Тайная доктрина

1 974 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Фото 3Уроки русского: ч...
  • Юрий Ильинов
    Фото 2Уроки русского: ч...
  • Юрий Ильинов
    Что это? Месяц назад сфотографировала на берегу Каспия не пойми что. То ли часть от чего-то, то ли совсем непонятное ...Уроки русского: ч...

Как будущий американский самолет NGAD может доминировать в воздухе

www.techinsider

 

Как будущий американский самолет NGAD может доминировать в воздухе

По мере того как Россия и Китай догоняют и перегоняют самые современные американские истребители, ВВС США продолжает разработку новых машин. Программа «Следующее поколение доминирования в воздухе» (Next Generation Air Dominance, NGAD) позволит обновить флот, состоящий из быстро устаревающих самолетов F-22. По официальным данным военных, единовременно в боевой готовности удается поддерживать лишь 33 F-22, тогда как число китайских J-20 оценивается в 50, да и российская армия планирует к 2028 году получить 76 новейших Су-57. Привычное технологическое доминирование ВВС США оказывается под угрозой.
Как будущий американский самолет NGAD может доминировать в воздухе

И J-20, и Су-57 используют технологии стелс и предназначены для получения превосходства в воздухе. Американские F-35 больше ориентированы на нанесение ударов по земле, и их противниками выступают скорее F-22. Сведения о будущем самолете шестого поколения крайне скудны, но ожидается, что он заметно обгонит конкурентов. Рассмотрев характеристики всех машин, можно предположить, с чем ему предстоит бороться и какие возможности для этого необходимы.

Что такое NGAD

ВВС США уже несколько лет работают над программой NGAD (Next Generation Air Dominance, воздушное превосходство нового поколения).

Она предполагает разработку семейства систем, ключевым элементом в которых выступит истребитель. Другими платформами, вероятно, будут беспилотные летательные аппараты, несущие дополнительное вооружение и выполняющие другие миссии.

В прошлом году в рамках NGAD ВВС США секретно испытали демонстратор самолет шестого поколения. Его разработала и собрала неизвестная американская компания. Демонстратор был полностью спроектирован в цифровом виде, и часть испытаний его модель тоже прошла в симуляторах. Технические подробности о нем не раскрываются.

Стелс

Целый набор технологий позволяет снизить видимость самолета для радаров противника. Некоторые из них – например, покрытие, поглощающее излучение, – применялись еще в истребителях четвертого поколения. Но Су-57 и J-20 изначально проектировались с учетом этого фактора, и особые геометрические формы их планеров дополнительно уменьшают радиус обнаружения машины. Можно ожидать, что самолет NGAD будет еще менее заметным для радаров.

Су-57 «Преступник»

Стелс-возможности Су-57 находятся в промежутке между поколением 4+ (как у F/A-18E/F Super Hornet) и 5 (как у J-20), хотя, по словам авиаэксперта Тайлера Роговэя, «ближе к первым, чем к последним». Машина демонстрирует уменьшенную площадь рассеяния в сравнении с четвертым поколением, однако до американского пятого ей далеко. «Россия считает стелс-технологии весьма полезными, но не демонстрирует никакого желания обойти в них США», – говорит редактор Aviation Week Стив Траймбл. Впрочем, серийные Су-57 показали прогресс в сравнении с ранними прототипами.

Как будущий американский самолет NGAD может доминировать в воздухе
Су-57 – первый российский самолет, использующий технологии стелс.

J-20 «Черный орел»

О возможностях стелс-покрытия китайских J-20 можно лишь гадать. Однако общее сходство самолета с F-22 показывает, что они более совершенны, чем у Су-57. Профессор Мэрилендского университета Майкл Пелоси и его коллега из Американского института аэронавтики и астронавтики Карло Куп провели компьютерное моделирование J-20. Работа подтвердила, что переднее оперение затрудняет обнаружение самолета в лобовой проекции. Однако на машине установлены двигатели предыдущего поколения, оставляющие заметный тепловой след, хотя и с квадратными воздухозаборниками, снижающими заметность.

