На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 024 подписчика

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Давайте оставим вопросы о принятие решений военным. Мы их планы не знаем, а надо взять еще Одессу, Николаев, сухопутн...В победе на войне...
  • Юрий Ильинов
    Израильский путь Несколько иным, более рациональным и бюджетным, способом проблему борьбы с вражеской системой ПВО р...Куда полетит «Оре...

Кого церковь предаёт анафеме и за что?

https://x-files

Кого церковь предаёт анафеме и за что?
Кого церковь предаёт анафеме и за что?
Простому человеку понятие "анафема" кажется нелепым пережитком прошлого. Кое-кто верит, что "мракобесы в рясах" преследовали таким образом самых прогрессивных и вольномыслящих людей, "незаслуженно" отлучали от церкви гения русской литературы Льва Толстого, проклинали и отправляли на костер Джордано Бруно. .. На самом деле все обстоит вовсе не так "мракобесно", как может на первый взгляд показаться.

Далеко посылаю

Слово "анафема", хотя и звучит довольно грозно, на самом деле переводится абсолютно невинно. Оно происходит от греческих слов "ana"- "далеко" и "thema" -"ставлю". Таким образом, "анафема" означает: отлучение, отвержение.
Однако в энциклопедиях это слово объясняют так: анафема -это церковное проклятие.
Понятие "церковное проклятие" рождено в недрах католической церкви и не имеет отношения к православной. Именно католики полагают, что еретиков нужно не только отлучать, но еще и проклинать. Вот наглядные фрагменты из средневекового документа католической анафемы: "...Да проклянет его Бог-Отец, сотворивший человека! Да будет проклят он солнцем, и луною, и звездами небесными, и птицами, и рыбами морскими... Да будет труп его оставлен на пожрание псам... Да ниспошлет Господь на него глад и жажду, и гнев, и муки, и напасти злых ангелов, пока не попадет он в глубины ада... Да будут сыновья его сиротами, и жена его вдовою!"
Ритуал предания анафеме у католиков выглядел очень зловеще - от этого зрелища волосы шевелились.на голове. Непременным 'условием церемонии проклятия было личное присутствие осужденного. Если же еретик к моменту вынесения приговора умирал, то при отлучении должен был присутствовать его труп или хотя бы кости, вырытые из могилы. Скрывшегося от суда инквизиции подсудимого заменяло его изображение - портрет или символическая кукла.
А когда анафемствовали оступившегося священника, зрелище было еще страшнее. С него ритуально снимали облачение, лишали всех титулов и званий, устраняли следы тонзуры на голове (это такая выбритая макушка на голове духовных лиц) и даже могли срезать верхний слой кожи на большом и указательном пальцах обеих рук, уничтожая следы миропомазания .

Разбирайся сам!

Еще с апостольских времен христианская церковь регулярно сталкивалась с духовной конкуренцией. Огромное количество "философов" пыталось перекроить каноническое учение, возникали секты, а то и откровенно богохульные теории, которым следовало дать отпор. Святые отцы поначалу пытались аргументированно отстаивать прописные христианские истины, однако самых упорных лжеучителей, не желающих отрекаться от ереси, приходилось анафемствовать.
Например, на II Вселенском соборе в 381 году были преданы анафеме около десятка еретических течений - ариане, духоборцы, савеллиане, маркеллиане... Однако в то время (еще до образования католической церкви) никаких проклятий никому не объявляли. Да, ересь публично отвергалась и объявлялась вне закона. Отпавший от Бога еретик лишался возможности попасть в Царствие Небесное и отлучался от церкви, то есть больше не мог говорить от имени христианства. Но анафема не несла в себе пожелания зла отлучаемому! Более того, даже самый отпетый еретик мог спасти свою душу, публично и искренне раскаяться, предать анафеме свое ложное учение - и вновь быть принятым в лоно церкви.
И до сих пор в православии, в отличие от католицизма, ритуал анафемствования выглядит именно так. Церковь публично объявляет, что не имеет ничего общего с еретиком, и отпускает еретика на все четыре стороны разбираться со своей душой самостоятельно. А вот ежели разберется - то может покаяться и вернуться обратно.
Кстати, совсем не обязательно отлучать от церкви публично. Если человек явно отступает от православия и его святых таинств, уходит в секту, другую религию или становится безбожником, то тем самым он фактически сам себя анафемствует перед Господом. Под такой анафемой находятся все люди, крещеные в православии, но отрицающие бытие Божие, не признающие Единого в святой Троице Бога, бессмертие души, оспаривающие непорочность Пречистой Девы Марии и прочие православные догматы.
С 842 года, после окончательного разгрома и анафемствования ереси иконоборцев, каждое первое воскресенье Великого поста церковь отмечает праздник Торжества Православия. В ходе праздничных молитв предаются анафеме все существующие мировые ереси и прославляются великие Святые Отцы, которые в борьбе с врагами веры Христовой формировали каноны и правила церковной жизни.

Проклятие по-католически

Самый известный анафемст-вованный и казненный католиками еретик - Джордано Бруно. Современные историки отказались от версии, что он погиб якобы за свои астрономические гипотезы. Большинство утверждает, что подоплекой стали политические причины (и действительно, Бруно в своих литературных произведениях весьма сатирически высказывался о Ватикане). Другие считают, что Джордано, будучи католическим священником, умудрялся заниматься магией, считая ее весьма полезной "наукой". Увлекался оккультными учениями, отстаивал идею переселения душ и создавал свою философию, противоречащую христианству.
За это он был извержен из сана и предан анафеме. Расследование дела Бруно длилось 8 лет, ему предлагали покаяться, но он остался непреклонен. Конечно, в наше время за увлечения магией на костре не сжигают, но в Средние века действовали иные порядки.
А вот видного мыслителя и священника, магистра Яна Гуса католики казнили по политическим мотивам. Чешский реформатор резко критиковал зажравшееся, живущее далеко не по Божьим заповедям высокопоставленное духовенство. Он призывал вернуть авторитет Священного Писания как единственного источника веры и учения, утверждал, что основанием церкви является не Петр, а Христос, и что некоторые римские папы - еретики. За это он был предан анафеме, а 6 июля 1415 года сожжен на костре. Став жертвой католического произвола, умирая, Гус истово молился, и многим присутствующим казалось, что его просветленное лицо окружено сияющим ореолом, как у святого мученика.
Французский журналист Лео Таксиль (Габриель Антуан Жоган-Пажес) прославился благодаря бо-гсхульстиенным книгам "Забавная Библия" и "Забавное Евангелие". Промышляя различными мистификациями, он 12 лет фактически подрывал церковный авторитет. В 18а/ году Таксиль со скандалом порвал с церковью. В ответ его предали анафеме. Среди множества витиеватых пожеланий богохульнику были такие: "...И Бог-Отец, который сотворил мир, его проклинает; и Бог-Сын, который пострадал за людей, его проклинает; и Святой Дух - который возродил людей крещением, его проклинает... Да будет он проклят всюду, где бы ни находился... Да будет проклят волос его и мозг его, мозжечок его, виски его, лоб его, уши его... Чтобы болезни грызли его ст макушки головы до подошвы ног.."
Подействовало ли проклятие на Таксиля или нет, трудно судить. Но прожил он после этого 10 лет и умер з возрасте 53 лет. Помимо людей, католики проклинали и некоторые явления. Например, схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня. В 1054 году Вселенская Церковь раскололась на две части - православие и католичество. После раскола у участвовавших в таинстве католических священников перестали загораться лампады! Обидевшись, римо-католики не придумали ничего лучшего, как предать это чудо анафеме и навсегда с нем забыть.

Взаимная анафема

После раскола Восточной и Западной церквей духовные оппоненты взаимно предали друг друга анафеме и начали самостоятельное существование. Православные анафемствовали католическую церковь как еретическую, католики тоже в долгу не остались.
Потепление отношений между двумя основными христианскими церквями наметилось в середине XIX века. 7 декабря 1965 года Вселенский патриарх Афина-гор и римский папа Павел VI объявши об отмене взаимных анафем между православным Константинополем и католическим Римом. Были торжественно разорваны грамоты 1054 года с текстами анафем.
При этом православные и католики пригнали, что взаимное снятие анафем не ведет к устранению разницы во взглядах между церквями, а является лишь выражением стремления к окончательному примирению.

