На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 004 подписчика

Свежие комментарии

  • Виктор Фоменко
    Обстрелы мирного населения - это излюбленная тактика бандеровцев ещё со времени Великой Отечественной войны, а не с 2...Пора навсегда оту...
  • Юрий Ильинов
    Wirbeiwind: что представляла собой ЗСУ вермахта, построенная на основе Panzerkampfwagen IV В 1944 году в нацистской Г...Почему именно Фра...
  • Юрий Ильинов
    Глава ФСБ заявил о необходимости признать СБУ террористической организацией Глава ФСБ Александр Бортников подчеркнул,...Почему именно Фра...

Мангазея

Мангазея


На север Западной Сибири не раз проходили предприимчивые поморы, взявшие на себя колонизацию этих земель.

Мангазея

 

Земля многообещающая

В 1562 году Энтони Дженкинсон, английский дипломат, купец, эмиссар Московской компании, а также, вероятно, шпион, опубликовал в Лондоне свой труд, озаглавленный «Карта России, Московии и Тартарии». Изыскания Дженкинсона (особенно в части наличия возможного водного пути между Тихим и Атлантическим океанами вдоль северного побережья Евразии) вызвали особый интерес в английском адмиралтействе. Тем более что описанная им местность «Молгомзея», лежащая на этой пустынной территории, обещала невиданные барыши от добычи пушнины и «рыбьего зуба», как называли тогда клык моржа. Но до поры англичане соблюдали осторожность. Под боком у царя Ивана IV, только что разгромившего ливонцев под Мариенбургом, нужно было вести себя осмотрительно…

 

Последний князь

В памятнике древнерусской литературы «Сказание о человецах незнаемых на восточной стране и языцех розных» сохранилось описание нескольких сибирских народов. В этом сказании встречается следующий мрачный текст: «…на восточной стороне, за Югорскою землею, над морем, живут люди Самоеды, зовомые молгонзеи. Яд их — мясо оленье да рыба, да межи собою друг друга ядят…»

Считается, что здесь описывается как раз тот народ, который встретился поморам на месте основанного ими торгового селища. Название «молонгозеи» восходит, вероятно, к коми-зырянскому «молгон», или «крайний, конечный», то есть означает «окраинный народ». Как считают современные исследователи, «молонгозеи» — это нынешние энцы, самодийский народ. Почитавшие духов земли, солнца, огня и воды энцы не имели общего самоназвания и делились по родам, имена которых наследовались поколениями.

Родовая память самоедов сохранялась в деричу — сказаниях о прошлом. Деричу одного из таких родов, ныне исчезнувшего, повествует о князе Маказее-Монгкаси, основателе энецкого рода Монгкаси. В древние времена он во главе дружины самоедов, а также ненцев и селькупов напал на вооруженный отряд Мирона Шаховского, отправленный в 1600 году по указу Годунова на реку Таз, дабы взять под царскую руку вольное поморское поселение. Кто посоветовал Монгкаси совершить этот дерзкий выпад, история умалчивает, но отряд воеводы Шаховского при этом понес серьезные потери. Из сотни стрельцов погибла треть, почти все припасы и скот, который они гнали с собой, пропал. И если бы не помощь поморов, которые встретили их на берегу Лососевой, государевы люди не дожили бы до весны и прихода подкрепления.

При этом стрельцы сразу поселились отдельно — на высоком берегу Таза они ставят острог и церковь. Туда на переговоры они вызвали старшин Монгкаси во главе с князем. Маказей из любопытства отправился в городище посмотреть на невиданное для этих мест дело — растущий пятибашенный город — и обратно уже не вернулся. Что именно произошло между ним, князем Шаховским и письменным головой Хрипуновым, неизвестно. Но после этого речку Лососевую стали называть Мангазейкой, а появившийся близ её устья город — Мангазеей. Самоеды считали, что речку, текущую рядом с городом, окрасила кровь их старейшин.

 

 

«Разломанный город»

Уже на следующий год сразу из трёх ближайших городов, в которых стояли сильные гарнизоны — Тобольска, Сургута и Берёзова, — на помощь воеводе Шаховскому прибывает крупный отряд под предводительством Савлука Пушкина и князя Василия Мосальского. Около 200 служилых людей в самое короткое время закончили возведение острога и основали посад. При этом торговое поселение поморов в низине Мангазейки какое-то время существовало параллельно с городом, который из-за этого будто делился на две части и получил название «Тагаревы хард», что на местном наречии означает «Разломанный город». Но очень скоро такое положение дел перестало устраивать воеводу Мосальского. В будущем печально известный деятель Смутного времени решил проблему поморов просто и эффективно. Однажды стрельцы оцепили поморскую слободу и срыли поселение под корень. Так поморы узнали цену благодарности государевых людей. Неизвестно, чем бы ещё отличился Мосальский на Севере, но события в столице заставили его срочно отбыть восвояси.

