На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 005 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Военный политолог об ударах в Хмельницкой области: начинаем уничтожать F-16 Американский истребитель F-16 -  Российск...«Серпом» по дрона...
  • Tania Еременко
    Чем больше штаты стараются утверждать, что они не сторона конфликта, тем явственней прорисовывается картина, что имен...«Серпом» по дрона...
  • Юрий Ильинов
    Си Цзиньпин на встрече с Шольцем: Пекин выступает за мирную конференцию по Украине с участием РФ Пекин выступает за м...Какими Запад види...

Сколько же было «монголо-татар» в походе на Русь? Лошадиная логистика

Сколько же было «монголо-татар» в походе на Русь? Лошадиная логистика

Больше всего на свете не люблю заниматься бессмысленным. И думать о бесполезном. Но теперь такая ситуация, что нужно заняться сразу тем и этим. Статус «афффтара» в исторической нише Дзена просто обязывает выглядеть прилично. Поэтому, придется ввязаться в долгую и бестолковую дискуссию многих тысяч людей разной степени учёности и адекватности: «Сколько татарев с мунгалами устроили нам лютый погром государственности в XIII веке? И иго привезли с собой на пару с хвостиком веков».

Но раз сказал «привезли» — начну именно с этого. С лошадок. Которых люблю, уважаю, много чего о них знаю. Тем более, именно после теоретического подсчета конного поголовья армии Батыя, военные историки Академии Генерального Штаба русской императорской армии сказали уверенно и четко: «Летописи врут! Ни 600 тысяч, ни 500, ни даже 300 — привести монголы не могли!» Погнали! Версия, сколько монголо-татар могло быть перед походом.

Боевой Устав Чингисхана. Монгольский воин отправляется в поход. Обязан перемещаться (по Ясе Чингисхана) на трех лошадях. Уменьшать их число до двух, как пытаются сделать многие историки, — преступление противу исторической правды. Западный поход монголов в 1237-1242 гг. был священным, рулил там суровый дядька Субэдэй, первое после Чингисхана лицо государства по военной части. Его соратник и разработчик (мне так очень кажется) этой самой Ясы. Никто из чингизидов царских кровей оспорить его авторитет даже помыслить не мог, как и установления отца-деда своего. Поэтому уверен, выехали монголы в путешествие к «крайнему морю» — строго по Уставу. До последней иголки и наконечника стрелы — всё было на местах. И три лошадки. Начальство имело от 5 (десятник) до нескольких сотен, в зависимости от личных понтов и кошелька.

Все лошадки были «условно боевыми» (у 80% воинов), не нужно умничать и рассказывать про специальных вьючных. Для легкой стрелковой конницы не имеет значения, какая коняга под тобой. Лишь бы не ишак и здоровой была. Для их манеры боя родословной не нужно, лишь бы ловкой и выносливой оказалась. Поэтому смешанный конный состав иметь в армии Батыя — сам Тенгри велел. А вот для тяжелой копейной конницы элитных монгольских тысяч— то да. На боевой коняге не ездили в походе, она явно была другого размера и стати, нежели обычные лохматые монгольские мопеды 130 см в холке. Как считается, они на них и припёрлись. Ан нет…

«Неприхотливые монгольские пони»Пытаясь натянуть сову на глобус многие адепты многочисленных монгольских армий говорят: монгольская лохматая лошадка столь неприхотлива, что умеет добывать себе пропитание из-под снега. Везет груз, равный массе седока вместе с ним, пьёт чуть ли не армейскую кружку воды в день… Ну-ну. Верю. До сих пор в Бурятии и Монголии эти «монголки» чудесно себя чувствуют зимой, находясь практически на «самообеспечении» (дохнут тоже в немалом числе, если зима слишком суровая). Но. Вы в поход пошли? Или лошадок пасти? Световой день лошадки идут десятки кэмэ, то есть работают. Ночью, вот новость (!) поспать любят. Времени на выпас нет, это долгая история по времени, кто сталкивался — поймёт.

К тому же, речь идет о сотнях тысяч лошадей. Площадь такого пастбища представили? О, то-то же. Передовые сто тысяч коняг истребят траву на огромном пространстве, задние — просто передохнут от бескормицы на этом лунном пейзаже, сколькими колоннами не ходи. С собой можно увезти не больше трехсуточного запаса фуража. К тому же, они (падлы этакие) зерно не жрутЬ, их видите ли пучит и тянет подохнуть от хвори в животах. А в момент посещения страны Руси XIII века из-под снега ничего не выкопаешь, потому как шишки кругом. Местность исключительно лесная. Кору грызть? Не смешно… Ну и самое главное — на таких лошадках монголы к нам не приезжали.

