На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 004 подписчика

Свежие комментарии

  • Olegus
    Информация к размышлению… или, как Бог шельму метит. Судьба клеветнической картины о Царе Иване Грозном какая-то мист...Почему оклеветали...
  • Виктор Фоменко
    Обстрелы мирного населения - это излюбленная тактика бандеровцев ещё со времени Великой Отечественной войны, а не с 2...Пора навсегда оту...
  • Юрий Ильинов
    Wirbeiwind: что представляла собой ЗСУ вермахта, построенная на основе Panzerkampfwagen IV В 1944 году в нацистской Г...Почему именно Фра...

Загадочная страна Офир

https://x-files

 

Загадочная страна Офир
Загадочная страна Офир
Где она, страна Офир, старшая сестра Эльдорадо и бабушка Клондайка? Ответов слишком много... И толком, к сожалению, никто ничего не знает.

В три года раз...

Для тех, кто забыл, напомню: Библия упоминает об Офире как об источнике огромных богатств царя Соломона, жившего в X веке до н. э., как об этаком секретном сейфе, откуда великий правитель брал средства на постройку храма и на другие многочисленные расходы, причем расходы немалые. Ведь, кроме всего прочего, «было у него семьсот жен и триста наложниц». И эту, как сказал бы товарищ Сухов, группу товарищей с братского Востока надо было регулярно кормить.
Из Библии также известно, что населяли Офир потомки Сима, или попросту семиты. А вот месторасположение страны, даже приблизительное, не указано. Сказано лишь, что «Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской... И послал Хирам (царь тирский и библский. - Прим. ред.) на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми; и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону. И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней».
В переводе на современный язык это означает, что на побережье Красного моря, неподалеку от Эйлата (Израиль), Соломон имел свою судоверфь, где соорудил океанский лайнер. Команду для него укомплектовали в Ливане, где правил его союзник царь Хирам. А пассажирами были израильтяне, сами, видимо, кораблей не водившие. Вот и нанимали знающих море финикийцев.
Далее из библейского текста следует что поставки из Офира стали регулярными, «в три года раз», и включали в себя, помимо золота, камней и ценной древесины (2 раза) слоновую кость и обезьян, и павлинов».

Золотая страна

Развалины Ецион-Гавера на территории нынешней Иордании в 1937 году обнаружил американский археолог Нельсон Глюк. Так что место приписки библейского судна, в отличие от порта его назначения, известно в точности. Но куда же направлялись финикийские мореходы, выйдя из израильской гавани? Это задача со многими неизвестными. Копи царя Соломона искали и находили повсюду: на протяжении веков Офиром поочередно объявлялись все крупные золотоносные рудники от Индии до Перу.
По одной из самых популярных версий, финикийцы, миновав Красное море, брали курс на юго-восток, огибали полуостров Индостан и причаливали где-то у восточных берегов Индии. Кстати, слово «офир» на арабском означает «богатство» - так египтяне называли Индию. Того же мнения придерживался Иосиф Флавий, что подтверждает его пересказ уже описанных выше событий: «Соломон получил соответственный подарок от тирского царя Хирама, который послал ему опытных и способных в морском деле кормчих и моряков. Этим людям он приказал вместе с его собственными уполномоченными отправиться в плавание в страну, которая в древности называлась Софиром, а теперь именуется Золотою страною (она находится в Индии), и привезти ему оттуда золота. Посланные действительно собрали там около четырехсот талантов (золота) и вернулись с ними к царю».

