Вы не детища тьмы иль света.
Вы лишь сила. Вы вне морали.
Хоть не все осознали это.
И узнают еще потомки,
Благородные лорды стали,
И узнают они о том, как
Вы в сражениях умирали!
Новые посетители форума задают всё те же, старые вопросы. Не знаю, откуда берется это заблуждение о неэффективности крупных высокозащищенных кораблей, но за героев прошлого становится обидно.
Сражались, побеждали, истекали кровью, чтобы спустя век доморощенные “эксперты” разом записали всех в негодный хлам. Среди избитых штампов — “простояли в базах”, “их берегли и не пускали в море”, “их перестали строить”. Что ж, начнем, пожалуй, с последнего.
Гигантов любили все, но в особенности американцы.
С момента вступления в войну США построили 24 высокозащищенных боевых корабля, в т.ч. 8 линкоров, 2 линейных крейсера и 14 тяжелых крейсеров (ТКр) типа “Балтимор”.
При чем здесь тяжелые крейсеры? Ха, при том, что “Балтимор” был на два метра длиннее линкора “Саут Дакота”. Человек, имеющий лишь общие представления о ВМФ, вряд ли вообще отличит такой крейсер от линкора.
Как рождались такие гиганты? В отличие от довоенных “уродцев”, ТКр военных лет строились при отсутствии международных ограничений, в результате “вымахали” до невиданных размеров и боевой мощи. Имели размеры по 17—20 тыс. тонн. Между прочим, это полное водоизмещение того самого, легендарного “Дредноута” (только, если их поставить рядом, “Балтимор” оказался бы на 40 метров длиннее).
Конструктивно ТКр и ЛК различия все же имели: калибр у линкора больше, броня у крейсера тоньше. Однако с позиции наших дней что тот, что другой имели запредельную боевую стойкость. А создание таких кораблей было настоящим научно-техническим подвигом. Сил и средств на их постройку не жалели. Вкладывались в них по полной.
Что до официальной классификации, то её можно выбросить в мусор. Смотрите на реальные ТТХ, а не на наклейки.
Кто-то напомнит о различиях в тактическом применении. Да бросьте! В годы Второй мировой ТКр и ЛК всегда ходили “за ручку”, часто попадая под перекрестный огонь друг друга. Примерно так, как на представленной иллюстрации (поход “Бисмарка” и ТКр “Принц Ойген”).
Вспомните, кто терзал “Саут Дакоту” в ночном бою у Гуадалканала (большая часть попаданий — 203 мм снаряды японских крейсеров). Или состав разношёрстого японского соединения, прорывавшегося с боем в залив Лейте. Высокая огневая мощь, скорость и исключительная стойкость к боевым ранениям позволяли им действовать в едином строю.
У крейсеров и линкоров было больше общих черт, чем различий. И говоря об одних, надо как-то учитывать существование других. Все они были чудовищно велики, дороги и сложны. Пусть кто-то больше, кто-то меньше. Линкоры также различались размерами порой в два раза (30 тыс. тонн у “Куин Элизабет”, 45 тыс. тонн у “Литторио”, 70 тыс. тонн у “Ямато”), однако их все равно причисляют к единому классу “бэттлшипов”. Так почему здесь не участвуют пусть меньшие по размерам, но не менее сложные в техническом отношении корабли?!
Если оторваться от привычных классификаций, можно говорить о т.н. “плавучих крепостях”. К которым можно отнести все крупные высокозащищенные корабли с преимущественно артиллерийским вооружением, рожденные в период Перовой мировой, между обеими войнами и во время Второй мировой войны.
Идём далее.
Осознав никчемность “плавучих крепостей” на примере Перл-Харбора, американцы продолжали строить такие корабли на протяжении всей войны. И строили позже: за серией “Балтиморов” последовали еще более грозные “Орегон-Сити” и “Де Мойн”. А также легкие крейсера типа “Вустер”, которые оказались еще крупнее и длиннее самого “Балтимора”! Моряки с иронией прозвали этих монстров “ну очень большие легкие крейсера” (еще одно подтверждение того, что официальная классификация — зачастую ложь). Уникальной особенностью “Вустеров” была горизонтальная (палубная) защита, превосходившая по массе все бронепояса, траверзы и барбеты: корабль создавался для противостояния средствам воздушного нападения.
Вернемся, однако, к основной теме нашего разговора. Неожиданно выяснилось, что “плавучие крепости”, все же строились. И строились они в неприлично больших количествах. Настолько больших, что когда окончилась война, победители просто не знали куда их девать. Часть сдали в резерв. И, естественно, прекратили строить новые корабли — до прихода эры ракетного оружия.
Уважаемый читатель, разумеется, не поверит и набросится с критикой. Ведь в разгар войны, никто, кроме США, линкоры не строил. Что вполне естественно. Все развитые державы построили свои линкоры и ТКр еще ДО войны. А потом сил и ресурсов у них, конечно же, не было.
