На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 040 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геннадий Свешников
    Даже имея те миграционные проблемы в стране и проведение стратегического СВО на родной нам Украине,мы очень твердо ст...Союз России и Гер...
  • Юрий Ильинов
    Что именно напрягает? Могу найти дополнительно.ИЗ ТОНКОГО МИРА: ...
  • Алла Тимофеева
    Читать , конечно, любопытно. Но ,стесняюсь спросить, достоверный источник это кто ? или что ?ИЗ ТОНКОГО МИРА: ...

Танки Великой Отечественной войны: триумфы и поражения

www.techinsider.

 

Танки Великой Отечественной войны: триумфы и поражения

Обладая значительными танковыми силами, Красная армия в первые месяцы войны тем не менее не смогла сдержать стремительные удары более малочисленных немецких танков. Количество не стало качеством, а ведению маневренной войны пришлось учиться на горьком опыте поражений.
     
Танки Великой Отечественной войны: триумфы и поражения

Нельзя сказать, что до нападения Гитлера характер будущей войны и роль в ней крупных механизированных соединений никто в нашей стране не понимал и не предвидел. Как раз наоборот, в СССР развитие танковых войск шло в соответствии с доктриной «глубокой операции». Выдвинута она была советским военным теоретиком Владимиром Триандафилловым в изданной в 1929 году книге «Характер операций современных армий». В ней он, анализируя вооруженные силы государств Восточной Европы, высказал предположение, что будущая война будет носить более маневренный характер, чем Первая мировая, хотя объяснял это не возможностью использования нового оружия, а тем, что восточноевропейские армии не смогут выставить на театре военных действий достаточно сил, чтобы создать такую плотную оборону, какая требуется для позиционной войны. Дальше концепцию развили другие советские военные теоретики, в том числе Константин Калиновский. Они учли произошедший прогресс в области военной техники и придали большее значение танкам и авиации.

Танки
Самый массовый танк Второй мировой. На фото – цех челябинского Кировского завода, где происходила сборка танков Т-34-76 с 76,2-мм пушкой Ф-34 образца 1940 года. С появлением «Тигров» и «Пантер» противотанковая эффективность этого орудия оказалась недостаточной, и в 1944 году армия получила новую модель – Т-34-85 с более мощной 85-мм пушкой.

Предвоенная концепция «глубокой операции» в ее завершенном виде предполагала ввод в прорыв вражеской обороны и действия в ее глубине мобильных сил — механизированных соединений, поддерживаемых авиацией и, возможно, воздушным десантом. Эти соединения, состоящие из танков, мотопехоты и в некоторых случаях кавалерии, должны были рассечь группировку противника, нарушить ее коммуникации и, при наличии благоприятных условий, окружить ее. Другой их задачей считался захват стратегически важных районов и срыв попыток врага создать новую линию обороны. На всех этапах «глубокой операции», начиная от прорыва обороны и заканчивая окружением и уничтожением противника, значительная, а подчас и решающая роль отводилась танкам. Они должны были поддерживать пехоту при прорыве обороны и служить основой механизированных соединений.

Податливая броня

Важно было не только сформулировать правильную теорию, но и создать эти механизированные соединения. Предвоенный период стал временем поисков их оптимальной структуры. В конечном итоге Красная армия вступила в войну с танковыми войсками, состоящими из 29 механизированных корпусов.

Танки

Быстро выяснилось, что советские механизированные корпуса не оправдывают возлагавшихся на них надежд. Большинство из них потеряли почти всю свою боевую технику за несколько дней боев. Некоторые контрудары, нанесенные советскими корпусами, действительно задержали продвижение противника. Но ни один из них не привел к разгрому наступающей группировки, по которой он наносился. Виной плачевного итога боевой работы мехкорпусов образца 1941 года стало множество факторов. Во-первых, неблагоприятная стратегическая обстановка: Красная армия вступала в войну, не завершив мобилизации и стратегического развертывания. Это означало, что существенная часть советских стрелковых дивизий еще находилась в глубоком тылу, и их отчаянно не хватало для прикрытия флангов атакующих советских танковых армад и стабилизации положения на второстепенных направлениях. Кроме того, боевые возможности мехкорпусов были снижены из-за нехватки людей и автомобилей, которые не успели прибыть после объявления мобилизации. Во-вторых, большинство мехкорпусов встретило войну в стадии формирования. И ни один из них не имел всего положенного по штату вооружения. В-третьих, организация мехкорпуса была далека от оптимальной. Насчитывая по штату более тысячи танков (на практике в среднем примерно половину от этого числа), корпус имел сравнительно мало мотопехоты и артиллерии, а инженерные войска в его составе почти не были представлены.

