Человек сочувствующий: Джереми Рифкин о цивилизации, основанной на эмпатии
Джереми Рифкин — один из самых известных и влиятельных экономистов современности. Среди его поклонников — политбюро коммунистической партии КНР и правительство Бразилии. По его словам, человечество стоит на пороге третьей индустриальной революции, которая произойдет благодаря новому подходу в распределении экологически чистого электричества, 3D-принтерам и интернету. T&P публикуют расшифровку одного из его выступлений — о том, как человечество должно переосмыслить себя и как эмпатия сыграет в этом главную роль.
Мы находимся в переломной точке развития нашего вида. Человечество находится на этой планете всего лишь около 175 тысяч лет, мы совсем молодые. Но я подозреваю, что очень скоро наш вид ждут существенные трудности. Это сложно предсказать, было уже столько пророческих, апокалиптических предположений, и большинство из них в итоге оказались ошибочными — но я поделюсь с вами кое–какой статистикой, а вы судите сами.
Я преподаю в одной из самых старых и престижных биснес-школ мира, и я люблю говорить нашим управляющим и менежерам, что им нужно вернуться к корням и вспомнить о том, что такое реальная экономика. Реальная экономика — это фотосинтез. Солнце дает Земле солнечный свет, растения обеспечивает процесс фотосинтеза, и все остальное, что происходит в экономике на этой планете — надстройки, существующие благодаря этому фундаменту. Мы, человеческие существа, в количестве примерно семи миллиардов на данный момент, составляем меньше одного процента биомассы этой планеты. При этом мы используем 24% фотосинтетических процессов Земли — у меня от этого перехватывает дыхание. Мы превратились в монстров. В ближайшие тридцать лет нас должно стать девять миллиардов вместо шести, это просто не рационально — либо мы должны уйти, либо измениться.
За последнее время произошло два события, которые, как мне кажется, воплощают конец большой индустриальной эпохи, два века выкачивавшей топливо из планеты. Если мы вспомним, в июле 2008 года цена на нефть взлетела до 147 долларов на международном рынке. Это был потолок, инфляция не заставила себя ждать. Базовые продукты — еда, бензин — стали невозможно дорогими. И дело в том, что все опирается на угольные залежи Юрского периода — мы построили на этих залежах всю свою экономику. Наша еда растет благодаря химическим удобрениям и пестецидам, все наши стройматериалы и большинство продуктов, которые мы используем в повседневной жизни, до сих пор производятся на основе природного топлива. Наша одежда, наша логистика, наши вода, свет, энергия — все это мы получаем из ресурсов, накопившихся в недрах планет за предшествующие нашему появлению исторические периоды. То, что произошло в июле 2008 года — это и есть то землетрясение, тот потоп, который стал крайней точкой этой экономики, крах финансового рынка шестьюдесятью днями позднее был лишь последствием — наши политические лидеры этого до сих пор не поняли. Мы теперь знаем, что 147 долларов за баррель — это тот предел, до которого может развиваться экономика, основанная на залежах природных ресурсов. Это тот предел, до которого может дойти глобализация.
Как только ребенок понимает, что жизнь хрупка и заканчивается смертью, а каждый ее момент драгоценен, это позволяет понять ему ценность остальных жизней вокруг. И когда мы сочувствуем другим людям и другим существам, это происходит от того, что мы знаем по собственному опыту, как им сложно в борьбе за жизнь.
Причина, по которой 147 долларов за баррель стали пиком глобализации, — пик минимального количества нефти на душу населения. Не путать с пиком низкой производительности, это две разные вещи. Пик низкой производительности — противоречив, пик коэффициента нефти на душу населения — нет, это стало ясно в 1979 году, тридцать лет назад. Это то количество, которое досталось бы каждому при равномерном распределении, если бы мы раздали все известные нам на планете ресурсы всем живущим на ней людям в 1979 году. Мы нашли с тех пор больше нефти, но наша популяция растет быстрее, и это значит, что если бы мы раздали бы все ресурсы людям на планете сегодня, у каждого их было бы гораздо меньше, чем тридцать лет назад. Думаю, вы понимаете, к чему я клоню.
Когда экономика перегрелась до цены в 147 долларов за баррель нефти, машина просто сломалась. Я предполагаю, это та стена, через которую мы просто не сможем пробиться. Сегодня, когда экономика оживает, цена за баррель нефти приближается к восьмидесяти долларам. И я хотел бы знать, придумал ли за это время кто-то, как преодолеть эту стену — если нет, это будет продолжаться. Двигатель системы будет перегреваться все быстрее, и нам придется мириться с тем, что она постоянно будет выходить из строя.
Чуть позднее — декабрь 2009 года, Копенгаген. Лидеры ста девяносто двух стран встретились, чтобы обсудить счет за расход углекислого газа, который наша планета предоставила им в результате двух веков экономики, основанной на природных ресурсах. Ученые говорят о том, что в ближайшие сто лет температура на этой планете может подняться на три градуса по Цельсию, что звучит не так плохо, но если мы даже останемся в рамках двух градусов (что является крайне оптимистичным прогнозом), это может привести к вымиранию семидесяти процентов видов на Земле. Каждый раз после массового вымирания требовалось десять миллионов лет на восстановление жизни на этой планете. Возможно, сейчас мы стоим перед самой серьезной угрозой за всю историю человечества. Это настолько масштабно, и это может произойти уже тогда, когда ваши внуки будут в моем возрасте. Как говорит моя жена, «мы просто не понимаем величие момента». Но несмотря на то, что это может быть самый опасный период для человечества как для биологического вида, наши мировые лидеры ни о чем не смогли договориться в Копенгагене.
