Натовская вертушка: каким будет новый вертолет армии США

Военным потребовалась новая машина на смену вертолету Bell OH-58 Kiowa с примерно теми же функциями – ведение разведки и непосредственная огневая поддержка наземных войск. Представители Bell рассказали, что Invictus в целом основывается на другой недавней новинке – Bell 525 Relentless. Это машина средней грузоподъемности, могущая взять на борт до десяти человек. Однако в 360-м останется место только для двух членов экипажа – пилота и стрелка, сиденья которых расположены тандемно.
Другие важные отличия – четырехлопастный главный ротор вместо пятилопастного и один двигатель вместо двух. Вертолет оснастят артиллерийским (20-мм автоматическая пушка) и ракетным вооружением, и летать он будет, вероятно, очень быстро, так как требования FARA предполагают крейсерскую скорость не ниже 330 км/ч.

Изделие Т-50: как Су-57 прорывался в небо

Сегодня принятых на вооружение истребителей пятого поколения всего три. Два американских F-22 Raptor, F-35A/B и китайский J-20. Из основных требований — кардинальное уменьшение заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, полет на сверхзвуковых скоростях без применения форсажа, сверхманевренность и своего рода «умная» автоматизированная система управления, прощающая грубое пилотирование.
Малозаметность — главное требование в этом классе. Но касательно других требований у каждой страны есть свои предпочтения. Наши, к примеру, концентрируются на сверхманевренности, тогда как США делает ставку на общую динамичность боевой системы. Американцы уверены, что способность самолета выписывать кренделя не так важна: совершенствование авиационного вооружения позволяет постепенно отказаться от обязательного захода в заднюю сферу противника во время боя. С другой стороны, при встрече двух истребителей пятого поколения в выигрыше окажется более проворный аппарат.

Несмотря на то, что разработки истребителя пятого поколения в нашей стране появились еще в 1980-е, первый полет перспективного комплекса с заводским индексом Т-50 состоялся только 29 января 2010 года. Развал Союза и предынфарктное состояние экономики в стране отодвинули НИОКР до 2000-х, но уже в 2004 году Владимиру Путину показали макет самолета. Президент машину оценил, и понеслась: сначала выделили 1,5 млрд рублей, затем еще 30, а суммарно на создание Су-57 потратили 60 миллиардов. В конце 2007 года воодушевленный успехом тогдашний гендиректор «Сухого» Михаил Погосян заявил, что первый полет Су-57 состоится в течение 2009 года, а серийное производство стартует в 2015 году. Но в 2009-м одному из трех построенных истребителей удалось только «прогуляться» несколько раз по полосе. Производственные планы тоже оказались утопичными.
Тем не менее, к середине 2011 года пара опытных Су-57 совершили уже 84 вылета, и был преодолен звуковой барьер, так что машину решили показать широкой публике. В 2011 году самолет повезли на МАКС-2011: перспективный истребитель вырулил на ВПП, взял разгон и... вспыхнув пару раз одним из движков, выпустил тормозной парашют. На этом неприятности Су-57 не закончились. Спустя три года после МАКСа, истребитель выполнял очередной тестовый полет и при посадке сначала задымился, а после произошло локальное возгорание над правым воздухозаборником. В конце прошлого года случилась неприятность покрупнее: за несколько дней до передачи в Вооруженные силы РФ, потерпел крушение первый серийный Су-57.

Не исключено, что это всего лишь верхушка всего айсберга технических багов, случившихся за более чем полсотни тестовых полетов — бОльшая часть информации об истребителе и его испытаниях засекречена, до сих пор нет полных технических характеристик. Оно и понятно, машина-то военная! С другой стороны, разработка технически сложной боевой единицы — это всегда риск и аварии. На то и нужны тесты, чтоб уже на службе истребитель не хандрил. Российские военные настроены оптимистично: в прошлом году был заключен контракт с «Сухим» на поставку 76 истребителей (а это полностью укомплектованные три полка), хотя ранее ВКС России планировали купить не больше двух десятков самолетов.
Бог с ними, с авариями. Су-57 в самом деле классный аппарат. Как и полагается истребителю пятого поколения, он, во-первых, малозаметен. Комбинация стелс-технологий и средств радиэлектронной борьбы позволяют истребителю быть максимально незаметным в радио- и инфракрасном диапазонах волн. Все как положено. Сама по себе форма Су-57 так же способствует снижению заметности: все поверхности корпуса наклонены в определенном диапазоне углов, вдобавок ни одна плоскость не ориентирована к другой под углом 90 градусов.

