На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Лукашенко: С первого президента Украины до последнего — все делили, грабили и воровали Коррупция на Украине была всег...«Библия Святого Л...
  • Юрий Ильинов
    Российский военкор раскрыл, чем ответит Россия на новые американские поставки Несмотря на попытки коллективного Запа...Выяснилось, куда ...
  • Tania Еременко
    Главная защита - это нападение. Надо жахнуть по Пентагону и англо-каклам - фрицы сразу одумаются, а пиндосы и бриты и...Выяснилось, куда ...

Шокирующие суеверия Древнего Рима

https://x-files

 

Шокирующие суеверия Древнего Рима
Нетрадиционная медицина, суеверия и магия были частью мировоззрения любого римлянина в прошлом. Того же, кто посмел бы усомниться в существовании колдовства или чудодейственности некоторых ритуалов, ждал как минимум ярлык человека странного, с причудами. Какие же суеверия считались непреложной истиной, как трактовались сны, что полагалось делать каждой ответственной беременной, и как улитки могли помочь наладить личную жизнь?

Безрассудная медицина

Наверное, ни одному здравомыслящему современному человеку не придет в голову заниматься самолечением. В Древнем Риме подходили к этому вопросу намного более «смело». Потому что существовали некоторые универсальные «секреты» здоровья и долголетия, подтвержденные авторитетными медиками того времени, которым полагалось доверять.

Шокирующие суеверия Древнего Рима
Например, Плиний Старший очень рекомендовал употреблять свежую человеческую кровь, которая к тому же считалась отличным средством от эпилепсии. А еще вино в сочетании с пометом улиток считалось как чудо-средство, дарующее любому мужчине прямо неудержимый темперамент и впечатляющие способности на любовном фронте.

Бедные беременные

И так непростой период ожидания будущего ребенка у древних римлянок омрачался еще более сознанием того, что роды могут закончиться трагично. Процент смертей рожениц был просто шокирующим — женщины чаще умирали, даря новую жизнь, чем мужчины во время войны, отнимая чужие. Так что советов беременным в Древнем Риме существовало еще больше, чем во все времена, а их всегда было немало.
Особенно абсурдно звучала рекомендация бросить на крышу дома, где ребенок скоро должен появиться на свет, камень или другой метательный снаряд, которым ранее были убиты три существа, причем с трех ударов. Предполагалось, что этот ритуал запустит процесс родов и все пройдет хорошо. А в случае, если желанен был ребенок с темными глазами, бедной будущей матери полагалось съесть землеройку.

Главное - правильно трактовать

Толкование снов — воистину золотая жила для предсказателей всех времен. Этой теме посвящено просто невообразимое количество литературы, а человечество все так же далеко от истинных мотивов сна. Тем не менее, во втором веке нашей эры существовал пятитомник некого Артемидора Далдианского, который в те времена считался самым признанным экспертом в этой области. Причем некоторые значения снов описаны им с таким широким диапазоном, что невольно возникает вопрос — это своеобразная лазейка, чтобы точно не быть посрамленным, или действительно многозначное трактование?


Судите сами. Например, если древнему римлянину снилась репа, брюква или тыква, то это не сулило ему ничего хорошего. Поскольку все эти три безобидных с виду овоща не имели особой питательной ценности, то символизировали разочарование в собственных надеждах. А еще подобный сон мог явно указывать на грядущую операцию или ранение холодным оружием. Ведь перечисленные корнеплоды подают нарезанными ломтиками. И подобных трактовок с широчайшим диапазоном значений в данном труде немало. Другое дело — сны ученых, которые помогли им сделать научные открытия. Вот уж кто действительно умел правильно пользоваться возможностями своего мозга в состоянии сна и извлекать из него максимум пользы.
-

Уникальное Пятнистое озеро

 

Рядом с канадским городком Осуюс расположено уникальное озеро Клилук, которое называется местными жителями Пятнистым озером. Водоем считают самым богатым в мире по содержанию минералов. Оно имеет 365 «кругов», имеющих разные размеры и глубину, будто бы круг – на каждый день в году.

Поразительное озеро называется Клилук из-за коренных жителей, которые проживают в прекрасной долине около водоема. Они убеждены, что озеро лечебное и священное. Клилуки многие века приезжают к озеру, чтобы излечиться от многих болезней. По берегам Пятнистого озера немало церемониальных каменных груд, которые являются свидетельством тому.

Уникальное Пятнистое озеро

По одному местному преданию, давным-давно два племени в этой долине сошлись в битве, а через некоторое время решили объявить перемирие, чтобы подлечить раненных в чудодейственном водоеме. И после этого они перестали враждовать.

В летний зной большая часть воды из озера испаряется, поэтому очень заметно скопление минералов в нем: различных по форме и цвету пятен. Больше всего в скоплениях минералов сульфата магния – «английской соли». В этом озере данной минерал находится в самой высокой природной концентрации. Натрий и сульфат кальция находятся в водоеме также в большой концентрации.

В засушливый период в озере вода полностью пересыхает, и люди ходят между пятнами минералов, но это строго запрещается. Ходят к озеру и животные, но люди не понимают, зачем им это надо. Зимой подо льдом и снежным покровом видны своеобразные углубления от кругов.

