На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 017 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Андрей Сердюк Вот ведь интересно - то как! Во всех наших неуспехах прослеживается один и тот же принципиальный пройоп...Брандеры: второе ...
  • Юрий Ильинов
    «Бунт россиян». В Ирландии назвали пять потерпевших крах мифов о России Боуз: западные СМИ распространяют недостовер...Группа крови на р...
  • Юрий Ильинов
    Думаю, читают, но У Белоусова в приоритете другие задачи. Наш черноморский флот продолжает прикрывать Турция. Пока не...Брандеры: второе ...

F-22 Raptor будет списан. Самый дорогостоящий истребитель уйдёт в историю

F-22 Raptor будет списан. Самый дорогостоящий истребитель уйдёт в историю

Вот как говорил мой литературный друг детства Карлсон, я так не играю. Нет, правда! Мы столько лет читали, писали, мерились циферками, делали прогнозы, надеясь, что эта золотая хреновина что-то такое изобразит – и вот всем, как говорится, мокрой тряпкой по сусалам.

«Хычник», то есть, F-22A Raptor начинает свое движение… ну да, если Конгресс опустит лапки, то в морг. То есть, на известное всему миру кладбище самолетов на авиабазе ВВС «Девис-Монтен» в городе Тусон, штат Аризона, где хранится более 4400 летательных аппаратов и 40 космических кораблей.



Конгрессмены пока держат оборону, но натиск командования ВВС США усиливается год от года и в итоге, есть такое предчувствие, что Конгресс капитулирует.

Спросите, а чего такого страшного возжелало руководство ВВС США, что в схватку с ними вступил сам Конгресс США?

А они хотят списать ВСЕ самолеты F-22. Не 32, как в прошлом году, а все до единого, сколько их там у них осталось.

Самые дорогие и безобидные воздушные бойцы, две сотни которых за 20 лет боевой службы одержали ОДНУ воздушную победу над китайским пузырем по замыслам командования ВВС США должны уйти на списание и в историю.


Вообще логично: если истребители «завоевания господства в воздухе» превратились в истребители бюджета – генералы соображают вполне нормально. Ведь каждый час полета «Рапторов» обходится в изрядную сумму (полная стоимость полетного часа 44 296 долларов США) военному бюджету США, а он хоть и бездонный, но отнюдь не бесконечный. Увы.

Ну и обслуживание, хоть и не является самым трудоемким (30 человеко-часов на 1 час полета), были и более прожорливые в этом плане самолеты (F-104, например, 50 человеко-часов), тем не менее, в ВВС хотели бы поменьше и подешевле. Производители обещали снизить аж до 19 человеко-часов по мере освоения самолета, но что-то пошло не так.

В итоге уже лет 10 назад все поняли, что получилась «Армата», то есть, идеальный боевой самолет мирного времени. Ну такой, для участия в выставках, международных форумах, парадах и прочих мероприятиях, которые если и наносят ущерб, то только бюджетам.

А вот военных конфликтов F-22 старался избегать. Так вот малозаметно, в режиме «стелс», «Раптор» облетал сторонкой те места, где можно было бы поиграть мускулами. И где сражались американские летчики на самолетах поплоше, F-22 был «стелсом» в самом прямом смысле этого термина. Его никто не видел даже в локальных конфликтах, за исключением вылетов в качестве не пойми кого: в 2015 году один F-22 принял-таки участие в…


Впрочем, тут лучше предоставить слово генералу Хоуку Карлайлу, глава боевого командования ВВС в операции «Непоколебимая решимость»:

«Находясь в воздухе, F-22 выполнял свою ударную задачу, но также был «перепрофилирован» пять раз во время полета, что означало, что его основная цель изменилась. F-22 выполнял разведывательные миссии, отслеживая истребители на земле, использовал свои передовые датчики для перенаправления других самолетов и вызова дополнительных ударов, передавал данные о своих миссиях и сопровождал бомбардировщики к их целям. Во время полета, который длился 11 часов, F-22 потребовалось семь дозаправок».

