Турция собирается превратить собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Что с ним будет?
Что является главным и самым узнаваемым символом турецкого Стамбула? Конечно уникальное творение древневизантийских зодчих, величественнейший Собор Святой Софии, или как его называют сами турки Айя-Софья. Это культовое сооружение, возрастом около 1500 лет, за свою долгую историю побывало и православным храмом, и мечетью, и, уже почти сотню лет музеем. Но именно сейчас происходят события, которые могут привести к новому изменению статуса собора. "Друг" России президент Реджеп Эрдоган всерьез намеревается снова сделать этот памятник архитектуры мечетью. Обсудим, к чему это может привести?
Но сначала история собора, обещаю, очень коротко. Нынешняя святая софия была освящена в 537 году. Когда финансировавший строительство император Юстиниан вошел в собор, то восхищенный ее великолепием, воскликнул: "Соломон, я тебя превзошел!". И действительно, храм получился несравненным. Купол собора как будто витает над головами посетителей. Потом в ней проходили Вселенские соборы, ее грабили католики-крестоносцы, а в 1453 году захватили вместе с Константинополем турки-османы. Они пристроили к храму минареты и превратили в мечеть. А в 1934 году "отец турков" и борец за светское государство Камаль Ататюрк придал древнему храму статус музея, в котором он и пребывал почти 100 лет.
Долгое время, никто в Турции не подвергал пересмотру и сомнению решения Ататюрка. Но "друг России Реджеп" уже много лет возглавляет сползание Турции в сторону исламизации общества. И сейчас пришло время подвергнуть ревизии и этот оплот светского общества - попробовать превратить культурную общечеловеческую ценность в еще одно культовое сооружение. Итак, 2 июля, Верховный Суд Турции постановил, что президент Реджеп Таип Эрдоган вправе своим указом отменить решение Кемаля Ататюрка и сделать из музея очередную мечеть. Причем по сообщением прессы решение было принято всего за ...17 минут.
Итак, какая на это реакция общественности? Как ни странно, из всех западных демократий, с призывом не превращать древнее сокровище в культовое сооружение выступил только госсекретарь США Майк Помпео. Он призвал сохранить за собором статус музея для максимально свободного доступа туда всех желающих. Также выступили против официальные лица Греции.
Но это все только подлило масла в и так ярко пылающий костер турецкого национализма. Реакция как официальных лиц, так и обычных граждан, поддерживающих президента Эрдогана, была единодушной: "Не лезьте в наши дела! Что хотим, то и делаем!". В общем, можно сказать, что выступление Помпео даже чем то ухудшило ситуацию. Ведь теперь, если он не сделает Святую Софию мечетью, Реджеп Эрдоган может быть обвинен в том, что он послушал американцев. И вообще их марионетка, а не наследник османских султанов. Кстати, все наши молчат, возможно из-за томоса, выданного Украине Константинопольским Патриархом.
Попробуем спрогнозировать, что ждет храм в будущем. К сожалению, шансов остаться музеем у него очень мало. Современные турки забыли заветы основателя их государства Ататюрка и стремятся вернуться в исламское Средневековье. Поэтому быть Святой Софии мечетью. Уже 15 июля в ней собираются начать проводить богослужения. Это значит, что скорее всего прощай научное изучение Собора. Вероятно, старинные фрески будут в лучшем случае закрыты от посетителей, а в худшем закрашены. Мраморные полы, помнящие историю тысячелетней давности застелят хорошими, но совершенно не историческими турецкими коврами. Из символа мощи древнего Константинополя собор станет гордостью потомков османов-завоевателей, устроивших в древнем городе большую резню. А величайшее творение рук человеческих займет свое место в ряду других больших мечетей Стамбула, коих там немало и без этого.
Все это выглядит очень печально. Очень жаль тех, кто еще не видел это Чудо вживую, потому что осмотреть Собор, когда он станет мечетью будет гораздо сложнее. Очень жаль, что в XXI веке культура до сих пор проигрывает сражение религии, которую используют политики для управления массами.
