На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    https://taudok.mirtesen.ru/blog/43790995353/Sanktsiyami-protiv-rossiyskih-resursov-Zapad-zagonyaet-sebya-v-t?utm_refe...Ревность прибалти...
  • Алексей Сафронов
    Надеюсь, а скорее уверен, что умственно отсталые приЕбалты с ещё большим упорством продолжат членовредительство.Ревность прибалти...
  • Юрий Ильинов
    У нас не война, а СВО. С российской армией сражается нацистская Украина. Запад при этом устраивает нам различные подл...Ревность прибалти...

Мария Фёдоровна Романова. «Ну и мастерица ты, матушка, детей рожать!»

Мария Фёдоровна Романова. «Ну и мастерица ты, матушка, детей рожать!»

 

Говорят, когда Мария Фёдоровна узнала об убийстве супруга, то заявила окружающим её подданным:

«Я — ваша императрица! Я хочу царствовать!»

Но после гибели Павла I императорский трон наследовал его старший сын Александр. Повторить судьбу своей великой свекрови, Екатерины II, Марии Фёдоровне Романовой, урождённой Софии Марии Доротее Августе Луизе Вюртембергской, не удалось.

Невесту наследнику, как и положено, выбирала мать. Памятуя о своём происхождении, Екатерина II обратила взор на Германию и приметила там юную Софию. Но девочке ещё не было и тринадцати лет, поэтому императрица остановилась на Августе Вильгельмине Гессен-Дармштадтской. Её пригласили к российскому двору, окрестили Натальей Алексеевной и выдали замуж за наследника. Участь Натальи оказалась незавидной — она умерла при родах.

Великий князь очень страдал, и тогда сердобольная матушка показала ему портрет юной Софии. Павлу она приглянулась, и Екатерина назначила встречу, которая состоялась в Берлине летом 1776 года. Познакомившись с принцессой, Павел тут же написал матери:

«Я нашёл невесту свою такову, какову только желать мысленно себе мог: недурна собою, велика, стройна, незастенчива, отвечает умно и расторопно».

Правда, насчёт «стройной» Великий князь присочинил: современники указывали, что София с детства была крупного телосложения. Кроме того, она была выше Павла. Но наследника это не смущало — София ловко умела находиться за спиной своего мужчины. И это льстило будущему императору, который мечтал освободиться от чрезвычайной опеки матери.

Чувства молодых людей оказались взаимными, и вскоре София приехала в Россию. Её крестили в православие с именем Мария Фёдоровна, после чего выдали замуж за наследника.

Мария Фёдоровна вскоре после свадьбы. Портрет Александра Рослина.
Мария Фёдоровна вскоре после свадьбы. Портрет Александра Рослина.

 

Екатерина была довольна покорностью и почтительностью невестки. Но больше всего радовалась тому, что Мария уже через год родила первенца, что означало продолжение династии. Однако молодые на этом не остановились. За Александром последовали Константин, Николай, Михаил и шесть дочерей — Александра, Елена, Мария, Екатерина, Ольга, Анна. Из десятерых детей умерла лишь Ольга. В русской истории больше ни одна императрица не оказалась такой плодовитой. Екатерина Великая удивлялась:

«Ну и мастерица ты, матушка, детей рожать!»

Со смертью властной свекрови Мария Фёдоровна попыталась выйти из тени, однако, несмотря на её деятельную натуру, управлять страной ей не довелось бы ни при каких условиях. Сев на трон, её супруг, император Павел I, издал указ, согласно которому отныне и навсегда русский престол могли занимать только мужчины.

Для Марии Фёдоровны, возможно, в качестве утешительного приза, была создана социальная сфера — её поставили «начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц». Да и вся благотворительность теперь держалась на императрице: воспитательные дома, покинутые младенцы, больницы для умалишённых и прочие учреждения для сирых и убогих.

Она пережила своего горячо любимого супруга, любимого старшего сына и скончалась спустя три года после восшествия на престол третьего сына, Николая. Он очень почитал свою мать, а потому всячески поддержал дело, которым она занималась несколько десятилетий, организовав «Ведомство императрицы Марии», занимавшееся благотворительностью.

У Марии Фёдоровны не получилось занять российский трон, однако в её детях и внуках продолжилась династия Романовых: благодаря императрице до самого трагического финала в 1917 году больше не возникал вопрос о престолонаследии.