Это было на ресурсе «AirForse Times» в июне 2015 года.

Ну… можно прослезиться от умиления. Противотанковые снаряды бы делать из этих людей… Хана танкам в мире настала бы всем. 11 часов в кресле, семь раз дозаправляясь, выполнил столько заданий… Специально изучил первоисточник, вдруг ошибка, и там 6 штук летало. Нет, один. Зато какой! Что самолет, что летчик. Полсуток сидя в пилотском кресле, непонятно чем питаясь… хотя какая кормежка, а отходы куда? Чтобы к концу полета в районе талии все задорно булькало и плескалось ароматно, да?



«Раптор» - простите, не «Утенок» Су-34, где есть кухонька размером с ладошку, чайник, микроволновка, спальное место (одно). Есть и биотуалет, и два санбачка от Су-27. И там реально второй член экипажа может прикорнуть на часок, если дальний перелет.

А вот как все это выглядело в исполнении пилота «Раптора» - было бы очень познавательно узнать.

Впрочем, сочинительство сказок и фантастических рассказов – в этом американцы были всегда сильны. Видимо, дух Азимова снизошел…

Но даже демонстрируясь, «Раптор», тем не менее, не был объектом сделок с союзниками. Даже с самыми близкими. Наверное, из реальных опасений очень сильно облажаться перед союзник5ами за такие деньги. Хотя… F-35 принял эстафету и продаваясь, тоже не летает примерно из тех же соображений. Очень дорого господам союзникам часто летать на таком чуде технологий.

Видали мы его… в прицелах!


Еще в 2012 году на страницах уважаемого нами National Interest была такая статья, написанная, правда, не кем-то из первого звена типа Кайла Мизоками или Тайлера Роговея, а совсем какой-то неизвестный мэн сработал. В статье говорилось, что пентагоновский суперкомпьютер рассчитал, что один F-22 в ходе конфликта сбить до 140 истребителей поколения 4-4+. И даже подтвердили это учебно-тренировочными боями против F-15 и F-16.

Помню, что к этим откровенно шапкозакидательским циферкам мы тогда отнеслись с иронией, хотя, конечно, были высказаны мнения, что не 140, но штук 10 один «Раптор» сбить сможет. И это все равно будет ого-го каким достижением. Но опять что-то пошло не так.

Будучи человеком, осведомленным в истории авиационных дел чуть больше среднестатистического обывателя, позволю предположить вот такой расклад: если в кабину F-22 посадить аса с налетом в несколько десятков тысяч часов, а в F-16 – вчерашнего курсанта-отличника, то, скорее всего, и будет такой результат. Зафиксированный сторонними наблюдателями, диаграммами и графиками.

Почему я так вдруг позволил себе подумать? Да потому, что F-22 видели ВСЕ, кто пытался это сделать. Французы на «Рафалях», немцы и итальянцы на «Еврофайтерах», индусы на Су-30МКИ, малазийцы на Су-30МКМ, русские на Су-35С. Наши в небе Сирии еще и догнали, и «под ручку» прогулялись.


Короче, невидимого «Раптора» видели все, кому не приказали закрыть глаза. Вот так будет правильно.

Вообще сегодня уже всем понятно, что невидимость оказалась делом условным донельзя и сам термин «истребитель-невидимка» был замещен термином «малозаметный истребитель». Суть понятна, чем отличается невидимый от малозаметного, разжевывать не стоит.

Но с «Раптором» вышло так, что произошел некий перебор: слишком массированная рекламная кампания по запугиванию противников сыграла в обратную сторону и для ВВС США стало самым опасным делом потерять хотя бы один самолет.

Но потери были, по состоянию на 2022 F-22 потерпели 32 аварии класса «A» (авиакатастрофы со смертельным исходом, потерей самолёта или ущербом на сумму более 2 500 000 долларов), безвозвратно потеряв 6 самолетов и 50 аварий класса «B» (аварии, повлекшие за собой серьёзные травмы или ущерб в размере от 500 000 долларов до 2 500 000 долларов). В общем не так уж и много, около 4% от общего числа эксплуатируемых самолетов, но тут надо помнить, что один «Раптор» стоит почти 150 миллионов долларов, а если считать с НИОКР – то все 350 миллионов.

