На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 007 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Надо отмечать все победы России и увековечивать наших военачальников. героев что бы враг их видел в бинокль Суворова ...Забытый День Победы
  • Владимир Акулов
    А  еще  у  бесов  есть  подводные  дроны  с  огромной  взрывчаткой.Комбинированный у...
  • Юрий Ильинов
    Казахстан хочет отсудить у западных нефтяных гигантов $150 миллиардов Власти Казахстана увеличили сумму исковых треб...Комбинированный у...

Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе

www.popmech

 

Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе

По мере того как Россия и Китай догоняют и перегоняют самые современные американские истребители, ВВС США продолжает разработку новых машин. Программа «Следующее поколение доминирования в воздухе» (Next Generation Air Dominance, NGAD) позволит обновить флот, состоящий из быстро устаревающих самолетов F-22. По официальным данным военных, единовременно в боевой готовности удается поддерживать лишь 33 F-22, тогда как число китайских J-20 оценивается в 50, да и российская армия планирует к 2028 году получить 76 новейших Су-57. Привычное технологическое доминирование ВВС США оказывается под угрозой.

И J-20, и Су-57 используют технологии стелс и предназначены для получения превосходства в воздухе. Американские F-35 больше ориентированы на нанесение ударов по земле, и их противниками выступают скорее F-22. Сведения о будущем самолете шестого поколения крайне скудны, но ожидается, что он заметно обгонит конкурентов. Рассмотрев характеристики всех машин, можно предположить, с чем ему предстоит бороться и какие возможности для этого необходимы.

Стелс

Целый набор технологий позволяет снизить видимость самолета для радаров противника. Некоторые из них – например, покрытие, поглощающее излучение, – применялись еще в истребителях четвертого поколения. Но Су-57 и J-20 изначально проектировались с учетом этого фактора, и особые геометрические формы их планеров дополнительно уменьшают радиус обнаружения машины. Можно ожидать, что самолет NGAD будет еще менее заметным для радаров.

Су-57 «Преступник»

Стелс-возможности Су-57 находятся в промежутке между поколением 4+ (как у F/A-18E/F Super Hornet) и 5 (как у J-20), хотя, по словам авиаэксперта Тайлера Роговэя, «ближе к первым, чем к последним». Машина демонстрирует уменьшенную площадь рассеяния в сравнении с четвертым поколением, однако до американского пятого ей далеко. «Россия считает стелс-технологии весьма полезными, но не демонстрирует никакого желания обойти в них США», – говорит редактор Aviation Week Стив Траймбл. Впрочем, серийные Су-57 показали прогресс в сравнении с ранними прототипами.

Су-57 – первый российский самолет, использующий технологии стелс.

J-20 «Черный орел»

О возможностях стелс-покрытия китайских J-20 можно лишь гадать. Однако общее сходство самолета с F-22 показывает, что они более совершенны, чем у Су-57. Профессор Мэрилендского университета Майкл Пелоси и его коллега из Американского института аэронавтики и астронавтики Карло Куп провели компьютерное моделирование J-20. Работа подтвердила, что переднее оперение затрудняет обнаружение самолета в лобовой проекции. Однако на машине установлены двигатели предыдущего поколения, оставляющие заметный тепловой след, хотя и с квадратными воздухозаборниками, снижающими заметность.

NGAD

У самолета шестого поколения будет и стелс-геометрия, и поглощающее покрытие корпуса. Для дополнительного снижения видимости в ИК-диапазоне станет применяться сложная система распределения тепла. Ожидается, что NGAD использует собственные средства радиоэлектронной борьбы, подобные установленным на EA-18G Growler, и сможет активно препятствовать своему обнаружению за линией обороны противника.

Авионика

Пилоты F-35 любят называть его «квотербеком небес», ключевым нападающим. Это настоящий суперкомпьютер с крыльями, способный собирать и быстро анализировать информацию о своих и чужих самолетах, наземной и воздушной обстановке, целях и задачах миссии и т.п. – и выдавать все это летчику в простом интерфейсе. Насколько известно, и Россия, и США использовали подобные технологии в Су-57 и J-20. С помощью искусственного интеллекта NGAD сможет обрабатывать еще большие массивы данных из разных источников.

Су-57 «Преступник»

Су-57 обменивается информацией с другими самолетами и наземными средствами, объединяет их с показателями собственных датчиков и создает целостное представление поля боя. Российские военные уже довольно давно реализуют концепцию «сетецентричности», которая подразумевает в том числе и постепенное повышение автоматизации полета, что позволяет летчикам сосредоточиться на сражении. Боковые радары Су-57 в сочетании с носовой РЛС «Н036 Белка» с фазированной антенной решеткой дают машине широкий обзор.

