На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 011 подписчиков

Свежие комментарии

  • Василий Топчий
    Хорошая статья. Спасибо автору.Ломать то, что на...
  • Юрий Ильинов
    Berliner Zeitung: США уничтожают экономику Евросоюза Правительство Соединенных Штатов выделяет немалые средства на э...Ломать то, что на...
  • Василий Топчий
    Пора сбивать. А лучше отпосейдонить Сицилию. Как в песне-вот она была и нету. А РЭБ не достаёт пиндосовский беспилотник?Ужас, летящий на ...

Бомбардировки без бомбардировщиков, или куда полетят российские «стратеги»

Бомбардировки без бомбардировщиков, или куда полетят российские «стратеги»

Продолжаем тематику российской стратегической авиации, ранее рассмотренную в материалах Стратегический бомбардировщик для ВС РФ: всё не так просто и Российские «стратеги»: Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3 на рубеже 2035-2045 годов. Сегодня мы поговорим о том, куда вообще могут долететь наши «стратеги», и каким образом их можно заменить в рамках задач, решаемых на текущий момент.

В окружении врагов и нейтралов


Хорошо живётся Соединённым Штатам Америки – с одной стороны Тихий океан, с другой – Атлантический океан, с севера – «вассальная» Канада, которая, хоть и входит в состав Британской империи, но вряд ли посмеет перечить США, ну а с юга Мексика – тоже не самое независимое государство на свете. В таких условиях можно легко и непринуждённо развёртывать флоты кораблей и отправлять стратегические бомбардировщики во все концы планеты. А если смотреть с точки зрения обороны, то всегда есть возможность развёртывания многоуровневых оборонительных порядков – даже относительно незначительное расстояние между Ираном и Израилем во многом было использовано как самим Израилем, так и его союзниками для перехвата крылатых и баллистических ракет, запущенных Ираном, что уж тут говорить о тысячах километров между США и Россией.

А вот у нас всё сложнее, поскольку Россия почти со всех сторон окружена врагами, а если не врагами, то и не друзьями, а при текущей «соплежуйско-миролюбивой» политике (хотя какие-то положительные тенденции и просматриваются) и не вассалами, так что шансов куда-то долететь у наших «страгегов» не так уж и много. Пока всякие там «-станы» не будут бояться даже «пукнуть» супротив России, а не то что направлять ноты нашему Министерству иностранных дел, говорить о союзничестве с ними, как минимум, заблуждение, ибо никакими союзниками они нам не являются, в какие бы ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) они с нами ни вступали (достаточно вспомнить ситуацию в Армении) – в суровой реальности их лояльность может быть обеспечена только с позиции силы и беспощадной решительности, подтверждаемой ежедневно и ежечасно.

Что будет, если мы взглянем на карту? Куда смогут долететь наши «стратеги»?

На запад – никаких шансов, какими бы убогими ни были средства противовоздушной обороны (ПВО) стран Восточной Европы. Вряд ли наши самолёты долетят даже до Западной Европы – те же США «накачают» страны Восточной Европы средствами ПВО по максимуму, лишь бы запереть Россию в её границах, как они сейчас это делают с Украиной, да что говорить – достаточно посмотреть на то, как уже сейчас вооружают Польшу.


С 2024 года Польша начнёт получать истребители пятого поколения F-35

Устраивать на территории стран Восточной, а затем и Западной Европы ядерный Армагеддон только для того, чтобы по «ядерной тропе» прошли наши стратеги?

А смысл? Если уж применять ядерное оружие, то только целевым образом, а не для того, чтобы потом «везти» боеголовки самолётами вглубь территории противника – это куда эффективнее сделают межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ).

Перенацеливание в полёте?

Не исключено, что эту функцию можно заложить и в управляемые планирующие боевые блоки типа «Авангард», как минимум, возможность самоуничтожения. Вот только смысла в этом почти нет, как нет смысла останавливать пулю, выпущенную из ствола. Шансы на то, что стратегические бомбардировщики-ракетоносцы запустят свои, перенацеливаемые в полёте крылатые ракеты (КР) с ядерными боевыми частями (ЯБЧ), тогда как МБР и БРПЛ «стынут» в шахтах, крайне невелики. А в противном случае, в хаосе ядерной войны, что-то перенацеливать уже будет поздно, да и вряд ли возможно из-за сильнейших электромагнитных помех.

С югом всё ещё сложнее, там у нас частично враги, а частично нейтралы, которые в любой момент могут стать врагами. Пока ситуативным союзником является Иран. Да, скорее всего, в каких-то ситуациях он пропустит наших «стратегов», например, для нанесения ударов по «бармалеям» в Сирии, но, скорее всего, Иран будет крайне осторожен и не захочет вмешиваться в «разборки» более высокого уровня.


Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 в сопровождении истребителя Су-30СМ над Средиземным морем после запуска крылатых ракет по объектам террористов в Сирии. 

