Сингулярность на подходе. Что дальше?
ЯДЫКИН Ю. – доктор физико-математических наук –
Планетарный цикл Универсальной истории, продолжавшийся 4 миллиарда лет, заканчивается у нас на глазах, и эволюция должна будет пойти по совершенно новому пути. Эта история, включающая историю биосферы и цивилизации, представляет собой последовательность исторических эпох и разделяющих их революций – фазовых переходов. Фазовые переходы образуют сходящуюся последовательность точек, со свойством автомодельности. Предел этой последовательности – сингулярность – приходится на 2015-2020 год.
А. Д.Панов
Глобальный кризис на дворе, и это неотвратимо, потому что закономерно. По мнению ученого-физика из МГУ А. Д. Панова, развитие биосферы нашей планеты на всех уровнях – неживом, растительном, животном и человеческом – строго соответствует единому закону эволюции.
В своей фундаментальной работе “Кризис планетарного цикла Универсальной истории” автор пишет, что цивилизация находится на пороге тяжелейшего системного кризиса, обусловленного взрывообразным – экспоненциальным ростом таких определяющих параметров цивилизации, как население, производство энергии и потребление материальных ресурсов. Хотя кризисы случались и раньше, однако развивающийся системный кризис назвать очередным, обычным кризисом нельзя.
Следует отметить, что еще в 1960-е годы профессор Хъюстонского университета Джеймс Лавлок, развивая идеи российского академика В.И. Вернадского, выдвинул свою знаменитую “гипотезу Геи”, которая говорит, что биосфера, кора и атмосфера Земли образуют сложно-взаимодействующую систему, которая ведет себя в определенном смысле, как единый организм. В частности, все живое на Земле в своей совокупности оказывает такое регулирующее воздействие на среду своего обитания, что это делает ее пригодной для жизни.
Однако проведенный А.Д. Пановым анализ показывает, что, переживаемый сейчас системный кризис цивилизации может означать конец почти 4-миллиардолетнего периода развития земной биосферы. По мнению ученого, человечество подошло вплотную к концу единой автомодельной шкалы времени, охватывающей процессы эволюционного развития на нашей планете. Оканчивается эта шкала в сингулярной точке, то есть там, где экспоненциальная траектория эволюции устремляется в бесконечность, приближаясь к вертикали Панова-Снукса.
Естественно возникает тревожный вопрос: а что нас всех ждет дальше?
Панов обращает наше внимание на то, что прохождение сингулярности исторического аттрактора означает преодоление целого ряда глубочайших кризисов техногенного происхождения. Добавим, что должен быть преодолен, прежде всего, кризис культуры, ибо культура лежит в основе цивилизации (взаимоотношения, потребление, демография и т.д.).
Точка сингулярности есть точка бифуркации, от нее ведут разные пути, в том числе, и к гибели общества. Если человечество не выработает соответствующие адаптационные механизмы, ему не суждено вступить в постсингулярную стадию – оно деградирует или погибнет. Характер эволюции общества неизбежно должен глубочайшим образом измениться, история должна пройти через точку сингулярности и пойти по совершенно новому руслу.
Конечно, можно критиковать и оспаривать выводы А.Д. Панова, но процессы, происходящие в обществе и в природе в последние десятилетия, не оставляют места для оптимизма. Так, в июне 2010 более чем 300 известных ученых из 85 стран мира распространили Международное Коммюнике “Geochange”, с докладом Международного Комитета по глобальным изменениям геологической среды. В докладе приведены результаты научных исследований, указывающие на “скачкообразное” изменение энергетики во всех слоях нашей планеты, начиная с конца 90-х годов.
Впервые природные изменения проанализированы не по отдельности, а в совокупности. В частности, проанализированы изменения статистических и энергетических параметров природных катаклизмов разного рода: цунами, наводнения, землетрясения и извержения вулканов, штормы, торнадо, ураганы, лесные пожары, – а также некоторых важных геофизических параметров. При этом, начиная с 1998 года, рост этих параметров происходит не линейно, а по экспоненте!
Общий вывод, к которому пришли ученые, это то, что глобальное изменение климата происходит по тем же самым законам, что и процессы в земной коре и еще более глубоких слоях нашей планеты. И никакая физическая деятельность человека не влияет на глобальный климат (“глобальное потепление”) планеты Земля.
В докладе также даны прогнозы: “В ближайшие годы будет два максимума в проявлениях указанных катаклизмов: первый в 2011 году и более значительный в 2013 году. С 2016 года начнется усиленное таяние ледников и повышение уровня мирового океана, что вызовет затопление огромных территорий суши и вызовет невиданные наводнения в прибрежных странах”.
Эти прогнозы составлены не на пустом месте, а на основании анализа ситуации за предыдущие годы и методика их составления детально описана в самом докладе.