J-20 «Черный орел»

Предполагается, что J-20 использует защищенный канал для связи и обмена информацией. Под носом машины находятся инфракрасные и оптические датчики, которые непрерывно сканируют горизонт для отслеживания самолетов противника. Кроме того, J-20 несет пассивную систему, позволяющую обнаруживать чужие машины, не выдавая при этом себя. Бортовая авионика комбинирует данные разных сенсоров и формирует единую картину боя, автоматически определяет скорости и типы замеченных самолетов. Информация выводится на голографический дисплей шлема и на экраны панели управления. Центральный монитор имеет размер 24х9 дюймов, по соседству расположены три экрана поменьше.

Первый китайский J-20 развил скорость 2,55 Маха.

NGAD

Здесь разработчики применяют тот же открытый подход, что и создатели нынешних смартфонов, – это должно обеспечить будущую машину невероятно производительным набором авионики, датчиков и компьютеров. Как телефон может регулярно обновляться, дополняясь все новыми и более совершенными сенсорами, так и авионика NGAD будет модернизироваться на протяжении всего времени службы. «Современный самолет – это не просто планер, это единая система датчиков и вооружения. И поскольку все здесь взаимосвязано, любой апдейт программного обеспечения может за считаные минуты существенно повысить производительность».

Вооружение

Для сохранения малой радиозаметности почти все вооружение истребителя располагается внутри, хотя предусмотрены и внешние подвески для размещения дополнительной огневой мощи. Россия и Китай пока сохраняют большой флот самолетов четвертого поколения, поэтому пятое станет применяться, скорее всего, в миссиях, требующих минимальной заметности. Также и NGAD будет нести вооружение внутри; ожидается, что его грузоподъемность превысит возможности F-35 и F-22.

Су-57 «Преступник»

Уникальная компоновка внутреннего пространства позволяет размещать от четырех до шести ракет «воздух – воздух» среднего радиуса действия. Дополнительное вооружение располагается у основания крыльев, в треугольных отсеках, где могут находиться ракеты ближнего действия. Имеется шесть внешних точек подвески. На Су-57 устанавливается 30-миллиметровая автоматическая авиапушка – модернизированный вариант ГШ-30-1, стоящей на вооружении с начала 1980-х. Она способна делать до 1800 выстрелов в минуту и использовать бронебойные заряды, что делает ее особенно опасной на дистанциях до 800 м в воздушном бою и до 1800 м – при обстреле земли.

J-20 «Черный орел»

Основной грузоотсек J-20 может вместить целый набор бомб и ракет «земля – воздух», а для вооружения класса «воздух – воздух» предназначены два боковых. Это позволяет самолету вести сражение, не раскрывая створок основного отсека и не повышая своей радиозаметности. Однако для ближнего боя J-20 не предназначен: у него – единственного в пятом поколении – нет пушки. Всего можно загрузить до четырех ударных средств в главный грузоотсек, по одному – в боковые и еще четыре разместить снаружи, на внешних подвесках.

NGAD

Скорее всего, NGAD изначально проектируется для работы в связке с беспилотниками, такими как разрабатываемый ВВС Skyborg или Loyal Wingman компании Boeing. Объединенные в сеть, они позволят расширить наблюдаемое пространство, опознавать и вести цели и послужат промежуточными узлами для обмена информацией. Ожидается, что благодаря мощной энергосистеме NGAD сумеет использовать «оружие направленной энергии» – лазерное. Оно, кстати, вполне может быть и неударным: с помощью лазеров легко создавать в воздухе ложные инфракрасные цели.

Маневренность

Акробатичный Су-57 создан для ближнего боя, а J-20 опирается на авионику и дальнее вооружение, держась на дистанции. В США стремятся скорее ко второму варианту, используя загоризонтные средства борьбы, хотя F-22 демонстрирует и хорошую маневренность. Вероятно, создатели NGAD не обойдут вниманием сражения в прямом контакте, но продолжат действовать в рамках традиционного для ВВС США подхода.

Су-57 «Преступник»

Су-57 – единственный на сегодня самолет стелс, использующий двигатели с полностью отклоняемым вектором тяги. Это позволяет контролировать направление тяги независимо от направления движения истребителя, совершать эффектные повороты на малых скоростях и ориентироваться под неожиданными углами для проведения атаки – например, удерживать нос в направлении цели и продолжать движение мимо нее.

