На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 009 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Спасибо. Действительно, Израиль строит сугубо национальное государство, уничтожая Палестину. Глобализация - концлагер...Упадок Запада, «в...
  • Владимир Акулов
    Коммунисты  хотели    НА  ВСЕЙ  ЗЕМЛЕ   создать  бесклассовое  коммунистическое  общество...Глобалисты-торгаши    тож...Упадок Запада, «в...
  • Юрий Ильинов
    Стали известны детали биографии Цинтулы, стрелявшего в Фицо Стрелявший в премьер-министра Словакии Роберта Фицо 71-л...Упадок Запада, «в...

Словарь «древнего укра»: тиква, горíх, малина, мíч, … хлíб

Словарь «древнего укра»: тиква, горíх, малина, мíч, … хлíб

Словарь «древнего укра»: тиква, горíх, малина, мíч, … хлíб

Продолжаем веселиться, изучая «исконные» украинские слова, пришедшие в этот язык из времен трипольской археологической культуры энеолита и раннего бронзового века (середина 5-го тысячелетия до н.

э. — 2650-е годы до н. э.). Не шутка, не розыгрыш. Это серьезное научное движение незалежников, государственная доктрина.

Ежечасно словари горемычной страны полнятся словами, случайно «оброненными» древними украми по всему миру. Принцип зачисления в копилку «незалежников» крайне прост, не лишен изящества: берутся лишь те, чье происхождение спорно, имеются гипотезы их древнегреческих корней. Вот и всё.

О настоящей трипольской культуре Молдавии и правобережной Украины. Глубокие размышления свидомых учОных рекомендую прокомментировать крепким озорным словом. Ну а мы пока разомнемся, полистаем «не встречаемые нигде слова», доставшиеся гордой нации от древнейших трипольцев.

Тиква.

Она же «тыква». Так себе растение, на любителя. Иной раз обожаю с мясцом и кашей запечь. С чего знатоки украинового языка взяли, что оно из неолита (и обязательно трипольское) — загадка. Наверное, по тем же причинам, что и все остальные слова. Спорного происхождения потому что. Вот как с овощем: главная гипотеза не подтверждена, но очень забавна. Возникло из финикийского «тук» (тыква).

В древний общеславянский заехало остроумно: связано с древним понятием «тыти» (жиреть). Означало «жир», «сало» (ах вот почему оно древнеукрское!). Смысловой термин — «быстро жиреющая». Точнее не скажешь. Есть другое мнение: «тыкву» следует объяснять при помощи греческого «огурца».

Путь такой: слово заимствовано из пеласгско-франкийского языка, восходит к индоевропейскому kūkū (пухлый плод), откуда попало древним грекам в рот в виде kykyon «огурец». Тогда понято всё. Ведь именно античную Грецию трипольские Наливайки правильной речи учили, снимаю претензию. Ага.

Ліс.

Он же темный и густой… лес, старо-славянский Лѣсъ (ствол дерева, брус). Вообще ничего не понимаю. С какого перепугу оно какое-то неимоверно древнее, укро-трипольское тем более? Древнегреческих следов образования не обнаружено, попытки вывести туда больше века признаны неприемлемыми (греч. ἄλσος /роща). «Лес» пророс в общеславянском из литовского laĩškas «лист (дерева)», прочно сидит чуть искаженным в говоре всех западных славян.

Малина.

Название этого полезного полукустарника на латыни — «Rúbus idáeus» (Рубус Розовые). Но самая адекватная версия происхождения вкусного слова привязано к другому латинизму — « m ulleus» (красноватый). Такого она оттенка, знаете ли. Но бывает желтой и черной даже. Что смысла названия ягоды не меняет. Бретонское слово « m elen» переводится на русский, как «желтоватый». В тех географиях нет эндемика красного цвета, с древнейших времен потчевались желтой малиной. А индийцы словом « m alinas» (черный) называют… ежевику. Очень похожую ягодку.

Это не все, смыслы лингвисты крутят глобальные и философские в вопросе. Вопрос: названия «малина» произошло от цвета ягод? Или наоборот, плод дал термин темно-красной (малиновой) окраски? Парадокс изначальности курицы или яйца в полный рост. Третья версия вращается вокруг слова «мал» (малый, маленький). Дело в том, ягодка разбирается на множество частичек, каждая выглядит вполне самостоятельным и законченным творением природы.

Горiх.

Он же — горох. Одно из самых веселых творений природы (прошедшие армейку СССР подтвердят) и укро-лингвистов. Топ-10 мемов и здорового ржача в Тырнетах.

Немного о главном растении истории человечества, «первом хлебе» зарождения оседлых цивилизаций. Где, когда и как «приручили» горох, точно сказать невозможно. Ученый мир гадает: в Малой или Центральной Азии его начали выращивать первыми. Вполне может быть, одновременно в самых разных местах. Окультурить его было самым очевидным и рациональным шагом древнего человека.

На месте поселений каменного века были найдены горошины, но вопрос спорен — их могли складировать запасливые грызуны, пробившие несколько культурных слоев. В любом случае, горох широко представлен в древнейших культурах Индии, Китая, Средиземноморья. Уже как объект поклонения, символ плодородия и богатства.