Прибывший вместо него в 1603 году на воеводство Фёдор Булгаков привёз с собой целую армию священников и принялся активно насаждать в этих краях христианство, чтобы окончательно закрепить местных жителей в русском подданстве. К 1608 году Мангазея становится основным центром сбора ясака (подать — главным образом пушниной) в регионе. Всего за 10 лет здесь вырастает крупнейший гостиный двор Сибири, куда съезжаются «именитые гости» со всего Севера. В одно время здесь могло оказаться до 2000 (!) купцов разного подданства.

Мангазея с кремлём-детинцем, таможней, тремя церквями и более чем полутора сотнями домов стала самым значительным городом региона. Здесь стояла стрелецкая сотня с пушками, казаки, при необходимости собиралось ополчение. Под рукой мангазейского воеводы находились все «тазовские и енисейские инородцы», и он получал отчисления со всех торговых сделок, которые совершали с ними «купеческие людишки». О богатстве города ходили легенды. Золото здесь не иссякало: русские купцы могли на месте продавать взятую у самоедов «мягкую рухлядь» купцам из-за моря.

В 1612 году в Амстердаме вышел сборник карт голландского географа Гесселя Герритса, куда была включена карта Мангазеи, оставленная голландским торговым агентом Исааком Массой. Появление труда Массы, ставшего свидетелем целого ряда событий Смутного времени, заставило активнее действовать те силы, которые заинтересовались судьбой Мангазеи ещё полувеком ранее.

 

 

Английский проект

Работая в начале прошлого века в британских архивах, известный русский историк Инна Ивановна Любименко обнаружила документы, в корне изменившие представления об уровне проникновения британской дипломатии на Русский Север в XVII веке. Опубликованная ею в 1912 году монография произвела эффект разорвавшейся бомбы. Любименко нашла неопровержимые свидетельства наличия у английского правительства планов захвата земель и установления своего протектората в Мангазее и на сопредельных территориях именно в 1612 году, когда центральная власть в Московии практически отсутствовала, а польские интервенты рвали государство на куски. Англичане решили не упускать свой шанс: в Мангазею хлынули британские деньги, в результате английские купцы получили право на монопольную торговлю с городом и вывоз мехов морским путём. Более того, к моменту, когда отважные поморы прошли полуостров Ямал насквозь по реке Мутной и попали в Обскую губу, открыв таким образом морской путь из Архангельска до Мангазеи, британцы уже основали собственную факторию на реке Тазе. Активность английской торговли росла, параллельно росли обороты «златокипящей» Мангазеи и местных воевод.

Неизвестно, кто донёс до далекой столичной власти сведения об этих «успехах», но новое правительство, возглавляемое патриархом Филаретом, правильно оценило обстановку. Уже в 1620 году вышел указ, запрещающий плавание морем в Мангазею под страхом смертной казни. Царский указ и случившийся годом ранее пожар, во время которого по странному стечению обстоятельств дотла выгорела фактория англичан, не только нанесли удар по благополучию Мангазеи, но и положили конец честолюбивым планам Британии. Но на этом неприятности «златокипящей Мангазеи» только начинались…

Русская Троя

В 1629 году в Мангазею прибывают сразу два новых воеводы — Андрей Палицын и Григорий Кокорев. Застав всё ещё процветающий город, они сразу же начали наводить здесь свои порядки, причём каждый тянул одеяло на себя. К 1633 году ситуация обострилась до предела. Воеводы отказывались признавать друг друга и враждовали, проливая невинную кровь.

И тогда власть в свои руки взяли горожане. Собравшись вместе, они всем «мангазейским миром» составили «одиначную запись», по которой договорились держаться друг друга «накрепко и бесстрашно» и вместе давать отпор беззаконию воевод. Как ни странно, это начинание имело успех. После нескольких лет борьбы воевод удалось убрать из Мангазеи, причем один из них уехал в Тобольск в «железах». Но это проявление гражданского единения стало последним ярким событием в истории города.

Пожары (самый сильный — в 1642 году), снижение количества пушнины в регионе, основание сразу двух новых городов — Туруханска и Енисейска — привели к постепенному угасанию города. Всё ещё могло измениться, но новые власти слишком хорошо помнили про торговые вольности и свободы, завоёванные Мангазеей, а купцам стало просто невыгодно плыть до устья Таза через несколько таможен на Оби, ведь морской путь был по-прежнему закрыт. К 1660 году рушится последний оплот стабильности, продлевавший городу жизнь, — самоеды начинают платить ясак в Енисейске. Ещё через 20 лет Мангазея полностью пустеет и исчезает с карт и из памяти людей почти на 200 лет.

 

Предсказание Маказея

Историки и географы долго не проявляли интереса к легендарному сибирскому городу. Регулярные раскопки начались здесь только в ходе экспедиции 1946 года под руководством известного этнографа Валерия Николаевича Чернецова, который детально изучил рельеф городища. Но достаточного внимания Мангазее он в эти годы уделить не смог. Между тем в селениях на берегу Таза было что изучать. Например, до сих пор бытующие сказания энцев о «злых словах» князя Маказея, которые он будто бы произнёс, погибая от руки воеводы Шаховского. Богатства этой земли, якобы сказал князь, останутся на ней, «строители башен» (русские) не смогут их забрать. Как гласит молва, предсказание Маказея сбылось. Следовавшие один за другим пожары огненным языком слизывали все накопленные воеводами и купечеством богатства города.