Индийская версия

Индия на самом деле была великой сырьевой державой. Еще за полторы тысячи лет до нашей эры там знали секреты отливки золота. Но знаменитый немецкий историк Рихард Хенниг считает индийскую версию довольно сомнительной, так как тамошние правители «вряд ли разрешили бы каким-либо иноземным морякам заниматься разработкой залежей и запросто вывозить из страны богатейшие сокровища». Силовой вариант развития событий тоже нереален - для этого потребовалась бы целая флотилия, а не один-два корабля.
Многие исследователи в вопросе об Офире придерживаются африканской гипотезы. Действительно, вполне вероятно, что направлявшиеся в Золотую страну корабли, выйдя на просторы Индийского океана, не поворачивали на восток, в сторону Индии, а продолжали свой путь на юг, вдоль африканского берега. Они пересекали экватор, конечно же, не подозревая об этом, и примерно в том месте, где сейчас расположен мозамбикский порт Софала (20° южной широты), причаливали к берегу Именно здесь туземные племена могли устроить международную ярмарку, где золото и драгоценные камни, добытые в глубине континента - предположительно на территории современного Зимбабве, - обменивались на нечто, представлявшее интерес для местного потребителя. А золото в Зимбабве добывалось издавна, там были самые крупные в Африке месторождения этого драгоценного металла.
В XVI веке уже нашей эры слухи о золотых копях в Зимбабве дошли до португальских торговцев, и спустя полвека на поиски золота вглубь страны отправился миссионер Жуан дос Сантос. Он был уверен в том, что ищет упоминаемые в Библии офирские шахты царя Соломона. И хотя успехов португальская экспедиция не добилась, было громогласно объявлено о том, что «библейская земля Офир обнаружена».

Эфиопская легенда

Позже, в XVII столетии; за безуспешные поиски копей принялись голландцы. И только в 1867 году немецкий геолог Карл Маух наткнулся на развалины Большого Зимбабве - древнего комплекса каменных сооружений, назначение которого не выяснено до сих пор.
в своем отчете Маух назвал развалины бывшим дворцом царицы Савской. Согласно эфиопской легенде, царица была уроженкой Офира и лишь в пятнадцатилетнем возрасте перебралась в Сабейское царство, где стала правительницей. А имя царицы Савской, как свидетельствует Библия, тесно связано с биографией царя Соломона: «И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце».
В 1889 году неподалеку от развалин были обнаружены крупные изваяния птиц, имевших определенное сходство с изображениями на финикийских монетах. Это дало основания полагать, что найденные руины представляют собой если не дворец царицы Савской, то по крайней мере финикийскую колонию, в которой в далекой древности добывалось золото. Однако в 1929 году британская исследовательница Гертруда Кейтон-Томсон доказала, что город Зимбабве не такой древний, как считалось. Он строился со II по XIII век, а в XVI столетии был заброшен и, следовательно, страной Офир быть не мог никак.

«Африканский след»

И все же «африканским следом» пренебрегать не стоит Слишком уж много примет - правда, по большей части косвенных - подталкивают нас в этом направлении. Например, часть северо-восточного побережья Африки - Эритрея с прилегающим к ней архипелагом Дахлак - ранее называлась страной Афер, а ее обитатели - аферами или афарами. Да и сами слова «Африка» и «Офир» очень созвучны.
И еще один косвенный аргумент: задолго до Соломона древние египтяне своими не менее древними лопатами откуда-то гребли золото. Откуда? Видимо, все из того же Офира, находившегося где-то в пределах досягаемости. Ведь был же экономический резон у фараона Рамзеса II, правившего в первой половине ХІІІ века до нашей эры, проложить канал от главного рукава Нила до Красного моря.
В общем, догадок множество. Однако при всем обилии гипотез с полной определенностью можно сказать одно: Офир существует На Марсе. Так назвали один из тамошних каньонов в Долине Мари-нера. Возможно, именно оттуда в исторически обозримом будущем потянется к нам вереница космических кораблей, доверху груженных золотом. Поживем - увидим?
-

Всадник без головы живет на кладбище шахтерского городка

 

Жители небольшого шахтерского городка Хоутон-ле-Спринг на северо-востоке Англии утверждают, что на местном кладбище обитает всадник без головы, который много лет пытается найти свой череп, чтобы обрести покой. Горожане считают, что всадник — это Уильям Стэндиш Карр, который, по одной из легенд, упал со скалы и разбился, а после был похоронен в том же месте, где приземлился. Но на самом деле мужчина умер от болезни в собственном доме, и близкие похоронили его на городском кладбище Houghton Hillside в июле 1856 года, при этом его тело было с головой.

Всадник без головы живет на кладбище шахтерского городка

Как же вышло, что он стал всадником без головы? Все просто, но одновременно жутко и странно. В 1970-х годах группа вандалов разрыла могилу Уильяма и похитила его череп, который позже разбила прямо на улице Айронсайд-стрит. С какой целью это было сделано, никто не знает, но считается, что с тех пор дух Уильяма, лишенный головы, бродит по окрестным холмам в безнадежных поисках того, чего уже нет, пишет Daily Star. По словам местного историка Пола Ланагана, в районе кладбища, помимо всадника без головы, бродят и другие призраки, которых регулярно видят многие жители.