В последние десять лет произошло очень много интересного в эволюционной биологии, детской психологии и других смежных областях. Эти открытия уже сейчас позволяют переосмыслить наши давно устоявшиеся взгляды на человеческую природу и смысл нашего присутствия на Земле.
Вопрос, который меня интересует, заключается в том, почему никто не смог ничего с этим сделать. Мне кажется, что проблема глубже, чем просто неспособность придумать новую схему работы глобальной экономики. И глубже, чем неспособность двух сотен мировых дельцов заключить сделку о распределении ресурсов. Я думаю, проблема в том, что наше правительство, наши бизнесмены и, как следствие, большинство из нас, продолжаем полагаться на представления XIII-XIX веков, сложившихся на заре рыночной эры. Полторы тысячи лет церковь выступала главным экспертом по вопросам человеческой природе, и она выражалась предельно ясно: ребенок рожден во грехе, и если мы хотим спасения, мы должны ждать, когда придет Иисус, или обрести его в загробном мире. Просвещение выступило с совершенно новым ответом на вопрос, что человечество собой представляет и куда идет. Джон Локк и Адам Смит выстроили представление о человеке, на котором базируется современная классическая экономика. Впоследствии этот образ развился до человека, приходящего в мир с потребностью к наслаждению, желающего избегать любой боли утилитариста, движимого материальными запросами. Чарльз Дарвин высказал утверждение о том, что задача каждого вида на земле — защитить себя посредством как можно более масштабного размножения, а затем Зигмунд Фрейд объяснил, что ребенок приходит в этот мир с неудовлетворенным сексуальным желанием и ищет удовольствия.
В последние десять лет произошло очень много интересного в эволюционной биологии, детской психологии и других смежных областях. Эти открытия уже сейчас позволяют переосмыслить наши давно устоявшиеся взгляды на человеческую природу и смысл нашего присутствия на Земле. Постепенно появляется важный пласт исследований, который действительно ставит под вопрос предпосылки, казавшиеся нам привычными. А вместе с ними — институции, которые базируются на этих предпосылках: наше образование, бизнес, управление.
Давайте на секунду отправимся в начало девяностых годов. Маленькая сонная лаборатория в итальянской Парме, ученые изучают МРТ макаки, которая пытается расколоть орех. Они хотят понять, какие нейроны активизируются в ее мозге в этот момент. Макака раскалывает орех, нужные нейроны активизируются, и тут происходит счастливая случайность: не знаю, по ошибке ли или нет, в лабораторию входит голодный человек, который тоже решил перекусить. Он подходит к миске с орехами, берет один, раскалывает скорлупу, макака замирает в шоке, пытаясь понять, кто этот чужак в ее лаборатории. Она внимательно смотрит на его действия, и в этот момент исследователи видят на мониторе, что в ее мозгу активизируются те же самые нейроны, которые только что работали, хотя на этот раз она не совершает никаких действий — просто смотрит, как то же самое действие совершает человек. Никто не понимает, что происходит, сначала все решили, что оборудование сломалось. Но потом провели еще ряд экспериментов на приматах, в частности, на шимпанзе, а затем — на людях, и везде обнаружили одно и то же: так называемые зеркальные нейроны.
Эти нейроны отвечают за то, что люди и приматы (возможно, еще слоны, мы не уверены по поводу дельфинов и собак, мы только начали) — связаны одной «эмоциональной прошивкой». То есть, когда я смотрю на вас, в моей голове активизируются те же самые нейроны — что бы вы ни испытывали: радость, ненависть, злость. То есть я практически переживаю ваш опыт. В этом нет ничего необычного — каждый знает, что если мы видим ползущего по чужой руке паука, нам становится не по себе. Мы привыкли относиться к этому без удивления, но дело в том, что мы действительно физически устроены так, чтобы переживать состояния, которые испытывают люди рядом с нами. Зеркальные нейроны — лишь самое начало огромного ряда исследований, проводящихся в нейропсихологии, детской психологии и других областях. Эти исследования позволяют предположить, что мы на самом деле запрограммированы не на агрессию, эгоизм, насилие и утилитаризм, а на принятие, социализацию, чувство локтя и, главное, — ощущение причастности. То есть на эмпатию.
Что такое эмпатия? Это довольно запутанная вещь. Когда в роддоме один ребенок начинает плакать, остальные тут же плачут вместе с ним, они просто не знают, почему, но это заложено в них биологически. Примерно в возрасте двух с половиной лет ребенок начинает узнавать себя в зеркале, и тогда же у него появляются зачатки зрелой эмпатии. Как только он понимает, что видит свое отражение, и осознает себя, он начинает понимать, что если он испытывает чувства, глядя на кого-то, с кем что-то произошло, то это не его чувства. Начинает разделять свои и чужие эмоции и понимать их. Вместе с осознанием себя у ребенка повышается способность к эмпатии. Примерно к восьми годам ребенок начинает узнавать о жизни и смерти, понимает, откуда он взялся и что у него одна единственная жизнь в распоряжении, хрупкая и драгоценная, и однажды он умрет. Здесь начинается его экзистенциальное путешествие.
