ЭВКАЛИПТ (EUCALYPTUS) Аромат терпкий, вяжущий, резкий. Очищает атмосферу, убивает бактерии. Мощное антивирусное и противовоспалительное средство.
А в ноще Влес iде ве СврзЪ по Млеку Небествену
Еще в конце первой половины XVII столетия писал царь Алексей Михайлович в своей грамоте государевой Шуйскому воеводевообще о святочных, а о Крещенских наособицу, пирах – игрищах: «…ведомо нам учинилося, что на Москве…в навечерие Рождества Христова кликали многие люди Каледу и Усень, а в навечерие Богоявления Господня кликали Плугу; да в Москве ж чинится безчинство: многие люди поют бесовския сквернословные песни…да на Рождество Христова и до Богоявленьева дня собираются на игрища и сборища бесовския…игрецы – скоморохи с домбрами и с дудами, и с медведями ходят…И мы указали о том учинить на Москве, и в городех, и в уездех заказ крепкий, чтобы ныне и впредь никакие люди по улицам и по переулкам, и на дворех в навечерие Рождества Христова и Богоявления Калед, Плуг, Усеней не кликали и песней бесовских не пели… А которые ослушаются, за такие супротивная неистовства бытии от нас в великой опале и в жестоком наказанье…»
Чий же то плужок найраньше выйшов?
Ой, дай Боже!
Васильив плужок найранше выйшов,
Сам милый Господь волики гонить,
Пречиста Дева естоньки носит,
А святый Петро за плугом ходит,
Естоньки носит, все Бога просит:
Ой роди, Боже, жито, пшеницю,
Жито, пшеницю, всяку пашницю! -
Буде пшеничка Богу на хвалу,
Богу на хвалу, людём на дару,
Будут женчики все молодчики,
Будут волоньки як повозоньки,
Будут кононьки, яко звездоньки,
Будут снопоньки, як дробен дожджик,
Будут возити, в стоги стожити,
А в ширь ширити, а в вись висити;
А на вершечку сив сокол сидит,
Сив сокол сидит, в море ся дивит
В море ся дивит, рыбоньку ловит,
Рыбоньку ловит господареви,
Господареви на вечероньку,
Господареви й господиноньце,
Господиноньце й всей челядонце
Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким
Ученые из Германии уточнили датировку одного из самых знаменитых и таинственных артефактов, найденных за последние годы. Небесный диск Небры, считающийся древнейшим изображением космоса, оказался моложе, чем думали...
А диск был в 1999 году обнаружен в Небре в 60 км к западу от Лейпцига.
А Лейпциг - это западно-славянский Липце, известный с VII-IX веков.
А Небесный диск из Небры — бронзовый с вставками из золота, изображающими Солнце, Луну и 32 звезды, в том числе скопление Плеяды;
А на астрономическую функцию диска указывает добавление с правого и левого края дугообразных пластин, изготовленных из золота иного происхождения, нежели знаки Солнца, Луны и звёзд;
А в следствии прецессии за 72 года точка весеннего равноденствия смещается по эклиптике на 1 градус,
А в прошлом же, около 4000 лет назад, точка весеннего равноденствия находилась в созвездии Тельца недалеко от звездного скопления Плеяд (Волосынь).
А по Плеядам начинались и оканчивались сельскохозяйственные работы не только у грека Гесиода, а и у наших землетрудивцев-влесовых внуках.
А то Влесо наущаii земе раятi Пращурi
А Влесо бо наущi тоя земЪ ратi а зърно сЪятi
Звёздная мифология народов России. Глава II: Плеяды
«Пора вставать молотить – Висажары уже высоко на небе» говорят крестьяне средней России осенью, вставая по утрам и поглядывая на звёздное небо. «Висажары» – это Плеяды, второе созвездие после Медведицы, из пользующихся известностью в народе. Великорусское название его является, по-видимому, испорченным малороссийским названием того же созвездия «Волосожары» или «Стожары». Стожар это стог сена; стожарить значит – нагромождать, наваливать. Волосожары – это пук, копна волос. Плеяды, действительно, представляют собою группу тесно скученных звёзд на небольшом участке неба.
