На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Спасибо за комментарий. Другие мои группы-сайты-каналы: "Приветствуем Вас на сайте Галактика", "Друзья", "Славянская ...«ИКОНА» – инфракр...
  • Алексей Чочия
    Такие научные мысли нужно ни здесь писать и не для всех.«ИКОНА» – инфракр...
  • Юрий Ильинов
    Лукашенко: С первого президента Украины до последнего — все делили, грабили и воровали Коррупция на Украине была всег...«Библия Святого Л...

Князь Святослав: скорбная дорога к гибели…

Князь Святослав: скорбная дорога к гибели…

Князь Святослав: скорбная дорога к гибели…

Князь Святослав, в летописной версии «Повести временных лет», несомненно выглядит эпической фигурой Руси. Горячо приветствую патриотический настрой части населения, что заносят его в ряды великих воинов, былинных богатырей вплоть до мистических образов. Но вот с попыткой представить князя выдающимся государственным деятелем… тут физия начинает скептически скручиваться в мимику глубоких сомнений. Пропагандистские ходули о «первом политике глобального уровня», таране интересов Руси в Поволжье, на Кавказе, в Крыму, Причерноморье, Подунавье, Балканах и Константинополе предпочту подвергать более глубокому осмыслению все-таки. Чего всем желаю тоже…

Роковая сцепка событий. Как представляет ситуацию последних двух лет жизни Святослава мало-мальски историю знающий человек? Пробежимся в телетайпном режиме:

  • 967 год отмечен походом союзного войска Святослава, других вождей «русов», венгров, аланов на юг, в земли дунайской Болгарии. Сами болгары, донские ясы, касоги, немногочисленные хазарские отряды — разгромлены. Войско руси одолевает, подунайские города захвачены. Число в 80 штук — басня, Нестор просто использовал византийские отчеты, где указано: именно столько их было вообще по Дунаю. Местные источники полностью опровергают такую масштабность захватов.
  • Никаких «Иду на Вы!» не было. Поход на Балканы — великолепно разыгранная и тактически безупречная операция. Закончена очень быстро: варяжская тактика высадок многими дружинами, численный перевес в каждой точке берега, качественное превосходство дружинной руси — лишают царя Петра каких-либо надежд на мобилизацию, сбор войск, выстраивание союзов. Русь принуждает болгар заключить тяжелый мир, нижнее течения Дуная с очень сильным городом-крепостью Переяславцем становится операционной базой Святослава и русов.
  • Начиная поход за византийское золото, русы явно перевыполнили план. Надежды ромеев на затяжное сопротивление болгар, уверенность в том, что «искатели удачи» увязнут в этой войне, — рухнули. Святослав сотоварищи подошли к границам Византии ничуть не потрепанные, наоборот — многократно усилившимися за счет местных людских ресурсов.
  • Население, терпевшее от жестокости ромеев, — поначалу горячо приветствовало армию руси, что вела себя прилично. Особенно тайные язычники, не желавшие мириться с христианской гос\политикой. Амбиции, аппетиты, уверенность Святослава росли... Свою копеечку стали заносить и феодалы, присягнувшие русам. Перманентная гражданская война в Болгарии расколола элиту. Большая ее часть не принимала царя Петра, с его лебезящей перед Царьградом провизантийской политикой.
Стратегический просчет. Уж не знаю, насколько верить утверждению, что Святослав хотел превратить Переяславец в столицу своего нового государства. А может быть — всей Древнерусской державы. Ранее в государственном мышлении мужчина не был замечен совсем. Вот поураганить с мечом, добычу поделить, воинскую славу приумножить — это то самое… Но не суть, попытка госстроительства успехом не увенчалась. Вовремя сообразила Византия, что запустила в свой курятник очень крупного и зубастого хоря.

Святослав и русы изначально соблюдали пункты заключенного с Константинополем договора, не вторгались вглубь Болгарской державы. Но тут кроется какой-то подвох, слабо верится в благородство «речных разбойников». Вероятно, уже тогда начали работать неведомые нам шестерни балканской политики, что загнали русов в крепости по Дунаю и город Переяславец. Боевые действия заглохли, все чего-то ждали.

Константинополь в этот момент начинает спешно перебрасывать из Малой Азии свои войска. Кто замкнул контакты взрывателя — спорный вопрос, но весной 970 года громыхнуло знатно: войско русов (уверен — без Святослава) совершило нападение на фракийские земли Византии. Дошло до Аркадиополя, стало готовиться к броску на Царьград. До которого каких-то сотня верст. Здесь и произошла генеральная битва. Полный разгром.