NGAD

У истребителя шестого поколения NGAD будет и стелс-геометрия, и поглощающее покрытие корпуса. Для дополнительного снижения видимости в ИК-диапазоне станет применяться сложная система распределения тепла. Ожидается, что NGAD использует собственные средства радиоэлектронной борьбы, подобные установленным на EA-18G Growler, и сможет активно препятствовать своему обнаружению за линией обороны противника.

Авионика

Пилоты F-35 любят называть его «квотербеком небес», ключевым нападающим. Это настоящий суперкомпьютер с крыльями, способный собирать и быстро анализировать информацию о своих и чужих самолетах, наземной и воздушной обстановке, целях и задачах миссии и т.п. – и выдавать все это летчику в простом интерфейсе. Насколько известно, и Россия, и США использовали подобные технологии в Су-57 и J-20. С помощью искусственного интеллекта NGAD сможет обрабатывать еще большие массивы данных из разных источников.

Су-57 «Преступник»

Су-57 обменивается информацией с другими самолетами и наземными средствами, объединяет их с показателями собственных датчиков и создает целостное представление поля боя. Российские военные уже довольно давно реализуют концепцию «сетецентричности», которая подразумевает в том числе и постепенное повышение автоматизации полета, что позволяет летчикам сосредоточиться на сражении. Боковые радары Су-57 в сочетании с носовой РЛС «Н036 Белка» с фазированной антенной решеткой дают машине широкий обзор.

J-20 «Черный орел»

Предполагается, что J-20 использует защищенный канал для связи и обмена информацией. Под носом машины находятся инфракрасные и оптические датчики, которые непрерывно сканируют горизонт для отслеживания самолетов противника. Кроме того, J-20 несет пассивную систему, позволяющую обнаруживать чужие машины, не выдавая при этом себя. Бортовая авионика комбинирует данные разных сенсоров и формирует единую картину боя, автоматически определяет скорости и типы замеченных самолетов. Информация выводится на голографический дисплей шлема и на экраны панели управления. Центральный монитор имеет размер 24х9 дюймов, по соседству расположены три экрана поменьше.

Как будущий американский самолет NGAD может доминировать в воздухе
Первый китайский J-20 развил скорость 2,55 Маха.

NGAD

Здесь разработчики применяют тот же открытый подход, что и создатели нынешних смартфонов, – это должно обеспечить будущий самолет шестого поколения невероятно производительным набором авионики, датчиков и компьютеров. Как телефон может регулярно обновляться, дополняясь все новыми и более совершенными сенсорами, так и авионика NGAD будет модернизироваться на протяжении всего времени службы. «Современный самолет – это не просто планер, это единая система датчиков и вооружения. И поскольку все здесь взаимосвязано, любой апдейт программного обеспечения может за считаные минуты существенно повысить производительность».

Вооружение

Для сохранения малой радиозаметности почти все вооружение истребителя располагается внутри, хотя предусмотрены и внешние подвески для размещения дополнительной огневой мощи. Россия и Китай пока сохраняют большой флот самолетов четвертого поколения, поэтому пятое станет применяться, скорее всего, в миссиях, требующих минимальной заметности. Также и NGAD будет нести вооружение внутри; ожидается, что его грузоподъемность превысит возможности F-35 и F-22.

Су-57 «Преступник»

Уникальная компоновка внутреннего пространства позволяет размещать от четырех до шести ракет «воздух – воздух» среднего радиуса действия. Дополнительное вооружение располагается у основания крыльев, в треугольных отсеках, где могут находиться ракеты ближнего действия. Имеется шесть внешних точек подвески. На Су-57 устанавливается 30-миллиметровая автоматическая авиапушка – модернизированный вариант ГШ-30-1, стоящей на вооружении с начала 1980-х. Она способна делать до 1800 выстрелов в минуту и использовать бронебойные заряды, что делает ее особенно опасной на дистанциях до 800 м в воздушном бою и до 1800 м – при обстреле земли.

J-20 «Черный орел»

Основной грузоотсек J-20 может вместить целый набор бомб и ракет «земля – воздух», а для вооружения класса «воздух – воздух» предназначены два боковых. Это позволяет самолету вести сражение, не раскрывая створок основного отсека и не повышая своей радиозаметности. Однако для ближнего боя J-20 не предназначен: у него – единственного в пятом поколении – нет пушки. Всего можно загрузить до четырех ударных средств в главный грузоотсек, по одному – в боковые и еще четыре разместить снаружи, на внешних подвесках.

