На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Ядерная энергия превратилась в новое геополитическое поле битвы между Россией и Китаем В то время как Запад добился ...Российское тактич...
  • Юрий Ильинов
    Пишите, Мишустину, Путину. Удачи!Нормальная ситуац...
  • Ирина Чернова
    Когда уже экзоскелет для инвалидов станет доступным? 🍒Нормальная ситуац...

Дело об "урановых хвостах". Россия и ядерные отходы

Евгений Федоров

 

Дело об "урановых хвостах". Россия и ядерные отходы

 
 

Вездесущие экологи


Надо отдать должное современным экологам: они по-настоящему научились управлять чуть ли не всем миром. Драконовские экологические нормы из серии ЕВРО привели к тому, что в современном автомобиле система очистки выхлопных газов стала сложнее самого двигателя внутреннего сгорания. 



В США дела состоят ненамного лучше. Вспомните скандал с подтасовкой параметров выхлопа дизельных моторов концерна Volkswagen, который стал причиной многомиллиардных убытков немецкой компании. Это привело к тому, что немцы вообще решили в ближайшем будущем отказаться от двигателей на углеводородах, постепенно переводя всю модельную гамму на электричество. При этом многие забывают, в том числе и экологи, что на производство электроэнергии потребуются новые и новые тепловые электростанции, а также энергозатратная добыча лития. Одних только ветряков, ставших уже символом «чистой» Европы, не хватит, даже если ими уставить все поля и побережья. В России ситуация пока более адекватная, но и тут регулярно возникают экологические истерики. Одной из них стала новость о ввозе в Россию гексафторида урана или, как его еще называют, «урановых хвостов», для переработки на отечественных мощностях. Главным виновником назвали компанию Urenco Deutschland GmbH, занимающуюся обогащением топлива для атомных электростанций. Здесь вообще стоит возмутиться – в Германии есть технологии и производственная база для обогащения урана. 



Пусть центрифуги и рассчитаны исключительно на мирное использование и предприятия регулярно посещают различные контрольные комиссии, призванные не допускать противозаконного. Но сколько месяцев понадобится немецким специалистам, чтобы в «пожарном» случае перестроить цикл обогащения на военные нужды? Однако мы немного отвлеклись от главной темы. Итак, отвальный гексафторид урана является конечным продуктом ядерного топливного цикла, от которого как-то необходимо избавляться. Но он содержит остаточные количества урана-235 (до 0,7%) – его можно выделить, получить оксид и отправить обратно в атомные реакторы. Либо обогатить «урановые хвосты» до содержания урана-235 порядка 5%, что позволит отходы применять как топливо на АЭС. Собственно, этим и собираются заниматься в России по европейскому заказу. Почему именно у нас? Конечно, это дешевле, а также позволяет избежать нападок местных экзальтированных экологов типа Greenpeace. Кроме этого, технологии центрифугирования ураносодержащих веществ у нас в России пока самые передовые в мире. В общей сложности до 2022 года немцы собираются ввести в страну порядка 12 тыс. тонн отвальных хвостов, которые будут перерабатываться преимущественно на Уральском электрохимическом комбинате.


Уральский электрохимический комбинат

Кроме этого, в операции будут задействованы ФГУП "Сибирский химический комбинат" (Томск), ФГУП "Ангарский электролизный химический комбинат" (Ангарск) или ФГУП "ПО "Электрохимический завод" (Зеленогорск). Важно знать, что после того на Урале и в Сибири разберутся с гексафторидом урана и его примесями, обогащенное топливо вернут в контейнерах обратно в Германию для использования на АЭС (если они в Европе к тому времени вообще останутся). 10% полученных «урановых хвостов» продадут обратно в Германию, а оставшиеся 90% «выхолощенных» отходов оставят в России. Все планируется сделать в соответствии с законом «Об охране окружающей среды», прямо запрещающим бессрочное захоронение ядерных отходов на территории России. Неужели все так хорошо и безопасно? Конечно, риски существуют, но далеко не радиоактивного характера.

