Китайский танк Type 99 против американского M1 Abrams: главные преимущества
В Китае убеждены в превосходстве своего танка Type 99 над большинством других современных танков, включая и M1 Abrams – основной боевой танк американской армии. Но есть ли у китайской прессы реальные основания так превозносить боевую машину НОАК?
Как и многие другие виды военной техники и вооружений, произведенные в Китае, танк Type 99 (ZTZ-99) основывается на технологиях, разработанных и испытанных в Советском Союзе. Китайские конструкторы переняли опыт советского танкостроения, творчески подойдя к развитию одного из самых массовых советских танков Т-72. При этом эксперты называют Type 99 действительно прорывным продуктом китайской военной промышленности.
В серийное производство танк поступил в 1998 году, спустя три года встав на вооружение танковых частей Народно-освободительной армии Китая. Танк Type 99 вооружен гладкоствольной пушкой ZPT-98, представляющей собой фактически копию советской 2А46. Используется электромеханический автомат заряжания, также напоминающий советский прототип.
Скорострельность орудия составляет 8 выстрелов в минуту, боекомплект – 22 выстрела в автомате заряжания (41 выстрел раздельно-гильзового заряжания). Используются бронебойно-подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, кумулятивные, осколочно-фугасные боеприпасы, противотанковые управляемые ракеты.
Кроме того, на вооружении танка - 7,62-мм пулемет Type 98, установленный справа от пушки и управляемый дистанционно, и 12,7-мм зенитный пулемет, который может использоваться как по воздушным целям с дальностью до 1,5 км, так и по наземным целям с дальностью в 1,6 км. В вооружение танка входят и 10 дымовых гранат.
Управление огнем осуществляется с помощью перископического прицела наводчика с тепловизором, встроенным лазерным дальномером. Командир танка пользуется перископическим прицелом, при этом управлять огнем могут и наводчик, и командир танка. Экипаж танка, как и на всех машинах с автоматами заряжания, насчитывает 3 человека – командир танка, механик-водитель и наводчик.
Танк Type 99 вооружен 125-мм пушкой, в отличие от большинства танков стран НАТО, вооруженных 120-мм пушками. На Type 99 установлена 125-миллиметровая пушка с карусельным автоматом заряжания. Боеприпасы с вольфрамовым сердечником позволяют пробить лобовую броню американского танка M1 Abrams. В перспективе китайское военное командование рассчитывает оснастить новые модификации танка 140-мм пушкой.
Автомат заряжания позволяет сократить численность экипажа до 3 человек. Западные танки с 4 членами экипажа, само собой, больше и тяжелее тех танков, в которых 3 члена экипажа, так как лишнему танкисту требуется и дополнительное пространство внутри машины.
Кроме того, Type 99 весит около 55 тонн при весе основного боевого танка армии США M1 Abrams в более чем 70 тонн. Это обстоятельство также повышает маневренность и мобильность китайской боевой машины. Скорость танка Type 99 - до 80 км/ч, тогда как Abrams способен развивать скорость лишь до 68 км/ч.
Отдельный момент – превосходная электроника Type 99, например - поисково-следящая инфракрасная система. Наличие лазерного комплекса активного противодействия позволяет командиру узнать, что танк облучается лазерным лучом противника и отдать приказ механику-водителю увести танк из опасной зоны. Это также повышает выживаемость танка во время боевых операций.
По некоторым данным, китайский танк также использует мощный квантовый генератор, ослепляющий лазерным лучом управляемые ракеты с лазерным наведением и выводящий прицелы противника из строя. Такой генератор способен поражать органы зрения операторов вражеских орудий.
Что касается безопасности танка при ударах вражеских орудий, то Type 99 защищен композитной броней, имеет динамическую защиту в виде блоков, подрывающих подлетающие снаряды. В модификации Type 99A2 применяется многослойная система защиты, при помощи радиолокационной системы подрывающая элементы активно-реактивной брони до того, как снаряд вражеского оружия попал по танку.
Не зря американский эксперт Себастьен Роблин из The National Interest пишет, что танк Type 99, даже при том, что его ни разу не использовали в бою, вызывает уважение у западных военных. Более того, по целому ряду параметров он превосходит американский танк M1 Abrams, хотя последний все же многократно был проверен в самых разных военных кампаниях.
Флот быстрой атаки: как иранские катера преследуют корабли ВМС США
Иран все чаще использует свои маневренные катера в Персидском заливе против американских кораблей. Как сообщает Центральное командование ВМС США, недавно иранский катер прошел в опасной близости к американскому судну.
Когда американские ВМС проводили учения с участием кораблей и боевыми вертолетами Apache AH-64E в акватории Персидского залива, иранские катера в количестве 11 единиц неоднократно появлялись вблизи от американских судов, совершая опасные и «вызывающие», с точки зрения американского командования, маневры. Катера принадлежали Корпусу Стражей Исламской революции Ирана (КСИР), который, как известно, имеет в своем распоряжении не только сухопутные, но и авиационные, и морские подразделения.
Инцидент, вызвавший возмущение американского военно-морского командования, произошел в международных водах Персидского залива. Иранские катера появляются здесь очень часто, периодически преследуя американские корабли. В 2016 году имел место даже инцидент с захватом в плен американских моряков с двух катеров. Тогда иранская береговая охрана обнаружила американские катера у острова Фарси, после чего было принято решение о задержании американцев.
В этот раз катера Корпуса Стражей Исламской революции также заявили о себе во время перемещения американских кораблей в Персидском заливе. Сначала иранские катера начали преследовать экспедиционное судно USS Lewis B. Puller, следовавшее вместе с эсминцем USS Paul Hamilton, патрульными кораблями USS Firebolt, USS Sirocco и катерами береговой охраны USCGC Wrangell и USCGC Maui. Катера КСИР неоднократно пересекали путь американских кораблей на чрезвычайно близком расстоянии, следуя при этом на высоких скоростях.