NGAD

Скорее всего, истребитель NGAD изначально проектируется для работы в связке с беспилотниками, такими как разрабатываемый ВВС Skyborg или Loyal Wingman компании Boeing. Объединенные в сеть, они позволят расширить наблюдаемое пространство, опознавать и вести цели и послужат промежуточными узлами для обмена информацией. Ожидается, что благодаря мощной энергосистеме NGAD сумеет использовать «оружие направленной энергии» – лазерное. Оно, кстати, вполне может быть и неударным: с помощью лазеров легко создавать в воздухе ложные инфракрасные цели.

Маневренность

Акробатичный Су-57 создан для ближнего боя, а J-20 опирается на авионику и дальнее вооружение, держась на дистанции. В США стремятся скорее ко второму варианту, используя загоризонтные средства борьбы, хотя F-22 демонстрирует и хорошую маневренность. Вероятно, создатели NGAD не обойдут вниманием сражения в прямом контакте, но продолжат действовать в рамках традиционного для ВВС США подхода.

Су-57 «Преступник»

Су-57 – единственный на сегодня самолет стелс, использующий двигатели с полностью отклоняемым вектором тяги. Это позволяет контролировать направление тяги независимо от направления движения истребителя, совершать эффектные повороты на малых скоростях и ориентироваться под неожиданными углами для проведения атаки – например, удерживать нос в направлении цели и продолжать движение мимо нее.

J-20 «Черный орел»

Двигатели J-20 неспособны контролировать направление тяги, хотя китайские разработчики заявили, что в версии J-20B такая возможность появится. Некоторые эксперты полагают, что большая длина и не слишком удобная аэродинамика машины не позволят превратить ее в мощное оружие ближнего боя. Но, по словам китайских летчиков-испытателей, по маневренности самолет не уступает J-10 четвертого поколения. Авиационный аналитик Сун Вэньцун также считает, что акробатические способности J-20 сильно недооценены, – однако реальная ситуация остается неясной.

NGAD

Как и Су-57, F-22 оснащены двигателями с отклоняемым вектором тяги, но более скромными по возможностям. Очевидно, в американских ВВС предпочитают машины, действующие издалека, но способные показать себя и в ближнем контакте. Однако на доступных изображениях концепты самолета NGAD лишены вертикального хвостового оперения, которое сохраняется у F-22 и F-35: разработчики жертвуют маневренностью ради невидимости.

Как будущий американский самолет NGAD может доминировать в воздухе
NGAD в версии разработчиков Boeing: видны малозаметные воздухозаборники.

В целом

Су-57 и J-20 – первые и единственные для России и Китая самолеты тактической авиации, широко использующие технологии стелс. В силу этого они лишены специализации и ориентированы на выполнение широкого спектра миссий. NGAD демонстрирует противоположный тренд: он создается исключительно для воздушного боя и нейтрализации авиации противника. Соответственно, конструкция NGAD будет адаптирована под более узкий набор задач, тогда как его конкуренты стараются быть универсальными.

Су-57 «Преступник»

Будущие Су-57 получат двигатель второго этапа («изделие 30»), но пока в них используются не столь мощные турбореактивные АЛ-41Ф, позволяющие развивать более 2 Маха и набирать высоту до 20 км на скорости больше 350 м/с. В сочетании с отклоняемым вектором тяги это делает Су-57 скоростной и высокоманевренной машиной. Точные цифры не разглашаются, но считается, что Су-57 способен преодолевать на сверхзвуке 1500 км, а на дозвуке – вдвое больше. На самолете установлены лазерные системы для ослепления ИК-датчиков ракет, а надежное шасси позволяет обходиться неидеальной взлетно-посадочной полосой. Су-57 трудно назвать лучшим из самолетов пятого поколения, но он хорошо сбалансирован и опасен.

