И что? Ключевые глаголы английского языка имеют древнерусские корни?

Когда видишь основные английские глаголы, в глаза бросается их явное подобие аналогичным глаголам русского языка. Скажем, глагол TALK – ТОЛКОВАТЬ. Кажется, здесь все ясно. Но этот и другие примеры, которые будут показаны дальше, требуют определенного пояснения: почему так, а не иначе? Ведь по большому счету, человеку несведущему даже этот простой пример может ни о чем не сказать.
Поэтому не мешает знать ряд простых правил, которые как ключи открывают заветные двери. Известно, например, что первоязык, от которого произошли языки Западной Европы, был полногласным, как современный русский и славянские языки. И восточно-славянские языки в наибольшей степени сохранили полногласие и древние корни. Откуда известно? Из сравнительной лингвистики с опорой на древние так называемые «индоевропейские» языки – тохарские, санскрит, авестийский и другие. Все гласные в словах произносились, давая языку музыкальную певучесть. Сохранилась ли эта певучесть в английском, также считающимся принадлежащим к этой группе, судите сами?
Что это дает? Это дает знание, что язык, оказавшийся в Британии, будучи изначально полногласным, по мере упрощения стал терять некоторые гласные. А в определенный период даже оставшиеся гласные либо изменили свое звучание (а>e, e>i, o>u, и т.п.), либо превратились в дифтонги. Этот процесс известен всем изучающим английский как «Великий сдвиг гласных» 14-15 веков в Британии.
Стало быть, если например, первично имелось такое полногласное слово, как балаболить (болтать без умолку), то попав на английскую землю, оно должно было измениться до формы BLB. Хотя, понятно, совсем обойтись без гласных даже английский не может. Поэтому в современном языке это слово присутствует в виде – BLaB (болтать, разбалтывать). А дальше уже начинается самое интересное в исследованиях.
Этимологический словарь английского языка:
Blab (болтать, разбалтывать). Середина 15 в., blabben, "говорить праздно и глупо, говорить слишком много", происходит, видимо, от среднеанглийского существительного blabbe "тот, кто не контролирует свой язык " (конец 13 в.).
Как часто в современных фильмах из уст актеров звучит это странное «бла-бла-бла». Теперь и наши девушки бездумно повторяют за западными актрисами это непонятное им слово, хотя и с вполне понятным для русского уха смыслом – «болтать бестолково». Убеждать наших принцесс, что «бла-бла-бла» это древнее русское слово «балаболить», бесполезно. По-модному, им кажется, что это круто.
И что? Ключевые глаголы английского языка имеют древнерусские корни? Я не знаю, стоит ли так говорить. Но догадываюсь. И если внимательно рассмотреть их практически под лупой, то таких глаголов наберется около полусотни. Например, два ключевых глагола go и run и ряд других имеют явные корни из языка древних русов
На предковый язык англичан на британской почве также повлияло отмечаемый лингвистами уход от свободного ударения и фиксация его на первом слоге. Это явление было характерной особенностью германских языков. Благодаря такому закреплению ударения, все грамматические окончания оказались в безударном положении. Что привело к их ослаблению в речи, и отпадению. Вот почему мы имеем в английском такое большое количество огрызков некогда полногласных древнерусских слов.
Для нас важно то, что в русском и славянских языках ударение так и осталось свободным. Несколько тысяч лет назад оно еще было свободным в языке первых обитателей Британии. Но потом что-то случилось, произошло, пожалуй, первое изменение акцента. И английский язык отправился по пути отклонения от основного языкового древа русов.
Сегодня язык англичан и в плане фонологии – это некая каша из немыслимых звуков. Звуки упростились до современных невообразимых для нас межзубных. Согласные изменили свое звучание, описанное законами Гримма и Вернера.