Византийцы хвастливо утверждают: были перебиты в окружении все печенеги, прорежены основные силы русов. Древнерусские историки по-другому излагают события: Святослав, подойдя вплотную к Царьграду, — почему-то отступил. Однако взял достаточно большую дань золотом, в том числе на погибших дружинников. Где погибли? С какого рожна ромеи заплатили? Темная история, как обычно у чернильных киевских душ…

Поход Святослава на Византию завершается летом того же года. Скорее всего, без «откупных», может — с какими-то «командировочными». Но великий полководец покорно очищает фракийскую полянку, опять чего-то ждет на Дунае.

Византия наносит ответный удар. В апреле следующего года базилевс Иоанн Цимисхий самолично выступает против русов. Операция вполне в духе варягов, стремительная и неожиданная, на полное уничтожение. Дунай блокируется тремя сотнями больших военных кораблей, крепости с разобщенными русами берутся штурмами. Только благодаря опыту вождей-воевод Похода Руси, воинской выучке — большую часть армии удается стянуть к Доростолу. Печенеги и венгры оперативно меняют сторону, поднимаются на борьбу болгары, которым не очень понравилось святославово правление с кровавыми тризнами, гонениями христиан. Битва под Доростолом продолжительна, успех переменчив, гибнут почти все равные по статусу Святославу вожди, вольница руси на грани открытого бунта…

Святослав с воеводой Свенельдом выживает в этой мясорубке, вынуждены предложить мирные переговоры. Ситуация патовая, ни одна из сторон не может победить. Император спешит, нужно решать серьезные проблемы на границах. Подписывается странный договор, столь восхищенно цитируемый детям в школах по сей день.

Интересный договор. Не новый он был, сразу говорю, а логическим продолжением документов 911 и 944 годов. Что Олег и Игорь подписывали. Фиксируем телетайпно знаковые моменты лишь. Что проливают свет на итоги дунайской кампании русов.

Во-первых, заключен на поле боя. Впервые в практике дипломатических взаимоотношений Византии. Другого такого не упомню, если ошибаюсь — пните в комменты пруфики, буду стограмно благодарен…

Второе. В договоре 971 года Святослав обещает не нападать на владения Византии. К которым отнесены так же… Корсунь и Болгария (это ж его «отчина и дедина», не?). Мало того, обязуется оказывать помощь ромеям в случае нападения на них.

Третье, по договоренности между сторонами русы должны передать византийцам Доростол, освободить пленных, покинуть Болгарию. Только тогда им позволят уйти, снабдят продовольствием и

«будут считать своими друзьями тех, которые будут посылаемы по торговым делам в Византию, как было установлено прежде».
«Прежде» — это какое именно прежде? Если договор брать Олегов — то документ победителя, с самыми широкими и детально прописанными преференциями «руси». Если взять от 944 года бумагу — там гайки завернуты по самое не балуй, былой вольности на аршина два меньше. Загадка… Кто способен прояснить — просветите, бо головку сломал в догадках. Вполне могли быть какие-то устные договоренности. Какова им цена — понятно…

Так или иначе. Сторона Святослава — явно проигравшая. Как Игоря была, со сгоревшим флотом. Значит… договор должен быть крайний, от 944 года. Но мешает одно обстоятельство. Возвращаясь на Русь, Святослав голодно зимовал в Белобережье. Что договором-944 запрещено. Как вариант, базилевс мог сделать ситуативное исключение из правил, другого объяснения не находится.

Если подытожить — договор 971 года представляет собой лишь письменное подтверждение Святославом своих союзных обязательств Императору. Что заключен Царьградом с опасным одиночкой на границах, с независимой военной силой, предводителем бродячей армии. Что растворилась после доростольской кровавой бани как утренний туман… Не с правителем Руси договор, слишком небрежен, лукав.

Трагедия. Тут только аплодисменты готов выдать редколлегии Нестора — драма Святослава наиболее полно проявляется в рассказе Повести временных лет о его гибели от рук печенегов:
«Заключив мир с греками, Святослав пошел в ладьях к порогам. И говорил ему воевода отца его Свенельд: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у поргов печенеги». И не послушал его, и пошел в ладьях. А переяславцы (болгары дунайские, — авт.) послали к печенегам сказать: «Идет мимо вас русь, Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и без числа пленных». Услышав об этом, печенеги обступили пороги. И пришел Святослав к порогам, и нельзя было пройти. И остановился зимовать в Белобережье, и кончилась у него пища, и настал великий голод, так что по полугривне стоила конская голова. И тут перезимовал Святослав. С началом весны, в лето 6480 (972), двинулся Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убил Святослава, и взял голову его, и сделал чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку».

