На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 023 подписчика

Свежие комментарии

  • Иван Ураганов
    Пентагон: США доп...
  • Геннадий Свешников
    У этих парней ,в голове одна великая Америка,но ни как- огромная Россия.С её холодной головой и молодецкой удалью👍Су-57 в Китае: ма...
  • Юрий Ильинов
    Это не Байден. Кто ещё должен одобрить разрешение на удары по России? Политолог Килинкаров рассказал, кем будет прин...Су-57 в Китае: ма...

Су-57 в Китае: мат, но не в три хода

Су-57 в Китае: мат, но не в три хода

Вообще полное впечатление, что что-то внутри «Рособоронэкспорта» поменялось, причем в лучшую сторону. После череды беззубых выставок и потери огромного количества клиентов (не в последнюю очередь из-за санкций, конечно), видимо, наступил некий Рубикон или красная черта, за которой всё плохо.

Потому участие в авиавыставке Airshow China 2024 произвело впечатление на всех. И на своих, и на чужих. Само по себе сложилось впечатление, что Россия и Китай разыгрывают партию не то в шахматы, не то в го. Возможно, каждый разыгрывал свою партию в своей игре, но тут важен результат.

Забегая вперед, стоит сказать, что результат есть в виде первого контракта, но тут еще много неясного. О том, что контракт подписан, сообщили китайцы, возникает тогда вопрос, зачем им Су-57 при наличии своих самолетов пятого поколения J-20 и J-35? Ответ, возможно, будет ниже, но в ранге предположений, поскольку о сути контракта все пока молчат.

Мы уже уделяли внимание выступлению Су-57 на открытии Airshow China-2024, которое произвело впечатление на всех и мало кого оставило равнодушным.




Конечно, что поднялось на той стороне и сколько желчи было вылито на самолет, мы уже писали, главное, чтобы там никто не отравился. Потому что суть претензий оказалась не то что несущественной, она больше позабавила.

То, что все кому не лень расписали на весь мир, какая убогая авиаиндустрия у России, что не в состоянии болты с одинаковыми головками вкрутить, конечно, были отчасти правы. Если посмотреть, как устраивают презентации американцы, то тут, конечно, шоу высшего класса. И всё зализано-прилизано, надраено и залакировано. Вот только сути это не сильно меняет, и как тут не вспомнить авиаобманулово, которое американцы устроили союзникам британцам в 1942 году. Да, это когда британцы совершенно обалдели от летных характеристик истребителя Р-39 «Аэрокобра», который летал на 100 км/ч медленнее именно такого вот выставочного прототипа.

Ну, эту историю у нас знают почти все, знают и чем дело закончилось.


И вот тут поведение российской делегации, плюхнувшей на площадку в Чжухае в качестве статичного образца прототип, которому 12 лет и который гоняли в хвост и в гриву, оно двоякое такое. Ну и летал там не менее ветеранистый самолет.

А что, у нас как бы нормальные самолеты делом заняты. Причем именно тем, для которого их и выпускают. А публику повеселить и удаль молодецкую показать можно и на таком…

Хотя в одном из интервью наш летчик-испытатель Сергей Леонидович Богдан, накормивший адреналином китайских зрителей во время своих выступлений что есть до отвала, сказал, что при необходимости он и этот статичный экземпляр в воздух поднимет, дайте время на подготовку самолета.

После выступлений Богдана все поверили.


Да, русские отказались от привычного поведения на подобных выставках и привезли как есть рабочие экземпляры. Запад не оценил, точнее, оценили по-своему. Обгадили. А вот Востоку, по ходу, такая пьеса понравилась, и там начали думать.

Да, на любой выставке F-35 смотрелся конфеткой из будущего, но вот почему сегодня всё больше F-35 остается на земле? И об этом уже начинают писать СМИ тех стран, что вывалили неслабые суммы на приобретение этого «чудо-самолета».

Так что откровенно не новый экземпляр, как есть «с пробегом», вытворявший чудеса в китайском небе, всем понравился. И было с чего. Да, в мире вообще немного самолетов, способных на такие выкрутасы, которые делал Су-57 под управлением одного из лучших летчиков России. И, кстати, в основном это русские самолеты, это у нас сверхманевренность в почете, потому что есть понимание, как ее использовать в бою. А там, у этих, им только малозаметность и подавай. Но разборка этих принципов — отдельная тема.

