На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 004 подписчика

Свежие комментарии

  • Виктор Фоменко
    Обстрелы мирного населения - это излюбленная тактика бандеровцев ещё со времени Великой Отечественной войны, а не с 2...Пора навсегда оту...
  • Юрий Ильинов
    Wirbeiwind: что представляла собой ЗСУ вермахта, построенная на основе Panzerkampfwagen IV В 1944 году в нацистской Г...Почему именно Фра...
  • Юрий Ильинов
    Глава ФСБ заявил о необходимости признать СБУ террористической организацией Глава ФСБ Александр Бортников подчеркнул,...Почему именно Фра...

ПРИЁМЫ МАССАЖА: ПРОРАБОТКА ОКОЛОПОЗВОНОЧНЫХ ЗОН

Красота и здоровье

ПРИЁМЫ МАССАЖА: ПРОРАБОТКА ОКОЛОПОЗВОНОЧНЫХ ЗОН

Вводный массаж начинается с поглаживания всей поверхности спины пациента от поясницы к плечевому поясу. На этом этапе массажист настраивается на работу с пациентом: исследует упругость, подвижность, эластичность, гладкость его кожи, выравнивает поверхностные температуры своих рук и массируемых участков тела, замедляет свою внутреннюю скорость, создавая размеренный, спокойный, расслабляющий фон поверхностных движений рук. При этом уходят посторонние, отвлекающие от работы мысли, сознание концентрируется на объекте манипуляций. Сами манипуляции происходят легко и естественно, внимание массажиста не отвлекается на обдумывание последовательности действий, они вытекают из логики работы с человеком.

Далее руки массажиста переходят к более глубоким действиям на всей поверхности спины, применяются приемы растирания. Проработка ведется от крестца вверх к шейному отделу позвоночника как минимум по трем линиям спины. Частота, с которой руки переставляются при растирании, выбирается в соответствии с индивидуальными особенностями конкретного человека. Приемы растирания выстраиваются в порядке увеличения глубины проработки тканей: вначале идут приемы, дающие массажисту более тонкое чувствование поверхностных и более глубоких слоев кожи, потом подключаются манипуляции для тщательной проработки обнаруженных болезненных изменений в теле.

И, наконец, главным объектом воздействий становится позвоночник. Обойти вниманием стержень, основу человеческого тела невозможно, даже если первоначальные жалобы пациента лежат далеко на периферии его тела. Все нарушения в работе систем и отдельных органов человеческого организма так или иначе проявляются в околопозвоночных зонах. Воздействие на эти участки будет трансформироваться в позитивный целительский импульс от центра к периферии. Еще раз погладим околопозвоночные зоны и приступим к детальному их исследованию.

Диагностика околопозвоночных зон (рис. 66)

Массажист располагается лицом к позвоночнику, плечи развернуты, ноги на ширине плеч. Кисти рук фиксируются на поверхности спины таким образом, что основания ладоней, играющие роль опоры в этой манипуляции, оказываются расположенными на ближайшей к массажисту стороне от остистых отростков позвоночника. Пальцы обеих рук при этом оказываются на другой стороне от остистых отростков и мягко, плавно погружаются в верхние слои околопозвоночных тканей. Легкими движениями в технике прямолинейного растирания пальцами исследуют эти зоны, постепенно увеличивая глубину проникновения. При необходимости пальцы можно установить вертикально для глубоких исследований.

Чувствительные участки проверяют более детально одним – двумя пальцами для более точной локализации болезненной зоны. Пальцы перемещаются от периферии к позвоночнику, и при необходимости можно легкими осторожными движениями покачать остистые отростки позвонков для выявления проблемных среди них. Для исследования состояния околопозвоночных зон с другой стороны необходимо совершить переход, не теряя контакта рабочей руки с телом пациента.

Приемы сегментарного массажа

Сегментарный массаж использует зонное строение тела человека, вытекающее из разбиения спинного мозга на 31 сегмент. Корешки нервов, отходящих от спинного мозга, связаны с определенными кожно-мышечными зонами. Вся кожа и все мышцы оказались поделенными на ряд последовательных поясов, иннервируемых соответствующими корешками, поэтому при воспалении корешков (радикулите) появляются опоясывающие боли. Воздействуя каким-либо образом на определенный сегмент в области позвоночника, массажист получает возможность распространить лечебный эффект от проведенного приема на всю зону, управляемую определенным уровнем спинного мозга. Таким образом локальное воздействие в центре преобразуется в распространенное периферическое.