Кошмары графа Толстого

В России отлучают от церкви довольно редко. Самый известный случай - это, конечно, анафемствование Льва Николаевича Толстого. Ему инкриминировали создание собственного лжеучения и антихристианские проповеди. Он не признавал жизни после смерти, отвергал святые таинства Церкви и считал Иисуса Христа всего лишь простым смертным духовным учителем. Певец Федор Шаляпин вспоминал, как однажды на Пасху, когда он радостно сказал Льву Николаевичу: "Христос воскресе!" - тот возразил: "Нет, Федор, он не воскрес!"
Толстой надеялся своими силами, без Божьей помощи, достигнуть совершенства. Извращенно понимал Нагорную проповедь Христа и был автором идеи непротивления злу насилием. По его логике получалось, что если злодеи убивают беззащитного человека, очевидец не имеет права обезвредить их любыми доступными средствами. Не нам судить классика русской литературы, но Лев Николаевич сбил с пути немало людей и во многом стал провозвестником гибели Российской империи.
С подачи Куприна, придумавшего байку "Анафема", многие поверили, что Толстому и впрямь было объявлено церковное проклятие. В реальности было лишь особое постановление Священного Синода, в котором публично констатировался факт:
"Л. Н. Толстой впал в ересь, добровольно отпал от православной церкви и более в ней не состоит. Но он еще может образумиться, покаяться и снова стать христианином".
Получив от Церкви этот своего рода официальный "развод", Толстой был разочарован. Он желал, чтобы священники громогласно объявили ему анафему, чтобы получился скандал на всю страну. А отлучение прошло слишком уж тихо и буднично.
..В конце жизни Льва Николаевича мучили ужасные видения. Сбежав из дома, он приехал в Ша-мординский монастырь к своей сестре-монахине и рассказал, что ему ни днем, ни ночью не дают покоя какие-то омерзительные чудовища, которых видит только он. Монахиня разъяснила, что бесы чуют приближение его смерти и жаждут завладеть его душой. В отчаянии Толстой поехал в Оптину пустынь. Но, поскольку Лев Николаевич был официально отлучен Священным Синодом, монахи не решились самостоятельно снять отлучение и послали запрос епископу. Увы, положительный ответ пришел уже после отъезда графа из обители. Очень некстати в монастырь приехали горячие поклонники идей Толстого - его дочь и домашний врач. После скандала они вкололи беглецу успокоительное и увезли из монастыря.
В дороге Лев Николаевич заболел. Когда он умирал на станции Астапово, к нему приехали Оптинский старец Варсонсфий и иеромонах Пантелеймон. Они собирались принять покаяние Толстого, чтобы он мог уйти в мир иной как прощенный, примирившийся с Богом христианин. Но родственники, помня давние пожелания Льва Николаевича, не пустили монахов к умирающему старику.
В тот же день на острове Валаам одному из старцев было видение: толпа бесов в воздухе будто гонялась за седым бородатым стариком. Старик стремился к церкви, но бесы окружили его и с жутким воем увлекли в пучину у самого обрыва скалы, на которой стоял храм. Впоследствии старец узнал о смерти Толстого и понял, чью несчастную душу он видел.

Ответ святотатцам

Анафеме также была предана советская власть. В 20-е годы коммунистами было расстреляно без суда и следствия около 15 тысяч духовных лиц Русской православной церкви. Были осквернены, разграблены и разгромлены 673 монастыря и тысячи храмов, отняты церковные ценности, земли и владения. Патриарх Тихон (недавно канонизированный в лике святых) предал богоборческую власть анафеме.
В своем послании он призывал коммунистов: "Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы! Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной..."
Впоследствии преемник святителя Тихона патриарх Сергий (Страгородский) ценой унизительных компромиссов наладил отношения с анафемствованной властью, объявив о сотрудничестве РПЦ с большевиками. Представители зарубежкой церкви и катакомбники сочли его предателем и предали анафеме. Но легко судить сгоряча и издалека. Не будь этого компромисса - всех верующих пересажали бы в лагеря и закрыли бы все храмы. По крайней мере, РПЦ удалось переждать лихие времена и уцелеть в стране безбожников.

Лукавые ангелы

В наше время самая известная история отлучения от церкви случилась на Кубани. Немало простодушных читателей приняли за чистую монету "Откровения ангелов-хранителей" известной кубанской целительницы и медиума Любови Пановой. Контактируя во время спиритических сеансов с духами, она приняла их за ангелов-хранителей и совместно с журналистом Ринатом Гарифзяковым написала серию "духовных" книг, вышедших огромными тиражами.
Прочитав "откровения", священники были потрясены. В книгах Пановой кощунственно искажено и оболгано все христианское вероучение. К примеру, "ангелы" нашептали ей, что непорочного зачатия не было, а просто доверчивой Девой Марией воспользовался некий римский священник Пандора, одевшийся в белые ризы. И Иисус Христос якобы не умирал на кресте и не воскресал, а был тайно переправлен в безопасное место, женился на Марии Магдалине, обзавелся пятью сыновьями и прожил 154 года, имея небольшой рудник в Индии... Богословская комиссия признала богохульными около ста положений, высказанных в книге.
Любовь Ивановна ничуть не смущаясь называла себя православной христианкой и даже утверждала, что ей покровительствует православный священник. Как выяснилось в ходе церковного расследования, она слишком поторопилась записать священнослужителя в свои единомышленники.
В 2003 году митрополит Кубанский и Екатериксдарский Исидор отлучил Любовь Панову от церкви. После этого Любовь Ивановна позвонила в епархиальное управление и стала оправдываться, возлагая всю вину за богохульство на своего соавтора. Но публичного покаяния и отказа от своей писательской и оккультной деятельности она так и не принесла. Посему анафема Пановой поныне остается в силе.
-
Круги на полях: трезвый взгляд
Круги на полях: трезвый взгляд
Сегодня мы трезво взглянем на круги на полях, а если статья вам понравится, я подробно разберу связь между кругами и геоглифами Наска...

Итак, поскольку последние 30 лет мы сталкиваемся с явлением известным, как «круги на полях» было бы неплохо найти им объяснение. И существует множество различных объяснений.

Но изображения на полях больше не являются простыми кругами, они становятся все больше и больше.

В поисках разумного ответа ученые пришли к выводу, что все круги, это мистификация. Ученые даже нашли мистификаторов, которые признались и показали, как они создают эти круги.


Однако, мистификации слишком простые по сравнению с гигантскими картинами, которые появляются совершенно внезапно.


Конечно, фейковые круги есть, но они гораздо меньше размером, и как правило можно с лёгкостью заметить факт мистификации.

Лично я считаю, что круги на полях, это чьи-то попытки дать нам информацию.


Но почему бы им просто не появится перед нами? Кажется их технологии позволяют это сделать. Может быть они уже проворачивали нечто подобное в прошлом? И зная нашу реакцию, они пришли к выводу, что лучше подготовить нас к встрече выдавая нам информацию по кусочкам? Медленно и постепенно, рисуя гигантские картины, зная что люди ищут ответы, они хотят, чтобы мы осознали, что за Землей следят и мы не одни...


В древности у нас было тоже самое. Уже доказано, что в древнем мире, наши предки создавали гигантские знаки подобные кругам на полях. Они такие большие, что рассмотреть их можно только с воздуха. Речь конечно же идет о геоглифах (и не только о Наска). Благодаря технологиям, люди выяснили, что подобные рисунки есть в Саудовской Аравии, Австралии, Иордании, США, Мексике и много где еще.

Сегодня научный мир не пришел к единому мнению, на их счет, но факты указывают на то, что те кто их делал, получал инструкции с воздуха.
-
Кто был настоящим Остапом Бендером?
Кто был настоящим Остапом Бендером?
Он хотел учиться в Технологическом институте в Петрограде, он хотел ловить бандитов в Одессе, но он не хотел носить белые брюки и прогуливаться по Рио. Осип Шор – человек с непростой судьбой, подаривший миру образ Остапа Бендера...

Несостоявшийся тюремщик

Одессит Валентин Катаев помимо литературного таланта имел талант пророческий. Многим начинающим писателям он помог пробиться в большую литературу. Именно с помощью Катаева в Москве в 1920-х годах сгруппировались одарённые выходцы из Одессы.
Так Катаев «вытащил» больного и бедствующего Эдуарда Багрицкого в столицу. Ещё один одессит Илья Ильф – по паспорту Иехиел-Лейб Файнзильберг – появился в редакции газеты «Гудок» тоже не без участия Катаева. Там Ильф изобрёл новый литературный жанр, названия которому нет и по сей день.
Илью Ильфа, как начинающего и никому ещё не известного литератора, посадили в редакторский отдел «причёсывать» для печати письма трудящихся. Неугомонному и пытливому Ильфу эта работа была бесконечно скучна, и из написанных натруженной рукой посланий колхозниц и путейцев он создавал маленькие шедевры, которые стали необычайно популярны среди читателей.
В это время к Катаеву из Одессы приезжает родной брат Евгений, который работал в местном уголовном розыске, и сообщает, что собирается работать надзирателем в Бутырской тюрьме. Свободолюбивому Катаеву сама мысль об этом была противна. И он заставил брата написать первый фельетон. Так выяснилось, что литературный дар передаётся по наследству. За свой первый фельетон Евгений получает сумму, в два раза превышающую месячный оклад тюремщика. О карьере в Бутырке было забыто. Тогда атеистично настроенный Катаев перекрестился…
Дело происходило в 1920-х, когда молодую советскую республику лихорадило от политических и экономических потрясений. Когда НЭП молодыми поэтами-бунтарями воспринимался как предательство революции. Когда Маяковский своим громовым голосом чеканил с трибуны: «Левой! Левой! Левой!» И ему вторила вся страна.