Название Плеяд Волосожарами очень старинного происхождения. Русские книжники допетровских времён в тех случаях, когда надо было перевести греческое название созвездия πλειαδες, употребляли название власожельцы, власожелищи…
Относительно Висажар у русских крестьян существовали разные поверья и легенды. Так в Курской губернии говорят, что Господь сотворил сначала все звёзды такими частыми, как Висажары и вид на звёзды был восхитительный. Но вот однажды ночью ехали по дороге люди и заговорили между собою: «так эти Висажары мы с дедушкой сажали» и потом во время этого разговора они попадали в глубокий овраг и искалечились, а Господь начал бить их с неба кнутом, приговаривая: «не смотрите по небесам, в смотрите по колесам». С тех пор и появились на свете калеки, а звёзды стали редкими, только одни Висажары оставил Господь частыми для памяти…
Относительно Плеяд существует также поверье, что они населены духами и в последний день новолуния у них бывает праздник. Это поверье возникло вероятно потому, что в период новолуния, за отсутствием света луны, ослабляющего блеск звёзд, группа Плеяд в особенности отличается сильным блеском…»
Д.О. Святский. Под сводом хрустального неба. Очерки по астральной мифологии в области религ. и народного мировоззрения. СПб. 1913
А у нас в Петушках, точнее в Костино, рядом тоже есть деревенька Жары...
Издревле наиболее почитаемым занятием на Руси было сельское хозяйство. Без скотоводства и земледелия наш предок не мыслил жизни ни для себя, ни для своих богов и героев, которыми фантазия древних заселила звёздное небо. Да и само звёздное небо, думали когда-то, появилось потому, что бог неба Сварог распахал небосвод плугом и засеял его звёздами.
Любопытно, что до наших дней сохранились новогодние колядки, в которых звучит вопрос: Чей же это плужок раньше всех вышел? или описание того, как в поле, в поле, в чистом поле там же мне пашет золотой плужок. Ещё, пожалуй, любопытнее, что этот золотой плужок действительно можно увидеть. Зимним вечером он выплывает из-за горизонта на востоке и в течение ночи прокладывает борозду через весь небосвод. Плугом называлась в Древней Руси главная часть созвездия Тельца. Потом чаще стали звучать сходные по смыслу названия - Соха, Чепигы (рукоятки плуга и сохи).
Пашет зимнее небо золотой Плуг, а рядом с ним, в созвездии Тельца, выделяется очень компактная и хорошо заметная звёздная группа Плеяды. Это звёздное скопление занимает на небе очень маленькую площадь, примерно равную видимому диску Солнца и Луны. Тем не менее, в этой точке на небе древние наблюдатели различали семь звёзд. При помощи телескопа можно обнаружить в Плеядах около трёхсот звёзд. Одно из древнерусских названий Плеяд - Седьм Звёзд. Эта звёздная группа была известна повсеместно. Для неё в русском языке найдено 37 названий. Наиболее распространённые - Стожары, Волосины и Влашичи. Это дети Волоса, или Велеса, - очень почитаемого древними славянами бога изобилия. А поскольку изобилие зависело от успешного производства и продажи сельскохозяйственных продуктов, то Волос и бог земледельцев, дающий нивам плодородие, и бог торговли, и бог пастухов, да и сам пастух. Влахами, волохами или велесами называли пастухов. Конечно, Велес пасёт свои стада на небе. Он сын всемогущего Сварога, Месяц Сварожич...
