СЛОВ НАБАТ
Поэт – не просто человек, умеющий писать стихи, рифмующий строки. Маяковский, наверное, согласился бы с Блоком, утверждавшим поэзию как судьбу. Но непременно добавил бы, что поэзия – это и дело. «Нам слово нужно для жизни», – писал Маяковский, рассказывая о начале пути в литературе. Уже его дебют свидетельствовал о нем как о поэте большой социально-действенной темы. В поэмах «Облако в штанах», «Война и мир», «Человек» он выступил достойным преемником великих традиций русской классики – ее гуманизма, демократизма, внимания к жизни. Отсюда его признание: «Я... говорю вам: мельчайшая пылинка живого ценнее всего того, что я сделаю и сделал»…
От классических традиций у Маяковского – и столь присущее ему отношение к искусству по самому высшему счету, неприятие эстетства, салонности, эгоистического самолюбования.
Как вспоминал К. Чуковский, многие, пришедшие в 1913 году на премьеру трагедии «Владимир Маяковский», ждали колоссального скандала, а услышали «лирический голос, жалующийся со страстной искренностью на жестокость и бессмыслицу окружающей жизни». Наиболее же чуткие зрители ощутили, что «в России появился могучий поэт, с огромной лирической силой», поэт, призывающий к переменам. Однако все к традициям, пусть и мощным, пусть и влиятельным, в творчестве Маяковского не сведешь. Он развивал, переосмыслял их. И дело не только в том, что он обогатил русский стих, дерзко взорвав его каноны и правила. Это – производное. Главное – в новаторском духе содержания поэзии Маяковского, во взгляде на отношения слова и дела.
Как художник революции Маяковский отстаивал и утверждал именно действенность слова, поэтической строки, плаката, фильма, театральной постановки. Он называл поэта «заводом, вырабатывающим счастье». Он уподоблял труд художника труду крестьянина. Для него не было больших и малых дел, а была общая работа, освещенная светом социалистического идеала. Отсюда – внутренняя эпичность, масштабность творчества Маяковского.
У него все было крупно – личность, мысли, чувства: «громада любовь, громада ненависть». Его герою было тесно на земле, и действие стихов, поэм Маяковского выплескивалось в космос: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!». Поэт жил современностью, заботами текущего дня, но при этом мечтал о будущем. Он постоянно поверял современность будущим, приветствуя, торопя приметы нового в жизни, в характере человека.
От максимализма Маяковского – образная система его произведений. Достаточно вспомнить хотя бы грандиозную метафору «революция – всемирный очищающий потоп», которая пронизывает «Мистерию-буфф», подчиняет себе действие пьесы, определяет ее звучание, что, кстати, подтверждает мысль о том, что и в драматургии Маяковский оставался прежде всего поэтом.
Новаторство Маяковского проявилось в том, что он сумел политику, социологию, историю сделать фактами большой поэзии. Лирическая энергия связывает, цементирует эпизоды поэмы «Хорошо!». Многие из них написаны сжато, энергично, почти документально. Читая поэму, испытываешь чувство, что события ее – подготовка восстания, штурм Зимнего, трудные, героические будни послеоктябрьских лет – все это происходит, свершается буквально у нас на глазах. Каждый из эпизодов, при всей его сдержанности и лаконичности, несет большое поэтическое обобщение…
Невозможно ни повторить, ни продолжить, продлить Маяковского, впрочем, как и любого другого поэта. Наше счастье в том, что Маяковский с нами и сегодня, что он наш старший современник. Поэт и сегодня участвует в наших спорах, в нашей борьбе за боевое, устремленное в будущее искусство России.
=0=0=
АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ: которой 2000 лет
В 1936 году, исследуя руины 2000-летнего поселения недалеко от Багдада, рабочие обнаружили странную небольшую вазу.
Багдатская батарейка15-сантиметровый сосуд из светло-желтой глины датируется началом новой эры. Он содержит цилиндрический кусок меди длиной 12,5 сантиметра и диаметром 4 сантиметра в основании.
Кромка медного цилиндра сварена свинцово-оловянным сплавом в соотношении 60 на 40, аналогично современным сплавам.
Дно цилиндра закупорено загнутым внутрь медным диском и закреплено битумом. Еще один слой битумной изоляции забивает верхнее отверстие и удерживает железный стержень, вставленный в центр цилиндра. На стержне были следы кислоты.
Аккумулятор из Багдада
Немецкий археолог Вильгельм Кеннинг изучил это место и пришел к удивительному выводу, что глиняный сосуд был не более чем древней электрической батареей. Древняя батарея Багдадского музея, а также другие, найденные в Ираке, датируются периодом оккупации парфян между 248 и 226 годами до нашей эры.
