На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 040 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Глава МИД ФРГ: Берлин «стал немного честнее» и уже не ставит своей целью военное поражение РФ на Украине Пока новоис...С продвижением ар...
  • Юрий Ильинов
    Политолог: между Россией и Германией может начаться война в ближайшие недели Обстановка на возможном европейском теа...РПЛ-20 идёт в вой...
  • Юрий Ильинов
    Трамп объяснил, почему США не ввели новые санкции против России США не идут на ужесточение санкционной политики в от...А ведь Сикорские ...

Сократ:мысли и высказывания (ок. 469 г. до н.э. – 399 г. до н.э.)

Юрий Шутилин

Сократ:мысли и высказывания (ок. 469 г. до н.э. – 399 г. до н.э.) Древнегреческий философ.Родился в Афинах в семье скульптора и повитухи. Получил разностороннее образование. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Вел беседы с людьми разных социальных слоев, делая вид, будто желает учиться у собеседника, а предмет разговора для него самого неясен.

Главным критерием философии Сократа была нравственность. Он придавал большое значение исследованию человека как существа нравственного, указывал на родство души и божества и на вероятность бессмертия души. В Божестве видел источник добродетели и справедливости. Обосновывал необходимость человеку властвовать над своими страстями, но не избегать наслаждений. В государстве видел порядок, обоснованный божественным планом, считал, что правитель должен быть человеком знания. В мае 399 г. до н.э. был обвинен в антигосударственной деятельности и поклонении новому божеству – демону. По приговору суда выпил яд цикуты.

Довольствуйся настоящим, а стремись к лучшему.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая – станешь философом.

Женишься ты или нет – все равно раскаешься.

Злой человек – тот, кто вредит другим без всякой для себя выгоды.

Лучшая приправа к пище – голод.

Лучше всех живет тот, кто больше всех заботится о том, чтобы делаться как можно лучше, а приятнее всех – кто больше всех сознает, что он делается лучше.

Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это – яд, тем более опасный, что он приятен.

Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить.

Людям легче держать на языке горящий уголь, нежели тайну.

А между тем, с какой вещью ни сравни хорошего друга, он окажется гораздо ценнее всякой: какая лошадь, какая пара волов так полезна, как добрый друг?

Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность.

Брак, если уж говорить правду, есть зло, но зло необходимое.

Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

Все, к чему стремится душа и что она претерпевает, оканчивается счастливо, если ею управляет разум, и несчастливо – если безрассудство.

Всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий может назвать, сколько он имеет друзей, – настолько они не в цене.

Высшая мудрость – различать добро и зло.

Государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, и в мирное время благоденствует, и на войне неодолимо.

Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.

Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.

Красота – это королева, которая правит очень недолго.

Мудрость – царица неба и земли.

Не от денег рождается добродетель, а от добродетелей бывают у людей деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной.

Не спешите подружиться; но если подружились, будьте в дружбе постоянны и тверды.

Нельзя лечить тело, не леча душу.

Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей.

Поэзия по своей природе загадочна и не раскрывается первому встречному.

Правители в государствах самые лучшие – те, которые являются главными виновниками того, что граждане повинуются законам. Государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, и в мирное время благоденствует, и на войне неодолимо.

Прекрасное – это полезное удовольствие.

Признак изящества – приличие, а признак щегольства – излишество.

Самый счастливый человек тот, чья душа вообще не затронута злом.

Свобода состоит в том, чтобы поступать наилучшим образом.

Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано.

Сколько же есть вещей, без которых можно жить!

Слава – это аромат героических свершений.

Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать, того, кто сознает, что он уже достигает своей цели.

Существует только один бог – знания, и только один дьявол – невежество.

Те, кто вредит людям, чинят несправедливость, лгут, обманывают и совершают проступки по своей воле, а не без умысла, – люди более достойные, чем те, кто все это совершает невольно.

Тех, кто желает и сам иметь много хлопот, и другим доставлять их, я поставил бы в разряд годных к власти.

Тирания – это власть, основывающаяся не на законах, а на произволе правителя, такая власть – против народа.

То, что я понял – прекрасно, а значит и остальное, чего я не понял, тоже прекрасно.

Ученость – это сладкий плод горького корня.

Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой.

Хорошее начало – не мелочь, хотя и начинается с мелочи.

Хороший советчик лучше любого богатства.

Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.

Цари и правители – не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править.

Человеку, избравшему жизнь рассудительную и разумную, нисколько не следует радоваться.

Человеку невозможно быть мудрым во всем. Следовательно, что кто знает, в том он и мудр.

Я знаю, что я ничего не знаю.

