На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Лукашенко: С первого президента Украины до последнего — все делили, грабили и воровали Коррупция на Украине была всег...«Библия Святого Л...
  • Юрий Ильинов
    Российский военкор раскрыл, чем ответит Россия на новые американские поставки Несмотря на попытки коллективного Запа...Выяснилось, куда ...
  • Tania Еременко
    Главная защита - это нападение. Надо жахнуть по Пентагону и англо-каклам - фрицы сразу одумаются, а пиндосы и бриты и...Выяснилось, куда ...

Постапокалипсис: лучшие машины для самоизоляции

www.techinsider

 

Постапокалипсис: лучшие машины для самоизоляции

Торговые центры не работают, общественные места закрыты, метро и прочий городской транспорт стоит в парке... По столице бродит новый патоген SARS-CoV-2. Это не титры для апокалиптического кино, а уже вполне реальный сценарий карантина в некоторых городах и странах из-за пандемии COVID-19. Что в такой ситуации делать? Уезжать из города, и чем быстрее, тем лучше. Мы отобрали лучшие автомобили, идеально подходящие не только для перемещения в условиях пандемии, но годных для длительного проживания.

DESERT CHALLENGER 8х8

Пожалуй, лучшего многофункционального и полностью автономного автодома для апокалипсиса вы не найдете. Австрийцы из Action Mobil и так собаку съели на сухопутных лайнерах высочайшего уровня, но в случае с DESERT CHALLENGER они превзошли самих себя и построили самый большой полноприводный автодом в мире. Здоровенная автовилла шириной почти три метра (пневмоприводы гостинной с обеих сторон увеличивают ширину до пяти метров), высотой четыре метра и длиной двенадцать метров установлена на шасси MAN KAT 1 A/1 с турбодизелем в 600 «сил» и колесной формулой 8x8. В ней с комфортом могут проживать до 5 взрослых человек, к услугам которых камбуз с профессиональной кухонной техникой, две отдельные комнаты с двуспальными кроватями, полноценный санузел с душем и фаянсовым унитазом и гостинная.

На борту автодома две с половиной тонны топлива, и столько же питьевой воды, 70 кг газа и аккумуляторы общей емкостью 1000 Ач. Из основного оборудования система кондиционирования с фильтрацией от микробов, огромный газовый морозильник в трюме для хранения припасов, полноценная прачечная установка и даже гараж с подъемным пандусом для машинки уже полноценной, четырехколесной, вроде Smart Fortwo или даже Suzuki Jimny. Общий вес полноприводных хором под 30 тонн, цена — от 1 млн долларов и запросто может быть утроена в зависимости от потребностей заказчика.

UNICAT TC59-family

Согласны, предыдущий вариант крайний и чересчур дорогой. У немцев из UNICAT вышел аппарат проще, компактнее и дешевле. Знакомьтесь — семейный кемпер TC59-family для комфортного размещения двух взрослых и двух детей. В качестве основы можно выбрать одно из пять шасси: от самого короткого MAN TGM 18.xxx 4x4 (3900 см) с трехместной кабиной до Mercedes Benz Zetros 2733 A 6x6 (6000 см) с четырехместной кабиной. Турбодизелей на выбор три. Для MAN это агрегаты с отдачей 250 л.с. или 340 л.с., а под капот Mercedes Benz ставят 326-сильный BlueTec. Коробка во всех вариантах 9-ступенчатая механическая с демультипликатором и блокировками всех дифференциалов.

Жилой отсек предлагается только одного размера и состоит из самонесущих сэндвич-панелей собственной разработки из стеклопластика с герметичным соединением. Основная двуспальная кровать размером 1500х2000 см находится в отдельной комнате, для детворы двухъярусные койки 750х1900 см. На борту изолированный туалет с душем, маленькая кухонька со всем необходимым (плита, духовка, микроволновка и холодильник), многочисленные системы хранения. Емкость основного аккумулятора 420 Ач, есть инвертор на 230 В. Запас питьевой воды находится в 600-литровом морозостойком баке, для сточных вод баки поменьше — 150 литров, а для туалета 120 литров. Объем бортового сжиженного газа — 22 кг. Конечно, это не шикарный DESERT CHALLENGER, но и стоит TC59-family существенно дешевле — от 600 тысяч долларов. Кстати, сзади есть багажник не только для великов и запасного колеса, но и мотоцикла или даже квадрика.