И если тут применить калькулятор (ух ты, только потери «весят» 900/2100 миллионов долларов и это без учета расходов на эксплуатацию!), то понимаешь, что самую большую опасность F-22 представляет только для бюджета.

Но, как говорится, деньги не главное, хотя в нашем случае речь идет не о деньгах, а о СУММАХ.

Главная проблема «Раптора» в том, что вынашивать его начали в прошлом веке, а когда родили на свет, то он тут же устарел! Как только начали появляться элементы искусственного интеллекта и более-менее вылились во что-то идеи сетецентрического управления боем, то выяснилось, что F-22, который создавался в период рассвета полупроводниковых технологий, сегодня встроить в современную систему управления боем практически нереально.

Нет, конечно, речи о том, что «Раптор» - это кот, которых ходит сам по себе, не идет. Самолет действительно вполне способен в теории выполнять боевые задачи на уровне «вчера», то есть, без новомодных заморочек типа управления БПЛА и ракетами через спутники и все в таком духе. Это обычный нормальный даже самолет 20 века.


Что говорить, если F-22 лишён возможности самостоятельно передавать информацию через тактическую систему обмена данными Link 16, которую используют другие американские самолёты? А как, спросит тот, кто еще не в кусе, он тогда наводил кого-то там в Сирии? А так, в лучших традициях 20 века – по рации. Понятно, что это моментально демаскировало «Рапторов», но иного варианта не было вообще.

Ну и то, что экономия лишила F-22 вменяемой оптико-локационной станции, особенно это печально в ИК-диапазоне. Ну и отсутствие боковых антенн, ограничивающее обзор летчику.

Шикарная такая продвинутая боевая машина.


Модернизации? Ну если говорить о полной смене БРЭО и особенно компьютеров. То да, возможно, это был бы вариант. Другой вопрос, сколько бы это стоило денег и что было бы на выходе. И главное – наличие F-35 делает все это менее осмысленным делом. Но о модернизации чуть ниже цифры будут, все станет более понятно.

В общем, итог печален: истребитель завоевания превосходства в воздухе превратился в истребитель бюджета. Невидимость оказалась фикцией, и ладно, если бы видели свои, так нет, прекрасно видят чужие, а если видят русские, то увидят и китайцы, у которых и истребитель Сухого есть, и своя электроника ничуть не хуже американской.

Вообще, говоря о невидимости/малозаметности, хочу отметить, что такие итоги, подводящие черту под «невидимостью», делают и в США в том числе. Не взлетело. И очень приятно констатировать, что сверхманевренность российских самолетов оказалась более эффективным делом, чем американская «невидимость». В итоге. Говоря об идеальном самолете будущего, стоит спрогнозировать, что это будет сверхманевренный самолет с элементами малозаметности. Именно с элементами.

Так что суета командиров ВВС США понятна. Дорогущий чемодан без ручки, уничтожающий свои доллары тоннами вместо того, чтобы наносить ущерб противнику – это не очень приятно. И стремление избавиться от этого «чудо-оружия», направленного больше против своей страны, понятно и объяснимо.

Почему на защиту F-22 от военных так рьяно встали политики? Ну скажем так: это же в Конгрессе утверждали сумасшедшие бюджеты. Почти 68 000 000 000 долларов (нолики специально для понимания масштаба кошмара) – это не шутка. Деньги потрачены, а «выхлоп» совершенно нулевой: самолет не способен к главным своим задачам. То есть, защите интересов США.

Вообще на общем фоне постоянных «пролетов» американского ВПК со всеми суперпроектами («Замволт», «Индепенденс», «Фридом», В-2 и так далее), которые потребили миллиарды долларов и вылетели в трубу, F-22 не смотрится чем-то таким выдающимся. Все в духе времени.


Пуфф!!! - и миллиардов не стало!