В этой ситуации, к счастью, можно опираться на английскую орфографию. Она по сравнению со звучанием английской речи изменилась в незначительной степени, сохранив по сути архаическую форму. В так называемый древнеанглийский период слова того языка прочитывались так, как было записано. Это и есть некий древний прарусский костяк. Что от внимательного взгляда не скрыть. Рассмотрим еще ряд глаголов:
Talk (говорить). С 1200 г., talken, средне-английск. tale "сказка, история, басня" из того же источника, что и tale. В восточно-фризском языке имеется talken «говорить, болтать, шептать».
Английские лингвисты до исходного корня не смогли дойти. И только в одном из фризских языков, что в Голландии, приводят исходное значение этого слова – «говорить». Как оно попало во Фризию – понятно. Эту местность в Голландии населяли славяне-вильцы. В частности, голландский город Утрехт был основан вильцами и прежде назывался Вилтабург. Об этом писал английский историк Т. Шор:
«Исторически достоверными являются данные о миграции вильцев с берегов Балтии и основание ими колонии на территории вокруг Утрехта. Беда упоминает об этом в связи с миссией Виллиброрда (Willibrordus). Пипин Короткий (VIII в.) отвел ему место для епархии в своем знаменитом замке, который, на древнем языке тех людей, называют Вилтабург (Wiltaburg), то есть, город вильцев, но на французском языке Утрехт».
Окружающая местность стала называться Вилтения (Wiltenia). Часть вильцев высадилась на берег, другие пошли дальше, в Британию. Вильцы оказались первыми поселенцами в Уилтшире (Wilt-shire), оставившими свой след в названии и графства, и поселения Вилсаэтан (Wilsaetan). Уилтшир был заселен во второй половине VI столетия. И миграция вильцев могла произойти из их поселений в Голландии.
И еще примеры:
Deem (считать, полагать, думать). Даже простое сравнение этого слова со словом «думать» уже дает намек на их близость. Когда же совпадают и смыслы обеих слов, тогда сомнений всё меньше. Сегодня смысл слова deem сместился в сторону «считать, полагать», но разницы большой это не составляет. Было также значение и «судить, осуждать».
В обиходе сегодня больше используют уже слово think по его прямому назначению. Deem в определенной степени соответствует литературно-возвышенному стилю:
You may deem me romantic, my dear sister. Ты можешь счесть меня излишне чувствительным, милая сестра.
В других языках так называемой германской группы имеем: древне-фризское dema, древне-норвежское dma (судить, рассудить). И уже не удивительно, что все они идентичны древнерусскому слову ДУМА.
Было также в старо-английском и средне-английском такое слово, как DEEMER (думарь) – судья. Два судьи в 17 в на острове Мэн назывались DEEMSTERS (думстеры, думцы), титул прежде очень распространенный как в Англии, так и в Шотландии. Так что, не должно быть сомнений в изначальном присутствии этого слова в предковом языке англичан, в смысле ДУМАТЬ, ДУМА.
Eat (есть, еда). Фраза «хочу есть», или просто «есть», очевидно появилась первой на земле. Ее обиходность обязана была привести к сохранению этого слова практически во всех языках индоевропейской лингвистической группы. Смотрим: авестийский – Ad (есть), греческий – edo (ем); латынь – edere (есть); хеттский – edmi (ем), церовно.-славянский – jasti (есть), русский - jest' (есть). (из этимологического словаря английского языка.)
Поэтому неудивительно, что лингвисты выводят английское слово Eat от пракорня *ed (есть, кушать, еда). А ведь корень *ed – типичный корень современного русского слова «ед-а». На Руси в деревнях до последнего времени говорили «исть»!
Chart (карта, план, схема, рисунок). Черта, чертить, чертеж. Это древнее русское слово отмечено в словаре И.И. Срезневского: «Прѣжде ѹбо словѣне не имѣхѫ писменъ. нѫ чрътами и рѣзами чьтѣхѫ и гатаахѫ погани сѫще», Черноризец Храбр «О письменах». (Ибо прежде словене не имеху писмен, но чертами и резами чтяху и гадаху, язычниками будучи).
