На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Лукашенко: С первого президента Украины до последнего — все делили, грабили и воровали Коррупция на Украине была всег...«Библия Святого Л...
  • Юрий Ильинов
    Российский военкор раскрыл, чем ответит Россия на новые американские поставки Несмотря на попытки коллективного Запа...Выяснилось, куда ...
  • Tania Еременко
    Главная защита - это нападение. Надо жахнуть по Пентагону и англо-каклам - фрицы сразу одумаются, а пиндосы и бриты и...Выяснилось, куда ...

О предпоследнем фельдмаршале замолвите слово

О предпоследнем фельдмаршале замолвите слово

Первый русский фельдмаршал Фёдор Алексеевич Головин
Первый русский фельдмаршал Фёдор Алексеевич Головин

Чин генерал-фельдмаршал в Русской армии был вторым после генералисимуса. Введён Петром Великим в канун XVIII века и формально просуществовал до Октябрьского переворота 1917-го.
Хотя последний российский генерал-фельдмаршал граф Дмитрий Алексеевич Милютин, произведённый 16 августа 1898 года, скончался в 1912-м. За 218 лет существования системы чинов и званий в Русской армии было то ли 55, то ли 63 генерал-фельдмаршала. Кстати, далеко не все они были россиянами и не все даже были военными.

Первые по статуту и без

Чин генерал-фельдмаршал пришёл в Россию из Европы на смену существовавшей должности Главного воеводы Большого полка
(т.е. армии). «
Генерал-фельдмаршал или аншеф есть командующий главный генерал в войске...», — записано в воинском Уставе 1716 года. Первым русским фельдмаршалом 19 апреля 1700 года стал ближайший сподвижник Петра Фёдор Алексеевич Головин. По задумке Царя, фельдмаршалов в Государстве должно быть двое, поэтому к Головину в пару генерал-фельдмаршалом Пётр назначил внука нидерландского фельдмаршала Иоганна Якоба фон Анхольта (1582–1630), фельдмаршала австрийской и саксонской армий, перешедшего на русскую службу, герцога Карла Евгения де Круа. Однако в первой же битве при Нарве в 1700 тот бежал от русской армии, попал в плен к шведам и 20 января 1702 года умер. В 1701 году вторым фельдмаршалом при Петре стал воевода Борис Петрович Шереметев. Летом 1760 года первый кавалер Ордена Святого Андрея Первозванного боярин Головин скончался в Глухове (ныне — Украина) по дороге к Петру в Киев и к Шереметеву вторым фельдмаршалом стал Александр Данилович Меншиков. После смерти первого российского графа в 1716 году, лишь в 1724 году к Меншикову вторым генерал-фельдмаршалом назначен Аникита Иванович Репнин.

После Петра

Взошедшая на престол вдова Петра I Екатерина I к отцовским генерал-фельдмаршалам добавила своих: Михаила Михайловича Голицына и Яна Казимира Сапегу, вместо скончавшегося в Риге Репнина назначила Якова Вилимовича Брюса, а светлейшего князя Меншикова произвела в генералисимусы. При недолгом правлении Петра II к здравствующему Голицыну генерал-фельдмаршалами прибавились Василий Владимирович Долгоруков и Иван Юрьевич Трубецкой.

От Анны Иоанновны чин генерал-фельдмаршала в 1732 году получил Христофор Антонович (Бурхард Кристоф) Миних. Вторым в 1736 году стал Пётр Петрович Ласси.

Правда, 11 ноября 1740 года, минуя генерал-фельдмаршальский чин, отец Императора Всероссийского Ивана VI принц Антон Ульрих Брауншвейгский Анной Леопольдовной был провозглашён генералиссимусом Российских войск. Но правление Анны Леопольдовны продолжалось недолго, и взошедшая в результате дворцового переворота в ночь с 5 на 6 декабря 1741 года внучка Петра Великого Елизавета Петровна в первый же день своего правления лишила его высшего военного чина.