Но очень уж обильна была сибирская земля в те годы, да и Мангазея недаром была прозвана «златокипящей». Враждующие воеводы Палицын и Кокорев в ходе своего противостояния не забывали обирать город до нитки. Два клада, как гласит предание, зарыты ими втайне друг от друга — в детинце и на месте посада. Причём клады эти составляет то золото, которое рекой текло в Сибирь из-за моря в обмен на бесценный мех, но не достигало государева кармана. Многие пытались добыть эти клады, но то ли воля убитого князя Маказея, то ли сила самоедских духов, то ли само неумолимое время надёжно скрывают от нас эти сокровища, которые навсегда поглотила земля Мангазеи.

Виктор Аршанский

=0=0=

Карта Петербурга за 70 лет до основания его Петром I


Составлена в период между 1635 и 1645 гг. В действительности город был основан еще в 1611 г. шведами и представлял собой город Ниен (Nyen, т.е., Нева; вариант названия — Nyenstadt) с крепостью Ниеншанц (Nyenskans) на правом берегу Невы, в районе Охты, и целый конгломерат поселений, раскинутых вокруг. Во второй половине 17 в. население Ниена достигло 2000 человек.

Карта Петербурга за 70 лет до основания его Петром I

В нем была ратуша, больница, две церкви, шведская и немецкая, а через Неву, на месте нынешнего Смольного монастыря, находилась и православная церковь.

В Ниене было немало хороших пильных заводов и строились надежные корабли. На традиционную трехнедельную августовскую ярмарку в город съезжались купцы со всей Северной Европы. Из Новгорода, Тихвина, Ладоги сюда привозили рожь, овес, горох, свинину, говядину, сало, масло, лососину, деготь, смолу, пеньку, лен и лес. Через Новгород поступали и пользовавшиеся большой популярностью в Европе восточные ткани: шелк, плюш, дамаск, а также шкуры, кожи, меха и холсты. А из Северной Европы импортировали металлы: железо, медь, свинец, зеркала, английское и голландское сукно, немецкие шерстяные ткани, бархат и шляпы.

Инфраструктура «Большого Ниена» включала в себя 40 деревень, как ижорских, так и русских, и несколько шведских усадьб. На Васильевском о–ве, вдоль берегов Малой Невы, располагалась деревня Хирвисари. Можно предположить, что в самом начале 18 века, до того, как эти территории попали под контроль Петра I, население «Большого Ниена» составляло не менее 4000–5000 человек, что было совсем немало по тогдашним временам.

Однако российская историография предпочла вычеркнуть 92 года из истории города и представила дело так, что к моменту появления тут русских войск, устье Невы являло собой безлюдные «берега пустынных волн», на которых постоял Петр, «дум великих полн», и решил основать там стольный град Санктъ–Петербурхъ.

Вопреки «пустынности» невских берегов, прибывшие русские вельможи селились в домах, ранее принадлежащих местной шведской знати (например, имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу стало Летним садом); кирпич для строительства Петропавловской крепости производился тут же, в Ниене; продовольствие поставлялось из деревень «Большого Ниена».

Карта Петербурга за 70 лет до основания его Петром I

 

Карта Петербурга за 70 лет до основания его Петром I

Огороды на улицах Ленинграда в дни блокады


Весной 1942 года перед трудящимися ленинградцами была поставлена задача обеспечить себя собственными овощами. Промышленные предприятия и учреждения должны были организовать свои подсобные хозяйства. Под огороды были выделены все пустыри, сады, стадионы, парки и скверы, откосы рек и каналов. Огород был разбит даже на Исаакиевской площади — там выращивали капусту, а на площади Декабристов — картошку. В Летнем саду на грядках росли белокочанная и цветная капуста, морковь, свекла, картофель и укроп.

 

Огороды на улицах Ленинграда в дни блокады

 

В городе нашлись запасы органических и химических удобрений. Имевшийся сельскохозяйственный инвентарь был отремонтирован, в дополнение городская промышленность выполняла мелкие запасы на его производство.

 

Огороды на улицах Ленинграда в дни блокады

 

Агитационный плакат Окна ТАСС

 

К вспашке и посеву в Ленинграде и пригородах приступили 633 вновь организованных подсобных хозяйства предприятий и учреждений, хозяйства трестов и 1468 объединений, в которые вошли более 176 тысяч индивидуальных огородников. Помимо этого, посевом овощей занимались свыше 100 тысяч трудящихся, не вошедших в огородные объединения.

Всего весной 1942 года индивидуальными огородниками, подсобными хозяйствами и совхозами городских трестов было вспахано 9,8 тыс. гектаров земли (план был перевыполнен в 1,5 раза), из них вручную, лопатами, вскопано 3,3 тыс. гектаров (33%).

