Считается, что Великая пирамида состоит из 2,3 миллиона блоков разного веса ("средние" весили по 2,5 тонны, но применялись и более крупные, например, потолок самой верхней из трех "погребальных" камер на высоте 42,3 метра от основания перекрыт девятью плитами общим весом 400 тонн). Общий вес пирамиды оценивается в 6,5 - 7 миллионов тонн.
Египтологи сходятся на том, что пирамиду строили 20 лет 100 000 человек. И не на протяжении всего года, а за 3 месяца в каждый год, когда в сельхозработах был перерыв из-за разлива Нила. Эти условия вытекают из идеи, что пирамиду строили как усыпальницу для царя. И именно в природных условиях Древнего Египта. Но в таком случае, блоки должны были укладываться со скоростью... 4 в минуту!!!! По несколько тонн весом каждый?!?!?! На высоту до 146,7 метра?!?!?! Без кранов?!?!?! И причем, с невероятной и для сегодняшнего дня точностью!?!?!?!
На это Г.Хэнкок замечает:
Такая программа, разумеется, кошмар для прорабов. Представьте, хотя бы, какая согласованность должна быть между каменотесами и каменщиками, чтобы обеспечить необходимый поток материала на стройплощадке. Вообразите только, что будет, если всего один блок в 2,5 тонны свалится, допустим, со 175 ряда.
Трудности физического и организационного характера кажутся почти непреодолимыми, но есть еще проблема соблюдения геометрии пирамиды, которая должна быть сложена таким образом, чтобы вершина оказалась точно над центром основания. Даже незначительная ошибка в угле наклона одной из боковых граней у основания приведет к значительному расхождению ребер у вершины. Поэтому нужно выдерживать исключительную точность при кладке каждого ряда в десятках метров над землей, работая с каменными блоками угрожающего веса.
Что же касается идеи наклонной насыпи, по которой якобы доставляли каменные блоки, то при оптимальном уклоне в 10 градусов при максимальной высоте сооружения она должна была бы быть длиной в 1460 метров, сложенной не из "кирпичей и грунта", как считают египтологи, а из аналогичных известковых блоков (чтобы не просесть под собственным весом, как доказали современные строители и архитекторы). И куда это все делось? По аналогичным и другим причинам не подходит и идея спиральной насыпи, которая, кроме того, затрудняла бы контроль точности укладки.
Причем, с большой точностью относительно направлений на стороны света заложены края великих пирамид. Ошибка ориентации по линии север-юг составляет:
- для пирамиды Хуфу - не более 5 минут 30 секунд (угловых) (при длине 232,4 м);
- для пирамиды Хафра - не более 5 минут 26 секунд (при длине 215,3 м);
- для пирамиды Менкаура - не более 14 минут 3 секунд (при длине 108,4 м).
Таким образом, древние египтяне, не имевшие, как считается, лазерных и оптических теодолитов, нивелиров, не имея понятия про компас, про то, что Земля круглая и что северный магнитный полюс не совпадает с географическим, не учитывая поправок к ориентации приборов, смогли прокладывать линии на местности длиной в два футбольных стадиона с ошибкой в доли углового градуса!
Ну, это вполне естественно! - заявляют официальные историографы! И чему тут удивляться? Какая сложность, - укладывать 4 многотонных блока в минуту? И не только на уровне земли, но и на многометровой высоте! Делов-то на 2,3 миллиона штук! Мелочь...
Как-то на Северном Кавказе решили перевезти в музей райцентра каменную мегалитическую "дверную коробку". Разобрать ее с помощью кранов смогли, довезти тоже, а вот обратно собрать, совместив пазы, сделанные древними мастерами, не получилось...
Но не только у Великих пирамид наблюдается точность закладки. Подобное обнаружено у пирамид южнее Гизы. Причем, пирамиды меньшего размера, чем Великие, обнаружены в нескольких районах к югу от Каира. Схематично ближайшие из них (к Каиру) составляют следующие области: Завиет-эль-Ариам (две недостроенные); Абусир; Саккара-север; Саккара-юг; Дахшур; Медум.
Пирамиды поблизости Абусира состоят из следующих (сверху-вниз): Сахура; Ниусерра; Нефериркара; Неферефра.