При Елизавете генерал-фельдмаршалами числились лифляндский генерал-губернатор Ласи, престарелый князь Трубецкой, возвращенный на службу президент Военной коллегии князь Долгоруков и генерал-фельдцейхмейстер принц Людвиг Иоганн Вильгельм Груно Гессен-Гомбургский. Но к началу Семилетней войны в 1756 году в российской армии не осталось ни одного генерал-фельдмаршала. 5 сентября Императрица произвела в генерал-фельдмаршалы сразу четверых: экс-гетмана Кирилла Григорьевича Разумовского, его старшего брата Алексея Григорьевича, сугубо статского Никиту Юрьевича Трубецкого и экс-генерал-губернатора Московского Александра Борисовича Бутурлина (1694—1767). Когда Россия заключила с Австрией антипрусский союз, императрица Елизавета Петровна пожаловала в фельдмаршалы Степана Фёдоровича Апраксина (1702—1758) и в мае 1757 года назначила его главнокомандующим в действующую армию. 18 августа 1759 года в генерал-фельдмаршалы был пожалован граф Пётр Семёнович Салтыков (1698—1772), а 28 декабря 1761 (8 января 1762) года — уже Петром III братья в графском достоинстве Пётр Иванович (1711—1762) и Александр Иванович (1710—1771) Шуваловы. Однако первый тут же скончался, а спустя ровно год, 9 (20) января 1763 года, взошедшая на престол Екатерина II удовлетворила прошение не поддержавшего её графа об отставке «ввиду слабого здоровья» и подтвердила его права на дарованные ему Петром III 2000 крестьянских душ и земли.

9 января 1762 года генерал-фельдмаршалом русской армии стал принц Гольштейн-Бекский Пётр Август Фридрих (1697—1775), месяц спустя,
9 февраля — принц Шлезвиг-Гольштейнский Георг (1719—1763), а 3 июля первоприсутствующим в Сенате и генерал-фельдмаршалом стал никогда не воевавший и загнанный в апреле 1759 года императрицей Елизаветой Петровной «за Можай» в село Горетово экс-канцлер Алексей Петрович Бестужев-Рюмин (1693—1766). Взошедшая на престол Екатерина II вернула опальному старику все звания и награды, присовокупив к ним от себя публичный манифест о торжественном оправдании и ежегодный пансион в 20 000 рублей.

Выше фельдмаршала только Суворов

22 сентября 1769 года генерал-фельдмаршалом стал князь Aлександр Mихайлович Голицын (1718—1783). 2 августа 1770-го — граф Пётр Александрович Румянцев (1725—1796). 22 сентября 1773-го — граф Захарий Григорьевич Чернышёв (1722—1784). Лишь после смерти Чернышёва, к оставшемуся в фельдмаршальском звании в одиночестве Румянцеву, спустя более 10 лет с последнего присвоения, 2 (13) февраля 1784 года Высочайшим Указом чин фельдмаршала получил 47-летний светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин (1736—1791), ставший в 1787 году Потёмкиным–Таврическим. А спустя три года после его кончины от лихорадки, компанию престарелому Румянцеву с 19 ноября 1794 года составил граф Александр Васильевич Суворов (1729—1800), первым и последним в Российской Империи последовательно дослужившийся спустя пять лет до чина генералиссимуса по статуту 1716 года исключительно за военные заслуги. До него 14 декабря 7203 (1695) года генералисимусом на второй Азовский поход был избран боярин, князь Михаил Алегукович Черкасский (1641—1721), 28 июня 7204 (1696) года генералисимусом стал Алексей Семёнович Шеин (1652—1700). Правда, двумя годами раньше генералисимусами, но «потешных войск» у Петра стали Фёдор Юрьевич Ромодановский и Иван Иванович Бутурлин (1661—1738/9). С 12 мая по 9 сентября 1727 года генералисимусом был другой сподвижник Петра князь Меншиков. С 11 ноября по 6 декабря 1740-го по года высший военный чин был у вышеупомянутого Антона Ульриха Брауншвейгского. 8 ноября 1796 года генерал-фельдмаршалами стали светлейший князь Николай Иванович Салтыков (1736—1816) и князь Николай Васильевич Репнин (1734—1801), 12-го — генерал-фельдмаршалом по флоту, но не адмиралом, — граф Иван Григорьевич Чернышёв (1726—1797), 15 декабря — граф Иван Петрович Салтыков (1730—1805). 5 апреля 1797 года — граф Иван Карпович Эльмпт (1725—1802), граф Валентин Платонович Мусин-Пушкин (1735—1804) и граф Михаил Федотович Каменский (1738—1809). А 26 октября — принятый на русскую службу маршал Франции герцог Виктор Франциск де-Брольи (1718—1804).