И в апреле этого года ВВС начали новое масштабное наступление на Конгресс, без которого выбросить на свалку F-22 не получится.

Исполнительный директор ВВС США по закупкам Эндрю Хантер заявил, что содержание 130 старых F-22 будет по стоимости равно покупке примерно такого же количества F-35. Это, конечно, сильные цифры, Хантер на докладе такого уровня, скорее всего, подтвердил это выкладками.

Он же озвучил, что ближайшая запланированная модернизация F-22 обойдется в сумму около 9 миллиардов долларов, и это как бы не конец.

Но главное – «Раптор» уже никому не интересен, кроме, пожалуй, производителей, которые могут еще заработать копеечку на модернизациях. Ну так, чисто для поддержания штанов.


В этом плане F-35 смотрится намного интереснее. Да, он тоже не дешев в плане расходов на эксплуатацию, он не без кучи недостатков, но его покупают, что приносит деньги куче компаний, который приложились к его созданию. Lockheed Martin вошли также Northrop Grumman, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison, British Aerospace, Skunk works, Aeronautical Systems...

Ну да, половина принимала участие и в создании «Раптора». Вопрос только в эффективности проекта, а вот с этим беда. Потому с 2009 года идет тихая война между Конгрессом и ВВС, потому что первые пытаются заставить вторых эксплуатировать самолет, за который уплачено огромное количество долларов, а вторые не хотят, потому что за 68 миллиардов получили самолет предыдущего века.

И в США уже поговаривают, что летная судьба F-22 может побить рекорд краткости другого «невидимки», F-117.

То, что 32 самолета первых серий однозначно пойдут в утиль, это даже не обсуждается. Хотя от вердикта Счетной палаты Министерства обороны США волосы встали бы дыбом даже у непробиваемых конгрессменов: «У данной модификации имеются проблемы с эксплуатацией, обслуживанием и обучением».

Звучит, мягко говоря, зверски. То есть, самолет, стоимостью 350 миллионов долларов может без проблем только стоять в ангаре?

Получается, что так.

Представители ВВС немного расшифровали вердикт, и это звучало не то чтобы более обтекаемо и понятно, но:
«Недостаток финансирования приведет к отказу от эксплуатации «Блок 20» (серия, выпущенная с 1999 по 2004 годы) как потенциально опасных и наиболее дорогих в хранении и восстановлении, и невозможности использовать их для учебных функций».

Получается, что серия «Блок 20», а это, между прочим, 51 самолет, потенциально опасна и не годна даже для использования в качестве учебного самолета?

Вообще, конечно, дичь: использовать самый дорогой в мире самолет, как учебный.


Но и конгрессменов можно понять: подписанные ими миллиарды должны были летать во славу США аж до 40-х годов этого столетия, а на деле реально слив на полпути. И это тот самый истребитель, который во всех углах мира величали самым-самым, хотя уже столько раз было доказано обратное. Но тут ничего не попишешь, действительно, не можешь предотвратить пьянку – возглавь ее. Вот и Конгресс, как главный государственный орган США, пытается это сделать.

Вот потому господа конгрессмены требуют продолжать эксплуатацию F-22, но похоже, заставить летать «Рапторы» такая же невыполнимая задача, как научить плавать литоральные корабли куда-то кроме разделки. Так что списание и уничтожение, как говорят многие сегодня, действительно не за горами.

Ну и плюс на свалку придется отправить те самолеты, которые разнес ураган «Майкл» на базе ВВС «Тиндэлл» во Флориде в 2018 году. Но там вообще история прикольная своим трагизмом: два десятка F-22 именно «Блок 20» были, несмотря на прогноз погоды», просто оставили под бетонными навесами.


Ну «Майкл» и повеселился от души, просто разметав по территории базы около 6 миллиардов долларов.

Кстати, в наших лучших традициях, никого не понизили в звании, не уволили, слез по побитым «Рапторам» особо никто не лил. Как я понимаю, там в ВВС многие перекрестились левой ногой от радости.

