Судя по всему, коронавирус становится «чёрным лебедем», который не только нанёс мощный удар по «китайской фабрике» и вскрывает все глубинные противоречия в Поднебесной, но и перевернёт весь мир. Падают фондовые рынки, мировая финансовая система может быть разрушена. Система нефтедоллара уйдёт в прошлое, мир будет разделён между «престолами».
Китайский коронавирус
На 25 февраля 2019 года число заражённых превысило 80 тыс. человек, умерло 2,7 тыс. человек. Уровень смертности вырос до 3,4%. Не оправдались надежды на то, что вирус затрагивает только монголоидную расу, хотя большинство больных в Китае, Южной Корее и Японии. Произошла вспышка болезни в Италии и Иране. При этом ситуация в Исламской Республике Иран неясная, очевидно, что власти скрывают настоящее число заболевших и очаги вируса. Также болезнь проявилась в ряде других стран. Ситуация усугубляется сравнительно длительным инкубационным периодом, часто бессимптомным начальным периодом заболевания. В результате карантинные меры в КНР явно запоздали, вирус расползся по планете.
ВОЗ призвала мир готовиться к «потенциальной пандемии». МОК заявил о возможности отмены олимпиады. Коронавирус вызвал падение мировых бирж. У глобальной экономики начинаются сбои. Проблема у поставщиков сырья, так как «мировую фабрику» лихорадит. Арабские монархии, Турция, Ирак закрывают сообщение с Ираном. В итоге возникает негативный сценарий, когда вирус в течение первого полугодия так или иначе затронет всю планету. Китайские события повторятся везде, вирус затронет всех. Складывается новая политико-экономическая реальность.
Поднебесная под ударом
Китай постепенно запускает своё производство. Но первый квартал будет провальным. ВВП КНР по сравнению с прошлым годом просядет за первые три месяца от 1% до 4%. К концу года отставание могут преодолеть, если не будет новых неожиданностей. Но рост экономики в этом году будет на грани допустимого. При этом экономика Поднебесной перегружена долгами. Финансовую систему снова придётся спасать, заливая её деньгами. К тому же жесткие карантинные меры нанесли удар по рабочей силе. Значительная часть китайских трудовых ресурсов – внутренние мигранты. Это следствие хронического противоречия разницы в доходах между материковой частью и побережьем Китая. Внутренние провинции сравнительно бедные, несмотря на колоссальные изменения, которые произошли за последние 20-30 лет. Приморские провинции – богатые, более развитые.
Теперь десятки миллионов человек отрезаны от мест работы. Карантин или дома, или по месту работы, или везде. Плюс ограничения работы транспорта. Отмена карантина не ранее апреля, но возможны и негативные варианты. То есть китайская «фабрика» может встать надолго. Дональд Трамп уже и так сокращал спрос для КНР, а накачка деньгами уже не помогает. Поднебесную, которая уже приближалась к стагнации, охватит экономический кризис. А за время «китайского чуда» в КНР появился мощный средний класс, который не желает затягивать пояса и уже не знает иной жизни, как в период процветания. К экономическому кризису подтянется социальный и политический. В богатых и многомиллионных городах на побережье может повториться гонконгский вариант. Часть китайской элиты, недовольной политикой Си Цзиньпина, может использовать этой момент для своей игры. Богатое побережье заявит, что не «желает кормить» остальной Китай и пустит всю державу под нож, чтобы сохранить доступ к американскому рынку.
Поднебесная повторит свой исторический цикл: хаос, внутренняя война «царств»; преодоление хаоса, создание централизованного государства, «малое процветание», период относительного спокойствия и довольства, стабилизация; деградация, распад, смута и хаос. В идеале Поднебесная после периода «малого процветания» должна выйти на «великое единение», гармонию общества и природы, но пока ещё ни разу не получилось.
Таким образом, коронавирус стал для Китая «чёрным лебедем», который вызывает угрозу перехода из периода малого процветания и стабильности в эпоху смуты. Народ уже на взводе, и недовольная часть элиты может вскоре организовать несколько «Гонконгов» – «Тяньаньмэней». Это способно развалить Поднебесную на несколько «царств», конкурирующих друг с другом в политико-экономическом плане провинций.
Новой виток глобального кризиса
Понятно, что в нынешних условиях, когда Китай стал мировой «фабрикой», а вспышка коронавируса ведёт к блокаде целых стран и регионов, всё это становится детонатором для нового цикла глобального кризиса.
При этом всё накладывается на уже готовую почву: центральные банки ведущих держав планеты заливали предыдущую волну кризиса деньгами, но это уже не помогает; торговая война США и КНР; выход Великобритании из ЕС с огромными экономическими и политическими (угроза отделения Шотландии) последствиями для Британии; огромные проблемы в финансовом секторе США и КНР; стагнация экономики Германии (сильнейшей в Европе), серьёзные проблемы у других стран ЕС; проблемы в экономике Аргентины, Бразилии, Турции, Южной Корее, России и т. д. Плюс уже действующий ближневосточный фронт мировой войны, где ситуация скатывается к открытому противостоянию России и Турции.