EarthRoamer LTS

Третий вариант самый простой и дешевый, но не менее крутой и технологичный. Парни из американской EarthRoamer производят классные кемперы с 2002 года и успели продать уже более двух сотен уникальных экспедиционников. Самое главное преимущество их техники в том, что по сути это обычный пикап, а значит подойдут права категории В и никакой волокиты с лицензированием грузовика. В основе модели LTS полноприводный старина Ford F-550 Super Duty с 6,7-литровым турбодизелем-тихоней Power Stroke V8, про который говорят, что даже после 1000 миль пробега его выхлопная труба изнутри как новая. Коробка передач — шестиступенчатая ​​автоматическая SelectShift. Штатные узенькие покрышки шасси в EarthRoamer меняют на 41-дюймовые «зубастые» военные шины с системой автоподкачки.

Жилой модуль построен по особой бесшовной технологии с использованием сендвич-конструкций из стекловолокна, которые применяются в строительстве самолетов и яхт. Если верить EarthRoamer, то они первые адаптировали эту технологию под строительство автодомов. На выбор есть пять планировок, которые отличаются количеством сидячих и спальных мест. Минимально в LTS могут разместиться от трех человек, максимально — шесть. В передней части расположен двуспальный альков, в центральной части оборудован камбуз с общественной зоной, которая трансформируется в два отдельных спальных места. В корме оборудованы системы хранения, туалет с душем и баки питьевой и технической воды (400 и 120 литров соответственно). Жилой отсек соединен с кабиной и имеет общую систему кондиционирования с функцией очистки воздуха, что в условиях пандемии немаловажно. LTS имеет комплект солнечных батарей, которые вырабатывают 1300 Вт энергии, систему спутниковой связи и полноценную Hi-Fi аудиосистему в салоне. Цена за базовую версию стартует с отметки в 490 тысяч долларов.

ß

Ни дыма, ни огня: экологичный пожарный автобус

В рамках программы «Чистый  воздух» город Амстердам обязался к 2025 году полностью отказаться от использования автобусов, такси и служебной  техники с двигателями внутреннего сгорания.  Поэтому в течение 2020 года здесь пройдут испытания гибридного пожарного автомобиля CFT, произведенного австрийской компанией Rosenbauer.
Ни дыма, ни огня: экологичный пожарный автобус

Все необходимые задачи он способен решать, используя аккумуляторы и электродвигатели, хотя на борту имеется и обычный дизель-генератор. Пожарные Берлина уже используют несколько таких машин, хотя дальность их хода составляет лишь 30 км, после чего приходится запускать дизель. Властям Амстердама этого недостаточно, и сообщается, что новая версия CFT стала более «выносливой».

Нажми и смотри

Пенная вечеринка: как устроена пожарная машина

Это у американских спасателей нет жестких нормативов — каждая пожарная часть заказывает себе автомобили на свое усмотрение и комплектует их по собственному желанию. Даже расцветка строго не регламентирована. У нас же все жестко: есть определенные ГОСТы, которых обязаны придерживаться производители спецтехники. В них прописано все: от запаса хода пожарного автомобиля до высоты рельефа подножек.
Пенная вечеринка: как устроена пожарная машина

И в лес, и по городу

Прежде всего пожарные автомобили делятся по типу применения: целевые и общего назначения. К первым относятся аэродромные пожарные автомобили, автонасосные станции, автомобили пенного, порошкового и даже газового тушения и так далее, словом техника узкоспециального назначения. Общецелевые в этом плане более универсальны: есть комбинированные автомобили с цистерной и лестницей, аварийно-спасательные машины и автомобили первой помощи. В зависимости от полной массы они делятся на три категории — легкие, средние и тяжелые. Тип привода тоже бывает разным: неполноприводные городского типа, с приводом на все колеса и внедорожники-вездеходы для совсем суровых условий. Не будем вдаваться в подробности каждого типа пожарного автомобиля, ограничимся самым распространенным — пожарным автомобилем общего назначения.