Королевский флот
Британия перед самой войной ввела в строй пять новых ЛК типа “Кинг Джордж V”. В состав “боевого ядра” флота также входили относительно свежие “Нельсоны” обр. 20-х гг. и легендарный 270-метровый линейный крейсер “Худ”. И это еще не все.
В период между мировыми войнами англичане привели к более-менее современным стандартам ЛКР “Ринаун” и “Рипалс” (модернизировались так серьезно, что получили на флоте прозвища “Ребилд” и “Рипэйр” — “перестройка” и “ремонт”).
Также обширную модернизацию прошли пять линкоров “Куин Элизабет” с 15-дм. пушками главного калибра. Выдающийся был проект. “Куины”, принадлежавшие эпохе Первой мировой, оказались настолько круты, что могли уверенно сражаться с линкорами 30-х гг. Время, конечно, брало своё — у “Куинов” выявились проблемы (скорость, ПТЗ), но огня и защиты в надводной части борта им было не занимать.
Итого: 15 готовых к бою морских монстров (разумеется, не считая остальных, не успевших пройти модернизацию посудин, оставшихся со времен ПМВ).
Тяжелых крейсеров, о которых имело бы смысл упоминать в рамках данной статьи, у англичан не было. Все довоенные проекты — заведомо ослабленные “вашингтонцы”, кое-как ужатые в ограниченные 10 тыс. тонн стандартного водоизмещения. Это не “Зара”, не “Хиппер” и не “Могами”.
Кригсмарине
Немцы тоже не сидели без дела, родив за предвоенные годы четыре линкора и еще три экзотических “больших крейсера” с калибром орудий 280 мм, получивших ироническое прозвище “карманные линкоры”.
В дополнение к этим уродцам фашисты заложили ещё пятерку тяжёлых крейсеров типа “Адмирал Хиппер”. Настолько тяжёлых, что их экипажи (1400-1600 чел.) превзошли по численности экипажи линкоров эпохи Первой мировой. На каждом немецком крейсере служило больше народу, чем на геройски погибшем “Худе”! Ставки были велики.
Никто не думал, что немцы смогут так скоро восстановить свой флот. Их не принуждали к подписанию международных соглашений, предписывающих строгие ограничения на водоизмещение кораблей. В результате, фашисты построили действительно громадные крейсеры, превосходившие своих ровесников-”вашингтонцев” в среднем на 4000 тонн.
Как и полагается всем немецким “вундервафлям”, крейсеры имели избыточно сложную конструкцию. В абсолютных ценах 30-х гг. “Хиппер” стоил в 2,5 раза дороже, чем британский тяжелый крейсер типа “Лондон”.
Весь резерв водоизмещения был истрачен впустую. Почему? Об этом надо спрашивать самих немецких “сверхчеловеков”. Например, американцам удалось построить в тех же габаритах гораздо более сбалансированные крейсеры. Конечно, шесть лет разницы в возрасте, но сравнивать “Хиппер” с “Балтимором” просто стыдно (при том, что “Балтимор” — просто развитие довоенных проектов, лишенный искусственных ограничений, которых у немцев не было изначально).
Тем не менее, средства были истрачены. Громадные корабли построены (4 + 1 недостроенный “Лютцов” продан в СССР). С современной точки зрения, несмотря существование еще более совершенных конструкций, “Хипперы” были научно-техническим свершением. Итого на начало войны у фашистов было 11 современных “плавучих крепостей”. Весьма скромно даже по европейским меркам.
Regia Marina
В Италии к морской войне готовились серьезно. Красой и гордостью Regia Marina стали три новейших линкора типа “Литторио”. Скромный по мировым меркам, ничем не выдающийся проект, обладавший тем не менее всеми преимуществами крупного сверхзащищенного корабля.
Также итальянцы применили творческий подход, модернизировав пять старых линкоров эпохи Первой мировой. Работа была проведена серьезная, мощность силовой установки линкоров увеличилась на 300%. Понятно, к каким обширным изменениям в конструкции привели подобные эксперименты. Снимались башни, ставились бронелисты, модернизация старого “Чезаре” вышла, как половина стоимости постройки нового “Литторио”. Зачем они это делали? У итальянцев в голове всего две извилины, и те — спагетти. Модернизация не сделала “стариков” хоть сколько-нибудь равными новым линкорам. Хотя и повысила их боевые возможности весьма значительно.
В межвоенный период в Италии были построены еще четыре высокозащищенных корабля, ТКр типа “Зара”. Договорные “вашингтонцы”, выгодно отличавшиеся от зарубежных ровесников недюжинной броневой защитой. Совместить защищенность с высокой скоростью и классическим вооружением ТКр той эпохи удалось за счет явного нарушения условий вашингтонского договора. Все это приводило к весьма забавным последствиям.