На этой планете очень сложно выжить — будь ты человек или лиса, прокладывающая маршруты по неизвестной местности. Как только ребенок понимает, что жизнь хрупка и заканчивается смертью, а каждый ее момент драгоценен, это позволяет понять ему ценность остальных жизней вокруг. И когда мы сочувствуем другим людям и другим существам, это происходит от того, что мы знаем по собственному опыту, как им сложно в борьбе за жизнь. Своей отзывчивостью мы показываем свою солидарность с ними в этой борьбе. Эмпатия — противоположность утопии. В раю эмпатии нет, я гарантирую вам это, даже не побывав там. Ее там нет, потому что там нет понятия смертности и нет страдания. Эмпатия базируется на осознании смертности и борьбе за возможность для себя и ближнего выжить и процветать. Она держится на нашем несовершенстве, страхах и взаимопомощи. Так что когда мы говорим о сочувствующей цивизизации, мы не говорим об утопии. Мы говорим об обществе, построенном на эмпатии — желании помочь себе и особям своего вида прожить лучше ту единственную жизнь, которую мы имеем, на этой маленькой планете.
Но если мы проделали путь от эмпатии, основанной на кровных связях, к основанной на религиозных, а затем — национальных связях, почему мы должны останавливаться на этом? Так ли это сложно — представить, что развивающаяся способность к эмпатии благодаря нынешним технологиям позволит нам в какой-то момент соотнести себя со всей человеческой расой как с большой семьей?
Мы — homo emphathicus, люди сочувствующие, и здесь появляется интересный вопрос. Мы знаем, что мозг человека развивался на протяжении истории: мозг средневекового человека был устроен и запрограммирован иначе, чем наш с вами мозг сегодня, и уж тем более отличался от мозга человека двухтысячелетней давности. Когда я начал это исследование шесть лет назад, меня интересовало, как сознание меняется на протяжении истории? Если мы, люди, запрограммированы на то, чтобы отражать удары жизни и помогать другим людям делать это, возможно ли, что рано или поздно поле нашего сочувствия расширится до сочувствия всей человеческой расе, как нашей большой семьи, и на соседние виды, как на часть нашей эволюционной семьи, а также на всю биосферу — как на часть нашего сообщества? Если бы это можно было представить, мы могли бы спасти свою планету и свой вид. И если это невозможно представить, то уж тем более невозможно представить, каким образом мы выживем на этой планете.
Эмпатия — это огромная невидимая рука, которую мы можем протянуть сколь угодно далеко, и она позволяет нам сочувствовать, сопереживать и объединяться в более крупные социальные группы. Эмпатия — это цивилизация. Цивилизация — это эмпатия. Когда-то область коммуникации распространялась лишь на расстояние крика, и общество было племенным. Люди, жившие за соседней горой, казались инопланетянами, и эмпатия только углубляла кровные связи. Приход письменности позволил нам расширить общую нервную систему человечества, преодолеть большее время и пространство, сплотить больше людей. Развитие разнообразных сторон и возможностей человеческой натуры в сочетании с возрастающим самосознанием не только способствовали возникновению религиозного сознания, но и распространили эмпатию за пределы круга родственных связей. Это закономерно привело к расширению понятия большой семьи, теперь оно было основано на религиозных связях: иудеи стали воспринимать всех иудеев как одну большую семью, христиане стали так воспринимать христиан, то же — с мусульманами.
В девятнадцатом веке происходит промышленная революция, после которой главным понятием становится рынок. Рыночные отношени создают великую фикцию национальных государств. Внезапно британцы начинают воспринимать остальных британцев как часть своей общины, немцы — немцев, американцы — американцев. Раньше не было таких понятий как «Германия» или «Франция» — это фикции. Но они появились, чтобы позволить нам расширить область сочувствия на представителей «наших национальностей» и создать новое представление о собственной личности и положении в мире, основываясь на достижениях науки и коммуникации, которые вновь позволили иначе воспринимать пространство и время.
Но если мы проделали путь от эмпатии, основанной на кровных связях, к основанной на религиозных, а затем — национальных связях, почему мы должны останавливаться на этом? Так ли это сложно — представить, что развивающаяся способность к эмпатии благодаря нынешним технологиям позволит нам в какой-то момент соотнести себя со всей человеческой расой как с большой семьей? Возможно, вообще с биосферой? Мы сейчас обладаем инструментами, которые могут позволить нам расширить эту огромную нервную систему и осознать мир как большую семью. Когда случилось землетрясение в Гаити, в течение часа об этом были написаны сотни сообщений в твиттере, через два часа — загружены видео на YouTube, и уже через три часа за Гаити переживал весь мир. Если бы мы были такими, какими нас мыслили философы просвещения — интересующимися только собой материалистами в поисках удовольствия, такая мощная реакция на события в Гаити вряд ли была бы возможна.
