Зимние Праздники
Предоставляем Вам полный список славянских зимних праздников
Встреча Велеса-Мороза (Велеса Зимнего)
6 декабря отмечается Встреча Велеса-Мороза (Велеса Зимнего) — святодень, когда встречают Велеса в его зимнем обличии — в образе Мороза.
День Даждьбога и Марены
9 декабря отмечается день Даждьбога и Марены.
По народному преданию, начинаются настоящие зимние морозы: «Зима глаз снега митешит, а уши холодом рвёт».Корочун (Карачун)
21 -22 декабря отмечается Корочун — самый короткий день и самая длинная ночь в году. Торжество Чернобога и Марены. Кощный Бог «окорачивает» уходящий год.
Коляда
25 декабря отмечается Коляда — один из важнейших святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту (Солнцестоянию). В этот день рождается новое солнце-младенец
Большие Велесовы Святки
С 25 декабря по 6 января отмечаются Большие Велесовы Святки — двенадцать святодней символизирующие собой двенадцать месяцев в году
Щедрец (Щедрый Вечер)
31 декабря отмечается Щедрец (Щедрый Вечер) — последний день святок, который знаменит своими щедровками и праздничным пиром
Турицы Зимние
6 — 8 января славяне празднуют Турицы Зимние. Этот Родовой праздник посвящён одному из тотемных и самых почитаемых у славян животных — Туру, воплощению союза Велеса и Перуна.
Бабьи Каши
8 января отмечаются Бабьи Каши. В этот день принято чествовать повивальных бабок (ныне акушерок) и рожениц. Им приносили подарки и угощения, квас, блины, пироги и фрукты.
Мара Зимняя
13 января отмечается праздник Мара Зимняя — Святодень, когда великая темная владычица, хозяйка зимних стуж входит в свою полную силу.
Водосвет
19 января отмечается Водосвет В этот день Вода становится СВЕТЛОЙ, после чего длительное время сохраняет свои целебные свойства. По обычаям принято искупаться в проруби.
Просинец
21 января отмечается Просинец — Середина Зимы — считается, что холод начинает спадать и возвращается по велению Богов в Земли славян Солнечное тепло. Славят Небесную Сваргу.
Кудесы
28 января отмечают Кудесы — День Когда необходимо было ставить гостинцы для домового. Если в этот день не почтить Домового, он может обидеться и перестанет помогать домочадцам.
Громница
1 и 2 февраля отмечается Громница — встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной весны дают первой бой силами Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время можно увидеть молнии.
Велес Волчий сват
3 февраля отмечается Малый Велесов День или Велес-Волчий Сват — святодень, посвящённый Велесу Волчьему Свату, предваряющий Малые Велесовы (Волчьи) Святки и Великий Велесов День
Малые Велесовы или Волчьи святки
С 4 по 10 февраля отмечаются Малые Велесовы или Волчьи, Святки — череда святодней между Велесом Малым (3 февраля) и Велесом Великим (11 февраля): 4 февраля — Велес Студёный, 5 февраля — Велес Корович (или Велес Коровятник), 6 февраля — Велес Телятник, 7 февраля — Велес Лукавый, 8 февраля — Велес Серповидец, 9 февпаля — Велес Житный Дед и, наконец, 10 февраля — Велес Зимобор. Волчьими Малые Велесовы Святки называются оттого, что в эти дни у волков решается судьба, кто и с кем заведёт волчат, — играются так называемые волчьи свадьбы.
Велесов День (Велес Сивый, Зимний)
Велесов день отмечается 11 февраля (возможны также следующие варианты: 10 или 12 февраля) — Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и «Скотий Бог»)
Именины Кикиморы
16 февраля. отмечаются Именины Кикиморы — день, когда люди творят обереги дому. У христиан на эту дату приходился день Маремьяны Праведной, прозванной в народе Меремьяной-Кикиморой.
Весновей (Стрибог Зимний)
21 февраля отмечается Весновей (Стрибог Зимний) — день, когда зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле.
Кощеев день
29 февраля отмечается Кощеев день — отмечается один раз в четыре года. В этот день Кощный Бог возвращает людям в виде всевозможных бедствий сотворенную или неправду.
-
Катание с ледяных гор — традиционная забава
Она не теряет актуальности и по сей день. Но знаем ли мы об истоках этого развлечения?
Катание с ледяных гор было распространено на всей территории России, от крайнего Севера до южных губерний. На Руси скатывание с горы не было простым развлечением. А, скорее, действом, полным тайного смысла. Люди верили, что во время этой, казалось бы, невинной потехи, в человеке и в земле ускорялись жизненные токи. В народной традиции катание людей с гор называлось бужением земли: катающийся народ будит её, пробуждает в ней животворящую энергию будущей весны.
Поэтому во время зимних календарных праздников русские люди всех возрастов старались съехать с горы. Детям оживлённая энергия была нужна для роста, молодожёнам для успешного начала совместной жизни, а старикам для её продолжения.