 

Огороды на улицах Ленинграда в дни блокады

 

Обработка огорода, разбитого в сквере возле Исаакиевского собора. 1942 г. 

 

Трудности новоявленных огородников состояли не только в том, что они были мало знакомы с сельскохозяйственной деятельностью — им в помощь специально издавались стенгазеты и брошюры с инструкциями по возделыванию земли, но и в непригодности большинства участков для выращивания овощей из-за состава почвы. Бывали и досадные случаи, когда урожай, выращенный с таким трудом, в одночасье уничтожался артобстрелом.

 

Огороды на улицах Ленинграда в дни блокады

 

Выращивание овощей на площади у Исаакиевского собора во время блокады. 1942 г. 

 

Тем не менее, план сбора урожая в Ленинграде и пригородах совхозами и подсобными хозяйствами был выполнен на 106%, сверх плана сдали 2,8 тыс. тонн овощей.

 

Огороды на улицах Ленинграда в дни блокады

 

Работники Н-ского госпиталя Е.Скарионова и М.Бакулин за сбором капусты. 1942 г  Архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда

 

 

В 1943 году почти каждая семья в Ленинграде обрабатывала свой участок земли или принимала участие в обработке коллективных огородов. Индивидуальным и коллективным огородничеством занимались 443 тыс. человек. За сезон 1942 года горожане приобрели некоторый опыт ведения огородного хозяйства и оценили исключительное значение огородов в условиях вражеской блокады.

 

Огороды на улицах Ленинграда в дни блокады

 

Сбор урожая капусты у Исаакиевского собора. 1942 г. 

 

Ранней весной сотрудники Ботанического института приготовили для ленинградцев 11 млн единиц рассады. Посевная кампания началась с первых благоприятных для посадки дней. На территории города и в его окрестностях было обработано и засажено 11,8 тыс. гектаров земли. С осени ленинградцы позаботились о заготовке удобрений для своих коллективных и индивидуальных огородов. На эти цели шли торф, мусор старых свалок, древесная зола. Ученые разработали способ употребления в широком масштабе бактериального удобрения — азотогена.

 

Огороды на улицах Ленинграда в дни блокады

 

Дети у грядок на набережной в Ленинграде. 

 

Пригородные хозяйства, несмотря на значительные потери в кадрах, технике и гужевой силе, сумели добиться роста производительности даже в сравнении с довоенным периодом. Производство овощей на одного совхозного рабочего в 1943 году возросло почти в 1,5 раза по сравнению с 1940 годом. На городских рынках появились сельскохозяйственные продукты, которых не было в 1942 году. Цены на картофель упали в 6 раз по сравнению с летом 1942 года, на свежую капусту и свеклу — более чем в 4 раза. Ленинградцы вполне обеспечили себя на зиму овощами.

 

Огороды на улицах Ленинграда в дни блокады

 

Блокадный огород во дворе Технологического института.

 

 

Г. П. Фитингоф, «Ленинградцы на огородах»

 

Г. П. Фитингоф, «Ленинградцы на огородах»

 

Огороды на улицах Ленинграда в дни блокады

 

Во дворе Академии художеств в блокаду были расположены огороды, которые кормили ленинградцев

 

Огороды на улицах Ленинграда в дни блокады

 

Огороды на Круглом дворе Академии художеств, 1944

=0=0=

Тайна каменной летописи на Русском Храме


В видео рассказывается об секретах резьбы на камне в Георгиевском соборе, самом древнем из сохранившихся «домонгольских» строений Руси. Собор расписан ковровым цветочном орнаментом вырезанном на белом камне, как будто это цвело неувядаемое древо жизни — символ матери Земли. Великой Богини. В этом орнаменте прослеживаются явные корни народного, скорее всего, языческого искусства.

https://ok.ru/video/1503724505656

Азовское сидение — подвиг казаков


С древности территория Азова считалась весьма выгодным для торговли и связи с другими землями местом. После того как Крымское ханство стало вассалом Османской империи, Азов был превращён в мощную крепость на левом берегу Дона всего в 8 км от моря: одна часть укреплений располагалась у реки, другая — на холме. Каменная стена крепости со стороны Дона возвышалась на 20 метров. Стены окружали рвы шириной 8 м и глубиной до 3,5 м, кроме того, крепость имела мощное артиллерийское вооружение — 200 пушек на 1200 м периметра, всё это делало крепость неприступной. А гарнизон состоял из 4 тыс. янычар.

Азовское сидение - подвиг казаков

Крепость стала форпостом Османской империи и постоянным источником военной угрозы для Руси. Кроме того, крепость фактически закрывала донскому казачеству выход в Азовское море, а затем Чёрное море.