Их внешний вид (слева-направо): Сахура; Ниусерра; Нефериркара:
Так вот, у пирамиды Сахура (квадрат 78,1 м в основании, высота 49,6 м) ошибка ориентации север-юг - 1°45'. У пирамиды Ниусерра (78,8 х 78,8 м х 50,1 м высоты) - менее 1 градуса. У пирамиды Нефериркара (квадрат 104,4м х 73,5 м высоты) - 30 угловых секунд. Заметим, пирамида Нефериркара по размерам близка пирамиде Менкаура.
Еще большими размерами могут похвастаться пирамиды в районе Саккары (верхний рисунок - Саккара-север, нижний - Саккара-юг) (сверху-вниз): Пирамида Джосера (125 м х 115 м, высота - 61 м); пирамида Сехемхета - квадрат 120 м на 70 м высоты. Средние размеры пирамид Саккара-юг несколько меньше - порядка 70 - 80 метров в основании. (В пирамиде Пиопи 1 найдены "Тексты пирамид")
У пирамиды в районе Медума размеры еще больше - в основании квадрат 146 м, высота - 118 м.
В Завиет-эль-Ариаме (между Абусиром и Гизой) обнаружены остатки двух недостроенных пирамид: подготовительные работы на одной квадратом в плане 120 м каждой стороны, и несколько уступов другой с основанием в виде квадрата стороной по 83 метра.
Сравнение расположения пирамид в разных районах наводит на мысль, что не все так просто с целью их строительства. Если бы их строили только как усыпальницы, то для чего требовалась выдерживать очень точную ориентацию сторон относительно меридиана? А что, если ориентация расчитывалась не только относительно меридиана, но и относительно друг друга? А если не только расстояния и расположение, но и относительные размеры? Ведь взгляд сверху показывает, что поля пирамид как бы повторяют некие рисунки. Рисунки чего? А что, если небесных созвездий?
Вот, например, фрагмент звездного неба в районе созвездий Ориона, Тельца и Близнецов.
Предлагаю сравнить схему расположения пирамид в Абусире с расположением звезд левого края созвездия Близнецов (звезды: Альхена - Пропус)
Но конечно, сравнивать здесь сложно, так как схема звездного неба составлена примерно, причем, звезды постоянно движутся и в прошлом их расположение было иным. Вот почему пригодилась бы компьютерная программа, позволяющая пересчитывать карты звездного неба на тысячи лет в прошлое (одна подобная у меня есть - Readshift-3, но она в этом деле слегка слабовата, может пересчитывать только до 5000 лет до н.э., а надо еще раньше тысяч на 5-6).
И если три пирамиды Гизы соотнести с тремя звездами пояса Ориона (Аль-Нитак, Аль-Нилам и Минтака), то для двух недостроенных "фундаментов" в Завиет-эль-Ариаме следует поискать соответствия в небе между Близнецами и поясом Ориона. В настоящее время здесь только одна яркая звезда - Бетельгейзе. Но до 1054 г. была еще одна, которая в том году взорвалась как сверхновая и превратилась в современную "Крабовидную туманность"...
Пирамиды "Саккара-север" можно попытаться соотнести с правой строной Близнецов (Джосера и Сехемхета со звездами Поллукс и Кастор). Пиопи-1 с краем созвездия Рыси, остальные пирамиды Саккары-юг с частями Большой Медведицы. Пирамиду в Медум - с Арктуром, Ахетатон с Антаресом (кстати, "солнечный" город Ахетатон находится на месте прохождения эклиптики на рассматриваемом небесном пути). Для храма в Абидосе соответствием, видимо, могла бы быть звезда Ригил Кентавра.
И если бы остальные пирамиды сохранились в своем первозданном виде, то их тоже вспоминали бы наравне с тремя из Гизы. Но состояние других хуже, они в разной мере разрушены. Например, вот схема пирамиды в Медуме (ее современные размеры и пунктиром ее первоначальный габарит). И тут тоже есть странности и загадки. Почему технология строительства пирамид имеет отличия?
Почему вместо того, чтобы достраивать ранее заложенные пирамиды, их бросали и принимались за другие? Почему план Великой пирамиды меняли три раза? Почему пирамиду Менкаура торопились закончить? И т.д.
Но кроме пирамид, в Египте есть и другие объекты древней цивилизации, как-то связанные со звездным календарем, например, "Серапеум" - подземное кладбище, в главном коридоре которого обнаружено 24 пустых саркофага из гранитных монолитов весом по 60-70 тонн.