Одна из “Зар”, зайдя на аварийный ремонт в Гибралтар, не поместилась в док — куда, по документам, должна была встать без проблем. Как говорят в Интернете, эпичный провал. Англичане узнали правду, но было уже поздно.
Итого, на начало войны у итальянцев имелось целых 12 “плавучих крепостей”.
Императорский флот
Япония стоит на краю мира, но её технологический уровень опережает многих. В начале войны доблестные сыны Аматэрасу воздвигли две неприступные крепости в океане — линкоры типа “Ямато”. А перед тем, в 1920-м г., еще раз удивили всех, построив первый в мире тип линкора с 16-дм. главным калибром — великий “Нагато”.
Помимо этой “великолепной четверки”, к моменту Перл-Харбора у японцев имелось еще восемь модернизированных линкоров и линейных крейсеров эпохи ПМВ (“Фусо”, “Исэ” и не имевший никакого отношения к африканской стране, линейный крейсер “Конго”). Прошедшие модернизации линкоры было не узнать: японцы шутя ставили них 10-этажные надстройки, попутно изменяя вооружение, ГЭУ и схему бронирования линкоров.
Тяжелые крейсеры были особой гордостью Императорского флота. Они принесли на своих палубах немало громких побед и в большинстве продержались до последних месяцев войны.
Стоит выделить 12 крейсеров, четырех проектов: “Миоко”, “Такао”, “Могами” и экзотический “Тонэ”. Более ранние типы (“Фурутака” и “Аоба”) слишком легки и примитивны, потому к разговору не относятся.
Дюжину самураев можно отнести к высокозащищенным кораблям с некоторой натяжкой: их защита была явно слабовата, на фоне остальных кораблей, упомянутых в данной статье. Хотя даже в том виде японские ТКр демонстрировали исключительную боевую стойкость, недостижимую для современных кораблей. Мощнейшее торпедно-артиллерийское вооружение — по этому параметру самураи превзошли всех своих оппонентов. Силовые установки с мощностью больше, чем у линкоров. Скорость 35 узлов. Экипажи численностью 1000+ человек. Все указывает, что перед нами очередная армада “морских крепостей” с перебалансированными характеристиками в сторону скорости хода и огня.
Как это все помещалось в установленные 10 тыс. тонн? Да никак. Японцы мухлевали, как могли: поначалу никто не обрати внимания, что ватерлиния “Могами” проходит не там, где должна быть, борт излишне высоко возвышается над водой (корабль конструктивно недогружен). С началом войны японцы сорвали маски и поставили на крейсер, вместо шестидюймовок, новые башни с 8-дм. “бабахами”. На это проект “Могами” рассчитывался изначально.
Всего у японцев было 26 крупных защищенных кораблей, а их флот на состоянию на 1941 г. был сильнейшим в мире.
Ну тупыыые...
Единственные, кто “пинал вату” в межвоенный период, были янки. Последний свой линкор там заложили в годы Перовой мировой, а потом целых 15 лет не делали ничего. Видимо, надеялись на силу своей дипломатии, сковавшей Японию оковами морских договоров (ведь японцы не от хорошей жизни возились со ржавыми линкорами ПМВ, вместо постройки новых кораблей).
К началу войны ВМС США пришли в удручающем состоянии — с грудой “стандартных линкоров”, чей калибр и низкая скорость хода (21 уз.) не позволяли им эффективно действовать в условиях новой эпохи.
Впрочем, проснулись янки достаточно быстро, выстроили перед самой войной пару ЛК “Норт Кэролайн” и дальше наверстывали упущенное с небывалой быстротой.
Эпилог. Выводы.
А) Крупные, хорошо защищенные надводные корабли имелись в достаточных количествах в составе флотов всех развитых стран.
Б) Те, кто мог, строили такие корабли в течение всей войны и даже после окончания ВМВ.
В) ТКр и ЛК занимали свою тактическую нишу. Защищенные корабли не утратили актуальности с появлением авиации (скорее, как показала практика, наоборот). Они единственные, кто мог продержаться под усилившимся огнем противника.
О том, как воевали морские гиганты, будет рассказано во второй части материала о “морских крепостях”. Не боясь убить интригу, скажу сразу: воевали они славно.
Или кто-то всерьез думал, что эти величественные мастера обороны, ПВО и дальнего боя скромно стояли в сторонке? Наделенные немереной силой, несгибаемые и живучие, словно терминаторы, они не боялись ничего и шли туда, где любой “одноразовый” легкий крейсер/лидер/эсминец не смог бы пройти и десятка миль. Об их возможностях было прекрасно осведомлено командование, потому их отправляли в самое пекло.
Свежие комментарии