Топор, багор и лопата

Успешно и быстро пробраться к месту чрезвычайного происшествия это только первая часть аварийно-спасательной операции. Пожарно-техническое вооружение (ПТВ) это то, без чего «пожарка» — банальный грузовик с цистерной. Абсолютно все спецавтомобили общего назначения имеют такие простейшие ручные инструменты, как топоры, молотки, ломы и спецсредства для резки проводов. В наборе спасательных средств должны быть лестницы, маты, канатно-спусковые и подъемные механизмы. Плюс обязательно наличие механизированных средств: пневмодомкратов, резаков, мото- и электроинструмента, некоторые расчеты укомплектованы даже автогенно-резальными агрегатами.

Отдельным пунктом идут средства индивидуальной защиты. Аппараты со сжатым воздухом, респираторы и аппараты искусственной вентиляции легких, а так же каски, перчатки, защитная обувь. На вызов пожарный расчет выезжает в полной боевой готовности: в средствах защиты и с кислородным баллоном за спиной. Даже сидеть с 20-килограммовым снаряжением не очень-то удобно, так что спинки в зоне размещения личного состава в автомобиле оборудованы специальными фиксаторами.

Основной инвентарь располагается в боковых отсеках кузова пожарного автомобиля, его расположение строго прописано в конспекте опербригады. Все инструменты группируются по функционалу, последовательности и частоте использования.

Цистерна и пенообразователь

Все пожарные автомобили общего назначения имеют цистерны разной вместимости. Непосредственно автоцистерны вмещают по ГОСТу от двух до пяти кубометров воды или пенообразователя, а мощность подающего насоса должна быть не менее 40 литров в секунду. У машин первой помощи и аварийно-спасательных автомобилей объем баков скромнее — от 0,3 до 2 кубометров.

Рукава — еще одна неотъемлемая часть «пожарки», их делят на три типа. Всасывающие — уложены в те самые пеналы вдоль крыши автомобиля, с помощью которых расчет пополняет запасы воды из водоисточника. Стандартная длина — 4 метра. Напорно-всасывающие отличаются армированием, так как используются для транспортировки воды уже под давлением при помощи насосов. Через них могут подавать как воду, так и пенообразователь. Напорные рукава — самый распространенный и универсальный вид. Это именно те «улитки» — компактные скатки, предназначенные для подачи огнетушащих веществ под избыточным давлением. Быстро и качественно их раскатать — целая наука!

Подача огнетушащих веществ непосредственно на место возгорания — задача пожарного ствола. Они бывают двух видов - ручные и лафетные. Эффективность первых сильно ограничена: радиус действия до пяти метров. Лафетные устанавливаются на крыше пожарного автомобиля и выдерживают максимальный напор 40 литров в секунду. У них бывает как непосредственно ручное, так и дистанционное управление из кабины, радиус поворота лафета 360 градусов по горизонтали и до 90 градусов по вертикали.

Срок службы пожарного автомобиля до выхода на «пенсию» — десять лет. При этом он должен выдерживать шестичасовую непрерывную работу насосов и прочего оборудования.

ß

Северный гигант: вездеход КамАЗ «Арктика»

Уже сейчас любой желающий может обратиться в КамАЗ и заказать вездеход «Арктика», который легко пройдет по тундре, по болоту и по обычной дороге. Когда очередной номер «ПМ» уходил в печать, новый вездеход подготавливали к зимним испытаниям на бездорожье в Якутии – в тех самых условиях, для которых его создавали.
Анастасия Шартогашева

Вездеход, предназначенный специально для Крайнего Севера, начали разрабатывать по заказу КамАЗа и при поддержке Министерства образования. Дизайн «Арктики» разработали в московском Политехническом институте, двигателем занимались конструкторы КамАЗа, а ходовой частью – инженеры из МГТУ им. Баумана. О том, как проектировали новый вездеход, нам рассказал главный конструктор со стороны «Бауманки» Александр Карташов. 