Каково? Красиво. Но как подозреваете, гнусный характер автора будет все на ядовитый зуб пробовать. Прежде всего вопрос: какая сволочь это столь изощренно замыслила, оплатила и провернула? Редакционный коллектив «Повести безвременной...» назначил организаторами жителей Переяславца. Среди историков, популярна точка зрения,— к убийству Святослава приложили руку византийцы. Но обе версии абсолютно не логичны.

Князь одинок, двигается ладьями с малой числом «гридью». Первая загадка: почему Святослав не спешит в Киев? «Повесть временных лет» убеждена: князь намерен вскоре привести новые силы русов, пока Иоанн Цимисхий убрался в сторону Ближнего Востока. Новая война с ромеями неизбежна. Вроде бы нужно… ну как бы поспешить. Судя по тому, как он с дружиной сел на лютую диету в Белобережье, зимовка в планы не входила, харча в нужных объемах не завезли. Вторая загадка: почему Святослав не послушался совета воеводы-наставника Свенельда, не отправился в Киев по суше? Маршрут был известен, хаживал ведь… дай бог памяти — в 969 году?

Запах измены. Весьма интересно (даже подозрительно) и поведение самого Свенельда. До середины XIX века историки не находили ничего странного в том, что легендарный воевода уцелел. Писалось так:
«спасся в нещастном бою, бывшем в порогах, и пришел уведомить Ярополка о смерти его отца».

Тут же возникли возражения толковании прочтения:

«Здесь прежде всего представляется вопрос: почему Святослав, который так мало был способен к страху, испугался печенегов и возвратился назад зимовать в Белобережье; если испугался в первый раз, то какую надежду имел к беспрепятственному возвращению после, весною; почему он мог думать, что печенеги не будут сторожить его и в это время; наконец, если испугался печенегов, то почему не принял совета Свенельда, который указывал ему обходной путь степью? Другой вопрос: каким образом спасся Свенельд?»

Вопросы были актуальны, спор пошел нешуточный. Действительно, несмываемым бесчестьем покрывался дружинник, оставивший своего вождя в битве, переживший его и отдавший тело на поругание врагам. Правило не знало исключений, или мы что-то не знаем. Дружина обещала Святославу: что,

«где ляжет его голова, там и они все головы свои сложат».

Далее. Не раз в истории отмечалось — переходы через днепровские пороги, когда приходилось волоком тащить на себе ладьи да насады, — весьма опасное предприятие. Во все времена. Особенно в те роковые годы, печенеги определенно стали врагами Руси. Без главного воеводы с его боеспособной дружиной пройти их — трудно, если вообще возможно.

Для ответов на эти вопросы придется обратить внимание на характер и положение Святослава, как они описаны в предании:
  • Святослав завоевал Болгарию и намеревался там жить;
  • вызванный с Дуная вестью об опасности Киеву — нехотя поехал на Русь;
  • едва дождался смерти матери Ольги, раздал земли Руси сыновьям, навсегда покинул эти широты, отправился в Болгарию, свою (как он считал) страну.

Вот тут дилемма и образуется. После разгрома и потери прав на Добруджу и Дунай — Князь вынужден оставить болгарские земли. Остается только возвратиться в Русь, от которой публично отрекся. Там княжили уже его сыновья, в их окружении вряд ли можно было найти лояльных Святославу людей. Ольгино государственное наследие, авантюриста-изгоя не особо жалующее, даже ненавидящее. Военное поражение отвернуло от Героя Светлого симпатии бродячей дружинной руси. Вкусивший власти сын Ярополк тоже не обрадуется папе. Сам догадывается и киевские наушники шепчут — Святослав возвращается, чтобы лишить данной ему власти, занять княжье место.

Если семейные проблемы можно уладить (что трудно) — но убедить киевлян принять его… Вообще никак не получится. Еще памятна народу резня, что устроил Святослав при попытке сместить Ольгу. В бешенстве купцы, которых он своими «освободительными походами» разорил. Лишив барышей на Итиле, Оке, Дону, Каспии, Черном море. Рассорив с вятичами, булгарами (волжскими да дунайскими), хазарами, ромеями …вообще со всеми, если приглядеться. Если Читатель думает, что князья что-то решали в те времена — заблуждается крепко. Это были банальные наемные (военные) менеджеры. Рулит всем Вече, что отстаивает интересы свои и (само собой) торговой элиты града, земель прилегающих.