Самая некритичная версия. Название растения «горох» попало во многие языки в чистом виде из древнееврейского. «Гэра» (зерно, зёрнышко, горошина, крупинка, песчинка; наименьшая 20-я часть шекеля). Имеет созвучные синонимы: «гараин» (семечко, ядро, доля, малая толика) и «гаргар» (крупинка).

«Горох» приняли в себя многие языки, став однокоренными с древнееврейским вариантом. Латынь (grano /зерно), английский (grain , corn /зерно), валлийский (grawn/ зерно), итальянский (grano,granello/зерно, крупинка), латышский (grauds/ зерно), литовский (grūdai/ зерно). В русском слово даже эволюционировало: «гранат-граната», по причине нахождения внутри этих объектов зёрнышек-горошин «гэра».

Про «царя Гороха» не поправляйте, немного в теме. Как из древнееврейского «гар» произошли десятки слов со смыслом «древний, старый, пожилой, давний, дальний по времени». К растению это не относится. Тем более древне-укрскому. Замена «о» на « i » произошла с похмелья свидомого филолога, придумывающего всякую забористую чушь во имя величия придуманной державы. Во всех славянских языках такого перехода нет. Испокон века малороссы говорили и писали «горох». Все остальные: гра́х, гра̏х, gràh, gráha, hrách, hrach… Даже учителя «украинцев», поляки… говорят «groch».

Мíч.

Он же — «меч», инструмент высокого статуса индивида и приспособление для потрошения себе подобных. Неимоверно древнее украинское слово, ага. Почти все славянские языки используют производное из пра-славянского «mеčь», только сербохорватское «ма̏ч» восходит к «mьčь». Использование «и» в слове «новые древние укры» потянули …не то из нижне-лужницкого, но вероятнее всего — из любимого польского (miecz).

Как и когда славянские народы этим термином обзавелись — тайна, никто не знает. Версий несколько. Это слово уже давно объясняют как заимствование из готского (mēkeis), перешедшее в древний исландский, английский, саксонский, даже финский. Но применение славянами кратких гласных при использовании эту теорию делают слишком умозрительной, слово лишено достоверных родственных связей.

Античная теория говорит, готы это название утянули из латыни (mасtō, -ārе /убить, зарезать). Но тоже тупик, переходные формы не найдены. Допускается заимствование из «слов неизвестного, общего источника» (угадайте какого, ага). Есть тюркская версия, пра-кельтская, даже кавказская… Ничего не доказано, мгла времен.

Хліб.

Ну это святое… разорву. Споров в науке тут немного, что интересно. Древние греки не при чем. Как и поляки. Происходит от пра-славянского и общеславянское «chlebъ». Могло заехать из готского «hlaifs» (кусок хлеба) или древнеанглийского «hlaf» (хлеб). В наших широтах впервые записано в XI веке. Не согласные с версией германского происхождения — могут отправиться к индоевропейским словарям, хотя там гипотезы пожиже. Но… канал не был бы «наперсточным», чтобы не рассмотреть и другую версию. Очень правдоподобную.

Будем сметать в корзину некие научные устоявшиеся штампы. Это касается лингвистики, русской — особенно. Со времен проклятого царизма ученый мир установил некие правила, нарушать которые не рекомендуется. Так учат филологов-лингвистов по сей день: вполне допустимо искать происхождение русских слов в любых иностранных языках. Одобряется и поощряется кандидатскими, докторскими и прочими плюшками — если наше слово признанно «исконным». При условии полного отсутствия доказательств о заимствовании. Что совершенно недопустимо в этой дисциплине… так это находить следы славянизмов в иностранных словах.

Предохранитель хорош, не спорю. Квасные патриоты, дай им волю и трибуну (М. Задорнов яркий пример), мигом устроят лингвистические революции, на двух корнях и дюжине суффиксов перепишут все словари мира. Покатываются же с хохота ученые этимологи над упражнениями украинских коллег, у себя такое поощрять — чревато. Когда не счесть развелось дилетантов и городских сумасшедших… Но иногда инициативным порядком вменяемые люди начинают… задавать вопросы. Ничего не утверждая. Слову «хлеб», в том числе.

Оно могло не приходить из готского. К тому же это не мертвый язык какого-то рассосавшегося народа. Готы — не этнос, а воинское сословие. Там было напихано, как у тароватого Тихона… всяких народов. «Монголы» античности, не дать ни взять. Еще спорить можно, а не славянское ли это слово… «гот». Искаженное.

Хлябь-хлеб.

Чтобы понять смысл, стоит вспомнить рецепт приготовления главного продукта человеческой цивилизации. Сначала когда замешивают муку с водой… возникает некая зыбучая субстанция. Хлябь. Но которую можно… и похлебать. Двинем «наперсток» и отправимся на несколько тысячелетий назад. Никто не будет спорить: сначала человек разваривал злаки, потом научился делать муку про запас. Путем дробления, измельчения, перетирания. Конечный продукт варился в виде болтушки, с самыми разными ингредиентами. Это куда продуктивнее, экономичнее, быстрее и удобнее. Только в самом конце этих упражнений — хлеб начали выпекать.