Уникальное Пятнистое озеро

Довольно продолжительное время священным индейским озером обладали белые, вопреки тому, что народы, первыми заселившие эту землю, старались владеть ею и водоемом. С 1979 года владельцем озера был Эрнест Смит, которому захотелось открыть на берегу водоема уникальный SPA-курорт, в котором бы получали оздоровление богатые люди.

Два десятка лет велась борьба канадских индейцев с владельцем озера против этого. Индейцы справедливо считали озеро своим, поэтому не хотели позволять белым людям использовать священную землю для всевозможных развлечений и туризма.

«Первый народ» победил в этой борьбе. В 2001 году Смит продал водоем индейцам, взяв с них за него 720 тысяч долларов США. И по сегодняшний день уникальное озеро является собственностью коренного населения этих мест.

В настоящее время Пятнистое озеро защищено законом. Его охраняют канадские индейцы и государство. Водоем огородили забором, но, возможно, здесь установят смотровую площадку для туристов, чтобы они могли увидеть эту несравненную и фантастическую красоту озера, но не нарушили природный баланс и не «разбудили» священные камни народа Оканаган.

-

Существует ли «славянское единство», или В чем славяне похожи между собой

Славяне составляют одну из наиболее обширных групп народов, населяющих сегодня Европу, Сибирь и Дальний Восток. Несмотря на ряд общих черт, славянские представители по определенным признакам принципиально не похожи. Попробуем разобраться, почему южные славяне сильно отличаются от западно-восточных, насколько русским близки украинцы с белорусами, а также кого в принципе считают славянами.

Пресловутый славянский тип с оговорками

 

Изображение средневековых славян. /Фото: culture.ru
Изображение средневековых славян.

В научных кругах славянами считают народы, издавна использующие в качестве родных языки славянской группы. Естественно, что носители родственных языков обладают антропологическими сходствами. Западные славяне генетически похожи на восточных. Русские, населяющие центральные и южные регионы, формируют с украинцами и белорусами общую восточную группу. При этом северные русские сильно выделяются на фоне остальных представителей. В генетическом контексте им роднее финно-угорские народы.

 

Русский типаж. /Фото: i.pinimg.com
Русский типаж.

Что касается западной группы, то наибольшее родство наблюдается у восточных славян с поляками. Имея ряд общих черт между собой, западные и восточные братья во многом схожи с неславянскими соседями.

 

Актриса Изабелла Скорупко из Польши. /Фото: yobte.ru
Актриса Изабелла Скорупко из Польши.

Речь идет о балтоязычных народах – латышах, литовцах. Это явление ученые логично поясняют взаимной ассимиляцией в силу территориальной близости.

 

Белорусская спортсменка Александра Герасименя. /Фото: belaruspartisan.by
Белорусская спортсменка Александра Герасименя.

Особый генофонд представляют южные славяне. Максимально тяготея к типажу географических соседей, они сходны на генетическом уровне с другими балканскими народами. К примеру, болгар, хорватов и сербов внешне порой сложно отличить от живущих рядом греков, румын и албанцев.

 

Мария Яремчук в украинском национальном костюме. /Фото: ilarge.lisimg.com
Мария Яремчук в украинском национальном костюме.

Даже с учетом того, что все эти представители общаются посредством разных неславянских языков. А вот чехи со словаками генетически смещаются к западноевропейской популяции, в частности, к немцам.

 

Украинские соседи венгерки. /Фото: avatars.mds.yandex.net
Украинские соседи венгерки.

Отдельно стоит отметить популярную сегодня украинскую тему. Все чаще звучат предположения, основывающиеся скорее на политизированных источниках. Если судить по результатам многолетних исследований международной генетико-лингвистической группы ученых во главе с доктором биологических наук О. Балановским, то ответ один. Украинские популяции максимально схожи с русскими.

 

Южные славяне - македонцы. /Фото: avatars.mds.yandex.net
Южные славяне — македонцы.

В этом контексте интересна роль белорусов, часть которых неотличима в генетике от украинцев, а часть — от русских. В детальном рассмотрении всех восточных славян украинский генофонд без резких границ переходит в русский, а белорусы — будто распределены между ними.

Языковые сходства или немного о лингвистике

Сербский алфавит. /Фото: upload.wikimedia.org
Сербский алфавит.

Славянская группа языков является частью индоевропейской семьи, имея массу схожего с балтской. Славянские языки условно подразделяют на восточнославянскую ветвь (русский, белорусский, украинский), южнославянскую подгруппу (болгарский, сербо-хорватский, словенский,), западнославянское ответвление (польский, чешский, словацкий). Разговорные формы языков сильно между собой похожи, отличаясь в грамматическом и фонетическом аспектах. Письменная разность, к примеру, в польском, чешском и словацком заключена в латинском алфавите. Это легко объяснить влиянием католичества.

Соответственно, кириллицу в русский, болгарский, македонский языки принесла Православная Церковь. На их фоне выделяется сербохорватская письменность, опирающаяся на два алфавита. Еще один отличительный критерий славянских языков – позиции ударений в словах. Например, чехи делают акцент на первый слог, поляки – предпоследний, а болгары и русские в этом плане максимально вариативны. Грамматически отличаются от других славянских македонский и болгарский языки, использующие особую систему употребления существительных и артикли.