Рады Святославу? Не нахожу хоть одного симпатизирующего ему… Он отрёкся от этой земли. С позором потерял ту страну, ради которой пренебрег Русью. Крадется беглецом в степях... Насколько он нужен Киеву? Для кого он представляет реальную угрозу? Уж не болгарам Переяславца точно. И не погромившим его ромеям…

Личные терзания. Рассматриваю Святослава не как лабораторный материал на разделочном столе исследователя-историка. Как человека. Такое положение должно быть нестерпимо воину-гордецу. Мучительно с позором возвращаться в Киев. Причины, что он придумал для зимовки в Белобережье, — приняты только его личной дружиной. Тем деваться некуда — на мече клялись, общество не поймет если бросишь… Но аргументация княжеская — для Свенельдова воинства… Звук пустой. Они другому клятвы приносили, отношение к проигравшему Князю имеют собственное. Вряд ли лицеприятное. О чем своего Воеводу, уверен, оповестили.

Свенельд самым странным образом мешкает на Руси, а голод не позволяет Святославу более медлить в Белобережье. Идти Свенельдовой тропой по Степи невозможно — лошадки съедены. Только водный путь. А там днепровские пороги с улыбающимися широко печенегами. Как вариант, отправив в топку летописи, можно предположить: «вся воя отпусти полем ко Киеву, а сам не со многими иде в лодиах» — это означает, что войско руссов разделилось на две неравные по числу рати уже в Болгарии. Если с географией кто дружен — сами посмотрите на маршруты.

Свенельд отправился в Киев вовсе не для того, чтобы привести Святославу помощь. Чтобы призвать подмогу — сопровождающих много не требуется. Нет нужды забирать почти всех воев. Причина ухода Великого воеводы в другом. И Святослав это знает. Потому и сидит на диете в Белобережье. Ждет или опасается.

Горькие выводы. Свенельд — идеальный дружинник. Силен в традициях воинской руси, действует безупречно, с честью. Но… Свенельд долгое время стоял за троном Ольги в статусе «военного канцлера» — не менее. Явно (до какого-то времени) понимал, разделял взгляды Государыни на внутреннюю и внешнюю политику. Может даже направлял, поскольку только он имел достаточно …до зубов вооруженных аргументов.

В Болгарии Свенельд сохраняет независимость от Святослава. Это читается явно. «Повесть временная…», фиксируя факт заключении мира с ромеями 971 года, называет Свенельда — воеводой Игоря, отца Святослава. Не самого князя, это важно. Смерть Ольги, расправы над христианами, поражение в войне, потеря Дуная, распад хлипкой в единении балканской армии русов — это освобождает Свенельда от каких-либо обязательств в отношениях со Святославом. «Добби свободен…» Неизвестно еще — в каком статусе он присоединился к походам изгоя-Князя. Чьи интересы мог представлять до и после смерти Ольги.

Думается, большая часть русов попросту оставила потерявшего их доверие Святослава зимовать в Белобережье. Присоединилась к мудрому Свенельду, двинулась «налаживать взаимопонимание» с Киевом. А Святослав не спешил с возвращением домой. Не уверен был (или твердо знал), что Русь примет его после того, что он геройски насвершал в округе.

Логика Свенельда понятна. Как их там звали, Рюриковичи или нет — но он рассматривал эту династию холодно-беспристрастно. Как энтомолог диковинную гусеницу через лупу. В 40-х годах X века был причастен к гибели князя Игоря, помог Ольге усидеть на престоле, навел «русский порядок» среди полян-древлян-уличей. Эта загадочная личность оказалась причастна к героическим свершениям Святослава. И смерти, как не оправдал доверия. В 70-х годах X века стал главным фигурантом в убийстве (гибели) Олега Святославича.

Прибыв в Киев без Святослава — никаких претензий со стороны Ярополка Святославича — воевода Свенельд не слышит. Как сбежавший с поля боя, бросивший тело Святослава на поругание печенегам… Значит, дружинный кодекс руси свято был соблюден. Так получается… Иначе Ярополк не взял бы на службу (или кто его спрашивал, как версия) труса и клятвопреступника.

Свенельд увел от Святослава большую часть армии, обрек того на голод и смерть. Прибыл в Киев, помощь не отправил. Ни сам, ни от Ярополка, который не просто принял его на службу. А вывел на более высокий статус, поскольку делами Свенельд стал заправлять покруче, чем обретавшийся в Киеве личный воевода Ярополка — Блуд. Опять полностью независим от княжей камарильи оказался. Свенельдова личная дружина и поддержка киевского купечества — была не по зубам сынам Святослава.

Великий Воевода руководил политикой Ярополка, вынудил того развязать первую княжескую усобицу на Руси. Взять на себя кровь брата за … убийство сына воеводы — Люта Свенельдича. Так кто теперь организаторы смерти Святослава? Кажется — Свенельд да подчиненный его воле Ярополк. Оставьте в покое несчастных болгар да утонченных греков… А печенеги на пороги за хабаром пришли... По наводке из Киева.

Картина дня

наверх