На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Лукашенко: С первого президента Украины до последнего — все делили, грабили и воровали Коррупция на Украине была всег...«Библия Святого Л...
  • Юрий Ильинов
    Российский военкор раскрыл, чем ответит Россия на новые американские поставки Несмотря на попытки коллективного Запа...Выяснилось, куда ...
  • Tania Еременко
    Главная защита - это нападение. Надо жахнуть по Пентагону и англо-каклам - фрицы сразу одумаются, а пиндосы и бриты и...Выяснилось, куда ...

Самый таинственный динозавр

Самый таинственный динозавр
Самый таинственный динозавр
В конце 1905 года газетчики взахлёб писали о костях доисторического монстра, которые палеонтологи раскопали на бесплодных землях Монтаны. «Нью-Йорк Таймс» представила «ящера-тирана» самым грозным боевым животным в истории. Минуло более ста лет, а Tyrannosaurus rex по-прежнему будоражит воображение публики и палеонтологов.

Споры не утихают

Более 12 метров от морды до хвоста, десятки заострённых зубов размером с рельсовый костыль: тираннозавр, живший 66 млн. лет назад, не просто один из доисторических хищников, а икона древнего ужаса. Он настолько харизматичен, что рутинная палеонтологическая дискуссия может оказаться раздутой до безобразных размеров. Так произошло в прошлом году: группа палеонтологов представила свои соображения по поводу того, что T. rex был не столько охотник, сколько падальщик. СМИ преподнесли это как сенсацию, что привело в ярость палеонтологов. На самом деле вопрос давно решён: собрано достаточно доказательств, которые говорят о том, что динозавр не только бегал за добычей, но и не брезговал падалью. Обсуждается лишь то, какую роль в его рационе играли живые и мёртвые животные. Что особенно досадно, эта не самая важная проблема скрыла от публики другие, более интересные аспекты.


Например, остаётся загадкой происхождение динозавров. Исследователи пока не могут определить, как из крошечных динозавров юрского периода (201–145 млн. лет назад) выросли цари мелового периода (145–66 млн. лет назад). Серьёзно дебатируется то, как T. rex выглядел в молодости: есть подозрение, что некоторые образцы, десятилетия назад описанные как отдельные виды, в действительности являются юными особями других видов. Даже внешний вид тираннозавра остаётся спорным: многие утверждают, что гигантское тело покрывали пух и перья, а не чешуя. Никуда не делся скандальный вопрос о том, почему у животного были такие массивные голова и ноги, но крошечные передние конечности.
К счастью, материала хватает. «Окаменелостей предостаточно, — рапортует Стивен Брузатте из Эдинбургского университета (Великобритания). — Редко когда от одного вида остаётся так много хороших образцов. В отношении T. rex мы можем задаваться вопросами, как он рос, чем питался, как двигался; многих других динозавров мы не можем об этом спросить».

Потомок пушистиков вырвался вперед

В первые десятилетия после того, как Генри Фэрфилд Осборн назвал и описал царского тираннозавра, палеонтологи видели в нём кульминацию роста сухопутных плотоядных. Поэтому T. rex считался потомком аллозавра — 9-метрового хищника, жившего на 80 с лишним млн. лет раньше. Их обоих вместе с другими плотоядными великанами объединяли в таксон Carnosauria, причём T. rex рассматривался как последний и самый крупный представитель свирепого семейства. Но в 1990-х стал применяться более строгий метод исследования — кладистический анализ, и эволюционные отношения между группами динозавров были пересмотрены. Оказалось, что предками T. rex’а были маленькие пушистые существа, жившие в тени аллозавра и других хищников юрского периода.


Согласно новым взглядам, T. rex и его ближайшие родственники (Tyrannosauridae) представляют собой верхнюю ветку на большом эволюционном кусте под названием Tyrannosauroidea, возникшем примерно 165 млн. лет назад. Среди самых ранних членов этой группы — Stokesosaurus clevelandi, двуногий хищник длиной 2–3 м, живший около 150 млн. лет назад. Мало что известно об этом существе, но другие ранние тираннозавроиды свидетельствуют: стокезозавр, скорее всего, обладал длинным низким черепом и тонкими передними конечностями. В иерархии размеров юрского периода ранние тираннозавроиды находились в самом низу. «По нынешним меркам они были на уровне болонок», — острит г-н Брузатте.
Как так вышло, что со временем тираннозавры оказались на вершине пищевой цепи Северной Америки и Азии? Пока история об этом умалчивает. Найдено очень небольшое количество пород возрастом 90–145 млн. лет (именно в этот период тираннозавры подмяли под себя конкурентов), поэтому биоразнообразие тех времён реконструировано весьма фрагментарно. Ничего нельзя утверждать и об изменениях уровня моря и климата в целом, которые могли привести к доминированию именно этой группы.
В последнее время основное внимание палеонтологов, изучающих этот временной интервал, приковано к Китаю. В 2009 году Питер Маковицки из Филдовского музея Чикаго (США) и его коллеги описали тираннозавра с длинной мордой под названием Xiongguanlong baimoensis, которого нашли на западе КНР в породах, сформировавшихся 100–125 млн. лет назад. В длину животное достигало почти четырёх метров — солидный шаг вперёд по сравнению с тираннозаврами юрского периода. А в 2012 году Сюй Син из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии (КНР) и его коллеги описали 9-метрового тираннозавра по имени Yutyrannus huali, который относится к той же эпохе.
Возможно, то был решающий временной интервал, когда тираннозавры и аллозавры вели смертельную борьбу за одни и те же экологические ниши. В породах с севера Китая г-н Брузатте и его коллеги нашли аллозавра Shaochilong maortuensis длиной 5–6 м, который жил около 90 млн. лет назад, то есть размеры конкурентов примерно совпадали. Но когда именно и почему победили тираннозавры, остаётся неизвестным.

