На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Укры вредят: "СИ Сергей Иванютин 4 МАЯ, 8:11 фоменкО, никто не сомневается, что ты укр."Хочу прочитать книги
  • Сергей Иванютин
    фоменкО, никто не сомневается, что ты укр.Победа на Чёрном ...
  • Василий Топчий
    А какое оно нам дизлайки ставит!Хочу прочитать книги

Айны в России

Вячеслав Шпаковский

 

Айны в России

Айны в России
Фотография айнов 1890 года из Национального музея американских индейцев в Вашингтоне.


«Айны — это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, общительный, вежливый, уважающий собственность; на охоте смелый и… даже интеллигентный».
А. П. Чехов


На перекрестках цивилизаций. В прошлом материале, посвященном айнам, таинственному народу, который считают коренным населением Японских островов, мы рассказали о его истории на основании материалов из японского музея айнов на Хоккайдо. Но айнами занимаются не только японцы, отнюдь нет. Материалы, связанные с их историей и культурой, оказались, например, в Музее американских индейцев в Вашингтоне, хотя сами айны в Америке вроде бы и не появлялись. Каким же образом это произошло? А вот каким: когда американцы «открывали» Японию в XIX веке, то побывали и на Хоккайдо. Они фотографировали местных жителей, покупали образцы одежды и оружий труда. А потом все это попало в знаменитый Смитсоновский институт, на базе которого музей индейцев и был создан. Но и наши историки тоже не дремлют. Так, сахалинские археологи недавно нашли сразу два памятника, которые говорят о том, что айны были и в России, вернее, на Курильских островах. Это захоронение на острове Шикотан и следы древнего поселения айнов на острове Танфильева, входящего в Малую Курильскую гряду. Да, собственно, почему им здесь и не плавать? Ведь если они заселили Японские острова еще в эпоху неолита, то уровень океана тогда был ниже, чем теперь, суши больше, острова ближе. Вот поэтому-то им и было их легче осваивать.


Айны, акварель американского художника 1853 г. (Национальный музей американских индейцев, Вашингтон)


Женщина айнов прядет на горизонтальном прядильном станке. Рис. 1890 г. (Национальный музей Американских индейцев, Вашингтон)

В наши дни айны в основном живут в Японии. Перепись показала, что их около 25 000 человек, но есть и неофициальные данные, которые говорят, что их реально больше — около 200 000. Причем отличаются они от коренных японцев разительно, у них то то ли австралоидные, то ли европеоидные черты. Ну а такая особенность, как густая борода, для монголоидов и вовсе нетипична. То есть когда мы видим на фотографиях лица японцев, на собственно японцев не похожих, то причиной тут может быть множество факторов, включая и наличие среди их предков айнов. Что не является таким уж невероятным. Известны японские семьи с айнскими корнями, которые роднились с другими семьями, так что наличие айнских генов у многих японцев не исключено.


Макет лодки айнов. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон

Долгое время считалось, что айны — пришельцы из Микронезии, поскольку летом они старались ходить в одной только набедренной повязке. Да и язык у них был не похож ни на японский, ни на другие восточные языки. Сейчас вроде бы установлено, что предки айнов, прежде чем добраться до Японских островов, побывали и в Тибете, и, очевидно, прошли Китай, и лишь после этого расселились именно здесь.


Палочка с застругами. Предмет культа айнов. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон

Вполне возможно, что и на территории России зона обитания айнов была достаточной широкой. Это могли быть и низовья Амура, и юг полуострова Камчатка, весь остров Сахалин и Курильские острова. И да, действительно, в России их тоже удалось найти, вот только оказалось их очень мало, около ста человек, главным образом родом с Камчатки. Интересно, что они считают, что на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи жили их далекие предки.