«Ваш Остап меня доконал»

Валентин Катаев был уже признанным, хоть и молодым автором. И амбиции у него были соответствующие. Памятуя о слухах, которые ходили вокруг Дюма-отца: (якобы маститый французский писатель эксплуатировал литературных «рабов», которые строчили за него многочисленные романы), Катаев решил перенять опыт у мэтра. Идей в его гениальной голове было значительно больше, чем физических возможностей. Одной из тем, до которой не доходили руки, была история о некоем советском гражданине, который запрятал свои сокровища в стул гостиного гарнитура, чтобы они не достались новой власти.
Почему-то Катаеву захотелось нанять в «рабы» именно Ильфа и своего родного брата, который взял себе псевдоним «Петров». Он их когда-то познакомил и почувствовал, что между Ильфом и Петровом почти сразу пробежала творческая искра. Так очередной раз «сработало» пророческое чутьё Катаева.
Будущие соавторы согласились на эту «негритянскую» авантюру, и Катаев на следующий же день пошёл в издательство, чтобы заключить договор на написание романа, у которого официально должно было быть три автора. После чего с лёгкой душой отправился в Батум, чтобы писать среди пальм и ароматов шашлыков водевиль для МХАТа. С «рабами» же он договорился, что они за это время выписывают канву романа, а он вернётся и «рукой мастера» всё подправит.
Но тёплые южные ночи и шум прибоя не располагали к ответам на тревожные телеграммы из Москвы типа «написали первые две главы, что делать дальше». Ответ Катаева всегда был один: «Думайте сами». Через какое-то время телеграммы в Батум перестали поступать, чему писатель особого значения не придал…
Когда же он вернулся домой, «рабы» молча положили перед ним большую стопку листков. Роман был полностью завершён. Катаев начал читать и почти сразу понял, что «рука мастера» здесь не нужна.
– Вот что, братцы, – сказал он смущённо. – Отныне вы оба – единственные авторы будущего романа. Я устраняюсь. Ваш Остап Бендер меня доконал.
Наутро Катаев пошёл в издательство и переписал договор, вычеркнув из списка авторов своё имя. Но поставил своим «крепостным» два условия. Первое: чтобы на первой странице любого издания «12 стульев» в любой точке мира было посвящение ему любимому. На это Ильф и Петров быстро и радостно согласились, потому что были уверены – если роман и выйдет, то только один раз и только на русском. А вот по поводу второго условия новоиспечённые соавторы долго совещались между собой. Дело в том, что Катаев потребовал, чтобы со своего первого гонорара они купили ему золотой портсигар. Но и это соглашение было одобрено. К продолжению этой истории мы вернёмся чуть позже.

Муж мадам Грицацуевой

Главное, что удивило Катаева, который видел главным персонажем «12 стульев» Ипполита Матвеевича Воробьянинова, – это то, что на первую роль пробился Остап Бендер. Как потом вспоминали Ильф и Петров, Бендер самостоятельно стал «влезать» в развитие сюжета, просачиваясь почти на каждую страницу. От него уже невозможно было отделаться. И эпизодический персонаж, который по первоначальному замыслу должен был появиться лишь один раз для того, чтобы произнести легендарную фразу: «Может, тебе ещё и ключ от квартиры дать, где деньги лежат?» – превратился в супергероя мировой литературы.
Почти все персонажи «12 стульев», а позже и «Золотого телёнка» были списаны с реальных людей – знакомых и друзей Ильфа и Петрова. Сам Валентин Катаев присутствует на страницах романа в образе инженера Брунса, который всё время капризно требовал у супруги своего «гусика».
Но кто же скрывался за главным героем и вдохновил Ильфа и Петрова на создание Остапа Бендера?
Осип Шор. Конечно же, одессит, родившийся в небольшом городке Никополе, что в Днепропетровской области. Через год после рождения Осипа или Остапа, как его называли в семье, Шоры переезжают в Одессу, где проживают на улице Полтавской победы в доме №78. Переезд состоялся в 1900 году, а в 1901-м от сердечного приступа умирает отец. Малолетние Остап и его старший брат Натан, сыгравший в дальнейшем важную роль в жизни Осипа, остаются на руках безутешной вдовы.
Но через несколько лет Екатерина Бергер-Шор вторично выходит замуж. Её новым супругом становится удачливый петербургский купец Давид Раппопорт. В этом браке рождается дочка Эльза, ставшая известной художницей. Эльза была первой женой Леонида Утёсова.
Осик Шор, как примерный одесский мальчик из хорошей семьи, в 7 лет поступает в престижную гимназию, где точные науки даются ему легко. Единственная «тройка» в табеле была у Осика по русскому языку и словесности. Зато по законоведению всегда была твёрдая «пятёрка». Как тут не вспомнить слова Бендера: «Человек не должен судиться, это пошлое занятие… Вам известно моё уважение к Уголовному кодексу».
В 17 лет Остап отправляется в Петербург, чтобы подать заявление на механический факультет Технологического института имени императора Николая I. Октябрьские события помешали учебе. Петербург превращается в Петроград. Технологический институт теряет своё венценосное имя. А Осип Шор хочет вернуться в тёплую Одессу. Дорога домой заняла почти год, поскольку поезда ходили по случаю, деньги ежедневно обесценивались и в стране закончилось продовольствие… В общем, для молодого Шора начались «хождения по мукам». Именно в этот период в характере Осипа начали проявляться черты будущего Бендера.
Осип действительно был женат на «мадам Грицацуевой», только, в отличие от Бендера, он продержался рядом с новобрачной не один день, а целую зиму. Супруга – дама внушительных объёмов – была владелицей продовольственной лавки, и Осик приобрёл харчи и кров на несколько холодных месяцев. По весне, забыв о супружеском долге, Шор продолжает своё продвижение к дому. По случаю он садится на пароход, представившись художником, хотя ни разу до этого не держал в руках кисточку, а в одном из захолустных городков предстаёт в образе гроссмейстера, чтобы провести сеанс одновременной игры для наивных провинциалов. Надо ли упоминать, что шахматы тоже не были сильной стороной Осипа… Правда, неизвестно, избежал ли Шор участи Бендера после визита того в Васюки…

Фирма «Идеальная курица»

Ильф и Петров полностью сохранили внешний вид Шора, описывая Остапа Бендера как атлетически сложённого мужчину с широкой улыбкой и черноморским колоритом в речи. Осип был блестящим рассказчиком и, похоже-таки, великим комбинатором, а может, просто человеком с прекрасным чувством юмора.
Легенда или быль, но рассказывают о нескольких выдающихся шутках-авантюрах Шора.
Первая гласит, как Шор вывел новый вид «голой» курицы, наделавший шуму. Это несчастное существо, которое по неизвестным причинам лишилось всех своих перьев, Осип нашёл на дороге.
Тут же одесские газеты раструбили о выдающихся успехах в селекции. Ещё бы, курица без перьев – мечта любой хозяйки! Крупнейшие мясозаводчики срочно стали присылать в Одессу своих агентов, чтобы немедленно заключать миллионные контракты. Агентов встречал в местном научном обществе седовласый профессор, который читал длинную лекцию о революции в птицеводстве. В роли профессора выступал, естественно, переодетый Шор. Наспех созданная фирма «Идеальная курица» заключила договоры со многими птицефабриками юга России. Но сроки подходили, а голые курицы так и не поступили. Заводчики забили тревогу, а «профессор», как и сама фирма, испарились. Нашли только ту самую несчастную курицу, на шее которой болталась записка: «Мы, одесские селекционеры, вывели ещё курицу без головы и костей»…
Известный сахарозаводчик Евлампий Кутякин был крайне благодарен Осипу за то, что тот избавил его от конкуренции со стороны заводчика Розенбаума, и вот каким способом.
Кутякин и Розенбаум – оба консервировали вино сахаром, и у обоих оно прокисало, не доехав даже до Самары. Шор шепнул на ухо Розенбауму, что если в вино добавлять борную кислоту, то оно доедет хоть до Хабаровска! Розенбаум поверил и… разорился. У «борного» вина оказался такой специфический вкус, что его отказались покупать задарма даже неприхотливые привокзальные пьянчужки.
Но, пожалуй, самую остроумную аферу Осип предложил раввину местной синагоги по фамилии Берштейн. Шор предложил раввину продавать прихожанам места в раю. На стене синагоги висел «план Рая», схожий с планом любого отеля, где крестиком отмечались уже выкупленные места…
На вырученные деньги Бернштейн отреставрировал синагогу и отремонтировал собственный дом.

Предшественник Давида Гоцмана

Но вернёмся к путешествию Осипа Шора из Петрограда в Одессу.
Когда Шор всё-таки добрался до родного и любимого города, то был потрясён увиденным. Одесса – портовый город, открытый всем ветрам. И эти ветра занесли в «жемчужину у моря» всякую шваль, которая раздирала прекрасный город на части. За месяц в Одессе 14 раз менялась власть. Мелкие банды под политическими лозунгами захватывали районы Одессы, проводя между дворами «границы» с помощью бельевой верёвки и охотничьих флажков. Каждая «пограничная» территория выпускала свои деньги.
В городе начался хаос и разгул бандитизма. Горожане организовывают добровольные дружины, чтобы хоть как-то держать ситуацию под контролем. Одну из дружин возглавляет Шор. Он берётся за дело столь рьяно, что его замечают и приглашают работать в угро. С этого дня Осип Шор навсегда забывает о своей природе авантюриста-шутника и становится грозой всех одесских бандитов. Он отлавливает их днём и ночью, ведёт допросы с таким пристрастием, что получает всю нужную информацию, и снова идёт на «охоту».
Среди бандюков имя Осипа Шора стало нарицательным. Его боялись и ненавидели и очень хотели уничтожить.
Пора вспомнить о старшем брате Осипа – Натане. Утончённый, впечатлительный и талантливый юноша стал поэтом-футуристом. После экспериментов типа «гордо‑стройный виконт в манто из лягушечьих лапок, а в руке – красный зонт» Натан обрёл собственный художественный стиль и стал знаменитым поэтом, творящим под именем Анатолия Фиолетова. Поэт почти всегда пророк, вот строки одного из его последних стихотворений:

Не архангельские трубы – деревянные фаготы
пели мне о жизни грубой, о печалях и заботах…
Не таясь и не тоскуя, слышу я, как голос милой
золотое Аллилуйя над высокою могилой…

Только что женившемуся Натану прострелили печень в тот момент, когда он покупал двуспальный полосатый матрас для супружеской комнатки. Бандит перепутал братьев…
Этой же ночью на «малину» пришёл Осип Шор. Один. Он вошёл в комнату, где сидела банда, и молча положил свой наган на стол. Это означало, что он пришёл не стрелять, а разговаривать.
И он спросил:
– Â Кто из вас, подлецов, убил моего брата? Â – спросил он.
– Â Я его пришил по ошибке вместо вас, я здесь новый, и меня спутала фамилия… – прозвучал ответ одного из бандитов, который покаялся и подставил Осипу свою грудь. Кодекс чести и справедливости был тогда даже у бандитов.
– Лучше бы ты, подонок, прострелил печень мне…
До утра Осип пил горькую вместе с бандой, оплакивая смерть своего брата. В ту ночь больше ничья кровь не пролилась, но с рассветом, взяв со стола наган, Шор вновь превратился в беспощадного сотрудника уголовного розыска.

