На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Дугин в интервью Карлсону объяснил нелюбовь к Путину за рубежом Путин с момента прихода к власти позиционировал себя ...«Библия Святого Л...
  • Юрий Ильинов
    Спасибо за интерес  Извиняюсь, не смог ничего найти. Если есть у Вас, выставьте, пожалуйста. Или перещлите мне. Удачи!Великая Белая Сте...
  • Павел Чартилиди
    Уважаемый автор - почему Вы не упомянули про российский участок стены в районе Берингова моря (Анадырская бухта), он ...Великая Белая Сте...

Белые маски насилия: краткое введение в постколониализм

https://x-files

 

Белые маски насилия: краткое введение в постколониализм

Мир кажется глобальным и единым, но экономика, политика и культура Земли до сих пор определяются наследием колониализма и доминирования Запада: жители бедных стран по-прежнему работают в полурабских условиях, добывая ресурсы и производя товары для стран первого мира, а культура оказывается производной от западной индустрии развлечений и полна штампов о превосходстве белых. Историк Даня Плешак разбирается, как интеллектуалы ХХ века противостояли европоцентричному восприятию мира и как в этой борьбе родилась наука о влиянии колониализма на все сферы жизни.
В 2017 году вышла экранизация культового аниме «Призрак в доспехах». В нем главная героиня из азиатки превратилась в европейку. Это выглядело очень странно, поскольку сеттинг остался японским, так же как и остальные персонажи. Представление о том, что зритель не будет или не должен ассоциировать себя с неевропейскими персонажами, является наследием колониальной эпохи. В ту пору только завоеватель-европеец представлялся историческим субъектом, а жители всей остальной планеты должны были подчиниться и слепо следовать за ним.
Даже после обретения странами Африки и Азии независимости колониальный порядок продолжает существовать. Западные корпорации добывают в бедных регионах полезные ископаемые в нарушение всех экологических и юридических норм. Например, кобальт для аккумуляторов мобильных телефонов вручную выкапывается африканскими детьми на нелегальных шахтах за копейки. При этом крупные компании не только его скупают, но и всячески поощряют такое производство. На такое положение вещей все закрывают глаза, поскольку это происходит не в «нормальных» странах, а среди «отсталых дикарей», жизни которых менее важны, чем комфорт среднего класса Америки и Европы.
Помимо влияния на экономику и политику, колониализм отразился и на культуре. До сих пор наш взгляд на мир во многом обусловлен концептами, созданными в эпоху европейского доминирования и отражающими взгляд белого колонизатора на мир.

Белые маски насилия: краткое введение в постколониализм
Неудивительно, что такое положение вещей вызывает яростную критику как в странах Запада, так и за их пределами. Попытки деколонизировать экономику и культуру и дать всем людям равные права и уважение, независимо от их происхождения и цвета кожи, не прекращаются. В академической среде исследования влияния колониализма на все аспекты человеческого существования называются постколониальными исследованиями (post-colonial studies). В этой статье мы разберем их историю, основные идеи и как они применяются для анализа культуры и общественной жизни.

Как появились колонии

Эпоха колониализма началась в XV веке с открытием и захватом Америки испанцами. Вплоть до начала XVII века европейцы вывозили из Америки золото, ром и хлопок. Для работы на полях им нужна была дешевая сила, и ей становились привезенные из Африки невольники. Разбогатев на этой торговле, Европа опередила другие страны Старого Света в развитии и смогла почти полностью его захватить в XIX веке.
Пик колониализма пришелся на межвоенный период. Тогда над Британской империей никогда не заходило солнце, а школьники в Конго, Алжире и Индокитае читали во французских учебниках фразу «Наши предки были галлами».
В эту эпоху колониализм вызывал восхищение европейцев, которое выразил Редьярд Киплинг стихотворением «Бремя белого человека». Колониализм вызывал и критику, одним из ярких примеров которой является повесть Джозефа Конрада «Сердце тьмы». В этом произведении, которое позже стало вдохновением для фильма «Апокалипсис сегодня», главный герой путешествует в верховье реки Конго и видит чудовищное отношение бельгийской администрации к местным жителями.
Как «Бремя белого человека», так и «Сердце тьмы» написаны европейцами и представляют их точку зрения на жизнь в колониях. Однако в начале XX века в европейской литературе начинают появляться произведения, отражающие опыт колонизируемых народов.