«Десятки людей рассказывали мне жуткие истории о призраках. Кроме того, на многих моих фотографиях с кладбища можно увидеть святящиеся шары, странный туман и другие аномалии», — сообщил Пол Ланаган. Благодаря многочисленным историям о призраках неприметный и тихий городок каждый год привлекает тысячи охотников за привидениями и туристов, желающих пощекотать нервишки в преддверии Хэллоуина. Возможно, в Хоутон-ле-Спринг действительно обитают духи, но, скорее всего, местные — просто очень находчивые ребята, которые знают толк в отличных страшных историях.

-

Отповедь Грете Тунберг и прочим провокаторам: человечество спасут обычные сорняки

Ох, тяжко ваш покорный слуга ревакцинацию пережил. С пятницы полный упадок сил в пол. Глаза вполнакала, речевой аппарат сбоит, точность попадания в клавиши напрочь отсутствует. Пришлось скомандовать: «Диван! Ко мне!», в полузабытьи пялиться на свежие научные программы ТуТуба. Наткнулся на почти двухчасовой фильмец о «глобальном потеплении». Где умные дяденьки и тётеньки рассказали душераздирающую историю: оказывается, человечество массово начнёт вымирать от голода к 2050 году.

Однако… Главным калибром данной теле-мути выступала не совсем адекватная девочка Грета Тунберг, которую предприимчивые родители лечат не теми методами. Но не суть. Пробрала картина продовольственного Попакалипсиса до ливера, исплакал футболку, простынку и штору. Замутнённый «Спутником Лайт» мозг вытащил на свет божий одну интересную тему, охотно сейчас поделюсь.

Итак. Который уже год неолитическая стоянка Такаркори, в районе горной Сахары, подкидывает мировому учёному сообществу много интересного. Местечко было популярно и среди охотников-собирателей, потом её облюбовали первые скотоводы. Непрерывно использовалось четыре тысяч лет (10 200-4 600 лет назад). Но самые любопытные данные пошли, когда туда прибыла группа палеоботаников из Италии, Великобритании и ЮАР. В рамках совместного проекта по изучению хозяйственно важных растений доисторического периода.

Вечный дом.

Такаркори — это своеобразный скальный навес в предгорьях ливийских гор Тадрарт-Акакус. Он полностью отрыт с запада, удобно расположен в сотне метров над высохшим руслом реки (называется «вади»). Работы там не прекращаются более двух десятков лет, несмотря на военно-политические неурядицы региона. Уникальность археологической площадки в том, что она содержит абсолютно непрерывную последовательность культурных слоев. Каждый из которых прекрасно сохранил следы хозяйственной деятельности людей голоцена (10 200-4 600 лет назад).

Сначала Такаркори облюбовали группы охотников-собирателей. Оставили кострища (очаги, горевшие десятилетиями), первую примитивную керамику, каменную утварь (ступки и пестики для перетирания зёрен), остатки минеральных красителей для росписи, фундаменты для каменных заборов (служили загонами для диких баранов). Найдены обрывки плетёных циновок и корзин для переноски фруктов и семян.

Самое главное, на стенках глиняных горшков были обнаружены органические молекулы растительного происхождения. Именно после таких данных медицинской лаборатории Модены научное общество встрепенулось: 10 000 лет назад на стоянке Такаркори люди варили в горшках кашу нескольких видов. Из чего, простите? Быть того не может!

Подошли новые исследования, уже из верхних слоев. 8 200-6 900 лет назад тамошних охотников-собирателей очень постепенно сменили племена скотоводов. Предпочитали разводить коз и овец, стоянку Такаркори использовали как сезонное убежище. Быт не менялся, всё те же каменные орудия, керамические грубые изделия, лишь более грамотно устроенные очаги. Благодаря черепкам «грязной посуды» сохранились остатки пищи, органолептические исследования рассказали немало интересного, позволили точно датировать появление молочного животноводства в этой части Африки.

Под скальной стеной нашли превосходно сохранившееся… кладбище. Где на протяжении полутора тысяч лет хоронили женщин и детей. Полностью сохранившимися являются 15 могил. Несмотря на различные исторические эпохи, проведены по однотипному специфическому ритуалу, основанном на женских родственных связях. Когда охотников-собирателей сменили скотоводы, ритуалы поменялись. Уже находятся останки и мужчин, и женщин.