Как первый подитог — выступление Героя России Сергея Леонидовича Богдана и Су-57 не оставило равнодушным никого. И уверен, многие потенциальные покупатели поставили «галочки» если не в блокнотах, то в мозгах. Вице-президент Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Михаил Бабич в интервью сообщил, что имеется определенное количество заинтересованных стран, в том числе и ждущих двухместную версию самолета. Ну а мы с вами прекрасно знаем, что это за страны, предпочитающие двухместные версии самолетов.

Учитывая, что противники некоторых стран уже затарились китайскими FC-31/J-35, то двухместный Су-57 – это реально хороший выход из ситуации.

Первый ход был хорош. Оригинален донельзя, где-нибудь в Ле-Бурже точно освистали бы, а вот в Китае всем всё понравилось.

Ход второй — вот тут запахло нокдауном. Воздушное шоу — это, конечно, хорошо, это заряжает уверенностью и оптимизмом тех, кто должен потратить миллиарды на покупку того, что кувыркается в небе. И чем дольше и лучше аппарат там кувыркается, тем больше шансов на то, что эти миллиарды сменят хозяина.

Но ведь именно затем и проводятся такие шоу, не так ли?

Так вот, вторым ходом стал привоз российской ОДК на Airshow China 2024 двигателя АЛ-51Ф1. Того самого долгожданного «Изделия 30», которое окончательно превратило бы Су-57 в тот самый вожделенный для покупателей самолет пятого поколения.


Да, за рубежом очень долго злословили по поводу того, что «Изделие 30» появится не раньше 2030 года и будет никому не интересно.

И вот тут как раз вылезает самое жирное. Российские двигатели интересны многим, в том числе таким покупателям, как Китай и Индия. Особенно Китаю, у которого самолеты последних разработок представляют собой более чем интересные и перспективные машины, но их откровенно тормозят именно двигатели, которые на порядок отстают от мировых.

И вот уже не «Изделие 30», а АЛ-51Ф1 – просим любить и жаловать.


Представители ОДК утверждают, что это не выставочный, а обычный серийный экземпляр, которые прямо сейчас ставятся на серийные Су-57. Да, намекают как бы, что самолеты с такими двигателями появятся в ближайшем будущем, а потому делайте ваши… выводы, господа.

Вообще, врать на таком уровне в мире как бы не принято, и фирмы, настолько обманывающие покупателей, долго живут только в США.

Но в нашем случае перспектива связки «самолет + двигатель» начинает становиться очень и очень привлекательной. Особенно для тех, кто в пятое поколение не смог, потому что мало того, что это российский самолет, а фирма «Сухой» в представлении не нуждается, так еще и российский двигатель. А это уже идет следующий расклад.

Сегодня в мире двигателей есть своя икона, на которую некоторые откровенно предпочитают молиться и делают это, несмотря ни на что. Понятно, что речь идет о Pratt & Whitney F135, который фактически является основным конкурентом для АЛ-51Ф1.


Не так давно отдельная часть наших читателей сделала выпад в сторону некоторых авторов «Обозрения», упрекая их в откровенной «уряшности» и принижении возможностей американских самолетов. Оно, конечно, было бы очень неплохо еще и привести примеры этих возможностей, потому что пока все, что смогли продемонстрировать F-22 и F-35, — это швыряние с безопасного расстояния бомб и ракет по площадным целям типа «город». Ах да, еще пузырь сбили. Ракетой. Это действительно очень большие достижения.

Но мы о двигателях. Pratt & Whitney F135 – это немного модернизированный под самолет двигатель Pratt & Whitney F119-PW-100 от F-22. Максимальная тяга двигателя «Раптора» 15 800 кгс, УВТ в вертикальной плоскости, но главное – бесфорсажная тяга в 10 000 кгс позволяла «Раптору» летать без форсажа на сверхзвуке. На двух двигателях.