Без жезла и с ним

Более десяти лет, несмотря на интенсивные военные действия на европейском театре и южных рубежах, русскими армиями командовали не фельдмаршалы. И лишь спустя полтора года после позора Аустерлица, Указами Императора Александра I за победу над турецкими войсками
18 (29) июня 1807 года граф Иван Васильевич Гудович (1741—1820) стал генерал-фельдмаршалом, а 30 августа (10 сентября) 74-летний князь Александр Александрович Прозоровский (1732—1809) возведён в чин генерал-фельдмаршала и назначен командовать русской Молдавской армией. Правда, неудачный штурм Браилы в апреле 1808-го, на который «подбил» старца «косой» — его помощник, командир корпуса генерал от инфантерии Михаил Илларионович Кутузов, подорвало его здоровье. Кутузов был с позором удалён из армии, а Прозоровский скончался в походном лагере за Дунаем.

30 августа (11 сентября) 1812 года за победу в Бородинском сражении, которая оказалась откровенным блефом, в генерал-фельдмаршалы был произведён «спаситель Отечества» светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов-Голенищев (1745—1813). Вскрывшийся обман реляцией «неприятель отражён на всех пунктах», приведший всех в шок в Санкт-Петербурге, не повлиял на Указ Александра I, поскольку назначая под давлением общественности того главнокомандующим русскими армиями, отдавшего по подписанному им мирному договору с Турцией «всё русским оружием завоёванное», Государь заявил: «Я умываю руки».
18 марта 1814-го генерал-фельдмаршалом стал герой Бородинского сражения, военный министр князь Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761—1818). И лишь 22 августа 1826-го — другой герой войны 1812 года, спасший столицу Империи Санкт-Петербург от наполеоновского нашествия и одержавший победы над французскими маршалами, светлейший князь Пётр Христианович Витгенштейн (1768—1843).

Имя следующего генерал-фельдмаршала на русской службе не скажет вам ровным счётом ничего. 22 августа 1826 года, в день коронации взошедшего на престол Николая I фельдмаршальский жезл получил Фабиан Вильгельмович Остен-Сакен (эстляндский барон Фабиан Готлиб фон дер Остен-Сакен, 1752—1837). А между тем, битвы, в которых он участвовал, знает каждый учившийся в школе россиянин: штурм Измаила и Швейцарский поход, сражение при Прейсиш-Эйлау и «Битва народов». Прославился он командуя русским корпусом в составе прусской Силезской армии под командованием фельдмаршала Блюхера в заграничном походе Русской армии, а затем на долгие годы сменил Барклая на посту командующего 1-й Русской армией, руководя ей до расформирования в 1835 году и своих восьмидесяти двух, причём, за умелые действия при подавлении польского восстания в 1831-м, на следующий год был возведён в княжеское достоинство Российской Империи.

За Балканы

22 сентября 1829 года генерал-фельдмаршалом Русской армии стали двое: светлейший князь Иван Фёдорович Паскевич (1782—1856) и граф Иван Иванович Дибич-Забалканский (Ханс Карл Фридрих Антон фон Дибич-унд-Нартен, 1785—1831), после Кутузова, Барклая-де-Толли и Паскевича четвёртый и последний полный кавалер ордена Святого Георгия. Герой войны 1812 года и начальник штаба 1-й Русской армии,
а затем и Главного штаба в заграничном походе. Лично арестовал многих бунтовщиков-декабристов. Истинный талант военачальника проявился в период Русско-турецкой войны 1828—1829 гг. Назначенный главнокомандующим в начале 1829 года, «
имея в распоряжении относительно слабые средства» достиг главной цели войны: сломил сопротивление турецкой армии, перешёл считавшуюся непреодолимой Старую Планину Балкан и привёл русскую армию к Адрианополю (ныне — Эдирне, Турция), где заключил выгодный для России мир. Справедливости ради следует заметить, что армия Дибича прошла всю Болгарию, но не принесла братскому болгарскому православному славянскому народу, находившемуся в многовековом рабстве под гнётом турок, освобождения. Не было такой цели. Зато местные крестьяне как могли, создавали партизанские отряды и отбивались от русского нашествия, а после ухода армии братушек, турецкий султан выделил средства на восстановление разграбленного хозяйства своей провинции Болгария.

Пропустив несколько производств в генерал-фельдмаршалы членов царской фамилии и иностранных подданных, а также Николая I, короля Черногории, но возвращаясь к ратным подвигам русского оружия на Балканах, особо хочу заострить внимание на российском военачальнике, фамилию которого знает каждый болгарский школьник. Известна она и в братской Беларуси, поскольку полководец оттуда родом, но абсолютно обойдена вниманием в России. Даже ударение при первом прочтении россияне ставят не на тот слог, поскольку не знают, что Иосиф Владимирович Гурко (Роме́йко-Гу́рко, 1828—1901) стал предпоследним в Российской Империи генерал-фельдмаршалом. Военачальником к которому в период Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. при освобождении Болгарии от Османского рабства под командование встали более высокие чины. Назначенный «командующим войсками гвардии и кавалерии», когда все начальники гвардейских дивизий и начальник штаба Гвардейского корпуса были старше его в чине, подчинились Гурко. И он привёл их к победе. Именно соединение под его командованием освободило Софию, ставшую впоследствии столицей, и совершило много славных ратных дел. За эти победы он был произведён в генералы. Но лишь 6 декабря 1894 года «в воздаяние важных заслуг, оказанных Престолу и Отечеству, особенно в последнюю турецкую войну» произведён в генерал-фельдмаршалы после неоднократных прошений уволить его со службы «по расстроенному здоровью».