Гексафторид урана – штука крайне неприятная. Это сильный яд, который в случае возгорания даже потушить водой не получится – он с H20 в реакцию вступает. Поэтому опасность все-таки есть, но она носит чисто технический характер, так как не предполагает даже намека на масштабное радиоактивное загрязнение в случае аварии. Тем более что в Росатоме умеют обращаться с «урановыми хвостами» — у нас их накопилось немало (говорят, более 1 млн тонн) еще с советских времени, и «запас» постоянно пополняется. Пока мы их просто храним, попутно разрабатывая технологии использования в низкообогащенном виде в качестве топлива в реакторах на быстрых нейтронах. Есть даже технологии полной переработки в менее опасные тетрафторид урана и закись-окись урана, но их производительность оставляет желать лучшего. Кстати, Росатом и немецкая Urenco не первый раз сотрудничают по этому вопросу – аналогичными совместными проектами в России были заняты в 90-х и начале 2000-х годов.



По заверениям организации Greenpeace, на Урал из немецкого Гронау с мая текущего года пришло не менее шести железнодорожных составов с «урановыми хвостами» для переработки. О том, что по Транссибирской железнодорожной магистрали ежедневно курсируют составы с еще более опасным химическими веществами, экологи молчат. Конечно, ведь же здесь не найти радиоактивного хайпа.

Что делать с отходами?


Тем не менее, дело о «урановых хвостах» затронуло серьезную проблему утилизации отработанного топлива с АЭС. А в России, ядерной державе, это еще накладывается на вопрос об использованном топливе атомных реакторов подводных лодок. В нашей стране, кстати, с этим ситуация сложилась еще более или менее: мы не только просто «закапываем» радиоактивные отходы, но вторично перерабатываем в топливо. Например, на предприятии «Маяк» в Челябинской области из высокоактивных отходов научились извлекать 97% изотопов урана, который в дальнейшем идёт обратно в реакторы. С низкообогащенными отходами, из которых или невозможно, или экономически невыгодно извлекать уран, также в Росатоме умеют обращаться. Такие вещества сжигаются, дымы фильтруются, сажа и несгоревший остаток прессуются в бочках, заливаются цементов и захораниваются на полигонах.


Реакторные отсеки отечественных субмарин на долгосрочном хранении в Сайда Губе в Мурманской области


Отходы, способные в ходе распада излучать тепло, раньше хранили фактически в водной толще. Таким является центр кондиционирования и хранения радиоактивных отходов в губе Андреева на берегу Баренцева моря. Примерное по такой схеме организуется утилизация и хранение реакторных отсеков отечественных атомных подлодок. Сейчас их скопилось более 180. Большую часть из них можно встретить на Сайда Губе в Кольском заливе, берег которой уставлен законсервированными частями подводных лодок. Однако самые опасные высокоактивные отходы требуют гораздо более серьезных мер изоляции от человека и живой природы. В идеале такие вещества следует пустить на несколько сот метров в гранитную толщу какого-нибудь горного массива. Но возникает проблема теплообмена: отсутствие водяного охлаждения приведет к перегреву и разрушению саркофага, рассчитанного на тысячи лет хранения. На горно-химическом комбинате под Красноярском в хранилище ядерных отходов эта проблема частично решена пассивным воздушным охлаждением, но до идеала еще далеко.

Дело об "урановых хвостах". Россия и ядерные отходы



Примеры хранения ядерных отходов в России и Казахстане

Не стоит считать, что хранение отработанного ядерного топлива – это прерогатива исключительно России. Мы не превращаемся в мировую ядерную свалку, как любят говорить некоторые эксперты. У нас это, напомню, вообще законодательно запрещено. При этом многие страны с обширным слабозаселенными территориями готовы зарабатывать на необременительном хранении даже высокоактивных отходов АЭС. Так, в Финляндии в местечке Онкала с 2015 года строится в гранитной скале вместительное хранилище, рассчитанное на изоляцию радиоактивных веществ в течение 100 тыс. лет. Позже примеру соседей планируют последовать шведы и даже американцы, если договорятся с общественностью относительно атомного репозитория Юкка-Маунтин в пустыне Невады. Впрочем, такого длительного хранения отходов может вообще не последовать – в ведущих ядерных державах вовсю ведутся работы по новым технологиям полной переработки отходов атомных реакторов.
 