Танк
Быстрее и мощнее
Танки появились во время Первой мировой войны как оружие, предназначенное для прорыва обороны противника. В этом качестве они доказали свою ценность, особенно во время последнего года войны, когда танки показали себя идеальным средством для нанесения мощных внезапных ударов, проводимых без длительной подготовки и многодневного обстрела позиций противника. В межвоенный период танки подверглись значительным усовершенствованиям. Особенно важным было то, что возросла их техническая надежность и средняя скорость движения. Возникла возможность применять танки более широко: не только для прорыва обороны, но и для последующего развития успеха прорыва и действий в глубине обороны противника.

Развить успех нечем...

Катастрофический конец первых мехкорпусов повлек за собой серьезный пересмотр военной доктрины. Первоначально было принято решение отказаться от мехкорпуса как организационной структуры и перейти к отдельным танковым дивизиям с уменьшенным количеством танков. Но и этого показалось мало. Осенью 1941 года основной организационной единицей танковых войск становится отдельная танковая бригада. Поскольку для ее формирования требовалось значительно меньше людей и военной техники, новые бригады можно было создавать быстрее, особенно в условиях нехватки подготовленных кадров и катастрофических потерь в танках летом 1941 года. Кроме того, требования к уровню подготовки командира бригады были ниже, чем для командира танковой дивизии, не говоря уже о командире мехкорпуса.

Танки
В ходе войны армии Германии и СССР делились на две неравные части Основная масса войск состояла из пехотных/стрелковых дивизий, солдаты которых перемещались пешком, а артиллерия и тыловые грузы – преимущественно на конной тяге. Меньшая часть (примерно 1/5) состояла из мобильных соединений – танков, мотопехоты, самоходных орудий, артиллерии, буксируемой скоростными тягачами.

Но даже при полной укомплектованности боевой техникой способности бригад к самостоятельным действиям были сильно ограничены. Они действовали преимущественно совместно со стрелковыми дивизиями, танки использовались для поддержки пехоты. Иногда они могли выполнять самостоятельные задачи. Например, в ходе оборонительной фазы Битвы за Москву отдельные танковые бригады использовались для перекрытия наиболее опасных направлений. В октябре 1941 года прекрасно показала себя 4-я танковая бригада (ставшая за свои заслуги 1-й гвардейской танковой) в боях под Мценском, в которых прославился ее командир полковник Михаил Катуков. Будущий маршал бронетанковых войск широко использовал в обороне метод танковых засад, с помощью которого долгое время сдерживал продвижение немецкой танковой дивизии. Но когда немецкая авантюра под Москвой провалилась и пришла пора от обороны переходить к наступлению, то оказалось, что у советского командования нет достаточно сильных инструментов для действий в глубине вражеской обороны. В результате возможность окончательно разгромить противника, пользуясь его временной слабостью, не была в полной мере использована. Потерпев поражение под Москвой, весной-летом 1942 года вермахт сумел восстановить фронт и стабилизировать ситуацию.

Новые корпуса — первые пробы

Контрнаступление зимой 1941/42 года показало, что для успешного завершения операции настоятельно необходимы мощные эффективные соединения танковых войск. Восстановление эвакуированной промышленности и широкое применение технологий массового производства в танкостроении предоставили для этого все возрастающий поток новой бронетехники. Весной 1942 года начинается формирование танковых соединений нового типа. Каждое из них состояло из трех танковых и одной мотострелковой бригады. Хотя их назвали танковыми корпусами, в действительности танков в них было меньше, чем в предвоенной танковой дивизии. Советское командование вновь получило в свои руки инструмент, предназначенный для «глубокой операции». Но его первое применение опять кончилось катастрофой. В мае 1942 года два танковых корпуса погибли в сражении под Харьковом, не оказав существенного влияния на его ход. Несколько лучше показали себя танковые корпуса в оборонительных операциях лета 1942 года. Их контрудары были более результативны, чем в предыдущем году. Но по-прежнему они только задерживали наступление противника, а не приводили к его разгрому. Потери были ниже, но все равно оставались высокими, особенно по сравнению с незначительностью достигнутых результатов. Не помогла даже концентрация танковых корпусов в составе специальных танковых армий.

