На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 011 подписчиков

Свежие комментарии

  • Василий Топчий
    Пора сбивать. А лучше отпосейдонить Сицилию. Как в песне-вот она была и нету. А РЭБ не достаёт пиндосовский беспилотник?Ужас, летящий на ...
  • Юрий Ильинов
    В ожидании красного сердца«Неизвестной прир...
  • Юрий Ильинов
    В момент атаки украинскими дронами территории России над Черным морем вновь летал БПЛА США По данным Минобороны Росс...Ужас, летящий на ...

ТЕОРИЯ АЮРВЕДЫ

Красота и здоровье

ТЕОРИЯ АЮРВЕДЫ

История и философия Аюрведы включает в себя не только науку, но также религию и философию. Мы употребляем слово «религия» для обозначения веры и дисциплины, способствующих такому состоянию бытия, в котором двери восприятия открыты всем планам жизни. Все жизненное путешествие рассматривается Аюрведой как священное.

Слово «философия» означает любовь к истине; и по Аюрведе истина является бытием, чистым существованием, источником всей жизни. Аюрведа является наукой об истине, како навыражена в жизни. Вся аюрведическая литература основывается на философии творения Санкхья. (Слово Санкхья состоит из двух санскритских слов: сат - истина, икхья - знание).

Аюрведа - это наука о повседневной жизни, и эта система знания развивалась благодаря философским и религиозным прозрениям риши. Постигая связь между человеком и Вселенной, они познали, как космическая энергия проявляется во всех живых и неживых созданиях. Они также о ознали, что источником всего сущего является Космическое Сознание, которое проявлено в виде мужской и женской энергии - Шива и Шакти.

Пуруша - это мужское начало, а Пракрити - женское начало. Пуруша входит в лоно Пракрити, материальной природы, благодаря Его божественной воле и сознанию формируется все многообразие Вселенной. Высший Дух - Един, но, желая стать многим, Он умножает себя. Таким образом. Вселенная - это дитя, рожденное из лона Пракрити, Божественной Матери. Эта глава, являясь трудной для читателей, не имеющих первоначальных знаний об излагаемом предмете, может быть прочитана с начала, с конца или с любого места, как будет удобно.

Пракрити творит все формы во Вселенной, в то время как Пуруша наблюдает за этим творением. Эта изначальная физическая энергия содержит три характерных признака, модуса - гуны, которые пронизывают всю природу.

Три гуны - это саттва (равновесие, чистота), раджас (движение) и тамас (инерция). Эта триада - основа всего сущего, и в Пракрити гуны находятся в балансе. Когда этот баланс нарушается, возникает взаимодействие гун, порождающее эволюцию Вселенной.

Первым проявлением из Пракрити является Космический Разум, называемый Махат, из которого формируется эго (аханкара). Затем эго проявляется в пяти чувствах (танматра) и в пяти органах действия. Таким образом, с помощью саттвы создается органическая вселенная. Затем это же эго проявляется в пяти основных элементах (бхута), и с помощью тамаса создается неорганическая вселенная.

Саттва-гуна, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от несчастий и болезней. Находящийся под влиянием этой гуны обретает счастье и знание. Раджас-гуна (гуна страсти) рождается из неограниченных желаний и вожделений; из-за влияния раджаса человек привязан к действиям и результатам деяний. Следствие влияния тама-гуны - безумие, леность и сон.

Проявление гуны благости можно ощутить, когда все существо освещено знанием, чистотой и здоровьем. Гуна страсти ощущается по возрастанию привязанности, по не поддающимся контролю страстным желаниям и неодолимым стремлениям. Когда возрастает влияние тамаса, она несет с собой мрак, бездеятельность, безумие и иллюзию.

Раджас - это кинетическая творящая энергия, тамас - разрушительная или потенциальная энергия, а саттва - это состояние гармонии. Саттва-гуну контролирует Вишну, раджас-гуну - Брахма, а тамас-гуну - Шива.