Существенные межязыковые различия обусловлены во многом территориальным положением. Ученые сходятся во мнении, что, размещаясь по европейским землям, славяне приносили с собой язык, одновременно впитывая и чужой генофонд.

Общее в народной культуре

 

Звучание славянской музыки легко распознать среди многих народных стилей. /Фото: ethnoboho.ru
Звучание славянской музыки легко распознать среди многих народных стилей.

Основным культурным отображением тех или иных особенностей народа считается фольклор. Что касается устного творчества, общие черты без труда прослеживаются у восточных славян, западных и даже южных. Множество вековых болгарских сказок очень похожи на русские. Ведь фольклорная общность заключена не только в смысловой идентичности. Исследователи делают упор на схожесть стилей изложения, сравнительных образах, эпитетах.

 

У славян много общего в народных инструментах. /Фото: mos.ru
У славян много общего в народных инструментах.

Другими словами, славянское творчество отличается схожим принципом мировосприятия и мышления. Кроме этого, на сходство культур не могло не влиять общее географическое положение и виды деятельности. Славяне жили земледелием и скотоводством, что отражено в обрядовой поэзии всех представителей подгрупп. Древние славяне считаются солнцепоклонниками, так что образы земли и солнца наполняют мифологию и русских, и белорусов, и сербов, и болгар.
О единой общности свидетельствуют герои сказок.

 

Сакральный славянский хоровод – пример солнцепоклонничества. /Фото: bitoflife.ru
Сакральный славянский хоровод – пример солнцепоклонничества.

Тесные межславянские связи располагали к объединению и противостоянию врагам общими усилиями. Некоторые классические сказочные персонажи являются собирательными в устном творчестве восточных, южных, западных славян. То же самое касается сюжетов эпосов, народных песен и танцев, явственно свидетельствующих о единстве славян.

Ментальность и общеславянский психотип

 

Празднование Дня славянского единства в Брянске. /Фото: bryansk.er.ru
Празднование Дня славянского единства в Брянске.

Славянофил 19 века Н. Данилевский в своей работе «Россия и Европа» выразил основные черты национального славянского характера. По его убеждению, этот психотип резко отличается от тех же романо-германских народов. На основании результатов долгих исследований ученый выделил особый славянский культурно-исторический тип. Первая указанная им особенность — генетически обусловленное миролюбие и отсутствие тяги к насилию.

 

Славянский праздник Иван Купала. /Фото: culture.ru
Славянский праздник Иван Купала.

Вторым отличительным признаком славянства в целом назван приоритет внутреннего глубинного образа жизни. Другими словами, славяне являются созерцательными интровертами, пренебрегая прагматичностью, активностью, обращению к внешнему миру и экспансии. В основе жизнедеятельности славян, по Данилевскому, лежит духовная созерцательность, размеренный поиск истины. Ученый брался утверждать, что характер славян преисполнен мягкости, почтительности, покорности, что само собой исходит из христианских идеалов.

Дает исследователь и более конкретные характеристики. Русских Данилевский называл «славянскими римлянами» с перспективными тенденциями, а западным славянам приписывал зависимость от германо-романской культуры. Сербов считал склонными к внутренней раздробленности, а поляков — самым прозападным народом среди славянства. Болгары по Данилевскому либеральны и демократичны, а чехи – русофилы с немецким характером и германской культурой.

Помимо имён, от славянской традиции у русских сегодня используют отчество, чего нет в Центральной и Западной Европе.

-

Скрытые города средневековой Европы

 
Спрятанный от врага в водах озера Светлояр Китеж-град — не единственный «тайный город» в мировой мифологии. В европейских средневековых преданиях тоже можно обнаружить города и крепости, по разным причинам скрытые от всех, кроме избранных.

Потерянный рай Оссиана

Великий воин, а в будущем столь же великий бард Ойсин (кельтская форма имени «Оссиан») угодил на «остров юных» случайно. Вместе с отцом бродил он однажды по зеленым холмам Ирландии и повстречал чудесную всадницу. Ее несла белая кобыла, а сама девушка была так прекрасна, что ее, казалось, окружало золотистое сияние.

Европа.Европа.

Подъехав ближе, девушка сказала, что ее зовут Ниам и что она дочь короля Тир-на-ног — страны, где все счастливы и сохраняют вечную молодость. Ниам прослышала о великом воине Ойсине и прибыла в Ирландию, чтобы забрать его с собой, на волшебный «остров юных».

Ойсин тут же влюбился в Ниам и с охотой последовал за ней. Как и обещала девушка, в Тир-на-ног никто не старел и не знал горя, и раз увидев эту удивительную страну, любой ее гость навсегда забывал о собственной отчизне.

Однако Ойсин, как бы ни был он счастлив, все-таки помнил о своей родине и об отце. Он просил Ниам отпустить его в Ирландию, повидаться с родными и снова пройтись по зеленым холмам Эйре (кельтское название Ирландии). Однако юноша не знал, что время в Тир-на-ног течет по-другому, и в его мире миновало уже три столетия с тех пор, как он уехал оттуда.