Video of IRGCN vessels conducting dangerous & harassing approaches on U.S. naval vessels in the international waters of the North Arabian Gulf.
Несмотря на многочисленные предупреждения с американских военных кораблей в виде радиосообщений и гудков, иранские катера продолжали маневрировать перед кораблями ВМС США в течение целого часа. Лишь затем они отреагировали на американские радиосообщения и прекратили свои маневры.
Отметим, что еще в прошлом году командующий Военно-морскими силами КСИР контр-адмирал Али Фадави заявил, что Иран контролирует все перемещения американских кораблей в Персидском заливе. Внимание к американским кораблям особенно усилилось после новой фазы обострения и без того крайне напряженных американо-иранских отношений после убийства американцами командира «Аль-Кудс» генерала Касема Сулеймани.
Военно-морские силы Корпуса Стражей Исламской революции Ирана выполняют экспедиционные задачи и защищают иранские интересы в Персидском заливе. В их состав входят корабли, морская авиация, береговая артиллерия, подразделения специального назначения. Но «изюминка» ВМС КСИР – быстрые и маневренные патрульные катера, которые и являются главным инструментом обозначения военного присутствия Ирана в Персидском заливе.
Иран делает особый упор на маневренность и быстроту своих военных катеров. Так, КСИР активно использует маневренные катера Seraj-1, которые, по словам экс-министра обороны Ирана генерал-майора Ахмада Вахиди, способны стрелять ракетами и оснащены современными навигационными системами. Главное достоинство катера – способность действовать на высоких скоростях в море. Основной упор делается как раз на тактику быстрых атак с последующим отступлением или захватом судна – в зависимости от конкретных обстоятельств.
С помощью постоянного патрулирования на катерах ВМС КСИР рассчитывают сохранять контроль Ирана над Ормузским проливом и демонстрировать американцам, а также недружественным арабским монархиям свою готовность в любой момент перейти от показательных маневров к настоящим атакам на корабли вероятного противника.
Соосная компоновка винтов вертолёта: плюсы и минусы
Соосная схема винтов вертолета в современном вертолетостроении применяется не часто. Единственные вертолеты с такой схемой винтов, находящиеся в серийном производстве – российские Ка, в том числе знаменитый Ка-52 «Аллигатор». Но чем объясняется редкость использования соосной схемы винтов?
Как известно, наиболее распространенной в мировом и отечественном вертолетостроении является схема с одним несущим винтом и открытым рулевым винтом, который предназначается для компенсации реактивного момента от несущего винта. Ведь тот «закручивает» вертолет в направлении, противоположном вращению несущего винта.
Безусловным достоинством рулевой схемы является конструктивная простота, сравнительно невысокие затраты на обслуживание и ремонтные работы. Но лишаясь хвостового винта, вертолет теряет управление и падает.
Соосная схема винтов распространена меньше, но ее применение позволяет сделать вертолет более живучим и, соответственно, более приспособленным к выполнению боевых задач. Интересно, что использование соосной схемы – результат работы советских и российских конструкторов.
Первый отечественный вертолет с соосной схемой был представлен в 1948 году. Это был Ка-8 «Иркутянин», выпущенный конструкторским бюро Камова всего в трех экземплярах. Затем выпустили Ка-10 и Ка-15. Последний вертолет стал первым продуктом КБ Камова, поступившим в серийное производство. Так в Советском Союзе начался серийный выпуск вертолетов с соосной схемой винтов.
В отличие от классической одновинтовой схемы, реализовать на практике соосную схему куда сложнее. Эксперты называют ее одним из самых выдающихся достижений отечественного вертолетостроения. Но сложность в конструировании и исполнении компенсируется несомненными преимуществами соосной схемы.
Во-первых, соосные вертолеты обладают меньшими габаритами, высокой компактностью, что увеличивает угловые скорости и делает машину более маневренной. В частности, такой вертолет способен выполнять фигуры «воронка», «косая петля», которые не могут выполнять вертолеты классической схемы с рулевым винтом.
Во-вторых, вертолеты соосной схемы обладают большей боевой живучестью за счет отсутствия хвостового винта с его редуктором и приводами. При этом вертолету проще маневрировать вблизи земли или иной поверхности, на которую он может сесть.
В-третьих, у вертолетов соосной схемы выше коэффициент весовой нагрузки, то есть соотношение полезной нагрузки и общей полетной массы.
Такие характеристики соосных вертолетов обусловили специфику их применения. Вертолеты соосной схемы куда более эффективны в качестве вертолетов палубной авиации, их можно использовать в высокогорных районах с их сложными метеорологическими условиями. Так, Ка-50 активно использовали во время боевых действий на Северном Кавказе.
В то же время, у вертолетов соосной схемы, при всех их неоспоримых достоинствах, есть и определенные минусы. Самый существенный минус для их серийного производства – высокая стоимость. По оценке экспертов, Ми-28 уступает соосному Ка-52 практически по всем характеристикам, но стоимость последнего значительно выше, причем речь идет о миллионах долларов.
Также эксперты отмечают сложность системы управления соосным вертолетом, риск значительных вибраций, недостаточную путевую устойчивость, опасность столкновения вращающихся в противоположных направлениях лопастей.
В настоящее время главным современным ударным боевым вертолетом соосной схемы является Ка-52 «Аллигатор». Эти боевые машины были успешно проверены в Сирии, хорошо показав себя в необычном для России климате. Вертолеты Ка-52 находятся в составе как армейской авиации, так и палубной авиации ВМФ России.
Свежие комментарии