Как испорченный хлеб мог стать причиной охоты на «Салемских ведьм»
В 1692 году Салем, один из самых жутких городов для празднования Хэллоуина в США, погряз в лихорадочной погоне за химерами, обернувшейся гибелью 25 человек. Поводом для начала массовой истерии послужил необычный случай с двумя юными девушками, Бетти Пэррис и Эбигэйл Уилльямс, пережившими жестокие судороги и прочие странные симптомы, которые заставили общественность поверить в то, что девочки подверглись злому колдовству. Вскоре и другие жители стали обнаруживать схожее состояние, и тихая деревушка чуть к северу от будущего Бостона немедленно погрузилась в панику...В течение 13 месяцев были арестованы несколько женщин, они были подвергнуты испытаниям на «ведьмовство», таким как «тест на прикосновение». Обвиняемая должна была прикоснуться к человеку, у которого произошел приступ. Если при этом у больного приступ прекращался, то это считалось подстверждением того, что женщина была ведьмой.


Кроме того, если у подозреваемых находили книги по хиромантии, гороскопам и любые другие предметы, считавшиеся частью антихристианской идеологии, то это расценивали как доказательство, что обвиняемые были ведьмами и поклонялись дьяволу.

В итоге, жертвами охоты на ведьм в Салеме стали 25 человек: были казнены 14 женщин и 6 мужчин, еще 5 человек позже скончались в тюрьме.
Конечно же, ведьмы не были причастны к этим происшествиям, но в чём крылась их истинная причина?
В 1976 году Доктор Линда Капораэль из Политехнического Института Ренсселера провела исследование, позволившее предположить, что в Салеме поработало совсем иное зло. Казавшиеся магическими симптомы могли быть вызваны эрготизмом - особой формой длительного пищевого отравления, которое несложно получить, если попробовать ржаного хлеба, поражённого грибком спорыньи. Словом, с рожью что-то было не так.

Пережив суровую зиму, а затем чересчур влажную весну, посевы ржи становятся особенно восприимчивы к заражению спорыньёй. Урожайный сезон 1691 года как раз и запомнился зимними холодами и дождливой весной. Кстати, диэтиламид лизергиновой кислоты (одно из самых сильных психоактивных веществ) впервые был получен из этих паразитических грибов, прораставших на зернах ржи.
Симптомы эрготизма включают мышечные спазмы, судороги, видения, галлюцинации и ощущение ползущих по коже насекомых. А поскольку эрготизм в эти времена изучен не был, салемский доктор, будучи религиозным человеком, куда охотнее объяснял проблему другими причинами, вроде колдовства, нежели неведомой болезнью.
Согласно теории Капораэль, охота на ведьм неожиданно оборвалась в мае 1693 года, поскольку исчерпались запасы поражённой грибком ржи. На этом карательные процессы остановились, но нанесённого вреда было уже не исправить.
Ротонда на Гороховой: лестница Сатаны
В Санкт-Петербурге немало мест с необычным происхождением, необъяснимыми явлениями и преданиями. Среди них — небольшой трехэтажный дом в стиле раннего классицизма, с восьмиколонным портиком на главном фасаде. В этом угловом доме с двойным адресом (Гороховая улица, 57 — набережная Фонтанки, 81) находится Ротонда — очень известное и, пожалуй, самое мистическое место Петербурга.
За обычной дверью парадной в обычном доме находится помещение с шестью колоннами, поддерживающими площадку верхнего этажа, винтовой металлической лестницей и куполом, служащим антитезой куполам христианских храмов. Лестница, названная Ротондой, явно не вписывается в облик обычного жилого дома, она пропитана мистикой и легендами. Говорят, что из Ротонды можно уйти в 4-е измерение, пообщаться с Сатаной и услышать свой голос у себя за спиной.
Дом Ротонды на Гороховой улице был построен по заказу Саввы Яковлева, семейство которого владело им до 1863 года. Происхождение Ротонды неизвестно. Дом, в котором она находится, построили в XVIII веке и много раз перестраивали. Случайный прохожий никогда не догадается, что в доме на набережной находится такая красота. Единственное окно Ротонды выходит во двор, а купол спрятан под высоким чердаком.
С точки зрения архитектуры, Ротонда — это всего лишь подъезд дома, но зачем он здесь нужен? На первом этаже нет квартир, второго этажа не существует, на третьем этаже — всего три квартиры. Сам внешний вид подчёркивает её предназначение для некоего ритуала. Это чувство усиливается левой винтовой лестницей, которая ведёт в никуда — начинаясь от прямого марша первого этажа, она доходит до уровня несуществующего второго этажа и просто заканчивается.
Необычно и то, что при советской власти, когда все здания перестраивались под нужды нового времени, переделывались, а то и просто сносились, зданию с Ротондой был возвращён его первоначальный вид согласно проекту по окончанию строительства.

