На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 018 подписчиков

Свежие комментарии

  • alik3456 Джексон
    В России две беды: Дороги и дураки , теперь и ж/д...1520. Диверсанты ...
  • Юрий Астахов
    Верно! И это не только в РЖД. У нас всей страной управляют временщики-непрофессионалы. Им бы нахапать и свалить..  А ...1520. Диверсанты ...
  • Лариса Фомичева
    Федеральная пассажирская компания1520. Диверсанты ...

Ближний Восток: почему ВМС США не могут победить хуситов?

Ближний Восток: почему ВМС США не могут победить хуситов?

Провал авианосной армады Красном море развеял миф о морском могуществе Америки всерьёз и надолго

Влиятельный американский журнал Foreign Policy опубликовал статью «Почему ВМС США и их союзники не могут остановить хуситов?», в которой военные обозреватели издания пытаются понять, «почему месяцы интенсивных военно-морских операций Запада не смогли обеспечить безопасность Красного моря».

«Спустя более чем шесть месяцев после того, как повстанческая группа хуситов в Йемене начала серьезно нарушать морское судоходство в Красном море, мировому судоходству пришлось смириться с новой нормой, в которой задержки, нарушения и более высокие затраты только ухудшаются.

И это несмотря на усилия военно-морских сил США, Великобритании и Европы, которые все это время безуспешно пытались нейтрализовать угрозу хуситов и восстановить безопасность коммерческого судоходства.

Тот факт, что ведущие военно-морские силы мира, похоже, изо всех сил пытаются подчинить себе банду повстанцев, поднимает болезненные вопросы как о полезности морской мощи, так и о квалификации западных военно-морских сил, которые призваны нести бремя в любой будущей схватке с таким крупным соперником, как Китай. ВМС США признают, что участвовали в острейшем бою со времен Второй мировой войны», – пишет издание.

«Хуситы оказались весьма грозной силой. Это негосударственный игрок, обладающий весьма крупным арсеналом и действительно способный доставить головную боль западной коалиции,  отмечает Себастьян Брунс, военно-морской эксперт Центра морской стратегии и безопасности и Института политики безопасности Кильского университета в Германии. – На данный момент это самый высокий уровень [боевой интенсивности], и когда у военно-морских сил возникают проблемы с устойчивостью на этом уровне, это действительно вызывает беспокойство».

Хуситы – представители мусульманского шиитского движения с боевым крылом «Ансар Аллах», действующего преимущественно на территории Йемена.

После начала военного конфликта между Израилем и движением ХАМАС хуситы заявили о готовности нанести удары по территории Израиля и не позволить судам, связанным с еврейским государством, проходить через акваторию Красного моря и его узкую часть – Баб-эль-Мандебский пролив – до тех пор, пока Израиль не прекратит операцию в палестинском секторе Газа.

По данным военной разведки Пентагона по состоянию на июнь 2024 года, от атак хуситов в Красном море пострадало 65 государств и 29 крупных энергетических и транспортных компаний.

Нападения хуситов ставят под угрозу проход через Суэцкий канал, который соединяет Средиземное и Красное моря, предлагая кратчайший путь между Европой и Азией. По данному маршруту осуществляется около 12 процентов всей мировой торговли. Атаки на коммерческие суда в Красном море и последовавшие вслед за этим решения компаний усиливают опасения, что в мировой экономике может начаться новый «кризис цепочки поставок».

Как сообщает турецкое агентство Anadolu со ссылкой на онлайн-ресурс MarineTraffic, число прошедших через Суэцкий канал контейнерных судов, сухогрузов, Ро/Ро, судов с СПГ, жидким грузом и смешанным сухогрузом сократилось на 85 процентов за последние шесть месяцев.

В ноябре 2023 года, за месяц до того, как хуситы объявили об активизации атак в районе Красного моря, через Суэцкий канал прошло 1094 корабля, однако уже со следующего месяца коммерческое судоходство через эту ключевую артерию начало постепенно снижаться.

В декабре прошлого года через Суэцкий канал прошли 923 корабля. В январе 2024 года – 233, в феврале – 94 в марте – 85. В апреле через Суэцкий канал проследовало 159 судов.

Судоходство через Баб-эль-Мандебский пролив за тот же период сократилось на 60,7 процента. В ноябре 2023 года через пролив прошло 341 судно, в декабре – 310, а в январе текущего года только 189. В феврале этот показатель сократился до 151, в марте составил 152, а в апреле – 134.