Также очень интересный предмет культа. Такими палочками придерживали усы, а еще их обмакивали в саке и разбрызгивали ими в качестве жертвы духам. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон)

Вот и на Шикотане нашли несколько десятков погребений айнов. Вполне возможно, что они попали сюда в XIX веке с Северных Курил, откуда их привезли японцы в ходе раздела островных земель с Россией. Известно, что переселенным айнам обычно приходилось очень тяжело. Но вот о жизни под властью Российской империи у них сохранились вполне добрые воспоминания. Судя по их рассказам, их удовлетворяло прежде всего то, что русские не вмешивались в их дела и оказались по отношению к ним куда более милосердными, нежели японцы…


Типичный айн с острова Хоккайдо. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон

Видимо, поэтому многие айны крестились и стали исповедовать православие. Они охотно вступали в контакт с русскими путешественниками, изучавшими Курильские острова. А те, в свою очередь, отмечали в своих дневниковых записях характерные особенности этого народа. Например, русский мореплаватель и исследователь Иван Крузенштерн, плававший в этих водах, написал про айнов следующее:

«Такие подлинно редкие качества, коими обязаны они не возвышенному образованию, но одной только природе, возбудили во мне то чувствование, что я народ сей почитаю лучшим из всех прочих, которые доныне мне известны».

Вот даже как – и все это благодаря природе!


Одежда айнов по-настоящему декоративна и экзотична! Национальный музей американских индейцев, Вашингтон

Например, на острове Танфильева, едва ли не самом маленьком из Курильских островов (его площадь всего лишь 15 квадратных километров) были найдены остатки характерных для айнов керамических сосудов и ряд других артефактов. Керамика явно принадлежала к культуре «дземон» (о чем говорят нанесенные на нее спиралевидные узоры), она очень древняя, ей около восьми тысяч лет. И вот что удивительно, именно айны смогли каким-то образом сохранить свою первобытную культуру на протяжении тысячелетий!


Надо заметить, что и у нас культура айнов нашла свое отражение в музеях, причем (и это следует подчеркнуть особо) в современном и прекрасно оформленном Сахалинском областном краеведческом музее. Понятно, что нам, жителям центральной России, туда попасть нелегко, но на сайте музея есть отличная интерактивная экскурсия и очень интересная (и я бы сказал, в чем-то по-своему уникальная) галерея сохраняемых в нем артефактов. Вот, например, как представлена там их национальная одежда



А это «транспортные средства» (Сахалинский областной краеведческий музей)

Удалось это и другим народам, но многие из них жили в условиях изоляции, тогда как айны древнего Ямато все время контактировали с предками нынешних японцев. Да, они научились пить саке, но и… все, пожалуй. Ну а нашим археологам есть работа и здесь, на краю земли, чтобы выяснить, как давно здесь жили люди и кем они были.


Интерактивная экскурсия покажет вам крупным планом и совершенно уникальный экспонат, которым этот музей может по праву гордиться: доспех айнов, изготовленный из пластинок твердой кожи, связанных между собой опять-таки кожаными ремешками. Так выглядит витрина, в которой экспонируется айнское вооружение и этот самый доспех. Пластины на груди имеют характерную форму древних китайских панцирей. И вот что интересно, кто что у кого в этом случае позаимствовал? Айны у китайцев или китайцы у айнов? (Сахалинский областной краеведческий музей)

Интересно, что айны сегодня самым активным образом стремятся участвовать в диалоге о Курилах и пересмотреть вопрос об их принадлежности, учитывая их, айнов, интересы. Ведь Япония, говорят они, присвоила себе наши земли, где мы когда-то жили. Так что, проводя раскопки, мы вполне можем столкнуться с интересным парадоксом: а имеют ли право Япония и Россия вообще делить между собой все эти земли? Ведь еще в XIX веке старожилы острова Сахалин говорили так: «Сахалин — земля айнов, японской земли на Сахалине нет».


А вот так выглядит этот доспех сзади. Очень редкий снимок, предоставленный автору администрацией музея

Есть в экспозиции музея и уникальная диорама — макет, изготовленный ссыльными каторжанами начала ХХ века, которая изображает знаменитый медвежий праздник айнов. Причем уникальность ее заключается прежде всего в материале, из которого она изготовлена. Это обыкновенный наш черный хлеб, который, кстати, является прекрасным материалов для лепки. Это и исторический памятник, и хорошая информация для размышления организаторам мелкого бизнеса. «Фигурки из хлеба по технологии русских каторжан с Сахалина начала ХХ века» — реклама хоть куда, не так ли? И тут можно делать целые наборы фигурок «Русская ярмарка, «Русская баня» и «Крестный ход», и все тех же айнов – «Точная копия диорамы начала ХХ века… из музея на Сахалине» и много-много чего еще в лучших традициях исконно русской культуры!