Конец «рабства»

Гибель Натана сломила Осипа. Он уехал из Одессы в Петроград, а потом, в 1934-м, – в Челябинск, чтобы помочь своему близкому другу Василию Ильичёву – директору тракторного завода – поднимать народное хозяйство.
Во время Великой Отечественной Шор пытался пробиться в блокадный Ленинград, где находились его родственники. Но ему это не удалось. У Осипа развивается нервная экзема, которая превращается в рак кожи. Шора эвакуируют в Ташкент, где его чудом спасают врачи. Осип выходит на пенсию по инвалидности, но до конца своих дней работает проводником поезда Москва – Ташкент: 15 дней туда и обратно. Семьёй Осип Вениаминович так и не обзавёлся.
Конец своей жизни ослепший на один глаз и перенёсший два инфаркта «великий комбинатор» провёл в крохотной комнатушке у своей сестры Эльзы. Он носил потёртый макинтош и сандалии на босу ногу и ни с кем не хотел общаться. 80-летнего Осипа Шора похоронили в 1978 году на Востряковском кладбище в Москве.
…Валентин Катаев тактично не напоминал Ильфу и Петрову о втором пункте договора: насчёт золотого портсигара. Но в один ясный день «крепостные» торжественно вручили Катаеву небольшой свёрток. В свёртке лежал золотой портсигар. Женский, с застёжкой в виде бирюзовой пумпочки.
Отомстили за «рабство».
-
Штурм дворца Амина - уникальная спецоперация
Штурм дворца Амина - уникальная спецоперация
Все детали операции «Шторм-333», как называлась акция по устранению президента Афганистана Хафизуллы Амина, еще долго будут оставаться под грифом «Совершенно секретно». Но и того, что можно узнать в настоящее время, хватает, чтобы считать эту операцию уникальнейшей. Западные политики называют «Шторм 333» не иначе как террористическим актом, направленным на устранение лидера страны. Однако это не мешает западным разведкам тщательнейшим образом изучать то, что произошло в Кабуле 27 декабря 1979 года. Потому что как ни назови ту операцию, но она стала эталоном современной диверсионной работы...

Исторический экскурс

Чтобы лучше понять, чем было вызвано решение об устранении президента Афганистана Хафизуллы Амина, необходимо сделать небольшой исторический экскурс. Свержение монархии в Афганистане произошло в 1973 году. Военный переворот возглавлял сводный брат короля, премьер-министр Афганистана (с 1953 по 1963 годы) Мухаммед Дауд. Он возглавил созданный Центральный совет Республики Афганистан и опять занял пост премьер-министра, став первым человеком в государстве. И сразу начал наводить диктаторские порядки. Стоит сказать, что бывший король пытался мягко реформировать страну. При нем был учрежден парламент, Верховный суд, провозглашена многопартийная система. Дауд первым же своим указом разогнал парламент, распустил Верховный суд, а вскоре запретил деятельность всех политических партий на территории Афганистана. Провозгласив однопартийную систему, в которой нашлось место лишь Партии национальной революции, учрежденной Даудом.
С подобной политикой не согласились как правые радикалы из «Мусульманской молодежи», так и оппозиционеры из левого крыла — Народно-Демократическая партия Афганистана (НДПА). Эта партия придерживалась марксистской идеологии, а ее лидер, Hyp Мохаммад Тараки, несколько раз бывал в Москве, где встречался со многими партийными деятелями из ЦК КПСС.
В апреле 1978 года НДПА, опираясь на поддержку армии, свергла режим Дауда. Сам президент Афганистана и несколько членов его семьи были убиты и тайно захоронены на окраине Кабула. Была провозглашена Демократическая республика Афганистан (ДРА), во главе которой встал Тараки, взявший курс на коммунистические преобразования и тесное сближение с СССР.
Президентство Тараки продлилось недолго: в сентябре 1979 года его ближайший помощник и секретарь ЦК НДПА Хафизулла Амин сместил своего учителя со всех постов, а чуть позже приказал его убить. Смещение Тараки вызвало бурю протестов в и так бурлящей стране, находившейся на грани гражданской войны. Амин попытался не допустить этого, прибегнув к массовым репрессиям и даже попытавшись договориться с Пакистаном. Со стороны которогов Афганистан шло вооружение для повстанцев и где разворачивались лагеря для подготовки боевиков.
Все это сильно не нравилось советскому руководству. Кроме того, председатель КГБ Юрий Андропов заявил, что в его ведомстве имеется оперативная информация о том, что в 60-е годы Амин имел тесные контакты с ЦРУ. А после прихода к власти к нему наведывались эмиссары американской разведки. Это стало последней каплей, и в Кремле приняли решение об устранении Амина и замене его на более лояльного к СССР, тоже секретаря ЦК НДПА, Бабрака Кармаля.

Сложная задача

Планируемая спецоперация выглядела очень сложной задачей. Дворец Амина Тадж-Бек расположен на возвышенности, и все подступы к нему хорошо просматриваются. К охране дворца в декабре 1979 года была привлечена целая пехотная бригада (около 1200 человек), танковый батальон, зенитный полк (на вооружении которого имелось 12 100-мм пушек, способных стрелять и по наземным целям). Кроме того, подступы к дворцу прикрывали несколько десятков пулеметных гнезд. В непосредственной близости от дворца также были расположены казармы мотопехотной дивизии, военнослужащие которой могли прибыть ко дворцу в течение часа.
Подготовка к операции, которую назвали «Шторм-333», велась меньше месяца. Разработка была возложена на группу специалистов Главного разведывательного управления и Управление «С» (нелегальная разведка) КГБ СССР. У разработчиков спецоперации имелся подробный план как дворца Амина, так и всех огневых точек. Дело в том, что оборона дворца планировалась с непосредственным участием советских специалистов. В частности, при участии руководителя представительства КГБ в ДРА полковника Леонида Богданова.
В Афганистан Богданов прибыл в августе 1978 года, когда у власти еще был Тараки. Во дворце Тадж-Бек он бывал очень часто, так Что неудивительно, что его привлекли к разработке операции, а во время боевых действий он вместе с генералом Вадимом Кирпиченко координировал действия всех групп, привлеченных кликвидации Амина.
Вообще-то операция «Шторм-333» была лишь частью другой, более масштабной операции, получившей название «Байкал-79». Согласно которой одновременно со штурмом дворца Амина советские войска должны были захватить: здания ЦК НДПА, министерства обороны, министерства внутренних дел (царандоя), министерства иностранных дел и министерства связи ДРА, Генерального штаба, штаба военно-воздушных сил и штаба Центрального армейского корпуса, военной контрразведки (КАМ), тюрьмы для политзаключенных в Пули-Чархи, радио- и телецентра, почты и телеграфа, штаба ВВС и ПВО…
Но со всем этим должны были справиться десантники, а вот штурм Тадж-Бека можно было доверить только самым лучшим профессионалам. Потому что в случае неудачи «Шторма-333» все остальное не имело смысла и могло обернуться настоящей катастрофой. Те, кто планировал операцию, сумели учесть все мелочи. В результате чего эта уникальная акция вошла в анналы истории разведок.