Складка Киблера (рис. 67)

Этот прием является одновременно и диагностическим, и лечебным. Пальцы обеих рук массажиста формируют кожную складку поперек позвоночника таким образом, что большие пальцы подпирают ее снизу, а остальные четыре пальца каждой руки подтягивают к складке вышележащие участки кожи, вовлекая ее таким образом в движение снизу вверх от поясничного отдела позвоночника к шейному. Чем больший участок кожи будет захвачен пальцами для формирования складки, тем толще она получится и ее движение вдоль позвоночника будет менее болезненным. Те места, где складка берется плохо, с трудом отрываясь от более глубоких тканей, должны стать объектом тщательного исследования. Повышенная плотность, неэластичность кожи в какой-либо зоне позвоночника может говорить о наличии болезненных процессов, из-за которых возникают блоки, фиксирующие близлежащие участки тела. Во всяком случае, более тщательная проработка таких зон необходима. Не стоит пытаться сформировать идеальную складку на первом же сеансе. Это может быть болезненным, а иногда и невыполнимым действием. Затянутое продвижение складки вдоль позвоночника также бывает неприятным. У массажиста нет задачи испытывать человека на переносимость боли, но проработка напряженных участков и, в конечном итоге, снятие блоков – необходимы.

Поперечная и продольная складки (рис. 68, 69)

Позвоночный столб, состоящий из отдельных позвонков, плотно увязан в единую систему с помощью связочного аппарата и коротких околопозвоночных мышц. Это глубоко залегающие структуры и вступить с ними в прямой контакт пальцами рук довольно трудно. Вытягивание над позвоночником поперечной и продольной складок кожи позволяет выполнить опосредованное воздействие на связочный аппарат.

Пальцы рук массажиста формируют вначале поперечную складку, захватывая кожу так же, как и в предыдущем приеме. Отличие состоит в том, что эта складка не перемещается вдоль позвоночника, а вытягивается вверх с легким покачиванием и мягко отпускается.

Вслед за кожей вытягиваются более глубокие околопозвоночные ткани, в том числе и позвоночные связки. Этим приемом тоже проходят от поясничного к шейному отделу позвоночника. В тех местах, где поперечная складка берется плохо, «отрывания» ее от нижележащих тканей добиваются постепенной и целенаправленной проработкой заблокированных сегментов позвоночника.

Продольная складка формируется таким же образом, но берется она непосредственно над остистыми отростками позвонков в продольном направлении.

Приемы мануальной терапии

Приемы мануальной терапии – это воздействие на следующий более глубокий уровень тела человека – его скелет, и требуют предварительной проработки прилежащих к костям мягких тканей. Мышцы должны быть разогреты и максимально расслаблены, сухожилия эластичны. Тогда движения костей в суставах и сочленениях, организуемые с помощью мануальных техник, можно будет провести мягко, без травмирующих нагрузок. Мышцы, сухожилия, связки, окружающие скелетные структуры, будут легко растягиваться и позволят сопряженным костным поверхностям занять свои естественные положения и долго не возвращаться в деформированное состояние, как это часто бывает из-за тяги спазмированных мышц и неэластичных сухожилий. Такую подготовительную работу на околопозвоночных зонах с помощью описанных выше приемов можно считать проведенной.

Воздействие на поперечные отростки позвонков (рис. 70)

Два позвонка, сопряженные через межпозвоночный диск, составляют позвоночно-двигательный сегмент (ПДС). Надавливая одновременно с разных сторон на поперечные отростки двух позвонков, составляющих ПДС, можно добиться их скручивания в противоположных направлениях вокруг оси позвоночника. Эти действия улучшают состояния в самом ПДС и прилегающих к нему тканях.

Прием выполняется в два прохода. Первая рабочая позиция: массажист стоит лицом к ногам пациента. Воздействие на поперечные отростки позвонков производится гороховидными косточками, расположенными в основаниях ладоней ближе к локтевому краю кисти. Ближайшая к пациенту рука массажиста развернута пальцами к своему бедру, а его ладонь гороховидной косточкой устанавливается на область поперечного отростка вышележащего позвонка выбранного ПДС с ближней стороны позвоночника. Другая рука располагается чуть ниже по позвоночнику, воздействуя гороховидной костью на нижележащий позвонок на дальней от массажиста стороне. Кисти обеих рук перпендикулярны позвоночному столбу, расслаблены в пальцах и находятся в контакте между собой в области лучезапястных суставов. Если кисти рук массажиста широкие и гороховидные кости не попадают на поперечные отростки позвонков, принадлежащих одному ПДС, их следует развернуть в лучезапястных суставах и установить на поверхности спины под некоторым углом.