Зимой 1636 года казачий круг принял решение: «Идти на Азов и промысел над ним учинить!». Гонцы прошлись по казачьим поселениям, сообщив весть: «Готовиться к войне!» Для похода на Азов было собрано 4,5 тыс. донцов и 1 тыс. запорожцев. Казаки этими походами решали две основные цели: во-первых, освобождали пленных, наносили чувствительные удары врагам; во-вторых, захватывали богатые трофеи. А турки теперь зорко стерегли водный путь по Дону. С целью контроля над рекой, поперёк реки протянули тройную железную цепь с сигнальными колоколами, эту цепь закрепили на береговых каменных башнях с орудиями, таким образом турки полностью контролировали выход в море и могли утопить нарушителей перекрестным картечным огнем. Кроме того, преграду страховали тем, что у крепости всегда дежурили галеры, вооруженные пушками. Правда, и казаки были не лыком шиты и, бывало, ухитрялись прорваться через преграду в густой туман или под покровом ненастной ночи. Турецкую охрану изводили тем, что пускали по течению бревна, которые бились о цепи, турки открывали огонь, а когда бдительность охраны притуплялась, казачьи отряды одним броском проскальзывали под цепями.

Но крепость хоть и не остановила полностью вылазки казаков, всё же могла блокировать их крупные отряды.

 

Захват Азова

Когда казачье войско 21 апреля 1637 года выступило в поход, турки его уже ждали: на высоких стенах крепости у подготовленных пушек стояли команды пушкарей с зажженными фитилями. У турков не было ни малейшего сомнения, никогда не взять казакам мощной каменной крепости с первоклассными укреплениями, отличной и храброй пехотой, многочисленной артиллерией и изрядными запасами продовольствия, пороха, иного боеприпаса для обороны.

Это была стандартная для врагов Руси недооценка ратного мастерства и смекалки наших воинов. После двухмесячной осады казаки подвели под стену «мину», взорвали её; ворвавшись в крепость, казаки, потеряв 1100 человек в этом бою, при этом они освободили 2 тыс. русских невольников.

 

Подготовка обороны

Понятно, что турки такого спустить не могли – Османская империя была тогда могучей империей в расцвете своей мощи. Правда, в тот период Османская империя из-за войны с Ираном (ирано-турецкая война 1623-1639 годов) не могла отправить войско, чтобы вернуть крепость. Поэтому послали своих вассалов – крымчаков, уже в январе 1638 года крымский хан явился под крепостные стены Азова с 14 тыс. всадников, но ничего не добившись, был вынужден ретироваться. Тогда он захотел решить вопрос миром — купить казаков, предложив им отступные 40 тыс. червонцев за оставление Азова. Казаки отказались.

Понимая, что решающий бой неизбежен, казаки начали к нему всестороннюю подготовку, дипломатическую и военную: были отправлены послы в Москву, они просили государя всея Руси Михаила Федоровича (годы правления 1613-1645) принять вольный Азов под свою руку. Царь поступил хитро, понимая, что сил в открытую воевать с могучей Османской империей нет – Русь была разорена долгой Смутой и ещё восстановилась не полностью, кроме того, сложная ситуация складывалась на рубежах с Речью Посполитой, сообщил, что крепость он штурмовать не приказывал, и попенял казакам за их самовольство, но при этом Михаил все же не лишил донского казачества их обычных милостей. А турецкому послу сообщил, что «казаки люди вольные», воюют они на свой страх и риск, и если турецкий султан желает, то может сам их и утихомирить.

 

Османская «Великая армия»

По данным «Повести об Азовском осадном сидении донских казаков», написанной участником тех событий, турки собрали против казаков огромную рать, которой хватило бы, чтобы захватить целую страну: 300 тыс. воинов из регулярных частей, плюс 100 тыс. мужиков рабочей силы из покорённых земель Малой Азии, Молдавии, Валахии, Трансильвании. Ещё несколько десятков тысяч, для фортификационных работ, нагнали из окрестных земель. По данным современных источников, турецкая армия была несколько меньше – от 100 до 240 тыс., но всё равно её размеры впечатляют, настоящая армия вторжения. Всё против совсем небольшого гарнизона, численность которого уступала турецким силам, на каждого бойца казаков (включая женщин) приходилось 12-36 вражеских.

 

Осада

С самого начала турецкое командование и войско были приведены в смущение, они уже окружили город, когда несколько сотен запорожских казаков на своих чайках прорвались в крепость. Они пришли под своими стягами, в праздничной одежде, играла музыка, два атамана троекратно, по-русски, расцеловались. «Любо, любо!» гремело в крепости, турки только изумлялись. Эти люди пришли умереть со своими братьями, но исполнили данную клятву верности друг другу.

7 июня 1641 г. турецко-татарские войска под командованием опытного полководца силистрийского губернатора Гусейн-паши со всех сторон обложили Азов. Большие турецкие корабли остались в море, а малые вошли в Дон и стали напротив Азова. Вблизи города осаждавшие вырыли траншеи и разместили в них пушки и готовых к атаке своих воинов. Укрытые в траншеях войска были недосягаемы для казачьей артиллерии. Турецкие командиры расположили против башен осадные пушки, прикрепив их цепями. Эта мера предосторожности была необходима, ибо казаки при вылазках порой увозили пушки с собой.

