Агония русской школы
Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения.
Л. Н. Толстой
Л. Н. Толстой
Уже четверть века в России убивают русское образование. Очевидно, что «реформы» своего достигли – русская школа в агонии. Коммерциализация общества и культуры (полная победа западного общества «золотого тельца») плюс навязываемая западная «демократизация» и «либерализация» школы привели к тотальной деградации системы образования.

Школьники СССР, 1954 г.
Достаточно почитать самые звучные новости из школьной жизни за один день, 24 сентября 2019 г.: в Кирове предотвратили массовое убийство в школе; в Ленинградской области школьник систематически несколько лет подряд избивает одноклассников, а руководство школы и родители ничего не могут с этим поделать.
Гитлер и русская школа
Советскую школу как основу советского государства и народа пытались уничтожить гитлеровцы. Военно-политическая верхушка Третьего рейха отлично понимала значение русской школы. Без уничтожения образования нельзя было уничтожить русскую (советскую) государственность и превратить народ в унтерменшев-недочеловеков.
Возьмём выдержки из стенографической записи высказываний Гитлера по книге В.И. Дашичева «Банкротство стратегии германского фашизма: исторические очерки, документы, материалы» (М.: Наука, 1973). Адольф Гитлер, март 1942 г.:
«Прежде всего не следует отпускать в восточные области немецких школьных учителей. Иначе мы потеряем не только детей, но и родителей. Потеряем весь народ. Ибо то, что мы вдолбим им в голову, не пойдет им впрок. Идеально было бы научить их понимать лишь язык знаков и сигналов. По радио бы населению преподносилось то, что для него приемлемо: музыка без всяких ограничений.
Но ни в коем случае нельзя допускать их к умственной работе. Мы действительно не можем допустить никакой печатной продукции».
Гитлер, апрель 1942 г.:
«Если русские, украинцы, киргизы и прочие научатся читать и писать, нам это только повредит. Ибо подобные навыки дали бы возможность самым способным из них получить определенные знания в области истории и, следовательно, прийти к размышлениям политического свойства, острие которых было бы неизбежно направлено против нас. …разумнее установить в каждой деревне громкоговоритель, чтобы таким путем информировать людей о новостях и дать им пищу для разговоров; это лучше, чем допустить их к самостоятельному изучению политических, научных и т. п. сведений. И пусть никому не приходит в голову передавать покоренным народам по радио сведения из их прежней истории. Передавать следует музыку и еще раз музыку! Ибо веселая музыка способствует прилежной работе. А если люди смогут побольше плясать, то и это… должно приветствоваться».
Таким образом, немецкие оккупанты хотели оставить советскому народу только музыку без всяких ограничений, танцы и развлечения. Умственная работа, политические, научные и другие знания, математика и история были исключены.
Разрушение основ
В 1920-е годы, после революции 1917 г. и падения Российской империи, в советской России также много «экспериментировали» и «перестраивали» школу, искали её новое лицо, отличное от периода царизма. Дело дошло до отмены традиционных истории, географии и литературы, из курса образования изъяли Александра Невского и Дмитрия Донского, Ивана Грозного и Александра III, Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Однако в 30-е годы, при сталинской «реакции», когда встала задача индустриализации в аграрно-крестьянской стране, создания передовых науки и образования, обеспечения обороноспособности и рывка в будущее СССР, сразу вспомнили опыт царских гимназий, классического образования Российской империи. Стали использовать программы и учебники классово чуждого режима. Только школа стала массовой, обучение — всеобщим.
Результат был великолепным! Советская школа стала лучшей в мире! В 1960-е годы Д. Кеннеди сказал:
«Советское образование лучшее в мире. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой».
В выводах Аналитической записки НАТО об образовании в СССР (1959 г.) есть такие мысли:
«Государства, самостоятельно соревнующиеся с СССР, впустую растрачивают свои силы и ресурсы в попытках, обреченных на провал. Если невозможно постоянно изобретать методы, превосходящие методы СССР, стоит всерьез задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов».
Во времена хрущевской «перестройки» и позднее советская школа многое потеряла. В частности, была снята ответственность ученика за учёбу и учителей обязали положительно оценивать «труд» бездельников и тунеядцев. Однако, несмотря на все ошибки, советская школа всё равно оставалась одной из лучших в мире (или даже лучшей, смотря как оценивать). Она создавала в стране и народе мощный созидательный, научный и воспитательный фундамент. Так, по данным ЮНЕСКО, в 1991 году (год гибели советской империи) Россия занимала 3-е место в мировом рейтинге по уровню образования.