Цивилизационный рывок.

Наиболее долго в Такаркори задержались палеоботаники. Из последовательности слоёв (более трёх сотен!) были собраны комплексы спор и пыльцы. Построены понятные климатические карты огромного исторического периода, закрыто немало «белых пятен» в этом вопросе. С точностью до нескольких десятилетий определили, как сменялся доминирующий тип растительности в этих местах. А вместе с ним — и климат.

Подробно промаркировали переход от влажного растительного рая «зелёной Сахары» — к суровым засухам около 5 500 лет назад, полностью подтвердив и дополнив исследования долины Нила. Но начиная с самых ранних слоёв, французским учёным при раскопках попадались кучки зёрен и колосков различных растений. Именно это и привлекло в Такаркори специалистов Рима и Модены, британцев и специалистов из ЮАР.

Было выделено три десятка так называемых «агрегатов», около 230 000 зёрен. Учёные разделили их на две категории. В первую вошли только обмолоченные и провеянные семена, без плёнок и шелухи. Они были найдены в самых древних слоях, с 9 500 лет тому назад. Все манипуляции с зерном проделывали охотники-собиратели. Во вторую категорию вошли смешанные «агрегаты»: зёрна, пустые колоски, соломинки. Это уже эпохи скотоводов.

Совершенно точно установили — древние кучки семян концентрировались на небольшой площадке северной части раскопа, более поздние — в центральной части. Эти места были нарочно отведены под «зернохранилища». Там же найдены фрагменты плетёных корзин, средства переноски и хранения. С застрявшими отдельными зёрнами. Неподалеку был «мучной цех» с соответствующими приспособлениями и утварью.

Вторая категория «агрегатов» не была столь очевидной, вряд ли использовалась в пищу человеком. Судя по составу и пропорциям — смешанные растительные массы были попыткой составить наиболее питательные рецепты… кормов мелкого молочного скота. Хотя и вполне подходит гипотеза об отходах обработки пищевых зёрен. А вот с их принадлежностью к видам — началось самое интересное.

Древнейшие обитатели Такаркори, охотники-собиратели, в первую очередь собирали «сорго» во всем его видовом многообразии. Одно из самых первых культурных растений. Неприхотливое злаковое растение. Относится к яровым культурам, встречается в Африке, Австралии, Юго-Восточной Азии, Америке и совсем редко — в европейских странах.

В течение почти 600 лет люди набирали в корзины созревшие зёрна сорго, приносили урожай на стоянку, обрабатывали и готовили каши. Рацион дополняли семена «слоновой травы», дикого проса, ветрянки. Сегодня это редкие кормовые культуры. Со временем всё чаще стали использовать на стоянке «фонио», так называемый «голодный рис». Наши ЗОЖ-ники его знают под названием «росичка».

Шли века, климат становился всё суше. И около 8 600 лет назад в зерновых агрегатах стала доминировать «хвостовка просовидная», крайне вредный сегодня сорняк. Лишь в некоторых очень бедных регионах Азии и Африки его пытаются использовать как добавку к кормовым смесям. Через 2 000 лет хвостовку уверенно вытесняют семена «ежовника», сегодня — наиболее вредного придорожного сорняка. Наши огородники знают этого недруга как «куриное просо». Но в Азии растение местами окультурили, под названием «пайза» возделывают для технических целей.

Выводы…

После такого короткого и нетипичного экскурса для «Напёрстков», немного поозорничаем с умозаключениями. Итак, палеоботаническая картина полна и детальна. Полностью понятны переходы: от одних хозяйственно значимых доминант к другим. Уход в небытие «сорго», доминирование «хвостовки» — это крайняя устойчивость последней, конкурентоспособность во всё более сухом климате. «Хвостовка», как почти неискоренимый сорняк, мгновенно захватывает так называемые «нарушенные места обитания», не обращает внимание на неустойчивые климатические условия.

У «сорго» семена более крупные, но у хвостовки их гораздо больше. И древние люди махнули рукой на дальние походы за более питательным меню, предпочитая собирать урожай на вытоптанных площадках вокруг стоянки. Весьма разумный выбор. Затем появился «ежовник». Пока загадка, каким образом его сюда занесли, но не суть. Сорняк очень быстро прижился. Демонстрируя куда большую неприхотливость, составил жёсткую конкуренцию «хвостовке».