Bear (нести, понести). Беременеть (понести), нести, рождать. В далекой древности Британии в ее языке имелось слово и бремя, и беремя (ноша), и беременеть. В. Даль: «Своя ноша не тянет, свой дом не беремя». Еще и сегодня в деревне можно услышать: женщина «понесла (забеременела)», «на сносях». Сегодня в английском языке от этих слов остался голый корень Bear. На древнеанглийском языке было: beran (приносить, выносить, рожать). Для сравнения: санскрит – bharati (приносит).
Ниже предлагаю еще ряд глаголов, для разгадки которых и большой фантазии не надо. Здесь всё очевидно. Некоторые слова уже присутствовали в моих статьях на Дзене.
Питать → Feed, где произошло чередование «п – f» по закону Гримма.
Плыть → Fleet, чередование п→f (Закон Гримма).
Крушить, сокрушать, громить → crush.
Грабить, захватить, за-граб-астать → grab. Здесь уместно показать английскую этимологию: Др. англ. græppian (схватить), санскр. grbhnati (схватить), др.перс. grab (захват), церк.слав. grabiti (грабить).
Жевать → chew.
Голосить, звать → call (звать, звонить). [от пракорня *gal- (гол-) «звать, кричать»].
Знать → can (мочь, уметь, знать).[Др. англ. cunnan знать, мочь, , от пракорня *gno- знать. Санскр. jna- (жна-) знать; авест. zainti (знание), церк.-слав. znati, рус. znat; лат. gnoscere, гр. gnosis знание; др.ирл. gnath].
Искать, спрашивать → ask (искать). [Др.анг. ascian спрашивать, спросить, др.сакс. escon, др.фриз. askia требовать спрашивать. Санскрит icchati (искать), желать, церк.слав. iskati.].
Кричать → Cry.
Делить, доля, часть → deal.
Дремать, Сон → dream.
В принципе, около 1000 слов опубликовано в моей книге «Когда Британия не знала английского. Русская версия, или откуда есть пошел английский язык». Можно заказать и приобрести их в «Книжной лавке писателей», на Невском, д. 66. Санкт-Петербург, Невский пр. 66, а также в Санкт-Петербургском «Доме книги», на Невском, д. 28.
Представим теперь, что некогда, давным-давно, в Британии говорили «дрема-ть». Если от этого глагола в английском осталось только dream, то что же случилось с частицей «ть»? Она, что, пропала бесследно? Как бы не так! Она и есть та самая частица TO, которая стоит перед неопределенным глаголом «to dream». Фактически эта частица просто переместилась и встала в начале основного глагола. Ясно, откуда в английском, да и в германских, появилось это непонятная для русского уха частица.
Еще одной ипостасью частицы «to» является ее роль в качестве предлога направления: to Moskow. И здесь изначальность предкового предлога «до» не вызывает сомнения: «до Москвы – to Moskow». Ведь еще мудрый Якоб Гримм в законе своего имени отметил переход глухих согласных в звонкие: d → t. Было «до», стало «to» [ту]. Такова была общегерманская тенденция. Так в немецком языке имеем «zu» [цу].
Если пройтись по каждому из английских глаголов, то удивительным может показаться другое – почему в них почти нет глаголов, не связанных с корнями древних русов? Если считать за таковые глаголы, образованные от латинских заимствований, которых в английском сверх меры, то и здесь картина не меняется. Так как латынь – производный язык из языка…. ну, мы-то знаем, что это был за язык, когда о латинянах даже и слыхом не слыхивали. Смотрите несколько примеров:
Извратить, выворачивать, вертеть → evert. [1530 г., от лат. ex «из» + vertere «ВЕРТЕТЬ»]. Буквально: из-врат-ить.
Состоять → consist. [1520 г., от лат. consistere стоять. Комбинир. форма com (с, со) + sistere (поместить), stare (стоять)]. Буквально: «совместно стоять», или со-стоять.
Совпадать → converge. [1690 г., из поздн. латыни convergere от com (con-) «с, вместе» + vergere (вертеть)]. Буквально: поворачивать вместе.