Мы, человеческие существа, в количестве примерно семи миллиардов на данный момент, составляем меньше одного процента биомассы этой планеты. При этом мы используем 24% фотосинтетических процессов Земли — у меня от этого перехватывает дыхание.
Оказывается, сто семьдесят пять тысяч лет назад в африканской долине Рифт проживало около десяти тысяч анатомически современных людей, гуляющих по полям — наших предков. Генетики установили, что среди них была одна единственная женщина, ДНК которой передались всем, кто читает эти строки. Это довольно странно осознавать, согласитесь. Ее парой был так называемый Адам с Y-хромосомой, и его гены дали когда-то жизнь нашим с вами предкам. Вот такие новости. Семь миллиардов людей, различающие друг друга по идеологическим, национальным, психологическим, религиозным признакам и постоянно воюющие между собой на этом основании — все произошли исторически от одного отца и одной матери.
В Библии, в общем-то, все правильно написали по этому поводу: мы произошли от одной пары. Могли произойти от многих, но суть в другом. Суть в том, что нам необходимо осознать человеческую расу как одну большую семью, расширить свои представления об идентификации. Мы не теряем при этом своей национальной принадлежности или религиозных связей, не теряем и ближайших кровных связей. Но мы расширяем свое представление о человечестве до понимания его как целой огромной семьи соплеменников, попутчиков в огромном путешествии, а остальные виды — как часть нашей биологической семьи, а биосферу — как часть общего с нами процесса эволюции. Мы должны переосмыслить устремления человечества, переосмыслить весь наш нарратив. Если мы действительно Homo Empathicus, нам нужно дать этой своей природе раскрыться, несмотря на влияние наших традиций в области воспитания, бизнеса или управления, которые способствуют пробуждению в нас нарциссизма, материализма, агрессии, тяги к насилию. Если мы готовы к глобальному разговору, почему бы нам не начать с того, чтобы переосмыслить человеческую природу, найти путь к возможности глобальной эмпатии, чтобы реорганизовать социальные институты и подготовить достойную почву, на которой смогла бы появиться цивилизация эмпатии.
Национальная идея продолжается....
Национальная, а правильнее наднациональная идея, определяемая как приоритет духовности над потребительством, или ценностей Духа над ценностями плоти – должна стать стратегией развития России в Будущее.
Сегодня, от этой, осознанно выбранной стратегии, без преувеличения, зависит выживания человечества.
Эта же цивилизация, основанная на культе мамоны и «священности» частной собственности, неизлечимо смертельно больна.
Пресловутое «общество потребления», в безудержной погоне за удовольствиями плоти, загнало себя в тупик неразрешимых расовых и социальных противоречий. Откуда, корчась от боли, пытается привычными методами лжи и лицемерия, хотя бы временно, их разрешить.
Не получится! Не получится, потому что не Бытие определяет сознание, как нам вбивали в голову «продвинутые» марксисты, а состояние сознания определяет Бытие! Состояние же это характеризуется крайне низкой духовностью, с фарисейской подменой её религиозной обрядностью.
И, наверное, лучшей иллюстрацией влияния такого общественного сознания, стал бы мысленный эксперимент с заранее предсказуемым состоянием Бытия.
Попробуйте поместить в рай современное человечество с его уровнем духовности и подождите совсем немного. Гарантирую, что через совсем короткое время, этот рай, наверняка, превратиться в ад.
Кстати, проделанный с мышами, похожий и неоднократно повторенный эксперимент по превращению машинного рая в ад, неизменно заканчивался самым плачевным для них результатом. Этот известный эксперимент назывался «Вселенная-25.» Полюбопытствуйте. В интернете его легко найти.
Но, к счастью, мы не мыши. И казалось бы, ну какое нам дело до событий в США, Европе или Китае?! Но ведь болит, а значит сострадаем!
И это верный признак начавшегося Осознания себя единым организмом с остальным человечеством! К сожалению, это Осознание приходит через боль и страдания. Видимо, по-другому, к нам было не достучаться.
И такая реакции – это совсем не пресловутая «солидарность» с братьями по классу. Это, как раз, проявление тех признаков «Русской Души», где Любовь опережает выгоду и где приоритет нашей Божественной природы явно доминирует над природой животной.
А это является залогом того, что мы неповторим на себе «мышиный эксперимент».
Правда, и рай мы, в своей массе, пока не заслужили, но направление, и это радует, выбираем верное.
Сегодня же, под всё возрастающим воздействием новых энергий, идущих на планету, человеческая цивилизация подошла к судьбоносной черте, где заканчивается привычная дорога, а впереди, через пропасть неизвестности, еле-еле просматриваются очертания какого-то фантастического горизонта. И куда идти? рассуждает власть – непонятно. Может переждать и развернуться обратно, как это советуют подозрительно услужливые проводники? Ведь там, в прошлом, были тысячелетиями проверенные надёжные ценности, на которые всегда можно было опереться. Золото покупало всё, а главное – давала власть! Даром ли мы, не покладая рук, трудились в саду у мамоны, порой закладывая свои души под её банковский процент?! Ну не для того же, чтобы по пути через эту «неизвестность» всё потерять и превратить своё богатство в прах?!!!