 

Репин: мифы и реальность

 

Спецпроект VTBRussia.ru о жизни и творчестве великого русского живописца

О том, что Репин — великий русский художник, знают даже далекие от искусства люди. Образы с его картин известны нам с детства: они воспроизводятся в учебниках, служат иллюстрациями к историческим рассказам и оживают в речи народными афоризмами. Иван Грозный, который убивает своего сына, — символ бессмысленной жестокости и один из самых узнаваемых персонажей в русском искусстве. Образ бурлаков на Волге вспоминается, когда речь идет о непосильном, каторжном труде. Эти картины давно стали эмблемами русской художественной школы, а их автор — Репин — одним из ярчайших ее представителей.

Раз эти образы нам хорошо знакомы, мы обманчиво полагаем, что и про их автора знаем абсолютно все. Но разобрались ли мы, что на самом деле происходит на картинах Репина? Что мы знаем о жизни и творчестве художника после 1917 года? Почему Илью Ефимовича часто называют мистическим художником? Откуда вообще взялся этот эпитет? Ответить на все эти вопросы поможет наш специальный проект!

 

Как Тохтамыш Москву взял

XIV век для Золотой Орды был очень непростым. Смута, междоусобицы, интриги... Орда неудержимо катилась к днищу – на радость ее врагов и вассалов, которые запаслись попкорном и готовились к развязке. А больше всех радовались русские князья, разгромившие в 1380 году мамаевы полчища. Они перестали платить дань и стали вести себя вызывающе. И вот, спустя два года после Куликовской битвы на Москву пошел Тохтамыш.

 
 

Не ждали?

Первым делом хан приказал задержать на ордынской территории русских купцов – и отобрать у них корабли. О готовящемся походе никто не должен был узнать раньше времени. Затем Тохтамыш тайно переправил войска через Волгу и направился к Рязани. На окраине княжества его встретил князь Олег Романович, а также представители Нижегородско-Суздальского княжества. Парламентеры попросили не разорять их земли, пообещал платить дань и рассказали об очень удобных бродах через Оку. И татаро-монголы двинулись дальше – на Москву. Надо ли говорить, что появление на границе вражеской армии стало для князя Дмитрия полной неожиданностью? Оставив город, он отправился за подкреплением, но не очень в этом преуспел. А тем временем захватчики взяли город в осаду и даже пытались его штурмовать – но всякий раз неудачно. Оставшийся за старшего литовский князь Остей, служивший Дмитрию Донскому, смог пресечь вспыхнувшую в городе панику и организовать грамотную оборону. К тому же в 1367 году московские крепостные стены были перестроены, укреплены и оснащены артиллерией – Москва стала твердыней, которую "нахрапом" было не взять. И тогда хан решил схитрить.

 
Дмитрий Донской
Дмитрий Донской

 

Азиатское коварство

Тохтамыш отправил в город парламентеров, которые пообещали не трогать местных жителей и отнестись к ним по-братски. Понять и простить. С послами пришли те самые представители Нижегородско-Суздальского княжества, которые подтвердили: Тохтамыш, мол, свое слово держит. И защитники Москвы купились. Они открыли ворота и вышли к татаро-монголам для разговора "по душам". Однако конструктивной беседы не вышло – захватчики ломанулись в Москву, порубив в мясо вышедших им навстречу. А потом началась резня. В считанные дни город был разграблен и сожжен. На улицах валялись трупы защитников города, а также мирных жителей, священников, ремесленников и представителей знати. По данным историков, до нашествия Тохтамыша в Москве проживало около сорока тысяч человек. Осталось около 16 тысяч – остальные были либо убиты, либо стали рабами. А полусгоревший город пришлось долго восстанавливать и отстраивать.

 
Взятие Москвы
Взятие Москвы

 

Итоги нашествия

Уничтожив столицу Московского княжества, татаро-монголы взяли Владимир, Переяславль, Юрьев и еще целый ряд русских городов. Впрочем, вскоре удача отвернулась от Тохтамыша – у Волока Ламского его передовой отряд был разгромлен русскими войсками. Хан развернул оставшихся бойцов и отправился назад в степи, спасая награбленное, по пути разорив Рязань (изъявление покорности не помогло местным князьям). В 1383 году татаро-монголы предложили Дмитрию Донскому мир и взяли в заложники его сына Василия в обмен на княжеский ярлык. Москве вновь пришлось платить дань и помогать Орде военной силой. Правда, недолго. Во время нашествия Тохтамыш неплохо пополнил свою казну и вскоре решил, что может бросить вызов своему бывшему союзнику и "патрону" Тимуру. Но удача оказалась не на его стороне. Хан потерял власть в Орде, потерпел поражение в битве при Ворскле, а в 1405 году был убит в сражении с темником Едигеем. Так завершилась история этого татаро-монгольского "Наполеона".