Будучи не раз и не два в Средней Азии на степных пленэрах тамошних реконов (реконструкции исторического снаряжения и сражений, если девочки не понимают вдруг), спросил у «монгольской фракции»: «А чего вы не на лохматых монгольских мопедах гоняете, а сплошь на «текинцах» цены немалой?» Мне сообщили, что были попытки якутских лошадок завезти. Почти идентичных «монголкам». Только вот незадача — часто болеют и дохнут. Не климат им, что ли. Ни в Узбекистане, ни в Туркмении не вышло. Сами теряются в догадках. А специалисты по коневодству, кого знаю, — в голос доказывают, что «татаро-монгольское иго» ездило на «туркменах» уже после завоевания Хорезма чуть ли не поголовно (1221 год). Это совсем другая порода, куда повыше и выглядит иначе, питаться зимой без помощи человека не способна… Но и от «монголок» захватчики не отказывались, чему немало подтверждений от свидетелей.

Лошадка из Монголии во времена Чингисхана была ростом …12-14 ладоней, то есть 122-142 см. Монах-францисканец Джованни де Карпини был одним из первых гейропейцев, который описал этих лошадок: «... они (лошади) не очень велики по своему росту, но чрезвычайно сильны и питаются небольшим количеством корма». Первый раз он их увидел в Киеве:

Монах-францисканец Джованни Карпини и Великий Хан Гуюк (Иллюстрация из открытых источников)
Монах-францисканец Джованни Карпини и Великий Хан Гуюк 
«…прибыли в Киев, который служит столицею Руссии; Нам ответили, что если мы поведем в Татарию тех лошадей, которые у нас были, то они все могут умереть, так как лежали глубокие снега, и они не умели добывать копытами траву под снегом, подобно лошадям Татар, а найти им для еды что-нибудь другое нельзя, потому что у Татар нет ни соломы, ни сена, ни корму».

Еще со времен завоевания Китая монголы подметили, что главным недостатком их сверх-выносливых и неприхотливых лошадок является — малая боевая ценность вне своих разборок. Мультяшной рысью на скорости 25 км/час много не навоюешь, разве что неучёную пехоту гонять. Тяжелого копейщика в доспехах сажать можно, выдержит. Только вот кого этот «степной рыцарь» в сшибке опрокинет? Даже пехотинца в броне и со щитом не сможет. Выехало из Китая войско Чингисхана (и частично въехало, уверен) — на «маньчжурах». Это сейчас порода редкая, а в те времена — вполне многочисленная кавалерийская лошадь. Монгольского типа. Но с хорошим добавлением персидских и «небесных» кровей ахалтекинцев. Вполне приличного роста, 163 см в среднем. Довольно проста и непривередлива в эксплуатации. Итак, что фиксируем:

  • «Монгольские пони» массово не могли возить всадника русской зимой. Это вам подтвердит любой коневод из Монголии. У них очень чувствительные к переохлаждению коленные суставы. Т.е, «тропить» колоннам дороги они не могли. При малом росте «монголки» сугробы даже в 80 см — непреодолимое препятствие. Но в связке с другими лошадьми, более к зимней «работе» привычными, — вполне могли быть средством передвижения, пусть будет.
  • Воевать на «монголках» против рыцарской конницы Руси (другой просто не было) — полное безумие. Четвероногие «кипчаки» дружинников и догонят и уронят этих несчастных, даже не заметив. Монгол на лохматом «мопеде» будет ниже на метр обычного евразийского конника. Даже снизу не ткнуть копьём — тот шеей и головой коня закрыт полностью. Значит воевали-таки не на «монголках», это очевидно.
  • Ну и… Традиционный монгольский стиль боя — активный маневр с дистанционным обстрелом — невозможен в снегу на таких лошадках. О конных сшибках тоже забываем.

Фуражировка. Мудрый Наполеон точно подметил: лошади понятие «патриотизм» неведомо. Им жрать и пить положено регулярно. Это личный состав можно накрутить политруками — те неделю крошки в рот не возьмут, если партия приказала. Напомню, вторжения монголо-татар в пределы Руси оба раза развернулись зимой. Когда оставшаяся трава скрыта под снегом (а в лесах ее нет), зерно у населения предстоит еще отобрать. Не забываем про деревянную Русь (абсолютно всю) и страсть монголов к пиромании. Т.е., масса фуража гибнет в горящих городах и деревнях… Хотя, какие деревни, чего я привираю. Крупным сельским поселением считался … хутор из 5-6 дворов. Обычным — 3 двора.