Затем до русской школы добрались «реформаторы» и «оптимизаторы» — разрушители. Началось «реформирование» образования. Ввели Болонскую систему, Единый госэкзамен, Основной государственный экзамен, Всероссийскую проверочную работу (ВПР), «игровые» элементы и пр. Резко сократились часы базовых предметов, при этом появилась куча ненужных, вспомогательных, ломающих, калечащих общую систему. В частности, усиление этнокультурных компонентов в национальных республиках (язык, история, культура), преподавание религии в школе, половое воспитание, психология, семьеведение и т. д. При этом размывание базовой программы постоянно усиливается. Теперь мы по уровню образования в третьем десятке и деградация продолжается!
Повысив статус выпускного экзамена в школе до уровня вступительного экзамена в высшее учебное заведение, «реформаторы» нанесли сразу два мощных удара. Во-первых, учителю отказали в доверии. Теперь полунищие учителя, оказывается, стали «главными коррупционерами» в стране (им уже конфеты и цветы запретили). Учителя были сломаны, программу стали выполнять формально и теперь просто «натаскивают» учащихся на сдачу госэкзамена, ВПР, так как от итогов многое зависит не только для учеников, но и для учителей. Во-вторых, для учеников и их родителей теперь главное в процессе образования то, что будет на итоговом экзамене, а не систематическое изучение основ базовых предметов. Не получение учениками фундаментальных знаний, не формирование у них понятийного мышления, не развитие учащихся и приучение их к систематическому умственному труду. Итоги разрушительны, уровень базовых знаний абитуриентов упал катастрофически. Уровень вузов автоматически упал до основной массы слабо подготовленных в средней школе студентов.
Таким образом, по воле либеральной прозападной «элиты», «реформаторов» произошла резкая деградация и дебилизация подрастающих поколений. Очень скоро последние остатки советской школы будут окончательно убиты, и мы по уровню образования и развитию массовой школы (у «элиты» свои школы и заграница) опустимся до уровня бывших колоний Запада в Африке. А крах образования – это крах нации. Крах науки, системы подготовки кадров для промышленности и оборонки. Очень скоро страна встанет перед задачей ликвидации безграмотности, как большевики после революции и смуты.
Победа «демократии» и «толерантности» в школе
Помнится, раньше, когда смотрели западные фильмы о школе, удивлялись тамошнему уровню насилия и распущенности. Торговля наркотиками, воровство, грабежи, секс и драки — вот то, чем занимаются ученики вместо учёбы. Отличный фильм на эту тему — «Директор» с Д. Белуши в главной роли (1987 г.), где герой борется с молодежной бандой. Или «Только сильнейшие» (1993 г.) с М. Дакаскосом в главной роли. Здесь бывший солдат становится преподавателем в своей бывшей школе и пытается спасти трудных детей от насилия и наркотиков с помощью изучения боевых искусств (бразильская капоэйра). Также он сталкивается с наркомафией, имеющей позиции в школе.
Раньше удивление вызывали бойни, массовые убийства в американских школах. Однако прошло не так много времени, и эти же явления становятся обычными явлениями и в наших школах. В январе 2018 г. в столице Бурятии Улан-Удэ ученик 9-го класса ворвался в учебное заведение с топором и «коктейлем Молотова», ранил несколько человек. В этом же месяце два подростка с ножами атаковали школу в Перми, 15 человек пострадало. В октябре 2018 года произошло массовое убийство в Керченском политехническом колледже (21 человек погиб, 67 пострадали). В мае 2019 г. школьник с топором напал на школу в Вольске (Саратовская область). И такие ЧП становятся уже нормой. Господствует распущенность и вседозволенность. Происходят нападения учеников на учеников, учеников на учителей. Даже убийства, не говоря уж о изнасилованиях и избиениях. Учащиеся, пользуясь беззащитностью и бессилием преподавателей, руководства школы в новых «демократических» условиях, победы полной «толерантности» и гуманности», ругаются матом, издеваются над взрослыми и более слабыми учениками.