Зимой после захода Солнца Плуг и Влашичи восходят в восточной стороне. Весной сразу после захода Солнца Влашичи сходят на землю в западной стороне неба и там же вонзается в землю звёздный клин Плуга. Небесные пахари начинают обрабатывать Землю - это сигнал к началу полевых работ на земле
Александр Владимирович Напалков (Костино, Петушинский район Владимировской области). Звездные картины Древней Руси. 22.03.2008
В ноще Влес iде ве СврзЪ по Млеку Небествену А iде до Чертозе Сва а в Зорiе седава до Врат Тамо ждехом све спЪва защате а Влеса слвiте од вЪк до век i Хрмiну iу яква блестще огнема многа а ства Ягнiце чста То Влес ущаше ПраОце наше земе раяте а злаке сЪяте а жняте вЪна вЪнъща о полех стрднех а ставете Снопа до огнiща а цтеть Го яко Оце Божска Оцем нашем а Матерем Слва якове нас оущаще до Бозе наше а водяща по ренце до стезЪ ПравЪ Тако iдехом сте а не будехом ста енва хлЪбожравце нiже славуне Русе якове Бзем славу спЪващут а тако суть Славуне о то
Наблюдайте Плеяды осенью и зимой. В Северном полушарии это звездное скопление видно ночью с октября по апрель. Лучше всего наблюдать Плеяды в ноябре, когда они видны от заката до восхода солнца и достигают наиболее высокой точки в ночном небе.
В начале октября Плеяды видны лишь пару часов после захода солнца. Примерно к февралю Плеяды после заката уже высоко находятся над горизонтом. Точное время зависит от конкретной широты.
Влескнига. Дощ.8(2) Се пшелетла до ны iа сЪдлеся на древо а спЪва Птьцiя I вшяко перо е iне а сяще цвЪта рузна Ста i в ноще яко в ден А спЪва пЪсне до борiя а до пре То бяхом сме пряшехом о вразi Осьпомынъмо о то якве iе Оцеве наша днес во Сварзе сыне а гленде до ны А се лЪпе усмавасе до сех I тако смьме со Оце наша Не едiне сме А мыслехом о помозе Преунi А то вiдЪхом як скакщеть в СврзЪ ВЪснек на Комонi БiлЪ А тон меча сдвiне до небесе iа ростржащеть облце а громi А теце вода жiва на ны А пiiмо тую бо та вшяко од Сврога до ны жiзневе теце А ту пiiмо яко iстщнеце Жiвота Бозка на земЪ Ту бо то Крава Земунь iде до Поля Сынiя iа пощена ядсте траву ту а Млеко дава I теце то Млеко до ХлябЪх а свЪте в ноще згвЪнздама над ны А ту Млеко вiдеiмо сящете намо Та бо…путень права а iнах не iмяхом iмате Ту чюваеi потомiце Слва тая а држi средьце све о Русе яква iе а пшебенде наше Земе А тую iмемох бранiте от врзi а умрете за нь яко ден умiра без Суне Сура не по то iжъ iе темень iа iме вещерь А умiра вещерь а iе нощ В ноще Влес iде ве СврзЪ по Млеку Небествену А iде до Чертозе Сва а в Зорiе седава до Врат Тамо ждехом све спЪва защате а Влеса слвiте од вЪк до век i Хрмiну iу яква блестще огнема многа а ства Ягнiце чста То Влес ущаше ПраОце наше земе раяте а злаке сЪяте а жняте вЪна вЪнъща о полех стрднех а ставете Снопа до огнiща а цтеть Го яко Оце Божска Оцем нашем а Матерем Слва якове нас оущаще до Бозе наше а водяща по ренце до стезЪ ПравЪ Тако iдехом сте а не будехом ста енва хлЪбожравце нiже славуне Русе якове Бзем славу спЪващут а тако суть Славуне о то Од морсте брезе Годьска море iдяхом до НЪпры а iндЪ не зряхом сме iна бродеце яко Рус А тiто Iегунште а Ягы суть отрщены Так бо iмахом сме болярена Огленде якii намi погрдiся а нас дере до щасте Од iiтра до iiтра вiдяхом iна злая сен дЪяте на Русе а ждехом iжь бенде до добря Iа то не прiбоде iнакво нiже сыла сва не зплоцыiмо а веземо мету едну до мысля наша То бо глаголешть вамо глас ПраОцев А тому венмете яко iна нЪсть дЪяте Iдеiмо до ступы нашiя а бореiмося за жiву нашу яко грдiнове нiже скоты бесловестне якве не вЪдящуть Ту бо Красна Зорiя iде а каменiя нiжеть на убранствы сва А Тую вЪтящехом одо средьцiя яко Русiце нiхе Грьцi якове не вЪстнуть о Бзех нашiех а рекощуть злая невЪгласта То бо сен смехом iмЪно Слвы а слву одеукаждехом iхва на желЪзва iхва Iдехом сте ста а на меч Ту бо ведмедева остащеся сленхашете Слву тую А еланье скакащуше останесе а рце iнЪма о Русы Тiб то не убiють еiе о нiще неботьва по нузЪ Грьцi бо вражденовая на похентЪ сва Тi бо то РусовЪ грдiе суть а похлiЪбЪ дящуть нiже Грьцi якев бере а сен злобi на датчце Ту бо Слву орлiе клекащуть на ова i сева яко Русiщi суть волне а сылне по ступЪ
Вот прилетела к нам и уселась на дерево и поет птица, и всякое перо - другое и сияют цвета разные.