По материалам книги
Васант Лад
АЮРВЕДА НАУКА САМОИСЦЕЛЕНИЯ

Оладьи на апельсиновом соке

Вариант вкусного веганского завтрака — оладьи на апельсиновом соке. Простой в приготовлении, оригинальный рецепт веганских оладьев порадует тех, кто сидит на диете. Пышные и аппетитные, они ничуть не уступают оригинальному рецепту, но благодаря цельнозерновой муке и кокосовому маслу намного более полезны.

Оладьи — настоящее лакомство для сладкоежек, благодаря апельсину они имеют необычный кисло-сладкий вкус.

Перед подачей на стол полейте оладьи соусом. Для этого отлично подойдут ягоды, они создадут приятную сладость во вкусе.

Ингредиенты
один стакан свежевыжатого апельсинового сока
один стакан цельнозерновой муки
3 ст. л. кокосового масла
1 ст. л. корицы
1 ч. л. мускатного ореха
½ ч. л. соды

Способ приготовления
Смешайте все сухие ингредиенты: муку, специи и соду.
Добавьте свежевыжатый апельсиновый сок и перемешайте до однородной консистенции.
Разогрейте антипригарную сковороду и добавьте кокосовое масло.
Получившуюся смесь вылейте на сковороду.
Обжарьте оладьи с обеих сторон до готовности.

МЕДИТАЦИЯ «РЕКА СОЗНАНИЯ»

Для исполнения этой техники сядьте в уединенном месте: хорошо, если вокруг вас природа; если нет, то подойдет и уединенная комната. Закройте глаза и представьте себе, что духовная сила ощущается внутри и вовне. Внутри вас течет река сознания, она растекается по всей комнате, переполняет ее. Внутри и вовне, вокруг вас, повсюду присутствует свет, присутствует энергия. И не воображайте это лишь только в уме, почувствуйте это внутри тела - и ваше тело начнет испытывать вибрацию. Когда вы почувствуете, что тело начало вибрировать, это покажет, что воображение приступило к работе. Почувствуйте, что вся Вселенная постепенно становится светоносной, духовной, все: стена помещения, деревья вокруг вас - все становится нематериальным, становится светом. Материи больше нет.
С помощью воображения вы достигаете той точки, где за счет своего сознательного усилия вы разрушаете структуру интеллекта, шаблон интеллекта. Вы чувствуете, что нет материи, только свет - внутри и вовне. Вскоре вы почувствуете, что различия между «внутри» и «вовне» исчезли. Когда ваше тело становится световым, плазменным, квантовым и вы чувствуете его энергию, тогда нет различия между тем, что внутри и вовне, стираются их границы. Теперь есть только поток, вибрирующий океан. Через воображение вы достигаете реального.
Запомните одну основную вещь: если вы не отбросите шаблоны своего ума, если не отбросите прочь свою обусловленность, вы не познаете, что такое реальность, вы узнаете только интерпретации. Эти интерпретации - изделия коллективного ума или вашего собственного ума.
Реальность без шаблонов - это единственная реальность, и эта техника должна помочь вам снять шаблоны, снять обусловленность, выплавить из ума слова, собравшиеся там. Из-за обусловленного ума вы не можете видеть. Пусть растворится все, что кажется вам реальным.
Вообразите энергию, не субстанцию - ничего статического, только процесс, движение, ритм, танец - и продолжайте воображать, пока все вокруг не станет духовным, светозарным. Если вы будете настойчивы, то после нескольких месяцев интенсивной работы по крайней мере по часу в день вы сможете продвинуться к этому ощущению. В течение нескольких месяцев вы можете добиться другого ощущения всего существования вокруг вас. Материи больше нет, только океаническое существование, лишь волны, вибрации, свет, счастье.

Сан Лайт "Аюрведа. Принципы гармонии для тела, души и сознания"

Весна!

Русский язык для школьников и для лингвистов – два разных русских языка?