На востоке аналогичная ситуация с Китаем, который всегда будет преследовать только собственные интересы, да и куда нам лететь через Китай? Разве что на подмогу самому Китаю? Тихий океан стережёт верный вассал США – Япония, а сам Тихий океан достаточно велик для того, чтобы США смогли развернуть там эшелонированную оборону, способную остановить как наши стратегические бомбардировщики-ракетоносцы, так и запущенные ими ракеты.

Остаётся только север. Чей Север? Наш! Конечно, наш, но не совсем, ибо рядом Норвегия, тоже верные холуи США, а ещё Северный ледовитый океан, где ошиваются флоты стран НАТО, Гренландия, Канада. Надеяться на то, что стратегические бомбардировщики-ракетоносцы и их КР смогут преодолеть всё это расстояние без потерь и добраться до континентальных Штатов – как минимум, наивно. Шансов почти нет. Даже в те времена, когда «стратеги» в СССР строили сотнями. Стоит ли гробить сотни «стратегов» ради десятка КР с ЯБЧ, которые всё-таки долетят до США? А в конвенциональном варианте и говорить не о чем – укус комара.

Не надо питать иллюзий. Единственная задача российских стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев – это нанесение ударов из центра нашей страны, с аэродромов/авиабаз, максимально удалённых от средств поражения противника большой дальности, по объектам противника, расположенным в относительной близости от границ Российской Федерации.

Разумеется, понятие «в относительной близости» здесь относительно – это тысячи километров, но сути это не меняет. Всё, что подставится в зону досягаемости – неосторожно приблизившиеся к нашим границам корабельные/авианосные ударные группировки (КУГ/АУГ) противника, «сгрудившиеся» наземные силы или авиация на аэродромах противника, ну и нанесение ударов тактическим или стратегическим ядерным оружием по странам Восточной или Западной Европы – вполне реальная задача для российских «стратегов», но именно удары по вышеозначенным целям, а не прорыв на межконтинентальную дальность.

То есть теоретически все эти задачи могут решать и самолёты тактической авиации, проблема лишь в том, что в случае серьёзного конфликта их может стать значительно меньше, особенно на аэродромах/авиабазах, расположенных в зоне досягаемости высокоточных боеприпасов большой дальности противника, риски чего мы имеем уже сейчас – ведь с защитными укрытиями для самолётов и вертолётов у нас есть некоторые проблемы, не так ли?


Теоретически некоторые самолёты тактической авиации могут нести и стратегические крылатые ракеты – ведь «тащит» же МиГ-31К гиперзвуковую ракету комплекса «Кинжал», а она весит более 4 тонн, тогда как КР Х-101 весит всего 2,4 тонны, но пока эта возможность не реализована, не исключено, там есть ограничения в плане габаритов или что-то ещё

Таким образом, ни о каких прорывах на малых или больших высотах и речи не может быть, российские «стратеги» – это всего лишь «служба доставки» высокоточных боеприпасов большой дальности с расстояния, исключающего возможность воздействия по ним (самолётам) противника, хотя с учётом возможного появления ракет «земля-воздух»/«воздух-воздух» сверхбольшой дальности даже эта задача становится не такой уж и простой.

Для выполнения текущих задач, а именно нанесения ударов КР большой дальности, по объектам, расположенным на Украине, дальность полёта «стратегов» вообще не требуется, поскольку дальности самих КР Х-101 хватит с избытком для того, чтобы пролететь Украину насквозь туда и обратно. Вот с какой целью сейчас поднимаются в воздух Ту-160 и Ту-95? Только для того, чтобы поднять в воздух крылатые ракеты, попутно позволяя противнику подготовиться к «встрече» из-за того, что о взлёте «стратегов» Украину сразу уведомляют страны НАТО?

Проблема в том, что нам не с чего запускать КР Х-101, кроме как со стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев, но это сегодня.

Как можно сэкономить потребность и ресурс стратегических бомбардировщиков?

Очень просто – переложить часть решаемых ими задач на другие силы и средства.

Эрзац-решения


Вот раньше, понятно, в период действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) альтернативы стратегическим бомбардировщикам-ракетоносцам, а также надводным кораблям и подводным лодкам, вооружённым крылатыми ракетами, просто не могло быть – вот и «пихали» эти КР на все суда, хоть минимально подходящие по габаритам, зачастую в ущерб другим системам, например, средствам поиска подводных лодок или зенитным ракетным комплексам (ЗРК), способным работать по низколетящим противокорабельным ракетам (ПКР).

Ну а теперь-то что? Что мешает запускать КР с поверхности? Неужели сделать стартовый ускоритель для Х-101 сложнее, чем новый бомбардировщик?

Все задачи по нанесению ударов КР большой дальности по целям, расположенным на территории Украины, могли бы быть решены вообще без привлечения стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев, например, с помощью боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК), рассмотренного в ранее в материале Проект «Орган»: стратегический комплекс для нанесения массированных ударов высокоточным оружием большой дальности.