Стало и в ночи как днем, и поет [она] песни к борьбе и битве.
Бивались-то [мы] с врагами. [Так] вспомним о том, каковы Отцы наши ныне во Сварге синей и глядят на нас, и хорошо усмехаются сим. И так [мы] с Отцами нашими, не одни [мы]. И подумали [мы]о помощи Перуновой, и вот увидели, как скачет в Сварге Вестник на коне белом. И он меч воздвигает до небес и разгоняет облака, и гремит гром, и течет вода живая на нас. И пьем ее, ибо она во всяком случае от Сварога до нас жизнию течет. И пьем ее как источник Жизни Божеской на земле.
А вот Корова Земуня идет в Поля Синие и начинает есть траву ту, и Молоко дает. И течет это Молоко во Хляби и светит в ночи звездами над нами. И тут Молоко [мы] видим, сияет [оно] нам. Этот-то…Путь правый, а иных [нам] не надобно.
Тут чуй, потомок, славу ту и держи сердце свое о Руси, которая есть и пребудет нашей землей. И ее [нам] надобно оборонять от врагов и умереть за нее, как день умирает без солнца-Сурьи - не потому, что темень, а [потому, что] вечер. А умирает вечер, и [вот] ночь.
В ночи Влес идет во Сварге по Молоку Небесному, и идет к Своим Чертогам, и на заре доходит до Ворот. Там ждем [мы] все[, чтобы] запеть и Влеса славить от века до века, и Храмину ту, которая блестит огнями многими и делается Агнцем чистым.
Влес ведь учил праотцев наших землю пахать и злаки сеять и жать, снопы свивая, в полях страдных, и ставить Сноп у огнища и почитать его как Божественного Отца.
Отцам нашим и матерям слава, которые нас учили о Богах наших и водили за руку стезею правою. Так идемте и не будем-те только нахлебниками, но славными Русами, которые Богам Славу воспевают, и так [они] славны оттого.
От морских берегов Годьского моря [мы] шли до Непры, а нигде не видывали другого [такого] бродягу как Руса. А эти-то Егунцы и Ягы отогнаны. Так ведь был у нас болярин Оглендя, который [над] нами кичился и нас драл на части.
От утра до утра видим [мы], как [и] иное дурное делается на Руси, и ждем, что настанет доброе, а ведь оно не настанет иначе, если силу свою не сплотим и не возьмем цель единую в мысли наши. Это ведь глаголет вам голос Праотцев. И этому вонмите, потому как иного не должны [вы] делать! Пойдем в степь нашу и будем бороться за жизнь нашу как герои, а не скоты бессловесные, которые не ведают [ничего].
А вот ведь Красная Заря идет и каменья нижет на убранство свое. И Ее [мы] приветствуем от [всего] сердца - как Русичи, а не Греци, которые не ведают о Богах наших и рекут недоброе, невежды.
Ведь сами [мы] носим имя Славы, а славу их покажем на железе ихнем; пойдем [мы с вами] и на меч.