Портрет вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Автор Джордж Доу
Портрет вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Автор Джордж Доу

 

Википедия:👇
Мари́я Фёдоровна (Фео́доровна); до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Auguste Luise von Württemberg; 14 (25) октября 1759, Штеттин — 24 октября (5 ноября) 1828, Павловск) — принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.
Стояла у истоков Императорского человеколюбивого общества, Повивального института, училища ордена святой Екатерины, а также ряда других филантропических заведений.

 

Илья Ильф. "Литературный негр" и сокровища Валентина Катаева

 

Юрий Олеша, автор «Трёх толстяков», вспоминая об одном из своих коллег-современников, писал:

«Это эксцентрическое слово получалось из комбинации начальных букв его имени и фамилии. При своём возникновении оно всех рассмешило. К несерьёзному делу он относился с большой серьёзностью, и тут проявлялось мальчишество, говорившее о хорошей душе».

Действительно, фамилия знаменитого советского писателя Ильи Ильфа является псевдонимом, созданным из первых букв его настоящего имени – Иехиел-Лейб Файнзильберг. Родился он в Одессе – согласитесь, иначе и быть не могло – в семье небогатого служащего Арье Беньяминовича и его супруги Миндль Ароновны. Он был третьим сыном из четырёх, поэтому отец реально понимал, что дать хорошее образование всем детям у него явно не получится.

Основные надежды он возлагал на старшего. Но тот, отучившись в гимназии, а затем в коммерческом училище, так и не реализовал мечты отца – стал не бухгалтером, а художником. Да ещё и укатил во Францию. Расстроенный отец взялся за второго, но и в этом случае история в точности повторилась. Илью, то есть Иехиела-Лейба он отправил уже не в коммерческое, а в ремесленное училище.

Правда, одну деталь отец проморгал. Не заметил томик Чехова, который Илья повсюду носил с собой и читал под партой на занятиях. Однако по завершении учёбы, сменив несколько мест работы, молодой человек таки стал бухгалтером. Но ненадолго.

Когда Илье исполнилось 23, он «обрадовал» отца тем, что его призвание – литература, а службу он оставляет. Ильф придумывает себе псевдоним и постепенно начинает писать, работая в юмористическом журнале «Синдетикон». Вероятно, было в его характере что-то стальное: во всех знакомых поселилась уверенность, что раз уж Илья решил, то обязательно станет знаменитым писателем. Так, в сущности, и вышло: он стал его «половиной», недостающей частью оказался Евгений Петров.

Настоящая литературная жизнь бурлит в столице. Так подумал Ильф и отправился покорять Москву. Это ему удалось с лёгкостью: молодой, элегантный, с аристократическими манерами, одетый в узкое длинное пальто, с пёстрым шарфом на шее. Образ дополняло английское пенсне. Неудивительно, что знакомые называли его «нашим лордом».

В Москве Ильф сразу устраивается в «Гудок», где в это время блистают Олеша, Булгаков, Зощенко, Паустовский. Параллельно публикуется в «Литературной газете», «Вечерней Москве», «Правде». Его фельетоны и очерки обретают популярность.

В это же время, но в других изданиях, дебютирует ещё один сатирик, которого сегодня мы знаем под именем Евгения Петрова. На самом деле это Евгений Петрович Катаев, младший брат Валентина Катаева, уже достаточно известного писателя. Последнего в этот момент обуревают интересные желания: познакомившись с биографией Дюма-отца, он понял, что можно использовать труд «литературных негров», а самому при этом особо не напрягаться. В качестве своих подсобных он предполагал использовать своего брата и Илью Ильфа, уже сделавшего себе имя.

Валентин Катаев познакомил молодых людей и дал им идею о сокровищах, спрятанных в стуле, а сам отправился отдыхать.

По возвращении Илья и Евгений прочитали ему то, что у них получилось, и Катаев-старший вынужден был признать, что это их собственное произведение, где от его первоначального замысла остались лишь стулья и драгоценности. Так творческий тандем стал знаменит на весь мир. Самые известные произведения написаны ими в соавторстве, хотя Ильф писал и в одиночку.

Он умер после продолжительной болезни в 39 лет. Стоя над его могилой Евгений Петров отметил:

«Это и мои похороны».

Он пережил своего товарища всего лишь на пять лет, причём в это время практически перестал писать.