Молодой T. rex или его двойник?

Аналогичная ситуация с тем, как T. rex выглядел в молодости. В центре дискуссии — Nanotyrannus lancensis, найденный в тех же североамериканских отложениях, что и T. rex, и, возможно, выраставший в длину за 6 м. Поначалу его посчитали отдельным видом, но некоторые исследователи видят в нём несовершеннолетнего T. rex’а.
По словам Томаса Хольца-младшего из Мэрилендского университета в Колледж-Парке (США), различия между N. lancensis и T. rex напоминают различия между юными и зрелыми особями других видов тираннозавров. Надо заметить, что все образцы нанотирануса кажутся ему «несовершеннолетними».
Лоуренс Уитмер из Университета Огайо (США) так не думает. В 2010 году он и его коллега Райан Риджли по итогам изучения методом компьютерной томографии черепа из Кливлендского музея естественной истории (голотипа Н. lancensis) обнаружили необычные углубления в черепной коробке и придаточных пазухах носа в задней части черепа, где при жизни динозавра располагались воздушные мешки. Этими образованиями данный экземпляр сильно отличается от T. rex’а, что позволяет отнести образец к другому виду.


В дополнение к сказанному Питер Ларсон, президент Института геологических исследований Блэк-Хиллса (США), утверждает, что зубы нанотирануса обладают слишком мелкими зазубринами и чересчур плотно упакованы. Он также указывает на различия в анатомии суставной впадины лопатки и отверстий в черепе.
Однако критики заметили, что некоторые из этих сведений были почерпнуты из анализа окаменелостей, которые до сих пор не описаны в научной литературе. «В сложившейся ситуации остаётся только одно — усталым голосом вновь посоветовать искать другие образцы», — говорит г-н Уитмер. Чтобы нанотиранус был окончательно признан отдельным видом, нужно найти либо молодого T. rex’а, больше похожего на взрослую особь, чем нанотиранус, либо останки животного, которое, без сомнения, было взрослым нанотиранусом и явно отличалось от T. rex’а. Но г-н Уитмер пессимистически оценивает шансы на прекращение дискуссии: «Не знаю, сколько нужно данных, чтобы всех убедить». T. rex слишком харизматичен, и взгляды на него уже сложились, поэтому палеонтологи не откажутся просто так от привычного мнения.

Без чешуи, но в перьях

Ещё один пример тому — споры относительно внешнего вида нашего героя. Из поколения в поколение его изображали покрытым чешуёй наподобие современных рептилий, хотя они весьма далёкие родственники. Но в последние два десятилетия в Китае были обнаружены образцы представителей многих групп динозавров с перьями и пушком. Некоторые из них относятся к видам, тесно связанным с T. rex’ом.
В 2004 году г-н Сюй описал небольшого раннего тираннозавра Dilong paradoxus с отпечатками волокон вокруг хвоста, челюсти и других частей тела. Неужели пуховая шубка? Гигантский Y. huali тоже был пернатым. Перья тираннозавров были не такими, как у современных птиц, а их примитивными предшественниками. По мнению г-на Сюя, они служили прежде всего украшением, а позднее стали использоваться для термоизоляции. Не исключено, что T. rex тоже гордо носил какие-то протоперья.


Нет, никто не хочет сказать, что T. rex был похож на курицу. Речь идёт о тоненьких волокнах, своего рода волосках — например, на морде.
Поскольку не найдено ни одного отпечатка кожи T. rex’а, всё это лишь предположения, чем и пользуются скептики. Томас Карр из Картидж-колледжа (США) ссылается на ещё не описанные в научной литературе отпечатки кожи видов, близких к T. rex’у, на которых якобы отчётливо просматривается чешуя. Ну что ж, вполне возможно, что ранние тираннозавроиды обладали перьями, но подгруппа тираннозавридов, в состав которой входит T. rex, в процессе эволюции отказалась от них в пользу чешуи.
Вопрос о перьях очень важен не только для художников, которые уже не знают, как им изображать древнее чудо-юдо. Если были перья, то можно предполагать какие-то брачные игры и рассуждать о том, как тираннозавр регулировал температуру тела.