Сам иной раз готовлю простецкое казачье блюдо, дед научил. Котелок толстостенный, вода, грубая мука, застарелое сало, лук, морковь, чеснок… печь-духовка. Нажористо и вкусно даже, если зеленушки не жалеть на столе. Итальянская паэлья у итальянцев, мамалыги у румын, затирухи славянские, тюри и хлебные кисели. Богатая рецептура у тюркских народов найдется тоже. Так вот, первоначальное название «хлеб» могло получиться от названия этой полужидкой субстанции из муки. Хочешь есть — хлебай. Немного наблюдательности, эксперимента — вот и понятный продукт можно печь. Из максимально загущенной мучной «хляби», превращенной в тесто.

Словарь «древнего укра»: тиква, горíх, малина, мíч, … хлíб

Это не просто фантазия, в старонемецком языке «хлеб» называли… «хлайб». В готском — «хлайфе». Осталось в эстонском, в виде «лейб». Как немцы перетолмачили продукт в «брот», совсем другая история. А пока комнату смеха закрываем, но обязательно продолжим. Чтобы знать врага языка нашего — в лицо. Не повторять бреда, что творится по соседству.

-

Шаманизм… религия или мистификация духовных практик?

Шаманизм… религия или мистификация духовных практик?

Строго научно, безжизненно и умно: шаманизм — это богатый спектр анимистических верований и культов, используемый разными сообществами людей. Он способен ответить на все вопросы мироздания, охватывает почти всю религиозную практику коллектива. Столпом шаманизма является вера в возможность особых людей (шаманов) выступать посредниками между человеком и природными духами, стихиями.

Шаманы обладают наследственным даром (исключения редки), некоторые способны предсказывать будущее. Знать о происходящем далеко от места собственного нахождения, лечить болезни, влиять на природные явления. Особая задача шамана — правильно провожать умерших в потусторонний мир.

Обман или связь

с потусторонними мирами демонстрируют шаманы, вот главный спор. Механизмы коммуникации просты. Шаман вступает в непосредственное общение с духами, доводя нехитрыми техниками (камланием) себя до состояния экстаза, исступления. Пение, пляски, буен, колотушка, другой простейший музыкальный инструмент, гром костяных или железных подвесок — впечатляющий антураж. Все дополнено конвульсивными жестами, бессвязными выкриками.

Многие утверждают: общение шамана с духами происходит в состоянии транса. Согласился бы с таким французским термином (помрачение сознания, отрешенность, самогипноз), если бы полудюжину раз лично не наблюдал за процессом. Уверен, трансом там не пахнет. Это очень хорошо контролируемый экстаз. Исступление, воодушевление, пограничное состояние психики на избытке адреналина. Конвульсии, безумные глаза, пена у рта, обмороки, припадки. Но…

От внимательного наблюдателя никогда не ускользнет: психически шаман полностью здоров. Никогда не теряет контакта со зрителями, если нужно, всегда «подкрутит» себя или сбавит обороты камлания. Всегда мимоходом сообщит свой «маршрут» в мире духов, пояснит увиденное, растолкует услышанное. Набор терминов зависит от степени грамотности аудитории, ее искушенности. Нужно отдать должное, врачи подтвердят. Чтобы добиться состояния такого экстаза, нужны полностью покорные железной воле шамана: самовнушение, концентрация, мобилизация психических и физических сил. Только слабые в этом аспекте психики служители культа принимают галлюциногены. Хорошему шаману нужны только бубен, танец, несколько мантр-напевов. И совсем немного времени.

Все делается для того, чтобы у зрителя возникло убеждение — в тело шамана вселилось нечто инородное, потустороннее, подчинившее его своей воле. Легендирование «пришельца» разное: душа человека, природный дух, божество. Возможен вариант вселения «его» в бубен, самые опытные шаманы способны самостоятельно отправиться душевной субстанцией за тыщу вёрст киселя хлебать, тайны выведывать людские.

Служители этих культов искусные гипнотизеры, тонкие психологи, чревовещатели, иллюзионисты, былинники, поэты и сказители. Занимаю в социуме исключительно высокое положение. Многие действия общины или племени невозможны без одобрения «духов», с которыми ведет диалог их шаман.

Слово «шаман»,

которым мы пользуемся сегодня, происходит от тунгусского «саман». Термин перевести можно: «тот, кто возбужден, поднимается» (дамы, не краснеть!). Дополнением служит глагол, означающий: «знать, ведать, догадываться».

Однако каждый народ, практикующий в жизни шаманизм, своих «толкователей» называет по-своему: алтайцы, хакасы, тувинцы говорят — «кам»; якуты — «ойун»; казахи, киргизы, туркмены — «баксы/бакши»; буряты и монголы — «бё» … список бесконечен, повторов почти не встречается. Смысловая палитра переводов тоже очень широка.

Но есть любопытный момент: за очень редким исключением, шаманы всего мира — ремесленники «по наследию». С вой дар получают от предков. Чаще по материнской линии. По отцу получить должность — довольно сложный процесс. Выбор должны одобрить духи во время довольно опасных (не единичных) церемоний. Инициация должна быть засвидетельствована коллегами по цеху. Это в нагрузку к стандартной (жутковатой) процедуре посвящения.

Прежде чем человек обретет шаманскую силу, нужно пройти несколько мучительных обрядов и церемоний. Пытка может длиться несколько месяцев, даже лет. Внешние проявления процесса инициации (для стороннего наблюдателя) могут выглядеть дико. Это сплошная череда антисоциальных действий и поступков. Психи, одним словом. Временами — агрессивные. Еще страшнее, когда будущего шамана выбирает потусторонний мир. Насылая «шаманскую болезнь». Лютый треш, наслышан. Склонен источникам верить, несмотря на собственный несгибаемый атеизм.