Танк

Молот прорыва

В поисках выхода из тупика руководство Красной армии вновь начинает менять доктрину. В дополнение к танковым корпусам возникает новый тип мобильного соединения — механизированный корпус. По количеству танков эти соединения были примерно сопоставимы, но новый мехкорпус имел существенно больше пехоты. 16 октября 1942 года Сталин подписал приказ народного комиссара обороны № 235 «О боевом применении танковых и механизированных частей и соединений». В нем были сформулированы принципы их использования, часть из которых повторяла известные в довоенный период идеи, а часть появилась в результате изучения накопленного опыта танковой войны. Этот приказ отделил механизированные и танковые корпуса от более мелких танковых частей в соответствии с их задачами. Если отдельные части должны были в основном поддерживать пехоту при прорыве обороны противника, то корпуса рассматривались как средство командующего армией или фронта, предназначенное для развития успеха прорыва. Механизированный корпус считался более приспособленным для самостоятельных действий, поэтому мог использоваться для преследования врага и самостоятельно наступать на не успевшего закрепиться противника. Приказ требовал от танковых войск избегать столкновения с большими танковыми частями противника, перекладывая тяжесть борьбы с ними на плечи противотанковой артиллерии. Танковые корпуса должны были действовать в первую очередь против пехоты. Тут видна попытка подражать методам вермахта, использованным при отражении советских контрударов в 1941—1942 годах.

Танки
Комбинируя в операции механизированные и пехотные войска, требовалось добиться их наиболее оптимального использования, препятствуя противнику в решении той же задачи. Превосходство в подвижности своих мобильных войск над основной массой войск противника, позволяло наносить ему чувствительные поражения.


Принципы приказа № 235 показали свою эффективность в ходе советского наступления зимой 1942/43 года. Его успех в значительной степени был обеспечен эффективным использованием мобильных соединений, действия которых привели к окружению 6-й армии под Сталинградом, разгрому 8-й итальянской армии в Острогожско-Россошанской операции и другим крупным успехам. Впервые с начала войны мобильные соединения были использованы так, как их предполагалось использовать: для прорыва в глубину обороны противника. В этой кампании особенно хорошо показали себя танковые армии (5-я под командованием П.Л. Романенко в Сталинградской операции, 3-я под командованием П.С. Рыбалко в Острогожско-Россошанской). Они оказались наиболее подходящим средством для решения таких задач.

Как победить «Тигра»

Следующим этапом в развитии танковых войск стала Курская битва. В ней советским танковым войскам пришлось принять на себя основную тяжесть удара танковых войск вермахта, использовавших новые танки «Тигр» и «Пантера», значительно превосходящие по своим характеристикам советские. В развернувшихся сражениях вновь хорошо показала себя тактика танковых засад, опять использованная мастером танковой войны Михаилом Катуковым, на этот раз командовавшим уже не бригадой, а 1-й танковой армией. Измотав в боях противника, он при этом сумел сохранить боеспособность собственных войск. Значительно менее удачными оказались результаты контрудара под Прохоровкой 5-й гвардейской танковой армии, которая понесла тяжелые потери.

В ходе наступательной фазы Курской битвы выяснилось, что избегнуть столкновения с мобильными войсками противника для наступающего танкового соединения не так просто — на то они и мобильные войска. Действия переброшенных в критические пункты сражения немецких танковых дивизий нередко останавливали имевший первоначальный успех советский натиск. И только если советским мобильным силам удавалось преодолеть их сопротивление, наступление имело успех.

Танк

Советский танковый триумф

Подлинным раскрытием потенциала советских танковых войск стали операции 1944−1945 годов. На начало 1944 года в вооруженных силах СССР имелось 24 танковых и 13 механизированных корпусов (всего 37 мобильных соединений), а также 87 отдельных танковых и механизированных бригад и 156 отдельных танковых и самоходно-артиллерийских полков, предназначенных для взаимодействия с пехотой. Высшее командование к этому времени накопило значительный опыт. Стратегическая обстановка была благоприятной. Красная армия владела инициативой и благодаря этому сама определяла, где и как будет проходить следующая важная стратегическая операция. Танковые войска могли наилучшим образом к ней подготовиться и применялись в наиболее подходящей для них роли. Красная армия получила новую технику: тяжелые танки «ИС», Т-34 с 85-мм пушкой, самоходные артиллерийские орудия. Это позволяло успешно бороться с немецкими танковыми войсками.