Зачем ему короткие руки?

Ещё одна тайна — маленькие ручки гиганта. Они настолько коротки, что ими не достанешь даже до рта. У палеонтологов всё в порядке с фантазией, и за сто лет были высказаны самые экзотические гипотезы: мол, так было удобно сжимать в объятиях партнёршу во время спаривания или карабкаться по отвесным склонам. Постепенно утвердилось мнение, что передние конечности представляют собой рудимент. Бесчисленные карикатуристы по сей день изображают тираннозавров, которых на этой почве преследует один конфуз за другим.


Но Сара Бёрч из Университета Огайо (США) считает, что такие шутки несправедливы. Она изучила мускулатуру крокодилов и единственных из ныне живущих потомков динозавров — птиц. Если руки T. rex’а действительно были бесполезными рудиментами, они не обладали сколько-нибудь значительными мышцами, однако окаменелости сохранили признаки того, что к костям крепилась весьма существенная мускулатура.
Итак, T. rex пользовался своими ручками. Но для чего? Хватал и удерживал некие объекты (например, добычу), как это делали все остальные тероподы?
У г-на Хольца другая идея. Оценки мышечной силы говорят о том, что эти короткие руки были всё-таки сравнительно слабыми орудиями. А поскольку найдены экземпляры с зажившими переломами передних конечностей, учёный делает вывод о том, что они не играли жизненно важной роли. Остаётся одно: короткие руки могли пригодиться во время брачных игр. Кто знает, а вдруг они были окутаны разноцветными перьями?
Д.Целиков
-

Реальные истории, на которых основаны популярные ужастики

 

Многие писатели основывают свои произведения на событиях, произошедших в реальной жизни, и создатели романов в жанре ужасов — не исключение. Страшные книги и фильмы пугают еще больше, если читатели и зрители знают, что они хотя бы частично основаны на том, что действительно происходило в жизни людей. Вот несколько реальных историй, которые вдохновили писателей и режиссеров на создание самых культовых и популярных ужастиков.

Настоящий экзорцизм

Роман «Изгоняющий дьявола», написанный Уильямом Питером Блэтти в 1971, а также одноименный фильм, снятый через два года после выхода книги, основаны на загадочном и жутком, но реальном событии, произошедшем с 14-летним мальчиком из Мэриленда (США) в 1949 году. Предположительно, подросток был одержим демонами: он имел аномальную силу, громко ругался, двигал предметы одним взмахом руки, говорил на неизвестных ему ранее языках и т. д. После долгого и сложного обряда экзорцизма, проведенного священником, мальчик пришел в себя и со временем оправился от случившегося. Из уважения к частной жизни ребенка Уильям Блэтти в своем романе сменил главного героя на 12-летнюю девочку. Писатель хотел получить интервью от священника, проводившего изгнание нечистой силы, но он сообщил только о том, что дело, в которое его вовлекли, было настоящим.

Реальные истории, на которых основаны популярные ужастики

Румынский фольклор

Считается, что прообразом Дракулы — главного героя романа Брэма Стокера и множества фильмов о вампирах является румынский правитель Влад Цепеш. Однако это правда лишь отчасти. Во многом вдохновением для истории о бессмертном трансильванском «кровососе» послужил румынский фольклор: рассказы и легенды жителей Румынии о существах, питающихся человеческой кровью. Конечно, нельзя с уверенностью утверждать, что такие создания действительно существовали или существуют до сих пор, но многие люди в прошлом искренне в это верили и считали, что вампиры реальны.

Отель «Стэнли»

Одно из самых популярных произведений Стивена Кинга «Сияние» и одноименный фильм Стэнли Кубрика тоже не обошлись без доли реальности в своей основе. В 1974 году писатель вместе со своей женой посетил отель «Стэнли» в Колорадо (США), незадолго до того, как он должен был закрыться на зиму. В «Стэнли» царила немного гнетущая и мрачная атмосфера одиночества и заброшенности, которые невероятно впечатлили Кинга. Ночью в отеле Мастеру ужасов (так часто называют Стивена Кинга) приснился кошмар, в котором его сын бежал по коридору, крича от страха, пока его преследовал внезапно оживший пожарный шланг. Благодаря этому сну и жутковатому отелю «Стэнли» был создан «Оверлук», в котором главный герой «Сияния» медленно сходил с ума.