*****************************************************************

 

Сарынь на кичку! Что означает это знаменитое выражение

 

 

Клич «Сарынь на кичку!» всегда ассоциируется с Волгой, Степаном Разиным, Жигулями, простором и разбоем. «Сарынь на кичку!» — и похолодело нутро у команды на «орлёных» стругах… «Сарынь на кичку!» — и полезли на абордаж добрые молодцы с абсолютно недобрыми физиономиями…

Сейчас трудно представить, что кто-то, в здравом уме и светлой памяти, пойдёт в атаку с этим боевым кличем. Для современного человека «сарынь на кичку» — просто набор звуков. Разве только какой-нибудь образованный гражданин, скажет, что боевой клич волжских казаков в переводе — что-то вроде «грабь награбленное» или остатки «воровского языка», для которого даже нашлось место в «Википедии» XIX века — энциклопедии Брокгауза и Эфрона:

Воровской язык — вымышленный, условный язык, на котором изъясняются между собой лица, занимающиеся между собой мошенничеством, воровством. В России в различных местностях существуют различные Воровские языки; но все они, по-видимому, имеют общую основу. Предметом исследования они не служили, и сведения о них можно дать только отрывочные. Существует предание, что волжские разбойники имели свой условный язык, но единственные следы этого языка остались в поговорках: дуван дуванить (делить добычу), да сарынь на кичку.

Воровской жаргон изначально создавался как язык для своих, как своеобразный шифр, «феня». Для непосвящённых он звучал абракадаброй. Но пугать во время штурма врага феней, как минимум, странно. В конце концов, современные жулики, если того требует ситуация, дают жертве чёткие и понятные команды. Выходит, клич «Сарынь на кичку!» не должен был вызывать недоумения у жертв волжских флибустьеров. Да и у всего населения Поволжья в целом.

 
Кадр из фильма "Ермак"
Кадр из фильма "Ермак"

А население Поволжья в то время было тотально нерусским. Точнее — неславянским. И это хорошо известно историкам. Колонизация этих территорий Московским государством только-только началась, ещё не смели в небытие самобытную культуру, религию и письменность народов Поволжья.

Православное духовенство, насаждая кнутом и пряником христианство, на основу народа — язык — не покушалось. Со временем его и так забыли. И десятки тысяч древних названий для русских — потомков нерусской России — стали совершенно непонятны.

Сарынь на кичку - конец топонимической загадке

 

Забылась не только земная летопись России. Стёрлись из памяти значение ритуалов и легенд. Мельников-Печёрский в работе «Очерки мордвы» отмечал, что эрзя Самарской губернии, произнося молитвенные формулы, решительно не понимают, что они означают. Позднее, великий российский этнограф Дмитрий Садовников в той же Самарской губернии записал несколько сказок, в которых остались следы древнего языка, на котором разговаривали разинские удальцы.

В повести «Волшебный платочек» описывается летающее средство, на котором атаман выезжает на грабежи царских судов. Экипаж судов он встречает приказом: «Лен!». Команда и бурлаки, повинуясь приказу, падают на землю.

 
Степан Разин. Кадр из фильма "Гулящие люди"
Степан Разин. Кадр из фильма "Гулящие люди"

Вот далеко-далеко показалось судно, которое все ближе подходит к шатру атамана. Бурлаки нагнулись вперед, выбиваясь изо всех сил, волоча лямкой через плечо судно вверх по воде, против течения. Только поравнялись бурлаки, как грозный атаман дает команду: «Лен!» Услышав команду, бурлаки все до единого ложатся на землю, не смея ослушаться приказания грозного атамана.

Так описывает Разинский «беспредел» повесть «Волшебный платочек». Но реально, Разин задал корабельщику суровый вопрос по-эрзянски:

Лем! — то есть, — Имя?! Звание?! Чьих будешь?!

И, как видно, купец прекрасно понял слово Степана Тимофеевича, в отличие от царских наемников в следующем рассказе. Садовников повествует о боестолкновении стрельцов с разинскими удальцами. Так как смутьянов не берет ни пуля, ни клинок, стрелецкий сержант зарядил пищаль крестом и угодил им в разинского есаула.

Стенька видит, что делать нечего, крикнул ребятам: Вода! (спасайся, значит).

Что значит «вода»? Почему не отдать подчиненным нормальный приказ – Отходим! Все нормально, Разин так и сказал — Осторожно! Смотрите в оба! Отходим! — только по-эрзянски: «вАдо!». И если указание атамана повторялось многократно, русскоговорящим стрельцам послышалось нечто, похожее на слово «вода».

 
Степан Разин
Степан Разин

В том, что Разин говорил на эрзянском языке нет ничего удивительного. Как пишут историки, Степан Тимофеевич знал аж 9 языков. К тому же, Разя — это средневековое прозвище эрзян, а отец великого атамана был родом из-под Саранска.

Так что, когда добры молодцы с абсолютно недобрыми физиономиями приказывали кораблям причалить к берегу, купцы понимали: бить-убивать не будут, но платить придётся.

Потому что «Сарынь на кичку!» — это изменённое в устной передаче эрзянское выражение «Сырне кочкамс!» — «Золото собрать!».

Понятная команда в прошлом. Теперь, недеемся, понятная и для вас.

наверх