Вот и накатывает новая волна глобального смутокризиса. Мир управляемо скатывается в смуту и главные потрясения ещё впереди. Весной и летом 2020 года кризис затронет все ведущие державы Азии, сильно ударит по Европе, России и США. Это вызовет большие политические последствия и изменения. В частности, воронка хаоса на Ближнем Востоке неизбежно приведёт к новой большой крови.
Коронавирус рушит цепочки поставок между Китаем, Японией и Южной Кореей
На три азиатские государства приходится около 24% всей мировой экономики с совокупным годовым объемом торговли более $720 млрд
Фото: SCMP
Китай, Япония и Южная Корея образуют один из наиболее интегрированных международных экономических блоков в мире. На них приходится около 24% всей мировой экономики с совокупным годовым объемом торговли более $720 млрд. Однако они сильно пострадали от вспышки коронавируса, отметил обозреватель SCMP Орандж Ванг.
«Эпидемия коронавируса привела к приостановке авиасообщения и ограничению потока людей между тремя странами, а также нарушила интегрированные промышленные цепочки поставок в регионе. Причем больше всего пострадали электронная и автомобильная промышленность», – пояснил аналитик.
Эксперт подчеркнул, что с начала торговой войны Китай пытался стимулировать торговлю и инвестиции с Японией и Южной Кореей, чтобы компенсировать риски экономического разъединения с Соединенными Штатами.
По мнению аналитиков, Китаю, Японии и Южной Корее грозит вторая волна сбоев в цепочках поставок из-за последствий эпидемии коронавируса, которая ведет к замедлению глобальной торговли. «Если эпидемия продолжит распространяться в Японии и Южной Корее, то это нанесет второй удар по глобальной промышленной цепочке и повлияет на компании, расположенные в Китае», – считает экономист Tianfeng Securities Сон Сюэтао.
Согласно исследованию Everbright Securities, Пекин пытается стимулировать торговлю и инвестиции с Японией и Южной Кореей, поскольку риски отделения от Соединенных Штатов возрастают, а два азиатских соседа становятся крупнейшими рынками для китайского экспорта.
В 2019 году с товарооборотом в $315,03 млрд Япония стала четвертым по величине торговым партнером Китая, уступив только Европейскому союзу, блоку АСЕАН и Соединенным Штатам. Южная Корея находится на шестой позиции с $284,58 млрд. По итогам прошлого года, Токио и Сеул вошли в первую пятерку по импорту в Китай. Основная часть поставок пришлась на электрические компоненты и химические продукты, которые требуются для огромной китайской производственной машины.

Аналитики Guotai Junan Securities заявили, что цепочки поставок, связанные с производством автомобилей, машин, оптико-электронного оборудования и химических продуктов, могут пострадать от краткосрочных потрясений, если в Японии продолжится вспышка вируса: «Сильная зависимость Китая от закупок полупроводниковых материалов, промышленных роботов, компонентов двигателей, камер и сопутствующих товаров из Японии также может стать проблемой для КНР».
Муртазин рассказал, как коронавирус ознаменует конец эпохи Apple

Apple готовит неприятный сюрприз. Об этом рассказал главный редактор и ведущий аналитик на сайте mobile-review.com Эльдар Муртазин. Специалист объяснил, что происходит в компании Apple в связи с коронавирусом в Китае.
По словам специалиста, эпидемия в КНР показала, что Apple зависим не только от производства.
«Компания выпустила предупреждение, что не может производить достаточное количество техники. Но суть в другом. Закрылись магазины. Apple в январе 2020 года имеет 5% рынка в Китае. Это большая доля. При этом мировой рынок упал на 40%. Это был январь, даже не февраль. Падение, вероятно, намного выше, потому что Apple выступил с экстренным сообщением, что пересматривает свой прогноз», – рассказывает аналитик на своем канале в YouTube.
Муртазин обращает внимание на то, что после объявления представителей компании Apple, одновременно появились сообщения, призванные успокоить общество.
«Мол, ничего страшного нет. Типа Apple еще всем покажет. Приоткрою завесу тайны над всем этим. Для того, чтобы произвести новый айфон, например, в сентябре, вы должны оправиться в феврале в Китай и там произвести опытную партию, настроить под дизайн нового айфона линию и дальше на основании этой линии создать аппарат. Тестировать проблемные моменты. Из-за того, что Китай закрылся, инженеры Apple не попали в Китай физически. Получается, что весь февраль потерян. Часть марта тоже будет потеряна. Это невозможно сделать в другом месте. Только на том предприятии, которое будет производить ваш продукт», – отмечает он.
Специалист отметил, что качество Apple оставляет желать лучшего, а коронавирус, который стал насущной проблемой Китая сегодня, поставит еще больший крест на качестве продуктов этой компании.