А что у F-35? А там один такой двигатель (мы говорим, естественно, о модификациях А и С, без функции вертикального взлета и посадки), что, несмотря на его весьма впечатляющие характеристики (максимальная тяга в 19 500 кгс и бесфорсажная в 13 000 кгс), о крейсерском сверхзвуковом полете можно забыть. Да, американцы сделали хорошую мину при плохой игре, дескать, сверхзвуковой полет напрочь губит малозаметность и вообще, F-35 может летать на сверхзвуке без форсажа. Но недолго, около 200 км. И при определенных условиях.

Ну, вообще, так-то и КрАЗ можно до 200 км/ч разогнать. Если с горы Арарат запустить вниз. Но мы говорим о вещах серьезных…

Су-57 с двумя АЛ-51Ф1 будет смотреться намного интереснее, чем F-35. Да, у нас малозаметность, по которой сходят с ума на Западе, не стоит во главе угла, а потому у Су-57 нет такой головной боли, зато есть двигатели, которые позволяют и суперкруз, и сверхманевренность, потому что кто видел, как работают сопла с УВТ на наших самолетах, тот поймет, о чем речь идет. Да, УВТ в вертикальной плоскости у F-22 – это неплохо, но всеракурсный УВТ на наших самолетах однозначно лучше.

Кроме того, есть такая интересная штука, как ресурс. То, что российские двигатели в этом плане всегда были на высоте, надеюсь, никто спорить не будет. А кто сомневается — посмотрите, сколько в мире летает МиГ-21 и когда был изготовлен последний двигатель Р-11-300. Получите неслабый заряд гордости.


А вот у американцев с ресурсом печально. Заявленные 4000 часов оказались… не совсем точной цифрой. Ну, то есть 4000 часов – это теоретически и в идеале. А так – 2000 часов, и часть из них придется тратить на охлаждение двигателя. И вот потому многие страны, купившие F-35, бурчат о том, что всё пошло не так, как им хотелось за такие деньги, а самолеты реально стоят на приколе, потому что ресурс – это штука такая… Сегодня он есть, завтра его нет, а послезавтра в бой надо. Так себе расклад.

А вот в Бундесвере реально крестятся, потому что не стали покупать F-35, предпочтя почти свои «Тайфуны». Повезло.

В общем, полноценное сравнение у нас впереди будет, но сейчас можно сделать такой вывод: если вам нужна платформа с сомнительными летными качествами, зато набитая датчиками, компьютерами, подсистемами взаимодействия, вроде бы способная почти незаметно подойти к противнику – да, для фанатов F-35 тут раздолье.

Если нужен самолет, максимально точно отвечающий формуле «найти, догнать, убить», вот тут Су-57 точно будет интереснее. Плюс бонусом сверхманевренность.


Нет, я не стану спорить, малозаметность — это очень полезное качество, но абсолютной незаметности нет и быть не может. Мы об этом говорили, причем даже на языке физики. И вот, честно говоря, оказаться в кабине малозаметного, но обнаруженного F-35, у которого нет физически шансов свалить от более быстрых Су-57 — да, так себе удовольствие. Особенно учитывая разницу в скорости на форсаже почти в 700 км/ч.

А если к этому приплюсовать более дальнобойные русские ракеты и РЛС, которые если и уступают по возможностям американским, то не критично, — в Индии и Китае есть о чем подумать.

Вообще мода на так называемую малозаметность скоро постепенно сойдет на нет. Это уже сегодня ясно и понятно, что радары, которые становятся все дальнобойнее и избирательнее, рано или поздно, но выиграют эту войну. Как броня проиграла средствам поражения на земле, так и в воздухе скоро будет важнее большая дальность обнаружения и поражения. А малозаметность останется такой себе обычной опцией. На одном уровне с нашлемным прицелом, тактической картинкой, меняющейся в зависимости от поворота головы летчика, радаром, который видит на 300 км, и ракетами, летящими на 250 км. «Ну да, кстати, наш самолет еще и малозаметный» — хорошее такое дополнение.

Американская мечта о летающей платформе, набитой разнообразными датчиками и сверхсовременными компьютерами, можно сказать, получилась. Цена только… как на стероидах. Да, придумав новое направление, американцы его практически окупили, продав очень приличное количество F-35 желающим и практически приговорив тем самым европейское авиастроение. Молодцы, но тут да, бизнес и ничего личного.