J-20 «Черный орел»

Двигатели J-20 неспособны контролировать направление тяги, хотя китайские разработчики заявили, что в версии J-20B такая возможность появится. Некоторые эксперты полагают, что большая длина и не слишком удобная аэродинамика машины не позволят превратить ее в мощное оружие ближнего боя. Но, по словам китайских летчиков-испытателей, по маневренности самолет не уступает J-10 четвертого поколения. Авиационный аналитик Сун Вэньцун также считает, что акробатические способности J-20 сильно недооценены, – однако реальная ситуация остается неясной.

NGAD

Как и Су-57, F-22 оснащены двигателями с отклоняемым вектором тяги, но более скромными по возможностям. Очевидно, в американских ВВС предпочитают машины, действующие издалека, но способные показать себя и в ближнем контакте. Однако на доступных изображениях концепты NGAD лишены вертикального хвостового оперения, которое сохраняется у F-22 и F-35: разработчики жертвуют маневренностью ради невидимости.

NGAD в версии разработчиков Boeing: видны малозаметные воздухозаборники.

В целом

Су-57 и J-20 – первые и единственные для России и Китая самолеты тактической авиации, широко использующие технологии стелс. В силу этого они лишены специализации и ориентированы на выполнение широкого спектра миссий. NGAD демонстрирует противоположный тренд: он создается исключительно для воздушного боя и нейтрализации авиации противника. Соответственно, конструкция NGAD будет адаптирована под более узкий набор задач, тогда как его конкуренты стараются быть универсальными.

Су-57 «Преступник»

Будущие Су-57 получат двигатель второго этапа («изделие 30»), но пока в них используются не столь мощные турбореактивные АЛ-41Ф, позволяющие развивать более 2 Маха и набирать высоту до 20 км на скорости больше 350 м/с. В сочетании с отклоняемым вектором тяги это делает Су-57 скоростной и высокоманевренной машиной. Точные цифры не разглашаются, но считается, что Су-57 способен преодолевать на сверхзвуке 1500 км, а на дозвуке – вдвое больше. На самолете установлены лазерные системы для ослепления ИК-датчиков ракет, а надежное шасси позволяет обходиться неидеальной взлетно-посадочной полосой. Су-57 трудно назвать лучшим из самолетов пятого поколения, но он хорошо сбалансирован и опасен.

J-20 «Черный орел»

Китай отказался от российских двигателей АЛ-31Ф в пользу собственных турбовинтовых Shenyang WS-10, которые обещают некоторое увеличение тяги. Но и этот вариант рассматривается лишь как промежуточный перед будущими WS-15, которые разрабатываются с прицелом на малозаметность. По заявлениям китайских чиновников, WS-15 позволит J-20 тягаться даже с F-22. Пока же отсутствие авиапушки и низкая маневренность делают самолет менее подходящим для ближнего боя, чем Су-57. Правда, неясно, играет ли такой тип сражений большую роль в войнах XXI века и скажутся ли эти недостатки при реальном применении J-20.

NGAD

ВВС США стремятся представить программу NGAD как принципиально новый подход к созданию истребителя. Для NGAD проектируется не просто платформа, а семейство систем – это может стать ключевым преимуществом: единое целое окажется больше суммы отдельных частей. Разработки найдут применение и в других пилотируемых и беспилотных аппаратах. Соперничать с NGAD пока смогут только 10-летней давности J-20 и создававшийся еще дольше Су-57. А значит, поставленная цель – получение превосходства в воздухе – вполне достижима.

-

Крылатый «автомат Калашникова»: легендарный МиГ-21

Помните, как 27 февраля 2019 года в воздушном бою над Кашмиром индийский истребитель МиГ-21 Bison сбил пакистанский F-16? Неплохой результат для самолета, который был принят на вооружение шестьдесят лет назад.
Крылатый «автомат Калашникова»: легендарный МиГ-21

В Советском Союзе было разработано очень много образцов оружия, которое оказалось «вневременным». То есть оно исправно выполняет свои функции даже спустя десятилетия после того, как его приняли на вооружение, а также после того, как его с этого вооружения сняли. Истребитель МиГ-21, закупленный в общей сложности 65 странами мира, отправили на покой в большинстве государств. Но как только снова запахло порохом в Кашмире, старичок тут же отличился, отправив в последнее пике американский самолет, практически по всем параметрам его превосходящий. Огромную роль в том уже историческом воздушном бою сыграло мастерство индийского пилота Абхинандана Вартхамана, который бросил пожилой самолет на численно превосходящего противника и сбил пакистанский F-16. Правда, индийский МиГ-21 также был сбит противником на JF-17 Thunder, который... является дальнейшим развитием Миг-21! Вернее, его глубочайшей модернизацией, проведенной в Китае. Что лишний раз доказывает гениальность конструкторских решений, заложенных в свое время в советский боевой летательный аппарат.