Ниам согласилась отпустить возлюбленного погостить дома, даже одолжила своего коня, но умоляла ни на миг не покидать седла и не касаться ногами земли. Иначе, сказала она, ему не будет пути назад. Воин вернулся в Ирландию, но не узнал знакомые с детства места. Все кругом стало другим, а на месте его родного замка стояли заросшие плющом руины.

Ирландия.Ирландия.

Пытаясь помочь нескольким старикам, толкающим впереди себя огромный валун, Ойсин склонился к ним и не удержался в седле. А как только молодой сильный воин коснулся земли, он тут же сделался на 300 лет старше — на ноги с трудом поднялся немощный старец.

Как и опасалась Ниам, рай острова Тир-на-ног был потерян для него навсегда. И все, что ему осталось, — воспевать для людей это волшебное место. Видно, Ойсин был красноречив, описывая «остров юных», потому что послушать его сходились люди со всей Ирландии. А легенды о стране вечной молодости, которые рассказывал Ойсин, пережили его на многие века.

«Малая родина» Туата де Дананн

Предания Ирландии многое рассказывают о захватчиках, которые то и дело являлись на земли этой страны. И мрачные гиганты фоморы, и племя Фир Болг, и другие, чьих имен не сохранила история, сменяли друг друга, словно волны бесконечного прибоя. И наконец, в страну пришли дети богини Дану — рассказывают, что они спустились прямо с небес.

Туата де Дананн (так называли пришельцев кельты) сохранили память о своей родине, где бы она ни находилась. Согласно преданию, племя населяло четыре магических города — Гориас, Муриас, Фалиас и Финиас. Там потомки Дану изучали колдовское искусство и творили чудеса, и оттуда они принесли в мир людей свои главные сокровища.

Из Гориаса прибыло живое, вечно алчущее крови копье Ассал, принадлежавшее богу Лугу. Это оружие славилось тем, что всегда было острым и готовым к бою, а кроме того, никогда не промахивалось мимо цели и всегда после удара возвращалось в руки хозяина.

Из Муриаса колдовской народ доставил котел бога Дагды — неиссякаемый источник каши, щедро заправленной мясом. Чудесный котел не только бесконечно насыщал, но мог также оживлять умерших, поскольку был изготовлен в землях, где не знали смерти. Правда, отведать пищи из котла могли только люди честные и не знающие страха, а миски лживых трусов оставались пустыми.

Из Фалиаса привезли камень судьбы Фаль, который с тех пор веками подтверждал право королей Ирландии занять трон — перед коронацией будущий государь должен был сесть или встать на камень. И если это был истинный правитель — Фаль издавал громкий рев. По мнению современных знатоков мифологии, камень судьбы олицетворял собой изначальный хаос и этим ревом сопротивлялся торжеству порядка и закона.

А из Финиаса в Ирландию попал Сияющий меч бога Нуады, не знавший поражений. Он резал, словно масло, железо и сталь и был так остер, что тела распадались на части еще до того, как он вонзался в них.

Увы, чудесные предметы — все, что осталось в наследство от родных мест племени детей богини Дану. Согласно преданию, все эти земли поразила одновременно некая сокрушительная катастрофа. Ученые полагают, что Гориас, Муриас, Фалиас и Финиас могли быть островами архипелага Атлантиды.

Конец прекрасного Кер-Иса

Однажды король Арморики (ныне Бретань, северо-западная область Франции) Грандлон повелел построить на берегу залива Дуарнене город Кер-Ис. Правда, земля, где возвели город, принадлежала феям, но Грандлон как-то уговорил их передать ему часть владений ради благой цели. Король правил городом сам, но потом подарил его своей любимой дочери Дахут.

Это был ценный дар — Кер-Ис рос и богател не по дням, а по часам и вскоре прослыл самым великолепным в кельтских землях. От морских волн, подступающих прямо к крепостной стене, город берегла мощная плотина, а запирающий ее и городские ворота ключ король носил на шее, не снимая его даже на ночь.

Франция.Франция.

Интересно, что Грандлон стал одним из первых христианских правителей в кельтских землях, а потому Кер-Ис строился как оплот благочестия, полный соборов и часовен. Но стоило христианской твердыне перейти в руки принцессы Дахут, как в нем завелись совершенно языческие порядки.

Среди жителей новая хозяйка Кер-Иса так поощряла леность и распутство, что горожане вскоре совершенно позабыли о христианских добродетелях. Сама Дахут подавала всем пример языческой разнузданности: она меняла мужчин почти каждую ночь, а тех, кто лишался ее благосклонности, попросту душили и бросали их тела в море.

Как-то развратнице приглянулся иноземец, которого она пожелала тайно провести за городские стены. Дахут благополучно выкрала с королевской шеи ключ (как именно — история умалчивает), но в темноте по ошибке отперла шлюзы плотины. В город ринулись морские волны, снося с лица земли улицу за улицей, дом за домом.