Курилец (скорее всего, именно айн). Государственный Русский музей. Скульптуры из серии «Народности России». Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, серебрение. 1780-1790-е гг. Автор моделей Жак-Доминик Рашетт. Фото Анастасии Тимофеевой

И теперь вот не только устные предания, но и вещественные доказательства подтверждают то, что айны в прошлом, причем в исторически не так уж и давнем, обитали и на Сахалине, и на многих Курильских островах.

Хотите стать командиром армии яйцелопов? Зарабатывайте на солдатиках!


Русские стрельцы. Сделать на их основе фигурки из яичной скорлупы ничего не стоит. Главное – покрасить их в красный цвет!


«Кем быть? – задумалось яйцо,
Нахмурив белое лицо.
— Змеёй, зверюшкой, птахой?
Пингвином? Черепахой?
Голубкой сизокрылой?
Зубастым крокодилом?
Павлином длиннохвостым?
Ехидной? Утконосом?
А может быть, квохтуньей –
Как мама, разноцветной?
…А может быть, глазуньей.
А может быть, омлетом».
Мария Дубиковская. Стихи на завтрак


Этот уменьшенный, уменьшенный мир. Сегодня мы продолжим наш рассказ о фигурках солдатиков и о том, каким образом на них можно зарабатывать деньги. Прежде всего вспомним завет Главного коммерции советника Снежной Королевы: «Богатеть нужно на редкостях!» и вторую очень важную заповедь: «Непрочные вещи покупают чаще!». Именно поэтому идеальный бизнес — прокладки для интимной гигиены, бритвенные лезвия, туалетная бумага, хлебобулочные изделия и все такое прочее. Но кому-то надо и солдатиков выпускать! И вот тут встает одна маленькая проблема. Как ими играть? Да, играть ими можно, но вот «убивать» их нельзя. Это понарошку, а потому неинтересно. Вот компьютерные игры – это да! Там это можно. Но можно ли сделать так, чтобы наши дети, у которых руки растут не из того места (а такие они потому, что родители, погруженные в собственные заботы, с ними просто не занимаются), не лезли в мобильники, которые им суют все те же родители уже в три года, а хоть что-то делали бы своими руками? Например, играли бы в что-то настольное, что требовало бы немного ручного труда? Можно такое придумать и заработать на этом? Оказывается, можно, нужно только попробовать.

Как и на чем? В советское время мне в руки попало гусиное яйцо. Оно было большое, просто удивительно большое и я подумал, что из него можно сделать… космический корабль инженера Лося и Гусева, в котором они летали на Марс, благо описан в романе Алексея Толстого он очень подробно. Сказано – сделано! Были сделаны заклепочные швы, люки, спиральный тормоз, сопло, соответствующим образом все это было покрашено, а рядом поставлены две фигурки – Лось и Гусев в масштабе 1:72 – пилоты из набора «Дух Америки», соответственно доработанные. Вокруг был разбросанный от удара песок и поваленные и стоящие красные кактусы. Словом, это была диорама. Статью про эту самоделку напечатал журнал «Семья и школа», а потом случился 1991 год, открылись «окна» в Европу и Америку, и я отправил эту диораму в США, в редакцию журнала «Файн Скейл Моделлер». Мол, вот что мы делаем…

Диорама дошла почти что в целости, но яйцо все же немного подавилось. Понятно, что фотографировать ее для обложки журнала было нельзя, но им понравилась и идея, и то, что о полете на Марс в России, оказывается, писали еще в 1923 году. Однако от разработки набора сотрудники редакции меня предостерегли. Нужна серия, сказали они, ассортимент. И нужны наборы с тем, что знают американцы, а сможете ли вы это сделать? Один оригинальный набор по роману, который у нас никто не читал, погоды не сделает!