«Мы все знаем, что у Apple с качеством не все слава богу в последнее время. Ошибок будет все больше и больше. Уже сегодня можно утверждать мнимое качество смартфонов Apple на те модели, которые выйдут в сентябре и в октябре. Их качество ухудшится. И этого не избежать. Это уже реальность. Те айфоны, которые выйдут в сентябре и октябре этого года, будут страдать от детских болячек, потому что сегодня инженеры Apple не попали в Китай», – подчеркнул аналитик.
Ранее в Госдуме заявили о возможном переносе производств Apple и HP в Россию из-за коронавируса.
Уже 40 лет должны были жить при коммунизме: как Хрущёв СССР обманул
Сегодня, когда вовсю идет живейшее обсуждение поправок в Конституцию России, способных стать для нее судьбоносными, невольно вспоминается принятие другого «исторического документа» — Третьей программы КПСС, детища Никиты Хрущева. Этот грандиозный план, озвученный на ХХІІ съезде КПСС в 1961 году, вошел в память народную прежде всего тем, что в нем твердо было обещано: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» Откуда такие ассоциации и к чему они?
По мысли Никиты Сергеевича, «светлое будущее» — с полным отказом от товарно-денежных отношений, бесплатным питанием, транспортом, жильем и всеми прочими жизненными благами, и вообще воплощением в жизнь принципа «От каждого по способностям, каждому – по потребностям», должно было наступить в СССР к 1980 году. К этому моменту ожидалось воплощение в реальность мечты «кукурузника» о том, чтобы наша страна «догнала и перегнала Америку» — уровень советского промышленного производства, как планировалось, должен был превышать объемы США как минимум в 6 раз. Совокупный доход Советского Союза, равно как и реальные доходы его населения, должны были увеличиться в 3 с половиной раза. Все остальное – соответственно.
А что в реальности? Уже через год после всех этих обещаний в СССР резко, на четверть, а то и вполовину, поднялись цены практически на все основные продукты питания: мясо, молоко, масло. Впрочем, это было только начало – впереди были перебои с хлебом и закупка зерна за золото за рубежом. А вместо «невиданного культурного и духовного расцвета советского общества» — стрельба по людям в Новочеркасске, дело, невиданное в нашей стране с 1905 года. Более того, как показывают серьезные исторические исследования, Никита Сергеевич к этому моменту уже вовсю проводил на государственном уровне политику, конечным итогом котором мог стать только полнейший демонтаж СССР. Примеров вроде реформы вооруженных сил, упразднения союзного МВД и прочих самоубийственных для государства шагов того же толка более чем достаточно.
Имевшееся в первый период «хрущевщины» изобилие товаров народного потребления, развитие науки и техники, позволившее совершать космические полеты, небывалый трудовой и патриотический подъем народа – все это было наследием эпохи Сталина, которое кукурузный «гений» сам же и уничтожил своим ХХ съездом и «развенчанием культа личности». А дальше этот деятель принялся действовать будто по методичкам, составленным в Вашингтоне и штаб-квартире НАТО. Наступление на подсобные хозяйства граждан, варварские аграрные эксперименты вроде тотального насаждения кукурузы и «освоения целины» — и Советский Союз получил хронические проблемы с продовольствием, вылившиеся в вечную «мечту о колбасе», в конечном итоге толкнувшую людей в лапы «перестройщиков».
Вредительская внешняя политика – и наша страна вместо вечной и нерушимой дружбы с Китаем, союза, который вполне смог бы загнать все более наглевших американцев и их прихлебателей на подобающее им место, получила Поднебесную во враги, как минимум в геополитические противники. Но главное было даже не в этом. Охаяв Сталина на ХХ съезде, Хрущев обесценил жизнь и великие деяния целых поколений людей. Советский народ был лишен веры, служившей ему надежной опорой в самых тяжелейших испытаниях и ведшей к победам – в том числе и в Великой Отечественной войне. Наобещав с три короба на ХХІІ и начав вместо этого поднимать регулярно снижавшиеся при Сталине цены, Хрущев окончательно превратил в ничто, в посмешище слово партии, слово Кремля, которым до этого свято верили десятки и сотни миллионов во всем мире.
На самом деле это был конец Советского Союза, не случившийся тогда лишь благодаря отстранению Хрущева от власти, но превратившийся в растянувшуюся до 1991 года агонию. Тот же Китай, сумев пережить и преодолеет все выверты «культурной революции» и «большого скачка», сумел сохранить целостность государства и превратиться сегодня в мировую державу, с полным основанием оспаривающую первенство у тех же США. Вполне возможно, коммунизм и не был утопией, но для его построения нужен был Сталин, а не тот деятель, который правил страной после него.
К чему все эти воспоминания? К тому, пожалуй, что, ставя блистательные цели и раздавая заманчивые обещания, власти всегда следует помнить о том, что чем более они конкретны, тем строже будет за них впоследствии спрошено – и народом, и историей. Иначе - обман. Тут уж точно лучше семь раз отмерить, прежде, чем хоть один пообещать. Но вопрос в том, а чувствуют ли элиты ответственность за свои обещания...
Свежие комментарии