделяют три вида подобных отношений: распределения, обмена и воздаяния. Им соответствуют три разновидности справедливости: а) дистрибутивная, или распределительная; б) коммутативная, или обменивающая; в) ретрибутивная, или воздающая. При этом справедливость каждого из этих видов может быть либо разделяющей, либо уравнивающей. Дистрибутивная (распределительная) справедливость ведает распределением благ между членами общества на основании некоего принятого критерия, например: "каждому по его труду" (разделяющая справедливость) либо распределением благ поровну (уравнивающая справедливость). Коммутативная, т.е. обменивающая, справедливость предполагает либо равный пропорциональный обмен (например, эквивалентный товарообмен, т.е. уравнивающая коммуникативная справедливость), либо неравный пропорциональный обмен (например: обмен между господином и рабом, т.е. разделяющая коммуникативная справедливость). Наконец, ретрибутивная (воздающая) справедливость проявляет себя как в неравном пропорциональном воздаянии (наказание, пропорциональное степени общественной опасности деяния), так и в равном воздаянии, например в случае применения принципа талиона: "око за око, зуб за зуб". (См.: Б.Н.Кашников. Концепция общей справедливости Аристотеля: Опыт реконструкции. / Сектор этики Института философии РАН. Этическая мысль. Вып. 2. М.: ИФ РАН. 2001. С. 27-32). Однако при подобном подходе предмет справедливости - это лишь добродетель граждан, выражающаяся в их отношениях друг с другом по поводу обмена благами, а также добродетель государства, проявляющаяся в распределении благ и в правосудии. При этом в значительной мере теряется конечный практический результат, например, надлежащее распределение среди членов общества благ или соблюдение равновесия социума.
Вместе с тем, существует теоретическое представление о справедливости как условии сохранения гомеостаза, или социостаза общества, то есть такого его состояния, которое характеризуется динамическим равновесием. Так, К. Боулдинг рассматривает справедливость как "тягловую силу, приводящую в действие гомеостатический аппарат общества". (Boulding K. Social, Justice in Social Dynamics. Social Justice. N.Y., 1962. P. 73-92). Н. Гартман видел главной задачей справедливости обуздание грубого эгоизма и обеспечение идеи равенства. (См.: Hartman N. Ethik. Derlin und Leipzig, 1926. S. 381-383). Но состояние равновесия системы - это энергетическая характеристика, состоящая в том, что обмен системы энергией с окружающей средой таков, что позволяет сохранять ее целостность и самоидентичность.
Коль скоро общественный гомеостаз есть главная цель справедливости, последняя в конечном своем значении должна именоваться "высшей", в отличие от справедливости в отношениях между отдельными элементами социальной системы (индивидами), которую поэтому можно именовать "элементарной". Справедливость "высшая" - представляет собой характеристику энергетического обмена, но не между индивидами, а между социумом в целом и природной средой. Если этот обмен обеспечивает гомеостаз или, более того, развитие общества, все опосредующие такой обмен акты должны быть признаны справедливыми и легитимными. Например, действует ли справедливо и правомерно глава государства, отдавая приказ сбить захваченный террористами самолет, направленный ими на атомную электростанцию, когда при этом заведомо должны погибнуть и ни в чем не повинные пассажиры самолета? С точки зрения "высшей справедливости" действия главы государства абсолютно оправданы, ибо иное грозит всему обществу катастрофой, хотя для каждого невиновного пассажира это "элементарно" несправедливо. "Высшая" справедливость дает исток всем публичным отраслям права: государственному, административному, уголовному, всем видам судопроизводства и т.д.