Саша Чёрный: стихи и табличка на память

На фото: Саша Черный, 1900 год.
На фото: Саша Черный, 1900 год.

 

Известный поэт Саша Чёрный при рождении получил совсем другое имя — его звали Александр Михайлович Гликберг. В семье одесского провизора росли пятеро детей. Будущий поэт был жгучим брюнетом, а потому домашние называли его «чёрным». Впоследствии это прозвище станет псевдонимом.

Чтобы дать сыну образование, отец крестил его в православной вере, однако в гимназии Александр так и не доучился. По какой-то причине порядки заведения пришлись не по душе мальчику, он убежал из дому и стал бродяжничать.

Родители от него отказались. Об этой истории узнал поэт и очень милосердный человек Константин Роше, который взял Александра к себе в Житомир. Он воспитывал юношу в любви к искусству, в частности, к поэзии, помог с образованием и развил в Саше творческие способности.

Два года молодой человек прослужил в армии, а вернувшись в Житомир, начал сотрудничество с прессой. Перебравшись в Петербург, Александр публикует свои стихи в известных журналах под псевдонимом Саша Чёрный.

К.И. Чуковский, с которым у поэта сложились дружеские отношения, вспоминал один случай. К Александру, когда его узнавали на улицах, обращались исключительно «Саша».

«Чёрт меня дёрнул придумать себе такой псевдоним! — сердился поэт. — Теперь всякий олух зовёт меня Сашей».

По словам Корнея Ивановича, Чёрный не терпел фамильярности. Но вот однажды Чуковский услышал, как десяток ребятишек звонко кричит: «Саша, Саша!» И поэт совершенно спокойно, даже с удовольствием откликался на эти призывы. Он катал детвору на лодке по каналу, и все от этого получали несказанную радость.

Несколько лет Чёрный провёл за границей, а по возвращении устроился на работу в «Сатирикон». Однако, по мнению всё того же Чуковского, он резко выделялся на фоне остальных сотрудников журнала:

«Худощавый, узкоплечий, невысокого роста, он, казалось, очутился среди этих людей поневоле и был бы рад уйти от них, подальше. Он не участвовал в их шумных разговорах и, когда они шутили, не смеялся».

И действительно, поэт переходит в «Современник», а потом и вовсе обращается к новому для себя жанру — поэзии, а затем и прозе для детей. Нежность и доброта, озорство и лёгкая грусть — этими чувствами проникнуты его детские произведения. Большая их часть написана в эмиграции — после революции и Гражданской войны Чёрный покинул Россию — и служит сохранению родного языка за рубежом.

 

Жестокий бог литературы!

Жестокий бог литературы!
Давно тебе я не служил:
Ленился, думал, спал и жил,-
Забыл журнальные фигуры,
Интриг и купли кислый ил,
Молчанья боль, и трепет шкуры,
И терпкий аромат чернил…

Но странно, верная мечта
Не отцвела — живет и рдеет.
Не изменяет красота —
Всё громче шепчет и смелеет.
Недостижимое светлеет,
И вновь пленяет высота…

Опять идти к ларям впотьмах,
Где зазыванье, пыль и давка,
Где все слепые у прилавка
Убого спорят о цветах?..
Где царь-апломб решает ставки,
Где мода — властный падишах…

Собрав с мечты душистый мед,
Беспечный, как мечтатель-инок,
Придешь сконфуженно на рынок —
Орут ослы, шумит народ,
В ларях пестрят возы новинок,-
Вступать ли в жалкий поединок
Иль унести домой свой сот?..

Год написания: 1912

Саша Черный с супругой.
Саша Черный с супругой.

 

Вместе с супругой Марией Ивановной Александр Михайлович переехал сначала в Берлин, а затем в Париж, где поддерживал отношения с другими русскими эмигрантами.

Он умер внезапно в возрасте 52 лет. У соседей случился пожар, и поэт, не раздумывая, бросился им на помощь. Уже дома, когда всё закончилось, у Александра произошёл сердечный приступ. Хотя, в некоторых источниках утверждается, что это вымысел.

Из воспоминаний:

«…Он был похоронен с русской истовостью, за его гробом не шло ни одного равнодушного, мечтающего об окончании „церемонии“. Дай Бог каждому из нас к концу жизни заслужить такую любовь». (Станюкович Н. Саша Черный // Дальние берега: Портреты писателей эмиграции)
Фото из архива.

