На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    https://taudok.mirtesen.ru/blog/43790995353/Sanktsiyami-protiv-rossiyskih-resursov-Zapad-zagonyaet-sebya-v-t?utm_refe...Ревность прибалти...
  • Алексей Сафронов
    Надеюсь, а скорее уверен, что умственно отсталые приЕбалты с ещё большим упорством продолжат членовредительство.Ревность прибалти...
  • Юрий Ильинов
    У нас не война, а СВО. С российской армией сражается нацистская Украина. Запад при этом устраивает нам различные подл...Ревность прибалти...

Славяне или тартары?

https://artsgtu

 

Славяне или тартары?


В стане адептов академической науки часто раздаются голоса тех, кто кроме самого слова «тартария» ничего о ней не слышали, зато имеют огромное желание «наставить на путь истинный заблудших овец», не знающих о том, что на самом деле Тартар — это такой «ад у древних греков». Воистину прав был тот, кто сказал, что умный пытается познать, а дурак —  всех учить. Но это уже крайняя степень мракобесия. Подавляющее большинство пытается разобраться в потоке информации и отделить домыслы от действительности. Одним из самых распространённых вопросов у здравомыслящих людей является наличие культурной пропасти между татарами и русскими.

На самом деле вопрос разрешается довольно просто, но для этого необходимо усвоить несколько простых правил.

Тартары, славяне

Правило мобильного телефона

Я дал этому правилу такое название потому, что одним из самых ярких примеров, помогающих уяснить для себя суть феномена, является как раз этот самый привычный для нас сегодня прибор. Нынешние молодые люди, которые родились уже в то время, когда сотовые сети прочно вошли в наш быт, не могут себе представить, как можно было жить без них. Им кажется, что мобильные средства связи существовали всегда, или, по крайней мере, очень давно. Отсюда и множество забавных ошибок, которые допускают те, кому сегодня не более двадцати лет от роду.

Например, молодёжь удивляется, услышав рассказы представителей старшего поколения о том, как в детстве их мамы кричали в форточку, чтобы те шли домой обедать или делать уроки. «А что, по мобильнику они не могли позвонить?» — искренне недоумевают молодые люди. И как уж тут им объяснить, что в нашем детстве даже телевизоры были не в каждом доме.

Поэтому их совершенно не коробит, когда в кинофильмах о гражданской войне главный герой в галифе и с «Маузером» на ремне вышагивает по тротуару из современного искусственного камня и входит в здание наркомата через дверь из анодированного алюминия с двухкамерным стеклопакетом.

Следовательно, Правило мобильного телефона можно сформулировать следующим образом:

Для каждой эпохи существует строго определённый набор материальных предметов и технологий, в числе которых не могут присутствовать предметы и технологии, вышедшие из употребления или ещё не введённые в оборот.

Поэтому всегда необходимо чётко осознавать, что советский красноармеец не мог носить на груди орден мужества, потому что его учредят только в 1994 году. И воевать с белогвардейцами, используя для стрельбы арбалет, он тоже не мог, это очевидно. Значит, говоря об обычаях народов, которых в девятнадцатом веке отличали друг от друга по принадлежности к той или иной религиозной конфессии, нужно делать поправку именно на различия в отправлении культовых ритуалов, но никак не на форму носа или разрез глаз.

Правило Нагонии

Нагония — это вымышленная страна, которую придумал советский писатель Юлиан Семёнов для того, чтобы избежать возникновения иллюзий у читателей о том, что действие его политического детектива «ТАСС уполномочен заявить» как-то связано с каким-то определённым африканским государством.

Суть этого правила заключается в том, что географические названия, а следовательно, и события, произошедшие на территориях, имевших данные названия, в различные эпохи находились в самых различных частях света, и сформулировано оно может быть следующим образом:

В каждую эпоху названия территорий могли находиться в различных местах, появляться, видоизменяться и исчезать

Наглядно действие этого правило демонстрируют такие географические названия, как Катай-Китай и Тартария-Татария. Всегда нужно помнить о том, что это не равнозначные понятия. Китаем мы называем сейчас ту страну, которую во всём мире называют Чайной (Чиной), а Катай ранее находился на территории нынешней центральной Сибири. Тартария же — вообще не самоназвание какого-то государства, а термин, принятый в Европе для обозначения территорий, населённых народами, бывшими частями большой страны, объединённой под властью Великого Хана. В том числе и племя тартар, которое было частью народа, называющего себя могуллами.

На западе могулов называли «моалами, мунгалами, мангулами, моголами» и т.п. Это был народ европеоидной расы и никакого отношения к современным монголам не имел. Племена хуннов, акациров, ойратов, сарагуров и пр. узнали о том, что они — единый народ «монголы» только от советских учёных в 1929 году. Тогда же они впервые услышали о том, что прародителем их народа является великий «Чингизхан».

Нелепо вести речи о средневековых Эстонии и Латвии, потому что они появились только в двадцатом веке. А если нам встречается в тексте упоминание об Албании двенадцатого века, то необходимо понимать, что речь идёт не о современном государстве на Балканах, а о стране, находившейся на территории современных Дагестана, Азербайджана и Армении.