Несогласованность двух операций

Переброска большой численности советских войск в Афганистан могла вызвать подозрения у Амина. Впрочем, руководителям операции удалось замотивировать переброску некоторых частей в ДРА. В частности, первым туда прибыл «мусульманский батальон».
Это подразделение было сформировано еще летом 1979 года. В него вошли военнослужащие спецназа Главного разведывательного управления, знающие фарси (язык, на котором говорит большинство граждан Афганистана) и имеющие среднеазиатскую внешность (узбеки, таджики, туркмены). Возглавил батальон майор спецназа ГРУ Хабиб Халбаев. Этот батальон планировалось использовать для охраны Тараки, но пока подразделение проходило боевое сколачивание, бывший лидер страны погиб.
Батальон не расформировали, и он пригодился в декабре 1979 года. Сразу после захвата власти Амин стал требовать у СССР поставок вооружения. Эти поставки были согласованы еще с Тараки, но после прихода к власти Амина были приостановлены. После принятия решения о проведении операции «Байкал-79» из Союза в Афганистан стали прибывать военные специалисты. Типа научить афганцев пользоваться советским оружием. Первыми прибыли служащие «мусульманского батальона».
Сперва это подразделение базировалось на территории советской авиабазы в Баграме. 14 декабря туда же, в режиме строгой секретности и под охраной спецназовцев Воздушно-десантных войск, был доставлен Бабрак Кармаль. Планировалось, что уже 16 декабря он сможет стать новым лидером Афганистана. Хотя силовое устранение Амина пока еще разрабатывалось.
Дело было в том, что в недрах КГБ параллельно готовились две операции по устранению Амина. Кроме «Шторма-333» планировалась другая акция, о которой имеется довольно мало сведений. Согласно второму плану, также разработанному в КГБ, Амина планировалось отравить. Первая попытка отравления была предпринята 16 декабря 1979 года. Однако закончилась она неудачно. Кармаля срочно вернули в Советский Союз. Но параллельная группа на этом не остановилась. И несогласованные действия двух акций стоили жизни нескольким офицерам спецназа, «мусульманского батальона» и врачу советского посольства.
После неудачного отравления подготовка к «Шторму-333» была форсирована. 20 декабря «мусульманский батальон» перебрасывают в Кабул, и он официально входит в состав подразделений по охране Тадж-Бека. Затем в Кабул начали прибывать ударные группы, на которые, собственно, и был возложен сам штурм. «Мусульманский батальон» должен был лишь прикрывать действия офицеров спецназа. А приданная штурмующим рота десантников расположила посты на дальних подступах к дворцу и должна была сообщать о возможном приближении правительственных сил к дворцу. Всего в штурме было задействовано 650 человек. Но собственно штурм осуществили всего 54 человека.
Для проникновения во дворец были подготовлены две группы. Первая, «Гром» (24 человека), состояла из сотрудников тогда еще мало известного антитеррористического подразделения «Альфа». Во вторую группу, «Зенит» (30 человек), входили выпускники Курсов усовершенствования офицерского состава (знаменитый центр КУОС, из выпускников которого позже родились спецотряды «Вымпел» и «Каскад»).
Как уже упоминалось, операция была разработана до мелочей. Однако она едва не сорвалась из-за несогласованности двух независимых групп: силовой и отравляющей. Представители второй группы, потерпев неудачу 16 декабря, предприняли вторую попытку отравления 27 декабря. Как раз в тот день, когда планировался штурм дворца.

Штурм

Днем 27 декабря 1979 года во время обеда Хафизулле Амину и некоторым его гостям стало плохо. Жена президента тут же позвонила начальнику президентской охраны и в советское посольство. Русские врачи, бывшие не в курсе спецоперации КГБ, оказали помощь Амину и его гостям. Однако это происшествие сильно насторожило охрану и едва не привело к срыву операции «Шторм-333».
В 19:10 по местному времени группа спецназовцев из «мусульманского батальона» подъехала на грузовой машине к люку колодца центрального распределительного узла подземных коммуникаций связи, где благополучно «заглохла». Пока водитель и пассажир препирались с охраной, делая вид, что копаются в моторе, шла закладка мины. Через заранее проделанное отверстие в днище кузова был открыт люк, в колодец спущена мина, а люк вернулся на свое место.
Через пять минут после того, как машина отъехала, в колодце раздался взрыв, лишивший весь Кабул телефонной связи. Через пять минут бойцы «мусульманского батальона», проезжая мимо казарм, заметили, что командиры 2-го батальона бригады охраны выстраивают на плацу подчиненных и приказывают им вооружиться. Решение было принято моментально: прямо на машине спецназовцы въехали на плац, воспользовались паникой и захватили командование батальоном. Охранники попытались их преследовать, но нарвались на засаду. Потеряв несколько десятков человек убитыми, остальные предпочли сдаться.
В 19:30 по местному времени на территорию дворца въехали четыре БТРа со спецназовцами КГБ. Одновременно с этим спецназовцы «мусульманского батальона» открыли огонь из зенитных самоходных установок «Шилка» по огневым точкам защитников дворца. С другой стороны их поддержали коллеги, накрыв подступы к казармам выстрелами из АГС-17 (автоматический гранатомет на станке «Пламя», способный стрелять 30-мм гранатами до 400 выстрелов в минуту), не давая охранникам носа высунуть из казарм.
Члены групп «Гром» и «Зенит» ворвались во дворец. Непосредственно штурмом командовал начальник КУОС полковник Григорий Бояринов. Вообще-то он не обязан был лично участвовать в штурме, но 57-летний полковник, начавший свой боевой путь в 1941 году в диверсионной группе, будучи 16-летним подростком, решил, что его ученики без него не обойдутся.
Во время штурма дворца спецназовцы встретили ожесточенное сопротивление. Но хотя охрана и была начеку, полностью подготовиться к нападению не успела. В частности, по признанию некоторых участников штурма, если бы охранники догадались снять с огневых точек парочку пулеметов и поместить их в узких коридорах дворца, то штурмующим пришлось бы туго. Однако и так они нарвались на сопротивление, которого совсем не ожидали. И все из-за идиотской выходки с попыткой отравления. Но выучка спецназовцев сыграла свою роль: «зачистка» дворца заняла всего 43 минуты.

Итоги и потери

В результате штурма погибло 5 офицеров «Грома» и «Зенита», 6 спецназовцев из «мусульманского батальона» и 9 десантников из группы прикрытия. Последние нарвались на прорыв остатков бригады охраны Амина, которые отказались сдаться и прорывались в горы. С противоположной стороны было более 250 убитых, около 1700 человек сдались в плен, ликвидированы Амин, два его малолетних сына и несколько человек из ближайшего окружения. Кроме того, от пуль своих же спецназовцев погиб военный врач полковник Кузнечков.
Во время штурма погиб Григорий Бояринов, удостоенный звания Героя СССР посмертно. Также Золотую Звезду получили еще четверо участников штурма. Все сотрудники спецназа КГБ («Гром» и «Зенит», среди которых после штурма не было ни одного не раненого) тоже были отмечены государственными наградами. Одновременно со штурмом десантники 103-й воздушно-десантной дивизии, переброшенные в Кабул из Баграма за пару часов до штурма дворца, взяли под контроль все ключевые объекты в Кабуле и блокировали в казармах правительственные войска.
Утром 28 декабря Бабрак Кармаль выступил по кабульскому радио и сообщил о наступлении второго этапа революции. 30 декабря газета «Правда» опубликовала официальное заявление ЦК КПСС, что «…в результате поднявшейся волны народного гнева Амин вместе со своими приспешниками предстал перед справедливым народным судом и был казнён…».
-
Тёмная энергия и материя во Вселенной
Тёмная энергия и материя во Вселенной
Десять лет назад две группы астрофизиков независимо друг от друга обнаружили невероятное явление, подобного которому не знала история космологии: они установили, что окружающая нас Вселенная не собирается тормозить своё разбегание в разные стороны, как можно было бы ожидать, а, наоборот, наращивает свою скорость разбегания и когда-то, возможно, достигнет скорости света! И тогда пленительная звёздная россыпь навеки исчезнет из нашего поля зрения!

Кто разгоняет звёзды?

На этот вопрос пытается ответить лидер одной из двух групп исследователей, открывших невероятное явление, и руководитель проекта «Суперновая космология» Саул Перлмуттер, впервые объявивший о поразившем его явлении ещё в 1998 году. Ныне учёный готовится к штурму этой загадки, под которой астрофизики подразумевают невидимую (или тёмную) энергию, разгоняющую звёзды.
Имеющиеся данные, как считает Саул Перлмуттер, свидетельствуют о том, что обычное известное нам вещество, состоящее из протонов, нейтронов и электронов, занимает всего 5 процентов массы всей окружающей нас Вселенной! Остальное составляют так называемая тёмная материя (23 процента) и тёмная энергия, отличающаяся … отрицательной гравитацией (72 процента)! Разгадку тайны тёмной энергии Перлмуттер видит в неустанных наблюдениях за космосом по специальной, разработанной им методике.

Группа Шмидта

Как сказано выше, независимо от исследовательской группы Саула Перлмуттера к тому же заключению об ускоренном расширении Вселенной пришла группа Брайена Шмидта из Национального университета Австралии. Австралийцы тоже изумились тому обстоятельству, что наша Вселенная не просто расширяется, но совершает эту свою стадию с непрерывным ускорением! Будет ли конец этому — вот вопрос!
Это открытие, как всем понятно, потребует многих лет размышлений и наблюдений. Некоторые астрофизики уповают на данные, которые они надеются почерпнуть из самых грандиозных природных катаклизмов во Вселенной — вспышек сверхновых! Эти события оказались на редкость стабильными, и изменения в них происходят весьма медленно. Это обстоятельство позволило исследователям использовать сверхновые в качестве вековых вех! Имея такие ориентиры, учёные смогли даже определить расстояния до них. Кстати. Перлмуттер ещё в 80-х годах прошлого века работал с Карлом Пеннипаккером из Калифорнийского университета в Беркли над автоматизацией наблюдений за сверхновыми. Эта область деятельности ещё переживала период становления, поэтому иногда приходилось приглашать к участию в ответственных наблюдениях даже астрономов-любителей.