Парижский ресентимент

Одно из первых литературных направлений, члены которого сознательно описывали свой опыт колониального подчинения, возникло во Франции. В 1931 году в Париже встретились три темнокожих студента: Леопольд Седар Сенгор, Эме Сезер и Леон-Гонтран Дамас. Все они были уроженцами французских колоний: Сезер родом с карибского острова Мартиника, Сенгор из Сенегала, где он затем станет первым президентом, а Дамас — из Гвианы.
Когда молодые люди приехали в Париж для учебы, они встретились там с расизмом. Само слово «негр» в устах многих парижан было оскорблением, а темнокожие воспринимались как люди второго сорта. Сенгор, Сезер и Дамас начали создавать литературные произведения, описывающие жизнь темнокожих в колониях и во французской метрополии. Чтобы подчеркнуть свое мироощущение как небелых авторов и заодно сделать слово «негр» более престижным, создатели движения назвали его negritude («негритянство»).
В рамках этого движения авторы публиковали поэзию, художественную и философскую прозу. Широкого признания во Франции негритюд добился с выходом поэтического сборника его участников, предисловие к которому составил Жан-Поль Сартр.
Главным теоретическим текстом негритюда является эссе Сезера «Размышления о колониализме» (Discours sur le colonialisme). В нем автор спорит со взглядами, выраженными Киплингом в «Бремени белого человека», и опровергает представления о том, что Европа приносит цивилизацию в «варварские» страны. Он говорит, что использование оппозиции «варварства» и «цивилизации» дегуманизирует колонизируемых и оправдывает любое насилие по отношению к ним.
Для Сезера колониализм — не благодеяние по отношению к «отсталым» народам, а зло космического масштаба.
Более того, Европа дискредитировала себя и всю западную цивилизацию участием в колониальном проекте. Даже нацизм для него является воздаянием Европе за преступления колониализма, ею же и порожденного:
«К чему я веду? К этой идее: что не существует невинной колонизации и никто не колонизирует безнаказанно; что цивилизация, оправдывающая колониализм — и тем самым грубую силу, — это уже больная цивилизация; цивилизация, страдающая от моральной болезни, которая, несмотря ни на что, прогрессирует от одного последствия к другому, от одного заблуждения к другому. Она взывает к своему Гитлеру, то есть — к наказанию».
«Размышления о колониализме»

Врач, воин, философ

В 1930-е Сезер вернулся на родную Мартинику и работал какое-то время в школе. Одним из его учеников был юный Франц Фанон, который в последующем продолжил дело учителя и добился куда большей известности. В жизни Фанона, как и в его творчестве, переплелись колониализм, насилие и философия.
С началом Второй мировой войны он бежал с вишистской Мартиники на принадлежащие Англии Карибские острова, вступил там в «Свободную Францию» и сражался с нацистами в Европе. Впоследствии он участвовал в колониальной войне в Алжире на стороне повстанцев. В промежутке успел получить в Лионском университете диплом психиатра, где заодно посещал лекции по философии и литературе.
Свои познания в психиатрии и философии Фанон использовал в работе «Черная кожа, белые маски». В ней он развивает идею, что состояние подчинения, в котором находятся коренные народы колоний, существенным образом изменяет их психику. Из-за этого разница между колонизатором и колонизируемым огромна и не исчезает с удалением фигуры колонизатора. Более того, влияние колонизатора приводит к деградации и исчезновению местной культуры, а вместе с тем и личностей самих колонизируемых:
Негры изо дня в день приобретали две системы координат, в которых они не могли себя найти. Их метафизика (или менее претенциозно — их обычаи) и их система координат были отменены, поскольку они находились в противоречии с той цивилизацией, которая их игнорировала и которая поставила себя вместо них.
Другая книга Франца Фанона, «Проклятьем заклейменные» (Les damnés de la terre — строчка из французской версии коммунистического гимна «Интернационал»), демонстрирует его взгляды на антиколониальную борьбу. Первая ее часть является апологией революционного насилия.