Вовремя проснувшийся король вскочил на лучшего коня, посадил позади себя Дахут и бросился прочь из страшной ловушки. Стихия мчалась по пятам за беглецами, и, кажется, им не было спасения. Тут на пути коня возник святой покровитель Кер-Иса Гвеноле и призвал Грандлона «сбросить с седла сатану, сидящего позади», и тем спастись от неминуемой погибели. Король не смог своими руками убить непутевое чадо, и тогда сам Гвеноле столкнул принцессу с седла.

А как только Дахут исчезла в бушующих волнах, буря прекратилась, и Грандлон сумел спастись. Однако Кер-Ис остался на дне морском, и рассказывают, что злобная Дахут обратилась в русалку и правит теперь подводным городом и неупокоенными душами его жителей. Говорят также, что раз в столетие воды моря расступаются, и городские стены выступают на поверхности. Однако возродиться Кер-Ис сможет лишь тогда, когда в нем прямо под водой отслужат христианскую мессу.

Печальную историю Кер-Иса можно было бы считать одной из множества бретонских легенд, но источники свидетельствуют, что и святой Гвеноле, и король Грандлон существовали на самом деле. Хотя отделить правду от вымысла в их биографиях уже невозможно.

Замок Святого Грааля

Святой Грааль (чаша, из которой, по преданию, пил Иисус на Тайной вечере) — утраченную христианскую святыню, источник вечной жизни и бесконечной мудрости — оккультисты разыскивают многие столетия. Велика вероятность того, что чаша по сей день хранится в замке Монсальват, охраняемая последними из ордена рыцарей-тамплиеров. Однако обнаружить ее так никому и не удалось, поскольку неизвестно, где находится этот замок.

Одна из легенд гласит, что Иосиф Аримафейский (тайный христианин, в чьей гробнице был похоронен Иисус), собравший в чашу Грааля кровь из ран распятого Христа, довез святыню до юга теперешней Франции, где возвел для ее хранения крепость на горе Монсальват. Одна из версий говорит о том, что речь в легенде идет о горе Монсегюр в провинции Лангедок и замке катаров (еретическая христианская секта) на ее вершине.

Авторитет катаров в народе был так велик, что папа римский объявил против них крестовый поход. И в марте 1244 года крепость Монсегюр была взята войсками под руководством Симона де Монфора, ее защитники приняли мученическую смерть в огне, а чаша Грааля якобы скрылась в недрах горы.

Приверженцы другой версии полагают, что Монсальват — это священная гора Монсеррат неподалеку от столицы Каталонии Барселоны. Там находится старинный монастырь ордена бенедиктинцев, и в нем-то, как считается, тайно сохраняется святой Грааль.

А русский мистик и оккультист Даниил Андреев был убежден, что Монсальвату нет места на земле. По его мнению, замок находится на небесах, и населяют его праведные рыцари во главе с человекодухом Титурелем, основавшим некогда это прибежище веры. Если это мнение верно, вряд ли кто-нибудь из смертных сможет взять в руки чашу Грааля и обрести безграничную мудрость и бессмертие.
-
Таинственные столы Агапе: уникальная особенность мальтийских катакомб
Таинственные столы Агапе: уникальная особенность мальтийских катакомб
Древние рукотворные подземные катакомбы Мальты представляют собой искусственную систему туннелей, впервые построенную в доисторические времена.
Эта обширная сеть туннелей соединяет храмы, жилища, святилища и древние вырубленные в скале могилы для мертвых, высеченные под землей из цельного камня. Хотя катакомбы распространены по всему Средиземноморью, мальтийские катакомбы имеют уникальную особенность, которая не встречается больше нигде. Известные как столы агапе или триклинии, эти необычные элементы были предметом археологических дебатов на протяжении десятилетий...

Подземные лабиринты и катакомбы Древнего Рима

Важные поселения римского мира были изрезаны подземными лабиринтами, в которых в вырубленных в скале могилах находились мертвые. Известные как катакомбы, эти коллективные гробницы относятся к раннехристианской эпохе и обычно создавались за чертой города. Языческие и еврейские общины также использовали эти типы захоронений.
Многие из этих катакомб были украшены расписными фресками и резьбой, причем некоторые из них были более витиеватыми, чем другие. На самом деле, в некоторых катакомбах сохранились самые ранние образцы христианского искусства, часто смешивающиеся с языческими мифологическими сценами. Сложность этих подземных ходов делает их довольно сложными. Например, катакомба Калликста в Риме занимает поразительные 20 километров (12,4 мили), уходит вниз на 25 метров (82 фута) и могла бы вместить около полумиллиона тел.


Не все катакомбы находятся в открытом доступе, многие были утрачены со временем, но те, что есть, дают невероятное представление о погребальных обрядах римской эпохи. Помимо того, что катакомбы были местом последнего упокоения населения, в них также хоронили пап, христианских мучеников и святые реликвии. Хотя практические соображения, такие как рост городов, вероятно, привели к их созданию, все же есть что-то жуткое и предчувствующее в таких обширных, темных и сложных памятниках смерти.