***

НЕСТОРИАНСТВО – РЕЛИГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ БАШКИР


Имеются интересные сведения о том, что, например, половецких принцесс несторианского вероисповедания, которые выходили замуж за русских князей, не крестили заново. Несторианство некогда являлось традиционной религий и части башкир, и предков Терского казачества. К слову, по-другому их называют еще староверами.

 

В Азии последователей Византийского патриарха Нугзара (башкирское произношение имени Несторий) называют «насыр; насырани».

История прихода его на патриарший престол такова: 24 декабря 427 года скончался Константинопольский патриарх Сисинний, славившийся своим благочестием. Император Феодосий назначил на его место Нестория, являвшегося одним из ярчайших представителей Антиохийской богословской школы, к котороой принадлежали, помимо него, Арий и Иоанн Злотоуст. Христиане-несторианцы придерживались постулатов: «Нет бога, кроме Бога!» и «Пророки – посланники Бога». В 431 г. на Вселенском соборе в Эфесе константинопольский патриарх Несторий был предан анафеме за свое заявление о том, что «у Бога нет матери». Однако христианский собор в Бит-Запате объявил несторианство господствующим вероисповеданием персидских христиан. В 499 году в Ктезифоне была учреждена независимая несторианская патриархия. В 628 году несторианский патриарх Ишо-Яб получил от пророка Мухаммада – да благословит его Бог!– охранную грамоту для несторианской церкви, что и привело к ее наивысшему расцвету именно во времена арабского халифата. В Башкортостане сохранились кумбазы (женские украшения, пришиваемые к одежде, изготавливаемые из золотых или серебряных кругов, иногда из бронзы, куполообразной формы) с фетвами двух Византийских патриархов – Сисинния и Нугзара. Тексты фетв («фетва» – постановление высших богословов по тем или иным правовым вопросам) выполнены арамейско-сирийскими письменами и прочеканены на лицевых (выпуклых) сторонах кумбазов. На фото 1 – текст фетвы патриарха Сисинния на башкирском кумбазе.

Транскрипция: «Сайэ факиhа сэмэхэт жэфэ. Сф Сусанэ Лалэ». Перевод на русский язык – «Тень пещеры – результат щедрости мучения (от жары и суеты). Богослов Сисинний воспитатель».

 

1111.jpgФото 1

 

 

 

1112.jpgФото 2

 

 

 

На фото 2 – текст фетвы патриарха Нугзара на другом башкирском кумбазе.

Я прочел его следующим образом: «Кс вhмд в втк в нтк. Кс Нhзр». Глоссарий этого текста на современном башкирском языке звучит так – «Кыястынг эhэмиэте hакланып hойлэнелгэн нотокта. Хэсис Нугзар». Перевод на русский язык приблизительно таков: «Назначение аналогии в осторожности проповеди. Патриарх Несторий».

Украшение – кумбаз с фетвой патриарха Нугзара.

Транскрипция текста: «Кбз мдh назh. Кс Нhзр». Глоссарий – «Кабз мэдхиэлэй наззы. Хэсис Нугзар». Перевод на русский язык: «Только Вседержащий (один из эпитетов Бога) дарит милость. Патриарх Несторий».

Все три кумбаза найдены в Зианчуринском районе.

Сохранились и эпитафии башкир того времени, которые исповедовали несторианство. Эпитафии с кладбища села Баимово Абзелиловского района. Все они выполнены арамейско-сирийскими письменами.

На эпитафиях сохранились только слова «год».

Это только часть башкирских письменных документов, рассказывающих нам о ранней истории несторианства в средневековом Башкортостане.

Интересным будет в этом русле проследить личную биографию одного башкирского чиновника-писца времен Хазарского государства, по имени Сагит. Он – автор двух руннописьменных текстов: на Калмашской плите из Чекмагушевского текста и на стенке Софийского собора в городе Киеве. Многие исследователи читают данный текст слева направо, я же полагаю, что древние тексты читаются сверху вниз или справа налево.