Отвернуть, отвращать, предотвратить → avert. [Сер.15 в., (отворачивать (что-то) прочь), от др.фр. avertir (12 в.), из лат. avertere (отвернуть, отчуждать) от ab (от) + vertere (вертеть). От пракорня русов *VERT- (верт-)]. Буквально: «ат-вернуть».
Когда узнаешь подробности хронологической модификации большого числа английских слов, понимаешь непростую эволюцию этого языка: из полногласного языка прарусов, первых обитателей Европы, до современного английского пиджина. И многое даже в истории Континента становится понятным – кто стоял у ее истоков.

ПАМЯТЬ - ТЕРРИТОРИЯ БЕССМЕРТИЯ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

«...мы рассматриваем некий период времени
как скрытое обещание того, что исполнится в будущем».
(«Мыслители ХХ века»)
СОБИРАТЕЛИ, ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ, ОХОТНИКИ
Считается, что первобытные охотники были создателями самой ранней цивилизации – охотников-собирателей. Хотя к ним можно отнести и первобытных земледельцев. Но, скорее всего, те и эти сосуществовали параллельно, соседствуя друг с другом и занимаясь обменом продуктов промысла на продукты земледелия...
Так, прирожденные земледельцы-славяне, обособившиеся от других индоевропейцев где-то в третьем-втором тысячелетии до нашей эры, повсеместно соседствовали с охотниками, рыбаками, бортниками – угро-финнами. Причем это соседство выражалось не только в обмене шкур, рыбы, меда на хлеб, корнеплоды и ткани, но и в смешанных браках, в результате чего и возникла изначальная Русь. Более того, оседлые земледельцы, по всей видимости, предоставляли охотникам условия для зимовок за частоколами своих обустроенных городищ, а последние, имея охотничье вооружение, брали на себя их охрану, оборону.
ОХОТНИКИ НА МАМОНТОВ
По-видимому, более ранние охотники в свое лучшее время охотились и на более крупных животных – мамонтов, туров, медведей... Это они изобрели охотничьи рогатины с каменными, а потом и железными рожнами и весьма эффективную охоту загоном, в которой учувствовали все – от мала до велика. Полная опасностей охотничья жизнь способствовала выработке у них как коллективных черт характера, так и индивидуальных качеств, особенно необходимых на завершающей стадии охоты...
Отголоски охоты на мамонтов и медведей еще и поныне сохранились в охотничьих преданьях. Например, у обских угров. Так, медведь имеет у них не менее ста имен. Хотя его корневое (табуированное) имя, скорее всего, связано с подражательными звуками – «ор-ур-юр». Медведь – Ор, а мамонт – Юр. Но мамонт, в отличие от медведя, – водный зверь. И это вполне понятно – останки мамонтов находили чаще по берегам рек и морей. В размытых водами породах. И свои «ор-юр-югорский» край медведей и мамонтов угры называют еще и поныне Югорией.
Смутные воспоминания о великой охоте на «сотрясателей земли» с «великим шумом и ямой» сохранились и в наиболее архаичных русских былинах. Например, в преданиях славяно-угорской муромы о великой «битве на калиновом мосту». Калинов мост – это не что иное, как настил из кустарника над ловчей ямой, в которую и загонялись мамонты. А самым именитым героем изначальной Руси был вольный ездец – Илиа из Мурома. Илья Муромец, вооруженный копьем и со временем вставший на место Перуна. Имя «Илиас» созвучно с «Илиос» – Солнце.
КУЛЬТ МЕДВЕДЯ
Но мамонты вымерли... Их сменили более приспособленные к изменившемуся климату стада тундровых оленей и лесных лосей. Вместе с тем охота на медведя никогда не прекращалась, приняв со временем ритуальный характер с жертвоприношением заранее добытого или даже выращенного зверя. Кстати, хищные животные – собаки, кошки, ловчие птицы и даже волки с медведями – были одомашнены значительно раньше травоядных.