Кушает лошадка в зимнем походе — 7 кг отборного сена в сутки. Боевая коняга под одоспешенного тяжелого копейщика-нукера — еще и овса сверху потребует. Хоть пару кг вынь да насыпь. А ведь у «монголов» был с собой еще и большой обоз. И корпус осадных китайских машин. Кто там его тянул — бог весть. Но явно не ишаки, а вполне ломовые коняги (пара на повозку) или волы с отменным аппетитом. Летописцы заметили немало верблюдов еще, тоже на диете не сидят ни разу.

На русском крестьянском дворе стояло 2-3 головы скота, для которого запасали на зиму сено. Себе — что бог в лесу пошлёт, открытой пашни было катастрофически мало. Абсолютно все зерно и сено отобрать можно было, конечно. Теоретически. Если выделить на это занятие половину армии. Воевать они не будут, только грабежом заниматься. Не поверю, ибо это полностью подрывает дисциплину, Субэдэй понимал такие вещи и не допустил бы ни в жизнь. Дополнительными вводными можно считать и 15-километровые переходы армии в сутки. Это легко высчитывается, если померить протяженность монгольских маршрутов по Руси рулеткой и поделить на число дней похода. Да, рывки совершались, и по 40 кэмэ в день. Не часто. И ограниченными силами.

Не буду забивать голову читателю сложными выкладками обрабатываемой пашни, плотностью населения, урожайностью и количеством дворов на Руси тех времён… Короче, исходя из логистики движения кавалерийского корпуса времен Наполеона:

Чтобы прокормить лошадей 120-титысячной армии вторжения (разделенных на три корпуса), монголы должны были двигаться со скоростью 40 километров в сутки. Рассылая по сторонам от основной колонны на суточный конный переход сильные отряды, чтобы отбирать у несчастных крестьян всё съестное подчистую. Половина армии должна заниматься более глубокими рейдами, создавая «некие базы снабжения». Не воюя! Только харч для лошадок и себя собирая. Средняя плотность населения на Руси — пол-человека на квадратный километр. Леса! Не знаю, ломились ли русские амбары от фуража и еды, но что-то сильно сомневаюсь. Прибавочного продукта средневековье производилось катастрофически мало. Постоянный голод и неурожаи часто выкашивали огромные территории даже в «цивилизованных гейропах». А в России это происходило постоянно — вплоть до начала ХХ века.

Сколько нужно фуража в килограммах, спросите? Извольте. 120 000 монгол. 360 000 лошадей. Пусть даже 300 000, исхожу из неизбежных санитарных потерь, оставлении в Степи арьергардов и «разведбатов», которые маячили на границах королевства Венгрии уже. Охраняли собственные пути снабжения, тоже сил немало надо. Пусть будет триста. Им требуется 2 100 тонн сена в сутки. Для представления «сколько это» — …это тридцать железнодорожных вагонов (по 70 т) жутко прессованного продукта.

Как раз 30 вагонов, что требовались для суточного питания монгольских лошадок (Иллюстрация из открытых источников)
Как раз 30 вагонов, что требовались для суточного питания монгольских лошадок 

Есть еще 120 тысяч здоровых мужиков, у которых на свежем морозном воздухе разыгрывается недурной аппетит. Кто в армейке не писарем в штабе был — подтвердят. Как оно жрётся, как не в себя, опосля марш-бросков. Или во время полевых маневров-учений вдали от казарм, с двухнедельным палаточным проживанием. А тут еще и зима. 2000 килокалорий минимум нужно. Почти один килограмм жратвы, то есть. Не турнепса с капустой. Мяса-жира-солонины и зерна (муки). Подцепляем еще два вагона — к нашим 30 с сеном.

Можно с собой везти? Да, можно. Сам возил, границы охраняя. Неказистая коняга Падла, чьим водителем я был, дополнительно брала переметные сумки 30 кг весом. Заводной Мишка, без моей туши, весело пёр почти девяносто. Летом. Зимой вьючили на четверть меньше, наши «сверхсрочные» берейторы-калмыки за этим следили строго. Во времена Батыя лошадки были явно слабее. Остановимся на том, что 300 000 коней армии вторжения могли на себе потянуть 9-10 тысяч тонн груза. И сожрали бы они это все… за четверо суток. При изрядной экономии — за неделю. Серьезно теряя в боеспособности.