 

Вывезти из Турции ядерное оружие. В США прорабатывают план

 
 
По данным издания «Нью-Йорк Таймс», на прошлой неделе Госдеп США совместно с Министерством энергетики и военными начал проработку плана эвакуации ядерных боезарядов с территории Турции.




Сложившаяся ситуация не имеет простого решения. Вывод ядерного оружия на фоне нарастающих военно-политических разногласий станет демонстративным жестом утраты доверия к союзнику. Следствием такого решения станет обрыв всех каналов военного сотрудничества между США и Турцией, что приведет к закрытию авиабазы «Инджирлик».

По мнению авторов «Нью-Йорк Таймс», недальновидная политика США привела к ситуации, когда любое из принятых решений приводит к фиаско. В одном случае — потеря непростого, но полезного союзника. В противном случае — угроза утраты контроля над ядерным арсеналом «Инджирлика».

Каждый недружественный или вызывающий жест от руководства страны, согласившейся разместить у себя ЯО, воспринимается американцами как угроза и становится поводом для оценки риска размещения ЯО на этой территории. Размещение такого оружия требует 100% лояльности сателлита.

«Мы храним ядерные заряды в стране, армия которой едва не стреляет из пушек в американских солдат», —
пишет «Нью-Йорк Таймс».


50 термоядерных бомб B-61 оказались заперты в хранилищах авиабазы всего в 400 км от турецко-сирийской границы.

Ядерное оружие в заложниках у Эрдогана


Турция — явно не та страна, которая бы считала размещенное на её территории иностранное ЯО только источником экологической угрозы. Наоборот, она проявляет к оружию определенный интерес. Выступая в сентябре, Реджеп Эрдоган заявил о неприемлемости ситуации, при которой его страна не имеет собственных ядерных сил. По словам Эрдогана, «ими обладают все развитые государства мира».

Заявление является прямым нарушением обещаний, данных турецкой стороной перед международным сообществом. Турция — одна из 190 государств, присоединившихся к Договору о нераспространении ядерного оружия. Де-факто подпись означает добровольный отказ страны-подписанта от попыток по созданию ЯО и признания исключительного права «пяти великих держав» на обладание ядерным оружием.

Именно поэтому из всех «развитых государств мира» практически никто не имеет собственного ЯО.

Конечно, любые заявления Эрдогана необходимо пропускать сквозь фильтр дешевого популизма. Но, как уже отмечалось выше, в контексте проблемы ядерного оружия подобные «шутки» считаются неприемлемыми. С точки зрения США это реальная угроза и повод эвакуировать арсенал.

Создавшаяся напряженность вокруг подземных арсеналов а/б «Инджирлик» происходит на фоне 60-летней годовщины развертывания ядерных средств на территории Турции. Но теперь не время для парадов. Отказ от дальнейшего размещения и вывод ЯО можно считать решенным вопросом. Это требовалось сделать давно ввиду многих обстоятельств. План эвакуации подготовлен и будет приведен в исполнение при первой же возможности.

Судьба самого «Инджирлика» до конца неясна. В ближайшей перспективе база может быть передана турецким ВВС, а дислоцируемые здесь подразделения ВВС США переведены в другое место. Среди вероятных претендентов — греческая авиабаза «Соуда-Бей» на острове Крит.


С другой стороны, «Инджирлик» знал кризисы и посерьезнее. В середине 1970-х США уже вводили военное эмбарго в отношении Турции из-за вторжения турецких сил на северный Кипр. Всерьез поднимался вопрос об исключении Турции из НАТО и закрытии американских баз на её территории. Но прошло 45 лет, а всё на своих местах.

«Инджирлик» — опорная авиабаза НАТО в Малой Азии и самая восточная из авиабаз, используемых США в Европе


Была основана в 1955 году. Ввиду удачного расположения вблизи черноморских границ СССР, а также непосредственной близости от Сирии, Ирака и всей зоны арабо-израильского конфликта база «Инджирлик» превратилась в зловещий символ холодной войны. Отсюда вылетали на разведку знаменитые U-2. Отсюда отправился в свой последний разведывательный полет Г. Пауэрс. Силами этой базы обеспечивался весь северный сектор военных операций против Ирака.