Интересно, что горки привлекали не только детей, но и молодежь. Ведь это было своеобразным местом знакомства и представления крестьянской общине молодоженов.
Устройство
«Строительством» гор обычно занимались особые «артели» из парней и молодых мужчин. Высокую деревянную конструкцию покрывали утрамбованным снегом, который несколько раз поливали на морозе водой до появления толстой гладкой ледяной корки на катальной поверхности, имевшей невысокие защитные бортики и называвшейся скатом или катищем. Продолжением его служила специально расчищенная в снегу и залитая водой до замерзания длинная дорожка – улица, раскат, хвост. Если гора располагалась на берегу реки или озера, то раскатом служил расчищенный на них естественный лед.
По всей длине пробега гору и улицу с обеих сторон часто украшали флажками из разноцветной бумаги, вкопанными елками, вениками, снежными обледенелыми фигурами с нарисованными углем лицами, а в темное время освещали фонариками и зажженными факелами из намотанной на шесты пакли или очесов.
На чем катались
Для катания использовались разнообразные, заранее изготовленные приспособления: ледянки — покрытые льдом решета; лубье – липовая кора, катанки или буки – старые подмороженные корзины; лотки – распиленные пополам чурки с уплощенным подмороженным основанием и выдолбленным сверху углублением; козлы, скачки, подки, корежки– долбленые из дерева ладьи с сидением в середине; катульки – заостренные впереди и выдолбленные сверху доски; скамейки, салазки и прочее. Все они затаскивались на гору при помощи привязанной впереди веревки.
В больших деревнях высота горки достигала 6-8 метров, длина ската могла быть до 25 метров, а ледяной дорожки – до 200 метров. Впечатляющие цифры. Правда, с городом они так и не смогли сравняться.
Городские горки
В городах катание с гор, унаследованное от крестьянской культуры, потеряло прежний магический смысл, но стало самым любимым и популярным аттракционом. Завораживающим и немного пугающим. Ведь, высота некоторых горок (например, в Санкт-Петербурге) могла достигать 12 метров.
Удивительно, но в те времена, славились не только горки, но и их строители. Так, в Петербурге в начале XIX века самыми известными и любимыми были горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту.
Спускались с горок на ногах, коньках, на «дилижансах» – высоких санях с бархатными скамейками на шестерых, которыми управляли специальные катальщики, и на «американках» – низких маленьких саночках, на особых «лодках» – «головашках».
Как и в деревне, горы, а также очищенная от снега дорожка, украшались елками, флагами, шарами, деревянной и ледяной скульптурой, а по вечерам иллюминировались разноцветными бенгальскими огнями, фонариками и плошками, позднее – электрическими гирляндами. Во второй половине XIX в. площадки вышки главных гор «украшались беседкой, чаще всего затейливой, в восточном стиле, что придавало им карнавальный характер».
Катание с гор было излюбленной забавой горожан всех сословий, несмотря на то что уже с середины XVIII в. вход на горки был платным – «по копейке». Известно, что Петр I в сопровождении двора выезжал в Дудергоф в окрестностях столицы, чтобы потешиться катанием на санях с крутых склонов Вороньей горы. В 1735г. императрица Анна Иоанновна устроила катальные горы в Зимнем дворце.
В царствование Императрицы Елизаветы Петровны катания устраивались в ее любимом селе Покровском, где в зимнее время устраивали постоянные катальные горы, на которых каталась и сама императрица, съезжавшая стоя на лыжах.
Постепенно катание с гор стало самым любимым зимним развлечением. И.Г. Георги, описывая Петербург начала XVIII в., отмечал: «Сие увеселение столь нравится народу, что и простые женщины, и молодые люди лучшего состояния в оном участвуют».
А о размахе гуляний и популярности ледяных гор в ту пору можно судить по сообщению газеты «Северная пчела», которая сообщает о 7000 человек, скатившихся с горы в течение дня.
Эта популярность привела и к созданию так называемых «летних горок». Зимние катания в XVIII веке получили небывалое распространение и при русском дворе, в результате чего появились два уникальных архитектурных сооружения Катальная горка в Царском Селе, построенная в 1753-1757 годах для зимнего и летнего катания и Катальная гора в Ораниенбауме, сооруженная только для катаний летом.
Спусковая площадка последней располагалась на высоте 20 метров. Катание осуществлялось на специально сконструированных Нартовым резных золоченых колясочках в виде триумфальных колесниц, гондол. Кроме колеи для катания имелись еще две боковые для подъема колясочек.
После смерти Екатерины II суммы на содержание Катальной горки значительно уменьшились, и сооружение начало постепенно приходить в упадок. Последнее катание с гор происходило в 1801 году.
Однако ледяные горки и сейчас остаются, пожалуй, одним из любимейших развлечений.
Свежие комментарии