Правда, там мы говорили о ракетах комплекса «Калибр» и БПЛА-камикадзе типа «Герань-2», но сути это не меняет. С высокой вероятностью КР Х-101 также могут быть адаптированы для запуска из контейнеров, большую высоту и разгон им набирать не требуется – это более важно для ракет, идущих к цели по высотной траектории, типа вышеупомянутой гиперзвуковой ракеты комплекса «Кинжал» или ПКР Х-22/Х-32. Если возможность наземного старта реализовать, то КР Х-101 просто станет ещё одним межвидовым комплексом вооружения, каким сейчас является унифицированный межвидовой планирующий боеприпас (УМПБ) Д-30СН.

Здесь, правда, у кого-то может возникнуть вопрос – зачем делать контейнерную версию Х-101, может, лучше увеличить производство КР комплекса «Калибр»? К сожалению, сокращение производства одного типа вооружений не позволяет соразмерно нарастить объёмы производства другого – разные технологические линии, поставщики оборудования, так что КР Х-101 и КР комплекса «Калибр» в любом случае будут производиться параллельно, а это значит, что Х-101 надо применять, а делать это дешевле, проще и незаметнее из контейнеров, с железнодорожной платформы.

Попробуй найти здесь железнодорожный состав с КР комплекса «Калибр», БПЛА-камикадзе «Герань-2» или КР Х-101 с ускорителем, для запуска из контейнера – для поражения такой цели необходим или тактический ядерный боеприпас, или несколько десятков оперативно-тактических ракет ATACMS с кассетными боевыми частями (и чтобы все долетели), или залп батареи реактивных систем залпового огня (РСЗО) типа «Ольха»/«Смерч» – это вам не по бомбардировщикам, расположенным на открытых площадках, фанерные дроны пускать

Вообще, унифицированные контейнеры с высокоточным оружием большой дальности для нашей страны просто бесценны, особенно в условиях существующих и перспективных возможностей космической разведки стран НАТО. Хочешь – на железнодорожную платформу контейнеры ставь, хочешь – на автомобильный тягач, хочешь – ставь на корабли, как военные, так и гражданские, например, реквизированные для выполнения боевых задач в военное время – так можно из старого контейнеровоза «корабль-арсенал» сотворить.


Патрульный ледокол проекта 23550 с установленными контейнерами, предназначенными для запуска КР комплекса «Калибр»

Выводы


Несмотря на межконтинентальную дальность полёта, в реальности маршруты наших стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев сильно ограничены внешними факторами, такими как наличие большого числа нейтральных и враждебных стран по периметру границ России, а также способностью США (единственной «межконтинентальной» цели, к которой вообще имеется хоть какой-то смысл лететь) обеспечить построение эшелонированной обороны, включая зоны ответственности их союзников-вассалов (Канады, Норвегии, Японии и т. д.), а также зоны ответственности Военно-морских сил (ВМС) США.

Основной задачей российской стратегической авиации, скорее всего, останется нанесение мощных ударов высокоточным оружием большой дальности по объектам, расположенным в относительной близости от границ нашей страны. Преимуществом стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев в этом случае является максимальная удалённость их мест базирования от средств воздушного нападения противника. Кроме того, только «стратеги» могут максимально оперативно перенаправлять «проекцию силы» с одного направления на другое, например, вначале осуществляется удар по целям в Японии, а затем, в рамках следующего вылета, по целям в Западной Европе.

Дополнить, а во многих сценариях и заменить стратегические бомбардировщики-ракетоносцы могут унифицированные контейнеры с крылатыми ракетами, адаптированными для запуска с поверхности. Можно предположить, что наилучшей платформой для размещения таких контейнеров станут БЖРК – железнодорожные составы, которые могут включать десятки вагонов и обеспечивать одновременный запуск сотен КР и БПЛА-камикадзе в залпе. Также аналогичным образом могут использоваться автомобильные, морские и речные платформы.

Например, нанесение ударов с БЖРК в рамках специальной военной операции (СВО) потенциально позволит обеспечить не только большую плотность залпа КР и БПЛА-камикадзе, но и большую непредсказуемость нанесения удара, поскольку об ударе, наносимом с помощью стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев, противник получает информацию ещё в момент их взлёта.

Унифицированные контейнеры с высокоточным оружием большой дальности, размещаемые на железнодорожных, автомобильных, морских и речных платформах, не являются заменой «стратегам», но они могут значительно снизить нагрузку на стратегические бомбардировщики-ракетоносцы, обеспечив сохранение их ресурса для решения тех задач, которые наземным, надводным и подводным платформам не по силам. Кроме того, сама суть концепции унифицированных пусковых установок предполагает возможность создания чего-то подобного и для авиации, о чём мы и поговорим в следующем материале.

Картина дня

наверх