Правило «Калинки-Малинки»

Большинство современных жителей России не сомневается в том, что такие песни, как «Калинка» или «Живёт моя отрада», являются исконно русскими, народными. Но это глубокое заблуждение. «Калинку» написал Иван Петрович Ларионов в 1860 году, а «Живёт моя отрада» появилась в результате наложения стихотворения Сергея Фёдоровича Рыскина «Удалец» на музыку Михаила Дмитриевича Шишкина в 1882 году. Все без исключения «русские народные» песни имеют своих авторов, появились на свет не ранее второй половины девятнадцатого века, и имеют ярко выраженные формы цыганского романса или одесской кабацкой песни.

На самом деле, подлинными русскими народными песнями можно считать только былины, произносимые речитативом под сопровождение гусляра, обрядовые песни, исполняемые во время церемоний на народные праздники (Ярилу, Купалу, Перунов день), колядки и пр. Есть и ещё один широкий пласт народной музыки — это военные песни, ямщицкие, бурлацкие, колыбельные и т.п. Но кто их сегодня знает?

Точно такая же ситуация и с народными песнями татар, марийцев, башкир и всех остальных народов России. Все они относительно недавно появились, и никто не знает уже как звучали песни наших предков во времена ранее девятнадцатого века, когда песни научились записывать с помощью нотной грамоты. Следовательно, третье правило можно сформулировать в следующей форме:

Музыкальное творчество, считающееся народным, не может рассматриваться в качестве отличительного признака того или иного этноса на протяжении истории его культурного развития.

Ярким примером справедливости этого правила является такой факт, что комус и варган, которые сегодня считаются традиционными музыкальными инструментами народов крайнего севера, Урала, Сибири и Алтая, на самом деле, наряду с гуслями — исконно русские инструменты. Старики ещё помнят о том, что в Карелии, Архангельской и Вологодской губерниях ещё полвека назад звуки варгана можно было услышать куда чаще, чем гармони. А уж утверждение культурологов о происхождении названия «комус» от имени древнегреческого бога Кома (Comus) ничего кроме сарказма вызвать не может. Кстати, русские и не называли этот музыкальный инструмент комусом. У нас этот предмет имел название «дырдла».

Карелия. Дуэт Аутентика

 

Карелия. Дуэт Аутентика

О русском варгане упомянуто у таких исследователей, музыковедов и фольклористов как Владимир Поветкин, Константин Вертков, Николай Привалов, Артём Агажанов, Дмитрий Покровский. И сомневаться в том, что слово «варган» имеет древние русские корни, нет ни малейших оснований.

Аналогичная ситуация сложилась с «исконно шотландской» волынкой, и «перуанской пана». Все уже успели забыть, что волынка является неотъемлемой частью русской культуры, и до недавнего времени была очень распространена. А на кугиклах и по сей день играют в деревнях Курской, Брянской, и Орловской губерний. Но нам показывают только гармонь, балалайку и «Эге-ге-гей!». Аналогичная ситуация сложилась и с народными костюмами.

Дударь с дудой (волынкой). Брест-Литовск, конец XIXв.

 

Дударь с дудой (волынкой). Брест-Литовск, конец XIXв.

Неизвестная с кугиклами

 

Неизвестная с кугиклами

Правило зипуна

Практически всё, что нам известно о культуре наших предков, почерпнуто из современных источников, которые источниками считаться ни в коей мере не могут. Лубочного вида танцоры в красных рубахах, подпоясанные нелепыми кушаками, и в картузах с ещё более нелепыми розочками, а так же девицы в сарафанах, одетых задом наперёд, — вот, преимущественно всё, что мы знаем о народном костюме. Но стоит взглянуть на фотографии, сделанные в Российской империи, как невольно закрадываются смутные сомнения.

Если не знать, что фото сделано в России, то и…

Архангельские помещики. Конец XIX в.

 

Архангельские помещики. Конец XIX в.

Не менее откровения о русском варгане современных граждан повергает в шок внешний вид православных священников. Разве так они должны выглядеть в соответствии с устоявшимися стереотипами?

Православный священник в Новгороде. Конец XIX в.

 

Православный священник в Новгороде. Конец XIX в.

Служители Байсинской церкви в Вятской губернии конца XIX в.

 

Служители Байсинской церкви в Вятской губернии конца XIX в.

Служители Байсинской церкви в Вятской губернии конца XIX в. Священник Редников Михаил, Священник Сырнев Николай, Священник Домрачев Василий, Диакон Курочкин Николай, Псаломщик Виноградов Владимир, Псаломщик Зарницын Александр. А ведь это правда. Как минимум половина православных служителей культа внешне невозможно было отличить от раввинов. Но и это ещё не всё. Если вспомнить знаменитое полотно Рембрандта «Портрет знатного славянина», то и вовсе можно впасть в ступор. Он изображён с серьгой в ухе, с тюрбаном на голове. Разве так должен выглядеть славянин? Мы-то привыкли к образу сказочного Ивана-Царевича. Итак, правило:

Одежда, используемая различными народами в различные эпохи, не является отличительным признаком того или иного этноса, поскольку разделение на нации было произведено искусственно и относительно недавно.

