Монгольские завоеватели глазами европейских книжников XIII-XV вв

В 20-е гг. XIII века в европейских письменных источниках фиксируются первые упоминания о появления неизвестного народа, вышедшего из степей Азии. В одних случаях их оставляют безымянными , в других именуют «татарами» .
Но в большинстве их олицетворяют с войском библейского персонажа – «царя Давида» . Первые сведения о продвижении монголов на Запад были связаны с событиями V крестового похода. Библейские пророчества побуждали сознание европейских священнослужителей и книжников видеть в Чингисхане – «царя Давида», самодержца, чьи владения на востоке граничили с Персией, а в его войске, которое успешно воевало с врагами христиан мусульманами («сарацинами») – союзников и даже спасителей.
К концу 20 - началу 30-х гг. представления о некогда неизвестных восточных народах начинают постепенно видоизменяться. Несмотря на то, что о них по-прежнему европейцам мало, что было известно, монголы стали восприниматься не просто, как союзники в борьбе против мусульман, но и как исполнители божественного замысла обновления христианского общества и искоренения его пороков . Перевес вопросов над ответами, стал побуждать главу Католической церкви и правителей европейских государств к отправлению своих представителей на восток, для разведывания и установления дипломатических контактов. Одним из первых европейцев, кто совершил подобное путешествие и оставил подробное описания о монгольских завоевателях был венгерский монах-доминиканец Юлиан.

В 1236 году была написана поэма Квиликино из Сполето «История сражений Александра Великого» (Historia de preliis Alexandri Magni), в которой впервые монголы были сопоставлены с нечестивыми народами эсхатологической традиции «Романа об Александре», а имя тартар отождествлено с греческим Тартаром . Данное литературное произведение сразу же получило относительно широкую популярность в Италии, а потом стало объектом ряда подражаний вплоть до XVI века. С этого момента в общественном создании европейцев, особенно итальянских книжников, возникает еще одна модель восприятия монголов, их начинают олицетворять с таратарми Гога и Магога, которых некогда, согласно легендам, запер Александр Македонский В анналах Уйверлейского монастыря, в послании венгерского епископа епископу парижскому говорится: «Я спросил, где лежит земля их; сказали они, что лежит она за какими-то горами и близ народа, который называется Гог; и полагаю я, что народ этот - Гог и Магог» .

Под влиянием библейских и литературных сюжетов, в текстах того времени, закрепляется за монголами образ «измаилитов». К примеру, в «Больших Шефтларских анналах», которые были составлены в Шефтларский монастыре, расположенном на реке Изар под Мюнхеном, сообщалось о том, что в 1240 г.: «…. вышло из своих пределов некое неизвестное варварское племя, которое называли татары или исмаилиты. Они совершили величайшее истребление людей, особенно христиан, к преследованию которых и искоренению их имени они устремились . В анналах Тьюксберийского монастыря, находящегося в графстве Глостершир, также содержится аналогичная информация о нашествии монгольских завоевателей на Европу: «Явился некий народ, называемый тартарами, сыны Измаиловы, вышедшие из пещер числом до 30 миллионов и более. Они опустошили все провинции, через которые пролегал их путь» .

В формирование образа монголов нового типа и распространение юдофобских настроений среди населения европейских держав XIII века, внес свою лепту монах-бенедиктинец Матвей Парижский. В своей знаменитой хронике английский средневековый книжник не только закрепил, но и развил за монголами устрашающий образ: «…они - люди бесчеловечные и диким животным подобные…» , «….а головы у них слишком большие и совсем не соразмерные туловищам. Питаются они сырым мясом, также и человеческим» .

Для установления дипломатических контактов и выяснения дальнейших намерений татар, уже весной 1245 г., т. е. до открытия Лионского собора, Иннокентий IV отправил к монголам четырех посланников. Доминиканцы Андреас из Лонжимо и Асцелин были направлены на Ближний Восток, а путь францисканца Джованни Плано Карпини лежал сначала в Польшу, а оттуда на Русь, где он должен был заодно обсудить и вопрос о воссоединении церквей. В середине XIII века Европа делает первые шаги к понимаю того, что из себя представляет Монгольская империя и как с ней взаимодействовать.