По сей день его способность быстро занимать пастбища с высоким уровнем выпаса высоко ценится народами Центральной Азии, Кореи, Японии. Благодаря быстро восполняемой зелёной массе. Однако учёные заметили одну любопытную деталь: вместе с естественной конкуренцией двух «сорных видов» имел место целенаправленный отбор растений с нужными человеку свойствами. Это касалось «ежовника» и дикого проса, селекция велась не менее полутора тысяч лет. Результатом стали более крупные зерна (в полтора раза) очень вытянутой формы.

Но… несмотря на практику сбора семян и колосьев в течении четырёх тысячелетий (9 500–5 550 лет назад), эти растения не были одомашнены человеком. Большинство из них числятся сорными, в редких случаях — кормовыми или техническими. Хотя тот же «голодный рис» в Азии был окультурен и возделывался уже 11 тысяч лет назад. Почему так вышло? Ответа внятного пока нет.

Учёные считают, что только приоткрыли новое окно для более масштабных исследований. Все травы из меню древних обитателей Такаркори являются неприхотливыми генералистами, способными выживать в широком диапазоне климатических колебаний. Найти и вырастить такие растения проще всего, они прекрасно восстанавливаются в обитаемых территориях, способны заполонить нарушенные участки.

Вот и ответ готов на душераздирающие страдания телевизионных экологов и откровенно невменяемой девочки Греты Тунберг. Боитесь голодной смерти человечества в условиях грядущего потепления? Ха, наш вид прекрасно эти кризисы уже преодолевал. Изучайте сорняки, господа. Они со своим арсеналом приспособляемости и выживаемости могут чудесно заменить многие злаковые капризные культуры. Расти в таких «поражённых» местах, которые самой природой заброшены.

Полезно любить науку. Понимать, что четыре тысячи лет плотного хозяйствования в окрестностях Такаркори именно сорняки служили людям верой и правдой. Из них варили молочные и простые каши, мукой густили мясные похлебки. Грешно такое подспорье «настоящих культурных растений» недооценивать. Кто как, но гордость за сорняки и человеческую сообразительность — испытываю. Не бойтесь, припрёт — выкрутимся.

-

Когда-то Солнечная система разделилась на 2 части

Солнечная система.Солнечная система.

Солнечная система условно делится на две части: часть со скалистыми планетами, вторая часть с газовыми и ледяными гигантами. Две части разделяет пояс астероидов, который находится между Марсом и Юпитером.

Ученых заинтересовал факт того, что планеты по обеим сторонам настолько разные, а также почему между ними существует большой промежуток без планет. Исследование американских ученых на эту тему было опубликовано на страницах журнала Science Advances.

Проведя анализ древнего магнитного поля метеоритов со всей Солнечной системы ученые смогли предположить, что виной такому парадоксу служит разделение планетарного диска нашей системы на две части во время ее формирования.

Оказалось, что магнитное поле метеоритов с дальней части системы выше, чем у близлежащих к звезде. Созданная модель показала, что к такому явлению может привести лишь разрыв системы на две части. По этой причине во внешней части оставалось больше пыли и газа, за счет чего планеты из этого сектора росли, а планеты внутренней части оставались без материалов для роста.