Дорога к Серапейону идет через "Аллею Сфинксов" (откопано 142 фигуры), о которой писал еще Страбон.
Но для одной странички сайта слишком много разных загадок. Поэтому в заключение текущей предлагается рисунок сравнения размеров некоторых древних объектов:
Слева-направо: зиккурат Ану в Эриду, зиккурат Иннаны в Уруку, зиккурат Этеменанки в Вавилоне (т.н. Вавилонская башня), пирамиды Джосера и Хуфу. (К. Закорецкий)
Загадки храмов Дендеры: слишком много "но"
Для начала несколько снимков основного храма – храма богини Хатхор – для пополнения коллекции.
Крыша храма Хатхор все-таки поражает мощностью перекрытий – несколько слоев блоков, достигающих по несколько десятков тонн весом… Повторная поездка лишь укрепила меня в версии использования ее центральной части, выступающей над более низким периметром, в качестве посадочной площадки для каких-то летательных аппаратов.
Сомнения в создании этого храма лишь во времена Нового Царства порождают не только мощные блоки перекрытий. На гораздо более почтенный возраст указывают, например, водостоки, создание которых в сухом климате Египта в этой местности в это время было абсолютно бессмысленным.
На крыше эти водостоки выглядят просто сквозными дырками в окружающих стенах, а снаружи декорированы фигурами львов.
Довольно длительное обсуждения у нас вызвали следы инструментов на блоках плотного песчаника, из которого сделаны перекрытия крыши храма Хатхор. Вроде бы следы обычного зубила. и вроде бы указывают как раз на ручную обработку. Но…
Почему тогда местами они настолько редкие?.. И почему в одном месте требовалось наносить много ударов подряд, продвигаясь в довольно легко обрабатываемом песчанике за один раз очень небольшое расстояние?..
Алексей Тесленко сравнил их со следами маленького отбойного молотка… А Дмитрий Павлов высказал версию имитации ручной работы. Например, как имитирована та же ручная работа на блоках мостовой в Долине Царей – фото ниже:
Можно было бы предположить, что выборочность мест следов зубила обусловлена тем, что в этих местах срубали лишние выступы, подготавливая поверхность к шлифовке. Однако тут возникает очередное “но”…
Дело в том, что на некоторых блоках того же перекрытия сохранились явные следы того, что для получения ровной поверхности применялась вовсе не шлифовка, а совсем иная технология – верхний слой не стирался, а срезался (!) сразу на 2-3 сантиметра!.. А при такой технологии выравнивания поверхности предварительное скалывание каких-то выступающих участков становится просто лишней и бессмысленной работой.
Небольшой храм справа сразу за входом в дендерский комплекс практически наполовину уже разобран. Ничего особенно технологичного в нем мы не нашли. Он вызвал лишь полушутливую версию своеобразного аналога детской “раскраски”.
По крайней мере именно на эту мысль навели Дмитрия Павлова многочисленные признаки незаконченности барельефов на стенах – где-то частично, а где-то и полностью. Будто бы некие “боги” показали египтянам, что можно сделать, и оставили несколько примеров. А остальную часть стен оставили нетронутой, как бы провоцируя подражание и развитие…
Хотя, конечно, общую картину можно объяснить и гораздо проще, приняв версию специализации рабочих (одни делают стены, другие – картинные барельефы, третьи – наносят надписи и мелкие детали и т.д.)…
Еще один небольшой храм – непосредственно за главным храмом Хатхор – не представлял бы из себя вообще ничего интересного, если бы в нем не обнаружился базальтовый блок в основании двери. Блок аналогичный такому же в храме в Абусире. Базальтовый блок, у которого ради того, чтобы дверь не терлась своей нижней частью по всему камню, оставлены полукруглые выступы возле мест крепления дверей. И ради этого со всей остальной части блока снят материал толщиной меньше сантиметра; и снят настолько ровно, что получается “утопленная” на этот самый сантиметр плоскость!..