Эд Гейн

Роберт Блох — автор романа «Психо», экранизированного Альфредом Хичкоком, создал своего героя Нормана Бейтса по образу реального серийного убийцы Эда Гейна. Как позже признался писатель, это было не намеренно. Блох мало знал о личности маньяка, но его поразил тот факт, что он долгие годы убивал людей прямо под носом у своих соседей, которые даже не подозревали, что рядом с ними творится нечто ужасное. Только после написания романа и раскрытия некоторых подробностей жизни Эда Гейна, писатель обнаружил, насколько созданный им персонаж близок к реальному серийному убийце.

Дом с привидениями

Несколько лет назад телесериал Netflix «Призраки дома на холме» произвел настоящий фурор среди любителей леденящих душу историй о домах с привидениями. Частично сериал основан на произведении Ширли Джексон (события в сериале и книге похожи очень отдаленно), которая, в свою очередь, вдохновилась реальными событиями из жизни исследователей-экстрасенсов XIX века. Они, как и герои романа, прибыли в арендованный дом с привидениями, чтобы изучить его, и в итоге столкнулись с множеством странных явлений, которым так и не нашли рационального объяснения. Позже писательница выяснила еще один любопытный факт об этом доме: оказалось, что его построил ее прадед.

-

Миллионер явился на свадьбу с шестью беременными «невестами»

30-летний нигерийский миллионер Майк Эз-Нвали Нвогу, которого близкие называют «красавчик Майк» известен друзьям своими эксцентричными поступками. Но его последняя «выходка» сумела удивить даже самых видавших виды.

Майк получил приглашение на свадьбу одного из своих друзей, известного актера-комика. Предполагалось, что миллионер явится на торжество вместе со спутницей. Каково же было удивление гостей, когда мужчина появился в дверях сразу с шестью красивыми девушками! Более того – все шесть спутниц миллионера были уже на солидном сроке беременности.

Сам «красавчик Майк» относился к девушкам очень заботливо и старался уделить внимание каждой из них. Мужчина заявил, что все спутницы ожидают малышей от него и вскоре он станет многодетным папой. Стоит ли говорить, что Майк и его «невесты» стали настоящими звездами торжества, даже на время перетянув на себя внимание родных и близких настоящих молодоженов?

Позже история разлетелась по сети и стала предметом множества забавных шуток и мемов. Один из пользователей остроумно заметил, что Майк, видимо очень продуктивно провел неделю, а воскресенье решил отдохнуть от «тяжких трудов».

Японский космический Диснейленд

Японский космодром является самым амбициозным проектом, но пока мало что известно о том, как эта идея будет реализована. Несмотря на то, что средства массовой информации привлекли больше внимания, чем любая другая инициатива, проект не продвинулся дальше первоначального предложения. Но, тем не менее, это интересное предложение.

Огромный комплекс, построенный в центре Токийского залива. Его центральная часть, космодром, будет окружена взлетно-посадочными полосами и соединена с городским мостом. В огромном футуристическом здании разместится все, от учебных центров и исследовательских центров до торговых центров и залов ожидания.

Когда проект был впервые объявлен, он захватил воображение международного сообщества своим футуристическим дизайном и невероятными амбициями. Однако многие упустили важный элемент информации.

Если мы посмотрим на цель, изложенную на веб-сайте проекта, то главная идея предприятия — привлечь внимание. Более того, недавние интервью с разработчиками проекта, похоже, подтверждают это мнение. Их видение состояло в том, чтобы создать имидж Японии как дальновидной страны, которая вкладывает большие средства в космическую отрасль как на национальном, так и на мировом уровне. И это сработало.

Теперь на космодром Японии можно смотреть почти как на метафору превращения всей страны в космодром. Создатели проекта не только стремятся объединить космические предприятия страны в единый центр, но и хотят побудить другие компании (или потенциальных конкурентов) последовать их примеру. Это не просто бизнес, это национальная стратегия.

Однако это не означает, что буквальное толкование проекта японского космодрома неверно. Более ранние заявления предполагают, что при достаточных инвестициях и дальнейшем развитии проект вполне может быть реализован. Если он будет построен, японский космодром сможет занять лидирующие позиции на туристическом рынке, предоставив таким компаниям, как Virgin Galactic и PD AeroSpace, возможность перевозить ищущих острых ощущений клиентов на суборбитальных рейсах.

Будучи комплексом с длинными взлетно-посадочными полосами и просторными ангарами, космодром Японии, конечно, мог бы функционировать как испытательный центр и база для орбитальных запусков в воздух, а также как обычный аэропорт. В настоящее время в Японии реализуются примерно полдюжины более реалистичных проектов космодромов. Это говорит о том, что завершение строительства японского космодрома маловероятно.

Тем не менее, все еще возможно, что рано или поздно проект, аналогичный космопорту Японии, будет построен в Токийском заливе или даже в другом месте, особенно если космический туризм продолжит развиваться нынешними темпами.