Иногда духи требуют от избранного ими человека согласия стать шаманом. Почти всегда это вызывает сопротивление несчастного. Особенно у тех, кто плохо ориентируется в культе, географически далек от родных когда-то мест. Потусторонний мир становится груб и жесток, духи начинают «ломать» избранника. Болезнями, помутнением разума, угрозами смерти родных. Тема мало изученная, но документированы десятки эпизодов, не поддающиеся законам материализма.

Больным «шаманской болезнью» есть чего опасаться. Хоть немногим сведущим в понимании — тем более. «Принять дар», без дураков, это страшный выбор. Становишься посредником между миром людей и миром духов, себе больше не принадлежишь. Шаман — не бездельник традиционных мировых культов, он трудяга. Несет ответственность перед враждебным миром духов за поступки и слабости людей, к нему обратившимися. Шарлатанов тут не любят. Частые промахи могут закончиться плачевно для здоровья.

Шаман обязан обеспечить благосостояние и здоровье своих сородичей, оберегать от бед. Делать всё бескорыстно, по первому зову о помощи. Это стержень шаманизма. Подношения делаются не служителю культа. Духам, которые помогли или на время разжали свою смертельную хватку.

Кто из больных «шаманской болезнью» не принимает дар (а такое случается) — сгорает в неведомых недугах, погибает от несчастных случаев. Но если соглашаются — тут же избавляются от проблем после первого обряда знакомства с будущим ремеслом. Молодой шаман сначала не общается с духами. Его очень медленно и осторожно ведут земные учителя, более опытные коллеги. Тут кроется личное уважение аффтора к ремеслу шаманов. Простых мошенников не готовят так. Опыт приобретается долго и мучительно, много лет.

Страшное посвящение.

Весь процесс инициации шаманов можно разделить на понятные любому верующему человеку этапы. Первое — это пытка. Новичком развлекаются демоны и духи, испытывая психику изощренным издевательствами. Стремясь обратить разум человека — в звериный (чаще всего). Это нужно перетерпеть. Только так можно заслужить уважение нематериальных «руководителей посвящения».

Второй этап, иногда проваливаемый недостаточно подготовленными новобранцами — ритуальная смертьСакральное путешествие в ад. Или подъем к Небу (мир людей находится посередине в шаманизме) . Легенды полны описаниями смертей «невозвращенцев», что происходит во время таких обрядов… дрожь пробирает, ага.

Якутского будущего шамана (например) духи уносят в ад, закрывают в отдельной юрте. Там он проводит один или три года. Нематериальное тело продолжает чувствовать всё, будто оно живо. Духи «посвящения» обезглавливают кандидата, голову откладывают в сторону, чтобы она смотрела на дальнейшее светопреставление. Духи «болезней» разрывают тело на маленькие кусочки, дерутся за них, делят.

Нужно запомнить внешний вид владельцев своей плоти. Только так впоследствии можно приобрести целительские способности, договариваться с конкретным демоном-недугом. Финалом этого свежевания кандидата является мучительное обрастания костей новым мясом, наполнение жил свежей кровью.

Третий этап инициации — «воскресение». После него новорожденный шаман способен лично общаться с богами, демонами и духами. Первое камлание совершается сразу после инициации (если жив остался или не спятил, такое бывало). Это своеобразный «тест», проверка способностей. Часто сопровождается публичным праздником, но иногда проводится подальше от посторонних глаз, под присмотром шамана-наставника.

Помощники шамана.

Или его «двойники». Это объекты-предохранители, обязательный атрибут. Чаще всего: бубен, колотушка, костюм, личное дерево или животное. С определенным функционалом.

Самое главное в инструментарии — бубен. Это не музыкальный инструмент. А транспортное средство: олень, конь, волк, лось, медведь. Такси, на котором шаман отправляется на работу в мир духов. Кое-где это ковер, лодка, облако, ветер, поток воды или энергии… Но в любой точке мира, бубен считают душою шамана, его двойником. Изготовление, техника использование, смена этого ритуального предмета — особые сложные церемонии, длящиеся годами. Не буду останавливаться, десяти статей не хватит.

После смерти шамана бубен могут похоронить с владельцем, укрепить на дереве подле могилы, спрятать в специальном «доме духов шамана». Никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах его не передают, даже по наследству. Логично, ведь шаманизм не знает понятия «окончательная смерть», душа бессмертна. Сила шамана не умирает вместе с ним, продолжает жизнь в бубне. Предмет лучше не трогать непосвященному, помутнение в уму… самое легкое последствие столь неосмотрительного шага.

Еще один «двойник» шамана — его костюм. Он же говорит о месте в иерархии. Обычно это плащ, штаны, сапоги, рукавицы, головной убор, повязка с прорезями для глаз, мягкая маска на лицо. Полностью весь набор собрать можно только через много лет практики. Шаман «обрастает» гардеробом постепенно. Доказывая коллегам свою сноровку в общении с духами. Проверки, совместные камлания и полеты в далекие миры, шаманские Соборы целые могут собираться… ага. Особенно на последних стадиях получения полных «генеральских погон».