Во-вторых, Су-57 мощный аппарат, за что отдельное спасибо силовым агрегатам. Все прототипы и первые серийные машины оснащены турбореактивными двухконтурными двигателями АЛ-41Ф1 («Изделие 117»), созданными НПО «Сатурн». Основная его фишка — система старта. При создании Су-57 была поставлена задача: обеспечить бескислородный запуск двигателя, так как прежняя система предполагала наличие соответствующей системы на борту и инфраструктуры на аэродроме. Для реализации этой задачи впервые применили плазменную систему зажигания. Вдобавок двигатель получился экономичным и обеспечивает сверхзвуковую крейсерскую скорость без форсажа. Но это двигатель «первого этапа». Совсем скоро его должен сменить агрегат «второго этапа» под рабочим названием «Изделие 30» о котором нет вообще никакой информации. Его вовсю тестируют как на земле, так и в небе, но на серийные образцы пока не устанавливается.
Самолетом заинтересовались и другие страны. Индия в 2018 году вышла из разработки совместного проекта на базе Су-57, который в будущем предполагалось поставлять на экспорт. Индусы посчитали, что самолет не соответствует заявленным требованиям скрытности, вдобавок им не понравились постоянные задержки в разработке и увеличение итоговой стоимости машины. Но ВВС Перу и Вьетнама другого мнения. Последние рассматривают возможность приобретения 12 самолетов.
Из «Хорнета» в Як-50: будни и выходные пилота ВМС США


Уиквейр — фанат своей работы и при любом удобном случае он старается делать красивые кадры. В его Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) полно потрясающих фотографий, а на канале YouTube есть несколько видеоотчетов о самых разных полетах. Он является владельцем, по меньшей мере, двух легких самолетов, а службу проходил на авианосце CVN-75 «Гарри Трумэн».
В ролике представлены полеты военных самолетов как с этого гигантского корабля, так и с наземного аэродрома в Калифорнии. Примерно в тех же краях Уиквейр летает и на гражданских самолетах, а вот что примечательно — среди них есть несколько весьма интересных экземпляров.
- Як-50 — советский одноместный учебно-тренировочный самолет, производившийся с конца 1970-х годов. Судя по внешнему виду и обзору из кабины, машина в идеальном состоянии, а также прошла существенную модернизацию современным оборудованием с цифровыми дисплеями. Большая часть съемок из этого самолета попала в начало видео (черный фюзеляж и крылья с красными звездами).
- Як-52 — двухместная модификация Як-50, в ролике он появляется всего разок в самом начале на заднем плане (также черный с красными звездами).
- Van's Aircraft RV-8 — легкомоторный самолет, поставляющийся заказчику в виде набора для самостоятельной сборки. Трудно сказать, собрал ли его Чарльз лично или уже купил в готовом виде, но пилотирует он его, как говорится, на все деньги. Львиная доля кадров полета винтовых самолетов снята именно из этой машины (черно-красный капот и белые крылья с черными полосами).
- Van's Aircraft RV-6 — другая модель, аналогичная вышеописанной, но двухместная. Появляется на несколько секунд (белая с черной полосой по всему фюзеляжу).
Военные «птички» представлены двумя моделями, одна из которых вполне обычна и знакома многим, а вот вторая является настоящим раритетом с неожиданной судьбой.
- Boeing F/A-18E Super Hornet — реактивный двухдвигательный одноместный многоцелевой сверхзвуковой палубный истребитель. Универсальная «рабочая лошадка» авиации военно-морского флота США. Как следует из интервью Чарльза, он десятки раз осуществлял на таком самолете боевые вылеты на Ближнем Востоке когда служил в 25-й ударной эскадрилье (VFA-25).
- Hawker Hunter — британский околозвуковой истребитель-бомбардировщик середины 1950-х годов. В настоящее время в США его эксплуатирует государственный подрядчик ATAC (Airborne Tactical Advantage Company — «компания тактического превосходства в воздухе»). Эта организация предоставляет самолеты на учения ВВС США в качестве «Агрессоров», то есть машин вероятного противника. Судя по тому, что в ролике есть кадры Уиквейра внутри этого истребителя (с четырьмя подвесными топливным баками под крылом), можно предположить, что после службы в ВМС он устроился на работу в ATAC. Насколько удалось установить, конкретно этот экземпляр изначально был произведен для швейцарских вооруженных сил, а спустя несколько десятилетий «перебрался» через океан и получил вместо списания вторую жизнь в частной компании.
ВВС США вывели на «слоновью прогулку» 52 F-35


На авиабазе ВВС США «Хилл», расположенной в американском штате Юта, было задействовано 52 малозаметных многофункциональных истребителя-бомбардировщика пятого поколения истребителя F-35A. Такие учения, включающие в себя последовательный взлёт значительного количества самолётов, называют «слоновьими прогулками». Они требуют высокого мастерства как от пилотов, так и от командного состава военно-воздушных сил. В числе возможных задач для подобной операции является подавление противовоздушной обороны противника.

Военные эксперты связывают нынешние учения с резким ухудшением американо-иранских отношений и считают «слоновью прогулку» F-35 демонстрацией готовности ВВС США нанести удар по объектам инфраструктуры Ирана. Американская корпорация Lockheed Martin в прошлом году установила рекорд, построив и передав заказчикам 134 многофункциональных истребителя-бомбардировщика пятого поколения истребителя F-35. Общее число построенных самолётов F-35 всех модификаций на сегодняшний день составляет около 500 единиц. Всего США планируют выпустить более 3000 истребителей для своих ВВС и союзников.

Свежие комментарии