Далее производится плавное мягкое надавливание на поперечные отростки одновременно обеими руками, и также плавно нагрузка снимается. Такое воздействие может сопровождаться щелчком, который свидетельствует об устранении подвывихов мелких позвоночных суставов. Кисти переставляются на соседний ПДС, лежащий выше. Второй проход вдоль позвоночника производится точно так же, только массажист поворачивается лицом в другую сторону, что изменяет направление скручивания ПДС. Поскольку левая и правая руки массажиста действуют не всегда с одинаковым усилием, особенно у начинающих, можно выполнить эти манипуляции еще раз, чтобы сделать воздействие на позвоночник равномерным, перейдя на другую сторону.

Воздействие на остистые отростки позвонков (рис. 71)

Массажист устанавливает большие пальцы обеих рук на остистые отростки двух соседних позвонков, составляющих ПДС. Подушечка одного пальца надавливает снизу вверх на нижний угол остистого отростка нижележащего позвонка, другого – сверху вниз, действуя на верхний угол вышележащего позвонка. Такое встречное движение больших пальцев позволяет воздействием на рычаги остистых отростков внести оживляющий импульс в места сопряжения межпозвоночного диска с телами соседних позвонков.

Темп надавливаний невысокий, чтобы контролировать все фазы движения. Проработку позвоночника также начинать с поясничного отдела.

Ударное воздействие на позвоночный столб (рис. 72) Ладонь массажиста с широко разведенными указательным и средним пальцами плотно прижата к позвоночнику так, что остистые отростки позвонков оказываются в растворе раздвинутых пальцев. Кисть развернута пальцами в сторону крестца. Свободной рукой наносятся легкие удары в область вторых фаланг пальцев таким образом, чтобы передаваемый импульс был направлен по касательной к поверхности спины пациента снизу вверх. Надо также стараться не наносить ударов по суставам своих пальцев, чтобы не травмировать их. Сила удара соразмеряется с массой и конституцией тела пациента. Рука последовательно переставляется вдоль позвоночника от поясничного отдела к верхнегрудному.

Механический импульс, передаваемый позвоночному столбу, позволяет части позвоночника, фиксированной ладонью, совершить микродвижение относительно нижележащих позвонков.

Растирание межостистых промежутков (рис. 73)

Плоскость третьих фаланг пальцев кисти, сложенной в кулак, располагается поперек позвоночного столба в ложбинке между мышцами, выпрямляющими позвоночник. Вторые межфаланговые суставы устанавливаются на межостистых промежутках соседних позвонков. Легкими неглубокими движениями в поперечном к позвоночнику направлении производят растирание межостистых промежутков, переходя от позвонка к позвонку, начиная с нижних отделов.

Для удобства работы эту манипуляцию массажист выполняет рукой, которая ближе шейному отделу, чтобы его руки не перекрещивались и плечевой пояс не разворачивался. Все лишние движения ведут к перерасходу энергии массажиста и усталости.

Г. Хмара, "Самоучитель массажа от А до Я"

 

Как 37 казаков-кубанцев ценой жизни остановили фашистские танки под Москвой?

 

Тяжелейшие бои под Москвой в ноябре 1941 года развернулись на Волоколамском направлении. Фашисты, не считаясь с потерями, рвались к столице, к 18 ноября ожесточенные бои шли в районе поселков Язвище, Сычево (примерно 95 километр современного Новорижского шоссе), где оборону держали конники генерала Доватора. Здесь и произошел боевой эпизод, о котором я хочу рассказать. У деревни Федюково занял оборону 37-й Армавирский кавалерийский полк 50-й Кубанской кавалерийской дивизии, не давая противнику выйти на Волоколамское шоссе. К этому времен в полку, участвовавшему в многодневных ожесточенных боях, было в строю всего 116 человек, но они не только мужественно оборонялись, но даже проводили контратаки. Прикрывая левый фланг полка, на окраине деревни Федюково заняли оборону казаки 4-го эскадрона под командованием младшего политрука Михаила Ильенко. Собственно эскадроном подразделение было только по названию, к началу боя в нем насчитывалось всего 37 человек (37 сабель, как говорили в кавалерии), но это были опытные, закаленные бойцы, не раз смотревшие в лицо смерти. Ранним утром 19 ноября на позиции эскадрона устремились немецкие танки и до роты пехоты, наступавшие вдоль русла реки Гряда со стороны полуразрушенной деревни Язвище. Фашисты стремились мощной атакой разгромить казаков и выйти на Волоколамское шоссе, открывавшее прямой путь на Москву. Казаки понимали, что пустить противника на шоссе нельзя, а значит придется стоять насмерть. Для казака самое дорогое — это, несомненно, боевой конь. Но перед этим боем казаки простились со своими конями, расседлали их и отпустили на волю. Уже по этому поступку видно, что выйти живыми из боя кубанцы не надеялись, а отступать не собирались.

