I.Чайная Церемония
Культура употребления чая в Китае насчитывает очень много веков.Испокон веков отношение к чаю в Поднебесной было немного иным, чем сейчас об этом думает западный мир.Речь идет о восприятии чая, как инструмента изменения состояния ума, сюда же можно добавить и тот факт, что чай в Китае считается вовсе не напитком, а едой, поэтому его употребление связано с внимательным приготовлением всего необходимого для проведения церемонии инвентаря: чайной доски, гайваня, чахая, разумеется чашек, специально подобранного под сорт чая чайника, и, собственно, самого чая.
Чайная церемония проходит чинно: без паники, истерики и никогда не заваривают чай на скорую руку, но по большей части именно варят тогда, когда для этого есть время. Собственно, заварить и сварить — два совершенных разных способа приготовления напитка: заварить методом пролива означает постепенно все больше раскрывать вкус напитка с каждым новым омовением чая кипятком, а вот варка чая, непосредственно, имеет несколько стадий, которые образно названы:
-
рыбьи глаза — пузырьки кислорода, поднимающиеся со дна чайника, где варят воду;
-
хвост дракона — восходящие к поверхности закипающей в чайнике воды пузырьки, уже образовавшие своеобразную гирлянду;
-
возвращение забранной у чая молодости — на определенном моменте закипания в чайнике воды, оттуда забирают немного и пока вода в чайнике кипит, «забранная нами молодость» постепенно остывает и возвращается обратно в чайник после собственно добавления в него чая и раскрытия его в процессе варки и, собственно уже в доведенную до кипения воду, нужно бросать сам чай.
Тут стоит добавить один важный аспект по поводу чая: в Китае к хорошему чаю относятся также, как в Европе к хорошему вину, и стоить он при этом будет также, никто в Китае не откажется при виде большой ценника за чай от его покупки, ибо это — нормально.
II. Медитация и Чайная церемония
В статье «Условия успешной и глубокой цигун-медитации» я упомянул о том, что чайные традции в Поднебесной довольно древние и не случайно к чаю относятся так внимательно в основном по двум причинам. В Поднебесной бытует мнение, что чай вознаграждает за внимательное к себе отношение в процессе проведения чайной церемонии и его употребления; вторая же причина, прежде первой, и открывает смысл и актуальность второй причины: монах Дамо (он же Бодхидхарма), совершая свое путешествие из Индии в Китай, побывав с визитом в одном из монастырей Тибета, и увидев, как монахи засыпают в медитации, предложил последним начать варить чай. С тех самых пор в Китае, говоря о чае, всегда держат в уме ту мысль, что он может изменять состояния ума и тонизировать тело человека. Отсюда, собственно и проистекает уважение и особое внимание к чаю со стороны китайцев. Также сюда следует добавить то обстоятельство, что в древности при дворе императора в Китае, были специальные люди, которые могли определить по вкусу воды, в какой местности была взята последняя, и, если посланный за нею человек был в этом не достаточно компетентен, то все могло обернуться для него плохо, ведь чай подносился, прежде всех остальных во дворце, именно Императору!
Поскольку чай именно варится, то вполне очевидно, что вода должна быть горячей. В первом абзаце я упомянул о том, что чай считается едой. Это проистекает из того обстоятельства, что чай сам по себе очень сильно тонизирует организм, а горячая вода, доведенная до состояния кипения, очень хорошо гасит чувство голода, если много ее употреблять, и благотворно сказывается на пищеварении.
Раскрывая именно медитативный аспект употребления чая во время Практики, надо сказать и о том, что перед тем, как сделать глоток этого бодрящего и тонизирующего напитка, надо для начала наполнить воздухом живот и грудь, отхлебнуть чая и выдохнуть через нос воздух из легких, одновременно, проглотив чай. Так, собственно и практикуется чайная медитация. При этом следует внимательно наблюдать за тем, как по телу распространяется не только сам чай, но и тепло от воды, входящей в его состав; в процессе нужно наблюдать за всеми этими ощущениями: вкуса чая, тепла воды, как все это растворяется в твоем организме. Очень правильно использовать при этом соответствующую музыку для расслабления, принять правильную асану и читать мантры на очищение ума от мыслей.
Так же очень важно иметь ввиду ряд критериев успешной практики медитации:
-
искоренение эгоизма
-
устранение кучи ненужных мыслей из головы
-
расслабление во время медитации — основа основ
-
укрепление практикой тела, ума и духа
III. Время и Состояние Ума
Вначале своей практики люди, как правило, стремятся наработать опыт, силу намерения, силу привычки, уже в процессе возникает желание изменить образ жизни и свой характер. Но математика — наш враг; здесь в практике 2+2 не равно 4. Это значит, что 2 захода по 2 часа в медитации не эквивалентны одному заходу длительностью в 4 часа, но при этом 2 захода — уже не 1 заход, поэтому смысл в этом есть, но его гораздо больше в цельном 4-ех часовом занятии, отсюда возникает необходимость всяких длительных групповых занятий вместе с мастером, или ретритов. Длительностью примерно в неделю, поэтому отсюда возникает уже проблема — противостояние времени и финансовых средств.
Ясен пень, что недельный Ретрит мало стоить не может, поэтому собственно и собирается группа, чтобы раскинуть стоимость ретрита на нескольких человек. Ретрит — это занятие общей длительностью в неделю и продолжительностью занятий в течении 1 дня на протяжении минимум 8 часов. Это все для того, чтоб, как можно более серьезно углубить и расширить понимание Практики практикующими, и увеличить запасы их и своей Ци.
Но после таких длительных практик сразу же получается некоторый диссонанс: практика за городом в тишине леса - одно, а вот суровые трудовые будни — совсем другое, поэтому почти всегда когда выходишь из такого состояния хочется все бросить и найти другую работу. Это глупо. Дело не в работе,а в том, что после ретрита — состояние, когда ничего уже не нужно, кроме чашки риса, пещеры где-нибудь в Гималаях и уединенной медитации — совершенно нормальное явление и, чтобы это пережить не сойдя с ума, нужно перейти следующий уровень. Это значит сделать Практику Медитации своим спутником по жизни, частью своего собственного образа жизни, а потом — и инструментом постоянного управления своим умом и превращения его в Сознание через повышение Осознанности. Повышение Осознанности осуществляется через систематическую регулярную практику медитации и недопущении умом праздных мыслей, ведущих к растрате времени и сил.
По достижении этого уровня: когда Осознанность станет постепенно входить в Жизнь Практика, а ум станет, наконец, Осознающим свои действия и мысли, шкала прежних ценностей постепенно начнет меняться: завеса майи, наконец, станет постепенно спадать и мир предстанет в совсем ином свете. Пересмотру подвергнется все: в основном отношения с людьми, особенно отношения с родственниками, и будет пересмотрен пройденный Путь до сего момента. Будут вспыхивать то тут, то там на ровном месте конфликтные ситуации, все качества, которые носит Практик сразу же усилятся, будет казаться, что ты попал в воронку хаоса и никто не будет знать, что делать. Твои проблемы останутся твоими до конца.
И тут, наконец, практик должен осознать свой Путь, свою миссию, способ повышения Осознанности (это — архиважно!), а также то, что нужно больше заниматься. Наэтом уровне будет критично одно: управление своим умом и разрушение иллюзий. Здесь будет важна постоянная практика и умение легко входить в состояние медитации и расслабляться. Важно помнить, медитация — прежде всего, состояние ума.
Свежие комментарии