Увы, к сожалению, «обратно» не получится. Для многих «обратно», как и топтание на месте, означает ускоренный выход из физической формы.
И это будет совсем не результатом каких-либо злодеяний «нехороших людей». Это станет результатом несовместимости новых энергий с энергиями низких вибраций тех, кто всю свою жизнь молился мамоне, развернувшись спиной к Богу. Хотя их еще очень давно предупреждали: «Храните сокровища ваши на небесах». Но они хохотали над этой Истиной. Так что, не обессудьте. Ведь сами выбрали. Самим и придётся нести ответственность за этот выбор.
На внешнем плане это может принимать любые разрушительные формы, вплоть до коронавируса, от которого никакие маски с перчатками уже не спасут.
Но ни в коем случае нельзя злорадствовать по этому поводу! Для остальных проверка на Милосердие может стать гораздо более серьёзным испытанием, чем испытания, которым подвергаются совращённые мамоной.
Вибрации энергии злорадства гораздо ниже вибраций спеси и высокомерия. Это, как раз, тот последний удар, который тьма может нанести нам перед уходом в небытие. Очень важно помнить об этой опасности!
Что же касается ситуации с Россией, то она, как я об этом уже писал в пятой книге «Болезнь сознания и новое мировоззрение», на удивление остальному миру складывается очень удачно. Как говорится «звёзды сошлись».
Коронавирус, дикие «пляски» расовоозабоченных толп, в США и странах Западной Европы, Трамп, Украина…– всё это гротескно, на глазах у всего мира, сплеталось в ту, искусственно созданную иллюзию, под названием «демократия», где порок стал возводиться в ранг добродетели. И сплеталось до тех пор, пока эта ложь не стала очевидной для всех.
В первую очередь, очевидным стал неминуемый крах той существующей системы экономических взаимоотношений, в основе которой лежит американский доллар. Ведь именно недостаточно обеспеченный доллар, который США могут легко допечатывать в необходимых им количествах, позволило им финансировать своё военное производство, и угрозой применения оружия обеспечивать себе мировое господство. При этом, вынуждая других, этот доллар зарабатывать для них же. Эдакая, на первый взгляд, скрытая система взимания дани.
Но сегодня противоречия этой «хитрой» системы оголились настолько, что Россия просто обязана грамотно сыграть на этих противоречиях, сыграть так, чтобы с минимальными потерями выйти из под долларовой зависимости. Без этого выхода ничего не получится!
Изменения экономических взаимоотношений, конечно же, должны проводиться «сверху» Полномочия на эти преобразование народ недавно одобрил, проголосовав за конституционные изменения.
Так что, возможность развернуться лицом к Богу у многих грешников, несомненно, появилась. Насколько они смогут реализовать себя в этой возможности, покажет ближайшее будущее. Но изменения, в любом случае, должны произойти, и изменения эти должны начаться с экономики. С изменения экономических взаимоотношений как внутри России, так и вне неё.
В этот переходной период очень важно выбрать правильную стратегию, с тем, чтобы не наделать ошибок, которые могут привести к краху всего государства.
Я не специалист в области экономики. Я – специалист по глубинному энергетическому анализу живых систем, и могу довольно точно оценить состояние энергетических взаимодействий любых структур в этой системе. Могу оценить, насколько эти взаимоотношения соответствуют гармонии, практически, на всех уровнях.
Ведь дегустатору, оценивающему качество пищи, совсем необязательно быть профессиональным кулинаром. Его задача, достаточно простая – сказать «вкусно» или «невкусно». Так вот, что касается теперешней экономики, как нашей, так и мировой, могу сказать лишь одно – «невкусно»! Более того, «невкусно» до омерзения! И предупреждаю! Дальнейшее употребление этой отравы ускоренно приведет к смертельному исходу. Образность, надеюсь, понятна всем. Не буду здесь давать «кулинарные» рецепты «здоровой пищи», Повторяю, я – не экономист, но уверен лишь в одном. В том, что необходимо выбросить из рецептов практически всех блюд самый главный ядовитый ингредиент. Это «священность» частной собственности. Тот порочный дьявольский ген, заложенный в наше сознание еще в глубокой древности. Ген, который, разрастаясь, способен легко превратить для нас рай в ад взаимного уничтожения.
В остальном же, необходимо руководствоваться правильным гармоничным энергообменом между человеком и его обществом, между человеком и природой, между мужчиной и женщиной. Эти божественные закономерности, безусловно, существуют. Им только необходимо правильно следовать.
К примеру, одним из главных законов, предполагающий осознанный выбор, где Любовь опережает выгоду, является принцип целостности. Этот принцип описывает условия максимальной устойчивости системы в её внутреннем энергообмене с собственным элементом.
А так как мужчина и женщина, человек и природа, мы и Вселенная вне зависимости от масштаба являются результатом взаимодействия элемента и его системы, то такое соотношение является величиной постоянной. Величиной, определяемой золотым соотношением.
Я отдаю системе больше – 62% от своей энергии, а себе оставляю меньше – 38%. Система же мне отдаёт свои 62%, себе оставляя 38%.
И только при этих условиях такая система сохраняет устойчивость и может развиваться вечно!