Трудности

Поначалу главной проблемой для исследователей было изыскание — телескопного времени — (то есть времени наблюдений), столь ценного для астрономов. Как убедить «диспетчера», ответственного за распределение — телескопного времени», пожертвовать его частью в интересах постижения тайн сверхновых? А если они не — захотят» поделиться ими? Кто будет возмещать убытки?
Перлмуттеру с коллегой из Калифорнийского университета в Беркли пришлось разрабатывать специальные устройства, отслеживающие перемещения этих вожделенных небесных целей. В конце концов, как сказано выше. Перлмуттер со своей командой пришли к заключению, что Вселенная не только расширяется, как установил ещё в 1929 году Эдвин Хаббл, но и делает это с нарастающим ускорением. Неведомая сила своим отрицательным давлением расталкивает звёзды вместо того, чтобы собирать их вместе!
-
Иисус в Кашмире: жизнь после распятия
Иисус в Кашмире: жизнь после распятия
В последний день пребывания нашей Западно-Гималайской экспедиции в Индии (7 июля 2015 года) в аэропорту Шринагара, главного города Кашмира, я купил любопытную книгу. Она посвящена проблеме, которая волнует многих людей в мире.
Был ли Иисус Христос в Индии? Копья, точнее перья, на эту тему уже давно скрестили ученые, журналисты и писатели разных религиозных и философских предпочтений. И на Западе, и на Востоке есть как горячие сторонники, так и непримиримые противники представлений о том, что основатель христианства жил в Индии. Более чем столетняя полемика не затихает, несмотря на множество статей и книг, опубликованных в разных странах.
Явное сходство между идеями Нового Завета и буддизма отмечено уже давно и очевидно не только специалистам в области сравнительного изучения религий. Не удивительно, что оно используется рядом авторов, в том числе и в России, для продвижения своих эзотерических и мистических воззрений. Такого рода книги многократно издаются на разных языках, включая русский.
Автор купленной мною книги, профессор Фида Хасснайн (Fida M. Hassnain), имеет несколько степеней и званий в области науки и религии, является убежденным адептом концепции прихода Иисуса в Индию и консультантом нескольких западных авторов, писавших на эту тему. Он родился в 1924 году в Шринагаре; его отец был преподавателем. Окончив Пенджабский (Лахор) и Мусульманский (Алигар) университеты, работал адвокатом. Однако, разочаровавшись в этой профессии, начал преподавать в колледже.
Став профессором истории и исследований, в 1954 году Ф. Хасснайн был назначен директором Государственного архива Кашмира и директором Археологических исследований и Музеев штата Джамму и Кашмир (до 1983 года). Это позволило ему не только спасти сотни восточных рукописей, но и ознакомиться со многими из них в частных собраниях и монастырях. В итоге он написал около дюжины книг по истории Кашмира и «восточной» христологии, которые сделали его известным далеко за пределами родины.
Ф. Хасснайн, как и подавляющее большинство жителей Кашмира, — мусульманин, но он также хорошо знаком с Библией и учился у буддийских наставников. Следует заметить, что автор книги — суфий, т.е. исламский мистик. Он много путешествовал, в том числе по Европе, и призывы к примирению и согласию между людьми близки его сердцу.
В постановке темы «Иисус в Индии» можно вычленить два важных аспекта, которые географически оказались привязанными к двум регионам Западных Гималаев, а именно к мусульманской Кашмирской долине и к буддийской области Ладак. В данной статье я коснусь только кашмирской истории.

Хазрат Мирза Гулам Ахмад из Кадиана

Утверждение о том, что Иисус Христос выжил после распятия, после чего ушел в Индию, где долго жил и умер естественной смертью в возрасте 120 лет в Кашмире, стало широко распространяться благодаря исламскому проповеднику Мирзе Гуламу Ахмаду (Mirza Ghulam Ahmad, 1835-1908). В своей книге «Иисус в Индии» (1899), изданной посмертно на урду (Massih Hindustan Mein, 1908) и впоследствии переведенной на разные языки, включая русский, он использовал многие источники и указал, что Иисус Христос похоронен в Шринагаре под именем Юз Асаф.
В исламе Иса ибн Марьям (по-арабски Иисус, сын Марии) глубоко почитается как второй по значимости пророк, посланник Аллаха (расуль) и мессия (аль-Маси́х). Однако, в отличие от христиан, мусульмане отрицают его божественное происхождение, а также смерть на кресте и погребение, веруя, что благодаря Аллаху под видом Исы распяли другого человека, тогда как сам Иса был вознесен на небо. Утверждается также, что в Судный день произойдет второе пришествие Исы на землю.
В отличие от христиан, у иудеев (и мусульман) было особое отношение к тем, кто умер повешенным на дереве. Такой человек считается проклятым, так как в его сердце, оставленном Богом, поселяется тьма. Истинный пророк никак не мог быть повешен. Поэтому казнь через распятие должна была продемонстрировать, по замыслам фарисеев, что Иисус был ложным пророком.
Согласно Гуламу Ахмаду, Иисус был распят, но не умер на кресте. Таким образом, он избежал нечистых итогов проклятия и не возносился на небо. Это, в частности, по мнению Ахмада, подтверждается в Евангелии от Матфея (глава 26, стих 32): выйдя из гробницы, Иисус отправился в Галилею (пешком 70 миль), но вовсе не на небо.

Гулам Ахмад
Гулам Ахмад

Гулам Ахмад отметил, что в те далекие времена не применяли петлю на шее и не выбивали подставку из-под ног осужденного, как это делают сейчас. Тогда жертву суда привязывали к кресту, а затем руки и ноги прибивали гвоздями (между костями запястья и стопы). Чтобы человек не умирал быстро, а сначала долго помучился, на кресте делали опору в виде небольшого сиденья и подпорку для ног.
Обычно распятый умирал через несколько суток. Для облегчения его мук женщины давали ему кислое вино, смешанное с полынью, что приводило к потере сознания. Если через один-два дня власть решала простить осужденного и сохранить ему жизнь, то его снимали с креста живым. Если же хотели казнить смертью, то держали не менее трех дней на солнцепеке, потом перебивали кости рук и ног, и человек погибал.
Согласно евангелиям, Иисус находился живым на кресте от 3 до 6 часов (Марк, 15:25, 34 и 37; Иоанн, 19:14) и даже произнес несколько фраз двум разбойникам, распятым рядом, а также матери и ученику, после чего попросил пить (Лука, 23:42 и 43; Иоанн, 19:26 и 27). В 6 часов вечера началась «тьма» (по Ахмаду, сильная пылевая буря), продолжавшаяся три часа (Лука, 23:44) и завершившаяся землетрясением (Матфей, 27:54). В 9 часов вечера того же дня Иисус, громко воззвав к Господу, испустил дух.
Произошло это в пятницу перед субботой, священным для евреев днем. В предшествующую ей ночь и в саму субботу нельзя оставлять кого-либо висеть на кресте. Убоявшись нарушить свой закон, иудеи упросили Пилата снять с крестов тела Иисуса и разбойников, предварительно перебив им всем голени, чтобы ускорить смерть. Однако Иисуса воины не тронули, решив, что тот уже мертв (Иоанн, 19:31–33).
Хазрат Ахмад и его последователи полагают, что Иисус на кресте не умер, а впал в бессознательное состояние (ко́му). В подтверждение этому приводится факт истечения «крови и воды» из раны, возникшей от копья стражника, пронзившего «ребра» Иисуса (Иоанн, 19:34). Стражник решил, что Иисус умер. Однако кровотечение может происходить только из живого тела, когда работают кровеносная система и сердце.
Гулам Ахмад предположил, что был сговор с Пилатом, который хотел спасти проповедника, но так, чтобы не вызвать подозрений у врагов последнего. Проф. Хасснайн выдвинул гипотезу, что Иисус был связан с сектой ессеев, живших около Мертвого моря. Они с помощью своих членов, включая богатого и влиятельного Иосифа Аримафейского, тайного ученика Иисуса, знакомого с Пилатом, смогли спасти Иисуса, устроив казнь перед священной субботой и потом получив его тело. Ссылаясь на древнюю (датировка не указана) индуистскую сутру йогов натхов «Натха намавали» (Natha Namawali), Ф. Хасснайн привел и другое, более экзотическое объяснение выживания Иисуса. В сутре сообщается, что Ишанатха (Ishai Natha, т.е. якобы Иисус) пришел в Индию в возрасте 14 лет. После возвращения для проповедей в Палестину он был распят там своими соотечественниками. Однако с помощью йоги Ишанатха сумел войти в состояние глубокого транса (самадхи). Полагая, что он мертв, тело похоронили в могиле.
В это время его учитель (гуру) великий Четаннатха, находившийся в глубокой медитации в Нижних Гималаях, узрел в своем видении казнь ученика и, сделав свое тело легче воздуха, устремился в Палестину. Прибытие его сопровождалось громом и молнией, ибо боги разгневались на иудеев. Вынув тело Ишанатхи из могилы и выведя из самадхи, гуру доставил проповедника в священную землю ариев. Позже Ишанатха создал в Нижних Гималаях свой ашрам, основав здесь культ лингама и йони (т.е. мужского и женского начала в индуизме).
Как уверяет Ф. Хасснайн, йоги натха существуют в Индии и сегодня, а некоторые их гимны содержат упоминания об Иоанне Крестителе.
После снятия с креста тело Иисуса обработали с помощью различных благовоний и мазей. Так, только Никодим, также тайный последователь Иисуса, принес около 100 литров состава со смирной и алоэ (Иоанн, 19:39). В тот же вечер обвитое пеленами с благовониями (или чистой плащаницей, по Матфею и Марку) тело Иисуса было отнесено в новый гроб, высеченный в скале (Лука, 23:53) и находящийся в саду (Иоанн, 19:41).
Гулам Ахмад обратил особое внимание на исцеление Исы, сообщив, что рецепт «мази Иисуса» (Marhami-Isa) записан в сотнях старинных книг по медицине у персов, евреев, мусульман и на латыни. Это снадобье быстро связывало кровотечение и приносило пользу при падениях или ударах. Мазь обладала антисептическим действием, так как содержала смолу мирру (смирну), была целительна при всех видах ожогов и язв, а также при чуме.
Проф. Хасснайн также перечислил несколько трактатов, начиная с X века нашей эры, в том числе Ибн Сины (Авиценны, 980-1037), широко известный в Европе как «Канон медицины». Арабские рукописи восходят к греческой фармакопее, известной во времена римлян. «Мазь Иисуса» («мазь апостолов» или «пророков») состояла из 12 компонентов, включая различные смолы (бальзамы), в том числе смирну и ладан, алоэ, окись свинца, субацетат меди, а также оливковое масло. Она исцеляла раны, снимала гнойные воспаления, способствовала восстановлению поврежденных тканей и кровообращения в течение нескольких дней.