«Демократизаторы» в 1990—2000-е годы внедрили культ «прав ребенка» и перевернули прежние устоявшиеся понятия о справедливости и правах с ног на голову. Затем подключился и «цифровой мир», когда у лиц, которые считают себя обиженными, появилась возможность снимать вырванные из контекста ролики и запускать их в социальные сети. А затем «правозащитники» и «блогеры» подольют керосина в огонь, сделают из мухи слона. Раньше учителя или директор могли быстро поставить на место начинающего хулигана (возможно, и преступника) простым окриком, постановкой в угол, подзатыльником или указкой, а затем пакостнику досталось бы ещё и дома. Негласно это было нормой традиционного общества и защищало его от большего зла. Также имелся целый ряд продуманных и проверенных инструментов борьбы с такими явлениями, как вызов в школу родителей, направление писем по месту работы родителей, отчисление из школы, детские комнаты милиции, спецшколы для трудновоспитуемых и пр.
Теперь всё наоборот. Под давлением западных правозащитных организаций на постсоветском пространстве проведена тотальная «либерализация». Созданы буквально тоталитарные методы защиты прав ребенка. За попытку остановить хулигана учителя подвернут всяческому очернению и выгонят из школы, а то ещё и заведут уголовное дело, а на родителя, который попробует реализовать своё право на воспитание дома, натравят ювенальную юстицию, а ребенка отнимут.
В итоге руководство школ, учителя, главврачи и начальники районных отделов полиции и многие родители отстранились от первичных мер по профилактике распущенности, пакостничества и хулиганства, которые очень часто ведут и тяжелым уголовным преступлениям, воровству, насилию. Учителя, директора и другие должностные лица стали «отписываться». Избегать любых неоднозначных, потенциально опасных ситуаций. Теперь учителей по западным методикам учат «искать подход к ребенку». Созданы должности социальных педагогов и психологов, чтобы «найти подход». Однако нельзя только добром перевоспитать уже испорченных людей. Обычная педагогика эту задачу решить в принципе не может. Это невозможно.
Из-за роста насилия в обществе школы уже напоминают тюрьмы. Заборы, камеры, охрана и пропускной режим. Но толку от этого мало. Только напоминание о резком падении качества жизни и безопасности в России по сравнению с советской цивилизацией.
Что мы получили на выходе? Полный слом дисциплины и порядка в школе. Распущенность, вседозволенность и возможность отлынивать от учёбы. Мат, табакокурение и пьянство подростков. Старшие дети избивают младших, ругаются матом, посылают учителей «идти лесом». Постоянные сюжеты в СМИ о избиениях, насилии, уже и убийствах в школах. С учётом общей деградации общества в школах всё больше психически больных детей. А управы на них нет. Эффективной юридической защиты от «трудных подростков» нет. Полиция до 14 лет (чаще всего до 16) вообще ничего не может сделать. Психиатры признают их вменяемыми и отправят обратно в школу. Учителя закрывают глаза. Руководство школ не может отчислить «паршивую овцу» из школы. Родители сваливают на школу, мол, им за это платят, пусть воспитывают.
Нет порядка в школе, нет и нормального процесса обучения. На выходе тотальная дебилизация и деградация школьников, а затем и общества.
Что делать
Фундаментальная причина разрушения русской школы — это господство либеральной, прозападной идеологии в России. Тотальная коммерциализация русского общества и культуры. Наша страна стала частью западного мира "золотого тельца" — общества потребления, которое ведет к саморазрушению и гибели всей планеты и человечества. Чтобы остановить этот процесс, необходимо вернуться на самобытный путь развития русской цивилизации. С господством этики совести и социальной справедливости.
Не надо изобретать велосипед, необходимо вернуться к классической русской (советской) школе. Взять советские методики, программы и учебники, адаптировать их к современности. Советская школа была лучшей в мире. Использовать этот фундамент для создания общества созидателей и творцов, а не рабов «цифрового концлагеря», как сейчас. Также необходимо восстановить порядок и дисциплину в школах, покончить с «толерантностью» к бездельникам, хулиганам и малолетним преступникам.

Японская "правда" о войне с Россией. Как японцы отражали "русскую агрессию" в Маньчжурии
В советской историографии было принято мнение, что война с Японией стала позором для царской России и предпосылкой первой русской революции. Что Японская империя разгромила огромную Российскую империю из-за бездарной российской военно-политической верхушки и превосходства японцев в военном искусстве, технике и управлении. В современной России создан миф о том, что главные причины поражения – это внешние силы (Англия и США), российская либеральная общественность, недовольная войной и революционеры, которые ввергли империю в смуту и не дали стране победить. В Японии же создан миф о «русской агрессии» и «упреждающем ударе» по России.