Русский язык для школьников и для лингвистов – два разных русских языка?
Фото: sudak.rk.gov.ru

 

 

Мы не часто задумываемся о том, что между школьной программой по русскому языку и тем, как на русский язык смотрит наука, существует огромный разрыв. Борис Иомдин, заведующий сектором теоретической семантики Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН, доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ и научный консультант Яндекс.Учебникаонлайн-сервиса для учителей начальной школы, рассказывает, что лингвисты думают о школьных учебниках и как помочь ученикам разобраться в системе координат родного языка.

Стакан чаю или стакан чая?

В школьных учебниках обычно даются однозначные классификации. Например, ученики должны запомнить, что в русском языке существительные изменяются по шести падежам, и должны быть готовы отнести любое слово к одному из них – в то время как лингвисты выделяют как минимум ещё три: местный, партитивный (он же частичный) и звательный.

Отсюда возникают различия, которые не вписываются в предлагаемую школьнику систему – стоимость чая, но стакан чаю, я говорю о лесе, но я нахожусь в лесу. Я не предлагаю объяснять детям эти нюансы в подробностях, но рекомендовал бы учителям давать хотя бы небольшой комментарий – почему правила, изложенные в учебнике, не всегда охватывают весь язык.

Единой классификации деления на части речи по одному принципу не существует

В школе обычно рассказывается о двенадцати частях речи и предполагается, что каждое слово можно чётко отнести к одной из них. Но вот один человек говорит другому: «На тетрадь» – то есть «возьми тетрадь». Что такое это на – частица? Но ведёт она себя скорее как глагол в повелительном наклонении и даже имеет форму множественного числа – нате.Но при этом других форм у неё нет, нельзя сказать «Я нал тетрадь» или «Не хочу нать тетрадь». А чем считать слово ведь – частицей или союзом? Об этом написано огромное количество научных работ, и далеко не для каждого случая есть однозначный ответ.

Есть несколько критериев отнесения слова к части речи: по смыслу, по форме, по роли в предложении. Если эти критерии вступают в конфликт, получается сложная ситуация. Скажем, бежевый – это прилагательное, а беж? Смысл тот же самый, а по форме это слово прилагательным не является. Оно не склоняется, в предложении играет роль определения, но ставится не перед существительным, как обычное прилагательное, а после него: не беж цвет, а цвет беж. Глаголы, по-школьному, называют действие, хотя многие из них собственно действия не описывают: знатьотсутствовать или равняться («А равняется В»).

Сложности возникают и с местоимениями. Их значение зависит от контекста или от ситуации – «я бывают разные», как говорил Кролик Винни-Пуху, и это их объединяет, но по форме и по роли в предложении многие из них не отличаются от прилагательных (скажем, такой или другой) или наречий (например, так или где), и поэтому лингвисты могут относить их к разным частям речи.

С числительными не легче. Возьмём фразу «Я тебе это говорил тысячу/миллион/миллиард раз!»: тысячамиллион и миллиард называют число, но в данном контексте означают просто «очень много» и близки к существительным типа куча. А так называемые порядковые числительные часто очень близки к прилагательным: первый автобус – это автобус номер один, а первый ученик – это лучший ученик.

Ещё школьные учебники и лингвистическая наука обычно по-разному отвечают на вопрос о причастиях и деепричастиях: лингвисты обычно считают их формами глагола, а школьная программа чаще выделяет их как отдельные части речи.

А к каким частям речи отнести такие частотные слова, как нетспасибо и конечно? Школьники вполне могут задать такие вопросы, и чётких ответов на них нет не только в учебниках, но и у лингвистов. Мне кажется, что учителю важно об этом помнить.

Я бы реже просил детей давать однозначный ответ на вопрос «Какая это часть речи?», тем более что практического смысла для школьников эта классификация, в общем, имеет мало.

Школьные задания, которые поймёт не каждый взрослый

В Яндекс.Учебнике мы стараемся тщательно формулировать задания – так, чтобы дети могли дать правильный ответ в соответствии с тем, что они узнали из учебников, и не попали в ситуацию неопределённости или не приходили с вопросом к родителям, которые тоже не всегда могут помочь.