Вписанный в габариты 

Главное отличие «Арктики» от прочих вездеходов в том, что она может ездить по дороге общего пользования без специальных разрешений, которые нужны для негабаритной техники. Такие разрешения обходятся дорого, поэтому «Арктика» потенциально способна сэкономить владельцу немало денег. Чтобы тяжелая машина могла ходить по дорогам общего пользования, инженеры из «Бауманки» сдвинули ее колеса к раме – так, чтобы они не выходили за габарит. Из-за этого колеса перестали поворачиваться: если колесо повернуть, оно упрется в раму. Чтобы при такой постановке колес вездеход мог двигаться не только по прямой, в «Бауманке» разработали шарнирно-сочлененную раму; «Арктика» поворачивает не за счет колес, а за счет складывания рамы.

Александр Карташов
Александр Карташов
Доцент кафедры «Колесные машины» МГТУ им. Баумана, к. т. н. Руководитель группы разработчиков ходовой части вездехода «КамАЗ-Арктика».

Гибкость и устойчивость 

Когда трактор «Кировец» с шарнирно-сочлененной рамой заезжает правыми колесами на возвышение, его рама поворачивается так, чтобы масса всей машины распределилась равномерно между правыми и левыми колесами. Эту возможность обеспечивает узел сочленения с двумя степенями свободы. У узла сочленения «Арктики» степень свободы всего одна, поэтому в аналогичной ситуации колеса с одной стороны получают дополнительную нагрузку. Чтобы компенсировать эту нагрузку, в «Бауманке» дали раме возможность слегка закручиваться и добавили подвеску с жесткими балансирами. Благодаря этим решениям все колеса остаются на земле даже при движении по сильно пересеченной местности. 

Шарнирно-сочлененная рама не новое изобретение, но сейчас благодаря современным технологиям она стала надежнее. Главная ее деталь – узел сочленения «Арктики» – продукт топологического дизайна: программа рассчитала форму детали, оставив металл в местах, на которые приходится нагрузка, и убрав его оттуда, где нагрузки нет. Готовый узел выглядит футуристично и отлично справляется со своей задачей.

Арктика

Низкое давление 

Шины низкого давления действительно меньше травмируют грунт, чем обычные, но, по признанию Александра Карташова, не все варианты «Арктики» действительно безопасны для тундры. Узкие шины «Габарит» (71 см) надувают до 0,5 атмосфер, в то время как для «щадящего» режима нужно всего 0,2 атм. Это значение достижимо только с широкими (100 см) шинами для слабонесущих грунтов. Вопреки распространенному мнению, давление в шинах снижают скорее из соображений проходимости, а не для того, чтобы защитить тонкий слой тундровой почвы. Низкое давление в шинах позволяет создавать продольную силу тяги, которая помогает вытягивать машину из самых ненадежных мест. Широкие шины «Негабарит» служат той же цели: с ними многотонная машина может пройти (вернее, проплыть) даже по болоту, где твердой почвы под колесами нет совсем. 

Дешево и сердито 

Стоит «Арктика» больше десяти миллионов рублей (точный ценник зависит от комплектации, в том числе от оборудования жилой кабины). По словам Александра Карташова, это совсем недорого. В конструкции использованы серийные узлы и агрегаты КамАЗа; даже шарнирно-сочлененная рама не помешала задействовать серийные шасси. Если бы все детали были разработаны специально для «Арктики», машина бы получилась надежнее и лучше – и почти впятеро дороже.

ß

Рукастый «Карл»: гигантский кран Sarens SGC-250

Осенью 2019 года из Бельгии в Великобританию доставили гигантский кран Sarens SGC-250, способный поднимать до 5000 т при 50-метровом выносе, с поворотом на 360°. Это одна из самых больших машин своего класса в мире; длина ее основной стрелы может доходить до 160 м.

Однако по-настоящему уникальным кран делает способность самостоятельно перемещаться от площадки к площадке. Для этого он оснащается дополнительным набором колес, которые выдвигаются при помощи гидравлического привода. В ближайшие четыре года «Большой Карл», названный так в честь основателя компании Карла Саренса, останется в британском Сомерсете и будет использоваться в строительстве третьей очереди АЭС Хинкли-Пойнт.