Прозрение

Вот тут-то и начинает простой обыватель догадываться, что ему на протяжении всей жизни просто морочили голову. Все признаки национальной культуры, по которым можно было бы определить принадлежность человека к тому или иному народу, создавались искусственно и в основном уже на протяжении двадцатого века, во времена бурного роста уровня театрального искусства, появления кинематографа и печатных изданий.

Все наши представления о различии культур народов, населяющих территорию бывшей Российской империи, оказываются недостоверными и зачастую ложными. Внешние отличия в народных костюмах на самом деле существовали, как они существуют и по сей день, когда в каждой деревне может существовать уникальный для её жителей орнамент, но были незначительны.

Кроме того, как и современный мужской костюм пара можно встретить в любом уголке мира, так и в Тартарии существовали целые слои населения (преимущественно дворяне), которые одевались в платья, ничем не отличающиеся от тех, что носили в Мадриде или Константинополе. Путешественники, побывавшие в Тартарии в различные периоды, все как один заявляют о том, что встречали множество людей, одетых в точности как европейцы. И это не должно нас удивлять, потому что до появления железных дорог и воздушного сообщения представители различных народов активно путешествовали и обменивались товарами и опытом их производства.

Племена, населявшие Евразию, почти никогда не жили в полной изоляции друг от друга, а значит, и не имелось объективных предпосылок для формирования очагов аутентичных культур. Все национальные культуры являются позднейшей искусственной модификацией, призванной разделить народы ещё больше, чем ранее, когда культурные отличия обуславливались одним лишь только вероисповеданием.

Религия

Теперь вспомним, какие виды религий существовали во времена расцвета Великой Тартарии. Подавляющая часть народов вообще не имела никакой религии. Сегодня это принято называть язычеством, или в лучшем случае, ведизмом. Процент несторианцев и магометан, которые спорили о том? какие традиции более правильные, был ничтожен. Все остальные знали, что бог один и имя ему Род.

Да, имена богов в различных местностях могли различаться. Если новгородцы знали громовержца Перуна, то их ближайшие соседи самогиты этого же бога звали Перкунасом. Именно поэтому культурных различий между воеводами-язычниками Мамаем, Дмитрием и Ягайло совершенно не существовало. Религия не может объединять народы, она их разделяет. И это неоспоримый факт. И именно религия стала первым толчком к языковому разделению народов, а следом и культурному.

Лингвистика

Магометанство, которое не принимало никаких иных языков, кроме арабского, разделило людей на национальности. Но как известно, язык общения не является отличительной чертой того или иного народа. Ведь немцы, австрийцы и часть швейцарцев говорят на немецком языке, но при этом не считают себя одной нацией. Молдаване, которых ещё в девятнадцатом веке все источники безоговорочно относили к славянам, забыли язык валахов и русинов, на которых говорили их предки, и заимствовали румынский язык, что полностью вычеркнуло их из славянской семьи. Хотя на самом деле, генетически они славянами и не являлись. Просто язык общения у них был когда-то славянским. И на том основании их считали роднёй русских.

С волгарями, или как их на западе называли, булгарами, ситуация прямо противоположна. Генетически они являются славянами, но поскольку вместе с религией переняли и туркский язык, развитие культуры современных казанских татар пошло по иной ветви, отделившись от той, что была единой для всех в не таком уж далёком прошлом. И подтверждений тому величайшее множество. Их сохранили до нас языки, на которых мы теперь говорим.

Это только на первый взгляд нам кажется, что туркские, арабские, индийские и европейские слова непохожи. При ближайшем рассмотрении выясняется, что все современные языки на нашем континенте, за исключением языков Китая, Японии и юго-восточной Азии, имеют одну единую основу. И скорее всего, заложена она именно благодаря тому языку, на котором говорил Чингис-Хан. Многие из тартарских слов дошли до нас без изменений, а некоторые незначительно изменили звучание и (или) значение. Огромное количество слов, считающихся исключительно русскими, существовали у могуллов (тартар), имея то же значение и произношение:

— книга,
— деньга,
— изюм,
— ишак,
— башмак,
— утюг,
— аршин,
— ямщик,
— кремль.

Продолжать можно до бесконечности. Это и не русские, и не татарские, и не туркские слова. Это всё матрица, на которой возникли различные современные языки, но она у нас общая.

Забавная ситуация с такими «татарскими» именами, как Догоняй, Убегай, Кучу-бей, Угадай, Закидай, и т.д. Чувствуете? Вы уже начинаете понимать тартарский язык! И все эти имена — не выдумка. Сведения о них сохранились в реальных летописях. И это только имена известных людей, в основном ханов и их воевод. А сколько подобных прозвищ простых людей не вошло в хроники?