Это легко проследить в одноуровневой системе, отражённой во взаимоотношениях мужчины и женщины. Выстроенный между ними энергообмен по «золотой пропорции» является самым надёжным гарантом их совместной долгой и счастливой жизни.
В принципе, это идеальная формула Любви – самой высоковибрационной энергии Вселенной.
Но этот принцип не всегда заметен в более сложных многоуровневых системах, с большим количеством элементов. Таких, как человек и его общество куда, кстати, входят и экономические взаимоотношения, человек и планета, планета и Солнечная система, и так далее, вплоть до самых масштабных систем.
И вот совсем недавно гениальные русские учёные, математики и экономисты – Юрий Николаевич Забродоцкий и Михаил Иванович Беляев научно доказали, что многоуровневые структуры образуются по тем же принципам «золотого соотношения» и открыли метод их вычисления.
Конечно же, цифры в этих сложных структурах, при проекции их на человека будут другими. Но соотношение будет оставаться одним и тем же!
Это так же, как число π. Совсем не важно, какая окружность – малая или огромная. Всегда соотношение диаметра к длине окружности будет одно и то же – 3,14...
Более того, Юрий Николаевич Забродоцкий доказал, что структура русского языка также выстроена по принципу золотого соотношения, и более того – вибрации человеческого мозга соответствует звуковым и энергетическим вибрациям русского языка! Задумайтесь! Это не может быть случайным совпадением! Это один и тот же Божественный Источник!
Кстати, Юрий Николаевич ещё и доктор экономических наук со своей, можно сказать, ноосферной экономической программой, увязывающей экономику с экологией.
Думаю, что к мнению специалиста такого уровня в этот непростой переходной период было бы неплохо прислушаться.
А ведь все наши проблемы, включая и экономические, происходят от незнания законов гармоничного энергообмена.
Нам, как воздух, необходимо понимание того, что всё, абсолютно всё есть энергия, включая и нас самих с нашими мыслями, чувствами и действиями. Разница лишь в качестве этих энергий.
И смысл нашего существования, существования вечного, состоит в том, чтобы улучшать качество той энергии, которую мы излучаем из себя, осмысленно облагораживая более грубые энергии материального мира, своей чувственной благодатной информацией!
В будущем, на другой стадии развития цивилизации, такой выбор будет осуществляться нами уже автоматически, а пока нам необходим научный подход, чтобы не ошибиться в выборе правильного, гармоничного энергообмена.
Верно выстроенные экономические взаимоотношения, как раз и будут этому способствовать.
Экономика будущего - 21. Гармоничная организация как предтеча коммунизма
Чтобы найти золотую середину,
нужны, как минимум, две крайности
Ибн Сабей
Поскольку Гармоничной формы организации до настоящего времени не существует, проанализируем умозрительно, какой она может быть в реальности и каковы её потенциальные возможности?
Из асимметрии рыночного и административного управления следует, что эффективно работать они могут только сообща. В самом деле, каждый из указанных механизмов, как всякое природное образование, не только не универсален, но и не самодостаточен, обладает как позитивными, так и негативными качествами. В этой связи система А на рис. 4 (см. статью [1]), в которой одновременно работают оба вида связей, не может не быть более совершенной, чем любая другая, в которой преимущественно работает только один регулятор, в том числе капиталистическая и социалистическая экономики. Только гармоничное сочетание связей способно сформировать гармоничную систему, в ней наилучшим образом раскрываются преимущества и компенсируются недостатки как административных, так и рыночных инструментов. При ней появляется возможность использовать разумное планирование и одновременно стимулировать стихийную, рыночную саморегуляцию хозяйства. То есть что кроме чёрно-белого взгляда на экономику: либо рынок, либо плановость, могут присутствовать различные оттенки серого. Однако в отличие от крайних взглядов, для которых нюансы не имеют значения, здесь уже придётся думать: где, что, когда и в какой степени. Потребуются соответствующие знания и умение.
Данная точка зрения не является чем-то новой и неожиданной. Так, К. Эклунд, идеолог Шведской модели экономики, утверждал: «…обе модели — плановой и рыночной экономики, страдают серьезными недостатками» [2]. Поэтому и возникла теория конвергенции, т.е. грядущего объединения капиталистической и социалистической форм хозяйствования, включающего в себя возможности каждого из них. В разработке этой теории принимали участие многие ведущие экономисты с мировым именем (П. Сорокин (США), У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, М. Дюверже и др.). И выводы их оказались однозначными: «… доминирующим типом возникающего общества и культуры не будет, вероятно, ни капиталистический, ни коммунистический, а тип sui generis, который мы обозначим как интегральный тип» (американский экономист Питирим Сорокин [3].
Именно в направлении гармонизации экономических отношений развиваются ныне все прогрессирующие страны мира. Так, путём укрепления административных связей при сохранении рыночных регуляторов реорганизуются экономики современных высокоразвитых капиталистических стран. В результате «С конца ХIX века почти во всех странах происходило неуклонное расширение экономических функций государства» (П. Самуэльсон [4]). Как пример, после кризиса 1929 года административное управление экономикой США было расширено, введён контроль над валютными операциями, доля государственных расходов увеличена с 8.5% ВВП до 25 — 33%. Данные мероприятия позволили Штатам выйти из глобального экономического кризиса и этот же курс сохраняется по сей день. А когда от него отступали, это приводило к громадных негативным последствиям.