По словам ученых, разрыв систем не является чем-то необычным. Это повсеместное явление, которое теперь доказано в нашей системе. Планируется продолжать исследования с целью выяснить причины разрыва.
-
Каменная книга царя Хаммурапи
Каменная книга царя Хаммурапи
В начале XX века французскому археологу Жаку де Моргану удалось убедить персидского шаха даровать французам монополию на раскопки в пределах Ирана. Тот после долгих переговоров согласился. С этого момента историки получили доступ к одной из тайн, которая до настоящего времени не раскрыта и не исследована до конца.
Реально существовавший и в то же время легендарный, царь Хаммурапи правил в XVIII веке до нашей эры. Он был самым знаменитым и прославленным царем Вавилонии, а точнее сказать, Древневавилонского царства, расположенного на территории современного Ирана. Наука долгое время не выделяла его из ряда других выдающихся лиц вавилоно-ассирийской истории, хотя Хаммурапи был одним из четырех восточных царей, взявших при счастливом набеге на Палестину в плен Лота - племянника Авраама.
Исторических сведений о Хаммурапи долгое время было очень мало, о его личности и времени царствования сообщали только гимны, примерно десять небольших надписей на вещественных памятниках и около 50 писем царя к его вассалу (или наместнику). Да и эти исторические свидетельства показывают нам царя уже возмужавшего, со вполне сложившимся характером, правителя, который вполне усвоил политические задачи своего времени и решительно приступил к их осуществлению. Свергнув чужеземное иго и объединив разрозненные силы Вавилонии, он решился и на расширение территории своего царства за счет соседних государств. В результате военных походов Хаммурапи объединил в своих державных руках большую часть тогдашнего цивилизованного мира (распространил свое влияние почти на всю территорию Месопотамии и Элама, на Ассирию и даже Сирию). Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников, причем нередко чужими руками. В конце концов Хаммурапи расправился и со своим главным союзником - царем северного государства Мари. Кроме успешной внешней политики, Хаммурапи преуспел и на поприще внутреннего управления Вавилонией. Именно этой своей деятельностью он более всего и прославился.
Восхвалявший царя Хаммурапи свод законов был открыт французской научной экспедицией, которая в 1897 году начала раскопки в том месте, где некогда стояли Сузы - столица Древнего Элама. Участники экспедиции, возглавляемой упомянутым уже нами Жаком де Морганом, имели на своем счету целый ряд ценных находок, как вдруг в декабре 1901 года они наткнулись сначала на большой обломок из диорита, а через несколько дней откопали еще два обломка. Диорит в Древнем Египте и Древней Месопотамии использовался как скульптурный материал. Когда все три обломка приложили друг к другу, из них составилась стела высотой в 2,25 метра, а ширина ее равнялась от 1,65 метра вверху до 1,9 метра внизу.
Когда стелу привезли в Париж и выставили в Лувре, ее изучением занялся ученый-ассиролог Шейль, Для первого исследователя это было делом нелегким; Шейлю (а впоследствии и другим ученым) пришлось иметь дело с трудностями юридического и филологического характера, но результатом их исследований стали дешифровка, перевод и издание свода законов вавилонского царя.