А вот ещё любопытный момент. Множество составных прозвищ у тартар имели окончание «-чук». Не знаю, что именно оно означало, но очень похоже, что «чук» — это указание на статус носителя имени. Приставку к имени «-хан», имели право носить только монархи (Чингис-Хан, Огус-Хан, Хубилай-Хан). А большинство высших военачальников Тартарии имело имена со вторым словом «Баядур» (Чучи-Баядур, Амир-Баядур). Офицеры рангом пониже часто имели прозвища с приставкой «-чук». А теперь вспомните, какие фамилии наиболее распространены на Украине? Всё верно. Кроме «-енко», многие украинцы ещё и «-чуки» (Станчук, Дмитричук, и т.д.). Наверное, потому что в своё время на них ходили войной лихие парни с именами Ку-Чук, Котян-Чук, Билар-Чук, и т.д. В прибалтийских республиках популярно имя Маргус, а ведь оно тоже тартарское. В хрониках различных времён встречаются упоминания о нескольких героях, которых звали Маргус-Хан.

Но наиболее интересным мне представляется общность тартарских слов и санскрита. Благодаря трудам С.В. Жарниковой, мир узнал, что на Русском севере и в Индии великое множество одинаковых или схожих гидронимов. Точно такая же картина наблюдается с гидронимами Таймыра и Сибири, по свидетельству Н.С. Новгородова. От себя добавлю, что и на Колыме, Чукотке и в Якутии также встречаются гидронимы, которые не имеют этимологии в языках местных народов, зато имеют чёткое и ясное толкование в санскрите.

р. Индигирка

р. Индигирка

Например, название великой реки Индигирки переводится как Горы Индии. Впрочем, можно было не подсказывать, носитель русского языка и так мог бы догадаться. Но при чём тут Индия и Якутия? А всё просто. Когда-то, в античные времена, на территории современных Якутии и Колымы находилась страна, которая тоже называлась Индией. Причём, на картах она значилась как India Superiore, что в переводе с латыни означает «Индия Верхняя», или «Индия Изначальная».

Теперь самое время вспомнить об иранской Авесте, в которой сказано:

«Родина арьев была некогда светлой прекрасной страной, но злой демон наслал на нее холод и снег, которые стали поражать ее ежегодно по десять месяцев. Солнце стало всходить лишь один раз, а сам год превратился в одну ночь и один день. По совету богов люди ушли оттуда навсегда».

Почему-то наши соотечественники в раз решили, что потомки ариев — это одни только русские. Но напомню, что и немцы когда-то возомнили, что это именно они — настоящие арийцы, и потому весь мир им обязан своим существованием. Подобные рассуждения мало того, что не имеют под собой реальной основы, так ещё и чреваты развитием националистических настроений, которые неизбежно приводят к утверждению нацистской идеологии.

По моему глубокому убеждению, все народы, относящиеся к европеоидной расе, — прямые потомки тех самых ариев. Мало того, и большинство индоиранских и среднеазиатских народов — так же дети наших общих предков. И среди нас нет ни одного народа или племени, который имеет право считаться лучше или хуже других. А представители других рас тоже не могут считаться хуже или лучше. Они просто другие. Но белым они ничего не должны. А белые не могут считать себя исключительными только потому, что их предки якобы были самыми передовыми. Гордиться нужно собственными достижениями, а не заслугами предков, о которых, конечно же, нужно бережно сохранять память, но только для того, чтоб не быть хуже, чем они. А пока я не вижу оснований считать, что мы своих предков достойны.

Белые разделились и начали враждовать друг с другом. А это прямое нарушение заветов, за которое непременно последует наказание. Об этом необходимо помнить всем. А для того, чтобы не забывать, нужно знать свою историю. А история такова, что у нас всех одна единая культурная база. Мы — дети одних родителей, и делить нам нечего. Доказательств тому не счесть, но я приведу лишь одно из последних, явившихся откровением:

Всем нам известно русское слово «тракт». Лингвисты возразят, конечно, и скажут, мол, это от латинского «traktus», что значит «волочить». Подобных толкований русских слов немало, и мало у кого они вызывают сомнение в достоверности. Однако, у меня уже собралась целая коллекция примеров «заимствования из латыни». Кроме улыбки подобные толкования ничего вызвать не могут. Ну, сами посудите, сколько же простых крестьян, ремесленников и ямщиков, знакомых с латынью, жило в средневековой России? Человек десять, я думаю, набиралось в лучшие времена. И они по всей территории от Дуная до Берингова пролива насаждали латинские словечки? Абсурд!

Как и в случае со словом «солидарность» (дарить соль – синоним взаимовыручки, хлебосольство – синоним гостеприимства), слово «тракт», как и большинство содержащих частицы «ра», «ар», «га», не имеет никакого отношения к латыни. Трактом называли дорогу, которая по статусу была выше, чем большак. Тракт — это казённая дорога, содержащаяся за счёт ямских приказов. А теперь, внимание вопрос: заведение для отдыха и приёма пищи для ямщиков и их пассажиров на обочине тракта называлось «трактиром», а как тогда должно называться транспортное средство, перемещающее пассажиров и грузы по самому тракту? Очевидно, английским словом «trucktor».

Версия не бесспорная, я понимаю, однако таких косвенных подтверждений единства общего для всех жителей Евразии протоязыка хватит уже на целый словарь.