Ну и добиваем тему опять же известием от Счетной палаты США. Этот орган весьма независим, подчиняется напрямую Конгрессу США и занимается не только финансовыми проверками, но также проверками эффективности, то есть, широким аудитом.

Так вот, аудит эффективности F-22 показал, что из 163 машин, списочно числящихся в строю, полностью боеготовыми являются 18. Насчет боеготовности остальных информации нет, но уже понятно, что этот секрет будут хранить крепко.

В общем такая ситуация. То, что до конгрессменов донесут истину, придет понимание того, что есть два самолета. Один, F-22, истребитель-невидимка, лучший в мире, способный решить любые задачи, признанный всеми боец и опаснейший противник. Другой – тоже F-22, но это самолет, способный уничтожать бюджеты. С уязвимым покрытием, которое должно поглощать и рассеивать радиоволны, которое боится дождя. С очень маленькими топливными баками и зависимостью от воздушных танкеров. С проблемами в обнаружении целей. С проблемами взаимодействия по тем же сетям «Link 16» и «Link 17». Частично эту проблему решили в модификации «Блок 35», вопрос опять же цены и эффективности, а она, эффективность, ниже, чем у F-16.

В общем, Конгресс вряд ли сможет держать оборону, защищая никому уже не нужные самолеты. И увы, но «лучший в мире невидимка» уйдет в историю. Жаль, а то он настолько удачный невидимка, что мы не смогли увидеть его мощи и боевых успехов.

Да, конечно, был китайский пузырь. И он лопнул, как лопнул и миф о том, что F-22 «Раптор» был сильнейшим истребителем мира. Красивая сказка, правда финал у нее написан не в стиле Ганса Христиана Андерсена, а, скорее его написал Джамбаттиста Базиле. Это, если кто не знает, неаполитанский писатель, настоящий автор «Золушки», «Кота в сапогах», «Спящей красавицы» и «Рапунцели», это его передирали братья Гримм и Шарль Перро. Очень сильно смягчив (да, именно так!!!) сюжеты. Чтобы дети могли их читать, просто трясясь от страха, а не становясь заиками.

В общем, увы, но «Раптора» нам будет не хватать. Вообще курс, взятый американским военным ведомством на избавление от всей дряни, которую они понастроили за последние десятилетия, он немного настораживает. А вдруг за ум взялись?

Но думаю, что оснований для беспокойства нет. Придумают, обязательно еще что-то придумают. Не оставлять же без работы хороших американских парней в «Боинге», «Локхид-Мартине», «Нортроп-Груммане» и других известных и не очень фирмах? Ну это как-то не по-джентльменски. Так что у нас еще не один сериал впереди, бюджетом чую.


А беззубый «Хищник» отправится на покой в ту самую известную всему миру авиабазу. Туда, собственно, ему и дорога.
ß

NASA детально сняла недавние «астероиды-убийцы» (фото)

Теперь у нас есть очень качественные фото 150-метрового 2024 MK и куда более «шумные» снимки 1,5-километрового 2011 UL21. Интересен сам способ, как NASA их сделала — была задействована не обычная камера, а радиоволны.
Снимки астероида 2024 MK
Снимки астероида 2024 MK

На прошлой неделе рядом с Землей произошло редкое событие: не один, а сразу два крупных астероида прошли рядом, на расстоянии действия наших радаров. Громадины под названиями 2024 MK и 2011 UL21 классифицируются как потенциально опасные, хотя на самом деле не представляют реальной угрозы для планеты в данный момент. Но самое интересное — NASA успела детально сфотографировать астероиды с разных сторон, так что теперь и ученые, и любители могут изучать снимки.

Почему потенциально опасные? Все дело в том, что в нашем уголке «Солнечной системы» очень мало залетных гостей. В основном это местные «глыбы», которые вращаются вокруг Солнца. Теоретически, любое столкновение их с другими объектами может повредить Земле, из-за этого всем астероидам и дана такая классификация. Благо, 2024 MK и 2011 UL21 спокойно прошли мимо, успев только немного нашуметь в СМИ и попозировать для камер NASA.