Нажми и смотри

Патент недели: новый способ бурения скважин

Для поиска подземных источников воды и добычи полезных ископаемых используется технология бурения, известная еще в XIX веке. Проблема в том, что все доступные месторождения или источники, для открытия которых требовалась только скважина, в абсолютном большинстве уже освоены или исчерпаны. Сегодня месторождения приходится открывать в сложных, сыпучих грунтах, в неустойчивых породах, в мировом океане, поэтому сам процесс бурения стал намного сложнее — нужно одновременно продвигаться вглубь породы, укреплять стенки скважины и страховать буровой инструмент от повреждений. В буквальном смысле, бурить и защищать.
Патент недели: новый способ бурения скважин

При непосредственном участии Федеральной службы по интеллектуальной собственности («Роспатента») мы решили ввести на сайте рубрику «Патент недели». Еженедельно в России патентуются десятки интересных изобретений и усовершенствований — почему бы не рассказывать о них в числе первых.

Патент: 2693371

Авторы: Евгений Торопов, Андрей Шабалин, Алексей Яковлев

Патентообладатель: Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»

Подобную задачу — совершенствование технологии бурения с учетом требований безопасности, снижения экономических издержек и сокращения времени на строительство скважин — уже пытались решать отечественные и иностранные конструкторы. Однако, способы, известные на сегодняшний день, всегда допускали, например, уменьшение диаметра скважины по мере продвижения вглубь породы, усложнение процесса строительства из-за появления новых этапов, дорогие технологические операции. Материал, который использовался для укрепления стенок скважины, препятствовал замене буровой колонки, существовал риск скручивания буровой трубы... В одном из близких по теме американских патентов техническое решение не предусматривало механизма армирования защитной трубы, а также не обеспечивало непрерывности процесса бурения.

Российские инженеры предложили окружить буровой механизм защитной трубой. При этом, труба внутри которой вращается бур, формируется, армируется и продвигается вглубь породы фактически одновременно с продвижением бура, не позволяя обломкам породы попасть внутрь бурового механизма и предохраняя его от неустойчивости грунта, если речь, например, идет о песчаной пустыне или насыщенной подземными водами породе!

Еще одно достоинство технологии — разделение зоны приема бурового раствора, содержащего обломки породы, и зоны подачи формовочного материала с помощью защитных экранов. Это исключает риск загрязнения формовочного материала, из которого создается защитная труба, обломками отработанной породы, и риск нарушения технологии армирования трубы. Причем, армирование, согласно предложенному техническому решению, можно будет проводить с помощью 3D-принтера, печатающего внутренний каркас защитного кожуха.

ß

Пять новых циклов: встречаем новинки Yamaha для воды и грязи

Для компании Yamaha 2019 год выдался урожайным: на российском рынке появились сразу несколько новинок для любителей двух стихий — земли и воды. Японцы представили три новых квадроцикла и два гидроцикла, а «TechInsider» удалось познакомиться со всеми моделями сразу и в одном месте.
Пять новых циклов: встречаем новинки Yamaha для воды и грязи

Росомахи

В Россию впервые привезли сразу два мотовездехода серии Wolverine («Росомаха»). Модели X2 и X4, как видно из названия, предназначены для перевозки двух и четырех человек. Это машины, закрывающие нишу между утилитарными sife-by-side серии Viking и спортивной линейкой YXZ1000. Правда, последние в нашей стране официально не продаются, поэтому для нас появление «Росомах» — скорее расширение модельной линейки.

X2 — это двухместный квадрик с грузовой платформой самосвального типа. X4 — четырехместная, причем задние сиденья можно сложить и сдвинуть всего за пару минут, увеличив место для груза. Обе могут взять на борт более 270 кг багажа и тянуть прицеп массой до 900 кг.

Yamaha Wolverine X2
Yamaha Wolverine X2

Чем интересны эти модели? Во-первых, у них круглый руль, как у автомобиля, а не как у квадроцикла, и к сравнению с обычными машинами мы еще вернемся. Во-вторых, они больше напоминают большой прогулочный карт для гольфа, однако первое впечатление крайне обманчиво, в хорошем смысле. В-третьих, тут стоит абсолютно новый рядный 2-цилиндровый двигатель объемом 847 кубических сантиметра с «сухим картером». Да-да, это значит, что любой Wolverine можно уронить в болоте на бок, он спокойно поработает какое-то время и после возвращения в исходную позицию поедет дальше без поломок. В двигателе применена технология Crossplane: угол между шейками коленвала составляет 270 градусов, что формирует особый порядок вспышек в цилиндрах и сглаживает характер отдачи крутящего момента, делая тягу линейной во всем диапазоне оборотов. Добавлен балансировочный вал, который установлен на более крупные сайлентблоки, что означает снижение вибрации и улучшение плавности хода. Кроме того, в моторе используется смещенное расположение цилиндров относительно оси коленвала (ось находится сзади), что уменьшает трение и расход топлива. 