Японский взгляд на войну хорошо показан в японских художественных фильмах. Вершина японской пропаганды фильм «Император Мэйдзи и русско-японская война». Японцы сразу же называют «причину» войны: оказывается, это «русская агрессия»! Русская империя протягивает свои лапы к Маньчжурии и готовится захватить Японию! Значительную часть времени правительство и общественное мнения давят на императора, который якобы не хочет воевать и до последнего надеется на компромисс. Императору ничего не остаётся, как начать превентивную войну с «русскими агрессорами». Интересно, что после развала СССР в Западной Европе активно распространяется миф со схожими мотивами. Мол, проклятые большевики во главе с «кровавым Сталиным» планировали захват Европы, но ему помешал Гитлер, который нанес упреждающий удар по СССР.
Таким образом, в войне виновата не Японская империя, которая без объявления войны атаковала русский флот, а империалистическая Россия, готовящая захват Японии. Доказательствами служит продвижение русских войск в Северо-Восточном Китае, строительство КВЖД и Порт-Артура.
Сама война показана плохо. Много пафоса, японского патриотизма. Больше всего внимания уделено битве за Ляоян. При этом создан стереотип, которым можно будет отметить и в последующих работах: японские солдаты самоотверженно штурмуют хорошо подготовленные русские позиции и массами гибнут от огня русских пулеметов. Количество пулеметов просто фантастическое. Однако всё-таки японские войска героически побеждают. В том же духе показаны и бои за Порт-Артур, только атаки идут зимой. Схема такая же: японцы атакуют волнами, лезут под пулеметы (чудовищные потери в духе «трупами завалили»), тащат на высоты пушки и побеждают благодаря самоотверженности и высокому боевому духу. В итоге добивают эскадру Рожественского в Цусимском сражении. Россия униженно подписывает мир. Японский народ ликует и празднует, император скорбит о павших. Хотя в реальности японцы, обманутые своей пропагандой о легкости победы и воплями о том, что «русские за всё заплатят», и увидев, насколько небольшими были успехи, стоившие таких огромных людских и материальных жертв, устроили беспорядки и бунты. Японским властям пришлось «затягивать гайки». Но об этом лубочная пропаганда умалчивает.
В 1969 г. вышел фильм «Битва в Японском море», он, по сути, повторяет в главном «Императора Мейдзи». Только акцент сделан не на сухопутном театре, а на морском. В фильме рассказывается на фоне общего хода войны о подготовке и ходе Цусимского морского сражения. Начало почти такое же: на фоне карты Маньчжурии диктор пафосно рассказывает о том, как европейские великие державы ввели в Китай войска для защиты своих посольств во время восстания боксёров, но только Россия оставила их и стала наращивать. Мол, проникновение русских в Маньчжурию угрожало национальным интересам Японии. Об агрессивной захватнической политики Японии в Китае и Корее — ни слова. Далее, как по отработанной схеме, совещание у императора, решение нанести упреждающий удар по России, пока она не слишком усилилась на Дальнем Востоке. О роли Англии и США ни слова, как и том, что Япония сыграла роль «тарана» Запада, выдавливая русских с Дальнего Востока.
Сцены битв практически без изменений. Японцы снова храбро атакуют русские позиции, их косят из пулеметов. Тут даже форму русским шить не стали (в фильме «Император Мейдзи» русские были в голубых мундирах и папахах а-ля казаки). Русские солдаты тут ходят в той же самой японской форме, что и все, только японцы с желтыми отличиями, а русские — с красными. Кстати, русского флага в этой версии истории не существует. Его роль выполняет исключительно Андреевский флаг. Снова показаны самоубийственные атаки японцев на укрепления Порт-Артура. Цусимское сражение. Также в фильм введена второстепенная линия с японским разведчиком Акаси, большим поклонником русской культуры. Роль японских спецслужб в войне и революции в России показана грубо. Вроде встречи Акаси с русскими революционерами в лице бородача в кожанке с фамилией Серьяк. Революционер принимает японское золото. Как японский агент упоминается и Ленин. Подразумевался под Акаси японский военный атташе в России полковник Мотодзиро Акаши, который действительно давал деньги эсерам и национальным сепаратистам.
Ещё один схожий «шедевр» японской пропаганды – это фильм «Высота 203» (1980 г.). Снова враньё о подготовке России к нападению на Японию. Якобы русские начали экспансию в Маньчжурию и Корею, чтобы ограбить их, а затем перейти к Японии. Поэтому Японии пришлось влезть в Маньчжурию, чтобы защитить порог империи от жадного северного соседа. Сильно преувеличена «лучшая крепость в мире» Порт-Артур, снова масса пулеметов (через полтора метра, их не было столько во всей русской армии). Показаны гранаты, которых тогда, особенно зажигательных, не было. У русских снова серо-голубая форма. Снова японские командиры заваливают русские позиции телами. В целом фильм слабый, крови и трупов много, правды мало.