J-20 «Черный орел»

Китай отказался от российских двигателей АЛ-31Ф в пользу собственных турбовинтовых Shenyang WS-10, которые обещают некоторое увеличение тяги. Но и этот вариант рассматривается лишь как промежуточный перед будущими WS-15, которые разрабатываются с прицелом на малозаметность. По заявлениям китайских чиновников, WS-15 позволит J-20 тягаться даже с F-22. Пока же отсутствие авиапушки и низкая маневренность делают самолет менее подходящим для ближнего боя, чем Су-57. Правда, неясно, играет ли такой тип сражений большую роль в войнах XXI века и скажутся ли эти недостатки при реальном применении J-20.

NGAD

ВВС США стремятся представить программу NGAD как принципиально новый подход к созданию истребителя. Для NGAD проектируется не просто платформа, а семейство систем – это может стать ключевым преимуществом: единое целое окажется больше суммы отдельных частей. Разработки найдут применение и в других пилотируемых и беспилотных аппаратах. Соперничать с NGAD пока смогут только 10-летней давности J-20 и создававшийся еще дольше Су-57. А значит, поставленная цель – получение превосходства в воздухе – вполне достижима.

ß

Рев Ту-95: как звучит самый шумный самолет в мире

Турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 является самым быстрым в мире самолётом с винтовыми двигателями, а также единственным в мире серийным бомбардировщиком и ракетоносцем с турбовинтовыми двигателями. А еще его заслуженно считают самым шумным в мире самолетом!
Александр Пономарёв

Ту-95 являлся советским символом обеспечения военно-стратегического паритета в холодной войне, но при этом самолёт до сих пор остаётся на службе как носитель крылатых ракет, в том числе таких, как Х-101, благодаря более низкому расходу топлива, чем у реактивных самолётов, а главное - из-за большей скрытности от спутников SBIRS, способных наблюдать за стратегическими бомбардировщиками с реактивными двигателями по выхлопу.

Считать Ту-95 устаревшим довольно наивно, поскольку бомбардировщик может летать на большие расстояния и запускать новейшие крылатые ракеты X-101, которые при дальности полёта в 5500 километров позволяют атаковать цели за пределами радиусов действия любых систем противовоздушной обороны. Однако благодаря восемью огромным пропеллерам, прикреплённым к четырём двигателям, Ту-95 считается самым шумным самолётом из всех выпускающихся. Американские моряки говорят, что российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец можно услышать даже на подводной лодке с помощью гидролокаторов, а лётчики западных истребителей, которых отправляли перехватывать Ту-95, сообщали, что турбовинтовые двигатели бомбардировщика настолько шумные, что рядом с ним они не слышали собственные реактивные моторы! Так ли это на самом деле, можно оценить благодаря видеоролику.

Нажми и смотри

Страшная правда: 10 подлинных историй о ядерных испытаниях

С тех пор, как в июле 1945 года под Аламагордо в Нью-Мексико испытали первую атомную бомбу, опытные взрывы происходят регулярно. Большинство — по плану, но бывали и другие – необычные, загадочные или ужасные ещё в большей мере, нежели сам факт существования подобного оружия.
Сергей Евтушенко
Ядерные испытания

Неожиданная воронка. В 1984 году в пустыне Невада проводился подземный ядерный взрыв Midas Myth («Легенда о Мидасе»). Операция прошла успешно, но когда через три часа команда начала сматывать кабеля, уходящие в скважину, земля внезапно провалилась, образовав обширную воронку в 100 метров шириной и 5 глубиной. Захваченный врасплох персонал получил травмы, от которых один из техников затем скончался.

Ядерные испытания

Операция «Перекрёстки». Серия ядерных испытаний в 1946 году являлась совместным проектом армии и флота США. Чтобы не подвергать пилотов риску заражения, для изучения грибовидных облаков, остающихся после взрывов, военные использовали... беспилотники. Флот — истребитель Grumman F6F Hellcat, армия — знаменитую «Воздушную крепость» Boeing B-17 Flying Fortress. Это был первый случай, когда беспилотные аппараты пролетали сквозь облака от ядерного взрыва.