Обычаи

Но главные приметы единства культуры всех представителей европеоидной расы, живших восточнее Дуная, к коим наряду со славянами относились и могуллы с тартарами, это, конечно, обычаи, многие из которых сохранились по сей день, а некоторые были заимствованы другими народами по всему миру.

  1. Обычай здороваться при встрече рукопожатием.
  2. Обычай снимать головной убор и кланяться в знак особого уважения и доверия, таким образом демонстрируя свою беззащитность
  3. Снимать уличную обувь при входе в жилище и надевать домашние тапочки.
  4. Ставить у входной двери палку, как знак запрета для посторонних входить в дом. Это происходило в случае наличия в доме больного (в целях карантина инфекционных заболеваний), в случае отсутствия хозяев, или если хозяева заняты интимными делами, и не желают встречать гостей. В псковских деревнях так до сих пор поступают.
  5. Мыть перед едой, перед сном и после сна руки и лицо.
  6. Регулярно мыться в бане и стирать одежду.
  7. Надевать перед боем чистое нательное бельё.
  8. Отправляясь в дальние страны, брать с собой горсть земли.
  9. Усаживать за столом жену и всех гостей и родственников женского пола по левую руку, а мужчин по правую.
  10. Начинать трапезу никто не имел права ранее самого старшего из присутствующих.
  11. В качестве питья использовались только приготовленные напитки, а сырая вода — в крайнем случае, в форсмажорных обстоятельствах.
  12. Обязательное обучение грамоте и другим наукам всех детей с самого раннего возраста.
  13. Обязательное обучение всех мальчиков, вне зависимости от сословия, старше двенадцати лет верховой езде, навыкам кулачного боя и владением всеми видами холодного и стрелкового оружия.
  14. Обязательное обучение всех девочек, вне зависимости от сословия, старше двенадцати лет навыкам домоводства.
  15. Равенство полов при распределении прав и обязанностей.
  16. Долг содержать пожизненно беспомощных, вдов и сирот. Сирот обычно усыновляли, а вдов брали второй или третье женой
  17. Коллективная помощь новобрачным по возведению жилища и его обустройства всем необходимым для жизни новой семьи.
  18. Особый статус городских дворников, которые исполняли обязанности участковых полицейских и ночных сторожей и были должны совершать ночные обходы охраняемых дворов и улиц, подавая периодически сигналы при помощи колотушек или свистков.
  19. Общинный уклад жизни, при котором все важные мероприятия проводились всеми работоспособными её членами, а все важные решения принимались голосованием дееспособных мужчин.
  20. При наличии различных сословий, отсутствие рабства в его обычном понимании, вплоть до Первой ревизии 1718 года, проведённой Петром I, после чего крепостные крестьяне получили статус товара и стали предметом торговли, мены и дарения.

Разумеется, это лишь небольшая часть обычаев и традиций, которые были едины для всех язычников, населявших Великую Тартарию. И ключевым здесь является слово «язычников». Единое мировоззрение, единые понятия о добре и зле, справедливости, космогонии и предназначении человека на Земле создавали единое культурное поле для представителей всех племён и народов, вне зависимости от их места обитания. Если кого-то коробит термин «язычество», можно использовать такое понятие как «ведизм». Сути это не меняет.

Но мне удалось обнаружить массу мелочей, которые так же наглядно демонстрируют, что между тартарами и славянами изначально не было никакой «культурной пропасти», которую мы видим сегодня. Дорогого стоит, например, такая находка:

Гийом де Рубрук упоминает в своих дневниках, которые он писал во время путешествия ко двору Мангу-Хана, о мешочках, притороченных к поясу конных могуллов. Оказывается, в них всадники возили своеобразный «энергетический» паёк, состоящий из питательных орехов, корешков, сушёных ягод и спрессованных в виде пуговицы твёрдых солёных кусочков засушенного творога. Во время длительных конных переходов всадники, чтобы не терять времени на спешивание для приготовления пищи, подкреплялись такой смесью прямо на ходу, сидя на коне. Очевидно, что это очень калорийная пища, не занимающая много места и не отягощающая поклажу, ведь в дальней дороге каждый грамм лишнего веса превращается в обузу.

Теперь внимание! Оказывается, что в царской армии существовали отряды особого назначения, которые совершали рейды по тылам противника, вели разведку, добывали языков и устраивали диверсии. Так вот, и у «спецназовцев» того времени существовал обычай брать с собой на задание мешочки со смесью сушёных ягод и орехов, почти как во времена Чингис-Хана. Что это, если не преемственность военных традиций? А ведь чудо «пуговицы» из солёного высушенного на солнце творога и сегодня очень популярны в республиках Средней Азии, только теперь их делают в виде шариков, и называются они «курт».

Таким образом, у меня есть все основания для утверждения о том, что культура славян и татар ничем не отличалась до тех пор, пока одни не приняли ислам, а другие христианство. Главный вывод из всего этого озвучивать не берусь, ибо он и так яснее ясного. А если не ясно, то укажите мне где тартары, а где русские на миниатюре, изображающей взятие Ярославля в 1238 году, которое помещено в заглавии статьи.