Где похоронен поэт, сейчас, увы, неизвестно. По законам городка Борм-ле-Мимоза в Провансе, где оборвалась его жизнь, захоронения, которые длительное время никто не оплачивает, передаются в аренду другим лицам, способным нести расходы.

Говорят, что Саша Черный просил когда-то Создателя дать ему после смерти «исчезнуть в черной мгле». Воистину, думай, чего просишь. Как и могила поэта, так и его бесценный архив, канули в "черную мглу".

Мария Ивановна пережила мужа почти на 30 лет, она скончалась 13 июля 1961 года [в возрасте 90 лет] и была похоронена на юго-востоке Франции, в департаменте Вар. Спустя ещё полтора десятка лет на её могиле появилась памятная табличка с именем Саши Чёрного — память поэта была увековечена.

Но есть еще версия, что Мария Ивановна умерла в доме престарелых (а Дом-община по сути и был им) и поэтому была захоронена в так называемых fosse commune — общих могилах. (Именно такой была участь, например, поэта Георгия Иванова, скончавшегося в 1958 году в том же Йере.). А значит, что и никакой таблички по сути и нет.

 

Издания

  • Первое знакомство. — Берлин, 1923.
  • Чёрный С. Избранная проза / Сост., послесловие и комм. А. С. Иванова. — М.: Книга, 1991. — 432 с. (Из литературного наследия)
  • Чёрный С. Собрание сочинений в пяти томах. — М.: Эллис Лак, 1996. — ISBN 5-7195-0044-8
  • Чёрный С. Избранное / Сост. В. М. Рошаль. — СПб.: ТОО Диамант, 1997. — 448 с.
  • Чёрный С. Детский остров / худ. С. А. Коваленков. — М.: РИПОЛ классик, 2013. — 80 с. — (Шедевры книжной иллюстрации «mini»). — ISBN 978-5-386-04815-0, УДК 821.161.1, ББК 84(2Рос=Рус)6-44, Ч-49.

 

Кому и зачем нужна классика в современных школах?

Размышление на тему

Когда я училась в школе, мне часто приходила в голову мысль: а как становятся классиками? Мне представлялось, что есть некий институт, выпускники которого получают диплом писателей. Ну а «классик» – это нечто вроде звания, как генерал, главный врач или что-то в этом духе.

Став взрослой, я поняла, что всё не так просто. Кто будет признан классиком, а чьи книги забудутся уже через пять или десять лет, с ходу не определишь.

Есть лишь один критерий, который никогда не подводит. Ситуации, описываемые в классических произведениях, не устаревают и остаются актуальными в любую эпоху, хотя бы в общих чертах.


Почему я вдруг принялась рассуждать на эту тему? В последнее время на просторах Интернета появляется всё больше статей о том, что детям трудно читать книги по школьной программе. Они их не понимают и не принимают, так как мир, в котором живут современники, отличается от описанного Толстым, Достоевским и другими великими литераторами.

Более того, в ряде стран уже отменили обязательное прочтение подобных произведений, рекомендуя к изучению современные истории.

С одной стороны, сложно отрицать факт непонимания. Но, с другой стороны, откуда взяться пониманию, если мальчишки и девчонки с детства живут в изолированной реальности XXI века, понятия не имеют, каким было детство хотя бы их собственных родителей, и искренне задают вопросы бабушкам и дедушкам:

«Доводилось ли им обедать с Пушкиным? Встречались ли им динозавры?».

Ибо всё, что случилось до появления Интернета, в мозгах многих ребят, с головой погружённых в сеть, выглядит едва ли не античностью и совершенно одинаково, вне зависимости от эпохи.


В результате я пришла к выводу, что чтение классики, пусть и даётся с огромным трудом, но именно сейчас необходимо, как никогда. Так и только так дети научатся проводить параллели между историческими периодами и установят связи со старшими поколениями. А, кроме всего прочего, они убедятся: все истории, описанные в произведениях из школьной программы, по-прежнему случаются.

Просто вместо бумажных писем Ромео будет слать Джульетте сообщения в мессенджерах, а вместо дуэньи парочку будет сопровождать на прогулке лучшая подружка.


Не убедила? Тогда давайте ещё поищем аналогии. Онегин и Татьяна. Есть ли такие пары сегодня? Да сколько хочешь! У каждой девушки была первая любовь, и многие пережили болезненный удар от равнодушия избранника или его предательства.