Удивительно, но факт: выводы ученых совпадают с выводами А.Д. Панова о приближении планетарной катастрофы. Здесь же можно упомянуть и взрывной рост потребления, и демографический рост, – все эти процессы являются звеньями одной цепи.
Отметим, что из-за процессов глобализации надвигающийся системный кризис, связанный с проходом через сингулярность, человеческая цивилизация вынуждена будет преодолевать как единый организм. Либо она как единая система его преодолеет, либо ее ждет глобальная катастрофа. Это существенно отличает механизм преодоления кризиса сингулярности от предыдущих кризисов цивилизации.
Необходимость объединения всего человечества все громче и громче звучит в речах мировых политиков, бизнесменов и ученых. Однако до сих пор отсутствует единое понимание основы глобального объединения. “Мы – свидетели гибели системы мира, как мы его знаем, и находимся в самом начале формирования новой, очертания которой до сих пор неясны”, – отмечает профессор Йельского университета Иммануил Валлерстайн.
Поскольку сингулярность предсказывается в ближайшем десятилетии, то общество должно уже сегодня разработать методы преодоления наступающей катастрофы. А.Д. Панов в своей работе указывает на некоторые из них. Он считает, что необходимо:
1) преодолеть черты всеобщего эгоизма и выработать планетарное мышление;
2) выработать эффективные механизмы сдерживания агрессии;
3) включить механизмы сдерживания необузданного материального потребления.
В сущности, первый пункт является определяющим, так как наша цивилизация сугубо эгоистическая, которая своим сознанием влияет не только на саму себя, но и на всю систему природы.
Для того чтобы изменить характер цивилизации, одних деклараций и призывов недостаточно. Необходимо включить совершенно новый механизм трансформации общественного сознания. Человек наделен способностью, впитывать желания от окружения. Желания, которые он впитывает, становятся его собственными, и он сам начинает передавать их окружению, тем самым влияя на него.
В результате такого взаимодействия человека и окружающей его среды в условиях глобального мира возникает замкнутая система с положительной обратной связью, т.е. изначально нестабильная. В системах более низкого уровня, например, биологических, такого взаимного влияния желаний нет, и потому эти природные системы незамкнутые – изначально стабильные.
Как отметил Нобелевский лауреат И.Пригожин, человеческое общество представляет собой необычайно сложную нелинейную систему, обладающую высокой чувствительностью по отношению к флуктуациям и способную претерпевать огромное число бифуркаций. Причем даже малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю структуру системы.
Сегодня мы подошли к такому моменту, когда все человеческое общество в силу глобализации и сложности взаимоотношений стало “замкнутой нелинейной системой”. Иными словами, впитывание желаний и их передача в современном обществе достигло сегодня максимальной, глобальной стадии! Подобные замкнутые нелинейные социологические системы обладают положительной обратной связью и превращаются на определенном этапе в хаотические, что мы и наблюдаем.
Однако природа вместе с болезнью послала и лекарство. Если вместо примера безудержного потребления мы начнем показывать друг другу пример заботы и любви, то есть отдачи, тот же механизм обратной связи стабилизирует систему и приведет ее от состояния хаоса к гармонии. Более того, это единственное решение, которое нам нужно принять, поскольку любой другой внешний регулятор будет терять эффективность по мере роста желаний. Таким образом, закон любви к ближнему, поставленный когда-то во главе высшей морали, может стать решением проблемы спасения цивилизации.
День Святой Троицы
"Пошли ловцам Духа Святаго и ими улови
Вселенную! Человеколюбче, Слава Тебе"!
Много моделей представления Св. Троицы – и до сих пор богословы ведут свои изыскания по этому вопросу. Бесспорным является синтез 3-х лиц св. Троицы – ОТЦА, СЫНА и СВ. ДУХА – в их единстве и нераздельности. Но мы поставили задачу: определить особое назначение каждого лица в свете Софийской азбуки по методу Л.Сотниковой (русская нумерология по Древу Мысли Русского языка). Общее назначение выражено в словах тропаря, читаемого в День Св. Троицы – уловить Вселенную и очистить её от «всякия скверны плоти и духа»! Здесь ловцами являются апостолы, ранее бывшие рыбаками, но приведенные Христом к ловле «душ человеков» через сошествие Духа Святого, благодатью от Отца исходящего …
ВНАЧАЛЕ определимся с понятиями 3-х лиц:
ОТЕЦ=61=БОГ РОД=БЛАГОДАТЬ=СВАРОГ (сварил-создал Галактику – по Ведам)
СЫН=59=ЧАСТЬ=ЦЕЛОЕ=ЕНОХ=ЭНЕРГIЯ – здесь Енох известен как ветхозаветный герой, посланный Богом Отцом на Землю и взятым на Небо. Енох проложит Путь для Прихода Христа, Он Его Предтеча в лице Всадника на белом коне (см. Откровение, гл.19). Равенство Части и Целого есть доказательство голографичной картины Мира, где
КАРТИНА МИРА=113=БУКВЫ СЛАВЯН=ЗНАТЬ СИМВОЛ - БУКВЫ Славян резонансны с энергиями Космоса, поэтому в написано "В начале была Буква"! Каждая буква отображалась позами тела, что служило для передачи информации на расстоянии (отсюда и древнейший язык ДЕВАНАГАРИ = Дева на Горе!).