Ой, чуть не забыл. Обоз, что мы все-таки взяли. Без осадных машин, в товарных количествах крепостей не взять, как это было продемонстрировано Батыем и сотоварищами. И раненых-больных нужно перевозить, с этим у монголов строго было. Как это выглядело? Телеги-кибитки. Каждая тянет полтонны груза. Волами или сильными лошадягами. И вот… после недели похода вы сожрали, что везете на своих конях. Заглянули в обоз, конечно. Чтобы прокормить всю армию хотя бы неделю (при жесточайшей экономии) — нужно почти 30 000 телег.

Вот так выглядит обоз из 4 саней. Не в движении (Иллюстрация из открытых источников)
Вот так выглядит обоз из 4 саней. Не в движении 

Обоз — это еще 60 000 лошадей повышенной прожорливости. Не дай бог волы… Ну пусть даже 30 000, вдруг не одвуконь запрягали и всё на смазанных полозьях каталось ооооочень сильными ломовиками (хотя где их было взять в Центральной Азии?). Ну пусть!

Что мы получили в результате наших долгих «лошадиных» арифметических упражнений?

Монголо-татары в 1237 году не могли ввалиться в леса Северо-Восточной Руси числом в 120 000 личного состава. И вести (в течении 5 месяцев!) боевые действия конным составом в 300 000 лошадей. Правильно? Конечно! Даже при насильственной фуражировке всё это прожорливое войско передохло бы от бескормицы в течении месяца. Ну а сколько человек могло бы вести боевые действия? 35 тысяч с большой натяжкой. И кучей допущений, если считать избыточный (а вдруг!) зимний запас крестьян и более-менее регулярный подвоз фуража из Степи.

Вот так! Верю ли я в это? Нет. Почему — поделюсь своими соображениями через пару статей, как окончательно «разгромлю адептов большого числа монголов» другими счислениями. И сам себя загоню в тупик.

=0=0=

120 тысяч монголо-татар атакуют Русь. Военная логистика против!

Как сказал мне один умный дядька (доктор исторических наук на минуточку!) на презентации своей книги о Батыевом нашествии: «Хочешь похоронить свою карьеру, как ученого — посчитай татаро-монголов во время их Великого Западного похода 1237-1242 гг.». Очень тонко подметил, явно что-то знает мужчина. Мы конечно академиев не оканчивали, но с бестолковкой и самообразованием историческим — дружим иногда. Поэтому продолжаем заниматься бесполезным и одолевать бессмысленное!

Численность армии вторжения Бату-Хана и Субэдэя в 1237 году можно определить на основе анализа продовольственных возможностей Северо-Восточной Руси. В прошлой статье вполне прилично доказали: сена и зерна заготавливали крестьяне немного, едва хватало на прокорм собственной скотине. Зимние русские леса практически лишены травяной растительности даже летом. Кушать кору в больших количествах и выкапывать шишки из-под глубокого наста монгольские кони отказывались, чему есть немало их собственных письменных заявлений. Рассчитывать Орда могла только на невеликие фуражные запасы русских. Которые, само собой, не желали их отдавать, подлецы. Путем сложения-умножения-деления туевой кучи цифр, мы установили, что:

В течении 5 месяцев кампании, в среднем со скоростью 15 км в сутки, по Руси могло двигаться войско, имевшее около 110 тысяч коней. Не без труда. В режиме жесткой экономии захваченного фуража. То есть, тысяч 35 личного боеготового состава.
Попробуем проверить это уравнение и результат с другой стороны. Есть такая наука — военная логистика. Куда сложнее ваших сопроматов и проч… Это стратегическое управление закупкой, снабжением, перевозками и хранением готового воинского обеспечения, снаряжения и инвентаря. И пристёгнутая к ней — наука вождения войск. Страшная проблема и лютый головняк полководцев во все века, от античности — до наших дней.