Герардеска Манутиус — женщина-гладиатор, победившей более 200 мужчин
Гладиаторские бои были частью культуры Древнего Рима. Жестокость в те времена считалась одним из главных качеств человека, благодаря которому ему будет легко выжить в окружающем мире. Бои же были отличным местом демонстрации той самой жестокости, а также силы, выносливости, физического превосходства и внешней привлекательности.
Изначально в гладиаторских боях участвовали только мужчины, но после к развлечению присоединились и женщины. Причем поединки устраивали по принципу гендерного равенства — женщины могли вступать в бой не только с женщинами, но и с мужчинами, значительно превосходящими их по силе и ловкости.
Первой женщиной-гладиатором в истории является Герардеска Манутиус, прославившаяся своей выдержкой и умением уничтожить даже самого жестокого соперника.
Первая женщина с мечом
Она была беглой рабыней, которая примкнула в свое время к повстанческой армии Спартака. Долгое время Герардеска была просто куртизанкой, сопровождавшей солдат в походах, но довольствоваться этой ролью не желала. В свои 28 лет она освоила технику рукопашного боя и отлично владела мечом, ведь все время была в окружении мужчин, которые могли преподать ей несколько ценных уроков.
Герардеска пользовалась расположением самого Спартака, и смелый воин не мог устоять перед эффектной красавицей с идеальной фигурой: она манипулировала им, используя для приумножения своих знаний и умений.
После убийства Спартака повстанцы были захвачены в плен, и вместе с мужчинами в плену оказалась любовница воина. По традиции, большую часть пленников распяли на крестах, установленных вдоль Аппиевой дороги. Распяли и женщину, так как толку с нее, как считалось в те времена, вовсе было мало.
Но судьба улыбнулась красивой воительнице. Ее, грязную, окровавленную и измученную, на аллее смертников приметил генерал Красс — даже на пороге смерти девушка была прекрасна, и устоять перед ее красотой мужчина не смог.
Новый владелец
Генерал решил дать красотке шанс на свободу. История умалчивает, была ли Герардеска рада тому, что у нее появился новый «хозяин» или она желала умереть вслед за своим возлюбленным Спартаком. Как бы там ни было, а ночи красавица стала проводить в палатке Красса…
Новому господину рабыня сумела стать не просто любовницей, но и другом, советником, да и просто близким человеком. Поддавшись уговорам красотки, Красс разрешил ей обучаться боевому искусству и далее — в итоге женщина оказалась в Капуе, где начала осваивать технику и правила битвы гладиаторов. Много времени для приобретения профессионализма ей не понадобилось.
На свой первый поединок Герардеска вышла уже через неделю после начала обучения. Она быстро победила противника, который был в разы крупнее и сильнее ее. Красавица буквально разорвала соперника на части, помогая себе руками и зубами. Мотивация была огромной — Герардеска желала на арене Колизея заработать денег, чтобы оплатить в итоге свою полноценную свободу.
Впоследствии бои с участием женщины стали очень популярными среди представителей власти и обычных граждан. Выступали воины обнаженными по пояс, и никаких привилегий даме в данном случае не оказывалось. Поглазеть на красивое гибкое тело приходили и мужчины, и женщины. Первые поражались ловкостью Герардески, а вторые восхищались ее изяществом, пластичностью и мнимой хрупкостью.
Бой за свободу
Ученица Спартака одержала на арене более двухсот побед. Ее противниками почти всегда были дюжие мужчины. При этом уважения в обществе заслужить женщина так и не смогла — считалось, что гладиаторы похожи на куртизанок, ведь по сути торгуют своим телом и своей жизнью, а потому от обретенного в молодости клейма падшей женщины Герардеска так и не избавилась.
Не смогла она и обрести свободу — Герардеска погибла самым нелепым образом в одном из поединков. Выступавшая всегда против соперников, превосходящих ее по силе, она не смогла победить в бою против двух коварных карликов, оказавшихся немного хитрее.
Один из «бойцов» зашел сзади и пронзил мечом ей почку. Толпа, любившая воительницу, но одновременно ненавидевшая ее, определила дальнейшую судьбу Герардески: стадион дружно показал опущенные вниз пальцы, что фактически было призывом к убийству бойца.
Грудь и живот раненой красавицы карлики пронзили трезубцами…
Свежие комментарии