На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 024 подписчика

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Давайте оставим вопросы о принятие решений военным. Мы их планы не знаем, а надо взять еще Одессу, Николаев, сухопутн...В победе на войне...
  • Юрий Ильинов
    Израильский путь Несколько иным, более рациональным и бюджетным, способом проблему борьбы с вражеской системой ПВО р...Куда полетит «Оре...
  • Юрий Ильинов
    Три шага для нейтрализации вражеской системы ПВО на Украине Достижение ВКС РФ стратегического господства в небе над ...Куда полетит «Оре...

Как евреи придумали монотеизм и сделали Яхве единственным богом

Трикстер: Научно о религии

 

Как евреи придумали монотеизм и сделали Яхве единственным богом
Иудеи, христиане и мусульмане верят в единого Бога, который создал мир. Но если он единственный, то зачем ему имя? В иудаизме есть запрет на произнесение имени Бога, поэтому иудеи используют эвфемизмы по типу "Б-г". Запрет связан с утратой правильного произношения имени Бога. Известно только то, что имя Бога записано в Библии как четырехбуквенное слово YHWH (Яхве). Это сочетание букв именуют тетраграмматоном. Наличие у Бога имени говорит о том, что история возникновения еврейского монотеизма (единобожия) гораздо сложнее, чем говорят об сами верующие евреи.

Евреи-многобожники

Археологические исследования древнего Израиля и анализ библейских текстов показывает, что древние евреи изначально верили во множество богов, а не в единого Бога.

Монотеизм же возник довольно поздно в еврейском обществе, далеко не в 13 веке до н.э., когда Моисей якобы получил заповеди от Бога.

Моисей с 10 заповедями
Моисей с 10 заповедями
Как евреи придумали монотеизм и сделали Яхве единственным богом
Библеисты считают, что текст Библии окончательно сформировался после Вавилонского пленения евреев 587 года до н.э. Древнееврейская традиция претерпевала изменения под влиянием древнеперсидской и древнегреческой мифологии.

Само наименование государства "Израиль" отсылает к политеистической традиции евреев. Термин "Израиль" – это теофорное название, то есть оно содержит в себе имя бога "Эля". Бог Эль был верховным божеством западных семитов, к которым принадлежали евреи. Первое упоминание "Израиля" относится к 1200 году до н.э.

То есть до Яхве евреи поклонялись Элю как верховному божеству. Эль был также верховным богом ханаанского пантеона и всего Леванта (Сирия, Палестина, Израиль, Ливан).

Бог Эль. 14-13 век до н.э.
Бог Эль. 14-13 век до н.э.

Вероятно, что в Библии именно Эль является тем божеством, который явился Аврааму, Исааку и Иакову под именем Эль-Шаддай (Бог Всемогущий).

Яхве – пустынный бог

Бог Яхве перекочевал к евреям от неизвестного нам южно-левантского или аравийского племени. В самой Библии есть много отсылок на южное происхождение Яхве:

Когда вышел Ты, Господи, из Сеира , когда выступил Ты из земли Эдома... (Книга Судей 5:4)
Бог пришел из Темана, Святой – от горы Паран. (Аввакум 3:3)

Сеир, Эдом (Идумея), Теман – все три области находятся южнее Израиля.

Зеленый – Северное Израильское царств...
Зеленый – Северное Израильское царство, фиолетовый – Иудейское царство, красная обводка – Эдом

Яхве обычно появляется на вершинах гор, окутанных тучами и громом. Вероятно, что изначально Яхве был богом бурь и плодородия для пустынных племен.

В поддержку этой гипотезы свидетельствуют древнеегипетские стелы 14-13 века до н.э., на них упоминается народ "шасу из яхв", где Яхв является топонимом. Шасу был народом из северной Аравии и Эдома. На данный момент эта версия является самой правдоподобной. Яхве был южно-левантским божеством, который со временем стал центральным у древних евреев.

К началу первого тысячелетия до н.э. Яхве поклонялись в Северном Израильском царстве и Иудее. Его имя впервые появилось на стеле Меши 9 века до н.э. Меша – это моавитский царь, который хвастался, что победил царя Израиля и захватил сосуды Яхве:

Я взял оттуда сосуды Яхве и вытащил их перед лицом Камоша.

Стела Меша. Камош – западносемитский бог
Стела Меша. Камош – западносемитский бог

Во времена Первого Иерусалимского храма (10-6 век до н.э.) еврейский иудаизм существовал в форме яхвизма. Был центральный бог Яхве, но евреи не переставали верить в других богов.