По мысли автора, насилие является единственным возможным языком общения угнетенного и угнетателя. Колонизатор не видит в последнем ничего кроме «дикаря» и «варвара» и тем самым лишает его человеческого статуса и ставит его вне этических рамок.
Таким образом, он не способен ни сочувствовать местному, ни понять его, так что любые доводы разума и любые языковые ухищрения бессильны, и поэтому угнетенному остается полагаться лишь на оружие.
Во второй части Фанон представляет свое видение культуры обретших независимость стран. С одной стороны, он выступает против обеления колониализма и изображения доколониальной истории стран Африки как варварской. Вместо этого он призывает к пересмотру традиционных взглядов на прошлое и освобождению принесенных колонизаторами концептов. С другой стороны, он считает бессмысленным восхваление доколониального прошлого этих стран и возврат культуры в прежнее состояние.
Работы Франца Фанона приобрели большую популярность во Франции, его горячим сторонником был Сартр и другие интеллектуалы. За пределами Франции его книги, особенно «Проклятьем заклейменные», стали популярны среди лидеров освободительных движений разных стран, включая Че Гевару и Малкольма Икса и других радикальных политиков. Вслед за ними его начали читать ученые-гуманитарии левых взглядов. Сейчас его труды считаются базовыми текстами для всех интересующихся проблемами колониализма и его наследия.

Европа смотрит на мир

Самое значительное влияние на западные академические круги оказала книга палестино-американского филолога Эдварда Саида «Ориентализм». Она вышла в 1978 году и не только вызвала жаркие споры, но и фактически спровоцировала возникновение постколониальных исследований как научной дисциплины.
На большом количестве примеров Саид показывает, что свойственное западным литературе и науке представление о Востоке формировалось под влиянием колониализма и в значительной мере его обслуживало. Этот образ Азии и Африки Саид называет термином «ориентализм».
Ориентализм изображает Восток как страну загадок и экзотики, которые только европейцы могут по достоинству оценить. При этом местные мужчины представляются ленивыми, невежественными и суеверными. Они не способны обрабатывать собственную землю, которая должна достаться хозяйственному европейцу. Помимо них существуют кровожадные и воинственные дикари, понимающие только язык силы. Женщины ориенталистской литературы угнетены, но чрезвычайно чувственны, так что белый мужчина должен преодолеть их напускное сопротивление, чтобы познать все «восточные изыски».
Согласно Саиду, ориентализм дегуманизирует жителей Востока и лишает их качеств, ассоциирующихся с «культурностью», «образованностью» и «предприимчивостью».
Легко можно убедиться, что описываемый Саидом ориенталистский взгляд глубоко проник в западную культуру. До сих пор его можно обнаружить в самых различных ее проявлениях — от живописи XIX века до последнего фильма об Аладдине. Даже те произведения, которые задумывались как разоблачение колониального проекта, воспроизводят порожденные им стереотипы. Например выдающийся нигерийский писатель Чинуа Ачебе в лекции «Образ Африки» показал, что «Сердце тьмы» Конрада пронизано высокомерным отношением к Африке как к первобытной земле, лишенной истории и культуры, и к ее жителям как к бесчувственным дикарям.

Рождение научной дисциплины

Книга Саида произвела эффект разорвавшейся бомбы, так что исследования колониализма и его влияния на современный мир быстро стали очень популярны в академической среде США и западноевропейских стран. Например, через несколько лет после выхода «Ориентализма» в Индии возникла своя школа постколониальных исследований.
Историк Ранаджит Гуха обратил внимание, что значительная часть населения колоний была исключена из системы колониальной власти. Они образовывали параллельное общество, лишенное политических прав и влияния на колониальную систему. Гуха обозначил этот слой населения термином «субалтерны», который часто переводится на русский язык как «угнетенные». Он позаимствовал его у итальянского марксиста Антонио Грамши, называвшего «субалтернами» бедных крестьян Южной Италии.
Исследование субалтернов вышло за пределы исторических изысканий и получило широкое распространение в литературоведении. Там его популяризировала индийско-американская исследовательница Гаятри Чакраворти Спивак, чье эссе «Могут ли угнетенные говорить?» стало одним из главных текстов постколониальной теории. В нем она, как видно из заглавия, демонстрирует, что субалтерны не имеют способов для выражения своих эмоций и потребностей, а их попытки это сделать неверно интерпретируются теми, кто обладает властью и знаниями.