СВ. ДУХ=116=ПОЛЕ ЦЕРКВИ=СЛОВО СЛОВ=ОБРАЗ(План)СИМВОЛА -
- Он активизирует Всадника Апокалипсиса,который произнося «Слово» для осуществления Божественного Плана, очистит Поле Земли от «всякия скверны плоти и духа»! Цель Духа Святаго=151=Познавш. ПОЛЕ=Проповедь ВЕРЫ! - главная задача Апостолов и Церкви. Не случайно День Св.Троицы именуют днём рождения Церкви.
В ВЕДАХ "ПОЗНАВШiЙ ПОЛЕ" - есть совершенный Человек, обозначаемый буквицей "Я+я"=СЛОВО Слов - в 144-х мерной Азбуке Славян-Ариев эта буквица выглядит как ромб с кружками сверху и снизу и читается как ЛОУК=60=РАЗУМ=ЦЕЛЬ БОГА! /см. Дух Разума Ариев на Ю-Тубе Дмитрий Москаленко, Школа Ноосферы/. Зметим, что на основе этой азбуки Кирилл и Мефодий создали свою "глаголицу", именуемую ныне как "славянская письменность"...
В свете Софийской азбуки Бог Отец (Он же Бог Род!) через Русское СЛОВО создает Вселенную, отражаемую в Древе Мысли Русского языка (РЯз) , отражающего картину Мира, созданного Творцом - Православие и культура как синонимы: Общ.Язык=106=Русскiй=Познание Бога! Начало Начал=110=РУССКОЕ!
РУССКIЙ ЯЗЫК=151=ГРАМОТА ГОСПОДА=ДАНО ОТ БОГА ОТЦА=ГЕНОМ ВСЕЛЕННОЙ=ОТЕЦ СМЫСЛА=ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА=ВОВРАЩЕНИЕ К БОГУ!=КРУГОВРАЩЕНИЕ=БЕССМЕРТНЫЙ=СИНТЕЗ НЕБА и ЗЕМЛИ=ЛЕТО ГОСПОДНЕ!
Единство БОГА РОДА=154=ЦЕНТР ТВОРЦА=ЛОГОС СОЗДАТЕЛЯ=ДРЕВО Мыслено=ПЛАН Преображенiя=Познавш.Любовь!- в Древе Мысли Центр Творца обозначен Пентаграммой, на которую сходятся все ветви Древа, идущие от Букв Софийской азбуки.
ВЛАСТЬ ХРИСТА=144=ДУХ ИСТИНЫ=ЛЮБОВЬ СМЫСЛА=СЛОВЕСНОСТЬ=ПЛАН(=ОБРАЗ) Будущего=/Начало Сатаны/.
Здесь обратим внимание на то, что две тысячи лет назад Учитель Иисус продемонстрировал человечеству существование планетарной Иерархии Душ, направив взор людей на поиск "Нового Неба" – Небесного Иерусалима. Сегодня пришло время продемонстрировать человечеству существование "Новой Земли", что выражено словами Христа: Синтез (=Крест) Неба и Земли, ныне Лето Господне и Пошлю Дух Истины – всё это заложено в русской словесности как МЕЧ ДУХОВНЫЙ=154=Древо Мыслено, направленные против «духов злобы» - начал Сатаны, явленного в лице Антихриста под видом Бога:
ЛИЧНОСТЬ БОГА=131=/АНТИХРИСТ=ЯВЛЕНИЕ САТАНЫ/
В ситуации апокалиптической угрозы разрушения высший уровень понимания Свободы человека может быть разрешён в концепции цельного знания: оно находит путь соединения различных форм знания со смыслом, давая тем самым ответ и на ключевой вопрос о смысле Жизни - этой фундаментальной проблемы грядущего XXI в. В наши дни стало очевидно, что практически все основные сферы деятельности человека получили такое развитие, при котором решающим для сохранения жизни становится адекватность целостного восприятия Мира (=189=Позн.Смысл). Это не собирание данных различных наук в одно общее, а выявление смысловых связей, определяющих внутреннее единство культур и цивилизаций, определение механизмов их взаимовлияний и взаимодействий, предпосылок формирования Универсальной культуры на основе Слов Христа : «Дух Господен на Мне!» и «Пошлю вам Духа Истины!». Этот Дух Истины и содержится в Русской словесности, в Древе Мысли РЯз, отражающей картину Мира, созданного Творцом (как и самого Древа Мысли,где МЫСЛЬ=70=ИСТИНА=С БОГОМ!).
