На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 041 подписчик

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Самые бедные россияне стремительно богатеют – ЦБ Аналитики Банка России зафиксировали заметный рост реальных доходов...Демократы наносят...
  • Юрий Ильинов
    Пресса Швейцарии: ВС РФ способны одним ударом парализовать оборону НАТО в Европе Западные военные аналитики отмечают...Давайте пожалеем ...
  • Воробей
    Очень информативная статья!Американский миф ...

одно начало

Вадим Макаренко

Пытаюсь выразить то удивительное, что есть в языке, когда все имеет одно начало и несет колоссальное разнообразие в самом себе.

 
 
 Возьмем одно из главных слов языка - начало - в нем слиты фундаментальные значения, которыми мы оперируем в нашей культуре. В слове "начало" базовая морфема - "нач", "ло" - артикль (=постклитик).
Теперь надо посмотреть, какие значение оно несет.
 
 Главный задача этимологического анализа установить, как морфема "нач" связана с понятием начало?
 
 В русском языке это сделать не так-то просто, что свидетельствует о "нерусских" корнях этого слова. Многим подобный вопрос кажется бессмысленным: "Как действительно объяснить то, что не держит никакого объяснения, что само по себе означает ответ? Это только ребятишки спрашивают: почему хлеб называется хлебом, а дом домом? Потому что
у хлеба и дома это свои собственные, стародавние имена, от которых пошли другие слова, и что изменится оттого, если кто-то знает, откуда они взялись? - был бы хлеб, был бы дом и не было бы того, чтобы человеческое жилье ставили на слепые глаза!" (В. Распутин. Прощание с Матёрой.).Речь не только об обыденной жизни, в лингвистике также заклеймено "корнеискательство", но ответ на этот вопрос не только возможен, но и необходим.
 
 Смотрим, что дает Фасмер: Начать

начать нача́ть начну́, нача́ло, нача́льник, др.-русск. начати, начьну, ст.-слав. начѩти, начьнѫ ἄρχομαι, за-чѩти, зачьнѫ προάγειν, болг. на́чна "начну", сербохорв. на̏чне̑м, на̀че̑ти "надрезать (хлеб)", словен. načéti, načnèm, в.
-луж. nаčеć, načnu, н.-луж. nасеś, nacnu. Итер.: начина́ть, ст.-слав. начинати, болг. начи́нам. Др. ступень чередования: коне́ц, искони́, кон. Родственно лтш. аtkаn "снова, опять", cītiês (*kinties), cìnìtiês "бороться" (ср. знач. лит. im̃tis "начать, приняться" и i. su kuо "схватиться с к.-л."), др.-инд. kanī́nas "молодой", kanā́ "девушка", kаnуā "дева, дочь", kánisṭhas "младший", авест. kainyā, kainī-, kainīn- ж. "(незамужняя) девушка", греч. καινός "новый", лат. rесēns "новый, недавний", ирл. cinim "возникаю", cinis "ortus est", cét- "первый", галльск. cintu- – то же; см. Фик I, 382; Педерсен, Kelt. Gr. 1, 37; 120 и сл.; Бернекер 1, 168 и сл.; Траутман, ВSW 133 и сл. Брюкнер (KZ 51, 227) неубедительно отделяет слав. слова от лат. recēns, греч. καινός и сравнивает первые с лит. skinù, skìnti "рвать, срывать". Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973
 
 
Рауль Скрылёв Искал "новый". По слову "Начало" на древнеанглийском. Вот результат:
http://web.ff.cuni.cz/cgi-bin/uaa_slovnik/gmc_search_v3...
 
 
neuja neu. g. niujis neu; an. n-r neu, n n. Neumond; as. niuwi, afries. nîe, ags. nîwe, néowe, engl. ahd. niuwi, niwi, mhd. niuwe, niwe, nhd. neu. Vgl. lit. najas. - gr. (ion.) [nei=os]. - ir núe. - skr. návya neu, frisch, jung. Daneben ohne -j- asl. nov. - lat. novus. - gr. [ne'os] - skr. náva.
WEB.FF.CUNI.CZ
 
 Переход от "начало" к "новый" довольно сложен, но очень реальный, и он здесь присутствует. В словах "обычай" и "привычка" мы встречаем то же самое чередование ч = в.
 
 Одна из этимологических идей, или концепт, стоящая за словом начало - это "nacimiento" (исп., рождение), "nascor" (лат., рождаться, происходить)
 
 Конечно, первая этимологическая идея, стоящая за словом "начало" - это начальный пункт, исходный пункт, точка отсчета. Идея нуля, или единицы, поскольку нуль - это лишь потенциальное начало, "чреватость", способность к изменению.
 