Фашисты не ожидали столь яростного сопротивления, зная, что у казаков нет ни артиллерии, ни танков. Но немецкая пехота была быстро отсечена от наступающих танков огнем из винтовок и ручных пулеметов, а вскоре запылали и танки, подожженные гранатами и бутылками с зажигательной смесью. Уцелевшие в первом бою танки отошли, но вскоре атаки возобновились. Теперь оборонительные позиции казаков были хорошо известны противнику, и танки могли вести прицельный огонь. Но и новые атаки гитлеровцев были отбиты. Несли потери и кубанцы, но даже тяжело раненые оставались в строю, продолжая до последнего вести огонь по врагу. Поняв, что лобовыми атаками еще долго не удастся справиться с казаками, немцы отправили танки с пехотинцами на броне в обход позиций кубанцев, чтобы нанести удар с тыла. В горячке боя казаки поздно увидели танки у себя в тылу и не успели взорвать мост через реку Гряду. Собственно, и взрывать-то мост было уже практически невозможно, подходы к нему простреливались противником. Небольшая группа израненных казаков под руководством младшего политрука Ильенко заняла оборону на пути танков. Бой разгорелся с новой силой, запылали новые стальные коробки врага. К вечеру огонь прекратился, оказывать сопротивление противнику было некому, но и немцы перестали атаковать. Свою задачу казаки выполнили, в этот день противник так и не смог оседлать Волоколамское шоссе, а на месте, где принял свой последний бой казачий эскадрон, остались догорать около 20 танков. Вечером на позиции эскадрона смог пробраться сын кавполка Александр Копылов, посланный с распоряжением об отходе. Он и принес первые сведения о героической гибели казаков-кубанцев, остановивших ценой своих жизней немецкие танки.

Имеется и официальный документ, в котором за скупыми строками боевого донесения героизм людей, защищавших столицу. Обратите внимание на цифры: количество фашистских танков и казаков, вставших на их пути. Комментарии, как говорится, излишни. «Командующему кавалерийской группой генерал-майору Доватору. Боевое донесение № 174 штаба 50-й кав. дивизии. Железнодорожная казарма (северо-восточнее Федюково). 22 ч. 30 мин. 19.11.41 г. 1. До батальона пехоты противника с 31 танком, артиллерией и минометом занимает Шелудьково. До 40 танков и 50 машин с пехотой — Язвище. 2. В 18.00 противник, поддерживаемый танками, занял высоту 236,1 и окраину Федюково, но контратакой 37-го кавполка был выбит, и положение было восстановлено. 3. Трофеи — 2 ручных пулемета, 1 миномет. Потери противника — 28 танков и до роты пехоты. Наши потери (по неполным данным) — убитыми 36 человек, ранеными — 44 человека. Полностью выбыл 4 эскадрон 37 кавполка (убиты). В 37 кавполку осталось 36 человек и 1 станковый пулемет…». Несколько жителей деревень Федюково и Шелудьково тоже стали свидетелями этого боя. Они и похоронили казаков-кубанцев в братской могиле, а после освобождения этих мест, рассказали об их подвиге генерал-майору И. Плиеву, бывшему тогда командиром 50-й Кубанской кавалерийской дивизии.