Турки соблазняли за сдачу выкупом. Любопытен ответ казаков на слова турок о том, что от московского царя выручки и помощи они не дождутся:

«Ведаем, какие мы в Московском государстве на Руси люди дорогие, ни к чему мы там не надобны… А государство Московское многолюдно, велико и пространно… А нас на Руси не почитают и за пса смердящего. Отбегаем мы ис того государства Московского из работы вечныя, ис холопства невольного, от бояр и от дворян государевых… Кому об нас там потужить?.. А се мы взяли Азов город своею волею, а не государским повелением».

К началу осады крепостные сооружения включали в себя три каменных города: крепость Азов и его предместья, «города» Топраков и Ташкалов. Из Азовской крепости казаки тайно прорыли ряд подземных проходов, которые позволяли совершать им неожиданные для врага вылазки. Донцы заранее приготовили также подкопы для взрывов и ямы-ловушки. Османские войска дважды шли на приступ, но были отбиты с большими потерями. Уже на раннем этапе осады казаки начали рыть траншеи под позиции османских войск; подрыв нескольких таких траншей стоил жизни от 1 до 2 тыс. янычар.

После этого турецкие войска повели осаду крепости по всем правилам военного искусства. С конца июня по крепости велся непрерывный артиллерийский огонь из тяжёлых пушек, нанесший ей серьезные разрушения. Стены были разбиты во многих местах до основания. Из 11 башен уцелели только 3, да и те сильно пострадали от обстрела. Тогда казаки взорвали пороховые склады в наиболее угрожаемой части крепости. Спасаясь от пушечных ядер, казаки покинули дома и вырыли для жилья глубокие землянки. После столь сильного артиллерийского обстрела турки предприняли мощную атаку крепости. Удар численно превосходивших войск казакам было трудно отразить, и они оставили Топраков, переместившись в укрепления средневековой постройки. Донцов спасли заранее вырытые подземные траншеи. Согласно реляциям казаков, ежедневно османские войска расходовали от 700 до 1000 снарядов.

 

Насыпной вал

Турки стали насыпать земляной вал на уровне азовских стен и даже выше них. Рвы засыпали землей и камышом. Постоянные казачьи вылазки мешали им закончить сооружение вала. Когда же наконец вал был воздвигнут, донцы провели под него подкоп и взорвали. Паши приказали соорудить новый вал, чуть подальше прежнего. С этой насыпи турецкая артиллерия в течение 16 суток днем и ночью вела обстрел городских стен и построек. Одновременно турки повели в сторону крепости около 17 подкопов. В конце июля казаки оставили средневековые укрепления и переместились в земляной форт и укрепленные подземные бункеры. Казаки рыли навстречу османским войскам свои ходы. Подземная война, в которой казаки активно использовали малокалиберное ручное огнестрельное оружие окончилась поражением турецких войск (по заявлениям казаков, в этих стычках погибло до 20 тыс. османских войск).

 

Временная передышка

9 августа Гусейн-паша запросил у Стамбула пополнений в живой силе и материалах. Параллельно шли прямые переговоры между османскими войсками и казаками; согласно отчетам казаков, они отвергли предложение османов о сдаче крепости в обмен на 1 тыс. талеров для каждого ее защитника (по другим данным, турки предлагали 12 тыс. золотых сразу и еще 30 тыс. — после отступления казаков). Переговоры дали необходимую передышку гарнизону, который, по некоторым донесениям, к тому времени насчитывал лишь чуть более тысячи бойцов.

 

Помощь казакам

Несмотря на усиленную ханскую стражу по Дону, в Азов пробирались люди из казачьих городков. Казаки плыли под водой на спине с камышом во рту, держа оружие и одежду в кожаных мешках. Хану пришлось приказать перегородить Дон сплошным частоколом.

 

Последний штурм

В сентябре 1641 года, после подхода подкреплений, турецкие командиры решили прибегнуть к последнему средству. В надежде на численное превосходство своего войска они стали изматывать казаков непрерывными атаками днем и ночью. Пока одни турецкие части штурмовали крепость, другие отдыхали и готовились для последующей атаки. Малочисленный же казачий гарнизон бессменно должен был отражать яростный штурм врага. Всего было 24 приступа. Однако нападавшие вновь были отбиты с большими потерями.

 

Окончание Азовского сидения

Моральный дух осаждавших, несших большие потери, падал. В довершение один из казаков, притворившись перебежчиком, пробрался в османский лагерь и посеял страх, утверждая о наличии трех заминированных траншей прямо под позициями османских войск. Одну траншею удалось обнаружить, две другие не были найдены; в итоге, как сообщали свидетели со стороны турок, многие, не выдержав напряжения, «устрашась отошли». Эвлия Челеби писал, что донцы довели осаждающих «до крайности». Несмотря на планы отступить зимой в Крым и возобновить осаду в следующем году, уже 26 сентября ввиду затруднений с поставками запасов и провианта турецкая армия сняла осаду. По сообщениям казаков, османские офицеры утверждали, что никогда ранее не испытывали такого позора; один из них заявил, что «малые, худые люди», коими в глазах османов были казаки, причинили им ущерб, превышавший нанесенный османским войскам персидской армией под Багдадом.