Символично сошествие ДУХА СВ. на апостолов в виде ЯЗЫКОВ, с помощью которых они понесут людям Истину Веры во Христа:
ЯЗЫК=45=ИМЯ БОГА=ПРАВДА=СВЯТАЯ! - А сам ХРИСТОС=123=Познавш.БОГА=УНИВЕРСУМ!
ИТАК, Троица ЯВЛЕНА в 3-х Лицах: БОГА ОТЦА - Создателя Вселенной; БОГА СЫНА - Спасителя Мира от Сатаны (духов злобы); Св.ДУХА - "глаголящего пророками" и языками проповедников Веры во Христа. А сама Троица есть:
ТРОИЦА=82=ТВОРЕЦ=МАТРIЦА, по Древу Мысли связана с числом 28=ВЕРА!
НЫНЕ будем ожидать сошествия на МИР единого Знания об Истине, представленной в Древе Мысли Русского Языка, где Истина=70=С БОГОМ!, а СМЫСЛ=89=СЛОВО БОГА! Выражаем надежду, что Древо Мысли начнут изучать со школы – начиная с России!
УПОВАНИЕ МОЕ – ОТЕЦ, ПРИБЕЖИЩЕ МОЕ – СЫН, ПОКРОВ МОЙ – ДУХ СВЯТЫЙ!!
ТРОИЦА СВЯТАЯ – СЛАВА ТЕБЕ!!!
Историки не хотят, чтобы современные методы преподавания кромсали их предмет
Преподаватели истории в университетах в прошлом месяце опубликовали открытое обращение к президенту и сегодня разместили в сети заявление в Министерство образования. Неделю назад историки провели свою онлайн-конференцию, на которой договорились, что сокращение часов преподавания предмета "Истории Азербайджана" в университетах , замена этого курса на "История современной государственности Азербайджана" таит в себе множество стратегических ошибок.
История совсем не та чему нас учили
Я разбирался с проблемой. Методист Педагогического университета мне сказала, что историки напрасно волнуются. Образование в стране переходит на современные методы, суть которых в том, что студентам (и школьным ученикам) дают знания необходимые для поиска нужной информации и владения основами предмета. Если же студент интересуется конкретно узкой дисциплиной, тогда он сам может найти нужные ему сведения. Это касается всех предметов, так же как истории. Методист сказала, что сейчас огромное количество информации, все студентам в голову не уместишь, поэтому суть нового метода в том, что студентов учат не энциклопедическим познаниям, а методикам добычи и освоения познаний. Коротко так.
Потом оказалось, судя по названию онлайн-конференции, что проблема сокращения часов преподавания касается не только исторических дисциплин, также языка и литературы. Разумеется, преподаватели потеряют в зарплате, привязанной к количеству часов.
Но история имеет свое значение. Авторы обращений напоминают о продолжающейся войне за территориальную целостность страны, необходимости поддержания на высоком уровне патриотических устремлений азербайджанской молодежи. Курс «История Азербайджана» должен быть сохранен, его преподавание поднято на современный методический уровень с увеличением часов преподавания. Отказ от полноценного обучения истории страны является стратегической ошибкой , - призывают историки.
В учебном плане на 2020-2021 году предусмотрено сокращение часов преподавания истории Азербайджана с 315 до 210 часов на исторических факультетах, с 120 до 60 часов на неисторических факультетах.
На иллюстрации война Хуррамитов (Бабека) против арабского владычества в середине 8 века, за восстановление независимости Азербайджана
Тема чисто узкопрофессиональная и я понимаю, что к примеру, студентам биологического факультета всю историю Азербайджана начиная от государств Манна и Атропатена, затем государства Илдегезидов, потом государств Гара Гоуюнлу и Аг Гоунлу, затем шахства Ширван и царства Кавказская Албания, потом Азербайджанская Народная Республика и современный Азербайджан знать доподлинно не нужно. Могу ошибиться в хронологической очередности, только хотел сказать, что молодым людям есть что учить в предмете "История Азербайджана". Но современная метода говорит, что если студентам им интересно все знать пусть откроют интернет и читают, или посещают специальные курсы в университете. Биологам нужна биология.
Шерлок Холмс говорил, что Земля плоская, а знать что это не так ему не нужно так как в работе сыщика эти знания не понадобятся. Все так, согласен, студенты не могут знать весь океан информации.
Но все-таки хочется, чтобы граждане Азербайджане с университетским дипломом могли в беседе с иностранцем компетентно ответить на его вопросы об истории земли, на которой они живут.
Свежие комментарии