Понимание палеохристианских мальтийских катакомб

На Мальте много катакомб, самые известные из которых - катакомбы Святого Павла, относящиеся к позднеримскому периоду. Многие мальтийские катакомбы находятся в сельской местности, но некоторые из них, например, катакомбы Святого Павла, были частью древнеримского города Мелита и были расположены за пределами бывшего пограничного рва в соответствии с законами и обычаями того времени.
Мальтийские катакомбы имеют много общих черт с другими римскими катакомбами, но они гораздо меньше. Катакомбы Святого Павла в Рабате занимают площадь около 2 000 квадратных метров (21 528 футов квадратных) и имеют обычный кроличий граф туннелей и вырубленных в скале могил. Как и в Риме, мальтийские катакомбы использовались христианским, еврейским и языческим населением. Об этом свидетельствуют найденные в них предметы искусства и надписи, например, высеченные изображения меноры.
Но что не так хорошо известно, так это то, что они имеют уникальную для Мальты особенность. Впервые посетитель катакомб Святого Павла увидит этот необычный объект, когда спустится в одну из самых больших гипогеев. Помимо ожидаемых гробниц, вырезанных в стенах и полу большого зала, они наткнутся на два круглых стола, вырезанных из известняка, расположенных друг напротив друга.
Эксперты считают, что они предназначались для погребальных пиров, тем более что они окружены С-образной наклонной скамьей, которая, как считается, напоминает обеденные зоны римских домов. Однако странно то, что у них нет аналогов за рубежом.

Столы Агапе в мальтийских катакомбах

Триклинии состоят из круглых вырубленных в скале столов, окруженных бортиком. Они различаются по ширине и высоте. Две трети каждого стола окружены полукруглой наклонной площадкой, которая, как считается, служит для сидения, также вырубленной в скале. Таким образом, остается открытая часть стола, вокруг которой нет сидений. Именно на этой открытой стороне обод почти всегда прерывается вырезанной в нем щелью.
Ниже этой щели, в довольно многих случаях, в боковой части стола вырезан вогнутый канал, который проходит от его вершины до пола. Зазор в ободе и вогнутый канал выглядят так, как будто их назначение - сливать жидкость. В некоторых столах в центре можно увидеть круглое отверстие, но неясно, куда оно ведет.
Почти во всех катакомбах Мальты есть хотя бы один триклиний, независимо от того, сельские они или городские, большие или маленькие. Поэтому эксперты считают, что эти необычные особенности должны были играть важную роль в погребальных ритуалах позднеримского периода. Странно, но некоторые из наклонных скамеек слишком малы, чтобы использоваться в качестве сидений. Предполагается, что они могли иметь символическое назначение.
Некоторые из столов сломаны в местах, которые могли быть вызваны более поздним повторным использованием или переделкой погребальной камеры, но ничего нельзя сказать наверняка. Хотя катакомбы Святого Павла - самые обширные и известные, с большим центром для посетителей, на островах есть много других, почти во всех из которых есть триклинии. Некоторые из них легко доступны, другие можно осмотреть в определенные дни открытых дверей, а некоторые запечатаны для будущего сохранения.


Выполняли ли столы Агапе пиршественную функцию в мальтийских катакомбах?

Идея о том, что мальтийские триклинии выполняли пиршественную функцию, связана с их сходством с домашней столовой мебелью римских времен и с тем фактом, что refrigerium, языческий, а затем христианский погребальный пир, хорошо засвидетельствован в литературе того периода.
Мебель, принадлежавшая домашним столовым на виллах, имела несколько воплощений в течение своего времени. Самые ранние образцы состояли из прямоугольных столов, окруженных с трех сторон длинными скамьями, называемыми lecti. Однако затем они эволюционировали в полукруглые зоны для сидения и круглые столы. Именно эти более поздние столовые очень похожи на триклинии мальтийских катакомб.
Пример этого можно увидеть на изображении Тайной вечери в базилике Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне и в центре напольной мозаики в Маленькой охотничьей комнате на вилле Романа дель Казале на Сицилии. На связь с погребальными пирами указывается в трех катакомбах Рима. Фрески в катакомбах Присциллы, Калликста и Петра и Марцеллина в Риме показывают обедающих, сидящих на полукруглых скамьях с круглыми столами перед ними. Обычно считается, что это погребальные пиры, а стиль рассадки напоминает мальтийские катакомбы.
Однако ни в одной из катакомб Рима нет каменных столов и скамей, подобных тем, что изображены на фресках. Нет их и в Неаполе или Сиракузах. Другая проблема с этими изображениями заключается в том, что ни на одном из них не показан разлом в ободе или вогнутое углубление, которые являются общими чертами мальтийских катакомб. Исследователи Камиллери и Гингелл Литтл-Джон заметили, что в Casa del Moralista в Помпеях действительно есть углубление в передней части квадратного обеденного стола. Однако это опять же домашняя вилла, поэтому трудно делать выводы о триклиниях в катакомбах.
Очевидный триклиний квадратной формы можно увидеть в гипогее Ком эль Шогафа в Александрии. В этой катакомбе можно увидеть смешение эллинистического, египетского и римского стилей, а триклиний идентичен тем, которые встречаются в римских виллах. Сидрет-эль-Балик в Ливии - это катакомба с полукруглыми скамьями, окружающими каменные столы. По внешнему виду он, вероятно, ближе всего к мальтийскому триклинию, но и Ком эль-Шогафа, и Сидрет эль-Балик не имеют точно таких же особенностей, включая "дренажный" канал.