Уход Иисуса в Индию

После своего исцеления Иисус, как известно, ел и пил вместе со своими учениками, показывая им свои раны (Фоме неверующему). Иначе говоря, вел жизнь земного человека. В Палестине ему оставаться было опасно, а он должен был выполнить важную миссию. Как обычный, «скромный», по выражению Гулама Ахмада, человек (не божество), Иисус отправился на восток к тем 10 еврейским племенам, что были уведены в плен около 722 года до н.э. царем Ассирии и, рассеянные по Среднему Востоку, дошли до Индии. В большинстве эти пропащие овцы Израиля на чужбине отреклись от веры; многие перешли в буддизм, постепенно скатываясь до идолопоклонства. Необходимо было спасти их и вернуть на путь истины. Путь Иисуса лежал через современные Сирию, Турцию, Ирак, Иран, Афганистан и Пакистан.
На основе исламских книг Гулам Ахмад реконструировал его странствие до Кашмира. В 500 милях от Иерусалима Иисус достиг города Нисибин (Nisibis, ныне Нусайби́н, юго-восток Турции рядом с Сирией), далее через Афганистан пришел в Пенджаб. Кашмир от Афганистана отделяют Читра́л (Chitral, Пакистан) и полоска Пенджаба (всего 80 миль, или 135 км). Из Кашмира Иса мог легко отправиться в Тибет. Возможно, что из Пенджаба, прежде чем попасть в Кашмир или Тибет, он посетил крупные центры Индостана. По старинным записям, Иса побывал в Непале, городе Бена́рес (Варана́си) на Ганге и в других местах. В Кашмир скорее всего отправился через города Джамму и Равалпи́нди.

Озеро Дал, 1600 м. Шринагар, 3 мая 20...
Озеро Дал, 1600 м. Шринагар, 3 мая 2013 года

Несколько иную реконструкцию предложил Фида Хасснайн на основе изучения восточных рукописей, апокрифов и других источников. Иисус, пользуясь торговыми путями, прошел в Индию через Ассирию, Халдею и Персию. Из Иерусалима он двинулся на северо-восток к Дамаску, оттуда в Нисибин. Здесь повернул на юг в сторону Персидского залива к месту слияния рек Тигр и Евфрат (Kharax), а затем ушел в Персию.
Везде посещал общины иудеев, проповедуя и исцеляя. В одном персидском словаре проф. Хасснайн нашел, что Иисус стал называться Йузу Асаф (Yuzu Asaph), поскольку вылечил многих прокаженных, собирая их под свою милостивую защиту. Любопытно, что оба апологета пребывания Христа в Кашмире полагают, ссылаясь на различные источники, что ряд афганских племен ведет свое происхождение от еврейских пророков, сохранив их имена в своих названиях (Давуд-зье, Абрахим-зье, Юсуф-зье, Исса-кхел, Сулейман-кхел и т.д.).
У евреев и кашмирцев также много общих черт. Например, кашмирские могилы, называемые моисеевыми, расположены с востока на запад, подобно еврейским. Даже сейчас гробы в Кашмире имеют ту же конструкцию, что у евреев. Схожими являются многие обряды, связанные с рождением, браком и смертью, некоторые привычки в питании. Лодочники пользуются веслами в виде сердца, как в Палестине. Помню, такая необычная на конце форма весла удивила меня, когда мы в начале июля этого года жили в доме-лодке (houseboat) на озере Дал в Шринагаре.
Уже давно многие западные путешественники отмечали внешнее сходство жителей Кашмира с евреями, а аль-Бируни (1048) сообщал, что кашмирцы не позволяют вступать на свою территорию никаким чужеземцам, кроме евреев. Многие местные названия (топонимы) совпадают с библейскими. Конечно, все эти любопытные рассуждения требуют тщательного молекулярно-генетического и лингвистического анализа.

Ахмадийское движение

Таким образом, Иса не умер на кресте, не возносился на небеса, а умер как земной человек в Кашмире после долгой жизни. Это утверждение было серьезным вызовом для ислама. Более того, Гулам Ахмад всенародно провозгласил себя настоящим и истинным обетованным Мессией и одновременно Имамом Махди, вести о пришествии которого могут быть найдены в Библии и Коране. Он заявил, что ниспослан, наподобие Иисуса, чтобы прекратить религиозные войны, возродить нравственность и справедливость. «Я есмь свет этой темной эпохи; тот, кто последует за мной, будет спасен от низвержения в яму, приготовленную Дьяволом для тех, кто бродит во мраке».
Отмечая распространение «зломыслия», «бессердечности» и «отсутствия доброжелательности» в современном ему исламе, Гулам Ахмад подверг резкой критике секту ваххабитов за их приверженность к насилию якобы во имя Аллаха. Он выступал против неправильного понимания джихада, оправдывающего убийство других людей: «<…> Совсем напротив, Ислам не позволяет применять меч во имя Веры». Оправданы лишь три категории войн: оборонительные (для самозащиты), войны возмездия (воздание кровью за кровь) и за сохранение свободы (свержение власти тех, кто убивает обращающихся в ислам).

Улица, ведущая к Розабалу, 3 мая 2013...
Улица, ведущая к Розабалу, 3 мая 2013 года

Распространение ислама (великий джихад) должно происходить только мирным, а не военным путем. 23 марта 1899 года Гулам Ахмад основал движение, получившее название ахмадийя (Ahmadiyya Muslim Jama’at) от второго имени Мухаммеда «Ахмад».
Основополагающим положением ислама считается утверждение, что Мухаммед был последним пророком. Поэтому заявления Ахмада, в том числе об Исе, вызвали протесты. Во многих странах ахмадийцы стали подвергаться преследованиям со стороны радикальных фундаменталистов и объявляться еретиками и «не мусульманами», хотя по основным принципам веры они близки к суннитам. После запретов в Пакистане в 1984 году руководство ахмадийцев эмигрировало в Лондон, куда переместилась и штаб-квартира движения. Насилию, вплоть до убийств, члены ахмадийя подвергались также в Бангладеш, Индонезии, Палестине и Саудовской Аравии.
Тем не менее в настоящее время ахмадийское миссионерское движение насчитывает более 10 млн последователей и имеет филиалы в 124 странах. Оно популярно на Западе, активно в Африке. Имеет свой университет с кампусами в Африке, Европе, Азии и Северной Америке. Ими построены 15 тысяч мечетей в разных частях мира, более 500 школ и 30 больниц, планируется перевести Коран на 100 языков (на 70 уже опубликован) и издать труды основателя движения Мирзы Гулама Ахмада на 110 языках.
По мнению некоторых историков, афроамериканское движение за гражданские права в США своим предшественником имело ахмадийцев. Во всем мире среди членов ахмадийя много известных творческих лиц, политиков, военных, финансистов и ученых. Например, нобелевский лауреат по физике пакистанец Абдус Салам. За его принадлежность к движению на могильной плите стерли слово «мусульманин». Среди ахмадийцев популярен лозунг «Любовь ко всем и ненависть ни к кому», что вполне вписывается в учение Христа или в буддизм.

Гробница Юсу Асафа в Шринагаре

В отличие от многих, Гулам Ахмад считал, что именно Иисус оказал влияние на буддизм, а не наоборот. Многие кашмирцы и ахмадийцы во всем мире верят в то, что гробница Исы, известная как Розабал, находится в Шринагаре.
Весной 1925 года в ходе своей Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рерих посетил Кашмир, где записал, что легенда о пребывании Христа широко распространена в Индии и за ее пределами. Гробница Учителя находится в подвале одного частного дома в Шринагаре. Указывается существование надписи, что здесь лежит сын Иосифа; у гробницы будто бы происходили исцеления и распространялся запах ароматов. Н. К. Рерих привел также строки из кашмирской песни о Христе. Сам город ему не понравился.
В 2006 году Би-би-си выпустила фильм об этом мавзолее. Через четыре года из-за религиозных волнений власти закрыли доступ к зданию. Весной 2013-го, не зная этого, наша 2-я Западно-Гималайская экспедиция решила посетить священное место, что оказалось не так-то просто. Кашмирские водители-мусульмане под различными предлогами избегали выполнять наше настойчивое пожелание. Тем не менее 3 мая сменившие их буддисты из Ладака отвезли нас к искомому дому.
Мы оказались в старом сугубо мусульманском районе Шринагара (Khanyaar), где обычно не бывают туристы. Поставив машины на площади и отказавшись идти с нами, наши водители-ладакцы указали на улочку с различными лавочками. По ней мы дошли до довольно скромного на вид прямоугольного домика с надписями вязью (вероятно, на урду) и на английском. Это был неприметный с дальнего расстояния мавзолей Розабал (Rosa Bal, Rauza Bal, Rozabal), что в переводе на русский означает «место могилы» (от rauza — могила благородного, избранного или святого человека и bal — место). К нашему сожалению, он оказался закрыт.