Ядерные испытания

Радиоактивные пылевые бури над Синьцзяном. С 1960 по 1980 годы китайское правительство проводило серию надземных ядерных испытаний в пустыне Синьцзяна (ныне — Синьцзян-Уйгурский автономный район). Масса радиоактивных частиц, поднявшаяся в воздух, затем опустилась на близлежащие города и посёлки. Радиационный фон превышал уровень на крыше Чернобыльского реактора во время аварии, более ста тысяч человек погибло от последствий испытаний. При этом, не зная об опасности радиации, многие искренне радовались мощи китайского оружия.

Ядерные испытания

Kodak и операция «Тринити». Факт 1: плёнка чувствительна к радиации. Факт 2: при производстве плёнки и для её упаковки используется картон. Только вот картон имеет свойство «фонить» (он хорошо восприимчив к радиации), и потому в 1945—1949 годах специалисты компании Kodak неплохо знали, где проводятся испытания ядерного оружия — несколько их фабрик начали присылать заражённый картон. Чистой оставались партии с фабрики в Индиане, а когда и с неё начал приходить радиоактивный материал, компания разработала и установила на воздухозаборниках фабрик радиационные фильтры.

Ядерные испытания

Ядерное пиво. В ответ на многочисленные вопросы о заражении напитков после вероятной ядерной войны, правительство США провело особое испытание. Банки и бутылки с пивом, газировкой и минералкой были размещены неподалёку от эпицентра взрыва, ближайшая — в 300 метрах. После испытания бомбы в 30 килотонн, учёные проверили оставшиеся целыми сосуды — и лишь самые ближайшие оказались слегка заражены, да и то в пределах нормы. Кроме того, радиация чуть-чуть повлияла на вкус пива.

Ядерные испытания

Операция «Аргус». В 1958 году на побережье Южной Африки проводилось единственное сверхсекретное надземное ядерное испытание под эгидой правительства США. Проверялась теория физика Николаса Кристофилоса, что ядерные взрывы в космосе создадут кольцо заряженных частиц вокруг Земли. Три ракеты были запущены на высоту 160, 293 и 750 километров, и теория полностью подтвердилась.

Ядерные испытания

Атомный танк. В августе 1953 года объектом для ядерного испытания выступал танк «Центурион», помещённый в 450 метрах от эпицентра. К немалому удивлению военных, танк пережил взрыв в 9 килотонн лишь с небольшими повреждениями. Будь в нём экипаж, он бы погиб, но машина осталась бы в полной боеготовности. Через пару дней танк обеззаразили и впоследствии использовали во Вьетнаме, где он спокойно выдержал прямое попадание из РПГ.

Ядерные испытания

Последняя бомба Семипалатинска. С 1961 по 1989 год в Семипалатинске проводились подземные ядерные испытания. Причём последнюю бомбу СССР собирался взорвать там в 1991 году — кроху в 0.3 килотонны для проверки военного оборудования на устойчивость к радиации. Но в том же году Казахстан получил независимость, и бомба так и осталась закопанной на 125 метрах под землёй. Лишь через четыре года команда российских и казахских сапёров обезвредили опасный реликт Холодной войны.

Ядерные испытания

Сверхсекретная работа Чарлтона Хестона. У фильмов о ядерных испытаниях была одна серьёзная проблема — ужасная озвучка. Один из учёных в шутку предложил нанять оскароносного актёра Чарлтона Хестона для озвучивания, и ко всеобщему удивлению руководство так и сделало. Хестон согласился на работу за бесценок, и озвученные им фильмы (сугубо технические и оттого чрезвычайно скучные) вызвали у людей немалый интерес, хотя и были максимально засекречены.

Ядерные испытания

Бомба на гидриде урана. В 1939 году Роберт Оппенгеймер предположил, что бомба на гидриде урана может стать революционным ядерным оружием, создающим самоподдерживающуюся цепную реакцию с низкой критической массой урана. В 1950-х создатель водородной бомбы Эдвард Теллер разработал технологию подобной бомбы. Испытания проводились в марте 1953... и полностью провалились. Взрыв не смог даже уничтожить башню, на которой располагался заряд. И хотя последующий тест оказался более успешен, на «революционной бомбе» поставили крест.

Картина дня

наверх