-

"Тибетская книга мертвых". Что это за трактат, кто его написал и для чего?
«Тибетская книга мертвых», или по-тибетски «Бардо Тхедол» (Освобождение через слушание на уровне после смерти) - священный трактат, в основе которого лежат многовековые оккультные знания Востока и суть некоторых главных буддистских доктрин. Согласно буддизму, «Тибетская книга мертвых» — это книга наставлений для умирающих и умерших людей; ее главная задача - успокоить душу и помочь ей пройти промежуточное состояние Бардо, «того состояния бытия, которое продолжается 49 дней после смерти до следующей реинкарнации либо до освобождения».
Религиозные деятели Востока верили, что в момент смерти человек достигает просветления, затем он погружается в промежуточное состояние Бардо, в мир иллюзий. В этом иллюзорном мире человек встречается со своими страхами и поступками, которые он совершал при жизни. Страхи и поступки принимают форму различных существ, как злых, так добрых; с чем именно столкнется душа, зависит от того, как жил человек.

Добрые и злые существа Бардо (измельч...
Добрые и злые существа Бардо (измельченный минеральный пигмент на хлопке), Тибет, XVIII век. Художественный музей Рубина, Нью-Йорк

Тибетцы считали, что встреча с иллюзиями в промежуточном состоянии «пугает душу», поэтому, чтобы ее успокоить и помочь пройти весь путь до рождения или освобождения, над телом умирающего лама читает вслух «Бардо Тхедол».
Тексты священного буддийского трактата, предположительно, написаны в VIII веке, но были скрыты от «непосвященных глаз» на холмах Гампо в Центральном Тибете. Впервые их находят только в XIV веке. В 20-х годах XX века американский антрополог и спиритуалист Уолтер Иванс-Вентц (1878-1965 гг) переводит «Тибетскую книгу мертвых» на английский язык и знакомит с ней западный мир.

Лама Кази Дава-Самдуп (слева) и антро...
Лама Кази Дава-Самдуп (слева) и антрополог Уолтер Иванс-Вентц (справа)

Работу Иванса-Вентца поддерживают некоторые известные ученые, в том числе и швейцарским психиатр Карл Юнг (1875-1961), который пишет к переводу Вентца свой психологический комментарий, чтобы «…сделать несколько более понятным для западного ума величественный мир идей и проблем, содержащихся в этом трактате». Дальше ученый сообщает, что обязан трактату многими своими прозрениями и идеями.
Как только книга появляется в англоязычных странах, она практически сразу вызывает ажиотаж у общественности; ее переводят на другие языки, в том числе и на русский.

История создания текста

Легенды гласят, что текст «Бардо Тхедол» написал индийский йог Падмасамбхава в VIII веке, после того как его пригласил в гости царь Тибетского государства Трисонг Децен (годы правления: 755 — 797 гг). Правитель симпатизировал буддизму, но встречал ряд препятствий со стороны чиновников, мешающих распространить это религиозное учение в его владениях.

«Трисонг Децен рассчитывал на Падмасамбхаву. Согласно легендам, буддийский учитель должен был помочь царю избавить страну от “темных духов”, которые мешали принять буддийскую доктрину. Йог покорил этих духов, из эгоистичных, пугающих существ сделал стражей космического закона Дхармы, освободил землю от тьмы невежества и помог распространить буддийское учение, — пишет в одной из своих книг американский тибетолог Брайан Дж. Куэвас. — Падмасамбхава сыграл ключевую роль в развитии тибетской формы буддизма».

Каким именно образом гость из Индии помог правителю «Страны снегов» распространить буддизм и внедрить его в духовную жизни Тибета, доподлинно неизвестно.
Одним из первых людей в Тибете, кто принял новое учение, была Еше Цогьял — в одних источниках жена Падмасамбхава, в других супруга Трисонга Децен. Некоторые историки предполагают, что эта женщина была первой в Тибете служительницей культа богини Тары, главного божества в эзотерическом буддизме Падмасамбхавы, которая вдохновляла женщин на поиски просветления и поощряла равенство полов. Еше Цогьял училась у индийского йога и, «достигнув просветления, помогла ему написать священные тексты Бардо Тхедол; затем вместе с учителем спрятала их в разных местах, чтобы трактат отыскали именно тогда, когда он понадобится миру больше всего».

Статуя Падмасамбхавы, возведенная, пр...
Статуя Падмасамбхавы, возведенная, предположительно, в VIII веке. Город Намчи, Южный Сикким, Индия

Практически шесть веков священные тексты были скрыты от глаз людей, пока в XIV веке их не нашел Карма Лингпой — искатель книжных сокровищ (“тертон” в тибетском буддизме), которого считали реинкарнацией одного из учеников Падмасамбхавы. Лингпой отыскал не только сам священный трактат, но и кое-что еще не менее интересное. Например, цикл учений, вошедший в историю под названием «Карлинг шитро», или «Самоосвобождающаяся мудрость мирных и гневных божеств», а также несколько текстов, предназначенных для «чтения в момент погребения».