=0=0=

Достопримечательности Оркнейских островов. Памятники эпохи неолита


Эти далекие острова когда-то были центром… всего?

Количество уже открытых и вновь открываемых на Оркнейских островах памятников эпохи неолита (как и их качество) дает нам достаточно оснований полагать, что шотландская окраина была в те времена центром североевропейской цивилизации и движителем ее развития.

Оркнейские острова

Корреспондент BBC Travelотправилась на острова, чтобы самой почувствовать силу этого издавна заселенного людьми места и, прикоснувшись к его истории, лучше понять, как жили наши далекие предки.

Когда в 2003 году хозяева фермы Бродгар нашли у себя на распаханном поле большой камень с зарубками, они сразу поняли, что это не обычный природный валун — кто-то поработал над ним, чтобы превратить в артефакт.

И они нисколько не удивились бы, если б оказалось, что этот кто-то жил несколько тысяч лет тому назад — ведь дело происходило в Шотландии, на Оркнейском архипелаге, где доисторические памятники отнюдь не являются редкостью.

Но все же в тот год никто еще и представить себе не мог, предвестником какого чудесного открытия был найденный в поле камень.

«Не думаю, что кто-нибудь мог [тогда] предположить, что это окажется за находка, — говорит Ник Кард, главный археолог экспедиции (с 2004 года ведущей на Бродгаре раскопки храмового комплекса эпохи неолита – Ред.). — Она меняет наше представление о ранней истории человечества».

Ферма Бродгар, которая получила широкую известность благодаря артефакту, положившему начало этим раскопкам, расположена на острове Мэйнленд, крупнейшем в архипелаге, в 30 милях от северного побережья Шотландии.

А сам раскоп находится на перешейке между озерами Харрей и Стеннес, посреди отработавшего свой ресурс золотого прииска.

(Как выяснилось в ходе археологических работ, на этой территории, известной как мыс Бродгар, примерно 5 тыс. лет тому назад началось строительство уникального архитектурного комплекса, сложная организация которого позволяет предположить, что периферия Британских островов в новокаменном веке была центром культуры и передовых технологий. — прим. переводчика.]

Кольцо Бродгара возвели примерно в то же время, что и Стоунхендж, то есть около 4,5 тыс. лет назад

 

Кольцо Бродгара возвели примерно в то же время, что и Стоунхендж, то есть около 4,5 тыс. лет назад

Поблизости от нового раскопа стоят два крупных мегалитических сооружения. Полмили на северо-запад — каменный круг (или кромлех) «Кольцо Бродгара», построенный приблизительно в то же время, что и знаменитый Стоунхендж, то есть 4,5 тыс. лет тому назад. В другой стороне, на расстоянии в четверть мили от мыса — мегалиты Стеннеса, памятник на два века старше.

А чуть дальше, милях в полутора, вы найдете еще городище Барнхауз (поселение, основанное 5100 лет назад); каирн Мейсхау (искусственное сооружение в виде груды камней, часто конической формы — прим. переводчика).

Мейсхау — самый интересный образец доисторических погребальных камер такого типа во всей северо-западной Европе, построенный около 5 тыс. лет назад и забытый до тех пор, пока викинги не вскрыли его в 1153 году, а уходя, оставили на стенах свои рунические надписи.

И это не говоря о более чем дюжине других доисторических курганов и мегалитов в виде вертикально стоящих камней и каменных плит. (До случившейся в 2003 году находки на ферме Бродгар там стояло уже в саду два древних менгира).

Все эти монументы отделяет лишь пять миль от наиболее сохранившегося доисторического поселения северной Европы, Скара-Брей.

Неолитическое поселение Скара-Брей, появившееся на Мэйнленде 5 тыс. лет тому назад, относится к числу наиболее сохранившихся доисторических в северо-западной Европе

 

Неолитическое поселение Скара-Брей, появившееся на Мэйнленде 5 тыс. лет тому назад, относится к числу наиболее сохранившихся доисторических в северо-западной Европе

На богатые неолитическим наследием уединенные шотландские острова я ехала с надеждой восстановить свою внутреннюю связь с древним прошлым человечества.

Многие ищут такой возможности в графстве Уилтшир на юго-западе Англии, где расположен Стоунхендж, но мало кто ее там находит — прежде всего из-за огромного числа посещающих этот суперпопулярный памятник туристов (1,3 миллиона человек ежегодно).

На Мэйнленде же, в стороне от массовых туристических маршрутов, у человека чувствующего, должно быть, намного больше шансов испытать духовное единение с нашими далекими предками, рассуждала я.

Оказалось, что именно здесь проходят сейчас самые интересные в северной Европе археологические раскопки.

Новый раскоп на мысе Бродгар, на месте сложно устроенного архитектурного комплекса эпохи неолита, по размеру равного четырем полям для игры в американский футбол, существенно меняет наше представление о людях, живших здесь более 5 тыс. лет назад.

Надпись на табличке: Эта прогулка перенесет вас на 5 тысяч лет назад

 

Надпись на табличке: «Эта прогулка перенесет вас на 5 тысяч лет назад»

Впрочем, чтобы по достоинству оценить этот комплекс, важно увидеть еще и Кольцо Бродгара — мегалитовый круг, состоящий из 26 поставленных вертикально камней (изначально их было 60).