После боя 19 ноября 37-й Армавирский кавполк приняв пополнение продолжал воевать, причем делал это так же героически. К концу войны его Боевое знамя украшали ордена Красного Знамени и Суворова, он стал 9-м гвардейским и получил почетное наименование «Седлецкий». Уже в наши дни на месте гибели казаков-кубанцев оформлен мемориал и установлен большой поклонный крест. Если будете проезжать по Волоколамскому или Новорижскому шоссе, сверните к деревне Федюково, отдайте долг памяти героям-казакам, стоявшим здесь насмерть на пути фашистских танков в далеком 41-м году. При подготовке статьи использовался материал, предоставленный секретарем правления Кубанского землячества в Москве И. А. Малюкиным.

Конкордия Антарова

Мне кажется, эта девушка олицетворяет Русь.

https://ok.ru/video/1253343955495

 

11 слов, которые появились на Руси благодаря мусульманам

 

От бытового «утюга» до забавного «ералаша». Это только мизерная часть заимствований! Кстати, одно из самых раних заимствований датируется XII веком, это слово «богатырь».

Каблук

В письменных древнерусских источниках слово впервые упоминается в XVI веке. Этимологи предполагают, что слово появилось в русском из тюркских языков, в арабском есть слово kab, что означает «пятка».

 
Художник: Леон Арбо
Художник: Леон Арбо
 

Сундук

Слово появилось в русском языке примерно в XV веке скорее всего через греческий syndokeion от арабского ṣandûḳ.

Чердак

У крымских татар есть слово čаrdаk, которое обозначает «балкон». Скорее всего, слово заимствовано в XVIII веке из персидского, где čārtāk –это čār «четыре» и tāk «столб».

Изюм

Сушеный виноград – лакомство, пришедшее из мусульманских стран. Сначала оно пришло язык крымских татар, а затем на юг Руси еще в XVI веке. В тюркских языках любой виноград называется jӱзӱм. Но до нас он сначала доходил только в сушеном виде.

 

Нашатырь

Слово далеко не современное. Встречается ещё в 1651 г. Пришло в русский из азербайджанского – nišadyr, от арабского – nušadir, что переводится как «аммиачная соль»

Туман

Пришло из тюркских языков: tuman – «туман, мрак».

Утюг

Вроде современное слово, но нет. Лексема была заимствована примерно в XVII веке. В турецком языке есть очень похожее слово: titu в значении «утюг». В татарском: өтөк – это «утюг», өт – «скользить».

Ералаш

У нас это слово сейчас употребляет только в названии детского киножурнала. Но вообще оно было заимствовано в XVIII веке от туркского aralas (неразбериха, путаница).

Диван

К нам слово «диван» пришло из Франции в XVIII веке, а к французам из Турции. Первоначально значение турецкого слова divan – «служебный кабинет, совет».

 
Художник: Анри Адриен Тану
Художник: Анри Адриен Тану

Киоск

За это слово спасибо не только туркам, но и французам. Французское kiosque образовано от турецкого kosk в значении «павильон».

Кузов

Сначала так называли «берестяную корзину» и только потом «корпус корабля, повозки». Слово восходит к татарскому козау (kyzau̯) — «корзина из деревянной коры».

Материал подготовлен с помощью этимологических словарей Фасмера, Крылова, Шанского.

 

Как ханты и манси поступали с пленными

 

В истории покорения русскими Сибири мало было народов, которые противостояли бы русским с такой жестокостью и воинственностью, как «уральские индейцы» — ханты и манси. Эти народы, которых в XV веке русские называли югрой, остяками и вогулами, уже платили дань сибирскому хану Кучуму, для виду принимая ислам, но на самом деле продолжали поклоняться языческим божествам и приносили идолам кровавые жертвы — часто человеческие.

Столкновения русских с народами Урала носили кровопролитный характер и заканчивались пленением то для хантов и манси, то для русских. Надо признать, что и русские тоже не отличались милосердием. Спустя два века первопроходец Петр Бeкeтов писал о происходящем в Забайкалье, что : «Тeнгуские люди для тово отшатнулись от места, что их тeнгуских людей имaли служивые люди в аманаты (заложники) для своей бездельной корысти. Для торгу своего их, тeнгуских людей мучили, вымучили у них соболей и шуб собoльих». Так что жестокость была взаимной.

Войны с уграми

Известно, что уже в конце XV века было предпринято масштабное покорение края отрядом во главе с воеводой Семеном Курбским и воеводами Василием Гавриловым и Петром Ушатым. Под предводительством воевод находились лихие люди — ушкуйники, татары и удмурты. Литературные источники описывают взятие 40 местных городков, захват добычи, убийство мирных самоедов, пленение больше тысячи местных жителей и 50 князей, многие из которых были свезены к Ивану III в Москву, где получили от него жалованную грамоту и свободу. Но окончательное присоединение произошло лишь в конце XVI века и было связано с уничтожением конкурирующего Сибирского ханства и походом воеводы Мансурова на остяков.