Количество грузовых перевозок через Суэцкий канал за последний год (до апреля) сократилось на две трети, пишет британская газета The Times со ссылкой на Национальную статистическую службу Соединенного Королевства (Office for National Statistics, ONS).

Грузоперевозки через Баб-эль-Мандебский пролив тоже сократились на 59%. Суда ряда крупных компаний, включая Maersk и Hapag-Lloyd, теперь идут по более протяженному маршруту, который занимает на 20 дней больше времени из-за обхода мыса Доброй Надежды.

Тем не менее за прошедший год количество судов, использующих этот маршрут, увеличилось на 57%. Изменение пути судов привело к увеличению затрат на топливо и росту цен на контейнерные перевозки, возросла и стоимость страхования из-за повышенного риска нападений.

«Военно-морские силы США, Великобритании и сменяющаяся группа европейских кораблей пытались восстановить нормальное судоходство практически с самого начала кампании хуситов, но без особого успеха, о чем свидетельствует тот факт, что ставки страхования на случай войны для судов, рискующих опасный проход, по-видимому, все еще увеличился почти на 1000 процентов по сравнению с доконфликтным уровнем. Одна страховая компания даже запустила специальную, первую в своем роде систему военного страхования для грузоотправителей, которые иначе не могли бы получить страховку, что является верным признаком того, что западное военно-морское присутствие не принесло спокойствия на рынки», – пишет Foreign Policy

«У хуситов поистине поразительный уровень запасов ракет, ракет и баллистических противокорабельных ракет. Это действительно что-то, – отмечает Себастьян Брунс. – Пока продолжается война между Израилем и Хамасом, у хуситов есть причина и возможность причинять беспокойство».

«Постоянные перехваты ракет и беспилотников хуситов «съели» собственные запасы ВМС США. Аналитики Конгресса США заявили, что Соединенные Штаты не производят достаточного количества стандартных ракет ПВО, используемых американскими эскортными кораблями в Красном море для уничтожения беспилотников и ракет хуситов. Военно-морской флот и такие поставщики, как Raytheon ищут более дешевые заменители [дорогостоящих ракет] для использования против низкотехнологичного оружия хуситов, сохраняя при этом высокотехнологичные ракеты для использования в возможной будущей войне с Китаем», – отмечает Foreign Policy.

Проблема американских военно-морских сил состоит не только в слишком высокой цене зенитных ракет.

«В Красном море ВМС США расплачиваются за провалы в кораблестроении», – указывает Дэн Грейзер старший научный сотрудник и директор программ Центра Стимсона и бывший капитан морской пехоты, воевавший в Ираке и Афганистане.

В своей статье в журнале Responsible Statecraft Грейзер пишет: «Нынешняя угроза судоходству в Красном море – это именно тот сценарий, ради которого ВМФ вложил так много времени и ресурсов в строительство прибрежных боевых кораблей (Littoral combat ship - LCS). Программа LCS была преподнесена американскому народу как «сетевой, маневренный, скрытный надводный боевой корабль, способный противостоять угрозам, препятствующим доступу, и асимметричным угрозам на прибрежных территориях».

Повстанцы-хуситы, запускающие ракеты и беспилотники с берега и захватывающие коммерческие суда в замкнутых водах Красного моря – это просто-таки хрестоматийная асимметричная угроза в прибрежном регионе. Однако «маленьких паршивых кораблей» [Little Crappy Ships – LCS], как их стали называть в американских ВМС, в Красном море не видать.

«Программа LCS – одна из двух крупнейших неудач судостроения за последние 20 лет. Вторая – эсминец типа «Замволт». Обе программы всерьез начались после событий 11 сентября и почти сразу же столкнулись с проблемами. Программа Zumwalt привела к резкому росту затрат, что вынудило руководство ВМФ сократить запланированный размер флота с первоначально запланированных 32 до 7 и, наконец, до трех, которые были фактически построены. Эти три корабля стоят почти 8 миллиардов долларов каждый, но не способны обеспечить обещанные боевые возможности», – указывает Грейзер.

Программа Littoral Combat Ship обошлась налогоплательщикам США в 28 млрд. По данным Счетной палаты США, американские ВМС должны затратить более 60 миллиардов долларов за эксплуатацию LCS-флота, боевая функциональность которого, также как и у эсминцев Zumvalt, гораздо меньше ожидаемой. Все эти корабли были спроектированы как модульные, и экипажи могли менять системы миссий в порту для выполнения различных миссий. Инженерам так и не удалось заставить модули миссии работать должным образом, поэтому от этой схемы отказались.