Пророк Иеремия критикует Иудею за многочисленных богов, которых столько же, сколько улиц в городе:

У тебя, Иудея, столько богов, сколько городов, и сколько улиц в Иерусалиме... (Иеремия 11:13)

Многобожие израильтян подтверждают внебиблейские источники. Надписи ассирийского царя Саргона II, рассказывающие о завоевании Северного Израиля в 8 веке до н.э., говорят о статуях, которым поклонялись израильтяне.

Саргон II
Саргон II

Также у Яхве была жена Ашера, о чем свидетельствуют надписи 8 века до н.э. в Кунтилет Аджруд (восток Синайского полуострова). Только с 7 века до н.э. во время царя Иосии происходит централизация культа Яхве в Первом Иерусалимском храме.

В израильских землях изображение Яхве могло быть в виде тельца, солярного божества или сидящего бога по типу фигурок бога Эля.

Монета с возможным изображением Яхве
Монета с возможным изображением Яхве

Яхве как главный бог евреев

Исследователи считают, что Яхве стал главным еврейским богом только после завоевания Северного Израильского царства Саргоном II в 722 году до н.э. Отвержение остальных богов могло произойти с целью централизации и усиления власти.

После завоевания Северного Израиля в Иудею хлынул огромный поток беженцев. Царям было необходимо снять религиозные противоречия для ассимиляция прибывших групп. Монотеизм стал ответом на беспомощность северо-израильских богов против Новоассирийского царства. Теперь главным храмом был признан Первый Иерусалимский храм с Яхве во главе. Все остальные культы маргинализировали.

Первый Иерусалимский храм, или Храм С...
Первый Иерусалимский храм, или Храм Соломона

Археологами была обнаружена надпись 6 века до н.э., высеченная в камне под памятником в Иудейской низменности "Хирбет Бет Лей". Она гласит:

Яхве есть Бог всей страны, горы Иудеи принадлежат ему, Богу Иерусалима.

Граффити Хирбет Бет Лей
Граффити Хирбет Бет Лей

Данная надпись подтверждает версию, что к 6 веку Яхве стал центральным божеством Иудеи.

Но это еще не означало, что он был единственным в представлении древних евреев. Яхве выступал как бог-покровитель Иудеи, о чем свидетельствует библейский текст:

Разве тебе не довольно владеть тем, что дал тебе твой бог Кемош? А мы будем владеть всем, что дал нам Господь, наш Бог. (Книга Судей 11:24)

Усиление Яхве

После разрушения Первого Иерусалимского храма в 586 году до н.э. и изгнания части евреев в Вавилон иудаизм сильно преобразился и впитал некоторые зороастрийские верования.

Вавилонское пленение евреев
Вавилонское пленение евреев

Оказалось, что Яхве не смог защитить Иерусалим от падения. Но вместо того, чтобы усомниться в своем боге и признать богов вавилонян, евреи решили, что Яхве покровительствует не только над ними, но и над всеми остальными народами, в том числе над вавилонянами, а разрушение страны стало наказанием евреев за многочисленные нарушения заповедей Яхве.

Древние евреи оказались настолько верными своему Богу, что выставили его не проигравшим, а победителем. Они возвысили его на новый онтологический и властный уровень. Именно он направил гнев на иудеев, использовав вавилонян. Эта идея прослеживается в Книге пророка Исаии, раннем библейском тексте, написанном после вавилонского пленения евреев.

Пророк Исаия
Пророк Исаия

Яхве для евреев перестал быть локальным богом. Теперь он универсальное божество, властвующее над всем творением. Иудейский универсализм привел к идее, что Бог Библии является богом не только евреев, но и всех людей вообще. Данная концепция в будущем отразилась в христианстве и исламе, сделав их крупнейшими религиями мира.
-
Уильям Сайдис: высокий IQ приводит к смерти
Уильям Сайдис: высокий IQ приводит к смерти
Название известной пьесы Александра Грибоедова «Горе от ума» как нельзя лучше подошло бы жизнеописанию Уильяма Сайдиса - человека с самым высоким IQ в мировой истории и абсолютно неудавшейся жизнью.