Со временем в западных институтах начали появляться центры постколониальных исследований и магистерские программы, посвященные этой теме. Объединяют их объект исследования и ориентация на труды Фанона, Саида и Спивак, а также использование терминов «колониализм», «субалтерны» и др.
Важной особенностью постколониальных исследований является отрицание ими существования общего мерила для разных культур и эпох.
Использование одних и тех же критериев воспринимается как присущее колониализму стремление к доминации и унификации знания. Таким образом, программа постколониальных исследований заключается в отсутствии какой-то четкой единой программы.
Несмотря на эти методологические сложности, постколониальный подход добился большой популярности. Он позволил избавиться от зацикленности науки на жизни белых людей и истории Европы и расширить горизонты знаний. Сейчас он применяется не только в истории и литературе, но и в юриспруденции, социологии, медицине и других областях знания.

Жизнь сквозь призму расы

Одним из важных понятий для постколониальной теории является представление о расе. С этой точки зрения раса является понятием не биологическим, а социальным. Поскольку существует огромное разнообразие человеческих популяций, а границы между ними размыты, нет смысла разграничивать людей по цвету кожи или форме черепа. Тем не менее на протяжении нескольких веков европейская культура стремилась классифицировать людей по расам и приписать им различные признаки.
Эта классификация позволяла разделять детей на важных и неважных, господ и слуг, колонизаторов и колонизируемых. Иными словами, она объясняла и оправдывала колониальный порядок и тем самым его поддерживала. Расовая дискриминация существует и в наше время и используется для закрепления социального неравенства.
Например, в США темнокожее население находилось в рабстве у белых. Таким образом, темный цвет кожи ассоциировался с рабством и подчиненным положением. Потомки темнокожих рабов тоже становились рабами, даже если один из родителей был свободным, и поэтому ребенок смешанной пары всегда считался «темнокожим», несмотря на тон его кожи. Поэтому раса как социальный маркер передавалась по наследству, даже если физически человек отличался от других людей схожего статуса.
Эта ситуация существует и поныне и иногда приводит к необычным казусам.
Например, темнокожие жители города Джексон в Огайо активно вступали в браки с белыми, но дети, рожденные в таких семьях, всегда считались темнокожими. Это привело к тому, что их потомки ассоциируют себя с афроамериканской культурой и называют себя афроамериканцами, хотя сами они — блондины с очень светлой кожей.
Схожим образом Меган Маркл, супруга британского принца Гарри, выглядит как типичная европейка со смуглой кожей, но относит себя не к белой (white), а к смешанной (mixed) расе, поскольку среди предков ее матери есть рабы африканского происхождения.
В других культурах раса может восприниматься иначе. Например, в Южной Америке под влиянием местных условий сложилась другая система классификации, которая детально прописывала социальное положение каждого человека на основании того, кем были его родители.