В частности, взрослые чаще всего не думают о том, в совершенном или несовершенном виде они употребляют глагол. Я недавно встретил в одном школьном учебнике задание: «Выберите, какой из данных глаголов не изменяется по лицам и числам – не спрягается: подарючитаюрассказалдружу и построю». Проверил на нескольких знакомых – никто из них не смог назвать правильный ответ.

Авторы вопроса имеют в виду, что глагол рассказать не изменяется по лицам в прошедшем времени (я рассказал, ты рассказал, он рассказал). То есть требуется понять, что имеется в виду только совершенный вид глагола рассказать, причём только в прошедшем времени. Но при этом по числам этот глагол изменяется: я рассказал, мы рассказали. И надо ли убеждать детей, что рассказать и рассказывать – это разные слова? Ведь в словарях совершенный и несовершенный вид одного и того же глагола не получат разные определения. Отнесение глагольного вида к словообразованию или к словоизменению – сложная проблема, а в школе предлагается решать её однозначно.

На каком глобусе мы живём?

Больше всего в моей научной работе я занимаюсь изучением лексической семантики, и поэтому задания в этой области особенно привлекают внимание. Школьников часто просят определить, однозначное или многозначное перед ними слово. И вот пример: слово вилка в упражнении дети должны выбрать как однозначное, хотя помимо столового прибора бывает ещё по крайней мере вилка на конце провода и в игре в шахматы. Есть и значение «разброс» – вилка зарплатвилка значений.

Гитара, берёза, линейка, аппендицит и глобус тоже приводятся как однозначные, хотя в предложении «Я люблю слушать гитару» гитара используется в значении «звук инструмента», а не сам инструмент. Берёза может быть деревом, а может обозначать древесину (мебель из берёзы сделана ведь не из одного конкретного дерева). Линейка – инструмент для измерения, тетрадь в косую линейку, линейка как собрание людей – дети хорошо знакомы как минимум с тремя значениями, а не с одним. А ведь есть ещё линейка товаровехать в линейке (о конном экипаже).

То есть эти слова, которые дети обязаны определить как однозначные, на самом деле – примеры многозначных существительных. Очень важно понимать, что многозначность – совершенно регулярное явление, необходимое для развития языка. У любого сколько-нибудь частотного слова появляется несколько значений, так что «однозначные слова» – это иллюзия и упрощение реальной картины.

Учитель между Сциллой и Харибдой

Если бы я менял школьную программу, я бы обязательно говорил о том, что в языке мало однозначного и много промежуточных случаев. Ответить на вопрос о падеже или о части речи может быть сложно не потому, что ученик не доработал, а потому что язык гораздо более многообразен, чем учебник пытается его представить.

Мне кажется, что в учебниках вообще должно быть меньше мёртвой грамматики, а больше – живого языка. Упражнения должны быть построены на большом количестве примеров хорошей, ясной, современной речи, которая легко воспринимается носителями литературного языка. Такие примеры в дальнейшем позволят детям лучше понимать прочитанное и услышанное и успешнее доносить свою мысль. В Яндекс.Учебнике, помимо классики, мы часто используем в заданиях по русскому языку примеры из хорошей современной детской литературы – живая, образная речь запоминается детям лучше, чем научные термины.

Для того чтобы дышать, совершенно не обязательно знать, как устроено дыхание.

Похожим образом и доскональное знание научной грамматики совсем не так обязательно для того, чтобы хорошо говорить на родном языке. Во взрослой жизни в первую очередь пригодится не умение отличать союзы от частиц, а способность ясно высказывать свою мысль, грамотно говорить и писать, понимать разнообразные тексты.

Устранение искусственных ограничений и освобождение от устаревших классификаций могло бы вернуть школьникам интерес к русскому языку – они смогли бы вместо мучительного размышления о спряжении глаголов совершенного вида в прошедшем времени читать и обсуждать интересные тексты и дышать легко и свободно.

Картина дня

наверх