Папино воспитание

Уильям появился на свет в семье, в которой просто невозможно было быть заурядным. Этого не потерпел бы отец — психолог Борис Сидис.
Борис — уроженец украинского города Бердичева. На родине он и его семья страдали от еврейских погромов, поэтому в 1897 году молодой врач эмигрировал в Соединённые Штаты. Там его карьера пошла в гору. Борис Сидис являлся одним из крупнейших психологов и психиатров своего времени, был доктором наук в Гарварде, написал книгу «Психология внушения», до сих пор востребованную среди специалистов. А ещё он основал собственную школу психологии и разработал уникальные методы обучения, основанные на гипнозе, которые и опробовал на своём сыне Уильяме.
Мальчик родился через год после переезда семьи в Америку. Чтобы сыну уютней жилось на новой родине, родители изменили его фамилию, и мальчик стал Сайдисом. А ещё они решили обучить и воспитать его по отцовской методике — конечно же, из самых лучших побуждений. Борис Сидис считал, что мозг человека в период своего формирования способен без особого труда воспринимать и запоминать огромное количество информации, но с годами чудесная способность познавать новое быстро утрачивается. Поэтому обучение ребёнка следует начинать как можно раньше.
И вот младенцу Уильяму начали показывать цветные картинки, вести с ним долгие беседы и даже… разучивать алфавит. Как такое возможно? А очень просто: папа вводил малыша в гипнотический транс, что и помогало ему усваи», вать новую сложную информацию.
То ли методика оказалась эффективной, то ли сказалась хорошая генетика (мать Уильяма Сара Сидис была интеллектуалкой — она, в частности, окончила медицинский факультет Бостонского университета), а может, удачно сошлись оба фактора, но малыш полностью оправдал ожидания родителей. В полгода он произнёс первые два слова — «луна» и «дверь» вместо банальных «мама» и «папа». В семь месяцев он уже разговаривал и различал буквы. В полтора года мог прочесть и пересказать статью из деловой газеты «Нью-Йорк Таймс». В два с половиной бойко печатал на машинке на английском и французском. К четырём годам освоил несколько языков и читал Гомера в подлиннике, доказав тем самым, что он истинный сын своего отца, который тоже был полиглотом.
В возрасте шести лет Уильяма отдали в государственную школу в Бруклине. Её семилетнюю программу мальчик освоил за полгода и занялся более интересными вещами: разработал собственный искусственный язык на основе греческого и латыни и написал пять книг по вопросам лингвистики. Отец публиковал статьи об успехах сына в научных журналах. В 1911 году Борис Сидис выпустил книгу «Обыватель и гений», в которой на примере Уильяма доказывал преимущества домашнего обучения перед американской системой образования.

Гарвардский малыш

Окончив школу, Уильям Сайдис заочно сдал экзамены в Гарвардский университет, однако принят не был. Руководство объяснило, что в учебном заведении просто нет надлежащих условий для пребывания столь юного студента. Достаточно зрелым для обучения в Гарварде его сочли только в одиннадцать лет. Вундеркинд доказал, что достоин находиться в знаменитом университете, тут же выступив с лекцией о четырёхмерном пространстве в Гарвардском математическом клубе.
С момента досрочного окончания школы Уильям пользовался повышенным вниманием журналистов, новости о его очередных достижениях регулярно оказывались на первых полосах крупных газет. Одни предрекали ему блестящее будущее и пытались угадать, какие великие научные открытия совершит в будущем маленький гений. Другие спорили о том, чему он обязан своим удивительным интеллектом — природе или инновационному методу обучения. Третьи предсказывали скорое появление десятков вундеркиндов, воспитанных по системе Бориса Сидиса. Но были и те, кто опасался за душевное и физическое здоровье ребёнка, чей мозг с ранних лет подвергался огромным нагрузкам.

Уильям Джеймс Сидис
Уильям Джеймс Сидис

К сожалению, правы оказались последние. В 1910 году у двенадцатилетнего студента случился первый нервный срыв, из-за которого он вынужден был провести некоторое время в санатории. Вернулся оттуда уже не любознательный мальчишка, а замкнутый, мрачный и нелюдимый подросток. И это было только начало.
Настоящие проблемы начались, когда Уильям Сайдис получил диплом бакалавра искусств и вступил в самостоятельную жизнь.