Шаманы кетов, сибирского народа среднего течения Енисея, так проходили иерархическую лестницу: сначала нужно было заслужить… колотушку для бубна (бубен — еще далекая перспектива). Затем повязку на голову, следом — нагрудник, после него — обувь и рукавицы. Только через десяток лет можно было рассчитывать на бубен. Высшие чины шаманов (если по возрасту доживали) могли побороться за плащи.

Венцом карьеры считалось получение шаманской «короны». Головного убора с оленьими или лосиными рогами. Шаман в плаще и короне — эдакий Гендальф Белый. Сильный, опытный и… увы, очень старый шаман. Редко ведет личный прием граждан, больше занят самосозерцанием в глухом месте, выступает наставником новобранцев, экзаменатором среднего шаманского состава, арбитром внутри-конфессиональных споров, последней инстанцией в трудных переговорах с миром духов.

Третий «двойник» шамана — личное дерево. Какой-то системы в его выборе нет, полная пересортица. Шаман назначает его сам, по неведомым обычным людям резонам. Если дерево начинало болеть и сохнуть, шаман тоже недужил. Не приведи Небо его случайно (или намеренно) срубить… тогда шаман мучительно умирал. Так боролись со многими таежными племенами «освоители» сибирских просторов.

Отвечать на вопрос

заголовка статьи нужно. Известно о самых разнообразных практиках шаманов. Это сложные комплексы исцеления больных, вселение души ребенка в бездетную женщину, влияние на погодные изменения, поиск пропавших людей и животных, пророчества и т.д. … Это религиоведы называют шаманской практикой. Есть ли теория ? Да, несомненно. Мировоззрение тоже. Оно довольно просто объясняется:

— мир целиком одухотворен. Леса, поля, горы, реки, озера, деревья и даже камни — обиталища духов. Они могут быть добрыми, злыми, нейтральными. С ними можно вступить в контакт посредством обряда, проводимого специально посвященным человеком — шаманом.

— человек не венец Творения, лишь ничтожная часть мира. Его статус не выше других представителей животного и растительного разнообразия. Телесная оболочка и облик — вместилище бессмертной души. Это можно сбросить, если знать как. Обратиться в медведя, рыбу, оленя, птицу, морского зверя…

— грани между мирами живых и мертвых не существует. Эту черту легко переступить посвященному, даже вернуть умершему его «заблудившуюся» душу. Мертвые всегда помогают живым (если их чтят). Они такие же живые, просто перешли в иное пространство. В случае нужды могут возвращаться, предупреждая об опасностях своих родственников.

Вот весь шаманизм, шаманская система ценностей. С тысячами оттенков и форм разных уголков планеты. Он пластичен, переменчив, непрерывно трансформируется под воздействием внешних факторов: природных, социальных, государственных. Шаманизм экологичен: привязывает своих приверженцев к родной земле, настаивает заботиться и беречь ее. Не рекомендует далеко уходить от могил предков, забывать о подношениях местным духам.

Шаманизм нравственен: самое страшное преступление человека заключается в пренебрежении памятью своих земных предшественников. Не соблюдать установленные ими традиции — оскорбить их живые души.

Шаманизм коммуникабелен, приспособляем. Никакие идеологии, гонения, репрессии, технологические прорывы не смогли выбить почву из-под ног шаманов. Веками с ними боролись самые искушенные искоренители язычества, тщетно и всуе… Даже советский атеизм не смог выкорчевать «мрачный пережиток феодального прошлого», извести «проходимцев и тунеядцев» шаманов. Несмотря на страшное идеологическое поражение XIV - XVI веков от ислама, устоял, не погиб даже в среде мусульман Великой Степи.

Вывод.

Яркие признаки «религии» в шаманизме присутствуют. Потому что ритуал шамана — это иерофания. С вященноявление, божественное присутствие, с полной картиной мироздания. Всё полно растолковано, объяснено, стоит и лежит на своих местах. Священнослужитель изменить не в силах ничего в устройстве мира. Но есть несколько факторов, которые мешают убрать кавычки из слова «религия». Это мистика и магия тоже. Архаичные, первобытные формы экстаза. Слишком вольные трактовки терапевтических методик. Так культ не работает, увы…

У шаманизма нет истории, Первого Шамана, его яркой легенды, Великой Мифологии. Единой для всех проявлений и практик. «Мир духов» слишком опасен, неизведан, сомнителен временами… даже для самих шаманов. Еще один минус — личностный подход. Качество, с одержание знаний, авторитет шамана обусловлен фактором его происхождения, генеалогического дерева, биографиями предков.

Шаманы ничего не записывают, бесценные знания, их истории — сложный (временами беспорядочный и противоречивый) продукт этнического фольклора. Преломляемый через личность «толкователя», зависящих от иерархии, знаний, опыта практик, человеческой памяти. Так тоже религия не работает, нужны некие Каноны.

-

Шаманизм Империи Чингисхана: почему не стал государственной религией…

Шаманизм Империи Чингисхана: почему не стал государственной религией…

Тема трудная и многослойная, за раз не одолеем. Хотя и простая, если без «наперстков» отвечать на поставленный вопрос. Он таков: потому что… шаманизм не совсем религия, в приличных «цивилизациях» Евразии ее ненавидят. Искореняют как поганую траву, и не с кем о политике большой потолковать из шаманских духовных лидеров. Среди этой публики не найти Патриарха Неба и Папы Таежного.