Тяга на колеса передается через старый добрый вариатор Ultramatic с обгонной муфтой, который в течение десятилетий зарекомендовал себя как надежный аппарат. Например, в США Yamaha предлагает 10-летнюю гарантию на эту трансмиссию, что, согласитесь, очень смело.

Yamha Wolverine X4
Yamha Wolverine X4

Я проехался на этой смеси багги и квадроцикла и скажу так: он ничем не отличается от хорошего легкового автомобиля: мягкость, плавность хода, понятное и простое управление. Разница лишь в том, что под колесами «Росомахи» адское месиво: вода уже затекает в ботинки, а квадроцикл едет абсолютно невозмутимо, будто по грунтовке.

По проселочным дорогам, асфальту и прочим простым поверхностям можно ехать в заднеприводном режиме, экономя горючее. Когда препятствия становятся сложнее, при помощи простого поворота шайбы системы полного привода On-Command выбираем режим 4WD, подключая переднюю ось. Этого было достаточно, чтобы проехать по всему маршруту тестовой поездки — даже в тех местах, где периодически захлебывались более компактные Grizzly. У Wolverine есть еще и режим механической блокировки переднего дифференциала, активирующийся простой кнопкой. В отличие от конкурентов Can-am и Polaris, квадроциклы Yamaha блокируют «дифф» сразу без пробуксовки колес. Для надежности блок сервопривода и реечный механизм поместили в водонепроницаемый корпус с защищенными от влаги контактами. Не знаю, где найти такую дорогу, на которой он пригодится, в Yamaha говорят, это для подъемов в гору по каменистой местности. В Подмосковье же, где, например, я бы использовал этот квадроцикл, и на всей территории Центральной России таких мест нет. А вот металлическая защита, полностью защищающая дно вездехода, еще как нужна. При этом для проведения базового ТО снимать ее не нужно — в «броне» предусмотрены технологические отверстия.

Yamaha Wolverine X4
Yamaha Wolverine X4

Я не зря упомянул выше легковые автомобили: обе модели оснащаются адаптивным электроусилителем, который меняет степень своего воздействия в зависимости от скорости движения машины, а также реагирует на усилие, которое водитель оказывает на «баранку». Хотите научить подростков кататься? Под капотом есть поворотный переключатель ограничения скорости, который не даст мотовездеходам разогнаться свыше 40 км/ч, если повернуть его в сторону пиктограммы в виде милой черепашки. А еще внутри куча подстаканников, бардачки поверх ног переднего пассажира, ниши для телефонов и так далее: почти как у обычных машин.

И вроде бы с технической стороны у X2 и X4 все схоже: платформа, мотор, трансмиссия, системы полного привода и независимых подвесок на двойных А-образных рычагах. Однако отличия у двух суперпроходимцев есть и помимо кузова и вместимости.

Во-первых, у X2 обычный регулируемые амортизаторы KYB с выносными компенсационными камерами, тогда как передние амортизаторы X4 нерегулируемые и имеют возможность только изменения преднатяга пружин. Сзади же у «четверки» установлены газонаполненные Sachs Nivomat, меняющие высоту в диапазоне 58 мм в зависимости от загрузки вездехода. Причем делают они это без всякой электроники — чистая механика! Жидкость и газ находятся в амортизаторах в нескольких камерах под разным давлением, и за счет перепускных клапанов это давление меняется, сохраняя дорожный просвет. При этом ход передних и задних колес X2 и X4 одинаковый и составляет 221 и 226 мм соответственно. 