Транскрипция: «Разнт. Блтэ Шам. Айык лтк Алтай айэк. Ээч Сма гайчк паск Эскт». Глоссарий:«Рэзинэт. Булак Шамдыкы. (Унынг) тыуган ягы Яйык (менэн) Алтай арауыгы. Нигезлэне Шамдынг Гайса оммэhендэге (кешелэре) осон пасех Сэгит ». Перевод на русский язык: «Это важно. Город принадлежит Шаму. Его (Шама) родина находится между Яиком и Алтаем. Для подданных Шамо (кагана), приверженцев Иисуса, обосновал это наместник Сагит».

Действительно, в те далекие времена город Киев в тюркских документах упоминается под названием «Шамкирс» и «Шамкирья». Само это слово переводится как «Поселение Шамо; город Шамо».

Вернемся к временам Хулагу-хана. Многие, возможно не знают того факта, что часть монгольских племен во времена Чингиз хана тоже исповедовала несторианство. Походы Хулагу-хана известны в истории под названием «желтых крестовых походов». Тогда башкиры рода табын жили на берегах реки Иркут (эта река протекает около города Иркутска), исповедовали ислам и именно для того, чтобы не участвовать в походе Хулагу-хана против своих единоверцев в Иране, переселились через долину Иртыша к берегам реки Камы. В этом походе Хулагу-хана участвовала часть башкир, которые исповедовали несторианство, армяне, грузины и монголы-несторианцы.

В шэжэрэ родословной башкир-табынцев буквально написано следующее:

Транскрипция: «Майки би ули Илек би, анинг ули Алчh би, аннинг ули  Булгаир би, анинг ули Кара Табн би, ати Кара Газиз диб аталалр. Кара Табн би бурунги аурнларн ташлаб Чулман илгаси буина кучкан. Аннг ули Чулман би шунда килгач тугди». Перевод на русский язык: «Сын Майкы бека Илек бек, сын Илека Алших бек, сын Алшиха Булгаир бек, сын Булгаира Кара Табын бек, прозвище которого был Кари газиз. Кара Табын бек, забросив старые места, переселился к берегам реки Чулман (тюркское название реки «Кама»). Его сын Чулман бек родился там».

Со времен этих исторических событий остались башкирские поселения на Кавказе и на юге Ирана, где и сейчас живут и здравствуют наши соплеменники.

 

Самое удивительное, в Башкортостане встречаются и надмогильные памятники мусульманских богословов, которые выполнены в виде несторианских крестов. На фото 3  вы видите эпитафию Минглигареева сына  Ядкара из села Утягулово Зианчуринского района.

 

 

11.jpg Фото 3

 

Там написано буквально следующее. Транскрипция: «4-нчи хмлдэ. 1894-нчи илдэ Минглигири угли Иадкар дфн…». Глоссарий: «4-нсе хэмелдэ. 1894-нсе йылда Минглегэрэй улы Йэдкэр дэфен…». Перевод на русский язык: «4-го дня месяца хамл. 1894-го года Минглигирей  сын Ядкаров захоронен….».

Таким образом, можно предположить, что часть башкирских племен с  5 века  исповедовали веру несторианства (насрани).

Иршат ЗИАНБЕРДИН

Ни одно живое существо в точности не знает, ни начала, ни конца. Разве, что может только предполагать, догадываться или просто угадывать. Всепоглощающая земля, в отличие от человека, живёт дольше, а значит, карта памяти ее, обладает большим объёмом. Наверняка в ее памяти ничего не теряется. Где может храниться​ информация земли и вообще всей вселенной? Прошлое, настоящее и​ будущее. Повсюду ли она, или концентрируется в определенных местах? В нужный момент, проявляется​ и раскрывает завесу. Ведь мир, и в частности, земля таит в себе массу не раскрытых истин...
Гобустанская книга мёртвых...
Андрей Рублёв « Святая Троица».
Развейте мои сомнения. Имею стойкое убеждение, что наш великий иконописец изобразил здесь трёх ангелов , но не Отца , Сына и Святого Духа, как утверждает церковь, а Веру, Надежду и Любовь. ( Но, почему тогда не покрыта голова?)
Сравнивала и с другими иконами и росписями Рублева и отличить женщину от мужчины на изображении очень просто: у мужчин более «твёрдое» лицо, волосы не такие длинные и роскошные, борода часто... словом видно, что это мужчины, а вот здесь засомневалась... видно веры во мне нет!

Картина дня

наверх