План дома с Ротондой
Ещё один интересный артефакт Ротонды на Гороховой — огромный железный люк на первом этаже, расположенный как раз посередине лестницы. Уже в наше время в одну из ночей он сам по себе раскололся от коррозии, вызванной временем. Когда расколовшийся люк обследовали, то в нём обнаружили искусственные каверны расположенные в виде пентаграммы по которым и произошёл раскол. Зачем они были сделаны — загадка, как загадкой является и то, зачем здесь находится этот люк. Штольня под ним залита бетоном, возможно, чтобы любопытствующие не лазили или, чтобы закрыть вход в другое измерение. По одной из версий, изначально, эта шахта служила тайным спуском к Фонтанке, по другой — это был колодец для забора воды, как в средневековом замке.
Но если основная цель Петропавловской крепости — защита сакрального артефакта — сокровища, сокрытого за её стенами, то магический щит, создаваемый ротондами, защищает весь город (в границах того времени, конечно). Речь идет о зданиях-ротондах, а вот центром пересечения всех этих линий будет лестница Ротонда на Гороховой, именно поэтому она является ключевой Ротондой — сосредоточением сил. Отсюда и неофициальное название Ротонды на Гороховой — Центр Мироздания.
В конце XVIII — начале XIX вв. этот дом принадлежал графу Андрею Зубову, известному масону. Именно в нем, в подвальном помещении ротонды принимали посвященных в известную ложу. Интересный факт — раньше, сразу после строительства, стены Ротонды были расписаны масонскими символами, но сейчас они полностью утрачены.
Ещё одной особенностью этого места являются акустические эффекты. Если, находясь наверху, что-то прошептать, то голос пролетит по своду и вернется к произносившему со спины. Он как будто прошепчет сам себе на ухо. А другой человек, находящейся в любой точке Ротонды, услышит всё настолько отчётливо и ясно, как будто это ему шепнули прямо в ухо.

Само здание Ротонды обладает особыми, необъяснимыми физическими свойствами. Считается, что его конструкция способна преобразовывать пространство, и Ротонда работает как портал в четвёртое измерение. Случай с молодым человеком ставшим за 15 минут стариком подтверждает это.
Кроме того, есть легенда о том, что если подниматься по лестнице Ротонды с закрытыми глазами, то никогда не дойдёшь до конца. Если подняться не по правой, а по левой лестнице, которая ведёт вникуда, то дойдя до тупика, можно увидеть тень от седьмой невидимой колонны. В народе конечная площадка на левой лестнице называется Башлачёвка из-за нарисованного там портрета Александра Башлачёва. Говорят, что лестница Башлачёвки должна была быть достроена до конца, но когда строительство было в заключительной стадии, выяснилось, что она ведет в пятое измерение, строители испугались и её не стали достраивать. Но в определённые моменты окончание этой лестницы возникает само собой и уводит людей в неведомое.

У Ротонды на Гороховой есть ещё одно неофициальное название — лестница Дьявола или лестница Сатаны. По одной из легенд, Дьявол спускается в Петербург как раз по лестнице Ротонды и, если прийти сюда с какой-нибудь просьбой к нему в полночь, то Сатана обязательно откликнется на неё.
И тому есть реальные подтверждения. Так, например, один из петербургских краеведов XIX века описал такой случай: «Некая молодая девица в конце 40-х годов XIX века обратилась в Ротонде к Антихристу с просьбой наказать мужчину, которого она любила, но который не отвечал ей взаимностью. И Сатана ответил жертве несчастной любви — на следующее утро после разговора с Лукавым её возлюбленный мужчина, отвергнувший её любовь, был найден в постели мёртвым без каких-либо признаков насильственной смерти».
Существует и такая история: в конце 80-х годов ХХ столетия, студент экономического факультета Ленинградского Университета Сушков, несмотря на уговоры своих товарищей, коротавших очередной вечер в Ротонде, остался там до полуночи, так как захотел обзавестись долларовым капиталом. Больше его никто не видел.
Основной же легендой на Гороховой является легенда об исполнении желаний — если написать желание на стене Ротонды, то оно непременно сбудется. На стенах писали последние лет 30. Каждые четыре года надписи закрашивали, а они появлялись снова. Процесс бесконечен: сначала люди просто что-то пишут, потом, когда на стенах нет свободного места, пишут всё более крупными буквами. Затем — используют баллончики с краской. И, когда на стенах полный хаос, начинают царапать гвоздем.
Несколько лет назад всё окончательно закрасили. В настоящий момент записывать желания можно только на специальном стенде.
10 таинственно исчезнувших цивилизаций древности: о чем сегодня спорят ученые