И все, кто начал работу над самолетами нового поколения (Европейские союзы, Россия, Китай, Индия и так далее), вот кроме России все уперлись в эту малозаметность. То есть, если не «стелс» — не самолет вообще.

Но вот началась высокотехнологичная война. Не принуждение к миру через уничтожение боевиков, вооруженных стрелковым оружием, а именно что военный конфликт, в котором задействовано с обеих сторон самое современное вооружение. И вот вам результат: Су-35, который ну совсем не «стелс», вооруженный современными противорадиолокационными ракетами, стал просто кошмаром для всех РЛС в Украине. Да, со временем, когда поменялась тактика применения ЗРК украинской стороной, оперировать стало сложнее, но и потери никогда не были закритичными.


И да, Су-57 не ставили в один ряд со «стелс»-истребителями США. Никто у нас и не делал секрета в том, что да, по формам и материалам, применяемым в конструкции, Су-57 обладает в определенной мере малозаметностью. Но основной упор все-таки сделан на летные и маневренные качества самолета.

Не концептуально? А надо ли слепо следовать концепциям, разработанным в США? У них уже есть очень концептуальный самолет F-22, от которого ВВС почему-то лихорадочно пытаются избавиться, причем не первый год. Есть концептуальный стелс-корабль «Замволт», с которым тоже все не очень гладко. Есть концептуальные литоралы «Фридом» и «Индепенденс», которые потихоньку потянулись на разделку и утилизацию. Есть ну очень концептуальная подводная лодка «Сивулф»…

Тут концепция одна: надо выкатить что-то «не имеющее аналогов в мире», всех испугать и потом это всем продать. И такое в США творят давно, начиная с не к ночи помянутого F-104. Просто получается далеко не со всем. У нас вот тоже насооружали этого всего «не имеющего», и что? Дешевейший дрон с 5-10 кг боевой части сбросил со стола все эти дорогостоящие игрушки типа того же «Терминатора». Печально, конечно, когда боевая машина, которая должна защищать танки, оказалась бесполезной и совершенно беззащитной от новых видов оружия.

А у России и Китая (и хорошо, что мы тут сходимся) несколько иная концепция. Отталкиваемся не от продажи, а от необходимости в первую очередь иметь для себя очень хорошее оружие, поскольку, как показывает практика, есть желающие проверить его качественную составляющую. И особенно это касается Китая, хотя еще и в свете последних событий Иран по полной программе в эту очередь влетает.

И всем нужны не просто хорошие – боевые самолеты. То есть способные не только на выставках присутствовать и издалека города сносить, но выполнять реальные боевые задачи в воздухе, при этом не забывая цели на земле и воде.

Конечно, опция умения крутить неподражаемые фигуры сверхвысшего пилотажа — может, это и не очень полезно в реальном современном бою, судить не возьмусь, но то, что это дает маркетинговую привлекательность самолету, и вызывает желание у потенциального покупателя перейти в категорию не потенциальных, то есть расстаться с деньгами.

Что, собственно, и произошло в Чжухае.



«Фигуры высшего пилотажа даются Су-57 с потрясающей лёгкостью. Он создан для неба»

Это в адрес нашего самолета сказали в такой интересной газете, как Global Times. Англоязычная версия «Хуаньцю шибао», которая выходит с понедельника по пятницу тиражом в полтора миллиона экземпляров. В день. И «Хуаньцю шибао», несмотря на свою ультраправую ориентацию, есть ни что иное, как структурное подразделение «Жэньминь жибао». Дальше можно не продолжать, всё понятно, не так ли?

Ну и эта же газета опубликовала вот этот снимок: группа высших чинов военно-воздушных сил НОАК столичного округа, которая изучает кокпит Су-57.


И здесь надо подчеркнуть, что этот визит такого количества генералов не был согласован и запланирован заранее. Понимаете, это Китай, там нельзя вот так взять и толпой генералов завалиться на посмотреть. Это потеря лица, что, в общем и целом, недопустимо.

Но после первого демонстрационного полета генералы решили, что Су-57 того стоит. И нанесли такой вот не совсем (точнее, совсем не) запланированный визит. Так скажем, без галстуков. Понятно, что у нашей стороны желание поближе познакомиться с Су-57 вызвало полнейшее понимание. Посетили тот самолет, что был в качестве статичного экспоната (б/н 057), и именно тогда Сергей Богдан сказал, что и этот самолет полетит, если будет такая необходимость.