Но немало женщин, столкнувшись с бывшим милым лет через десять, видели в его глазах заинтересованность. Может быть, в сердцах повзрослевших Татьян и вспыхнула прежняя искра, но лишь на миг. Ведь «я другому отдана и буду век ему верна». Не правда ли?


А проблема Раскольникова неужто утратила свою актуальность? Нет, я не про убийство бабушек, владеющих квартирами. Хотя и такое, как мы знаем из новостей, случается сплошь и рядом. Я о том, что привело к столь печальным последствиям. О конфликте между социальными слоями, о мелком жемчуге в одних домах и жидком супе в других.

Сколько людей готовы пойти на всё, лишь бы вытащить себя из непробудной нищеты, а любые действия, направленные против тех, кому повезло больше, воспринимаются ими как нормальные и заслуженные?

Вечно мечущиеся Анны Каренины обитают в каждом подъезде, да по пять штук на этаже. И муж удобен, и любовника хочется, и вообще – загляните в мой Инстаграм, посмотрите, какая я несчастная, и пожалейте. Остаётся лишь радоваться, что у большинства таких Анют сегодня нервы покрепче, и под поезда, чуть что, они бросаться не спешат.


Это единичные примеры, а таких можно привести десятки. Лежат на диванах перед телевизорами Обломовы XXI века. Собирают старьё, захламляя шкафы и узкие коридоры «хрущёвок», новые Плюшкины.

Разбивают девичьи сердца модные денди, или попросту герои нашего времени. А люди, создавшие их бессмертные образы, где бы они ни находились сейчас, наверняка хотели бы, чтобы примеры, оставленные ими в веках, послужили предостережением юным леди и джентльменам, дабы не пытались они без острой на то нужды выяснить, «почему же люди не летают, как птицы».

Если всё это вычеркнуть, шедевры мировой литературы убрать из школы и переключиться на Гарри Поттеров, жить мы будем... снова по классике, но уже по Грибоедову:

Ну вот! великая беда,

Что выпьет лишнее мужчина!

Ученье – вот чума, учёность – вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

На многих сайтах нашла цитату, но ни на одном не указан источник. А цитата - класс!

Для меня смысл жизни в том, чтобы постоянно совершенствоваться и узнавать что-то новое. Поэтому я люблю перечитывать классиков, чтобы найти в их словах что-то новое для себя. Многим стоит поучиться так же смотреть на жизнь.

 

«Джейн Эйр»: поход на викторианскую эпоху

16 октября 1847 года был впервые опубликован культовый роман, входящий в десятку самых популярных произведений мира "Джейн Эйр".

Викторианская эпоха в Англии ознаменовалась сменой духовных и общественных ценностей, сделав основой трудолюбие, хозяйственность, благочестие и крайнее пуританство в личной и семейной жизни, что, скорее, приводило к ханжеству и лицемерию. Именно в это время живёт и творит Шарлотта Бронте.

Портрет Шарлотты Бронте. Источник weekend.rambler.ru
Портрет Шарлотты Бронте.

 

Первые литературные опыты начинающей писательницы оценивают, конечно же, мужчины-издатели и намекают: негоже даме увлекаться творчеством, больше времени стоит уделять непосредственно женским обязанностям.

Поэтому свой первый роман «Джейн Эйр» Шарлотта издаёт под мужским псевдонимом. Но критика всё равно воспринимает его по-разному. К тому же скоро становится понятным, что автор произведения — женщина.

Впервые роман был опубликован в 1847 году лондонским издательством Смит, Элдер и Ко (Smith, Elder & Company) под заглавием Jane Eyre: An Autobiography; имя автора было скрыто под псевдонимом Каррер Белл (Currer Bell). Сразу же после публикации книга заслужила любовь читателей и хорошие отзывы критиков, включая Уильяма Теккерея, которому Бронте посвятила второе издание. (Википедия)
Впервые роман был опубликован в 1847 году лондонским издательством Смит, Элдер и Ко (Smith, Elder & Company) под заглавием Jane Eyre: An Autobiography; имя автора было скрыто под псевдонимом Каррер Белл (Currer Bell). Сразу же после публикации книга заслужила любовь читателей и хорошие отзывы критиков, включая Уильяма Теккерея, которому Бронте посвятила второе издание. (Википедия)

 

На мнение знаменитого уже в то время писателя Уильяма Теккерея, это, конечно, не повлияло — он радостно и восторженно принял роман, а Шарлотту назвал «крохотной, суровой Жанной д’Арк, идущей на нас походом, чтобы укорить за лёгкость жизни, лёгкость нравов».