Епископов шаманских отродясь не водилось, паству наставляют странно. Великому Хану не понятно … за какое божество подданных заставлять поклоны бить. Или танцы особые исполнять. Но есть нечто завораживающее в этой теме, поэтому будем думать!

Постоянно крутимся вокруг главных монотеистических столпов Средних Веков — христианства, ислама, буддизма, даже иудейства (есть поборники такой глобальной идеи «скрытого обращения»). Автоматически перечисляя культы шаманизма… как сопутствующие, мимоходные, ничего не значащие. Может оно и так.

Но стоит помнить: все конфессии Евразии были на равных правах в Монгольской Империи Чингисхана. Шаманизм — в том числе. Его представители всегда стояли подле степных Владык Мира, занимали высочайшее положение в иерархии. Но заканчивали карьеры крайне печально. Любопытно … почему?

Возьмем Золотую Орду.

Улус Джучи не был исключением из общих правил. Ислам во всем многообразии, христианство немыслимых оттенков, шаманизм и другие религии законны. Сосуществуют на равных правах. Даже приняв пророка Мухаммеда, языческие и шаманские верования в среде ордынцев не были полностью изжиты.

Во второй половине XIV- начале ХV веков западные европцы-путешественники с удивлением, интересом, скрытым отвращением наблюдали номадов, которые вполне органично жили рядом с кочевниками-мусульманами в границах одного рода-племени.

«...они остались язычниками и поклоняются истуканам, возя их на свих телегах; однако, среди них есть и такие, которые имеют обычай поклоняться каждый день какому-нибудь животному, встреченному ими при выходе из дома...».

Великая Степь.

Там господствовал тюрко-монгольский шаманизм, анимизм, тотемные культы. С небольшими разночтениями он рисовал картину мироздания так: Вселенная делится на три мира — Верхний, Средний и Нижний. Средний населен людьми, животными и птицами. Верхний и Нижний — это обители духов, с которыми могут общаться шаманы. Миры духов строго иерархичны. Директор Верхнего — Ульген, творец Вселенной. Нижнего — Эрлик-хан, владыка подземного царства.

Становление этой религиозной системы шаманизма-тенгрианства обычно относят к VI-VII векам, когда в Центральной Азии (в среде тюрок) оформляется культ поклонения Великому Синему Небу — Тенгри. Он довольно быстро распространяется среди тюрко-монгольских и финно-угорских народов. Пантеоны древнейших шаманских духов и местных божеств пополняется новым фигурантом. Совершенно органично.

Единый Бог?

Благо, появились последние лет тридцать специальные научные исследования (без фантазий классовой борьбы и советской «дружбы народов») по религиозным культам половцев южно-русских степей. Китаисты и востоковеды плотно вцепились в «черную веру» монголов, немало полезного изучается в Казахстане. Многое удается реконструировать, становятся понятны характерные особенности языческих политеистических верований. Золотоордынских кочевников — особенно.

Если совсем схематично: они представлены и связаны с верховным племенным божеством — Вечным Синим Небом, духами Земли богини Этуген. Это все жадно облизывает языками пламени Силы Огня. Поддерживается культами домашнего очага, предков и тотемных личных духовных покровителей.

Что нужно понимать. Все великие и спорные свершения Чингисхана происходили под покровительством Вечного Синего Неба, его воеводы — Тенгри. После смерти Потрясателя — ничуть ситуация не изменилась, подтверждается традиционной формулой инвокации. На всех документах, пайцзах, и ярлыках монгольских владык ясно прописано: «…силою вечного неба...». Это крепко путало прямолинейные мозги «цивилизованных» монотеистических народов.

Им казалось, вера тюрок и монголов в могущество Вечного Синего Неба — тоже такая. Все смешалось в доме Облонских и в представлении христиан и мусульман возникло убеждение о «единобожии татар». Папская курия, на полном и серьезном выражении изумленного лица, рассуждала о происхождении степного неведомого «Deus». Мир ислама пытался найти итерации Аллаха, занесенные в Великую Степь еретиками. Напряжение куцей мысли можно прочесть даже:

«Они веруют в единого Бога, которого признают творцом всего видимого и невидимого, а также и признают его творцом как блаженства в этом мире, так и мучений...».

Громадная ошибочка. В представлении язычников-золотоордынцев и прочих кочевников — Синее Небо Кок-Тенгри было эфемерным источником жизни. Вечным. Справедливым судьей и Правителем Мира. Оно не имело конкретного образа. Ассоциировалось с любым (даже самым ничтожным) божеством Верхнего Неба. Их было… 99 штук. Синее Небо из них состояло, как из пазлов. Да, по сравнению с Тэнгри они были… жидковаты. Но Великое Божество сгинуло бы без: Багатур-тенгри, Дайчин-тенгри, Кисаган-тенгри и далее по списку.

Опустив глаза долу, кочевник-тэнгрист видел Нижний Мир. Это было олицетворение противоположных Небу сил. Духов Земли с богиней Этуген во главе. Подобно Тенгри, поклонение этой богине плодородия раскладывалось на 77 более мелких культов. Каждый был «земным», за что-то отвечал. Особенно за места поклонения. Священные для тюрок-монголов. Назывались они «обо», там происходили жертвоприношения сонму духов гор, рек, долин, рощ, озер, лесов.