Ду Вэньлун, старший полковник, директор центра исследований оружия военной академии НОАК и один из уважаемых оружейных экспертов в НОАК:

«Очевидно, что на сегодня Су-57 среди серийных «стелсов» обладает, пожалуй, лучшими лётными умениями и характеристиками. На взлёт самолёту требуется всего шесть секунд, и он с ходу может начинать вести бой. Мы знаем, что Су-57 успешно применяется и имеет хорошие результаты. Я прекрасно понимаю наших генералов из авиагруппы ВВС НОАК Пекинского округа, смотревших на самолёт, словно на неопознанный летающий объект. По остальным критериям есть официальные характеристики от русских, и если они хоть немного близки к реальности, то у них есть чем гордиться».

Там же, в Global Times, от Сунь Чжунпина:

«Российский Су-57 очаровывает Airshow China 2024. Су-57 – это великолепный истребитель, который имеет очень богатый реальный боевой опыт, поэтому его появление на авиасалоне также дает Китаю прекрасную возможность учиться и обмениваться опытом с россиянами. Су-57 и китайские J-20 и J-35 имеют свои особенности и уникальные преимущества, и благодаря общению две страны могут отлично сотрудничать и способствовать развитию этой области. Учиться никогда не зазорно. Русские создали превосходную машину и готовы к сотрудничеству».

Вообще, Сунь Чжунпин не специалист по авиации, но это один из ведущих китайских экспертов военно-политического толка, в том числе и на телевидении. К его мнению прислушиваются реальные миллионы китайцев, а он не скрывает своей ориентированности на Россию как на ближайшего союзника Китая.

И вот у нас, с одной стороны, истошные крики «Форбс», перепечатавших каких-то украинских истеричек, да и других западных изданий, отзывающихся о Су-57 как о самолете, далеком от идеала, на основании каких-то вообще непонятных блогеров, которым не понравились винты вместо заклепок. А с другой стороны, откровенно восторженные отклики китайцев и задумчивое мычание индусов, вышедших из проекта FGFA.

Но русские отходчивы, потому, уверен, у Индии есть шанс.

В целом же, совершенно никто не ждал от Запада реверансов и похвалы в адрес Су-57. Понятно, что там есть свой фетиш, F-35. Не вопрос, мы же никому не навязываем своей точки зрения, но и западная ангажированная нам тоже не интересна.

Но: русское, советское, российское оружие, в том числе и авиационное, всегда было на мировом уровне. От «Ильи Муромца» и «Лебедя» через И-16, Як-9 и Ла-7 к МиГ-17 и МиГ-21, МиГ-31, Су-27, Су-30, Су-35, Су-57. Мы всегда умели строить прекрасные самолеты. Это как прошито в генотипе у последователей великих Сикорского, Туполева, Поликарпова.

Знаете, живя в странном месте, где самолеты летают по одному маршруту «Россия — Украина» и, что характерно, возвращаются, могу сказать только одно: наши самолеты можно критиковать сколько угодно, особенно тем, у кого F-22 и F-35 в мозгах получили прописку. Но исторически, как говорится, ныне, присно и во веки веков русские самолеты были, есть и будут боевыми машинами, способными выполнять любые боевые задачи. И ничуть не хуже, чем их предки.

На каждый «Мессершмитт-109» находился И-16 или Як-9.
На каждый «Фокке-Вульф-190» находился свой Ла-5.
На каждый F-4 «Фантом» находился свой МиГ-21.


Очень хотел бы написать, что на каждый F-16 найдется свой Су-35, но, увы, не спешат там выставить свои истребители против наших. Возможно, заранее зная результат.

В Чжухае наши реально разыграли красивую шахматную партию, показав всё, что хотелось показать. Выводы (пусть и не матерные) пусть делают те, кто захочет приобрести наши самолеты, или те, кто будет им противостоять. Желаю удачи и тем, и другим, и не потому, что так принято, а потому что верю в то, что наши самолеты реально хороши.

Картина дня

наверх