Таким образом, японцы в духе Голливуда выстроили вполне определённую картину. «Миролюбивые» японцы, не щадя жизней, отражают экспансию «северных медведей» в Маньчжурию, «защищают» Японию.
Основная причина в том, что Япония была готова к войне, а Россия нет. После вмешательства России и других европейских держав в японо-китайскую войну, когда Японию лишили значительной части плодов её победы, а русские приобрели Ляодун с Порт-Артуром, японская пропаганда превратила Россию в главного врага империи восходящего солнца. Японское самолюбие было унижено, вся страна от школьника до императора понимала, что этот вопрос можно решить только силой оружия. И вся империя принялась лихорадочно готовиться к войне с Россией. При этом Япония заключила союз с Англией в 1902 г. и заручилась политической и финансово-материальной поддержкой США. Англия и США хотели выбить русских с Дальнего Востока. Япония выступила в роли их «тарана». Одновременно западная финансовая олигархия профинансировала российское революционные движение, то есть удар подготовили извне (Япония) и изнутри («пятая колонна»).
Японцы были нацией-воином, самураями. Древняя воинская традиция, воспитание, весь уклад жизни были направлены на развитие горячей любви к родине и императору. Высокий уровень образования облегчал военное обучение, давал грамотных солдат и матросов. Существовала система воинского воспитания, выращивания военной элиты. Японская верхушка была национальной, волевой, дисциплинированной, энергичной, решительной, готовой на всё ради интересов империи. Культивировалась широкая инициатива.
В период 1898-1903 гг. Запад помог Японской империи создать первоклассный броненосный флот, перевооружить и обучить по передовым европейским стандартам (германская школа) армию. Всё это совершенно ускользнуло от внимания русской разведки и дипломатии. Япония была готова выставить 520 тыс. бойцов – молодых, хорошо обученных, вооруженных и фанатично преданных императору. Офицеры отлично знали будущий театр боевых действий – Корею, Маньчжурию и Ляодун, где они уже воевали в 1894 г., и который отлично изучили. По сути, на Китае японцы уже отрепетировали как будут воевать с русскими: внезапное нападение, разгром и изоляция флота, завоевание господства на море, высадка десантной армии и захват Порт-Артура. А в Петербурге всё это проморгали, будучи уверенными, что японские «макаки» (как их презрительно называли в высших салонах Петербурга) не посмеют атаковать могущественную Российскую империю.
Японская разведка, включая тайные общества, работающие на империю, была лучшей в Азии. Она отлично знала обстановку в Китае, Муньчжурии, Корее и русском Дальнем Востоке. Японская разведка даже наладила контакты с русским революционным подпольем, «пятой «колонной», финансировала Первую русскую революцию. Японский Генштаб был создан по образцу германского и хорошо усвоил германские доктрины и методики, как положительные так и отрицательные. Стоит отметить, что японский генералитет использовал германские навыки, но без инициативы, фантазии, если бы на месте осторожных русских генералов были полководцы суворовского типа, то японцам пришлось бы очень плохо. Японцы хорошо изучили опыт Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг. и Турецкой кампании 1877 гг., и пришли к заключению, что в лице русской армии они не встретят выдающегося противника. Возможности Сибирского железного пути были японцами недооценены – японский Генштаб считал, что русские не успеют раньше чем за 6 месяцев сосредоточить в Маньчжурии более 150 тыс. солдат. Они полагали возможным пропуск одной пехотной дивизии в месяц и три пары воинских эшелонов в сутки, и ошиблись втрое.
То есть японское командование исходило из двух «фактов»: русские войска невысокого качества и они малочисленны. В подсчёте русской армии японский Генштаб ошибся в начале войны вдвое, затем и в трое. В конце войны русские войска уже имели двойное превосходство. Японцы избежали полного разгрома и уничтожения на материке только из-за пассивности русского командования, которое разучилось воевать по-суворовски. Только благодаря плохому управлению наша армия не одержала победу в Маньчжурии.