Свод законов Хаммурапи
Свод законов Хаммурапи

На лицевой стороне стелы помещается художественно высеченное рельефное изображение бога Шамаша, сидящего на высоком троне, и стоящего перед ним царя Хаммурапи. Сидящий на троне бог одет в обычную вавилонскую одежду, отделанную оборками, на его голове - высокая четырехъярусная корона. Величаво протянутой вперед правой рукой бог Шамаш передает вавилонскому царю свиток со сводом законов. Хаммурапи стоит перед богом в обычной молитвенной позе, на нем - подвязанная поясом длинная туника и шапка с ободком.
Следующая за барельефом часть стелы и вся ее обратная сторона покрыты тщательно вырезанным, убористым и изящным клинообразным текстом на вавилоносемитическом языке. Текст состоит из ряда коротких колонок, идущих справа налево, причем клинообразные знаки читаются сверху вниз. Почти 10 колонок надписи Хаммурапи посвятил перечислению своих титулов, прославлению покровительствовавших ему богов и собственного величия, своей заботы о подданных, рассказу о распространении своего могущества.
«Я, Хаммурапи, - пастырь, избранный Энлилем, изливший богатство и изобилие, снабдивший всем Ниппур, связь небес и земли, славный покровитель Э-Кур, могучий царь, восстановивший Эриду, очистивший Э-Ансу, покоритель четырех стран Вселенной, возвеличивший имя Вавилона, возрадовавший сердце Мардука, своего владыки, все свои дни ходивший на поклонение в Э-Сагиль, царственный отпрыск... обогативший Ур, смиренный богомолец, снабжавший изобилием Кишширгал...
Мудрый царь, послушный слуга Шамаша, сильный, укрепивший основание Сиппара, одевший зеленью могилы Айи, возвеличивший Баббар подобно небесному жилищу, воитель, помиловавший Ларсу, владыка, царь царей, вечный царственный отпрыск, могущественный царь... давший жизнь Эреху, в изобилии снабжавший водой его жителей...
Когда Мардук призвал меня управлять народом и доставлять стране благополучие, я даровал право и законы на языке страны, создав этим благосостояние народа...
Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость, я начертал в Вавилоне... для водворения права в стране, для решения тяжб в стране, для оказания справедливости притесненному, мои драгоценные слова на моем памятнике и поставил перед изображением меня, царя-законодателя... Угнетенный, вовлеченный в тяжбу, пусть придет к изображению меня, царя-законодателя, и заставит прочесть ему мою надпись на памятнике. Он услышит мои драгоценные слова, и мой памятник объяснит ему дело. Он найдет свое право, даст своему сердцу вздохнуть свободно и скажет: «Поистине Хаммурапи -владыка, который для своего народа как бы отец во плоти... доставил навсегда благоденствие народу, правил страною справедливо».
Далее клинописный текст рассказывает о том, что вавилонский царь призывает благословение на почитателей и исполнителей нового законодательства и проклятия на его нарушителей.
«Если же этот человек не будет соблюдать мои слова, написанные мною на моем памятнике, не обратит внимание на мое проклятие, не побоится проклятия богов, отменит данное мною законодательство, исказит мои слова, изменит мои начертания... то будет ли это царь или вельможа, или наместник, или простолюдин, или другое лицо, каким бы именем оно ни называлось, - пусть великий Ану, отец богов, призвавший меня царствовать, лишит его царского величия, сломает его жезл, проклянет его судьбу. Энлиль, владыка, определяющий судьбы... да поднимет против него в его доме не-подавляемые смуты, ведущие к его гибели, да назначит ему в качестве судьбы жалкое правление, немногие дни жизни, годы дороговизны, беспросветную тьму, внезапную смерть...».
Остальная часть надписи (кроме 7 выскобленных колонок) занята 247 статьями законодательства. Данная стела была своего рода торжественным заявлением Хаммурапи перед подданными о вступлении в силу начертанных на ней законов. После «издания» и обнародования в храме Эсагиле оригинал был воспроизведен во множестве копий, которые были разосланы во все части огромной империи вавилонского царя. Дошедший до нас экземпляр и является одной из таких копий, которая была выставлена в Сиппаре. Во время одного из набегов на Вавилон эламцев эта стела со сводом законов была выкопана и в качестве военного трофея увезена в Сузы. Скорее всего эламский военачальник-победитель и приказал выскоблить семь колонок текста, чтобы потом выбить на этом месте (по обычаю того времени) свое имя в память о собственных победах. Тексты выскобленных колонок частично были восполнены надписями на глиняных табличках, которые были найдены во дворце царя Ашшурбанипала.
По своему составу вавилонский свод законов распадается на три части - введение, сами статьи законов и заключение. Введение, о котором мы говорили выше, очень важно для ученых обилием сообщаемых исторических намеков и географических указателей-названий.
Само законодательство начинается пятью положениями о нарушении порядка судопроизводства: две статьи об обвинителе-клеветнике, две - о лжесвидетелях и одна - о нарушении правосудия самим судьей.
«Если судья вынесет приговор, постановит решение, изготовит документ, а потом изменит свой приговор, то, по изобличении его в изменении приговора, этот судья должен уплатить в двенадцатикратном размере иск, предъявленный в этом судебном деле; а также должен быть публично свергнут со своего судейского стула и никогда вновь не садиться с судьями для суда».
В следующих статьях идет речь о преступлениях против частной собственности - о краже, купле-продаже краденого, похищении людей, бегстве и уводе рабов, ночной краже со взломом, грабеже и т.д. Вот, например, некоторые статьи законов царя Хаммурапи.
«Если кто-нибудь украдет храмовое или дворцовое имущество, то его должно предать смерти; смерти должен быть предан и тот, кто примет из его рук украденное.
Если кто-нибудь украдет малолетнего сына другого, то его должно предать смерти.
Если кто-нибудь, укрыв в своем доме беглого раба, принадлежащего дворцу или вольноотпущеннику, не выдаст его на требование нагира, то этого домохозяина должно предать смерти.
Если кто-нибудь, поймав в поле беглого раба или рабыню, доставит его хозяину, то хозяин должен уплатить ему два сикля серебра.
Если кто-нибудь сделает пролом в доме, то его убивают и зарывают перед этим проломом.
Если кто-нибудь совершит грабеж и будет пойман, то его должно предать смерти.
Если в чьем-нибудь доме вспыхнет огонь, и кто-нибудь, пришедши тушить его, обратит свой взор на что-нибудь из имущества домохозяина и присвоит себе что-нибудь из имущества домохозяина, то этого человека бросают в этот же огонь.
Если кто-нибудь, взявши поле для обработки, не вырастит на нем хлеба, то, по изобличении его в этом, он должен отдать хозяину поля хлеб, сообразно с приростом у соседа.
Если кто-нибудь, открыв свой водоем для орошения, по небрежности допустит, что водою будет затоплено соседнее поле, то он обязан отмерить хлеб, сообразно с приростом у своего соседа.
Если кто-нибудь срубит в чьем-нибудь саду дерево без дозволения хозяина сада, то он должен уплатить полмины серебра.
Если в доме корчемницы соберутся преступники, и она не задержит этих преступников и не выдаст дворцу, то эту корчемницу должно предать смерти.
Если кто-нибудь, протянув палец против божьей сестры или чьей-нибудь жены, окажется неправым, то этого человека должно повергнуть перед судьями и остричь ему волосы.
Если чья-нибудь жена будет захвачена лежащею с другим мужчиной, то должно, связавши, бросить их в воду. Если муж пощадит жизнь своей жены, то и царь пощадит жизнь своего раба.
Если чья-нибудь жена умертвит своего мужа из-за другого мужчины, то ее должно посадить на кол.
Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать руки.
Если кто-нибудь ударит по щеке лицо высшего положения, то должно публично ударить его шестьдесят раз плетью из воловьей кожи.
Если врач, снимая бронзовым ножом бельмо с глаза пациента, повредит глаз, то должен уплатить деньгами половину его стоимости».
Свод законов царя Хаммурапи представляет собой приведение в известном порядке случаев из судебной практики, взятых из древневавилонского уголовного и гражданского права. Может быть, не во всех сферах жизни вавилонскому царю удалось навести порядок, но он был первым правителем древности, кто соразмерил с властью царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Хаммурапи постановил, чтобы наказание виновному определял не сам пострадавший и не его родственник, а государственный орган именем правителя. Впервые представив в судопроизводстве гражданское право, Хаммурапи воздвиг себе памятник такой же вечный, как та плита из диорита, на которой он повелел изобразить себя рядом с богом Солнца и справедливости.
-