 Конечно, главная проблема любой науки - это идентификация. В этимологическом исследовании это также основная проблема. Например, насколько обосновано связать морфему "нач-" (=начало) с японской морфемой "нити" (представляю, как кричали бы сейчас академики от лингвистики, подслушай они это: "Не обосновано! Чушь!")? Так, вот "нити" (72.0; яп., день; солнце), конечно, связано с началом, поскольку солнце - это начало всего, все изначально или, если хотите, в конечном итоге (откуда считать) - от солнца. Солнце - это абсолютное, или божественное, начало земной жизни.
 
 
Наталия Николаева мне кажется, что "начало" - исходит от понятия восхода Солнца, начало всего = Солнце. ал+АС+он. древние карты начинались с Востока = АС=Азии, это в мире "кривых зеркал" - "время" начинается на западе?
 
 У каждого начала есть свое начало. Бог = Солнце - это и есть начало всего. Восток и Азия - это начало, потому что там рождается солнце. Естественно, что запад в этом смысле противоположен, но он так же огненный, "опаленный" (Эфиопия, Судан, Куш), потому что там заходит солнце. На них значение начало переносится метонимически как на место рождения, начала, появления солнца.
 
 Нулевой меридиан проходил через плато Гизы, т.е. через Судан, Эфиопию (современ. Пулковский меридиан), Запад = место Зеро= конец-начало.
 
 Другой смысл морфемы "нач" - это "источник", т.е. то, откуда что-то начинается. Этот смысл непросто продемонстрировать, потому что морфема "нач-" - это урезанная часть полной морфемы, в которой осталась только одна базовая буква "н" от начальной, материнской морфемы, которая звучит как "кан-", т.е. слово начало является генетически и морфологически производным от морфемы "кани" (по-курдски "источник, родник"), которая в другом своем воплощении дает слово "конец". Было бы ошибочно утверждать, что конец - это начало даже для циклических явлений, но эти понятия тесно и диалектически связаны. Они связаны и этимологически. Неслучайно Янус (janus) был двуликим, т.е. как монета имел две стороны. Мы сплошь и рядом сталкиваемся с этим в физическом мире, где любая крупица магнита имеет полюса, как и сама Земля, а каждый атом устроен по подобию солнечной системы (или наоборот). Язык в этом смысле - больше физическое, чем социальное явление, поскольку он задан генетически.
 
 
Александр Макаров само слово изначального мироздания ХАОС - др. рус. и греч. пишется KHAN..отсюда ХАН, КАН, ЦАРЬ и исходящие корни...
 
 Царей неслучайно называют солнцем, в отношении князей и прочей "знати" (zn - это тот же корень, что в "кан-") используют титул "сиятельный", это - слова, символически (из-за общих этимологических коней) совпадающие.
 
 пробовал разобраться в этимологии слова Александр (Александор)..т.к. до македонского не встречавшийся...возможно Олек -Олег -сандор-кондор-сокол...
 
 
Oraz Meredov То, что начало есть Солнца, возможно прослеживается в другом значении слова солнца-АШ. Например, всем известный "баш" еще означает "начало"; а'ш-переход, перейти; йаш-год (в смысле возраст). Еще сохранился бережливое общее название женщин - начар (нач+ар?). Слово "кан" у нас означает карьер, что соответсвует смыслу выше написанного
 
 Аш = АК =(н)АЧ. Мы ночь понимаем слишком прямолинейно сейчас как темноту, но ночь - это фаза в движении солнца, которое никогда не блекнет, а просвечивается звездами через небо, т.е. ночь - это само солнце в фазе ночи, или солнце-ночь. Богиня Нут - только божественный сосуд (ее имя ей дано метонимически, поскольку она околосолнечное божество), в который погружается "солнце-ночь". У солнца - 8 фаз ("Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает..").
 
 В таком случае наш "агшам"=вечер, ночь прямо указывает на этот переход т.к. "аг" тоже (как и аш) означает, по нашему, "переход" т.е. агшам=аг+аш(ам)=переход солнца
 
 Отлично..
 
 Ашхабад?
 
 Солнечный город или город солнца иначе главный город. Во времена огнепоклонство можно было подразумевать как город огня. Но не город любви, как до сих пор думают многие.
 
 Ашхабад очень близок к слову Пасха, т.е. город на Востоке-Восходе. Может быть, отсюда трактовки как город весны-любви??
 
 Возможно Пасха, но не любви. Город начали называть Ашгабадом только с начала 20 века. Ранее был Асхабад и т.п.
 
 Ашга- и Асха- - это просто варианты произношения, а не существенные изменения. Обычно города имеют еще другие названия на соседних языках. Пример, Стокгольм, или Красный (Таганский) холм в Москве. Есть ли другое название у Ашгабада/Асхабада? Здесь может быть принципиально иное решение этимологии именно топонима Ашгабад/Асхабад через определенный параллелизм с топонимом Мекка, т.е. как место сбора, место молитвы, место упокоения.
 