Археологические изыскания отмечают строгую последовательность распространения и смены присущих определенному времени промысловых или хозяйственных знаков, примет, символов. Например, широко распространенных орнаментов с распила дентина бивней мамонтов (палеолит), изображений оленей и лосей (мезолит), ромбических узоров засеянной зернами пашни (энеолит)... И все они дожили до наших дней и до сих пор бытуют в декоративном народном искусстве. Хотя иной раз это всего лишь безотчетная традиция – сохранение внешней формы без понимания смысла изображения.
Что же касается медвежьего культа, то он тоже сохранился до самого последнего времени. Мне и самому в середине прошлого века довелось наблюдать его отголоски в среде бортников и охотиков-медвежатников Бурзянского района Башкирии. А мой пожизненный друг Рамиль Насыбуллин, работавший тогда же заведующим врачебным участком Казымской культбазы в приполярной Югории, писал:
«Угодил я здесь и на медвежью охоту... Знаешь, как охотятся местные медвежатники?.. Обнаружив где-нибудь в зимнем редколесье медвежью лежку под ворохом большого лесного сора, набегают на нее всей ватагой, втыкают в сор свои карабины и стреляют из вех стволов одновременно. Без всякого промаха. По системе солидарного смертоубийства. Чтобы никому не было обидно за промашку. Потом снимают с убитого шкуру вместе с головой и лапами и тут же устраивают медвежьи именины – пьют спирт и закусывают дорогим именинником.
Раньше у обских угров подобные медвежьи праздники справлялись регулярно. С конца декабря по конец марта. Всю долгую северную зиму. С момента зимнего солнцестояния по день весеннего равноденствия. По долгим беспросветным зимним ночам. С медвежьими театрами, с песнопеньями и плясками. С теми же застольями, выпивками и закусками.
После того как добывали или забивали загодя добытого и выращенного в яме медведя, записные медвежатники, виновато отводя в сторону глаза, сообщали родичам как бы между прочим, что повстречали, мол, в лесу «старого брата»... И что, дескать, надо бы отметить эту счастливую встречу. И что по такому подходящему поводу не грех-де немного и выпить...
Тут же собирались люди, окуривалось трутом – черной березовой чагой – самое вместительное помещение, начинались веночные медвежьи игрища. Песнопения и танцепляски, во время которых люди впадали в транс, становясь как бы участниками неимоверно давних событий своего собственного медвежьего, по эволюции, прошлого. Подвергаясь некоему очищению. Катарсису, как выражаются ныне глубинные психологи. Очищаясь от всего своего звериного, животного, нечеловеческого. И как бы рождаясь вновь. Преображаясь. Вочеловечиваясь...»
Такие шумные праздники – с воем труб и боем бубнов, неистовыми песнями и танцами с факелами вкруг ряженного в медвежью шкуру шамана, самана, волоха, тохара – характерны для многих северных и восточных народов. Они напоминают нам неистовый, шумный гон зверя, какой в итоге сменяется всеобщим ликованием и пиршеством... А психологам подтверждают, что участники таких праздников как бы отступают в прошлое – в свою собственную молодость, в молодость своих ближайших и далеких предков, в молодость первобытного мира. И называют это инициацией, очищением, омоложением тела и души. Катарсисом.
Когда же на стенах пещеры изображался мамонт, медведь или олень, в какого метали копья с острыми рожнами, – это было просто «стрельбище». Подготовка к очередной охоте. Или обряд инициации – посвящения молодых в охотники. Или даже прикладная, еще дорелигиозная магия удачной охоты. Но магический ритуал, совершаемый в честь священного медведю или оленя как прародителя человека, уже походил на религию. На религию первой человеческой цивилизации охотников-собирателей – на шаманизм, сохранившийся и до нашего с вами времени.
Лично мне тоже случилось знать одного такого вполне современного шамана, какого я описал в повести «Знахарь». А тот же Рамиль Насыбуллин знал еще более архаичную шаманку – хозяйку реки Казым. Хотя видел ее уже мертвой (при установлении факта ее кончины). Другой же мой друг, охотник-промысловик в молодости, писатель Камиль Зиганшин встречался с шаманом уже в совсем недавнее время и демонстрировал мне настоящий шаманский бубен... Впрочем, ныне шаманы встречаются едва ли не повсеместно. Особенно шаманы-врачеватели. Шаманизм и его приемы погружения в транс с помощью ритмов, низких звуков и психотропных веществ изучаются ныне и в специальных НИИ, и в уфимских, университетах.