7 ЭФИРНЫХ МАСЕЛ ПРОТИВ БЕССОНИЦЫ.
Бессонницей и нарушением сна страдают многие люди. Причиной могут служить стрессы, тревоги, депрессии, страх и естественные процессы старения. Нарушения сна не опасны, если они не носят хронический характер. В нормализации сна могут помочь эфирные масла.
Способ применения вы можете выбрать по своему усмотрению: добавить несколько капель в аромолампу или в воду для теплой расслабляющей ванны. Если вы сильно устали и вам не хочется заморачиваться, капните пару капель масла на кусочек ваты и положите рядом со своей подушкой, так чтобы не осталось масляных пятен.
1. Эфирное масло семян укропа
Эфирное масло семян укропа действует как хорошее успокаивающее средство. В его состав входят флавоноиды и витамины B-комплекса. Оно активирует секрецию определенных ферментов и гормонов, обладающих успокаивающим и снотворным действием. Они-то и способствуют крепкому спокойному сну.
2. Эфирное масло лимона
Эфирное масло лимона обладает успокаивающим эффектом, расслабляет душу и тело: расслабляет мышцы, успокаивает ум и чувства.
3. Эфирное масло эстрагона
Масло эстрагона – природный препарат для лечения и профилактики бессонницы. Действует как мягкое седативное и способствует хорошему сну. Помогает поддерживать спокойный мирный сон.
4. Эфирное масло сандалового дерева
Эфирное масло сандалового дерева – природный релаксант. Оно успокаивающе действует на мочеполовую систему, кишечник, дыхательные пути и кровеносные сосуды. Помогает при лечении метеоризма, проблемах с мочеполовой и дыхательной системой. Эффективно при спазмах: полностью расслабляет мышцы, нервы, кровеносные сосуды. Считается лучшим релаксантом и естественным ароматом, вызывающим хороший сон. Теплая ванна перед сном с несколькими капелями масла сандалового дерева обеспечит вам хороший сон.
5. Эфирное масло лаванды
Проблемы, связанные с кровью и нервной системой лечатся с помощью лавандового эфирного масла. Его аромат успокаивает. Помогает при лечении сильных головных болей, приступах мигрени, депрессии, тревоге, стрессах и напряжении. Избавляет от бессонницы и других расстройств сна. Лавандовое масло усиливает циркуляцию крови, регулирует давление. Это естественный, нетоксичный, не вызывающий раздражения препарат, обладающий расслабляющим эффектом.
6. Эфирное масло ромашки
Обладает расслабляющим эффектом: снимает спазмы желудка, кишечника, сердца и почек. Может использоваться для детей. В основном масло ромашки используется для лечения бессонницы, беспокойства, депрессии и расстройств сна.
7. Эфирное масло розы
Весь мир знает, что роза обладает прекрасным завораживающим ароматом. Не удивительно, что это масло активно используется в магической науке, называемой ароматерапией. Розовое масло обладает расслабляющим и успокаивающим эффектом, используется как афродизиак. Лечит бессонницу и другие проблемы со сном.
СИНДРОМ ПОЗВОНОЧНОЙ АРТЕРИИ
Причину повреждения артерии при шейном остеохондрозе называют вертеброгенной, зависящей от позвонков. Разрушение костного канала, смещение позвонков приводят к сдавливанию сосуда, следовательно, нарушается питание тех структур мозга, к которым он направляется.
Подобные изменения наступают после травм, переохлаждения шеи, сопутствуют кривошее. Патологический механизм усугубляется отечностью тканей и спазмом мышц.
СДАВЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНОЙ АРТЕРИИ
Симптомы заболевания доставляют немало беспокойства пациентам. Выраженность клинических проявлений всегда приходится различать с гипертонической болезнью, исключать новообразования в головном мозге, проявления инсульта.
Головные боли — одна из главных составляющих синдрома. Они могут быть тупыми, резкими, пульсирующими, распирающими. Локализуются в затылке, в височной области. Часто пациент связывает начало болей с неудобной позой во время сна, длительным вынужденным неподвижным состоянием шеи, сквозняком, травмой шеи. Возможна боль в одной половине головы. Длительность различна: от нескольких минут до суток. При пальпации остистых отростков шейных позвонков определяется болезненность и напряжение в мышцах.
Головокружение — появляется утром после сна на высокой подушке. Сопровождается нарушенным зрением, шумом в ушах, снижением слуха. Характерно улучшение состояния после ношения воротника Шанца, обеспечивающего ограничение движения шейного позвоночника. Этим способом пользуются для проведения дифференциальной диагностики с другой патологией.
Тошнота — замечено, что тошнота и рвота часто возникают перед приступом головной боли. Они не связаны с внутричерепным давлением.
Шум в ушах — возникает ночью, ближе к утру. Может ощущаться в одном ухе или в обоих. Изменяется по тембру и постоянству. Зависит от положения головы. Повороты в сторону вызывают усиление шума.
