На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 039 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Смогут ли российские подлодки вернуться в Черное море после окончания СВО Возвращение подлодок ВМФ РФ в Черное море ...Советский экспери...
  • Юрий Ильинов
    На Западе размещение термоядерного оружия США на британской базе Лейкенхит назвали «ответом на размещение Россией ЯО ...Советский экспери...
  • Юрий Ильинов
    Мошенники в печали: россиянам дали мощное оружие против спама   Мобильные телефоны россиян защитят с 1 августа. Меньш...Кусачие осы Империи

Реально ли выжить на планете Арракис из вселенной Дюны — ответ климатологов

www.techinsider

 

Реально ли выжить на планете Арракис из вселенной Дюны — ответ климатологов

Вы все в курсе, что недавно вышла экранизация научно-фантастического романа Фрэнка Герберта «Дюна», действие в которой разворачивается в далеком будущем на пустынной планете Арракис. Автор очень ответственно подошел к созданию реалистичности своего выдуманного мира, поэтому в описаниях планеты есть множество деталей.
Ученые решили собрать их воедино и создать модель Арракиса, чтобы посмотреть, действительно ли можно выжить в таких суровых условиях.

Описание планеты Арракис в книгах и фильмах «Дюна» оказалось настолько детальным, что климатологи смогли выяснить, могут ли люди в действительности выжить при таких условиях

Английские климатологи на досуге решили проверить, реально ли может существовать планета Арракис из книг «Дюна» в том виде, в котором ее описал создатель этой вселенной Фрэнк Герберт. Для этого они создали полноценную климатическую модель планеты, и сейчас мы вам подробно расскажем, к каким выводам пришли ученые.

Как строили климатическую модель несуществующей планеты

Чтобы использовать такого рода модели, нужно знать о существующих на планете физических законах и иметь множество дополнительных данных, начиная с формы гор и заканчивая составом атмосферы. Только после этого модель сможет сформировать климат и показать, какой может быть погода.

Английские климатологи пошли по простому пути - они взяли климатическую модель, которая используется для прогнозирования погоды и изменения климата на Земле. То есть, для прогнозирования использовали те же фундаментальные физические законы.

После этого специалисты углубились в изучение романа, чтобы выудить оттуда максимальное количество подробностей об Арракисе.

В частности, их интересовала топографическая карта планеты и форма ее орбиты, которая влияет на климат и смену времен года. Например, именно она становится причиной длинных и нерегулярных зим во вселенной «Игры Престолов».

Планета Арракис
Планета Арракис 

Далее климатологи внесли в модель данные о составе атмосферы Арракиса. По большей части она очень похожа на атмосферу Земли, хотя и с меньшим содержанием углекислого газа. Самая большая разница заключается в концентрации озона. На Земле в нижних слоях атмосферы его очень мало  всего около 0,000001%. На Арракисе его уровень составляет 0,5%. Этот аспект важно учитывать, поскольку озон примерно в 65 раз эффективнее нагревает атмосферу планеты, чем CO2.

На этом все — после введения всех нужных данных осталось только нажать на Enter и забыть о программе примерно на три недели — как раз такое время понадобится, чтобы она смогла смоделировать климат несуществующего Арракиса. Ну и конечно, для такой операции потребовался очень мощный компьютер, у которого хватило бы сил выполнить сотни тысяч вычислений, необходимых для моделирования. 

Климат Арракиса

Книги и фильмы описывают Арракис как планету, покрытую песком и редкими скалами, на которую постоянно воздействует неумолимое солнце. Но в тексте указано, что в полярных регионах - в городах Арракин и столице Карфаг, климат более гостеприимный. И это не соответствует тому, что ученые увидели на своей модели.

Климатическая модель Арракиса показала, что в самые жаркие месяцы в тропиках температура достигает около 45°C, тогда как в самые холодные месяцы она не опускается ниже 15°C. В принципе, на Земле тоже есть такие места. Но самые экстремальные температуры будут наблюдаться в средних широтах и в полярных регионах. Здесь лето может быть экстремально жарким с температурой в 70°C на песке. При этом зимы в этих местах такие же экстремальные — температура может опускаться до -40°C в средних широтах и до -75°C на полюсах.

В романе также говорится, что на Арракисе нет дождя. Однако модель показала, что он все же есть, но в очень малых количествах. К тому же выпадают осадки только летом и осенью в горах и на плато. Автор книги также отметил, что в северном полушарии планеты существуют ледяные щиты, но если верить модели, то летние температуры растопят любой лед, а осадков, как мы уже сказали, практически не бывает, так что за зиму хоть какой-то снежный покров вряд ли образуется.