«Начиная с пятнадцатого века “Бардо Тхедол” и другие священные тексты, найденные Лингпой, читают в монастырях ученикам. Религиозные знания передают в устной форме. Причем, происходит так, вплоть до восемнадцатого века, то есть до тех пор, пока эти трактаты не начинают печатать. В это же время они становятся популярными и оказываются в руках многих тибетцев», — пишет Брайан Дж. Куэвас

В 1919 году британский офицер У. Л. Кэмпбелл во время путешествия по Тибету приобрел несколько рукописей священных текстов «Бардо Тхедол». После возвращения в индийский Сикким, британское колониальное владение, Кэмпбелл показал рукописи американскому антропологу Уолтеру Ивансу-Вентцу, который работал в этом регионе и изучал духовные аспекты представителей местной культуры. Ученый заинтересовался находкой и попросил местного школьного учителя ламу Кази Даву-Самдупа, владевшего тибетским языком, помочь с переводом на английский. Сам антрополог тибетский знал очень плохо и не мог читать книги, написанные на этом языке.
Дава-Сампдуп имел репутацию добротного переводчика, поскольку не раз работал с известной писательницей и путешественницей Александрой Давид-Неел (1868 — 1969), переводил для нее тексты с тибетского на английский. Лама согласился помочь Ивансу-Вентцу, и они приступили к совместному труду. Однако в 1922 году Дава-Сампдуп умирает и успевает перевести только один из небольших фрагментов «Бардо Тхедол», предназначенный для чтения в момент погребения.
Иванс-Вентц заканчивает работу самостоятельно. Не известно, помогал ли ему кто-то после смерти ламы. Некоторые специалисты предполагают, что отдельные фрагменты текста, которыми занимался Иванс-Вентц, могли быть плохим переводом, то есть собственной интерпретацией антрополога; из-за чего сам смысл оригинала мог быть искажен. В 1927 году американский ученый заканчивает свой труд и издает книгу под названием «Тибетская книга мертвых». Название для книги антрополог выбрал не просто так. Он хотел, чтобы оно, во-первых, перекликалось с названием другой популярной книги — «Египетской книги мертвых», изданной на английском языке в 1867 году, во-вторых, вызывало определенные «мистические» ассоциации у людей. Скорее всего, это был просто коммерческий ход.

«Бардо Тхедол»

Исследователи пишут, что в основе «Бардо Тхедол» лежит буддийское понимание взаимосвязанности вещей и жизни, понимание постоянного цикла изменений.

«Все вещи непостоянны, они приходят и уходят, такова их природа. Однако человек не может понять и принять это, он пытается удерживать постоянное в мире непостоянства, поэтому и возникают страдания», — кратко объясняет тибетолог Фунг Кей Ченг концепцию буддизма.

В Тибете верят, что жизненные поступки и мысли человека, его реакция на различные события, определяют то, с чем он встретится после смерти.

«Согласно тибетским верованиям, если кто-то посвящает свою жизнь возвышенным мыслям и поступкам, то после смерти в промежуточном состоянии человеку встретятся только мирные существа. Но люди несовершенны, и даже самый набожный человек иногда испытывает тревогу, разочарование, негативные эмоции, у него будут появляться плохие мысли, возникать не самые приятные чувства. Такие переживания отдаляют от света, а значит, вероятность, что в промежуточном состоянии душа встретится со злыми духами, очень велика, — говорит Фунг Кей Ченг. — Религиозное учение гласит, что в потустороннем мире как положительная, так и отрицательная энергии человека принимают форму сущностей, пытающихся либо сбить душу с пути, ведущему к перерождению или освобождению, либо, наоборот, сделать этот путь легким. Тибетскую книгу мертвых лама читает лишь для того, чтобы душа понимала, что ее ждет дальше, и не запуталась в паутине иллюзий».

Текст «Бардо Тхедол» делится на три части. Первые две: «Чикхай Бардо» и «Чёньид Бардо» в русскоязычном издании издательства «Эксмо» объединены в одну книгу. В ней описываются психические явления, происходящие в момент смерти, и рассказывается об иллюзорном состоянии, которое наступает сразу после смерти, а также о так называемых «кармических иллюзиях». Третья часть, «Сидпа Бардо», посвящена «подготовке встречи души с истиной в промежуточном состоянии» и связана с «инстинктом рождения, событиями, предваряющими новое рождение».