В 1940 году Уильям ГРАУ, инженер электротехнической лаборатории в ПИТТСФИЛДЕ, штат Массачусетс, прочитал теорию Кеннинга.
Используя чертежи и детали, предоставленные немецким ракетным инженером, Вилли Грей сделал копию батареи. Он использует раствор медного купороса и вырабатывает о.5 вольт.
В 1970 году немецкий египтолог Арне ЭГБЕРТ также сделал копию батареи и залил ее свежевыжатым грейпфрутовым соком. Такой способ, по его словам, применялся в древности. Эта батарея производила ток 0,87 вольт. Он использовал электричество, чтобы покрыть золотую серебряную статуэтку.
Схема багдадской батареи
Схема батарейкиЭти эксперименты доказывают, что батареи использовались по крайней мере за две тысячи лет до их нового открытия в 1799 году (Алессандро Вольта).
Вопрос о том, для чего они использовались, до сих пор не решен. Одно из предположений состоит в том, что батарейки использовались в медицине. Древние греки писали об обезболивающем действии электрического угря при прикосновении к ступням.
В то время китайцы разработали иглоукалывание, часто используя его в сочетании с электрическими зарядами. Это объяснило бы присутствие предметов, похожих на иглы, найденных вместе с некоторыми батареями.
По мнению других ученых, батареи могли использоваться для обработки металлов.
В то время, когда батареи были датированы, использовались два основных метода золочения, которые используются до сих пор. Один — это молоток по драгоценному металлу, чтобы получить тонкие полоски. Другой вариант — смешать золото со ртутью, а затем нанести смесь на предмет.
Эти методы эффективны, но слишком сложны по сравнению с добавлением небольшого, но плотного слоя металла путем электролиза. В 1978 году метод был протестирован с использованием множества копий багдадской батареи с использованием грейпфрутового сока в качестве электролита.
В результате по словам доктора Арне ЭГБЕРТА, на поверхность объекта был нанесен слой серебра толщиной всего в одну десятую миллиметра.
Однако другие эксперименты не показывают таких результатов. Для этого эксперимента нет документации, нет и фотографии, подтверждающей результат.
Третье мнение об использовании батареек состоит в том, что они использовались в храмах как уловка для привлечения прихожан и, следовательно, получения денег. Батареи могли быть помещены в статую. Когда люди приходят помолиться у статуи, они допускаются только по одному в специальную комнату.
В противном случае, когда батареи были отключены, при прикосновении к статуе ничего не происходило, и человек знал, что ответ был положительным. Таким образом прихожане убеждались в божественной силе статуй и, конечно же, оставляли храму солидное пожертвование.
Протокол допроса
г. Рига, 1945 г. марта 27 дня, следователь по важнейшим делам Прокуратуры Латв. ССР, мл. советник юстиции ВУЛЬФСОН допросил нижепоименованную в качестве свидетеля, предупредив об ответственности за дачу ложных показаний
БЛУМС Ирма Индриковна, рожд. 15. VIII. 1897 г, уроженка Латв. ССР, Лиепайского уезда, Грамзденской волости, хутор Смилитсрукьи, соцпроисхождение из крестьян, образование 6 классов, в партиях не состояла и не состоит, невоеннообязанная, одинокая, со слов ранее не судима, работает уборщицей Военно-строительного управления Прибалтийских Республик гор. Рига, ул. Капькю, дом № 3, прож. по ул. Нитаурес 1, кв. 1, г. Рига.
ОТВЕТ: <…> Тюремное начальство меня направило надзирательницей в 3-й корпус тюрьмы. Этот корпус считался больничным. В этом корпусе я проработала 3 месяца.
Больничный корпус ничем не отличался от обычных корпусов тюрьмы. За три месяца моей работы там в среднем было 30 женщин и 15 детей одновременно. По национальности были латышки и русские женщины.
В погребе больничного корпуса содержались заключенные еврейки с детьми: точно не знаю, сколько там было детей, т. к. их охраняла другая надзирательница, но полагаю, что там было 10 детей.
В больничном корпусе пища считалась немного лучше, чем в остальных корпусах, но для того, чтобы прожить, и этот паек был явно недостаточен. Медикаментов не было почти никаких. За период моей работы в больничном корпусе 5 или 6 женщин там родили. Один новорожденный через недели две скончался от каких-то корчей.
Старшая надзирательница ТАБАКС мне рассказывала, что в больничном корпусе было очень много случаев смерти детей от недостаточности питания. В августе 1942 г. меня перевели в 4-й корпус, где я пробыла надзирательницей до декабря 1942 г. В этом корпусе содержалось около 250 женщин, детей там было около 15-ти. Дети буквально были живыми скелетами, ножки у них были толщиной с палец. Возраст детей колебался от 4 до 12 лет.