Блок настолько контрастирует с окружающей его небрежной кладкой из песчаника, что наводит на мысли о вторичном использовании или о создании храма на остатках какого-то гораздо более древнего сооружения…
С внешней стороны комплекса – “почтовый ящик” из черного базальта. Стены из необожженных глиняных кирпичей на заднем фоне выглядят по сравнению с ним просто жалкой пародией технологий… (А. Скляров)
Частные коллекции Мексики: какие древние артефакты хранят у себя коллекционеры
В первый день визита в музей Джульсруда, когда мы забежали туда согласовать свои действия, в ходе разговора с и.о. директора (как это часто бывает в таких случаях) мы пытались определиться с кругом общих знакомых. Со своей стороны мы упомянули бывших директоров музея, с которыми нам доводилось иметь дело – Мигеля Уэрта и Хулио Поланке. И тут состоялся такой диалог:
– А Хуана знаете?..
– А кто такой Хуан?
– Булочник.
– Булочник?!. Нет не знаем… А какое он имеет отношение к коллекции?..
– Хотите, я ему позвоню?.. Я могу ему позвонить прямо сейчас…
– А зачем нам булочник?.. Булочник нам не нужен. Нет, давайте пока булочнику звонить не будем…
Однако вечером того же дня к нам в отель пришел человек, который представился Хуаном-булочником. Пришел познакомиться. Ну что ж – познакомились…
В конце концов выяснилось, что Хуан-булочник имеет прямое и непосредственное отношению к музею Джульсруда, являясь членом его патронажного совета. Более того, у Хуана имеется своя собственная домашняя коллекция древних предметов, и он предлагал с ней ознакомиться.
В Мексике, пожалуй, как и в любом другом очаге древнейших культур – старинные артефакты находятся буквально под ногами. В ходе вспашки земли, в процессе строительства домов люди постоянно обнаруживают древние предметы. И, естественно, далеко не все из подобных находок относится в государственные и муниципальные музеи. Значительная доля древних находок так и остается вне государственной системы археологии, концентрируясь в итоге в частных коллекциях.
Зная об этом, мы в ходе двух предыдущих поездок всевозможными способами старались выйти на таких частных коллекционеров, но все было безуспешно. Мы искали контактов с ними, а тут контакт сам пришел к нам!..
Не хотели бы мы осмотреть его коллекцию?.. Да! Конечно, хотели бы!.. И еще как!..
Понятно, что бессмысленно было бы ожидать увидеть что-то типа кусков камня с пропилами или следами других инструментов (что составляет одно из приоритетных направлений наших поисков). В частных коллекциях хранят не бесформенные куски камня, а статуэтки или другие аналогичные изделия. Большую же часть составляет, как правило, различная керамика.
Но в том-то все и дело, что практически вся история Мезоамерики написана (американцами) и базируется преимущественно на сравнительном анализе именно керамики!.. И найти тут “несостыковки” не только возможно, но и крайне заманчиво. Посему предложение Хуана было с готовностью воспринято, и по окончании “конференции” в музее Джульсруда вечером мы двинулись в гости…
Хуан действительно оказался самым настоящим булочником – он владел весьма немалого размера пекарней. А при пекарне имелся и магазин, который украшала статуя девы Марии с батоном хлеба в руке…
Еще по ходу дружеских посиделок (без которых, понятное дело, было не обойтись) Хуан начал приносить некоторые предметы из своей коллекции, которая как и пекарня с магазином досталась ему по наследству.
Казалось бы, частная коллекция – она и есть частная коллекция… Но когда мы увидели ряды ящиков, в которые были уложены древние предметы, стало ясно, что за один вечер мы никак не управимся, и придется вновь корректировать планы с тем, чтобы посвятить осмотру коллекции Хуана отдельный день (что и было сделано, вновь добавив хлопот принимающей турфирме).
Значительную часть семейной коллекции Хуана составляют предметы хорошо известной историкам местной культуры чипикуаро (полихромная керамика преимущественно красного цвета).
Но есть тут немало предметов, относящихся явно к совершенно иной культуре, и имеющих очевидное сходство с предметами из коллекции Джульсруда.
Но более всего нас поразила статуэтка “штангиста”, как мы ее условно назвали. Хотя “штанга”, пожалуй, больше напоминает ось с двумя колесами. И это в очередной раз вызывает вопрос в справедливости тезиса о том, что индейцы Мезоамерики не знали колеса…
Не было ни гроша, да вдруг алтын…
Второй коллекционер также сам вышел на нас. Им оказался владелец фирмы, которая обеспечивала нас на всем маршруте транспортом, со вполне русским именем Владимир. Буквально за 15 минут до момента, когда мы должны были выехать в аэропорт, чтобы возвращаться в Москву, он принес нам в отель свою коллекцию, которая была куда скромнее коллекции Хуана и вполне умещалась в одной небольшой коробке.