Эти ошибки (как и ошибки японского генералитета уже в ходе самой войны) могли стать для Японии роковыми, если бы фантастическая неготовность России к войне на Дальнем Востоке. Петербург и российское общество были заражены пацифизмом, в большую войну со времен Гаагской конференции на Дальнем Востоке не верили, всерьёз не думали. Военное министерство во главе с Куропаткиным, министерства иностранных дел и финансов, что войны с Японией не будет, поэтому нет нужды выделять дополнительные силы и ресурсы для укрепления обороноспособности дальневосточных рубежей. Провидцев вроде адмирала Макарова всерьёз не принимали, считали чудаками. Всё внимание и силы, как раньше, были сосредоточены на западной границе.
Силу Японии серьёзно недооценивали. Прошедшие качественные изменения в японских вооруженных силах проворонили. Сначала даже считали, что с японцами справятся одни войска Приамурского округа. Затем их решили в случае войны усилить резервными корпусами из Сибирского и Казанского округов, и, наконец, более качественными корпусами из Киевского и Московского округов. Порт-Артур к длительной обороне не подготовили, не создали мощный укрепрайон в самом узком месте Ляодунского полуострова. Флот был ослаблен разделением сил: крейсера базировались во Владивостоке, а главные силы – броненосцы и минная флотилия, были переведены в Порт-Артур. Новая база была мелководной и совершенно необорудованной, отсутствовали доки и мастерские, и небольшие повреждения могли обездвижить броненосцы. Русский генералитет со времен войн с Наполеоном, и как хорошо показали Восточная и Турецкая войны, серьёзно деградировал. Утратил инициативу, решительность, стал пассивным и боязливым. Это были генералы мира, а не войны.
Недооценка противника сыграла свою роль и в провале российской дипломатии. Министерство иностранных дел России затягивало переговоры с Японией о разделе сфер влияния на Дальнем Востоке. Японию не считали великой державой и не воспринимали всерьёз. Поэтому, когда Токио известил наше правительство о разрыве дипломатических отношений, в Петербурге даже не поняли, что это война и необходимо приводить армию и флот в полную боевую готовность. И атака японских миноносцев русской эскадры в Порт-Артуре стала для Петербурга шоком. В итоге русская армия и флот расплатились большой кровью за неудачную политику Петербурга в Азии.

Японская «правда»
Японский взгляд на войну хорошо показан в японских художественных фильмах. Вершина японской пропаганды фильм «Император Мэйдзи и русско-японская война». Японцы сразу же называют «причину» войны: оказывается, это «русская агрессия»! Русская империя протягивает свои лапы к Маньчжурии и готовится захватить Японию! Значительную часть времени правительство и общественное мнения давят на императора, который якобы не хочет воевать и до последнего надеется на компромисс. Императору ничего не остаётся, как начать превентивную войну с «русскими агрессорами». Интересно, что после развала СССР в Западной Европе активно распространяется миф со схожими мотивами. Мол, проклятые большевики во главе с «кровавым Сталиным» планировали захват Европы, но ему помешал Гитлер, который нанес упреждающий удар по СССР.
Таким образом, в войне виновата не Японская империя, которая без объявления войны атаковала русский флот, а империалистическая Россия, готовящая захват Японии. Доказательствами служит продвижение русских войск в Северо-Восточном Китае, строительство КВЖД и Порт-Артура.
Сама война показана плохо. Много пафоса, японского патриотизма. Больше всего внимания уделено битве за Ляоян. При этом создан стереотип, которым можно будет отметить и в последующих работах: японские солдаты самоотверженно штурмуют хорошо подготовленные русские позиции и массами гибнут от огня русских пулеметов. Количество пулеметов просто фантастическое. Однако всё-таки японские войска героически побеждают. В том же духе показаны и бои за Порт-Артур, только атаки идут зимой. Схема такая же: японцы атакуют волнами, лезут под пулеметы (чудовищные потери в духе «трупами завалили»), тащат на высоты пушки и побеждают благодаря самоотверженности и высокому боевому духу. В итоге добивают эскадру Рожественского в Цусимском сражении. Россия униженно подписывает мир. Японский народ ликует и празднует, император скорбит о павших. Хотя в реальности японцы, обманутые своей пропагандой о легкости победы и воплями о том, что «русские за всё заплатят», и увидев, насколько небольшими были успехи, стоившие таких огромных людских и материальных жертв, устроили беспорядки и бунты. Японским властям пришлось «затягивать гайки». Но об этом лубочная пропаганда умалчивает.