Блестящими страницами в истории советских танковых войск стали Белорусская, Ясско-Кишиневская, Висло-Одерская стратегические наступательные операции. В этих операциях благодаря действию мобильных сил удалось не просто нанести поражение, а полностью уничтожить крупные группировки противника. В каждой из них был достигнут весомый стратегический результат: освобождение значительных территорий, вывод из войны участника враждебной коалиции, значительное продвижение в глубь территории врага и занятие рубежа для нанесения финального удара, закончившего войну.

-

Ужасная катастрофа на космодроме Плесецк: кто виноват

Катастрофы в замкнутом пространстве, будь то в космосе или на подводной лодке, производят очень большое психологическое воздействие, но там опасности подвергается относительно небольшое число людей. Иное дело – подготовительные операции на старте.
Ужасная катастрофа на космодроме Плесецк: кто виноват

Ракета Р-7 и ее модификации «Восток» и «Союз» требуют при установке, подготовке и заправке большого количества ручных операций. Ведя свою родословную почти непосредственно от легендарной «Фау-2», эти ракеты, кроме керосина и жидкого кислорода, используют еще два компонента — жидкий азот и 80-процентную перекись водорода.

Эта перекись по свойствам заметно отличается от привычного трехпроцентного раствора, который есть в любой домашней аптечке. 80-процентная перекись — густая и вязкая жидкость, ощутимо тяжелее воды. При контакте с катализатором она мгновенно разлагается с выделением большого количества тепла: продукты разложения нагреваются больше 500 градусов Цельсия. Получившийся парогаз (он состоит из смеси водяного пара и кислорода) вращает турбину, которая приводит в действие насосы, подающие в камеры сгорания двигателей основные компоненты — керосин и жидкий кислород.

Космодром Плесецк в наши дни
Космодром Плесецк в наши дни

Расплавленный бетон

Именно эта перекись и стала причиной одной из самых страшных катастроф в истории советской космонавтики. Случилось это 18 марта 1980 года, когда вся страна готовилась к Московской олимпиаде. Ракета «Восток» с разведывательным спутником была установлена на стартовый стол на космодроме Плесецк и готовилась к пуску. Заправляют ее сначала керосином, затем жидким кислородом, перекисью водорода и жидким азотом. Во время заправки перекисью и начался пожар. Все происходило очень быстро, буквально нескольких секунд хватило для полного разрушения ракеты.

От нагрева жидкий кислород закипел и баки взорвались, после чего пламя стало совершенно ужасающим. В жидком кислороде запросто горит железо, не говоря уже об алюминиевых сплавах, из которых сделана ракета. От такого огня плавится бетон, образуя потеки, очень похожие на обычное бутылочное стекло. Начали плавиться и металлоконструкции стартового сооружения. Во время пуска за несколько секунд до зажигания включается водяная завеса для их охлаждения, но до запуска оставалось еще довольно много времени, и вода на старт не была подана. Секции башни обслуживания еще не были разведены. На них находилось много людей. Все они не просто погибли — от них ничего не осталось. Катастрофа унесла жизни 48 человек. Сорок четыре погибли на месте, еще четверо умерли в госпитале. Ожоги разной тяжести получили свыше сорока человек. Ликвидация пожара на стартовом столе заняла еще трое суток — люди спасали старт, вернее, то, что от него осталось.

Рацпредложение

Сразу после ликвидации пожара была создана комиссия, которая должна была установить причину взрыва и возгорания. В нее вошли все главные конструкторы — в том числе, В.П. Глушко, конструктор двигателей, В.П. Бармин, конструктор стартовых сооружений, и Д.И. Козлов, конструктор ракеты. Возглавил комиссию тогдашний зампред Совета министров СССР Л. Смирнов. Очень быстро возникли две версии места возникновения пожара — «верхняя», связанная с протечкой жидкого кислорода в районе третьей ступени на верхнем ярусе башни обслуживания, и «нижняя», объяснявшая это взрывом перекиси.