Итог — можно ли выжить на Арракисе?

Терпение! Мы не можем ответить на этот вопрос, пока не определим, какими физическими способностями обладают жители Арракиса. Давайте предположим, что они могут выдержать те же температуры, что и люди, живущие на Земле сегодня.

Если это так, то кажется, будто тропики должны быть самой обитаемой областью, поскольку там соотношение температуры и влажности воздуха оптимальное, в таких условиях можно жить. Но в книге и фильме большинство людей живет в средних широтах, где среднемесячные температуры в низменностях часто превышают 50-60°C, а максимальные дневные температуры еще выше. Для человека это смертельно.

Но мы знаем, что все человекоподобные жители Арракиса должны носить специальные комбинезоны — дистикомбы — которые защищают их от перегрева и поддерживают водный баланс организма за счет переработки пота, мочи и выдыхаемого воздуха в питьевую воду. Это очень важно, поскольку в книге указано, что на планете нет открытых водоемов и обмен водой (ну то есть, если плюнуть в человека) вообще является ритуалом, демонстрирующим уважение.

Кадр из фильма "Дюна" (2021)

Зимой на этих территориях также становится нестерпимо холодно, и такие температуры человеку невозможно перенести без специальных технологий. То есть, летом в городах Арракин и Карфаг невыносимо жарко, а зимой невыносимо холодно, но жить там все-таки можно благодаря защитным дистикомбам.

Важно помнить, что Фрэнк Герберт написал первый роман «Дюна» еще в 1965 году. Это было за два года до того, как японско-американский климатолог Сюкуро Манабе опубликовал свою первую климатическую модель. То есть, у автора не было возможности быстренько проверить на компьютере, реалистичный ли мир он придумал. И это поразительно.

Кстати, не так давно мы разбирали еще один популярный фильм с точки зрения науки. Мы выясняли, могла ли героиня фильмов про Человека-паука Эм-Джей в действительности удержаться за Питера Паркера во время полета на паутине. 

-

Как российский фильм «Вызов» разделит историю мировой киноиндустрии на «до» и «после»

Киноэксперт Мария Лемешева — о том, почему фильм «Вызов» меняет жанр космического кино и выводит российский кинематограф в авангард мировой индустрии.

Снова первые

Предстоящий блокбастер Клима Шипенко «Вызов» произведет революционные изменения в сегменте космофильмов. Киносъемки на МКС проводятся впервые в истории. Такого опыта и такого вызова не было ранее ни у одной киноиндустрии мира. В 2016 году студия Lucasfilm вынашивала планы снять несколько сцен в космосе для фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход» — девятой части популярной франшизы. В итоге от прорывной идеи пришлось отказаться ввиду ее технической невозможности.

В сентябре 2020 года американский актер и продюсер Том Круз и режиссер Даг Лайман объявили о том, что полетят в октябре 2021-го на борту SpaceX на МКС, чтобы первыми в мире снять фильм в космосе. Но ни Круза, ни Лаймана нет в списке пассажиров туристического космического корабля Crew Dragon, который отправится на МКС до конца этого года. Да и тому, что Universal готова обеспечить бюджет в $200 млн для съемок нового проекта, нет официальных подтверждений. Идея поставлена на паузу.

Российская космонавтика и киноиндустрия опередили голливудскую команду за счет более подготовленной технической базы. Более 35 минут из общего хронометража фильма «Вызов» будет снято на реальной космической станции, куда отправились исполнительница главной роли Юлия Пересильд, режиссер Клим Шипенко и космонавт Антон Шкаплеров.

Участники первого в истории кинорейса тренировались в настоящем транспортном пилотируемом корабле «Союз МС-19». Они прошли тщательную медкомиссию и цикл тренировок в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в Звездном городке: тесты скафандров, вестибулярные и гипоксические тесты, занятия по стыковке.

Запуск с космодрома Байконур состоялся 5 октября. Пересильд и Шипенко вернутся на Землю 17 октября вместе с космонавтом Олегом Новицким, который находится на МКС с апреля 2021-го.