Разрабатываться самолет начал еще в сталинскую эпоху как истребитель третьего поколения, который обладал треугольным крылом и мог развивать скорость, в два раза превышающую звуковой барьер. Впоследствии МиГ-21 получил титулы самого массового и самого бюджетного сверхзвукового истребителя в мире, а также крайне ремонтопригодного. По показателю цена-эффективность равного ему не было и, скорее всего, уже не будет. Немалая заслуга в этом главного конструктора машины Анатолия Брунова, который оттачивал свое мастерство еще на МиГ-15. 

Если б в 1970-е разразилась Третья мировая война без применения ядерного оружия, МиГ-21 однозначно завоевали бы превосходство в воздухе. У стран НАТО тоже были хорошие истребители, но они выпускались куда меньшим тиражом (11,5 тысячи МиГ-21 против 5 тысяч американский F-4 Phantom), поэтому имели все шансы очень быстро «закончиться». 

При этом выпуск «Фантомов» оказался чуть ли не в разы дороже: одноместный и однодвигательный советский истребитель весил всего 8730 кг, в то время как масса двухместного и двухдвигательного F-4 превышала 20 тысяч килограммов. 

Другой оппонент – французский однодвигательный и одноместный Mirage III — весил 13 500 кг и подходил на роль прямого конкурента больше, но вряд ли смог бы стать таким же массовым как МиГ-21. «Французов» выпустили менее полутора тысяч штук, в то время как выпуск «двадцать первого» был налажен в Москве, Горьком и Тбилиси, а в случае полномасштабной войны свои «пять копеек» могла добавить и Чехословакия, где самолет собирался по лицензии.Именно с «Фантомами» и «Миражами» выпало сражаться МиГ-21 в шестидесятые-восьмидесятые годы прошлого века, и советский истребитель показал себя весьма неплохо. Западные эксперты принижали достоинства советской машины, традиционно ровняли под одну гребенку своих асов и, например, гораздо хуже подготовленных арабских летчиков. Будь МиГ-21 никудышным самолетом, он не выпускался бы по лицензии в Китае, Индии и Чехословакии, на нем не летало бы полмира. 

МиГ-21 проделал долгий боевой путь: Вьетнам, арабо-израильские войны, ирано-иракская война, Афганистан, Югославия и последний на сегодняшний день бой – столкновение с пакистанскими самолетами в небе над Кашмиром 27 февраля 2019 года. Создававшийся как истребитель для завоевания превосходства в воздухе, «двадцать первый» немало поработал и по наземным целям, а также зарекомендовал себя с хорошей стороны в качестве разведчика.

За долгие годы службы МиГ-21 неоднократно модернизировался и в настоящее время его индийская модификация Bison уже мало что имеет общего с прародителем, выпущенными в 1960 году. По характеристикам и оснащению МиГ-21 Bison – это самолет уже не третьего, а четвертого поколения, хотя дизайн остался прежним. Разумеется, даже самый совершенный  самолет не может вечно оставаться в строю, хотя до сих пор «двадцать первый» так и не снят с вооружения в двадцати странах. Даже в Индии, где ему на смену разработан истребитель Tejas, пока не спешат отправлять ветерана на покой. 

МиГ-21 остается непревзойденным истребителем ближнего боя, который вполне способен сражаться с более современными самолетами. Это качество до сих пор ценится всеми летчиками мира. Вне зависимости от развития технологий всегда и везде будет оставаться крайне востребованным оружие, созданное для войны, а не для парадов и презентаций. «Двадцать первый» является образцом именно такого оружия, и это ценное качество позволит ему летать еще как минимум десятилетие.