Предполагается, что между двумя этими объектами изначально существовала связь.

Итак, в ослепительно солнечный августовский день я села в автобус с открытым верхом, чтобы проделать путь в пять миль от города Стромнесс до Бродгара.

А потом я и несколько моих автобусных попутчиков взбирались на холм. И в какой-то момент этого восхождения нашему взору вдруг предстало чудесное сооружение: широкое каменное кольцо в обрамлении лиловых зарослей дикого вереска венчало холм подобно царской короне.

Важно понимать, что этот величественный памятник — продукт тяжкого труда, являющий собою к тому же изрядный пример человеческой изобретательности и кооперации.

Чтобы выстроить такой крупный кромлех шириной 104 метра, составляющие его четырехметровые плиты нужно было притащить из каменоломен, расположенных в десяти милях отсюда (а первое колесо на Британских островах появилось, кстати сказать, только в 1100 году до н.э., т.е. на 600 лет позже).

Окружающий Кольцо Бродгара ров, трехметровой глубины и в девять метров шириной, был вырыт в скалистой породе без использования металлических орудий труда.

Ров Кольца Бродгара прорыт в скалистой породе на трехметровую глубину; ширина его составляет девять метров

 

Ров Кольца Бродгара прорыт в скалистой породе на трехметровую глубину; ширина его составляет девять метров

Ров и предположительно существовавший земляной вал вокруг Кольца дают исследователям основание рассматривать этот мегалитический памятник как «хендж» (тип доисторического архитектурного сооружения, представляющего собой круглую или эллиптическую площадку с валом и рвом; термин применяется в основном к памятникам, расположенным на Британских островах — прим. переводчика).

Общий диаметр Кольца составляет 130 метров — примерно столько же, сколько и диаметр лондонского колеса обозрения London Eye.

Если сравнивать Кольцо Бродгара с другими мегалитическими сооружениями Британии, то оно по своим размерам уступает лишь Эйвбери и Стэнтон-Дрю, но превосходит Стоунхендж.

Согласно подсчетам специалистов, только на то, чтобы построить вокруг Кольца ров, ушло 80 тыс. человекочасов (т.е. 100 человек должны были работать 80 дней, по 10 часов ежедневно — прим. переводчика).

Исконное назначение Кольца Бродгара до сих пор нам неведомо.

Долгие годы не было понятно даже, почему, в отличие от мегалитов Стеннеса, у него не один вход, а два, и зачем от одного к другому идет тропа.

Благодаря же новым раскопкам на мысе Бродгар, возникла теория, согласно которой один из проходов служил выходом, и от него тропа тянулась дальше, к находившемуся на расстоянии в полмили отсюда храмовому комплексу, связывая его и Кольцо не только географически, но и функционально.

Археологи на мысе Бродгар в последний день сезона раскопок 2015 года

 

Археологи на мысе Бродгар в последний день сезона раскопок 2015 года

На мысе Бродгар археологи проводят по восемь недель каждое лето; день моего приезда был заключительным в сезоне 2015 года.

Раскоп выглядел как вполне современная стройка, где несколько больших каменных зданий строилось методом сухой кладки, то есть без использования скрепляющего раствора.

И с отменным качеством строилось, надо сказать. У одного из сооружений стены достигали четырех метров в ширину, и смежные сходились друг с другом аккурат под прямым углом.

Каждый камень, хоть и отличался от других по форме, был идеально подогнан к соседнему.

Несмотря на свой возраст в 5 тыс. лет, стены каменных зданий на мысе Бродгар выглядят так, будто их построили в наши дни

 

Несмотря на свой возраст в 5 тыс. лет, стены каменных зданий на мысе Бродгар выглядят так, будто их построили в наши дни

Но в действительности, конечно, наблюдаемый мною объект не строился, а раскапывался. А сооружен он был — как ни трудно в это поверить — пять с половиной тысяч лет назад, еще до появления строительного раствора и штукатурки, во времена, когда не существовало еще никаких нивелиров для выравнивания и переноса осей, не было и в помине ни металла, ни колес, ни строительных касок.

Археологи давно уже догадывались, что люди эпохи неолита жили совсем не в таком карикатурном мире, какой придумали для них создатели американского мультсериала «Флинтстоуны».

Вот взять, к примеру, поселение Скара-Брей, возникшее 5 тыс. лет тому назад. Стены у домов были сделаны в два слоя — специально для термоизоляции.

Внутри имелась разная мебель, включая встроенные шкафы и каменные кровати, которые для тепла и мягкости покрывались, должно быть, звериными шкурами и травою.

В Скара-Брей дома имели термоизоляцию, мебель и даже туалет

 

В Скара-Брей дома имели термоизоляцию, мебель и даже туалет

А в одном таком жилище археологи нашли туалет, который теперь считается первым найденным в Британии образцом санузла.

