Геоглифы плато Наска и Пальпа: на краю забвения
Плато Наска располагается недалеко от одноименного города. И является одним из самых засушливых мест Южной Америки. Здесь, как и на соседнем плато Пальпа, почти не выпадает осадков, что позволило сохранить уникальный культурно-исторический памятник - геоглифы плато Наска.
Думаю, что феномен насканских геоглифов известен многим, поэтому долго останавливаться на их описании не буду. Скажу только, что создано большинство из них при помощи снятия верхнего слоя грунта на глубину до 30-40 сантиметров. Размер самих рисунков и линий разнообразный: от нескольких метров до нескольких километров. Причем, если рисунков известно несколько десятков, то количество линий составляет несколько тысяч. По разным данным от 13 до 30 тысяч.
Геоглифы известны и за пределами плато Наска и Пальпа. Не только в Перу, но и в соседних Чили, Эквадоре и вроде даже Боливии, но то ли их число там было сильно меньше, то ли особенности климата не позволили им сохраниться. А скорее, и то, и другое.
Уникальность плато Наска и Пальпа подарило возможность создателям геоглифов сохранить их творчество на века, а может и больше, поскольку до сих пор доподлинно неизвестно, какая именно культура и зачем создавала этот шедевр.
Ряд археологических находок косвенно говорит о том, что часть геоглифов могла быть сделана индейцами в промежутке между 400 годом до нашей эры до 600 года нашей эры. Но имеют ли культуры наска и паракас отношение к созданию всех геоглифов - неизвестно. И некоторая их часть может быть древнее.
Пусть читателя не смущает столь немалое количество лет, в течение которых могли сохраниться наземные рисунки. Даже обычный след человека остаётся здесь, минимум, на протяжении нескольких лет. Так один знакомый, самостоятельно исследовавший Наску с разницей в несколько лет, ходил по плато по своим же следам, оставленным в прошлую поездку.
Загадку Наски и Пальпы пытались решить многие умы. Например, немецкая исследовательница Мария Райхе, переехав в Перу, посвятила этому всю свою жизнь, но так и не приблизилась к разгадке.
Мы прибыли в аэропорт Наски ранним утром. Выбрав себе для полёта малый двухместный самолет, где кроме нас, было еще только два пилота. Несмотря на ранний час, перуанское солнце уже прилично нагрело стальную птицу, что до нее даже прикасаться было сложно. Пилоты предупредили, что будет трясти, но обещали за двухчасовой полет показать всё самое интересное и не слукавили.
Вообще сверху оба плато похожи на след уходящего в океан селевого потока. Так это или нет пока сказать сложно, но состав насканского грунта намекает именно на это. Последнее сильное цунами, как считается, приняло на себя западное побережье Чили и Перу, ориентировочно, три тысячи лет назад. Но является ли именно оно причиной появления столь причудливого рельефа - вопрос открытый.
Нас действительно трясло и качало, особенно при взлете. Но как только появились геоглифы, я вообще перестал на это внимание обращать. Потом самолет стал закладывать крутые виражи, чтобы лучше рассмотреть геоглифы. После такого тряска при взлете вообще показалась детским утренником.
Геоглифы практически не видно с земли. Ты можешь идти по ним, если забрел в закрытую зону, и даже не заметить этого. Для того, чтобы можно было их лицезреть, не поднимаясь в воздух, рядом с шоссе построили специальные вышки. Есть возможность смотреть на них еще и с некоторых холмов, но тогда есть высокая вероятность, что твои следы также сохранятся на долгие годы. В общем, ходить по культурному наследию нельзя, и это пресекается всячески. Но некоторые всё же умудряются проникнуть вглубь плато.
Вопреки ряду громких заявлений, геоглифы Наски и Пальпы практически не видны с орбиты, и лучше всего их наблюдать именно с борта самолёта или воздушного шара. Подобная высота позволяет видеть не только обычные линии, но и те, что проложены по сложному рельефу. То есть, когда на пути линии появляется холм или, наоборот, овраг, линия продолжается, не теряя своей направленности. А сверху кажется прямой.
Кстати, именно из-за этого был проведен эксперимент с воздушным шаром. Его организаторы предположили, что индейцы могли быть первыми воздухоплавателями. В результате, из тряпья и палок был создан воздушный шар, который даже взлетел. То есть, эксперимент оказался, в целом, удачным. Вот только археологическими находками такие возможности древних перуанцев не подтверждаются.
Вообще, на протяжении всего полёта из головы не уходила мысль, что я нахожусь где-то не стыке реальностей. То, что я видел внизу, сложно поддается осмыслению. Я не знаю, кто и когда расчертил пустыню на западном побережье Перу. Но я точно знаю, что думал этот кто-то иначе.
Какими бы мотивами не была вызвана необходимость нанесения тысяч линий и рисунков, их одновременная простота и сложность наводили на мысли о том, как мало мы знаем о самих себе, о наших предках и нашей истории. Как много всего затерялось в небытие с падениями самых разных культур и цивилизаций. И кем были бы мы сегодня, если развитие человечества шло постепенно, а не было похоже на американские горки. С той лишь разницей, что для некоторых культурно-цивилизационных «вагонеток» падение означает не последующий рывок вверх, а забвение.
Свежие комментарии