Этот очень сложный и запутанный конгломерат культов Неба и Земли составлял фундамент верований кочевников. Но общие черты явные: олицетворение дуалистичных сил природы (женского и мужского начал). Подкреплено всё было верой в очистительную силу огня. Очень важное божество (богиня Ут) покровительствовало домашнему очагу, символу семейного счастья и богатства.

Огонь считался священной стихией, очищал от скверны все предметы, защищал от злых духов, козней и плохих намерений людей. Это можно отнести к древним культам поклонения стихиям. Наблюдательный Гильом Рубрук так это описывал:

«...слуга выходит из дома с чашей и питьем и кропит трижды на юг, преклоняя каждый раз колена, и это делается для выражения почтения огню; после этого на восток, в знак выражения почтения воздуху; после того он обращается на запад, для выражения почтения воде; на север они кропят в память умерших».

Основа основ.

Это были семейные и родовые культы почитания умерших предков, родителей и сородичей. На том крепко стояли все верования кочевников еще до принятия ислама и буддизма (удержались и после). В основе лежали вера и убеждение: духи умерших предков остаются самыми могущественными членами рода. Именно от них зависит удача, достаток, сама жизнь. Корни этих традиционных культов можно легко найти во «всаднической культуре» евразийских степных народов. С самого раннего железного века.

Во времена древнетюркские, а особенно с приходом кипчаков-половцев, система полностью стала устойчива, ритуально строго оформлена. Заключена в культе «онгонов», духов-хранителей.

«И над головою господина бывает всегда изображение, как бы кукла или статуэтка из войлока, именуемое братом хозяина; другое похожее изображение находится над постелью госпожи и именуется братом госпожи..., среди них, находится еще одно изображение,... являющееся сторожем всего дома».

Наблюдательные степняки после небывалого взлета Чингисхана единодушно заключили: самые могущественные онгоны — это духи-охранители рода Борджигинов. Дело дошло до своеобразного мини-культа. Правда, недолго продержавшегося, неполную сотню лет.

Чтобы обслуживать этот комплексный конструкт «тенгрианства» — нужны были многочисленные шаманы. Древние и архаичные посредники между мирами людей и духов. Они должны были челноками сновать между ними, исправно доставляя весточки от умерших и потусторонних сил, правильно понимать волю божеств. А иногда, по высокомерным приказам новых степных владык мира … определенным образом влиять на них.

«Кам» (шаман по-тюркски) и «удоган» (шаманка в монгольском мире), на правах избранника духов стали активно претендовать на особую социальную роль в обществе. Многих шаманов заносило крепко: всячески выпячивая свои «сверхъестественные» способности некоего государственного жреца или колдуна, они стали диктовать «волю духов»… даже самому Чингисхану. При его детях-внуках ситуация не изменилась.

«…прорицатели, как признал сам хан, являются их жрецами, и все, что они предписывают делать, совершается без замедления». (Гильом де Рубрук).

Оформление кочевой религии.

Главные языческие верования кочевников Золотой Орды сильно отстали от поезда, уносящего все народы Евразии в неизведанное будущее слома древнего общественного строя. Тенгрианство и обслуживающий его шаманизм были слишком архаичны, научно их можно отнести к разряду полу-религий патриархально-родового социума. Культ мирный, удобный, не лишен внешней привлекательности, опирается на глубокие традиции. Хотя и сложен для неискушенного человека, без «толкователя-шамана» практически трудновато обойтись.

В XIII-X I V веках старые разрозненные верования печенегов, огузов, кыпчаков и монголов безболезненно сливаются в единый конструкт. Это взаимно дополняющие и заменяющих друг друга компоненты. Единое государство от берегов Керулена до Дуная очень быстро собрало тождественные культы тюрко-монгольского шаманизма. Нашлось место древнетюркским смутным поверьям, поздним практикам самых разных полугосударственных кочевых образований. Еще не понятно как, но все пантеоны духов и божеств сблизились. Даже появилось сходство обрядовой практики. Но было поздно…

Ислам среди золотоордынцев появился грубо, волевым и кровавым решением хана Узбека в 1321 году (или около того). Но еще очень долго сохранялось «двоеверие», крепко заквашенное языческими представлениями и шаманскими обрядами. Венецианский посол Иосафат Баpбаpо, бывший в землях хулагидов и ордынцев во второй половине XV века, распутал следы этих тайных шаманских обрядов:

«Однажды, находясь в Орде, я увидел на земле опрокинутую деревянную миску. Я подошел, и, подняв ее, обнаружил, что под ней вареное просо. Я обратился к одному татарину и спросил, что это такое. Он мне ответил, что это положено «hibitum peres», то есть язычниками. Я спросил: «А разве есть язычники среди этого народа?» Он же мне ответил: «Хо, хо! их много, но они скрываются!».

В блестящем эпосе о тысячнике Тамерлана Эдиге можно встретить упоминания: «бога, что вечен и един», Аллаха («указал мне цель Аллах, он со мною во всех делах»), Каабы — «обители творца», «священного Корана». Некритичному читателю кажется, это очень поэтичная мусульманская литература. Нет, в «Идигее» мирно сосуществуют два Бога: Аллах и Тенгри.

«Тучей небо заволокло, Тьма от черной тучи взвилась, Небо разверзлось, земля затряслась, Молния огненная зажглась, Возглашая, что Тенгри — Бог. Это яркое пламя зажег. Ханы смотрели окаменев, Будто увидели божий гнев».