Потеря чувствительности или онемение — возникает на коже вокруг рта, скулах, висках, на поверхности шеи, на руках.
Обмороки — потеря сознания связана с длительным нахождением в положении разгибания головы назад. В этой ситуации резко нарушается питание всей вертебро-базилярной системы, страдают мозговые структуры. Через позвоночные артерии снабжается до 30% объема мозга (другие части питаются от сонных артерий). Даже снижение поступления крови менее, чем на 1/3 вызывает головокружение, шаткую походку, потерю чувствительности, снижение зрения до непостоянной слепоты на один глаз, потерю способности говорить.
Длительное течение заболевания добавляет к синдрому позвоночной артерии изменения психики. Появляется снижение памяти, ухудшение обучения, депрессия. Пациент устает от постоянных изматывающих головных болей, имеет наклонность к суициду (самоубийству).
Более редкими проявлениями синдрома позвоночной артерии являются колебания артериального давления, боли в плече и руке с одной стороны, нарушения ритма сердечных сокращений. Такие изменения связаны с одновременным раздражением парасимпатического нерва.
МАССАЖ И ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА ПРИ РАССЕЯННОМ СКЛЕРОЗЕ
Рассеянный склероз - заболевание нервной системы, обусловленное возникновением рассеянных по головному и спинному мозгу очагов демиелизации, которые со временем исчезают или замещаются глиозными рубцами («бляшками»).
Признаками болезни являются преходящие моторные, сенсорные (чаще парестезии) и другие нарушения. В развитой стадии болезни почти всегда имеется нижний спастический пара- или тетрапарез. Наряду с этим выражены мозжечковые расстройства: атаксия, дизметрия, дизартрия, нистагм.
Для болезни характерна смена периодов обострения в виде усугубления имевшихся симптомов или появления новых периодами значительного улучшения, а нередко и полного исчезновения всех или некоторых признаков болезни.
При консервативном лечении используют массаж, лечебную гимнастику, физио- и гидротерапию, гидрокинезотерапию, диетотерапию, лекарственную терапию.
Комплекс лечебной гимнастики при стационарном лечении состоит из общеразвивающих, дыхательных упражнений, упражнений с гимнастической палкой, набивными мячами, резиновым бинтом в исходном положении лежа, коленно-локтевом и сидя. Стоя выполняются упражнения у гимнастической стенки. Темп медленный и средний. Следует делать паузы для отдыха, включать дыхательные упражнения. Каждое упражнение повторять 5-8 раз. Показаны упражнения в воде и тренировки на велоэргометре.
МЕТОДИКА МАССАЖА
Массируют спину (особенно паравертебральные области), ягодицы, нижние конечности. Основные приемы — разминание и поглаживание (или потряхивание) мышц. Продолжительность массажа 10—15 мин. Курс 15—20 процедур.
Вибрационный массаж спины, ягодиц и нижних конечностей продолжается 8-10 мин через день. Курс 15-20 процедур.
Баночный массаж (или вакуумный) паравертебральных областей делается через день продолжительностью 5-8 мин. Курс 10—12 процедур.
В. И. Дубровский, "Лечебная физическая культура"
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ МАССАЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ
Поглаживание
- кожа очищается от роговых чешуек
- улучшается кожное дыхание
- усиливается секреторная деятельность кожи
- усиливаются обменные процессы: улучшается питание и выведение продуктов жизнедеятельности
- происходит разглаживание кожи, улучшение тургора
- улучшается лимфоток, что устраняет застой жидкости в тканях, способствует уменьшению отечности, если есть к ней склонность
Растирание
- повышается кожно-мышечный тонус
- усиливается приток лимфы и крови к массируемым тканям
- согревание и разогревание тканей
Разминание
- повышается сократительная функция мышц
- увеличивается эластичность мышц
- увеличивается эластичность сумочно-связочного аппарата
- растягиваются сжатые, укороченные фасции
- максимально усиливается крове- и лимфоток
- значительно усиливается питание тканей
- значительно усиливается обмен веществ, выводятся продукты жизнедеятельности мышц
- уменьшается (или даже полностью снимается) мышечное утомление
- повышается работоспособность мышц, их тонус и жизненность
Вибрация
- выраженное рефлекторное воздействие (происходит усиление рефлексов)
- улучшается тонус кровеносных сосудов
- тонизируется нервная система
- нормализуется давление
- уменьшается частота сердечных сокращений (снимается нагрузка с сердца)
- улучшается секреторная деятельность органов
- улучшается регенерационные способности организма (быстрее заживают переломы и т.д.)

Картина дня

наверх