Вот ведь [и] медведи встали, услышав славу ту, а олень скачущий останавливается и речет другим о Русах, - эти-то не убьют их просто так, разве что по необходимости. Греци же воюют по прихоти своей. [А] эти-то - Русы геройские, и похлебку дают не как Греци, который берет - и злобится на дающего.
Эту-то славу орлы клекочут тем и этим, что Русичи вольны и сильны по степи
Очень хотела посмотреть только что вышедший фильм «Огонь» с Хабенским, потому что в нем действует Авиалесоохрана (для тех, кто о них не знает - это лучшие лесные пожарные в России, которые прыгают на пожары с парашютом вот уже почти 90 лет подряд). Я четыре года с ними работала, летала в тайгу и довольно неплохо ориентируюсь в том, как тушат лесные пожары. Я понимала, что в художественном фильме могут быть и определенные допущения, ведь это же не документалка. Но никак не ожидала, что сценарий окажется бредом с первой до последней секунды.
Говорят, что советские кинематографисты сперва выезжали на местность и изучали материал, а потом уже писали сценарий, здесь, по-видимому, об изучении материала не было и речи. Как я понимаю, консультантам из Авиалесоохраны вообще не показывали сценарий, и фильм они увидели уже готовым. Жаль, ведь были все возможности сделать хороший, красивый, полезный людям фильм, а не слезливую сказку, в которой некие фантастические раздолбаи в форме Авиалесоохраны совершают ненужные подвиги и погибают непонятно за что в абсолютно рядовой ситуации.
Кратко пересказываю сценарий: в начале фильма российские пожарные почему-то спасаются от огня в американских шелтерах (одноразовая штуковина из фольги ценой примерно в 500 долларов, на территории РФ не используется, но в кадре выглядит красиво). Один из пожарных гибнет (оживший вдруг огонь гоняется за пожарным по всему кадру, как Змей Горыныч, нереально, но выглядит красиво). Руководитель группы, вместо того, чтобы объясняться в прокуратуре, почему он допустил гибель человека, почему-то летит на другой пожар. Далее в той же группе случайно топят в реке дорогой спутниковый телефон, позволяют сгореть лагерю со всем оборудованием, в том числе с дорогущими костюмами для прыжков, с парашютами и бензопилами. Затем парашютисты-пожарные щедрой рукой без всяких там расписок раздают населению американские шелтеры (напомню, одноразовые и по 500 баксов штучка), потом зачем-то эвакуируют деревню, вместо того, чтобы заняться своим непосредственным делом (то есть потушить пожар в лесу около нее). Бред нарастает: пожарные зачем-то эвакуируют детей в открытом автомобиле, привязанном к вертолету Ми-8, который якобы сломан и может только висеть вверху, поэтому, собственно, к нему и привязывают машину с детишками. (выглядит красиво, особенно когда фары включают). Что мешало тому же вертолету зависнуть в полуметре от земли и загрузить туда людей, не глуша двигатель - осталось для меня загадкой, обычно так и делают, чтобы сэкономить топливо. Но авторы сценария хотели трагедию и красивую картинку, а не хухры-мухры. Один из героев жертвует собой, потому что сломанный вертолет не может поднять нескольких детишек и троих взрослых, поэтому он красиво сливает горючее рядом с пожаром, нет, вертолет при этом почему-то не загорается, а герой прыгает в слитое горючее и красиво сгорает. Очень романтично, хотя грузоподъемность Ми-8, если не ошибаюсь, 3-5 тонн, туда вообще можно было бы вповалку всю деревню загрузить и еще кое-какие вещи.
Пожарные в этом фильме делают что угодно - но только не тушат. Когда один парашютист-пожарный еще и принимает роды у дамы в автобусе, зависшем на мосту, причем мост, само собой, горит, а дама рожает и рожает, а он горит и горит, понимаешь, что дело происходит в какой-то параллельной реальности, и в общем-то абсурд зашкаливает настолько, что даже тарелка с инопланетянами особо не изменило бы общую картину. И нет - руководителя группы опять не судят, он молодец и герой, все отлично.