Так с «космическим яйцом» по роману «Аэлита» дело и загнулось, но осталось отработанная технология извлечения из яйца содержимого. Нужно надфилем с одного конца стереть прочный слой, потом просверлить в этом месте отверстие, вставить внутрь спицу и все содержимое перемешать. Затем вставить соломинку для коктейля, и, держа яйцо над миской, подуть в него. Содержимое скорлупы тут же в нее и выльется, после чего ее останется только промыть! Естественно, желток, смешанный с белком, надо использовать для приготовления яичницы-болтуньи, но и скорлупа может быть использована с пользой для развития ума и фантазии.


Вот пикинерские латы из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Представьте себе на их месте яйцо, и вы увидите, как практически идеально они ложатся на его очертания

Потом к очередному Новому году я сделал несколько фигурок, которые назвал «яйцелопами». Выглядели они примерно так же, как солдаты-лимоны из сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино», то есть довольно забавно, но эффектно. Верхняя и более узкая часть яичной скорлупы служила одновременно и головой, и лицом. Руки и ноги были сделаны из бумажных трубок, накрученных на карандаше. Ноги – бумажные воронки, полы кафтанов из бумаги. Ступни – опять же бумажные трубки, разрезанные пополам. Сначала я приклеивал их на круглые бумажные подставки, но потом додумался заливать «корытца» ступней оловом, чтобы они были тяжелыми и хорошо держали фигурку.


Вид на доспехи пикинера сзади. Нижнюю часть яйца должна закрыть «юбка» — набедренники. А ноги должны быть короткими, чтобы фигурка была устойчивой!

Оказалось, что по такому принципу хорошо получаются воины. Фигурки выходили немного гротесковые, но очень реалистичные в отношении доспехов и вооружения. Хорошо получались греческие фалангиты и римские легионеры, первобытные люди и латники XVI века в шлемах морионах, а также мушкетеры. У последних были плащи из бумаги, шляпы с перьями и сапоги с отворотами.


Греческий фалангит – идеально подходит как прототип для изготовления воинов-яйцелопов

Сначала фигурки раскрашивались гуашью. Но потом появились акриловые краски и окрашивать яйцелопов стало совсем легко. К этому времени у меня уже была катапульта, сделанная из бумажных трубок, и я попробовал в них стрелять. Оказалось, что при попадании достаточно тяжелого снаряда в тело яйцелопа фигурка необратимо «погибает». То есть в бою одной армии яйцелопов против другой определить победителя очень легко. При этом, скажем так, с самыми трудоемкими деталями фигурок ничего не происходит. Руки-ноги, детали вооружения, шляпы с перьями – все остается целым и может быть использовано для изготовления все новых и новых фигурок!

Хотите стать командиром армии яйцелопов? Зарабатывайте на солдатиках!

Римские легионеры должны иметь красочные щиты!

Приклеивать из к скорлупе яиц лучше всего суперклеем, хотя «Момент» тоже годится. К моему большому сожалению, с возрастом у меня развилась аллергия на суперклей, вот почему эту статью так ни одна фотография яйцелопа и не иллюстрирует. Но сделать хотя бы одного такого солдатика на пробу нетрудно. Нужно подобрать фигуру, которая бы в одежде походила бы на яйцо.


Подходят для яйцелопов и самурайские доспехи…

Например, это может быть древнегреческий воин в юбочке-зоме, мускульной кирасе и с большим круглым щитом-гоплоном. Гребень шлема можно наклеить прямо на макушку яичной скорлупы, а ниже телесной краской нарисовать лицо, и также раскрасить руки и ноги. Бронзовой краской раскрашивается кираса, хотя можно сделать ее и белой, с наплечниками, а вот юбку из ремней лучше сделать под цвет кожи. Ну и, конечно, нужен красивый щит с эмблемой. Десять яиц съел – вот у тебя и десять воинов! Практически уже фаланга!