Они исчезали загадочно, пугающе мгновенно. Так, как описываются таинственные исчезновения кораблей или самолетов в Бермудском треугольнике. Но только речь идет не о самолете или корабле, а о цивилизациях…
К счастью, их исчезновения не были бесследными — таблички ронго-ронго, фрески дворцов, керамика, сказочной красоты сооружения — все это и многое другое дает возможность нам сегодня говорить об этих цивилизациях. И пытаться сквозь призму времени рассмотреть их, чтобы понять, как жили люди тысячелетия назад и почему их цивилизации растворились в песках прошлого.
Набатейское царство
Эта культура, как считается, процветала с III века до н.э. до начала II века н.э. Древнее царство было огромным — и располагалось на территориях современных Сирии, Палестины и Аравии. Эта культура объединяла семитские народы, которые строили дома, ирригационные сооружения и дороги, торговали, вели записи. За пять сотен лет царство стало чрезвычайно технологически развитым: строения ориентированы по сторонам света и положениям небесных тел, что характерно для многих древних культур.
Каналы и другие ирригационные сооружения помогали выживать в засушливом климате. Удивительные каменные города, самым известным из которых остается Петра, процветали на пересечении торговых караванных троп. Римские владыки неоднократно пытались завоевать Набатею, но удалось этот только Траяну в 106 г. н.э. Набатея была присоединена к Римской империи как провинция Arabia Petraea — Аравия Петрейская.
Набатейцев считают родоначальника классического арабского письма: набатейское письмо развилось из более древнего, арамейского. В свою очередь, набатейское письмо, стало основой письма арабского. До нашего времени дошли многие набатейские надписи.
Но сама цивилизация исчезла, вероятно, растворившись среди других народов огромной Римской империи.
Культура Кловис
Исследователи до сих не пришли к единому мнению о том, когда же эта цивилизация царила на американском континенте — то ли 14 тысяч лет назад, то ли всего 10 тысяч. В любом случае, это была культура, царившая на значительной части континента. Обсидиановые орудия, сложные костяные инструменты свидетельствуют о высочайшем уровне развития народов культуры Кловис, названной так в честь города Кловис (штат Нью-Мексико), где впервые были найдены изделия, принадлежащие этой культуре.
Современные ученые считают, что культура Кловис со временем распалась на множество народностей, ставших предшественниками культур уже индейских. Это одно из предположений. По другому предположению, культура Кловис исчезла, когда исчезли мамонты — не стало основной пище, не стало и людей.
Как бы то ни было, но сейчас о культуре Кловис нам рассказывают только безмолвные каменные и костяные орудия. Сама же культура исчезла десять тысяч лет назад.
Чатал-Хююк
Иногда в литературе можно встретить и другие названия этой цивилизации — Чатал-Гуюк и Чаталхёюк. Это была удивительная цивилизация, она процветала в Анатолии (современная Турция) почти 2 тысячи лет — с 7400 г. до н.э. до 5600 г. до н.э. Как и многие другие неолитические цивилизации, ее жители строили глинобитные дома, выращивали пшеницу, чечевицу, горох. Домашними животными были овцы и козы, а вот лошади и свиньи были дикими. Как и крупный рогатый скот.
Во многом это была обычная культура своего времени. Но украшения домов, найденное археологами, поражает — это были творения мастеров высочайшего класса. Необыкновенные фрески — сцены охоты и пейзажи, огромное количество скульптур — от настенных панно до миниатюрных статуэток, стилизованные изображения человека и животных, украшения и множество артефактов… Все это указывает на невероятно высокий уровень этой древней культуры.
Но сейчас от этой необыкновенной цивилизации остались только заброшенные и полуразрушенные дома. Что стало с людьми, историкам только предстоит узнать.
Рапануи
Возможно, это одна из самых известных исчезнувших культур. Народ, который населял остров Пасхи, выстроил огромные статуи в чудовищных каменных шляпах, написал на деревянных табличках нерасшифрованные доныне письмена ронго-ронго и исчез… Причем загадкой остается не только то, куда переселились жители острова Пасхи, но и то, как они его заселили.
Возможно, все жители острова погибли от голода, возможно, мигрировали на другие острова. Но как бы то ни было, сейчас остров населяют только каменные истуканы.