В рамках указанной парадигмы развития наряду с рыночными инструментами проявляются всё более изощрённые формы государственного протекционализма. Возникают «добровольные экспортные ограничения», производятся антидемпинговые разбирательства, осуществляется государственная поддержка конкурентоспособных предприятий и промышленных отраслей, сельского хозяйства. Разрабатываются и внедряются новые стратегии экономического роста. Утверждаются особые правила международного сотрудничества, технических стандартов, учёта, аудита, налогообложения, поощряется борьба за валютно-финансовые рынки мира. Растёт роль всевозможных массовых способов прельщения покупателя, «воспитания его вкуса» [5].
Это происходит во всех развитых странах. Так, согласно закону, сформулированному А. Вагнером [6], государственные расходы в них растут быстрее, чем объёмы производства и национальные доходы. В частности, только с 1960 по 1995 год эта доля в структуре ВНП Германии увеличилась с 32.5% до 49.4%, во Франции — с 34.6% до 54.3%, в Великобритании — с 32.2% до 42.1%, в Испании — с 21.4% до 46.9% и т. д. И это позволило указанным странам за последние десятилетия во многом разрешить свои социальные проблемы, повысить эффективность деятельности государств, ограничить воздействие разрушительных тенденций.
Результатом деятельности одной из самых глубоких экономических школ — Стокгольмской, явилось успешное внедрение в Швеции так называемой «смешанной модели экономики». В ней разумно сочетаются как частная, так и общественная собственности, широкое распространение получили коммуны. Одновременно работают рынок и государственное управление, действует конкуренция и реализуется эффективная социальная политика. Так, государственным сектором в ней уже расходуется до 62% доходов. И как следствие, производительность труда, жизненный уровень населения Швеции являются одними из самых высоких в мире.
Наиболее яркий пример эффективного реформирования экономики продемонстрировала КНР. Она уверенно следует курсу рынка, но не отказывается от политического и административного его регулирования. Государственные фабрики, заводы и учреждения не распродаются за бесценок. Госсектору продолжают принадлежать энергетика, горнодобывающая промышленность, нефтяные предприятия, транспорт, финансы. Сохраняется государственная собственность на землю, но какую-то часть её отдают в пользование кооперативам. Каждому крестьянину позволяется получить землю в долгосрочную аренду, стать единоличником.
Реорганизуется и акционируется промышленность. Создаются экономические зоны, которые освобождаются от налогов и позволяют привлекать иностранный капитал. Сейчас в Китае завершается 12-я пятилетка. В её задачу входит превращение страны в инновационный центр, в результате по числу учёных Китай уже не уступает США. Среди производимых ею товаров всё больше высокотехнологичных. Темпы роста китайской экономики составляют примерно 10% в год. Поэтому с 2014 года «Поднебесная» по ВВП обгоняет США и стала ведущей державой в мире. Демонстрируя, таким образом, что смешанная экономика работает существенно лучше, чем либеральная [7] - [9].
Вместе с тем в указанных странах речь идёт о сочетании указанных систем, а не об их синтезе, образуется смесь разных ингредиентов, а не сплав. И это не случайно, слишком разными они по природе своей являются и, подобно огню и воде, с трудом сочетаются. Невозможно скрести ужа и ежа так, чтобы они сформировали единую жизнестойкую конструкцию. В этом и заключается сложность решения данной проблемы.
В этой связи в конвергированных странах рыночные отношения не препятствуют нарушению эквивалентности товарообменов, работают те же деньги, которые не имеют объективного содержания и подвержены инфляции. Используется повременная форма оплаты наёмного труда, а значит сохраняются неравноправные производственные отношения. Действует та же несовершённая налоговая система, которая развращает чиновничий аппарат. Используется архаичная форма управления со всеми её достоинствами и недостатками (см. в статье [10]). Именно поэтому, несмотря на весомые успехи этих государств, как административная, так и рыночная форма организации не образует в них гармоничный комплекс. Не появляется качественная цельность различных по существу, но единых по предназначению инструментов. И это не позволяет в полной мере реализовать заложенные в такой системе возможности.
На самом деле для гармонизации экономики недостаточно наложить друг на друга дисгармоничные системы В и Г рис. 4 [1] или сформировать соответствующие статьи государственного бюджета, как стремятся делать сейчас. Для этого нужно принципиально менять саму систему административного и рыночного управления. Сделать так, чтобы рынок управлялся администрацией, а администрация — рынком. Кроме того, требуется реорганизовать денежную систему, усовершенствовать налоговую и таможенную политику, изменить формы оплаты наёмного труда и т. д. Только тогда из существующих механизмов управления образуется гармонично организованный комплекс, сплав, а не смесь чуждых друг другу ингредиентов. Тогда продуктивность человеческой деятельности повысится в разы. Именно это и представляет собой полноценную конвергенцию всех существующих типов экономик. Формирование из них единого целого, в котором всё гармонично увязано и согласовано. Об организации всего этого и пойдёт далее речь.