В 1969 г. вышел фильм «Битва в Японском море», он, по сути, повторяет в главном «Императора Мейдзи». Только акцент сделан не на сухопутном театре, а на морском. В фильме рассказывается на фоне общего хода войны о подготовке и ходе Цусимского морского сражения. Начало почти такое же: на фоне карты Маньчжурии диктор пафосно рассказывает о том, как европейские великие державы ввели в Китай войска для защиты своих посольств во время восстания боксёров, но только Россия оставила их и стала наращивать. Мол, проникновение русских в Маньчжурию угрожало национальным интересам Японии. Об агрессивной захватнической политики Японии в Китае и Корее — ни слова. Далее, как по отработанной схеме, совещание у императора, решение нанести упреждающий удар по России, пока она не слишком усилилась на Дальнем Востоке. О роли Англии и США ни слова, как и том, что Япония сыграла роль «тарана» Запада, выдавливая русских с Дальнего Востока.
Сцены битв практически без изменений. Японцы снова храбро атакуют русские позиции, их косят из пулеметов. Тут даже форму русским шить не стали (в фильме «Император Мейдзи» русские были в голубых мундирах и папахах а-ля казаки). Русские солдаты тут ходят в той же самой японской форме, что и все, только японцы с желтыми отличиями, а русские — с красными. Кстати, русского флага в этой версии истории не существует. Его роль выполняет исключительно Андреевский флаг. Снова показаны самоубийственные атаки японцев на укрепления Порт-Артура. Цусимское сражение. Также в фильм введена второстепенная линия с японским разведчиком Акаси, большим поклонником русской культуры. Роль японских спецслужб в войне и революции в России показана грубо. Вроде встречи Акаси с русскими революционерами в лице бородача в кожанке с фамилией Серьяк. Революционер принимает японское золото. Как японский агент упоминается и Ленин. Подразумевался под Акаси японский военный атташе в России полковник Мотодзиро Акаши, который действительно давал деньги эсерам и национальным сепаратистам.
Ещё один схожий «шедевр» японской пропаганды – это фильм «Высота 203» (1980 г.). Снова враньё о подготовке России к нападению на Японию. Якобы русские начали экспансию в Маньчжурию и Корею, чтобы ограбить их, а затем перейти к Японии. Поэтому Японии пришлось влезть в Маньчжурию, чтобы защитить порог империи от жадного северного соседа. Сильно преувеличена «лучшая крепость в мире» Порт-Артур, снова масса пулеметов (через полтора метра, их не было столько во всей русской армии). Показаны гранаты, которых тогда, особенно зажигательных, не было. У русских снова серо-голубая форма. Снова японские командиры заваливают русские позиции телами. В целом фильм слабый, крови и трупов много, правды мало.
Таким образом, японцы в духе Голливуда выстроили вполне определённую картину. «Миролюбивые» японцы, не щадя жизней, отражают экспансию «северных медведей» в Маньчжурию, «защищают» Японию.
Почему Россия проиграла войну
Основная причина в том, что Япония была готова к войне, а Россия нет. После вмешательства России и других европейских держав в японо-китайскую войну, когда Японию лишили значительной части плодов её победы, а русские приобрели Ляодун с Порт-Артуром, японская пропаганда превратила Россию в главного врага империи восходящего солнца. Японское самолюбие было унижено, вся страна от школьника до императора понимала, что этот вопрос можно решить только силой оружия. И вся империя принялась лихорадочно готовиться к войне с Россией. При этом Япония заключила союз с Англией в 1902 г. и заручилась политической и финансово-материальной поддержкой США. Англия и США хотели выбить русских с Дальнего Востока. Япония выступила в роли их «тарана». Одновременно западная финансовая олигархия профинансировала российское революционные движение, то есть удар подготовили извне (Япония) и изнутри («пятая колонна»).
Японцы были нацией-воином, самураями. Древняя воинская традиция, воспитание, весь уклад жизни были направлены на развитие горячей любви к родине и императору. Высокий уровень образования облегчал военное обучение, давал грамотных солдат и матросов. Существовала система воинского воспитания, выращивания военной элиты. Японская верхушка была национальной, волевой, дисциплинированной, энергичной, решительной, готовой на всё ради интересов империи. Культивировалась широкая инициатива.