«Они от нас не очень-то отличались; были такими же изобретательными, как мы, а в каких-то отношениях даже более изобретательными, — замечает руководящий раскопками на мысе Бродгар Ник Кард. — Большинство людей, думая о каменном веке (даже о новокаменном) и о возникновении земледелия, представляют себе довольно примитивный уклад жизни. Но, на мой взгляд, социум эпохи неолита был не намного менее динамичным и сложно устроенным, чем наш сегодняшний социум».

Храмовый комплекс на мысе Бродгар лишь подкрепляет это утверждение. По размеру и сложности он превосходит все найденные прежде в Европе неолитические памятники.

Главное здание, прозванное археологами «собором», занимало общую площадь в 465 кв.м, включая двор перед входом. Мыс был окружен каменной стеной протяженностью более 365 м.

И все эти сооружения не были сложены из кое-как набросанных друг на друга плит, а тщательно выстраивались по заранее сделанному проекту.

«Здания эти — не просто постройки. Это архитектурные сооружения», — говорит Ник Кард.

Один из домов в Скара-Брей, с каменными шкафом и кроватями

 

Один из домов в Скара-Брей, с каменными шкафом и кроватями

Впрочем, храмовый комплекс Бродгара меняет наши представления о новокаменном веке не только в силу своего размера и того, как он был спроектирован.

Еще недавно самой первой черепичной крышей, появившейся в Европе, считалась кровля здания XIII века на территории современного Уэльса. Но у домов Бродгара, оказывается, крыши тоже были черепичными!

На мысе Бродгар были обнаружены к тому же самые старые крашеные стены в северной Европе и первые образцы расписной керамики с нарезным орнаментом по черному, красному и белому фону.

Всего здесь было найдено порядка 700 образцов неолитического искусства — больше, чем на всей остальной территории Соединенного Королевства.

Богатая материальная культура Мэйнленда не означает, однако ж, что он был заселен постоянно.

На протяжении 1300 лет люди появлялись на острове время от времени. А около 2300 года н.э., когда жизнь здесь уже угасала, на мысе Бродгар разложили кости 400 голов крупного рогатого скота — оставшиеся, возможно, от очень большого пира (учитывая, что одна корова могла прокормить около 200 человек).

Среди мегалитов Стеннеса, возраст которых составляет 4700 лет, очень любят пастись современные коровы

 

Среди мегалитов Стеннеса, возраст которых составляет 4700 лет, очень любят пастись современные коровы

Хотя до сих пор остается загадкой, почему люди решили покинуть Мэйнленд в поисках других мест обитания, остатки от того прощального банкета, а также все остальные находки (и то, как были спроектированы сооружения), привели археологов к мысли, что назначение архитектурного комплекса на мысе Бродгара было прежде всего ритуальным, и сюда сходились издалека паломники.

Масштаб организации и кооперации был, очевидно, огромен. Вот представьте себе, сколько современному человеку требуется усилий, чтобы устроить банкет хотя бы человек на 200.

А теперь умножьте это число гостей многократно и не забудьте вычесть возможности, которые дают нам сегодняшние средства коммуникации — созвониться по телефону, написать электронное или хотя бы обычное письмо…

Вот почему архитектурный комплекс на мысе Бродгар кардинально меняет наш привычный взгляд не только на строителей эпохи неолита, но и в целом на цивилизацию того времени.

Он также добавляет доказательств гипотезе, которая, если подтвердится, может станет самым удивительным теоретическим выводом из работ на раскопе.

А состоит она в том, что этот уголок Шотландии был в новокаменном веке не просто одним из инновационных центров Британии, но, возможно, главным или даже единственным таким центром.

Архипелаг Оркни сейчас считается периферией, а когда-то он был одним из основных центров северной Европы

 

Архипелаг Оркни сейчас считается периферией, а когда-то он был одним из основных центров северной Европы

Сегодня удаленное географическое положение 70 островов архипелага Оркни означает, что большинство путешественников его просто игнорирует, а приезжают сюда только те, кто знает и любит древнюю историю.

Но когда-то именно такое местоположение и сделало его цивилизационным перекрестком.

Острова лежали на Северном морском пути (т.е. пути через Северное море — прим. переводчика), по которому доисторические люди перебирались из северной Европы на Британские острова и обратно.

Археологи уже знают, к примеру, что на Оркни расписную керамику с нарезным орнаментом изобрели 5100-5300 лет тому назад. И изобретение это впоследствии получило дальнейшее развитие в других районах Британии.
Стоя посреди раскопа на бродгарском мысе и наблюдая за тем, как археологи кисточкой очищают от наслоений добытые из-под земли артефакты, а гиды демонстрируют находки завороженным туристам, я вспомнила, как ожидала по пути на Оркни, что тихая уединенность этого далекого края поможет мне настроиться на медитативный лад.

Но и нынче жизнь здесь, оказывается, кипит вовсю. Так что вместо успокоения я вдруг почувствовала мощный прилив жизненной энергии — нечто подобное мы ощущаем обычно, повстречавшись с сильным духом человеком или оказавшись в подлинном месте силы…

Фото в анонсе: Каменное кольцо Бродгара на Оркнейских островах. (Alamy)

Картина дня

наверх