Поминовение и уборка на столах Агапе

Если триклинии использовались для пиров, то спорным является вопрос о том, были ли они предназначены для погребальных ритуалов после конкретного захоронения или это были ежегодные мероприятия в память обо всех умерших. Одна из теорий, почему столы имеют дренажные каналы, заключается в том, что это было сделано для того, чтобы их было легче чистить. Однако в домашних триклиниях это, несомненно, тоже было бы полезной особенностью, но, похоже, есть только пара примеров.
Возможно, у них была роль, присущая только островам и совершенно неправильно понятая. В конце концов, это было время, когда местное мальтийское население все еще продолжало свои собственные традиции и обычаи, смешанные с римским влиянием. В действительности, кроме того, что столы и скамьи имеют круглую форму, нет ничего другого, что действительно связывало бы их с пиршественными фресками римского периода, например, литературные ссылки.
В катакомбах Сан-Джованни под Сиракузами в Италии пиршества в честь умерших проводились путем кормления трупа молоком и медом, налитыми через три отверстия в плите, покрывающей могилу, что является символическим ритуалом. И опять же, там не существовало погребальных столов или кушеток, чтобы живые могли чествовать мертвых так, как это происходит на Мальте.
Странно, но в экседре, так называлась огороженная стена, окружавшая стол и скамью, часто встречаются вырезанные в ней могилы. Это означает, что обедающие пировали с телами или скелетами в непосредственной близости друг от друга, особенно если места для сидения небольшие, что кажется не очень практичным. В Ком эль Шогафа в Александрии, хотя пиршественная зона находится в катакомбе, она расположена отдельно от захоронений.


Искусство мальтийских катакомб

Хотя в мальтийских катакомбах нет таких витиеватых фресок, как в римских, возможно, что-то можно почерпнуть из обнаруженной в них резьбы и произведений искусства. Голуби, цветочные композиции и символ Chi-Rho - довольно распространенные мотивы. Три гипогея Тал-Минтна, обнаруженные в небольшой деревне Мкабба, украшены раковинами гребешков и резными пилястрами. На задней стене триклиния они также имеют восемь отверстий в форме пирамид. Неизвестно, что они представляли собой, они довольно редки, но, возможно, предназначались для масляных ламп.
Катакомбы Каль-Рескун, сохранившиеся под транспортной развязкой и недоступные для посещения, необычны своими фигурами людей, животных и птиц, вырезанными в рельефе, а также детально проработанными рифлеными колоннами. Каль-Рескун - гораздо более четкий пример христианской иконографии, чем многие другие катакомбы.
То же самое можно сказать и о катакомбах Салины, где высечены пальмовые ветви, спирали и кресты. Возможно, мальтийские катакомбы можно рассматривать как переходный период между языческими и христианскими верованиями, но ни на одной из найденных резьб и росписей нет изображений погребальных праздников.


Подземный ландшафт палеохристианских катакомб

Мальта хорошо известна своими туннелями и пещерами. Поскольку острова состоят преимущественно из двух видов известняка, здесь много естественных полостей, образовавшихся в результате эрозии, которые в прошлом были расширены для создания жилищ и гробниц троглодитов. Как и во многих других местах южного Средиземноморья, вырубленные в скалах могилы были характерной чертой ландшафта со времен неолита, а палеохристианские катакомбы являются самыми последними воплощениями.
В неолите также появились сложные гипогеи, современные мегалитическим храмам, которые, возможно, выполняли двойную функцию - были погребальными сооружениями и ритуальными святилищами. В эпоху раннего Нового времени при строительстве столицы Мальтийского королевства города Валлетта рыцарями была проложена сеть подземных туннелей для хранения и дренажа. В более позднее время во многих городах и деревнях были вырыты убежища времен Второй мировой войны.
Из-за огромного количества подземных комплексов странные слухи о подземной Мальте имеют долгую историю. Один из известных слухов гласит, что на Мальте есть туннели, проходящие по всей длине и ширине островов, хотя в британский период они были закрыты по соображениям безопасности. Другая жуткая легенда - об исчезновении школьников в Гипогее Сафлиени, подразумевая, что этот полностью раскопанный памятник вовсе не является полностью раскопанным, а простирается далеко за пределы города Паола.
Несомненно то, что палеохристианские катакомбы использовались во время фундаментального переходного периода между Пунической и Римской Мальтой, времени, когда на этих маленьких островах ощущалось культурное влияние из разных частей Средиземноморья. То, что Мальта выработала свой собственный последовательный стиль и уникальные черты во многих мальтийских катакомбах, не должно удивлять. Если бы только можно было совершить путешествие в прошлое и увидеть, что именно происходило во время этих завораживающих ритуальных праздников.
-

Что-то такое там все-таки есть

 

«Что это за хрень? — Американский летчик не поверил своим глазам. — Погляди только, эта штука еще и вращается!». Не самолет и не птица, а неопознанный высокоскоростной летающий объект. После семи десятилетий запирательств Пентагон только что опубликовал доклад о 144 встречах с НЛО, зафиксированных за период с 2004 года по март этого года.