Во второй половине XIII-XIV вв., в связи с путешествиями европейцев в Монгольскую империю, в среде латинских письменных источников формируются помимо эсхатологической традиции описания монгольских завоевателей, вторая – реальная, с прагматическим подходом. На протяжении всего рассматриваемого нами периода, эти две ветви сосуществуют параллельно друг другу в книжной традиции и документации представителей католической церкви. С одной стороны, монголы продолжают олицетворяться с «тартарами» - потомками древних евреев, заключенных Александром Македонским . С другой стороны, «тартары» начинают рассматриваться, как возможные союзники в борьбе против мусульман. Рождается новая идея среди католиков – победить монголов не оружием, а обращением в свою веру.

Во второй половине XIV-XV вв., после падения власти крестоносцев на Востоке и утраты веры обратить татар в союзники после перехода монгольских правителей в ислам, в общественном сознании монголов появляется две идеологемы – Польши и Венгрии, как «щита Европы и Христианского мира», и противопоставленная ей «Татарская угроза». На ментальной карте мира образовывается граница Европы и Азии, а мир впадает в ожидании нового нашествия «татар» - главной угрозе христианам.
Шишка Е.А.
===
===
===
ПОЧЕМУ КИТАЙЦЫ НЕ ЖИВУТ НА ЧЕТВЕРТОМ ЭТАЖЕ?

Если вы увлечены традициями Китая, вам вероятнее всего будут интересны суеверия, существующие у местного населения.
В доме не должно быть двух собак
У китайцев богатый и сложный язык, в котором иероглифам приписывается особая магическая сила. Неверное, начертание или сочетание китайских иероглифов может стать причиной неудач. Запрет на владение двумя собаками – лишь один из примеров, наглядно демонстрирующий это. Если пояснить более доступно, то наличие двух собак означает, что в доме есть два рта, для которых нужна пища. Сочетание иероглифов, обозначающих слова «рот» и «собака», образует глагол «плакать». Поэтому две собаки в одном доме у китайцев считаются плохой приметой, ведь они могут принести в семью горе и слезы.
Нельзя делиться грушей с любимым человеком
Здесь дело не в груше, а все в той же особенности китайского языка, накладывающего ряд ограничений. В отличие от первого китайского суеверия с собаками, эта примета связана со звучанием слова. По-китайски слово «груша» произносится как «ли». Точно так звучит китайское слово, которое значит «разделение». Поэтому считается, что совместное поедание одной груши может привести к разрыву отношений между влюбленными.
Страшный номер четыре
Если у нас суеверный страх вызывает цифра 13, то у китайцев таким аналогом можно назвать цифру 4. На китайском языке она звучит как «си», что служит также обозначением слова «смерть». Поэтому многие китайцы всяческим образом стараются избегать этого числа. В Китае можно обнаружить, что в лифтах жилых домов и отелей нет кнопки для четвертого этажа. На четвертом этаже редко располагаются квартиры или жилые помещения, поскольку считается, что жизнь там будет сплошной полосой неудач. Это же число обычно обходится стороной при планировании особо важных мероприятий. Суеверные китайцы вряд ли отправятся в путешествие 4, 14 или 24 числа. Даже те, кто не страдает паранойей, стремятся избегать рейсов, в которых присутствует эта цифра.
Черный и белый цвет под запретом
Если туристам захочется выделиться (в плохом смысле) среди китайцев, то стоит отдать предпочтение исключительно белому или черному цвету в одежде. Эти два цвета у них символизируют смерть. На похоронах можно увидеть местных жителей в одежде исключительно черного или белого цвета. Поэтому не стоит приходить в гости к китайцам в одежде таких расцветок, если нет желания оскорбить радушных хозяев. Правда, современная китайская молодёжь, как правило, игнорирует эти суеверия. В Китае или Гонконге можно повстречать немало молодых людей в черных куртках.
Ева СИЛЬВЕР
Развлечения в Центральный парк, NY
Threa - Перевернутая Земля мной :)
Северная Каролина текущих и будущих межгосударственных автомагистралей
Были ли городские районы более склонны поддерживать Хиллари Клинтон, чем сельские районы? Да, но не везде, и корреляция не так сильна, как я думала.
Новая диаграмма Средиземного моря, 1797
"Гран Колумбия" в 1824 году - попытка Симон Боливар объединить бывшие колонии генерал-капитана Венесуэлы и вице-короля Новой Гранады в единую федерацию/ государство.
Свежие комментарии