«Мишка крупнолапый»

В 2019 году также обновили знаменитый Grizzly — самый знаменитый (по крайней мере, у нас) квадрик от Yamaha. В первую очередь, в нем изменился мотор. Вместо 708-кубового двигателя DOHC японцы установили 686-кубовый с одним верхним распределительным валом. На самом деле этот двигатель уже ставили на «Гризли» как раз до версии с 708 кубиками, и назвать его новым можно лишь с натяжкой. Официальных причин такой рокировки не называется, но можно предположить, что двигатель SOHC априори дешевле DOHC в производстве. Однако кто сказал, что это будет минусом?

У одновального мотора меньше трения и ниже расход топлива: по замерам японцев, в зависимости от ситуации обновленный «Гризли» потребялет на 2-5% меньше бензина, чем предыдущя модель. В 686-кубовом агрегате литые поршни заменены на более прочные и легкие кованые, модернизирован впускной клапан, на 3-4 дБ снижен уровень шума, за счет установки блока на старые опоры сокращены вибрации: если смотреть на официальные графики, в некоторых диапазонах оборотов тряска уменьшена кардинально. 

Чтобы квадроцикл с новым мотором ехал как минимум не хуже старого, были изменены передаточные отношения вариатора, установлен новый блок управления с иными картами впрыска и зажигания. В результате производительность на средних оборотах стала даже выше, а мощность при этом осталась неизменной. При этом Grizzly не стал медленнее, наоборот, чуточку быстрее, и это прекрасно ощущается, как только сильно выкручиваешь ручку газа. На квадроцикл также поставили новую приборную панель с улучшенной читаемостью и расширенным функционалом.

Yamaha Grizzly 700 EPS SE
Yamaha Grizzly 700 EPS SE

На российском рынке дебютировала и новая утилитарная (хотя другие комплектации не менее утилитарны) версия Grizzly EPS SE с 14-дюймовыми литыми дисками и 27-дюймовыми шинами Maxxis Zilla, что увеличило дорожный просвет с 288 до 300 мм и расширило колею до 40 мм. Если у кого-то получится застрять даже на таком квадрике, то в помощь придет штатная лебедка WARN Pro Advantage 2500. Кроме того, тут усилен передний кардан и установлен механический ограничитель крутящего момента для предотвращения поломок трансмиссии. На тот случай, если кто-то решит, скажем, запустить Grizzly в воздух с отрывом всех четырех колес: во время приземления из-за разности вращения колес вал может повредиться, но только не в этой версии. Чтобы подчеркнуть крутость модели, в окрасе кузова и других элементов доминирует черный цвет.

На воде

В стане гидроциклов у японцев две новинки, но сначала нужно понять, откуда у них водометы «растут». Чтобы быстро разобраться в семействе водных мотоциклов Yamaha, нужно знать две вещи: линейку моделей и моторы. В каждой из них по три подпункта. Модели делятся на компактные серии EX, среднеразмерные серии GP/VXR и VX, а также полноразмерные топовые серии FX. Двигателей всего три: 3-цилиндровый литровый агрегат TR-1 мощностью от 102 до 115 л.с., HO (high output) объемом 1,8 литра с четырьмя цилиндрами и отдачей 180 л.с. и его турбированная версия SVHO мощностью 250 л.с. При помощи этих составляющих и получаются разные комбинации гидроциклов компании.

Yamaha FX Cruiser SVHO
Yamaha FX Cruiser SVHO

Что же тут нового? Во-первых, топовая модель FX Cruiser SVHO, которую обновили в 2019 году. Она получила корпус новой формы из сверхлегкого и прочного материала NanoXcel2, появились огромный багажник и дополнительные ниши, приборная панель с цветным сенсорным экраном.

Yamha EXR
Yamha EXR

Yamha EXR — абсолютно новая модель гидроцикла, которая находится на вершине компактной линейки EX. Она легче других EX (245 кг против 272 кг) в том числе и за счет корпуса из пластика NanoXcel2. Литровый двигатель в ней с измененными настройками блока управления и выдает 110 л.с., установлено удлиненное сопло водометного движителя. Кроме того, появилась система Ride, перекрывающая сопла водомета, за счет чего можно двигаться назад и разворачиваться на месте.

Картина дня

наверх