Коллекция Владимира состояла из предметов, найденных в окрестностях Теотиуакана при строительстве домов. И статуэтки по всему своему стилю вполне соответствовали культуре Теотиуакана.
От статуэток резко отличалась керамическая композиция, найденная примерно в 20 км от пирамид Теотиауакана и изображавшая индейца верхом на птице (утка или гусь?), которая сама располагалась на спине… быка! Но ведь быки появились в Мезоамерике только после прихода испанцев. Тогда откуда возник такой сюжет в голове у древнего мастера?!.
Обращает на себя внимание явно специально выделенная деталь – характерная кожистая складка на шее быка. (А. Скляров)
Пирамида Аменемхета II: пропасть между технологиями
К востоку от Ломаной пирамиды располагается пирамида Аменемхета III, фараона XII династии. Вместо усовершенствования строительных технологий, которое следовало бы ожидать за прошедшие между IV и XII три четверти тысячи лет, тут прослеживается их полная деградация – пирамида выстроена из необожженных кирпичей (адобов). И вполне логичный результат – ныне пирамида представляет из себя бесформенную кучу…
Пирамида Аменемхета III в Дашуре.
Еще более плачевное состояние у пирамиды другого фараона XII династии – Аменемхета II. Это столь невзрачная кучка мелкой щебенки, что отличить ее взглядом от окружающих невысоких холмов очень сложно. Простой турист пройдет мимо и не заметит никакой пирамиды. Впрочем, обычные туристы в этот район Дашура и не заглядывают, поскольку смотреть тут вроде и не на что – из-под груды щебенки выглядывают только блоки перекрытия разгрузочных камер.
Блоки перекрытия в пирамиде Аменемхета II.
Однако у тех, кто достаточно худой, чтобы протиснуться в узкие щели между блоками, есть возможность проникнуть через грабительский лаз во внутренние камеры, которые совершенно неожиданно поражают качеством своего исполнения. Как выразился один из участников экспедиции Лаборатории Альтернативной Истории 2011 года, Игорь Алексеев: «Полное ощущение современного евроремонта».
Но при евроремонте ровность стен достигается за счет нанесения штукатурки, а здесь никакой штукатурки нет – стены и потолок образуют идеально отшлифованные блоки известняка. Для современных мастеров с самыми совершенными инструментами добиться подобного – почти нереализуемая задача!..
Внутренняя камера пирамиды Аменемхета II.
Громадная пропасть между технологиями, использованными при создании внутренней камеры и самой пирамиды, позволяет выдвинуть версию, что Аменемхет II возводил свою пирамиду из щебенки над каким-то более древним подземным бункером, построенным древней цивилизацией богов. Впрочем, вариант аналогичной «достройки» бункера до пирамиды встречается в Египте, как оказывается, довольно часто.
Но и тем, кому конституция собственного тела не позволяет воспользоваться грабительским лазом, тут есть все-таки на что взглянуть. Рядом с пирамидой, прямо на песке, валяются брошенные археологами остатки кварцитового саркофага, мастерство исполнения которого способно вызвать зависть у современных мастеров. А наличие великолепно обработанных углов с тремя плоскостями заставляет специалистов лишь пожимать плечами – они не представляют, как и чем это могло быть сделано. Ясно лишь, что не примитивными инструментами.
Остатки кварцитового саркофага.
Анализ образцов этого саркофага под электронным микроскопом подтвердил эти выводы. Во-первых, не обнаружено никаких признаков меди и олова, а следовательно, ни медные, ни бронзовые инструменты при его изготовлении не использовались (а других у египтян и не было). И во-вторых, кристаллы кварца не выбиты с обработанной поверхности, а сколоты, что явно указывает не на ручную обработку, а на механическую с высокой скоростью движения обрабатывающего инструмента. Это – признаки высоких технологий, которых не было у египтян. Однако такими технологиями обладали их предшественники – представители цивилизации богов. А Аменемхет II лишь использовал предмет, оставшийся с тех далеких времен…
В Дашуре имеется еще пирамида Сенусерта III, фараона XII династии. Однако она находится в закрытой зоне на территории какой-то военизированной части, и подобраться к ней поближе нет никакой возможности. Издалека же она выглядит всего лишь простой грудой щебенки… (А. Скляров)
Свежие комментарии