Снимки астероида 2011 UL21 и его маленького спутника
Снимки астероида 2011 UL21 и его маленького спутника

На самом деле, сфотографировать объекты было не так просто. 2011 UL21 прошел мимо планеты на расстоянии 6,6 миллиона километров, что примерно в 17 раз больше, чем между Землей и Луной. А вот 2024 MK сократил это расстояние в десятки раз, до 295 тысяч километров. Кроме дальности мешает еще и яркость астероидов — их плохо видно на фоне черноты космоса. Так что NASA использовала большой радарный телескоп, отправляющий радиоволны. Из них и собрали итоговые изображения.

Полученные данные нужны не только ради восхищения небесными телами. На основе внешнего вида астероидов ученые могут определить их путь и будущее. Так выяснилось, что 2024 MK размерами в 150 метров в поперечнике будет держаться от нас подальше еще довольно долго. А вот данные об 2011 UL21 оказались интереснее. Громадина в 1,5 километра шириной также нам не угрожает, но зато имеет небольшой сюрприз — маленький спутник на расстоянии 3 километров.

Кстати, оказалось, что человечество совершенно не готово к встрече с крупными астероидами. Теоретически, мы можем предсказать угрозу за 14 лет, но все равно не успеем что-то с ней сделать.

На потрясающей инфографике Вселенной показали загадочные планеты и далекие миры

Любитель астрономии, энтузиаст, писатель и художник-график из Словакии Мартин Варгич создал два новых инфографических плаката, на которых он изобразил 1600 открытых экзопланет. Один плакат называется «Ледяные и скалистые миры», другой — «Зоопарк экзопланеты».
«Ледяные и скалистые миры», новая инфографика и плакат об экзопланете от словацкого художника и энтузиаста космоса. 

Варгич интересовался астрономией и космосом с раннего детства. В 2015 году он прочитал все, что смог найти о космосе и исследовании экзопланет. Художник был вдохновлен настолько, что создал серию инфографических плакатов на космические темы. В 2019 году, после трех лет работы, Варгич опубликовал визуальную книгу о Вселенной и освоении космоса, которую «Любопытный космический сборник».

Недавно художник завершил два новых инфографических плаката, «героями» которых стали открытые за последние годы астрономами экзопланеты.

В «Зоопарке экзопланет» планеты становятся все горячее слева направо. В его состав входит 55 Cancri e, самая горячая из известных каменистых экзопланет. (© Мартин Варгич).
В «Зоопарке экзопланет» планеты становятся все горячее слева направо. В его состав входит 55 Cancri e, самая горячая из известных каменистых экзопланет. 
«На основе научных моделей и актуальной информации я попытался художественно визуализировать и изобразить вместе более 1100 известных экзопланет. Я упорядочил их по температуре поверхности. Надеюсь, люди получат ясное представление о том, как могут выглядеть планеты во Вселенной», — объясняет Варгич.

На создание обоих плакатов художнику потребовалось больше полугода. На плакате, в частности, изображены изображена PSR-B1620-26b, старейшая известная экзопланета.

На этом увеличенном изображении «Зоопарка экзопланет» показана самая старая известная экзопланета, PSR B1620-26b. (© Мартин Варгич )
На этом увеличенном изображении «Зоопарка экзопланет» показана самая старая известная экзопланета, PSR B1620-26b. 

Данные для обеих инфографик Варгич взял из Энциклопедии внесолнечных планет, Архива экзопланет НАСА и ExoKyoto.

Большая часть экзопланет, открытых за пределами Солнечной системы являются газовыми гигантами. Цвета экзопланет художник выбирал на основе шкалы Сударского, которая специально разрабатывалась для предсказания внешнего вида газовых гигантов, таких как Юпитер и Сатурн. Шкала учитывает различные химического состава и температуру планетарных атмосфер, расположение планеты по отношению к звезде, вокруг которой она вращается, а также тип звезды. Варгич также использовал существующие иллюстрации экзопланет в качестве источника.

Недавно мы писали об открытии новой экзопланеты, которая меньше Земли, но гораздо горячее нее.

Картина дня

наверх