-

Откуда у «мертвой петли» такое название

Мёртвая петля — это фигура высшего пилотажа в виде замкнутой петли, в России также известная как петля Нестерова. Но почему её вдруг ассоциируют со смертью?
Александр Пономарёв
Откуда у «мертвой петли» такое название

Рассказываем, откуда у этого элемента высшего пилотажа «смертельное» название

Мёртвая петля представляет собой фигуру высшего пилотажа — замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Петля считается «правильной», если все точки её траектории лежат в одной вертикальной плоскости. Впервые в мире фигура была выполнена 9 сентября 1913 года в Киеве над Сырецким полем российским лётчиком Петром Нестеровым на моноплане Nieuport IV с двигателем «Гном» мощностью 70 лошадиных сил.

До Нестерова горизонтальные развороты на самолётах делали без крена – так называемым «блинчиком». Его заслуга состоит в том, что он начал использовать подъёмную силу крыла для манёвра и в горизонтальной, и в вертикальной плоскостях. Более того, Нестеров так доверял своим расчётам, что перед выполнением мёртвой петли даже не пристегнулся ремнями безопасности. Расчёты оказались верны — в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые, потому что центробежная сила прижала лётчика к сиденью.

Этим манёвром Нестеров и положил начало высшему пилотажу. А своё название мёртвая петля получила из-за того, что долгое время эта фигура существовала только в теории – на бумаге. Выполнить её на практике и вывести самолёт из вертикального крена у пилотов не получалось. До Нестерова все попытки заканчивались фатально — самолёты не выдерживали возникающих перегрузок и разрушались в воздухе, а лётчики, как правило, не выживали.

Правда, во Франции и некоторых других западноевропейских стран принято считать, что первым мёртвую петлю выполнил знаменитый французский лётчик и шоумен Адольф Пегу на три дня раньше — 6 сентября 1913 года за штурвалом самолёта Blériot XI. В России считается, что Пегу выполнил всё-таки не мёртвую петлю, а S-образную фигуру, лишь на короткое время оказавшись вниз головой.

-

Су-57 способен определить местоположение, но не уничтожить F-35

Российский многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 может раскрыть местоположение малозаметных истребителей, но лишь приближённо.
Александр Пономарёв
Су-57 способен определить местоположение, но не уничтожить F-35

Перспективный российский многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 обладает способностью раскрывать местоположение малозаметных истребителей, в частности, американских F-22 Raptor и F-35 Lightning II, однако лишь приближённо. По мнению издания, для подобных возможностей Су-57 в передней кромке крыла имеет антенные системы радиолокационной станции «Белка», работающие в сантиметровом диапазоне, позволяя «обнаружить любого "невидимку" за несколько сотен километров».

«Правда, разрешающая способность в данном случае недостаточна, чтобы произвести пуск ракеты по цели. Но это позволит пилоту не только подготовиться к встрече с противником, но и передать на землю или самолётам работающей в небе эскадрильи информацию о местонахождении вражеского борта», — отмечало издание «Военно-промышленный курьер» в 2020 году.

Исполнительный директор Военно-воздушных сил США по закупкам Уил Ропер тогда заявил, что истребители пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II будут взаимодействовать друг с другом посредством ведомого беспилотника, оснащённого перспективной системой искусственного интеллекта.

-

Видео: первый вертикальный взлет истребителя МиГ-35

В 2018 году телеканал «Звезда» опубликовал кадры взлёта новейшего многофункционального лёгкого истребителя МиГ-35 поколения 4++ на форсаже, который был осуществлён практически вертикально. Предлагаем вспомнить, как это было.
Александр Пономарёв
Видео: первый вертикальный взлет истребителя МиГ-35

На кадрах видеосъёмки продемонстрировано, как МиГ-35, оторвавшись от земли, резко взлетает вверх и выполняет вираж. Самолёт способен осуществлять подобные манёвры благодаря впечатляющей энерговооружённости, значение которой достигает 1,09 кгс/кг – то есть больше, чем вес истребителя. МиГ-35 разработан на базе истребителя МиГ-29 и отличается как увеличенной полезной нагрузкой, так и дальностью полёта и новым комплексом бортового оборудования.

Нажми и смотри

Также Министерство обороны РФ опубликовало видеоролик, посвящённый испытаниям МиГ-35, на котором этот самолёт можно подробно рассмотреть в деталях. Военные отметили, что истребитель поколения 4++ является одним из немногих самолётов, который умеет выполнять сложные многоцелевые задачи в условиях непрерывно меняющейся обстановки над полем боя. Установленное на борту высокотехнологичное оборудование позволяет обнаруживать и сопровождать до 30 воздушных целей на расстоянии до 160 километров, а при необходимости – уничтожить одновременно шесть воздушных и четыре наземных цели.

Картина дня

наверх