Но вот многие другие, в том числе и те, кто ранее хвалил произведение, ополчились на него, упрекая в вульгарности и безнравственности.

Подлил масла в огонь и подзаголовок — «Автобиография». Читатели были уверены, что все описанные в романе события произошли с автором. Однако со стороны Бронте это был, как бы мы сейчас сказали, грамотный маркетинговый ход, который сработал — книги на магазинных полках не задерживались.

Тем не менее, говорят исследователи творчества писательницы, не всё в её романе выдумка. Придумывая сюжет, она опиралась на вполне конкретную жизненную историю некой гувернантки в одном богатом доме. Там же служил и молодой человек, с которым её связали нежные чувства.

Их свадьба осталась бы незамеченной, если бы не одно обстоятельство: мужчина уже был женат, но скрывал этот факт, потому что его первую супругу признали душевнобольной.

Не забываем, что дело происходит в викторианской Англии, и разводы там практически невозможны. И даже если в частном порядке этого удавалось добиться, то стоило это очень дорого и процесс мог растянуться на несколько лет. Вот молодой человек и решил, что больная жена не является помехой для новых отношений.

Но шила в мешке не утаишь, и вскоре эта неприглядная история стала достоянием общественности. А она, как водится, заклеймила позором именно женщину, уже успевшую родить в законном, как она считала, браке.

Шарлотту такое бесправное положение женщин возмущало. И ответом ханжескому обществу стал её роман, который многие исследователи считают феминистским. В частности, кандидат культурологии Д.В. Суворов отмечает:

«Её роман “Джейн Эйр” (во многом автобиографический) был напечатан и раскуплен в рекордно короткие сроки — и произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Книга породила настоящую феминистскую волну в литературе; главная героиня романа ассоциировалась с самой Шарлоттой Бронте — тем более что писательница была такой же сильной и независимой личностью, как и её Джейн».

Чем сильнее сжимаешь пружину, тем с большей силой она распрямится. И унизительное положение женщин, в которое они были поставлены во время правления королевы Виктории, искало выход в протесте, причём деятельном. В уста Джейн Эйр писательница вложила собственные мысли по этому поводу:

«Когда нас бьют без причины, мы должны отвечать ударом на удар — иначе и быть не может — притом с такой силой, чтобы навсегда отучить людей бить нас!»

К таким мыслям Бронте могла подтолкнуть и собственная судьба — и многие уверены, что именно случай из её жизни стал основой для книги. Работая в пансионе, она влюбилась в женатого преподавателя, мужа директрисы. Но та — дама властная и горячая — устроила скандал и выгнала Шарлотту.

Но теперь уже неважно, что послужило отправной точкой для написания романа. Он стал популярным не только у читателей, но и у любителей кино. Книга много раз экранизировалась, а роль независимой Джейн в разные годы исполняли известные актрисы.👇

Вирджиния Брюс — 1934 г. Чёрно-белый фильм «Джейн Эйр». Режиссёр Кристи Кабанне.

Джоан Фонтейн — 1943 г. Чёрно-белый фильм «Джейн Эйр». Режиссёр Роберт Стивенсон.

Камаль — 1952г. Чёрно-белый фильм «Бессердечный». Режиссёр Р. К. Талвар.

Сюзанна Йорк — 1970 г. Фильм «Джейн Эйр». Режиссёр Делберт Манн.

Сорча Кьюсак — 1973 г. Телесериал «Джейн Эйр». Режиссёр Джоан Крафт.

Зила Кларк — 1983 г. Телесериал «Джейн Эйр». Режиссёр Джулиан Эмьес.

Шарлотта Генсбур — 1996 г. Фильм «Джейн Эйр». РежиссёрФранко Дзефирелли.

Саманта Мортон — 1997 г. Фильм «Джейн Эйр». Режиссёр Роберт Янг.

Рут Уилсон — 2006 г. Телесериал «Джейн Эйр». Режиссёр Сюзанна Уайт.

Миа Васиковска — 2011 г. Фильм «Джейн Эйр». Режиссёр Кэри Фукунага.

Картина дня

наверх