Квартира №50

мастер и маргарита

Кто из вас хорошо учился в школе и читал всю литературу, которую задавали? Если такие есть, то роман Булгакова «Мастер и Маргарита» должен был произвести на вас огромное впечатление и навсегда занять место на вашей книжной полке дома. Если вы были двоечником и не осилили это произведение, то обязательно бросайте свои дела и займитесь чтением великого романа. Так как кроме собственно художественной ценности эта книга представляет собой и источник, в котором дается полное описание неопознанного, потустороннего мира, где есть чудеса, магия, темные силы, сатана, ведьмы и многое другое.
Как говорил сам Булгаков и утверждали многие из его близких, эта книга основана на вполне реальных образах, хоть это и парадоксально звучит. Например, квартира, описанная в романе, где проходил бал сатаны, была списана с той квартиры, в которой проживал сам автор в момент написания романа. Эта квартира сейчас является музеем, ежедневно туда приходят сотни почитателей таланта Булгакова, а так же интересующиеся паронормальными явлениями. Квартира состоит из восьми комнат, каждая из которых символизирует какую-то сторону характера писателя. А подъезд, где находится квартира, исписан цитатами из романа. Но интересным является еще и то, о чем говорят жильцы этого дома. Например, из квартиры, по вечерам, когда посетителей там нет, можно услышать игру на фортепьяно, или увидеть в окнах зажженный свет. А в подъезде есть специальный ящик для писем-желаний. Этот ящик придумал сам Булгаков. Но многие предупреждают, перед тем как опустить письмо в ящик, необходимо хорошо подумать над желанием, потому что читать его будет сам Воланд, по-простому сатана и мало ли что он там может вам «наисполнять», потом всю жизнь будете жалеть. Люди, установившие «переписку» с сатаной, утверждают, что желания исполняются.
Верить этим историям или нет, и воспринимать квартиру №50 лишь как музей — ваше дело, но почитать книгу и убедиться в великом таланте писателя каждый из вас просто обязан. Может быть, после знакомства с романом, вы станете по-другому относиться ко всему сверхъестественному.

Картина дня

наверх