Опять предположим, что вломилось к нам зимой 1237 года 120 000 тысяч монголов с татаревами. На 300 тысячах лошадок. С обозом в 30 тысяч телег. Если проблему с питанием чудесным образом мы решили — чем будем поить такую ораву? Монгольский лохматый мопед на четырех ногах в «работе» выпивает минимум 20 литров ежедневно, специально интересовался. Те лошади, с которыми имел дело лично сам, на воинской службе — 70 литров. Три миллиона литров воды в день. Если урезать рационы — снег пожуют, нежели припрет. Где всё это прикажете брать? Конечно из речек, скажет любой диванный эксперт из Ново-Бубуево. Топором пробил полыньи и пусть хлебаютЬ сколько влезет, хоть зальются! Ну да. Организация летнего водопоя для конной дивизии РККА в тридцатые годы прошлого века (почти 15 000 лошадиных голов) — занимала два часа на большом привале. Таких привалов делалось за день — два. Если нашли удобный подход к реке (что тоже проблема). И перед отбоем обязательно напоил-накормил. Сколько ты тогда огромной армией коротким зимним днем проскачешь? С обязательными короткими остановками еще, в конце каждого второго часа — на подседловку, подтягивание неизбежного «хвоста» и моцион.

Понятно, деревенскими колодцами не напоишь эти сотни тысяч коней. Из замерзших ручьев и рек… гы. Поить будете ведёрками, редкая лошадка к полынье подойдет даже под дулом китайского камнемёта, говорю с глубоким знанием дела, проверено. Организация четкого движения, от речки к речке, конвейерным способом — да. Возможно. Кочевники все-таки, логистика в крови! Движение многими колоннами, опять же… гы. Где вы в лесах Руси столько дорог найдете? Их вообще не было — там направления лишь. Одна-две «приличные» дороги — в лучшем случае между стольными городами, периферию и рокадное сообщение вычеркиваем как несуществующие понятия. Для армии зимой эти тропы непригодны. Вот и получается, что вся армия Батыя вынуждена… тянуться длинной колбасой. Насколько длинной? Давайте считать, тут проще пареной репы все.

Итак, после сожжения Рязани, армия монголов разделилась на три равноценных (почти) корпуса. Уф, уже легче. Получается, пошли сорокатысячными группировками. Дадим каждой по 100 тысяч лошадей (по самому минимуму). И обоз, конечно, — 10 тысяч телег, харч и фураж везти нужно хоть на какое-то время. Монгольская кибитка с тягловой конягой занимает на дороге 6 метров. При движении колонной — считаем 8, кинув пару метров на зазор между телегами. В идеале. Кучи-заторы-свалки, остановки и вечные догонялки отстающими — выключим из анализа. Кочевники же, логистика в крови! И монгольские молодцеватые девушки-регулировщицы с флажками через каждые 5 верст. В качестве идеальных условий — даже поставим две телеги рядом друг с другом. Получается….40 километров на обоз. Не дай бог какое неудобье или узкая дорога — вся эта безумная колбаса растянется на 80 км. Чтобы сообщить экстренные новости из хвоста колонны — ее голове… нужно скакать сутки одвуконь вборзе.

Я гонец… И я помчался))) (Иллюстрация из открытых источников)
Я гонец… И я помчался))) 

Теперь личный состав. 40 тысяч всадников на 100 тысячах лошадей, по 4 в шеренгу (в идеале и на хорошей дороге). Уставное и здраво-мысленное расстояние (чтобы не передрались лошади, им личное пространство необходимо!) между шеренгами — полтора лошадиных корпуса по ходу движения. Как нас учили: чтобы через просвет ушей своего коня — видеть копыта впереди идущего. На одну шеренгу кидаем 6 метров. Умножаем. Получаем 150 километров. Хотя … выйдет больше, ходить лесами с заводными коняшками — тот еще головняк, хоть ты трижды кочевник.

Скинем из главной колонны боевое охранение. Несколько сотен … Гробиться по тропинкам и целине справа-слева да потрошить хутора. Авангард сильный — минимум девятую часть корпуса, как положено по Ясе Чингисхана. Арьергард. Чтобы всяких Евпатиев Коловратов гонять. Разошлем несколько тысяч в глубокие рейды к мелким городищам — на фуражировку. Укоротим тело колонны мы на треть. Но все равно — 40 кэмэ обоза + 100 кэмэ войска, не сильно легче. И как простите, этим балаганом управлять в зимних лесах прикажете? Почтовыми сороками и дятлами?