Обратная сторона интеллекта

Отсутствие социальных навыков, принесённых в жертву интеллектуальному развитию, сказывалось на поведении Уильяма всё сильнее. Он отказался от любого общения с женщинами, очевидно, оберегая своё самолюбие от возможных ран. Однако судьба нанесла ему удар с неожиданной стороны: Сайдис потерпел поражение и на профессиональном поприще. Студенты университета Уильяма Марша Раиса в Хьюстоне, где он начал преподавать высшую математику, не желали принимать всерьёз профессора, который был моложе их. Непонимание переросло в конфликт, страсти накалялись, пока не дошло до рукоприкладства. Пострадавшей (побитой) стороной был, разумеется, Уильям. Обеспокоенные родители забрали семнадцатилетнего профессора домой.
Но жизнь в отчем доме ничего не изменила: юному гению по-прежнему было тяжело общаться с окружающими, что проявлялось в нервных срывах. Однажды, встретив на пороге журналистов, которые не теряли его из виду и описывали промахи с тем же упоением, как прежде — победы, он захлопнул перед ними дверь с криком: «Ненавижу вас!» Конечно, этот случай тоже стал достоянием общественности.
Уильям пытался участвовать в общественной жизни, открыто заявлял, что поддерживает социализм, выходил на демонстрации. Это закончилось арестом и судом в 1919 году. Правда, 18-месячное тюремное заключение для известного всей Америке юного гения заменили домашним арестом — помог авторитет отца, но с политикой Сайдис покончил навсегда.
Разочарованный и сломленный, он вскоре покинул родительский дом и затерялся в Нью-Йорке в прямом смысле слова: как только кто-то узнавал в скромном молодом бухгалтере «того самого вундеркинда», он тут же менял место работы и нанимался в другой офис под новой фамилией.

Пустоцвет от науки

В 1924 году один из особенно дотошных репортёров все же разыскал Уильяма в одной из контор на Уолл-стрит. Известие о том, что «вундеркинд 1909 года теперь работает оператором счётной машины за 23 доллара в неделю», перепечатали все центральные газеты. А «вундеркинд» сделал усилие и подтвердил свой высокий интеллект, скрывшись от газетчиков на десять с лишним лет. Он даже не явился на похороны отца в 1927 году.
Всё это время Уильям Сайдис вёл жизнь отшельника, о которой мечтал уже давно. Дружеских и любовных отношений он так и не завёл, их заменяли коллекционирование железнодорожных билетов, изучение быта одного из индейских племён, написание «в стол» научных работ по психологии и космологии. О них стало известно только после его смерти в возрасте 46 лет от кровоизлияния в мозг.
Чуда не случилось — труды Сайдиса представляли собой совокупность непроверенных фактов и оторванных от жизни рассуждений, не имеющих никакой научной ценности. Так неспособность к коммуникации и обратной связи хотя бы с коллегами-учёными сыграла с интеллектуалом злую шутку…
Газеты отреагировали на смерть «самого умного человека в мире» своеобразно: некрологи выходили подзаголовками «Взрыв мозга знаменитого вундеркинда» или «Уильямом Саидисом доказано — IQ выше 150 приводит к смерти».
-
Что за странный зверь? История единорога из немецкого музея
Что за странный зверь? История единорога из немецкого музея
В Музее естественной истории Магдебурга выставлен один очень необычный экспонат — «скелет настоящего единорога», обнаруженного в XVII веке неподалеку от города Кведлинбург в земле Саксония-Анхальт. В 1663 году в пещере неподалеку от немецкого города Кведлинбурга в Германии были обнаружены окаменелые останки странного существа. Новость о необычной находке быстро распространилась среди населения и вскоре привлекла внимание видного прусского ученого-физика и инженера Отто фон Герике...

Надо сказать, Герике отлично разбирался в физике, математике и механике, и даже изобрел вакуумный насос, довольно эффектно продемонстрировав его работу. Своим насосом он откачал воздух из шарообразного сосуда, состоящего из двух медных полушарий. После этого он запряг 16 лошадей, по 8 на каждое из полушарий, удерживаемых давлением внешней атмосферы. Лошади так и не смогли их разъединить.


Однако когда дело дошло до окаменелых останков, то Герике, похоже, понятия не имел, что с ними делать, и увидев большой рог, пришел к мнению, что перед ним останки единорога. А из-за того, что большая часть костей животного отсутствовала, реконструкция получилась очень странной. Надо сказать немец, все же постарался на славу. Как говорится, я его слепила из того, что было...


Позже изображение скелета появилось как иллюстрация к книге известного немецкого ученого Готфрида Лейбница. Правда, он поставил под сомнение существование такого зверя и предположил, что вероятнее всего скелет собран из костей других животных.

Как бы там ни было, но в 17-18 веках скелет действительно считали единорожьим.


В конце концов дошло до того, что ученые из Саксонии заявили, что провели исследование ДНК и выяснили, что скелет принадлежит вымершему Monoceros mendaciloquus. Но когда вся эта история стала вирусной и распространилась по интернету, то им все же пришлось написать опровержение.

На самом деле кости принадлежали шерстистому носорогу. Просто, из-за отсутствия большей их части (чего Отто фон Герике и не знал), были собраны в скелет таким странным образом, заставив ученых XVII века поверить в существование единорогов.

Картина дня

наверх