В последние десятилетия «Инджирлик» (тур. «Инжирная роща») превратился в логистический центр снабжения террористических группировок на Ближнем Востоке. Любые призывы турецкой общественности о необходимости «прозрачности» и установления контроля над работой «Инджирлика» традиционно игнорируются американской стороной. Именно с «Инджирлика» действовала авиация мятежников во время попытки военного переворота в Турции (2016 г.).

Статус базы позволяет её совместное использование ВВС Турции и ВВС стран НАТО. О деталях «сотрудничества» будет рассказано чуть ниже. Любопытно, что ПВО авиабазы обеспечивает испанская бригада, оснащенная ЗРК «Пэтриот».

О деструктивном влиянии этого места, ставшего «центром поддержки сил, пытающихся расколоть Турцию», было впервые громко заявлено в начале 1990-х гг. Генерал Эшреф Битлис, прямо обвинивший США в снабжении оружием курдских формирований через «Инджирлик», спустя короткое время погиб в странной авиакатастрофе.

Наряду с авиабазой «Авиано» в итальянских Альпах, базами «Волкель» в Нидерландах и «Лейкенхит» в Великобритании «Инджирлик» является одним из главных мест размещения ядерного арсенала США в Европе.

На турецкой авиабазе возведено 21 арочное железобетонное укрытие для авиатехники с камерой-хранения для термоядерных бомб


Данное фортификационное сооружение носит обозначение WS-3 (Weapons Storage and Security System). Технически оно представляет «каменный колодец», ведущий в охраняемое подземное помещение, имеющее все необходимые средства для мониторинга за состоянием оружия и обеспечения его безопасности.

По понятным причинам, схема WS-3 и какие-либо подробности, касающиеся схемы хранилища, его глубины и принятых мер безопасности, в открытом доступе отсутствуют. Попадаются лишь изображения арочных укрытий, с отчетливо различимыми прорезями в бетонном настиле.


Арочное укрытие с подземным хранилищем ЯО на а/б «Волкель»


Также опубликованы снимки внутренних помещений WS-3, прошедшие официальную цензуру, на которых толком ничего не разглядеть нельзя. Все, что можно сказать по этим фото: сооружение достаточно просторно для нахождения внутри группы из нескольких военных и беспрепятственного доступа к любой части оружия. Термоядерная бомба B61-12 подвешена на балочном держателе, и именно в таком виде подается подъемником на поверхность.

Смысл сооружения WS-3 заключается в размещении ЯО непосредственно на стоянке авиатехники (вернее, под ней). Тем самым:

а) сокращается время подготовки к вылету:
б) исключаются опасности, связанные с транспортировкой спецбоеприпасов по территории авиабазы, особенно при повышенном уровне военной или террористической угрозы. Одновременно, обеспечивается скрытность подготовки к боевому вылету с применением ЯО.

В противном случае любое перемещение ЯО по территории базы — протокольная операция, требующая привлечения полусотни единиц личного состава и кортежей из десятка транспортных средств.

Вывезти из Турции ядерное оружие. В США прорабатывают план

«Ядерные учения» на турецкой авиабазе, 2009 г.


Укрытия WS-3 размещены в т.н. натовском секторе «Инджирлика» (де-факто американском), куда туркам доступ воспрещен. Эта зона расположена в самом центре, непосредственно вблизи летного поля и отгорожена от «союзничков» двойным забором (и наверняка заминированной полосой со схемой расстановки мин дабл-Z).

Остается лишь пожелать, что вся эта фортификация в скором времени утратит всякий смысл. Ядерное оружие отправится подальше, за океан, домой. На заброшенном аэродроме «Инджирлик» будут гулять ветер и копошиться жители местных поселков, разбирая электрощиты и балочные держатели бомб на металлолом.





На спутниковых снимках, датированных мартом 2019 г., на авиабазе «Инджирлик» проходят учения по транспортировке и погрузке ядерного оружия на транспортный С-17. На рулежных дорожках, ведущих к хранилищу WS3, заметно большое число автотранспорта и броневиков. Возле транспортного самолета замечен 18-метровый «ядерный» трейлер, обычно припаркованный возле здания технической службы 39-го авиакрыла (отвечающего за сохранность ЯО на базе «Инджирлик») в левой части карты.

Картина дня

наверх