В период 1898-1903 гг. Запад помог Японской империи создать первоклассный броненосный флот, перевооружить и обучить по передовым европейским стандартам (германская школа) армию. Всё это совершенно ускользнуло от внимания русской разведки и дипломатии. Япония была готова выставить 520 тыс. бойцов – молодых, хорошо обученных, вооруженных и фанатично преданных императору. Офицеры отлично знали будущий театр боевых действий – Корею, Маньчжурию и Ляодун, где они уже воевали в 1894 г., и который отлично изучили. По сути, на Китае японцы уже отрепетировали как будут воевать с русскими: внезапное нападение, разгром и изоляция флота, завоевание господства на море, высадка десантной армии и захват Порт-Артура. А в Петербурге всё это проморгали, будучи уверенными, что японские «макаки» (как их презрительно называли в высших салонах Петербурга) не посмеют атаковать могущественную Российскую империю.
Японская разведка, включая тайные общества, работающие на империю, была лучшей в Азии. Она отлично знала обстановку в Китае, Муньчжурии, Корее и русском Дальнем Востоке. Японская разведка даже наладила контакты с русским революционным подпольем, «пятой «колонной», финансировала Первую русскую революцию. Японский Генштаб был создан по образцу германского и хорошо усвоил германские доктрины и методики, как положительные так и отрицательные. Стоит отметить, что японский генералитет использовал германские навыки, но без инициативы, фантазии, если бы на месте осторожных русских генералов были полководцы суворовского типа, то японцам пришлось бы очень плохо. Японцы хорошо изучили опыт Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг. и Турецкой кампании 1877 гг., и пришли к заключению, что в лице русской армии они не встретят выдающегося противника. Возможности Сибирского железного пути были японцами недооценены – японский Генштаб считал, что русские не успеют раньше чем за 6 месяцев сосредоточить в Маньчжурии более 150 тыс. солдат. Они полагали возможным пропуск одной пехотной дивизии в месяц и три пары воинских эшелонов в сутки, и ошиблись втрое.
То есть японское командование исходило из двух «фактов»: русские войска невысокого качества и они малочисленны. В подсчёте русской армии японский Генштаб ошибся в начале войны вдвое, затем и в трое. В конце войны русские войска уже имели двойное превосходство. Японцы избежали полного разгрома и уничтожения на материке только из-за пассивности русского командования, которое разучилось воевать по-суворовски. Только благодаря плохому управлению наша армия не одержала победу в Маньчжурии.
Русская армия и флот заплатили кровью за бездарную политику Петербурга
Эти ошибки (как и ошибки японского генералитета уже в ходе самой войны) могли стать для Японии роковыми, если бы фантастическая неготовность России к войне на Дальнем Востоке. Петербург и российское общество были заражены пацифизмом, в большую войну со времен Гаагской конференции на Дальнем Востоке не верили, всерьёз не думали. Военное министерство во главе с Куропаткиным, министерства иностранных дел и финансов, что войны с Японией не будет, поэтому нет нужды выделять дополнительные силы и ресурсы для укрепления обороноспособности дальневосточных рубежей. Провидцев вроде адмирала Макарова всерьёз не принимали, считали чудаками. Всё внимание и силы, как раньше, были сосредоточены на западной границе.
Силу Японии серьёзно недооценивали. Прошедшие качественные изменения в японских вооруженных силах проворонили. Сначала даже считали, что с японцами справятся одни войска Приамурского округа. Затем их решили в случае войны усилить резервными корпусами из Сибирского и Казанского округов, и, наконец, более качественными корпусами из Киевского и Московского округов. Порт-Артур к длительной обороне не подготовили, не создали мощный укрепрайон в самом узком месте Ляодунского полуострова. Флот был ослаблен разделением сил: крейсера базировались во Владивостоке, а главные силы – броненосцы и минная флотилия, были переведены в Порт-Артур. Новая база была мелководной и совершенно необорудованной, отсутствовали доки и мастерские, и небольшие повреждения могли обездвижить броненосцы. Русский генералитет со времен войн с Наполеоном, и как хорошо показали Восточная и Турецкая войны, серьёзно деградировал. Утратил инициативу, решительность, стал пассивным и боязливым. Это были генералы мира, а не войны.
Недооценка противника сыграла свою роль и в провале российской дипломатии. Министерство иностранных дел России затягивало переговоры с Японией о разделе сфер влияния на Дальнем Востоке. Японию не считали великой державой и не воспринимали всерьёз. Поэтому, когда Токио известил наше правительство о разрыве дипломатических отношений, в Петербурге даже не поняли, что это война и необходимо приводить армию и флот в полную боевую готовность. И атака японских миноносцев русской эскадры в Порт-Артуре стала для Петербурга шоком. В итоге русская армия и флот расплатились большой кровью за неудачную политику Петербурга в Азии.
Свежие комментарии