Розабал, 3 мая 2013 года
Розабал, 3 мая 2013 года

Над забором палисадничка были прикреплены три вывески разного цвета. Левая зеленая извещала, что это — «Храм хазрата Юзы Асифа и Сайида Насир-уд-дина» (Shrine of Hazrat You-za Asif and Syed Naseer-ud-din). Правая большая вывеска темного цвета сообщала: «Коран и Библия говорят об Иисусе Христе» — и далее шла обширная цитата из Корана о евреях и их попытке убить Иисуса.
По описанию проф. Хасснайна, нынешнее здание из кирпича и дерева построено поверх древнего сооружения из камня. В центре двери главного входа размещен деревянный крест.
Внутри дома находится зал с прямоугольным деревянным склепом посередине с двумя входами. В самом склепе расположен главный деревянный саркофаг, украшенный узорами на южной и северной сторонах и покрытый плащаницей.
Входить в склеп никому нельзя, но Ф. Хасснайн смог попасть туда благодаря своему высокому официальному положению. Внутри гробницы он увидел две каменные плиты. На черной полированной плите в углу саркофага были рельефно высечены изображения несколько деформированных стоп. Гипсовый слепок показал, что на них были следы ран от гвоздей. Провести археологическое исследование здания Ф. Хасснайну не позволили.
Поговорив с местным весьма дружелюбным пожилым жителем и сделав несколько фотографий, в том числе с ним, мы вернулись к нашим водителям. На площади, когда мы уже садились в машины, молодой мужчина с небольшой черной бородкой стал возбужденно обвинять нас («христиан») в неуважении к мусульманам. Он пригрозил местью со стороны талибов за то, что некоторые из нас, несмотря на запрет, сфотографировали дом святых.
Оказывается, он следил за нами. Его громкое возмущение начало привлекать внимание толпившихся рядом жителей. В случае дальнейшего накала страстей это могло привести к реальной для нас опасности. С большим трудом мне всё же удалось успокоить негодующего кашмирца, и мы немедленно уехали.
Американский телеведущий туристической программы «Странник», не раз показанной на российском федеральном телеканале РБК, пытался дважды подойти с букетом цветов к дому, где якобы находится гроб Исы. Обе его попытки закончились безуспешно. Местные жители категорически не пустили американца к Розабалу, несмотря на все его объяснения, что это важно для него как христианина.
Серьезные западные исследователи отрицают возможность идентификации шринагарского Юза Асафа с Иисусом Христом, как и местные сунниты. Критики утверждают, что Гулам Ахмад превратно понял старинное кашмирское толкование арабской версии «Повести о Варлааме и Иоасафе», идущее с XVI века.
Как известно, это произведение рассказывает о жизни царевича Сиддхартхи Гаутамы (Иоасафа в русском варианте, православного святого!), ставшего Буддой. Действие происходит в Индии. Критики полагают, что в арабской кашмирской версии произошла замена Boddhisattva — Budasaf — Yudasaf — Yuzasaf, а место смерти царевича близ Кушинары (Kushinara, ныне Кушинагар) трансформировалось в Кашмир. Таким образом, индийская легенда о Будде из-за ошибочных интерпретаций стала кашмирским мифом об Иисусе. Проф. Хасснайн отрицает такое толкование, хотя признает, что легенды о пребывании Йузу Асафа в Кашмире пришли из Персии и Афганистана, они имеются и в самом Кашмире. Он нашел сведения о нем в различных книгах и рукописях, хранящихся в библиотеке Института исследований Востока в Шринагаре.
По его мнению, наиболее раннее упоминание об Иисусе содержится в санскритской рукописи на папирусе «Бхавишья Махапурана» (Bhavishya Mahapurana), составленной Суттой в 115 году н.э. и содержащей копии предыдущих записей. В ней говорится, что около 78 года князь саков (вероятно, Шаливахана, Shali-Vahana) встретил в местечке Виен около Пампура (Pampore, 12 км от Шринагара), известном своими минеральными источниками, святого человека, светлокожего, в белой одежде, который представился как Ишвара-путарам (Ishavara-Putaram, сын Бога) и Канья-гарбам (Kanya-Garbam, рожденный девственницей). Он пришел издалека, где пострадал, и появился здесь для проповедей как Иса Масих (т.е. мессия Иисус).
Другое древнее свидетельство об Иисусе можно найти в «Раджатарангини» (Rajatarangini, буквально: река или поток царей), старейшей рукописной истории Кашмира, составленной на санскрите индуистом Калханой (Kalhana). Она датируется 1148 годом, в 1900 году была издана в английском переводе известного британского востоковеда и путешественника Ауреля Стейна.
В книге приведен рассказ о распятии на кресте арийского царевича Самдимати (Samdhimati), который был учеником великого святого по имени Исана (Isana), жившего в I веке н.э. в Ишбаре (Ishbar) на берегу озера Дал в Шринагаре. Царевич был всеми любим, и ему предвещали царствование. Местный царь, не выдержав подозрений, велел распять его. Гуру Исана, придя к месту казни, нашел лишь скелет на кресте. С помощью йогов и священных мазей тело Самдимати было восстановлено, а сам он воскрес. Это, конечно, явный отголосок палестинской истории в Кашмире доисламского периода.
Ф. Хасснайн приводит также сведения о Йузу Асафе из различных персидских рукописей более позднего возраста (от начала XV века), в том числе и его проповеди, удивительно совпадающие с поучениями Нового Завета. В рукописи 1420 года рассказывается о хазрате Йусу Асафе, пришедшем из Палестины и заявлявшем, что он посланник Бога. Это произошло в 54 году по летоисчислению лаулика (= 78 год н. э.), когда производился ремонт храма на вершине холма Соломона в Шринагаре. Каменотесы, судя по именам, зарегистрированным в ряде кашмирских рукописей, были иудеями из Персии.
Этот храм, известный мусульманам как Трон Соломона (Takhat-i-Sulaiman), в 1848 году был переименован правившим тогда махараджей в Шанка-рачарья в честь знаменитого святого (Shankaracharya), который якобы жил здесь и проповедовал индуизм.
В современных путеводителях по Кашмиру это место рекомендовано туристам для посещения.
Мог ли Иисус действительно достичь Кашмира, покрыв огромное расстояние между Палестиной и Индией? Теоретически да, так как даже для того времени это не было бы исключительным событием. Торговые караваны издревле связывали оба региона. Кроме того, в I веке н.э. в Индию по указанию Христа пришел его апостол Фома (неверующий), что подтверждается многочисленными находками античных христианских предметов.
Считается, что в 40 году Фома появился в известном городе Таксила (Taxila, Пакистан), где в 48-м руководил строительством дворца для местного царя. Здесь он в 49 году якобы встретился с Иисусом. В 52 году Фома основал первую церковь на Малабарском берегу (юго-запад Индии), но погиб мученической смертью около города Мадрас, где его мощи хранятся в кафедральном соборе. Деятельность Фомы, называемого апостолом Индии, признается римско-католической церковью.
Согласно записям (до 962 года) в арабских рукописях, общины христиан, называемых насары или кристани, существовали в Кашмире до III века н.э.
Полагают, что в Кашмире Иса умер в возрасте 120 лет. Здесь он якобы же-нился на пастушке из деревни Пахалгам (Pahalgam). В 1976 году Сахибза-да Башарат Салим (Sahibzada Basharat Saleem), магистр Пенджабского университета, много лет присматривавший за Розабалом, сообщил некоторым западным исследователям, что он прямой потомок Юза Асафа и этой пастушки. Сделал он это тайно, чтобы не пострадать от местных жителей. Хронология его рода записана в трех томах на иврите на коже. После его недавней смерти за мавзолеем наблюдает совет, состоящий из суннитов.
Можно по-разному относиться к рассказанному. Книги адептов «Иисуса в Индии» написаны явно не в академическом, а скорее в журналистском, популярном стиле. Некоторые источники сомнительны. Тем не менее следует согласиться с призывом проф. Хасснайна к западным критикам изучать проблему объективно, в открытом диалоге.
Когда я первый раз поехал в Индию (2011), опытные люди посоветовали мне не спорить с местными жителями, а попытаться воспринимать всё их глазами. Индийцы с детства живут в кругу легенд и сказаний, принятых в их окружении, и то, что нам кажется мифом, для них реальность, бывшая или сегодняшняя. В этом легко убедиться, посещая мечети или храмы буддистов, индуистов и джайнов. Впрочем, современное христианское мировоззрение не менее мифологизированно, хотя, казалось бы, в начале XXI века для этого нет никаких научных, рациональных оснований (кроме социально-психологических).

Картина дня

наверх