=0=0=

Вымышленное пьянство на Руси, в которое стыдно верить


Пьянство и алкоголизм на Руси были такой редкостью, как выпадение снега в Европе. Русское хамство – самозащита от несправедливого мира. Социальные паразиты навязчиво пытаются навязать миф, что славяне всегда были пьяницами и хамами. Но есть факт, что Российская империя до 1917 года была самой трезвой страной в мире….

Вымышленное пьянство на Руси, в которое стыдно верить

 

Пьянство

Апологеты идеи о тотальном пьянстве на Руси любят ссылаться на тот факт, что во всем массиве русской литературы от Пушкина до наших дней нет ни одного произведения, в котором бы не имелось описания сцены пьянки. То есть имеются многочисленные письменные подтверждения того, что русский народ пил, пьет и будет пить. Но против этого аргумента имеются такие же сильные контраргументы.

 

Фламандская живопись

Разоблачение мифа о пьянстве на Руси

Для ознакомления с работами фламандских живописцев за последние 600 лет необязательно ехать в музей Бойманса в Роттердаме или же музей Рембрандта в Амстердаме. Достаточно совершить прогулку по Эрмитажу, чтобы убедиться: в течение 600 лет любимой темой фламандских пейзажистов было изображение зимних пейзажей заснеженных полей и каналов. Из чего — по аналогии с литературным описанием русского пьянства — можно сделать вывод, что древние фламандцы проводили зимы за катанием на санках и игрой в снежки. При этом ни на одной картине нет изображения устройства для ходьбы по снегу — лыж. Ходули есть, деревянные башмаки «кломпы» есть, а лыжи фламандцам неизвестны. Странно, что при таких зимах у них потребность в подобном инструменте отсутствовала. Странно также и то, что у соседей — англичан, французов и немцев — в их живописи столько снежных картинок нет.

Современная Фламандия занимает южные районы Нидерландов и северные районы Бельгии. В 1848 году в Нидерландах был создан Королевский Метеорологический институт KNMI, который со дня основания и по сей день скурпулезно собирает материалы о всех погодных явлениях. И вот в статистике этого учреждения за 100 лет ХХ века снег на территории Нидерландов упоминается 23 раза.

Смотрим на Бельгию. Бельгийский аналог нидерландского института за ХХ век сообщает о 101 случае выпадания снега. Из которых 78 — в слабозаселенной гористой местности Арденн, и по сей день покрытой непроходимыми лесами. А снег в равнинной местности, которая изображается живописцами, — опять-таки 23 раза.

Вполне вероятно, что в те времена, когда Европа еще не была затянута постоянным оранжевым облаком отходов от работы двигателей внутреннего сгорания, погодные условия были несколько иными.

 

 

Яд над миром

Тем не менее, напрашивается вывод, что зрелище падающего с неба снега было для фламандских живописцев делом настолько редким, что они бросали все и устремлялись на улицу, дабы успеть запечатлеть поразившее их воображение явление. Поскольку подобное явление фламандец за всю свою жизнь наблюдал от силы 2-3 раза.

Разоблачение мифа о пьянстве на Руси

Снег в Нидерландах в 2010 году. Фотографический аналог средневековой живописи. Поскольку вода в канале явно не замерзла, то можно предположить, что через пару часов этого снега уже не будет.

Не этим ли принципом объясняются и сцены пьянства в русской литературе? Явление пьянки настолько поражало воображение писателя или поэта, что он не мог удержаться от включения описания этого явления в свое произведение. Так что, по аналогии с фламандской живописью, объяснение русского пьянства русской литературой является слабым аргументом.

Акциз

Акцизы на топливо, табак и алкоголь — это палочка-выручалочка бюджета любой капиталистической страны. И Русь-СССР-РФ ничем не выделяется из общего ряда. Но на Руси акциз на алкоголь был поставлен на немыслимый для Европы профессиональный и эффективный уровень. До XIX века перец, шелк, серебро и алкоголь были единственными известными человечеству антисептиками, из которых лишь алкоголь был доступен широким массам населения. По этой причине именно алкоголь стал главной мишенью налоговых акцизов.

Акцизный сбор на алкоголь — приносит государству самый высокий доход, если сравнивать с другими сборами. А налоговые ставки на водку гораздо выше чем на другой алкоголь.

Из-за необъятных территорий центральная власть на Руси не имела возможности присылать сборщика акцизов под каждую дверь. Поэтому сбор акциза на сивуху был организован гениально просто: в центре делали рассчет по гипотетическому объему выпиваемого человеком, умножали этот объем на количество душ, проживающих в радиусе действия предприятия по изготовлению и реализации сивухи (кабак), и на основании этих расчетов присылали, мытаря под дверь кабатчика. И кабатчик был вынужден платить акциз по таксе этого весьма несовершенного и грубого расчета. Для сбора необходимых средств власть предоставляла кабатчику силовую поддержку в виде солдат, и, таким образом, окрестное население было вынуждено нести акцизные деньги в кабак независимо от реальной потребности в алкоголе. Покупка алкоголя под дулом ружья.