Каждая из показанных на рис. 4 [1] политико-хозяйственных формаций обладает отличными от других характерными качествами, достоинствами и недостатками, собственными преимуществам и изъянами. Как отмечалось, капиталистическая и социалистическая системы являются асимметричными, т.е. сферы достоинств одной из них оказываются областями недостатков другой, и наоборот. В этой связи спорить о предпочтительности какой-либо из них бессмысленно, по потенциальным возможностям они примерно равны. Как бесполезно спорить о том, газ или тормоз валяются в автомобиле главными. Неоколониальная экономика, построенная в России и во многих других государствах мира, сконцентрировала в себе характерные недостатки и капиталистической, и социалистической формы хозяйствования.
Внутри каждой из рассматриваемых формаций могут быть разными соотношения тех или иных факторов. Так, где-то частная собственность на средства производства является доминирующей, в других государствах она не играет существенной роли, превалирует коллективная или государственная собственность в различных их проявлениях. В некоторых странах государство и все хозяйственные отношения жёстко регламентированы законами, в других они работают в меньшей степени. В одних наёмные работники оказываются бесправными, в других закон защищает не только бизнес. Одни государства являются более открытыми по отношению к соседям, другие — менее. И так далее.
Тем не менее, все эти нюансы не оказывают существенного влияния ни на эффективность организации, ни на производственные отношения людей. Государства могут обладать как большим «человеческим лицом», так и быть бесчеловечными. Но если в основе своей они принадлежат к одному из перечисленных типов формаций, именно он, в конечном итоге, и устанавливает основные его характеристики.
В гармоничной экономике уже не дефицит денег будет управлять событиями, как при капитализме, и не дефицит труда, как при социализме. А всеобщая заинтересованность хозяйственных субъектов в получении наивысших полезных для общества результатах. Гармонизации интересов отдельных лиц, коллективов и общества. Экономика будет в первую очередь обеспечивать собственное население, а не чужое, способствовать освоению внутреннего рынка, а не внешнего.
При этом, как свидетельствует статистика, по своему продуктивному потенциалу неоколониальная экономика работает примерно в 2 раза хуже, чем капиталистическая или социалистическая. В самом деле, именно во столько раз деградировала экономика России после проведения в ней неолиберальных преобразований. В гармоничной, коммунистической экономике, недостатки рыночного и планового механизмов регулирования взаимно компенсируются, вследствие чего активно реализуются и взаимно поддерживают друг друга их достоинства. В связи с чем можно предположить, что она окажется не менее чем в 2 раза эффективнее как социалистической, так и капиталистической экономики.
Подведём итог всему, изложенному в данном разделе. Из него следует, что при современном уровне развития хозяйства могут иметь место всего четыре принципиально различающиеся между собой экономические системы, а именно социалистическая, капиталистическая, неоколониальная и гармоничная. Других систем нет и быть не может, поскольку никакие иные варианты в распределении связей хозяйственных субъектов не существуют. И каждая реорганизация государства, вне зависимости от замысла или ставящихся перед нею целей, в конечном итоге, приведёт к построению одной из них. Поэтому установив, к какой из конкретных форм хозяйствования относится та или иная страна, можно с уверенностью предсказать её главные качества, не зная даже, как она называется и где расположено.
Причём к неоколониальной форме организации, как к самой простой и примитивной системе хозяйственных отношений, склонны переходить не только социалистические, но и самые передовые капиталистические страны. В них также идёт всё более масштабное разрушение рыночных связей, подавляется равноправная конкуренция, растёт уровень эксплуатации, коррупции, внедряются всякого рода протекционистские, запретительные и дотационные меры. Поэтому если со временем государства не начнут переходить к гармоничной форме организации, тогда их ждёт неоколониальная деградация, энтропийная смерть. И об этом свидетельствует прогрессирующее понижение продуктивности всего мирового хозяйства.
В этой связи рассмотрим особенности безболезненного перехода стран в гармоничную форму организации, чтобы это не сопровождалось какими-либо социальными потрясениями, экспроприациями и жестокостью, не требовало значительного времени и средств.
Литература
1. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 15. Национальная идеология России.
2. Эклунд К. Эффективная экономика — Шведская модель. (Klas Eklund Vеr ekonomi. En introduktion till samhаllsekonomin, 1987) — М.: Экономика, 1991. — 350 с.;
3. Сорокин П. А. Взаимная конвергенция Соединённых Штатов м СССР к смешанному социокультурному типу. 1960. Источник: http: //www.km.ru/ referats;
4. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. — М.: Вильямс, 2014. — 1360 с. (Samuelson P., Nordhaus V. Economia);
5. Гринберг Р. С., Рубенштейн А. Я. Проблемы общей теории социальной экономики// «Экономическая наука современной России», 1998, №2;
6. Вагнер Адольф // Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 1. — С. 206;
7. Чабанов В. Е. Экономика XXI века или третий путь развития. — СПб, БХВ, 2007. — 735 с.;
8. Total outlays OESD Economic Outlook Paris; Organization for Economic Cooperation and Development. Данные Госкомстата РФ;
9. Экономическая реформа в Китае: достижения м задачи. Источник: vasilievaa.Narod.ru;
10. Чабанов В.Е. Экономика будущего – 14. Власть, административное управление.
Свежие комментарии