Программа LCS действительно выделяется впечатляющими поломками. Военный корабль США «Милуоки» сломался вскоре после того, как был введен в эксплуатацию, и его пришлось отбуксировать в порт Вирджинии. Другие корабли пострадали от коррозии в соленой воде, трещин в корпусах и поломок водометов. У варианта LCS класса Freedom возникли проблемы с комбинированным механизмом, соединяющим дизельный двигатель с корабельными турбинами. Проблемы стали настолько серьезными, что руководство ВМФ, по сути, опустило руки и начало выводить корабли из эксплуатации за десятилетия до того, как они почувствовали запах нафталина. Военно-морской флот вывел из эксплуатации LCS корабль «Сиу-Сити» после единственного боевого развертывания и менее чем через пять лет после того, как корабль поступил на вооружение.

«Потратив так много времени и денег на программу Littoral Combat Ship [и Zumvalt], ВМС США потеряли 40 лет развития кораблестроения. Это огромные издержки упущенных возможностей, и теперь наши моряки, находящиеся в тяжелом положении, расплачиваются за это», – пишет Грейзер.

«С учётом упорной ставки на небольшие, изысканные и дорогие вооруженные силы, чьи недостатки были скрыты радужными политическими предположениями, например, что мы будем вести только одну короткую войну с использованием высоких технологий, сейчас, возможно, настало время переоценить ключевые характеристики силовой конструкции», – пишет старший научный сотрудник Американского института предпринимательства бывший директор по анализу и оценке программ Минобороны США генерал-майор в отставке Джон Феррари в своей статье на портале Defense One.

Джон Феррари сетует, что в Пентагоне долгие десятилетия считали, что надо строить суперавианосцы типа «Джеральд Форд», суперэсминцы типа «Замволт» и супернавороченные истребители. И все это, чтобы обеспечить легкую победу над партизанами в тапочках или даже над армией любой страны третьего мира.

Один из ведущих американских военных аналитиков директор Центра оборонных концепций и технологий Брайан Кларк на протяжении последних лет написал десятки докладов и статей, провел множество конференций и круглых столов, стремясь довести до сознания лидеров американской военной промышленности необходимость коренного пересмотра их курса на разработку и создание сверхдорогих «звезд смерти» (Death Stars), таких как гигантские авианосцы класса «Джеральд Р. Форд» и эсминец-невидимка «Замволт», и перейти к массовому выпуску простых и дешевых в эксплуатации автономных дронов, чтобы вести сетецентрические войны, идеологом и разработчиком которых является сам Брайан Кларк.

Свою концепцию Брайан Кларк с соавторами изложил в монументальном докладе American Sea Power at a Crossroads: A Plan to Restore the US Navy’s Maritime Advantage, но с сожалением отметил, что «армия США находится на перепутье», продолжая создавать все более неустойчивые большие многоцелевые платформы и войсковые формирования [те самые Death Stars], которые в конечном итоге будут ограничивать обеспечение национальных интересов США и их союзников».

Все просто: на одном суперавианосце или суперистребителе пятого поколения военные корпорации США зарабатывают в разы больше, чем на сотнях мелких и простых дронов. Инертность военно-промышленного лобби Америки, нацеленного на максимизацию своей прибыли, дает время и шансы подготовиться к будущим военным конфликтам всем странам, проводящим независимую внешнюю политику. 

Неудивительно, что «экономическая стоимость использования вооружённых сил США для блокирования или сдерживания атак хуситов намного выше, чем стоимость самостоятельной адаптации коммерческих интересов судовладельцев. Использование Вооруженных сил США снимает эти затраты с потребителей товаров, увеличивает их и перекладывает их на плечи американских налогоплательщиков», как отмечается в докладе Института Катона.

Таким образом, американская военно-морская армада не только не смогла прекратить атаки хуситов на суда, идущие через Красное море, но и проделала финансовую дыру в бюджете США, намного большую, чем весь совокупный ущерб, нанесённый мировой морской торговле отважными йеменскими партизанами. 

Провал американских ВМС в Красном море всерьёз и надолго развеял миф о морском могуществе Америки. Последний гвоздь в гроб репутационного ущерба Вооруженных сил США нанес поспешный уход, а фактически бегство, авианосца «Дуайт Эйзенхауэр» из Красного моря после попадания в него ракеты хуситов.

Картина дня

наверх