Традиции самогоноварения и культурного пития были разрушены как в европейской части России, так и в Сибири с массовым появлением кабаков. Первый кабак появился в Москве в 1552 году, после взятия Казани. Иван Грозный перенял эту практику у татар. Однако в отличие от татарских питейных заведений, в русских кабаках закуска не подавалась — только водка. С 40-х годов XV века на Руси началось товарное производство этого напитка, ставшее исключительным приоритетом государства.

Разоблачение мифа о пьянстве на Руси

И наравне с описанием сцен пьянства мы видим в русской литературе описания поголовной задолженности населения кабатчикам. Только вот причиной этой задолжности, очевидно, было не желание напиться, а необходимость уплаты налогов. И если для центральной власти это было действенным способом наполнения казны, то у населения, попавшего в вечную кабалу к собиравшему налоги кабатчику, реально оставалось только одно средство облегчения: напиться и забыться. Кстати, а кем там по происхождению по Библии, да и по Н.В.Гоголю, были мытари-кабатчики?

Разоблачение мифа о пьянстве на Руси

Любопытно отметить, что подобный опыт взимания налога стал сегодня использоваться европейскими странами в области акциза на топливо и энергию. Например, акциз на электроэнергию, являющуюся главным типом бытовой энергии, используемой человеком. Человек может жить при свечке и готовить на лучинке, но он обязан платить государству акциз под названием «Факт подключения к электросети». То есть даже при нулевом реальном потреблении электричества человек все равно будет платить значительную сумму за тот факт, что к его дому протянут электропровод из сети. Европейская интерпретация русского способа взимания алкогольного акциза. Существуют также налоги на факт обладания автомобилем, факт обладания радиопроводом/телефонным проводом/телевизионным проводом — изворотливость европейского ума не знает пределов. Хотя в истоках всего этого лежит именно русский способ мытарства сивухи.

Русское хамство

Разоблачение мифа о пьянстве на Руси

Для «поравалильщиков» — оправдание №1 за предательство Родины.

В Европе присутствует поговорка о том, что любимым блюдом европейца является сосед с яблочком во рту, зажаренный на вертеле над костром из его собственной мебели. Текст от страны к стране может быть разным, но смысл европейской любви к ближнему своему остается общим и понятным. Отсутствие же хамства в Европе объясняют тем, что на Руси отсутствовали эпохи Возрождения и Просвещения, во время которых европейцы научились проявлять уважение к личности другого человека и стали толерантными.

Смотрим на Русь. В генетике русского человека имеется некий ген справедливого равенства, равенства в стае. Это самый действенный способ выживания на планете в любых условиях. Выжить должна не одна особь, неспособная по причине одиночества продолжить род, а выжить должна вся стая. То, что этот ген существует, показывает вся история Руси: независимо от обстоятельств, в момент любой внешней опасности русский народ сплачивается в единую стаю.

Разоблачение мифа о пьянстве на Руси

400 лет назад к управлению народом пришел клан Романовых, которых позднее сменили коммунисты, а потом вообще неизвестно кто. И все эти 400 лет нерусского правления русскую стаю ежедневно раскалывали несправедливым распределением благ. Нигде на континенте больше нет и не было такого разделения на богатых и бедных, как на нашей земле. И в колониальной Британии, и в захватнической Франции тоже есть разделение, но при этом отсутствуют даже навыки умения сплотиться в стаю в момент внешней опасности. Русь в этом смысле остается уникальной.

Что происходит с человеком, которому 400 лет ломают психику? Он рефлекторно огрызается в стремлении защитить себя. Ударьте дикую собаку палкой, и вы нарветесь на укус. За 400 лет ежедневного ломания традиционных русских устоев о справедливости внутри стаи, в русском человеке выработали интуитивное агрессивное отношение ко всему окружающему. Хамство — это самая мягкая возможная форма реакции на любое внешнее явление. Самозащита себя и своей идентичности от несправедливого мира. Ежедневно видя крушение сплоченности стаи с помощью неравномерного распределения средств к существованию, мы должны быть благодарны хамству за то, что не кидаемся друг на друга с топорами и ножами. Хотя и этот процесс уже запущен и набирает обороты на примере Украины.

Остановить и хамство, и взаимное истребление, можно только одним способом: сплотить стаю. Сплотить стаю можно перед лицом внешней опасности, чем и занимается сегодня Путин. Образ всемирного врага создан и закрепился в умах. Однако это полумера: нельзя вечно держать народ в военном напряжении 24 часа в сутки 365 дней в году. Хамства от этого меньше не станет. Как ни крути, а надо ломать то, что процветает на Руси 400 лет. Русские интеллектуалы во главе с академиком Глазьевым подготовили план мероприятий, направленных на борьбу с имущественным неравенством в русском народе. То есть описание начала процесса имеется. Хватит ли у Путина сил на то, чтобы дать этому делу зеленый свет, — неизвестно. Но иного пути нет. До тех пор, пока у безработных в России не перестанут угонять Роллс-Ройсы, мы будем хамить друг другу.

Картина дня

наверх