Военные признают, что минимум 18 из этих объектов очень странные: остаются неподвижными при сильном ветре, движутся против потока, и стремительно маневрируют без явных двигателей. Несколько встреч чуть было не кончились авариями. Наконец, военные самолеты докладывают об интенсивных всплесках радиочастотной энергии от пролетающего мимо объекта. Есть веская причина, почему у Пентагона ушло так много времени на то, чтобы составить трезвый доклад об активности НЛО, которые теперь переименовали в НВЯ — неопознанные воздушные явления.

Что-то такое там все-таки есть

Во время холодной войны, когда случаи наблюдения НЛО достигли пика, американское правительство боялось не рокового вторжения зеленых человечков из космоса, а нападения России, термоядерной войны и массовой паники. В 1953 году ЦРУ собрало группу экспертов под руководством физика-математика Говарда Робертсона (Howard Robertson) — не столько для того, чтобы действительно исследовать происходящее в небе, сколько для того, чтобы прекратить поток сообщений об НЛО.

Возник риск, что под прикрытием НЛО беспрепятственно развернутся советские самолеты-разведчики. В противостоянии с Кремлем правительству США было принципиально важно полностью контролировать свое воздушное пространство. Кроме того, за некоторыми из случаев почти наверняка стоят американские самолеты-разведчики U-2, — этот проект засекречен до сих пор.

Таким образом, задачей правительства было выставить уфологов чудиками и фантазерами и раз и навсегда от них отмахнуться. Встречи с «НЛО» оказались метеозондами и выходами болотных газов, а тех, кто бил тревогу, списывали как паникеров холодной войны, которые каркают про конец света. Но некоторые уважаемые ученые считали, что к НЛО нужно относиться всерьез. Летом 1950 года по пути на обед итало-американский физик-ядерщик и лауреат Нобелевской премии Энрико Ферми (Enrico Fermi) затеял с коллегами по лаборатории Лос-Аламоса разговор об участившихся встречах с НЛО.

Он полагал, что где-то во вселенной должна быть разумная жизнь. В конце концов, в Млечном Пути сотни миллиардов звезд, и шанс, что некоторые из них по условиям напоминают Землю, очень велик. К тому же многие из них гораздо старше Земли и, вероятно, развили способность к межзвездным путешествиям. Однако достоверных доказательств инопланетного интереса как не было, так и нет. Его не менее гениальные коллеги кивали, по-видимому, уделяя всё же больше внимания обеду. Ферми было умолк, но тут же внезапно взорвался: «Ну и где, спрашивается, все?» Имелись в виду пришельцы. Позже так называемый парадокс Ферми послужил важной вехой для исследователей НЛО, когда они столкнулись с попытками правительства закрыть прения.

Охота на обломки НЛО и наблюдение за источниками превратились в нечто большее, чем полоумный крестовый поход, и переросли вопрос, где кончаются знания. Если в небе кружит целая куча НЛО, то почему ни один из них до сих пор не разбился? И чего они добиваются — установить зонды и маяки? И кто они — колонизаторы? (И если да, то что же они — не читают газет, где трезвонят о ядерном апокалипсисе)? В конце концов к этой теме подключился Голливуд. Режиссеры разделили инопланетян на хороших («Инопланетянин», «Близкие контакты третьей степени») и плохих («Нечто», «Чужой», «День независимости»). Изменилась и официальная точка зрения: из угрозы общественному порядку инопланетяне стали банальностью. Не бог весть какой шаг вперед.

А теперь новый прозрачный Пентагон по сути объявил НЛО вопросом национальной безопасности. Пилоты, видевшие эти причудливые явления, — ни в коем случае не знатоки теории познания. Они не больно-то переживают о неизвестном и непознаваемом. Как явствует из доклада Пентагона, свои утверждения они нередко подтверждают данными радаров и наблюдениями на земле. В совокупности эти сведения тревожат военно-воздушные силы. Но за необъяснимыми событиями вполне могут стоять технические происки противника.

Например, радар и бортовые приборы можно взломать, чтобы те показывали аномально высокие скорости и внезапную смену направления. У России развитые средства радиоэлектронной борьбы — и западные истребители, напичканные датчиками, вполне могут стать мишенью. Но считается, что русские до этого не дошли — к тому же это никак не объясняет встреч с НЛО 1950-х годов.

Чтобы превратить НЛО в ОЛО (опознанные), надо раскошелиться на базу данных и сравнить небесные события 1950-х с тем, что происходит сейчас. Перво-наперво надо проверить защиту авиабаз не только в США, но и в Великобритании. Здесь регистрируется необычно высокая активность НЛО. Не исключено, что предвзята сама выборка: в районе постоянно присутствует масса бдительных патрулей в поисках подозрительного поведения. Возможно, обычные подозреваемые — Россия и, пожалуй, Китай — продвинулись в своих военных вторжениях гораздо дальше, чем полагает Запад, и насчет собственного технического превосходства мы обольщаемся. А может, хотя это и на грани возможного, какие-то инопланетяне действительно подбираются к нам поближе. О чем, черт возьми, они хотят с нами поговорить? Может, им не нравится то, что мы вытворяем с собственной планетой. А может, у них для нас есть некое предложение.

Картина дня

наверх