Общетюркское божество Тенгри («Вечное Синее Небо») выступает в «Идигее» не только как бог войны и громовержец. Строго говоря, оно даже соперничает с Аллахом в роли Творца.

Самые яростные борцы с язычеством, мусульмане, на постоянной основе пытались выкорчевать «двоеверия» номадов. Даже название придумали, целый этноним. Пометив им поволжских и среднеазиатских кочевников ХV-XVI веков. Так пошел гулять оскорбительный «ногайли», в небесспорном переводе — «неверные собаки».

Чтобы борьба была общечеловеческим делом мира ислама, издается специальная фетва мусульманского духовенства XVI века. Там шейбанидские богословы объявили казахов вероотступниками. Более того, среднеазиатские ханства XVI века, опирающиеся на оседлое население,… вообще призывали объявить этому народу газават (священную войну). Слово шейху Рузбахани:

«На основании последних достоверных сообщений стало известно, что среди казахов все еще держатся некоторые признаки неверия, например, сохранилось идолопоклонное изображение, которому они поклоняются, что несовместимо с мусульманством. Поэтому, есть основания считать казахов неверными, хотя они совершают намаз...»

Осколки веры.

Получилось у яростных поборников ислама победить? Нет. До самых новых времен казахская Степь практиковала две веры. Совершала намазы и хаджи, остроумно избегала жизни «уммой» (мусульманской общиной)… Каждую весну, как только был готов первый кумыс, казахи приносили его древним ритуалом в жертву Солнцу, кланялись ему каждый день, зарабатывая репутацию несгибаемых идолопоклонников и отступников у имамов и шейхов.

Даже города Азии, с лютым контролем «правильности веры» ортодоксами, сохранили многие пережитки тенгрианства. Народ пользовался двумя календарями (хиджра и «звериный»), детей нарекали двумя именами (мусульманским и тюркско-монгольским), покойников хоронили по-старинке, укладывая на «дальнюю дорожку» вещи и одежду в могилу. Погребения практиковались на боку с подогнутыми ногами, бережно ставили бронзовые фигурки идолов «онгонов».

Аллаха в Степи (и не ортодоксальных городах) поминали, не оборачивая лиц в сторону Мекки. Вот так, большинство золотоордынцев-кочевников, в XV веке лишь внешне были мусульманами. Прекрасно сохранив доисламские верования, культы, практики шаманизма, ритуалы и обряды поклонения старым богам. В кочевых ханствах, не приколоченных намертво к городам, ислам всегда выглядел растерянным… Он часто не мог укорениться даже в среде феодальной знати. Номады Сибирской, Казахской и Ногайской Орд приняли только самые общие положения шариата, спокойно практикуя самые разные версии тенгрианства.

Отвечаем на вопрос.

Могло тенгрианство стать государственной религией? Конечно, могло. Если бы Великий Хан (особенно Сам Темуджин) повелел. Приказал бы — и верили бы хоть в вермишелевого Кузю, плясали канкан и подносили к жертвенникам священнослужителей других культов. Но так система не работает, религиозная скрепа империи заколачивается по-другому. Тенгрианство обладало рядом существенных изъянов, не могло соединить два мира: кочевой и оседлый. А без этого управляемости и покоя не добиться…

В отличие от иудейства, буддизма, христианства, ислама — тенгрианство было … безвременным понятием. Датировки появления традиционных религий назначались их адептами довольно точно. Хронология привязывалась к датам жизни первооснователей, проповедников, пророков, государей. Даты распределялись равномерно по календарному году, на них обращалось особое внимание. Так формировалась картина жизни, устанавливался порядок в головах паствы, вырабатывался рефлекс почитания, толкования, смыслов и Имен.

У шаманизма этой отправной точки нет. Можно даже утверждать: он появлялся и исчезал в самых разных местах, многократно и повсеместно географически. Его страшный сон и погибель — формирование классового общества. Политика, межконфессиональный раскол Больших ее Игроков. Когда союзник выбирается не по родству уклада, а по верховенствующему в обществе божеству.

В этих условиях шаманизму трудно выжить, он разлагается, преследуется сильными мира сего, уродливо трансформируется в «придворные канцелярии» государственной машины. А потом всегда проигрывает главным религиям, как яркая личность (отдельно взятый шаман) умирает или попадает в опалу у государя. Бороться с системами невозможно, они перемалывают самых талантливых индивидов. Особенно — в тонких вопросах финансирования культовой деятельности. Это рынок: мы тебе послушное стадо паствы, ты нам — архитектуру, налоговые льготы и людишек в услужение.

Шаманизм древний — это идеалист-бессребреник, не поглощающий материальные блага. Он живет в мире духов. Неграмотен, не интересуется политикой, категорически чужд иерархии вне своего племени. Не знает имени главного Шамана, не способен его выбрать даже теоретически… Он наивен и прост.

Именно поэтому шаманизм остался жив в религиозных верованиях казахов, ногайцев, киргизов, башкир, каракалпаков, узбеков и туркмен Золотой Орды и других Улусов. Изрядно разбавив чистую веру арабов доисламскими пережитками. Даже породив уникальные (в XVII-XX веках) конструкции типа «исламизированного шаманства».

Картина дня

наверх