Божества Падмакула Мандалы, VIII-IX в...
Божества Падмакула Мандалы, VIII-IX век. Национальный музей восточных искусств — музей Гиме, Париж

В «Тибетской книге мертвых» описываются шесть состояний Бардо, через которые проходит душа, прежде чем переродиться или обрести освобождение:

- В первом Бардо в процессе умирания человек переходит к «ясному свету, увиденному в момент смерти. Когда человек осознает, что произошла смерть, он начинает испытывать второе Бардо»;
- Во втором Бардо человек знакомится с обзором всех шести бардо и формами будд, которые могут проявиться, а также некоторыми сущностями;
- В третьем Бардо человек сталкивается со своими страхами, грехами, добрыми делами, которые принимают различные образы и представляют собой иллюзию, галлюцинацию. Если душа поймет, что перед ней иллюзии, то «пройдет путь к перерождению или освобождению»;
- В четвертом Бардо человек освобождается от иллюзий прошлой земной жизни и пробуждается, обретает «чистое сознание»;
- В пятом Бардо человек приближается к медитативному состоянию, предшествующему перерождению или освобождению;
- В шестом Бардо, перед тем как войти в состояние сна, предшествующее перерождению, человек обращается ко всем буддам и бодхисаттвам нынешним и грядущим, и просит у них защиты на пути к новой форме. Если человек вырывается из Колеса бытия (бхавачакры), и больше не будет воплощаться в других формах, он просто благодарит высших существ и идет к окончательному освобождению.

Считается, что весь путь от смерти до нового рождения занимает 49 дней. Этот путь состоит из семи фаз, каждая из которых длится неделю — первая неделя уходит на подготовку тела и погребальные ритуалы, последующие — на прохождение шести Бардо.

«Изначально предполагалось, что родственники умершего должны читать тексты сорок девять дней. Но потом стало понятно, что это очень затратное занятие и позволить такую роскошь сможет не любая семья, — говорит тибетолог Брайан Дж. Куэвас. — Во-первых, нужны деньги, чтобы кормить и поить ламу на протяжении семи недель, ведь столько времени он должен читать текст. Во-вторых, требуется много разных ритуальных принадлежностей, например, благовоний. Их ведь нужно жечь не один день, а это не дешево».

Ученый объясняет, что со временем в Тибете прощания с родственником стали проходить гораздо быстрее, теперь священные тексты ламы читали не 49 дней, как планировалось изначально, а неделю, иногда несколько дней — все зависело от благосостояния семьи.

«Среди тибетцев ходило поверье, что если нарушить предписанные сроки прощания с умершим, его призрак может вернуться в семью и посеять среди ее членов болезни или смерть. Это такое возмездие живым со стороны умершего, за то, что они провели неправильный погребальный обряд. Однако постепенно тибетцы отходят от срока в сорок девять дней и начинают проводить ритуалы гораздо быстрее: три недели или пару дней, не важно, главное, чтобы сам процесс ритуала состоялся. Когда лама заканчивал читать трактат, считалось, что семья должным образом выполнила свой долг по отношению к умершему родственнику, и она могла продолжать жить дальше», — говорит Брайан Дж. Куэвас

Современное толкование «Бардо Тхедол»

Тибетологи отмечают, что единственной целью оригинального текста «Бардо Тхедол» было успокоение души умирающего человека, которое проходило через ритуал чтения вслух. Однако после того, как эти тексты перевел лама Кази Дава-Самдуп и опубликовал Иванс-Вентц, их стали воспринимать по-другому: как «духовное руководство для живых и указание к практике».

Белая Тара и Зеленая Тара. Техника жи...
Белая Тара и Зеленая Тара. Техника живописи темперой. Создано между 1450 и 1500 годами в царстве Гуге на территории Западного Тибета. Хранится в Метрополитен-музее, Нью-Йорк

Иванс-Вентц восхищался творчеством Елены Блаватской (1831 — 1891 гг) — писательницы и оккультистки XIX века; в частности, ее учением — теософией. Блаватская считала, что Божественный Абсолют пребывает в каждой бессмертной душе, которая проходит через огромное количество жизней на пути к своему освобождению. Концепция довольно близкая к буддизму и особенно к Тибетскому эзотерическому буддизму.
Исследователи объясняют, что американский антрополог толковал «Бардо Тхедол» через призму своих теософских убеждений. Предназначение священных тибетских текстов он рассматривал с точки зрения двух религиозных учений: экзотеризма и эзотеризма. В первом случае в тибетском трактате Иванс-Вентц видел «руководство для погребальных обрядов», во втором — «наставление живым, помощь человеку жить лучше на этой планете».
В своем психологическом комментарии к «Тибетской книге мертвых» психиатр Карл Юнг пишет:

«То, что «Бардо Тхедол» разъясняет умершему человеку первичность души, в высшей степени разумно, ибо это единственное, чего мы не можем узнать на основании жизненного опыта. Мы настолько окружены и завалены вещами, которые воспринимаем как “данное”, что даже не имеем возможности задаться вопросом о том, кем же, собственно, они “даны”. Именно от этого мира “данных” вещей и избавляется умерший человек; и цель наставлений — помочь ему обрести это избавление, освободиться. Поставив себя на его место, мы, живые, извлечем из этих наставлений не меньшую пользу, ибо с самых первых абзацев узнаем, что “дающий” все “данные вещи” обитает внутри нас самих».