Больше всего меня расстроило, что лесной пожар показан в фильме как неумолимая стихия, справиться с которой невозможно никакими средствами (разве только убежать к реке или сбросить воду с мощного авиатанкера). Я считаю, что этот фильм вреден, потому что увидевшие его люди в ситуации, если пожар подойдет к их деревне, с большой вероятностью не попытаются потушить его сами, а будут ждать спасения с неба. А на самом деле в большинстве случаев лесные пожары, даже крупные и сложные, даже верховые, прекрасно тушатся наземными группами, и собственно, Авиалесоохрана этим и занимается вот уже почти 90 лет. Авиатанкеры на лесных пожарах малоэффективны, и после сброса воды пожар практически всегда возобновляется, потому что пожар уходит под камни и корни и потом вылезает снова.
По сюжету фильма в деревне Ольхово живет целая куча сильных и здоровых мужиков (которые умеют тушить и умеют делать отжиг, там это прямо показано), в деревне есть трактор, которым можно было бы сделать опашку и от нее сделать отжиг, в деревне находятся лучшие пожарные России, так отчего бы им вместе не отстоять дома? Это было вполне возможно и в целом даже безопасно, надо было только пролить дома водой как следует (но единственного человека в деревне, который пытается это сделать, Авиалесоохрана уговаривает бросить шланг и идти спасаться через горящий лес, где падают деревья и ггде реально опасно).
Авиалесоохрана показана как организация, якобы находящаяся в составе МЧС, а не Рослесхоза. Повсюду в кадре видна эмблема МЧС. То, что Авиалесоохрана – подведомственная организация Рослесхоза, сценаристы выяснить не удосужились. Лично меня эта ошибка очень обидела, и я полагаю, не только меня, но и всех работников лесного хозяйства без исключения.
Таинственный начальник в фантастической диспетчерской наблюдает, как на экране монитора пожар увеличивается в реальном времени, распространяясь на деревню, где находятся герои фильма. Термоточки – это термические аномалии, которые зафиксированы спутником во время пролета над огнем. Он их «видит», фиксирует и летит дальше. Пожары на мониторе никак не могут «наползать» на деревню в реальном времени.
Двоих героев фильма спасает только то, что их обнаруживают в критический момент с воздуха и сбрасывают на них воду с Бе-200. Выжить под сбросом воды с низко летящего Бе-200 довольно нетривиальная задача, вода очень тяжелая, и если бы это произошло в реальности, обоих героев скорее всего убило бы падающими деревьями или большими сучьями от них. Бывает, что люди и выживают под сбросом, но им там точно невесело. После сброса воды с Бе-200 лес часто складывается в непроходимые завалы, порой в несколько этажей.
В фильме множество других ляпов, больших и маленьких (например, загадочные действия взрывника просто вызвали у меня хохот), там нарушены вообще все правила техники безопасности, но все это долго перечислять. И все это тем обиднее, что актерская работа выше всяких похвал, я была бы готова поклясться, что деревенские жители в кадре совершенно настоящие, и съемки красивые, и пожары эффектные (даже красивее, чем это обычно бывает в реальности). Можно было бы снять хорошее кино. Для этого было время и были деньги.