Минойская цивилизация
Эта цивилизация существовала долго — 2 тысячи лет (от 3000 и 1000 до н.э.), она развивалась на острове Крит и прилежащих островах. О минойцах упоминают и египетские иероглифы, то есть культура была известна по всему Средиземноморью. Минойская культура была языческой: здесь практиковались жертвоприношения (в жертву приносили животных и растения), процветали различные культы, проводились религиозные фестивали. Сейчас о минойцах повествуют впечатляющие здания и необыкновенные фрески, найденные на стенах домов и дворцов. Судя по всему, минойская цивилизация впрямую предшествовала греческой — об этом свидетельствуют и стилистические приемы, и технологии строительства и сооружения оросительных систем.
Правда, эти технологии не смогли уберечь цивилизацию — считается, что минойскую культуру уничтожило извержение вулкана Санторини. Хотя Геродот писал, что минойцев уничтожили эпидемии. Оба эти предположения проверить невозможно — ведь Геродот писал об этом через столетия после описанных событий. А сейчас нам стались только молчаливые развалины, фрески и фрагменты статуй. Возможно, они еще заговорят…
-ö-ö-
Умерла вдова Виктора Цоя. Что будет с памятником рок-легенды?
Не так давно поклонники вспоминали талантливого рок-музыканта Виктора Цоя, лидера группы «Кино», который по праву считался кумиром нескольких поколений молодых людей. 21 июня ему могло бы исполниться 43 года, если бы не ДТП 15 лет назад, в котором Цой трагически погиб.
И вот сегодня пришла еще одна печальная весть, которую сообщил близкий друг семьи Джордж Гуницкий. 27 июня после тяжелой продолжительной болезни умерла вдова Виктора – Марьяна Цой.
С 1982 года она работал администратором группы «Кино». 4 февраля 1984 года Виктор и Марьяна поженились. За несколько лет до гибели Цоя их союз распался, однако супруги продолжали официально состоять в браке. У них есть двадцатилетний сын Александр.
Права на наследие Виктора Цоя Марьяна поделила пополам с его родителями.
Марьяна пыталась оригинально сохранить память о Викторе. Так, например, питерский музыкант Рикошет (экс-«Объект насмешек») продюсировал диск "Виктор Цой. Печаль", где записаны 12 танцевальных ремейков и ремиксов, совмещенных с вокалом Цоя. В 2000 году этот альбом был лидером продаж, а Рикошет после этого стал мужем Марьяны. Совместно они выпустили еще один проект – трибьют «Кинопробы»
Пару месяцев назад она помирилась с оставшимися участниками «Кино». С 2001 года музыканты пытались заявить свои права на песни группы. В итоге Марьяна признала их смежные права на аранжировки и мелодии песен Цоя, сославшись на то, что состояние здоровья мешает ей вести изнурительные тяжбы.
К сожалению, из-за прогрессирующей болезни Марьяна так и не дождалась момента, когда в Москве появится памятник Виктору Цою. Месяц назад комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме приняла решение установить памятник в районе «Университетский».
Автор скульптуры - Алексей Благовестнов. Данная работа – это его дипломный проект, который он в 2002 году защитил на отлично. Виктор Цой изображен в седле мотоцикла «Ява», босиком и в темных очках. Если смотреть на памятник сверху, он имеет форму креста. Длина мотоцикла выполнен в натуральную величину.
«Памятник он делал по ощущениям. То есть фотографии какие-то он видел, но с самим Виктором никогда не встречался, – рассказывала Марьяна. – Алексей сам обратился за помощью к Сергею Александровичу Соловьеву, которому эскиз памятника очень понравился».
Однако, по словам кинорежиссера Сергея Соловьева, инициаторы установки памятника Виктору Цою не могут добиться согласия властей Гагаринского района Москвы. Местные жители тоже не приветствуют замысел. Они предполагают, что вокруг памятника будет собираться неформальная молодежь, распивающая пиво и водку. «Кроме того, они страшатся того, что вокруг монумента, где Цой сидит на мотоцикле, станут собираться байкеры», - рассказал Соловьев.
Кинорежиссёр подчеркнул, что «инициаторы установки памятника столкнулись с местечковым подходом к решению вопроса», монумент «нужен не Цою, а нам, если памятник установить не удастся, от Цоя не убудет, убудет от нас и от тех, кто только вступает в жизнь». «Мы пока не решили, что будем делать, но в любом случае не отступимся от идеи установки памятника», - подытожил он на пресс-конференции 21 июня.
Свежие комментарии