Иванс-Вентц соглашался с Юнгом и считал «Бардо Тхедол» столь же ценной для живых, как и для мертвых.

«Работу Иванса-Вентца сперва он сам, а чуть позже и другие исследователи оценивали и изучали с помощью научного, психологического и гуманистического подходов. При помощи первого в “Тибетской книге мертвых” ищут рациональную и поддающуюся эмпирической проверке основу; второго — рассматривают символическую и архетипическую реальность; третьего — исследуют перспективы способности человека к самопреобразованию», — объясняет Брайан Дж. Куэвас

Сегодня в «Тибетской книге мертвых» европейские читатели зачастую не видят того предназначения, какое тибетские мудрецы заложили в оригинальные тексты. То есть из трактата, который предназначался для утешения души умирающего человека и сопровождения ее к перерождению или освобождению, одни пытаются сделать «сборник правил жизни», другие — «убедительное доказательство реинкарнации», а третьи вообще «научный труд». Если ознакомиться с предисловием Иванса-Вентца, то можно заметить, что переводчик сам всячески пытается выдать «Бардо Тхедол» за научные изыскания:

«… похоже, что «Бардо Тхедол» основан на поддающихся проверке данных физиологического или психологического опыта. Проблема состояния смерти рассматривается в этом труде как чисто психофизическая, и, следовательно, в основе своей этот трактат научный».

На самом деле умозаключения Ивэнса-Вентца не являются истинными и обоснованными, рукописи тибетских мудрецов, попавшие к антропологу, даже с натяжкой нельзя считать научным трудом.

Post Scriptum

Подытожим. «Бардо Тхедол» — книга, написанная индийским йогом предположительно в VIII веке и «Тибетская книга мертвых» — перевод оригинала, изданный американским антропологом Ивансом-Вентцем, немного разные вещи.
«Бардо Тхедол», как утверждают тибетологи, прежде всего использовалась для успокоения души умершего и была написана именно с этой целью. «Тибетская книга мертвых» — это попытка изложить оккультные знания Востока через призму субъективного восприятия этих сакральных знаний и приписать им больший смысл, чем было заложено изначально.
Читатели, познакомившиеся с версией Ивэнса-Вентца, делятся на два лагеря. Одни считают эту книгу «кладезем Мудрости», другие — чепухой, сводящей других с ума. Сегодня «Тибетская книга мертвых» живет собственной жизнью, она стала для многих чем-то вроде «прижизненного путеводителя».
Иногда «Тибетскую книгу мертвых» используют в своей работе сотрудники хосписов, чтобы уменьшить страхи людей, обреченных на скорую смерть, и подготовить их к неизбежной реальности.
-

За поиск предсказаний в Симпсонах будут платить

 

В последнее время многие замечают, что этот американский мультсериал имеет загадочное свойство предвидеть будущее. Данное обстоятельство вдруг заинтересовало руководство британского игорного сайта Platin Casino, которое решило заняться поиском пророческих сцен в мультсериале. Об этом сообщает Daily Star. Сообщается, что руководство вышеуказанного казино объявило о поиске добровольца, который будет все 280 часов смотреть «Симпсонов» и обнаруживать эпизоды, в которых популярное шоу предсказывало будущее. Руководство сайта готово заплатить добровольцу за эту работу 5000 фунтов стерлингов.

За поиск предсказаний в Симпсонах будут платить

Владельцы казино рассчитывают, что пристальный взгляд на мультсериал не только поможет им определить другие случаи, когда авторы телешоу успешно предсказывали будущее, но и приведет их к некоторым новым прогнозам на будущее. Они ожидают, что вся работа займет около двух месяцев. Представитель Platin сообщил: «Мы подумали, что проверим «Симпсонов» и посмотрим, может ли анализ каждого отдельного эпизода помочь нам предсказать будущее. Аналитик сериала посмотрит и проанализирует все эпизоды из 33 сезонов.

Как только доброволец преодолеет 280 часов мультсериала, специалисты подготовят заметки о «выдающихся сюжетных линиях», чтобы помочь «экспертам по прогнозированию» определить «вероятность каждого из них». Многие задаются вопросом, почему именно казино заинтересовалось вопросом предсказаний? Неужели в мультсериале обнаружено что-то еще важное, о чем умалчивает руководство Platin? С другой стороны, считают аналитики, казино просто решило таким необычным образом сделать себе рекламу. Вероятно, стоит понаблюдать дальше за этим необычным мероприятием.

Картина дня

наверх