Дети содержались с заключенными матерями. Двое малюток — брат 6 лет, сестричка 4 лет — были круглыми сиротами, т. к. их родителей немцы до того расстреляли. Питание детей состояло из 100 грамм[ов] хлеба и 0,5 литра воды с неизвестными мне зелеными листьями в день. За 4 месяца моей работы в 4-м корпусе четверо ребят умерло с голоду, также 2 женщины.
Прогулка детям не полагалась. Возможно, один раз за месяц – полтора их выводили на прогулку. В октябре 1942 г. этих детей расстреляли, заключенные женщины мне на следующее утро (детей расстреляли ночью) рассказали, что маленькая сиротка 4-х лет, идя на расстрел, плакала, а 6-летний братик ее утешал, говоря: «Не плачь, сестричка, мы пойдем туда, где наша мамочка».
Источник: Мацкевич И.М. Рижский процесс // Союз криминалистов и криминологов. 2019. № 3. С. 7-48.
=0=0=
Кому принадлежат удлиненные черепа Паракаса: получен результат ДНК-анализа
Недавние исследования ДНК деформированных черепов музея в Паракасе, наконец, дали ответ на вопрос, кому же они принадлежат.
5 лет потребовалось исследователю-энтузиасту Брайену Фоерстеру, чтобы согласовать, а затем провести ДНК-анализ необычных останков жителей перуанской косты. Из них – почти 3 года ушло на согласование работ с министерством культуры Перу.
Всего обследовалось 18 черепов. Однако результат был получен только по 12, так как сохранность материала оставшихся 6 была слишком низкой.
58 образцов из 18 черепов было разослано в три лаборатории: в Университет Лейкхеда в Канаде, в Калифорнийский Университет Лос-Анжелеса и Университет Санта-Круз в Калифорнии. К сожалению, результат был получен только из первых двух лабораторий. В заключении ученых из Университета Санта-Круз было сказано, что исследования всех 18 полученных ими образцов не дали никакого результата. Брайен Фоерстер предполагает, что, возможно, результат этих образцов мог сильно отличаться от общепринятого представления о населении Древнего Перу, а потому образцы посчитали испорченными. Впрочем, весомых аргументов в пользу такой версии у исследователя нет. Кроме того, результат, пришедший из двух других лабораторий, выглядит вполне сенсационным.
Итак, кому же принадлежали черепа из Паракаса?
Исследование показало, что все черепа принадлежат коренным американцам, это предки современных жителей региона. Так что вопрос о принадлежности черепов к неизвестной ветви человечества или даже гостям из космоса снят. Однако разгадка одной загадки породила другие. У некоторых черепов есть особенность в виде отсутствия следов деформации и отсутствия сагитального шва. Что послужило причиной такой формы головы?
Есть и ещё более удивительные результаты. Большинство предков индейцев были из гаплогрупп A, B, C, D. Исследование черепов Паракаса это в очередной раз подтвердило. Однако, были и другие. Например, образцы материала показали присутствие таких гаплогрупп как H1 и H2, а также u2e и h1s.
Если посмотреть на карту, где распространены такие типы гаплогрупп, то возникает вопрос, как они попали на тихоокеанское побережье Южной Америки? Как видно, наибольшее распространение гаплогруппы u2e и h1s имели на территории между Черным и Каспийским морями, а также в предгорьях Кавказа. Миграционная карта не показывает возможность преодоления предками индейцев Берингова пролива и Северной Америки. Но как тогда они добрались до тихоокеанского побережья Южной Америки?
У Брайена Фоерстера есть своя точка зрения. По его мнению, подобные результаты являются еще одним косвенным доказательством трансокеанических контактов между людьми в глубокой древности. Так, по оценкам исследователя, 3000 лет назад предки индейцев культуры Паракас покинули Кавказ и Причерноморье и через территорию современных Ирака и Ирана двигались всё дальше на восток. В итоге, они пересекли Тихий океан, попутно посещая Новую Зеландию, и обосновались на цветущем, но безлюдном западном побережье Южной Америки.
Является ли такая версия правдоподобной? На данный момент она кажется фантастической. Но результаты исследований черепов из Паракаса есть. Они задокументированы, а значит их как-то придется объяснять. Явных же следов миграции данных гаплогрупп на территорию Южной Америки на данный момент не просматривается. А значит нас ждёт ещё множество открытий, связанных с историей миграции человека, её путях, причинах и целях.
История, археология - науки, позволяющие нам заглянуть в самые глубины прошлого человека. Но готовы ли мы к тому, что может скрывать за собой тёмная пелена веков? Иногда кажется, что нет.
Свежие комментарии