Ехать по замерзшим рекам, как это мудро обосновывают почти все историки. Легко! Ездили в Оренбуржье на охоту как-то. На лошадках да по раздольному Яику (р. Урал)! Получается крадущимся шагом только. Объезжая навалы, кучи снега и льда, торосы всякие. Петляя от берега к берегу, с частыми остановками, поскольку лошадки чуют (за десятки метров) всякие промоины и полыньи под настом. Стопорятся намертво — танком не сдвинешь. Быстрее стало получаться, как только на повод взяли. И отмахали оставшиеся 10 верст то пёхом, то легким скоком. Не советовал бы, даже прирожденным кочевникам ездить по замерзшим евразийским рекам. Убьётесь вусмерть. Хотя Бату-хану пришлось. Торговыми водными путями, как русичи это делали. Лесом невозможно физически. Ну и какой бардак начал твориться при таком движении 150-километровой колбасы (одного корпуса, а их три шло)? Трудно себе вообразить.

Ну доехали... Еще и воевать нужно? (Иллюстрация из открытых источников)
Ну доехали... Еще и воевать нужно? 

Теперь страшный сон любого военного логиста. Хоть ты Субэдэй, хоть Буденный в гражданскую. Санитарные потери конного состава. Чтобы стало понятно, какая это проблема, — взгляните на печальный опыт Наполеона. Въехал этот великий стратег и тактик 22 июня 1812 года в наши широкие просторы… на 110 тысячах строевых и 55 000 обозных конягах. Данные точные, вплоть до второй цифры после запятой всё посчитано. Выехал — …пешком ушел, короче. До Бородинского поля (первые числа сентября) доехало две трети конского поголовья. Остальные банально передохли. Не погибли в боях, там другие цифры (и не очень впечатляют). Просто передохли. Треть! Летом, амигос! На равнине, с большим числом деревень и городов по Смоленской дороге, с организованной по всем правилам фуражировкой, с вет-службой и современной на тот момент медициной. Обратно вернулось к Березине и Неману, как уже говорил, — ноль. Понятно, лошадки Батыя куда выносливее были европейских строевых XIX века. Но …Зимой же шли. Кстати, санитарных и небоевых потерь у Наполеона (среди людей) было к битве Бородинской… больше 50 процентов. Умерло, заболело, сбежало. Летом. При наличии медицины и «революционной дисциплины».

Бравый Боня (Наполеон) русской зимой. На лихом коне))) (Иллюстрация из открытых источников)
Бравый Боня (Наполеон) русской зимой. На лихом коне))) 

Итак, подводим итог и принимаем отчет начальника штаба (главного военного логиста) армии вторжения:

  • Продвижение даже со скоростью 15 километров в сутки, отдельными корпусами по 40 000 нукеров на 100 000 лошадях, с обозом — практически невозможно в условиях зимы Северо-Восточной Руси. Отсутствие дорог и «ледовое движение». Проблемы централизованного управления (140 км глубины движения одного корпуса) неизбежно парализует походную колонну, подвергнет риску уничтожения врагом отрядов фуражиров, авангардов и арьергардов. Проблема водопоев для такой массы конницы может быть решена лишь частично. Что опять серьезно снизит скорость передвижения.
  • Падеж конного поголовья в непривычных ему природных условиях. Зимне-экстремальных. Сносно это могут перенести только чистокровные «монголки», аргамаки горных пород и «маньчжуры», коих очевидное меньшинство. Весь остальной табун потребует усиленного питания, ночлега, сокращения переходов, снижения веса перевозимого груза. Санитарные потери необходимо восполнять постоянным ремонтом «кипчаками» из Степи, та еще логистическая задачка.
  • Лечение личного состава от болезней и выхаживание раненых — тоже проблема трудноразрешимая в условиях зимних боевых действий (не была достойно побеждена даже в ХХ веке — финская война и ВОВ наглядно иллюстрируют). Санитарные потери и неизбежное дезертирство уполовинит стотысячную средневековую армию за месяц. Если не больше.

Ну вот, вроде ничего не забыл. Каждый из аргументов трудно оспорить, правда ведь? Если вы не диванный эксперт, лошадей только на картинках видевший. А зимнюю лесостепь — из окошка теплого автомобиля. Не могло быть монголов числом 120 000 бойцов. И 100 000. И даже 50 тысяч, правда? Захлебнулись бы в логистических проблемах сразу после Рязани. Это в степи можно просуществовать такой ораве, с большим трудом да по теплым кочевьям разбредясь. Но не в густых лесных массивах (в сотни верст) с враждебно настроенным населением. И ...организованным сопротивлением лучших воинских формирований Евразии. Русских рыцарских дружин.

Картина дня

наверх