"Восток"

Дело в том, что концентрированная перекись водорода склонна к самопроизвольному разложению. Чтобы этого не происходило, в нее добавляют ингибитор — вещество, замедляющее нежелательную реакцию. Обычно это ортофосфорная кислота. Сильные катализаторы разложения перекиси, такие как серебро, свинец, перманганаты щелочных металлов и некоторые другие, преодолевают действие ингибитора. Даже человеческая кровь содержит фермент пероксидазу, разлагающую перекись.

В заправочных трактах компонентов топлива обязательно содержатся сетчатые фильтры, чтобы посторонние частицы не могли попасть в баки и агрегаты двигателя. Для перекиси водорода фильтры делают из нержавеющей стали. Но вот как эта сетка прикреплена к фланцу? Обычной пайкой легкоплавким припоем. Изначально для пайки узла использовалось чистое (пищевое) олово, имеющее температуру плавления 232 градуса Цельсия. Но чистое олово плохо паяет нержавеющую сталь, вдобавок при низких температурах шов, паянный оловом, может разрушиться (из-за этого когда-то погибла экспедиция Роберта Скотта к Южному полюсу).

Катастрофа произошла потому, что какой-то «рационализатор» предложил заменить олово, неустойчивое в условиях северных морозов (а Плесецк находится всего в 400 км от Полярного круга), на припой ПОС-40, содержащий 40% свинца и 60% олова и плавящийся при более низкой температуре. Такой припой пластичнее, паять нержавейку им гораздо удобнее и он не боится морозов. Но свинец, входящий в его состав, реагирует с перекисью водорода, и она начинает разлагаться. При этом происходит скачкообразное повышение температуры, и дальше перекись разлагается уже из-за нагрева.

Перекиси в ракете примерно полторы тонны. Этого вполне достаточно, чтобы в клочья разнести первую и вторую ступени ракеты. Что, в принципе, и произошло.

Кладбище-мемориал в память о катастрофе на въезде в город Мирный
Кладбище-мемориал в память о катастрофе на въезде в город Мирный

Кислород

Но комиссия выбрала «кислородную» версию. Действительно, в тот день случилась протечка жидкого кислорода, которую пытались устранить нештатным, но часто применявшимся способом — обмотав место стыка мокрым брезентом. Жидкий кислород замораживает воду, и она превращается в отличный конструкционный материал при температуре ниже -100 градусов Цельсия. Но если тем же жидким кислородом пропитать сухую ткань (да почти любой пористый горючий материал — например, опилки), то получается неплохое взрывчатое вещество, для воспламенения которого достаточно малейшей искры. Поэтому и запрещено устранять течи таким способом. Кроме того, очевидцы наблюдали вспышку в районе третьей ступени за некоторое время до взрыва, произошедшего в нижней части ракеты.

Кислородная версия позволяла обвинить в катастрофе людей, а не технику. При этом не нужно было ничего особенно модифицировать и переделывать, нужно было только наказать виновных. Так как большая часть «виновных» погибла, то они не могли постоять за себя, доказав несостоятельность кислородной версии.

Те же грабли

Однако примерно через год, 23 июля 1981-го, авария едва не повторилась. Во время заправки перекисью было зарегистрировано скачкообразное повышение температуры, но быстрые и слаженные действия (перекись слили) спасли и ракету, и людей. Разобрав заправочные магистрали, изъяв оттуда фильтры, удалось по косвенным признакам определить, что температура превышала две сотни градусов, а перекись взрывается уже при ста пятидесяти!

Космодром

Оказалось, что на заводе, где изготавливали фильтры, рабочие могли просто перепутать марки припоя! Нодо сказать, что на взорвавшейся 18 марта 1980 года ракете стоял именно паянный свинцовым сплавом фильтр, не удалось: документация была уже уничтожена, так как, по нормативам, она хранится всего год. Тем не менее технологию изготовления фильтров ужесточили, и с 1981 года подобных инцидентов не было.

Только в 1996 году, на основании акта межведомственной комиссии по дополнительному расследованию причин катастрофы 18 марта 1980 года, было подписано решение о реабилитации боевого расчета. В нем было признано, что катастрофа произошла не по вине личного состава боевого расчета космодрома. Так была закрыта одна из самых трагических страниц советской космонавтики.

наверх