Roscosmos, Channel One TV 

МКС — новый тренд

«Вызов» формирует новый производственный тренд — полеты съемочных групп на МКС. Это даст новый импульс для развития всей мировой киноиндустрии: появятся новые сюжеты, свежие режиссерские, операторские и сценарные ходы, передовые технологические решения, применимые на космической кинолокации. Режиссеры космических фильмов прибегают к работе с декорациями, а использование хромакея сводится до минимума — как правило, для съемок сцен, имитирующих открытый космос.

У Клима Шипенко уже есть значительный опыт съемок космической драмы: его «Салют-7» взял премию «Золотой орел» в номинации «Лучший фильм». В российском и зарубежном прокате картина собрала $16,7 млн при бюджете в $6,5 млн. Подготовительный период картины занял восемь месяцев — на три месяца больше времени, чем сами съемки. Художники-постановщики выстроили точную копию Центра управления полетами и Центра подготовки космонавтов, а также соорудили макеты «Салюта-7» и «Союза Т-13» в натуральную величину.

Фильм «Салют-7» 

Отдельным этапом подготовки стала тренировка ощущения невесомости у актеров Владимира Вдовиченкова и Павла Деревянко, исполнявших главные роли. В самолете они десять раз подряд ощутили на себе 26 секунд свободного падения, и это была лишь часть большого курса подготовки к работе в условиях экстремальной физической нагрузки.

Механические системы тросов имитировали невесомость, а на постпродакшене их убрали, из-за чего при просмотре у зрителя возникло полное ощущение космического полета. Сначала сцены на тросах снимали с каскадерами, чтобы они составили полную последовательность движений для максимальной достоверности, а актеры затем смогли это повторить.

В космосе только девушки

Сюжет «Вызова» выглядит новаторским для космического кино. Главная героиня — врач по имени Евгения, отправленная на МКС, чтобы спасти жизнь космонавту. Для этого она должна сделать ему операцию на сердце в условиях невесомости прямо на космической станции. Другого выхода нет, поскольку сердце космонавта не выдержит нагрузок при входе в атмосферу по пути на Землю.

Евгения — обычный человек, ранее не имевший дело с космосом, как и исполняющая эту роль актриса Юлия Пересильд. По сути, на месте главной героини мог оказаться каждый из нас. На Земле у нее остается дочь подросткового возраста, на воспитание которой даже до полета не было времени из-за напряженного рабочего графика.

Клим Шипенко обращается к образу женщины-космонавта, набирающему популярность в мировом кино. Самый свежий пример успешного киновоплощения астронавтки — франко-немецкая драма «Проксима» с прекрасной Евой Грин. Ее героиня борется со своим материнским чувством, когда вынуждена оставить свою дочь на Земле под присмотром социального опекуна ради осуществления великой космической миссии. Нам показали, что покорительницы космоса — это не только смелые представители прекрасной половины человечества, но и сентиментальные матери.

Саша Гусов
Юлия Пересильд

Самым кассовым фильмом о женщине в космосе стал драматический триллер «Гравитация» Альфонсо Куарона с Сандрой Баллок в главной роли. При бюджете в $100 млн картина собрала в мировом прокате более $723 млн. Успешный опыт «Гравитации» позволяет дать оптимистичный прогноз на прокатные перспективы «Вызова».

Режиссеры не любят, когда их сравнивают с коллегами по цеху, но стоит отметить, что у Куарона и Шипенко много общего. Оба пришли из артхауса, оба умеют снимать как проекты с невысоким бюджетом, так и многомиллионные блокбастеры, оба способны работать в любом жанре — будь то триллер, драма или комедия — и при этом сохранять свой неповторимый авторский почерк.

Главная героиня «Гравитации», как и ее коллега из «Проксимы», переполнена материнскими чувствами к погибшей дочери. Именно они позволяют ей спастись в критической ситуации в открытом космосе. С этой точки зрения очень интересно, как драматические коллизии женского характера будут показаны в «Вызове». Так или иначе, выпуск фильма Клима Шипенко должен изменить моду для всего жанра космической фантастики. Если раньше мы пытались соответствовать мировым трендам, то теперь сами становимся трендсеттерами.

Проект «Вызов» демонстрирует миру наши технологические преимущества как в космонавтике, так и в кинопроизводстве. Но не стоит забывать о том, в чем мы всегда были сильны: российские фильмы становятся популярными в стране и за рубежом благодаря напряженному драматическому действию и качественной актерской игре. Главная задача режиссера — сделать так, чтобы даже в космосе экранное действие было таким же захватывающим, как на Земле.

Мария Лемешева
Мария Лемешева
наверх