РЕАЛЬНАЯ... РЕЛИГИЯ
Пожалуй, шаманизм был не только самой ранней, но и наиболее реальной религией. Потому что шаманы поклонялись прежде всего материальной, хотя и одухотворенной Природе. Они верили в духов Природы и Предков... Ибо Предки были всегда реальны. Их дух жив и в нашей с вами крови. В наших генах. В глубине нашей памяти.
Вот и реальная наука подтверждает, что в нашем бессознательном хранится некая шифрованная информация о давным-давно минувших временах и событиях. О прошлых, давно прошедших поколениях, через которые все мы так или иначе прошли. Она консервируется и складируется где-нибудь в глубинах нашего древнего мозга. В каких-нибудь матрицах всеобщей коллективной памяти, содержащей знания и опыт всех наших предшественников – как людей, так и растений с животными, по общей с ними эволюции... И лучше всего этот поразительный феномен отражен в научных понятиях так называемой глубинной, или аналитической, психологии. Например, в понятии Архетипа или Первообраза.
АРХЕТИП
Архетипы – это как бы первичные схемы образов бессознательного, активирующие наше воображение, фантазию, нашу вычуру! То, что мы называем еще вдохновением, наитием, озарением. И чаще всего все это происходит с нами в состоянии измененного сознания – во сне, в бреду, в экстазе. В трансе! В творческом раже, когда мы заимствуем информацию у своего собственного бессознательного. В виде схем образов, которые наполняются реальным содержанием только тогда, когда они проникают в наше же сознание. И, наконец, становятся способными впечатлять, внушать, захватывать и увлекать. Побуждать к действиям, поступкам, деяниям...
Установлено также, что феномен архетипа в той или иной мере наследуется. Что он имеется у всех нас. Но не все из нас способны находить к нему дорогу. Эту виртуальную лестницу. Не всем удается пробиться к своему собственному бессознательному с его беспредельной коллективной памятью. С его кладезем знания и опыта прошлых поколений. И лучше всего это как раз удается шаманам, которые в свое время открыли свою шаманскую дорогу в «нижний мир» – в то же самое бессознательное. Через посредство самонаведенного транса. С помощью низких ритмических звуков. Шаманских танцев и песнопений. Для чего им пришлось изобрести даже специальные музыкальные инструменты. И теперь известно, что высокие или низкие звуки особым образом действуют на нашу психику, а ритмы гармонизируют и психику, и работу всех механизмов нашего организма.
Кстати, а не первобытные ли охотники изобрели все эти бубны с колотушками, охотничьи рога и щипковые кубызы с низкими дрожащими тревожными звуками, какие задавали темп и настроение коллективного охотничьего гона и нагоняли страх на гонимого к западне зверя?
В дальнейшем вхождению в глубокий транс вплоть до полного отключения сознания стали способствовать галлюциногенные грибы, одурманивающие напитки, наркотические травы. Например, при промысловой или военной магии – выжимки полумифической Сомы-Хаомы. Или современная «мухоморвка» на «огненной воде». Хотя в наши дни с целью изменения сознания применяются и более изощренные техники наведения транса с более сложными психоактивными веществами. Но и высокие ритмы, и низкие звуки остаются при этом неизменно востребованными. В том числе и в творчестве, обучении, спецподготовке (на выживаемость), в лечении. Например, в современной психотерапии. Равно как и с целю манипуляции человеческим сознанием. И все чаще – во всевозможных новомодных мистических и религиозных ритуалах.
С другой стороны, в научных экспериментах установлено, что способность изменять свое психическое состояние у шаманов, йогов, магов и прочих лиц, регулярно занимающихся медитацией, идет за счет снижения умственных способностей, истощения и распада интеллекта, и прежде всего его наивысшего механизма – критики.
Георгий КАЦЕРИК
Свежие комментарии