"Элементарная" справедливость также участвует в сохранении гомеостаза общества, но путем обеспечения не внешнего, а внутреннего равновесия системы, предотвращая возмущения отдельных ее элементов. Она, в свою очередь, может быть разделена на два подвида: уравнивающая справедливость и справедливость индивидуальная. Первая, связанная с равным распределением благ, совершенно не учитывает особенностей индивида, а исходит лишь из антропологического равенства всех людей. Такая справедливость востребована во время стихийных бедствий, войн, вообще в экстремальных для тех или иных групп людей ситуациях. Индивидуальная же справедливость имеет место в процессе обмена (например, товарообмена между участниками рынка) и воздаяния (правосудие, благотворительность, социальное обеспечение, награды). Она пропорционально учитывает особенности личности, качество товара и т.д. "Элементарная" справедливость питает в основном отрасли частного права, хотя имеет значение и для права публичного (например, в части справедливости наказания в судопроизводстве).
Значение индивидуальной справедливости становится особенно велико в условиях открытого (или информационного) общества, поскольку именно творческая личность является здесь главным источником общественного развития. Более того, можно говорить, что "высшая" справедливость во многом конвергирует со справедливостью "индивидуальной". Чтобы убедиться в этом достаточно заглянуть в любую современную конституцию, где интересы личности названы превыше государственных прав.
-ö-ö-
Новая секс-услуга. Русские девушки расплачиваются натурой
В России тысячи девушек мечтают выйти замуж за иностранца и уехать с ним заграницу. Эти потенциальные невесты готовы на все ради воплощения своей мечты о сказочной жизни с заморским принцем. Иностранцев, в свою очередь, тоже всегда привлекали русские красавицы. На этом взаимном интересе и сыграли российские брачные агентства. Русским девчонкам они обещают найти хорошего заграничного мужа, а иностранцам - бесплатный секс с русскими девчонками. Вот так, оказывается, все просто.
«Невестам» преподносят это следующим образом: потенциальный жених должен познакомиться с девушкой поближе, но времени разводить канитель с ухаживаниями и цветами у него нет. Поэтому отношения начинаются сразу с секса, а уж потом, если мужчина окажется доволен, можно будет продолжить знакомство. И с тех, и с других агентство, самой собой, берет оплату, причем немалую.
Девушки и не подозревают, что никакого продолжения не будет, и что иностранцы приехали в Россию по так называемому сексуальному туру (Romantik Tour to Russia). А происходит это все так. В каком-нибудь московском гостиничном комплексе предприимчивое агентство арендует апартаменты и устраивает знакомства иностранцев с русскими девушками. Выглядит все весьма респектабельно: в первый день – банкет, затем – совместная прогулка по столице, третий день – на личное усмотрение. По вечерам все три дня невесты старательно ублажают зарубежных гостей в постели.
Девушки уверены, что их кавалеры – преуспевающие холостые бизнесмены. На самом деле в российские сексуальные туры выходного дня ездят разведенные мужчины не первой свежести, не желающие иметь детей. Обычно – слесари, работники автозаправочных станций, электрики, словом, низший обслуживающий персонал. По возвращении на родину они будут показывать своим друзьям фотографии русских красавиц и рассказывать, что они с ними вытворяли.
А вытворять с собой «невесты» действительно позволяют все, что угодно. Так страстно заниматься сексом с иностранцем не будет ни одна путана. Девушки уверены, что, чем лучше она удовлетворит заморского жениха, тем больше шансов, что он увезет ее с собой заграницу.
Вот как рассказывает об одной из таких «вечеринок» ее участница. «Персонал отеля с усмешкой наблюдает, как в холле, теребя в руках пригласительные билеты, цокают высокими каблучками полсотни «невест» - красотки лет 20-22. Наконец, девчонок запускают в святая святых – за столики. А там… дюжина потасканных американских ковбоев. Удобно расположившись за столиками, они пожирают глазами молоденьких невест. Те прохаживаются по залу, усиленно покачивая бедрами, и беспрестанно улыбаются. Указывая на понравившуюся девочку, «жених» кивает переводчице, и та мигом оказывается рядом, тараторя: «Вам сколько лет? 19? Отлично! С вами хочет познакомиться вон тот респектабельный господин».
После этого иностранцы с избранницами разъезжаются по ресторанам. «Выбранные» девушки уверены, что им выпал счастливый билет. Те, кому не повезло, уныло разбредаются, но на следующий день приходят снова, чтобы опять попытать счастье.
Свежие комментарии