С 1995 года я начал преподавать в Пензенском госуниверситете PR и рекламу, и как-то уже после 2000-го года вспомнил про яйцелопов, когда мы проходили тему интенсификации продаж посредством PR-мероприятий. В чем разница с рекламой? А в том, что реклама продает. Мы же не говорим, что наши яйца самые свежие, вкусные и дешевые. Мы просто вкладываем к ним в упаковку красочную инструкцию по изготовлению фигурок яйцелопов и приглашаем тех, кто пожелает, принять участие в нашем конкурсе на самую большую армию яйцелопов и стать командиром армии яйцелопов. А в другие упаковки мы вкладываем столь же красочные листовки с рецептами различных блюд из яиц. Ну, чтобы подстегнуть фантазию тех, кто вдруг вздумает разнообразить свой рацион, поскольку расход яиц у него неожиданно несколько увеличился.


Рисунки Ангуса МакБрайда вполне можно взять за образец для изготовления яйцелопов. Это могут быть и ландскнехты с пиками и двуручными мечами, и воины с моргенштернами, да мало ли кто. Вот всадников яйцелопов не может быть по определению. Пробовали – выходит какое-то уродство

На телевидении мы организуем несколько передач для детей о том, как делать фигурки яйцелопов, в которых обязательно должны участвовать дети, поскольку три вещи продают лучше других: дети, животные и сильно обнаженные женщины. Двух последних факторов у нас не будет, однако и дети, сделавшие свои фигурки, так сказать, самостоятельно, либо с помощью папы и мамы, однозначно вызовут положительную реакцию телезрителей. Естественно, победителей конкурса должны ждать призы и о них надо будет написать и во вкладышах в коробки с яйцами, и сказать на передаче на ТВ.

Но самое главное, в телепередаче нужно будет показать «сражение» двух армий яйцелопов, чтобы их командиры палили по солдатам противника из простейших пушек. Как их сделать, тоже нужно будет рассказать и показать на схемах, — и чтобы «кровь» лилась на поле брани. Руки-ноги после боя следует собрать и рассказать детям о том, каким образом можно яйцелопов починить, вернее, сделать заново без особого труда.

Можно типографским способом выпускать развертки из бумаги для скручивания рук и ног и даже грузики для последних из олова. Аналогичным образом можно печатать и вооружение: щиты, мечи, топоры, алебарды. Древки для копий – палочки для шашлычков, а стрелы очень хорошо получаются из соломинок. То есть можно выпускать готовые типографские наборы, ну, скажем, на 10 воинов-яйцелопов, куда даже вкладывать уже отштампованные и раскрашенные (при желании!) мечи, луки (из гибкого пластика!), стрелы, копья (либо, как уже говорилось, только палочки для шашлычков, а все остальное пусть делает сам ребенок вместе со своим папой.

Я поделился этой своей идеей со своими студентами-рекламистами, и она им очень понравилась. Более того, они приняли самое активное участие в создании фигурок яйцелопов. Причем многие до этого ничего такого не делали, но тут у них получилось нечто такое, во что можно было с успехом играть. Когда эта группа получала дипломы, заведующая кафедрой задала им вопрос: «Что больше всего запомнилось им из обучения по специальности?» И ответ был такой: «Как мы у Вячеслава Олеговича делали яйцелопов!» Уточнять она, понятно, в чем тут дело, не стала. Но услышать это было забавно и приятно.


Еще один рисунок Ангуса МакБрайда. Некоторые детали, например, тапуль, можно отформовать в технологии вакуформ, как и штаны буфами, и пусть детишки посмеются над этой странной модой. А вот кисти руки с пальцами проще всего вырубать из картона, ведь пальцы должны сгибаться и в итоге после нескольких «оживлений» тоже приходить в негодность!

А теперь небольшое послесловие. Делом, о котором рассказано в этом материале, надо заниматься. Серьезно, упорно, целеустремленно. Как и любым другим делом, которое, в принципе, может приносить большой доход. Но мне сегодня это уже неинтересно, интереснее писать и ездить по свету. Бизнесом я занимался в 90-е и в течение ряда лет позднее, и теперь это тяжело уже просто физически. Это ответ на возможной вопрос: «А что же вы сами…» Но среди тех, кто читает все это на «ВО», вполне могут быть те, кто этой разработкой сможет воспользоваться. Почему бы и нет?

Картина дня

наверх