То, что происходит на лесных пожарах в реальности, ничуть не менее драматично и кинематографично – надо было просто потратить время и распросить людей, и показать вполне реальные историии. Можно было бы снять, как вертолет в последний момент эвакуирует группу с пожара, и винты разгоняют пламя, пока он взлетает. Как строятся человеческие отношения внутри маленькой группы, которая в одном и том же составе летает с весны по осень и общается только друг с другом. Как парень пытается дозвониться своей девушке в краткие несколько минут, пока есть связь – в вертолете, и ничего не слышно, и он отправляет хотя бы смс, и ждет, успеет ли она ответить. Как местные вызывают полицию в лес, потому что принимают пожарных за поджигателей. Как пожар внезапно переходит в наводнение, и группа долго выходит пешком из леса, где тушили, по колено в грязи, с рюкзаками на головах, потому что начинается многодневный дождь, и вертолет не летает. Как часами прокладывают минерализованную полосу в твердой, как камень, земле. Как оставшийся дежурить по кухне вдруг видит, что на лагерь идет огонь, и спасает его в одиночку. Как по-настоящему защищают деревню – деревня вдали, все в ней давно спят, а Авиалесоохрана отжигает ночной лес, и горит до небес разноцветное пламя, и очень страшно, что не успеют – но успевают, два огня – стихийный и созданный человеком, пожирают друг друга. Увы, все это опять останется никому не известным, потому что сценаристы просто не удосужились спросить - как все бывает на самом деле.
На моих глазах ребята в желто-зеленой форме творили настоящие чудеса. Прыгали с парашютом, точно попадая в намеченное место, даже в сложных погодных условиях. Прокладывали минполосы в твердой земле, пронизанной корнями. Тушили пожары размером с небольшой европейский город. Спасали населенные пункты. Ночевали в адских для неподготовленного человека условиях. И все это в тайге, среди туч мошкары, которая норовит сожрать человека полностью.
Я очень надеюсь, что когда-нибудь тема тушения лесных пожаров все же найдет своего режиссера, и кто-то расскажет об Авиалесоохране правду.
Пока что – не получилось.
Вообще самое последнее дело - искать правду в синематографе
Но многие обыватели именно по кино судят о реальны событиях... И бесполезно им доказывать "Война и мир" - вымысел потому что Толстой еще не родился в 1812 году
=0=0=
Действительно ли муки и лишения добавляли великим деятелям культуры вдохновение?
Понятие «страдающий артист» уже давно укоренилось во многих культурах, однако в ходе нового исследования творчества великих создателей искусства, ученые попытались установить действительно ли муки, психотропные препараты и лишения добавляли творцам вдохновения.
Один из ведущих ученых Калифорнийского университета считает, что болезни, различные зелья и наркотики внесли свои оттенки в работы таких великих мастеров, как Микеланджело и Винсент Ван Гог.
«Их вдохновение брало свои истоки в их физическом состоянии», - говорит Пол Вольф, профессор клинической патологии Калифорнийского университета, опубликовавший свою статью в ноябрьском номере научного журнала Archives of Pathology & Laboratory Medicine.
Так, Винсент Ван Гог является наиболее ярким примером того, как великие произведения искусства выходили из-под кисти человека, испытывающего сильные страдания и находившегося в состоянии расширенного сознания. Сегодня эксперты считают, что художник страдал биполярным расстройством - чередованием маниакальных и депрессивных фаз,- эпилепсией, а также у него была сильная зависимость от абсента, крепкого ликера, вызывающего галлюцинации.
Ученые, занимающиеся изучением его творчества, уже давно заметили, что в его работах преобладает желтый цвет. Пол Вольф считает, что у этого может быть два объяснения. Первое состоит в том, что болезни художника каким-либо образом изменили его мировосприятие. Второе, наиболее мрачное, - его пристрастие к абсенту, в состав которого входит галлюциногенное вещество туйон, вызывающее видения в желтом свете.
Случай Микеланджело Буонарроти (1475-1564 гг.), также является показательным. Помимо подагры, которая приносила ему физические муки, гений страдал также аутизмом. К такому выводу пришли ученые Тринити-колледжа в Дублине, изучившие биографию великого итальянца. Всю жизнь Микеланджело страдал от одиночества, был поглощен своими мыслями и был крайне необщителен. Очень часто люди, страдающие аутизмом, обладают необычными талантами или навыками в какой-либо конкретной сфере, например, в музыке, живописи или математике. Микеланджело же сочетал в себе все эти таланты.
Многие ученые не разделяют точку зрения Пола Вольфа и предлагают свои теории, однако в одном они сходятся: великие творцы отличались от простых смертных широтой сознания и мироощущения, что и помогло им стать великими.
Свежие комментарии