В течение века, который понадобился на то, чтобы окончательно привести к шерту хантов и манси, уральские народы доставили русским много хлопот, так как превосходно знали местность, умели выживать в глухой тайге и были превосходными воинами, ведь они вели нескончаемые войны с ненцами и самоедами. Ханты или манси передвигались часто по ночам, скрытно, устраивали засады, нападали неожиданно, заставая русских врасплох. Например, однажды они сплавились по реке до лагеря русских, держась за стволы деревьев и прикрываясь еловыми ветками, а когда деревья доплыли до лагеря, неожиданно появились из воды и перебили врагов.

По отношению к врагам ханты и манси были жестокими. Это единственный народ на территории России, который вплоть до начала XX века сохранил обычай скальпирования врагов. Связан этот обычай был с верованиями угров, будто одна из пяти душ, которыми обладает мужчина, находится в его волосах. И если вырвать их с корнем, то дух воина никогда не воскреснет, а значит, врага бояться больше не надо. Он не вернется с того света и не сможет отомстить.

Об этом зверском обычае писал монах из Венгрии Йоганка, который описывал, что в Сибири есть народ, который «стаскивает с мертвых кожу с волосами и почитает ее, словно божество». Действительно, у угров был распространен обычай подносить скальпы врагов своим богам и развешивать их на деревьях. При этом сложно сказать, когда именно уральские народы скальпировали врагов — сразу после смерти или еще до нее. Археологические находки под Сургутом в могильнике Сайгатский-5 не позволяют выяснить это точно.

Участь пленных была ужасна

Но как же угры поступали в пленными? Ответ можно найти в работе этнографов Т. Р. Пятниковой и Е. Ю. Матросовой «Легенды и предания хантов полноватского Приобья». Оказывается, пленных ханты убивали и обезглавливали, а головы ради какого-то обряда выставляли вокруг озера вперемешку с собачьими головами.

Хантами были перебиты 30 русских мужчин — уроженцев села Войтехово, которое находится недалеко от города Березова. Воинственные таежные охотники нашли стоянку местных жителей в тайге по лаю собак и всех перебили, напав ночью, после чего оскальпировали.

Историк Елена Валерьевна Перевалова, специализирующаяся на народах Урала, в работе «Войны и миграции северных хантов» рассказывает о войнах хантов с самоедами. Она упоминает о «клятве вечного мира», который самоеды были вынуждены заключить с хантами. Для совершения обряда самоеды по жребию выбрали одного «из среды своей», после чего принесли его в жертву и сварили. Потом была срублена ель, на пень которой было поставлено корыто с мясом, из которого все ели человечину. Историк упоминает и о капище хантского рода Тайшиных на мысу Ангал, где регулярно совершались человеческие жертвы.

Игумен Иринарх (очевидно, Соловецкий) записал сказание, по которому после того, как остяки победили самоедов, они обезглавили их, а головы отнесли в свое святилище — к ручью, где насадили на копья и оставили как жертву богам.

Перевалова пишет, что «остяцкие князья» держали пленных самоедов не только для приношения жертв, но и принуждали их работать на себя, используя как рабочую силу. Отношение к рабам было жестоким — например, князек Гында Момиков имел 13 рабов и морил их голодом.

Как видим, отношение к русским мало отличалось от отношения хантов и манси к другим народам. То есть русских точно так же брали в плен, но из осторожности не заставляли работать на себя. Их убивали, как сильных и злых противников, потом скальпировали, развешивая скальпы на деревьях, либо использовали тела для ритуальных целей — выставляли головы на копьях напоказ для устрашения, а тела могли съесть. Пленных, особенно самых сильных и ловких, приносили в жертву идолам, скрепляя их кровью и плотью договоры или надеясь таким образом получить силу врага.

Ханты и манси были настолько привержены своим диким верованиям, что русским приходилось учитывать это и изобретать разные способы заключения договора, чтобы уважить местные народы, но и самим не испоганиться — не отречься от православной веры. Поэтому во время договоров «изобретали» идолов, увенчанных крестом. Угры поклонялись идолу, а христиане — кресту, и все считали, что их обычай соблюден.

Картина дня

наверх