 Понимаю. Об этом и пишу, что современное понятие "город любви" это поверхностное понимание. То, что в нем сут "святой город" прямо указывает первый слог аш/ас - солнца/огонь, а вторая часть всем понятное абад/абат т.е. ((как в тоже самом Машад/Машат (Мешхед - по русский)) - город солнца/город огня/святой город. Дополнительно на это, как святое место для упокоения, по утверждению наших историков, указывает традиция царей аштаракской династии (Армения) покоиться в Нусае/Ниссе, в столице Парфии, под нынешним Ашхабадом (ранее 10 км, а сейчас вообще всего 4-5 км)
 
 "Нисса" вполне может быть причитана как "ниша" Мешхед, Мазари. Обратите внимание как близки east = west.
 
 В ряде культур погребальный цвет - белый.
 
 В этой точке спора о местоположении Парфии ключ к истории Средней Азии.
 
 Как и Аш+га+ба+да - город был на восточном перевале торгового пути( вне территории Средневековой Руси) по современному Загросу=Большому Кавказу (путь описан в путешествии А.Никитина в Индию). Современный Ашхабад = реплика, не ранее 14века, после походов Тамерлана через Загрос=Большой Кавказ. (см. Мандебскую карту Зероуса. древний Самарканд).
 
 "Ка.", "Ку." - "корни = начало" - в шумерском языке.
 
 В самом деле, в этом месте не было известного города или большого поселения с таким названием даже в середине 19 века (вокруг было: Нисса, Анев, Абиверд, Мане, Бахарден, Ызгант, Горжов и т.д.) Я думаю было древний святое место - ритуальное место - место поклонение, отголосок название которого передался современному.
 
 Интересно насчет "ка". Мы деда называем непонятным "кака". Получается "начало начал"?
 
 Слово начальник неслучайно начинается с морфемы "нач-".
 
 
Letif Bruki Oraz Meredov, keko - курдском обращение к старшему брату, родичам, вообще старшим. Это курдское слово-обращение видимо, вы туркмены переняли у живущих в Туркмении курдов.
 
 Возможно. Так говорят западные туркмены, у которых больше всего ираноязычная кровь. Да и у меня, прабабушка и жена курдянки.
 
 Oraz Meredov, к вам убедительна просьба - можете поделиться о курдах Туркмении... места размещения, из каких племен... Туркмения была некогда частью Хорасана и курды там живут с 5-го века до н.э.
 
 1. У Вадима есть ссылка на интересную статью иранского автора о приграничных с Туркменией и туркменских курдах. С его позволения я её найду и передам. Сейчас их не официальный центр тот же Нусай/Нисса или большая деревня Багир между старой и новой Ниссой. Вторым центром еще года 10 назад был поселок Фирюза/Фируза в красивом ущелье Копетдага. Ныне там закрытая президентская резиденция. Всех выселили в окрестности Ашхабада. Чуть ранее они жилы вдоль границы с Ираном, у предгорья и в ущельях, примерно 100 км к западу (Бахарден - недавно переименовали на Бахарли) и 100 км к востоку от Ашхабада (до городка Кака - район древнего Абиверд). Название племен в основном совпадает с названными в выше обещанной статье: Jalali, Jiristanli, Hivali, Gupuzi...(могу не точно транскрипировать) Направление в исламе - шиизм, в отличие от туркмен.
2. Основная часть Туркменистана - это западный и часть востока исторического Хоросана. Наши Сарагт и Мары/Мерв (кстати, по Якуту, "белый камень") в разное время были центрами Хорасана.
 
 Думаю, что "кеко", "кака" соотносится с "как", которое в свою очередь является трансформацией слова "бек/бег" (прямая линия с "английским" глаголом begin [англ., начинать, начинаться]. Старший - это "первый". Посмотрите интересный материал об среднеазиатских яблоках, добравшихся до Англии (здесь на "Этимология каждый день". Вам это крайне нужно)..
 
 Я внимательно читал. Он же (Вавилов, с школы помню) много чего родиной считал Туркмению (например, тюльпанов). Организовал в субтропическом ущелье Сумбара (пос. Каракала) биостанцию. Получается, что теперь на все это можно рассмотреть под другим углом
 
 Letif Bruki, почему наши курди говорят "Az kurmonjim"- когда говорят "Я курд", а не, например, курдмонджим? По Вадиму курмончи должен быт одним из двух подразделений курдов, наряду с сурмончи/суроны. И еще меня интересует армяноподобное окончание фамилий кавказских, части иранских и иракских курдов. Помогите, пожалуйста, понять. Я не специалист по вашей части. Вообще-то, ваш слуг - физик теоретик. Поэтому строго не судите. Стараюсь удовлетворить свою любознательность и в меру помочь этимологам и заинтересованным с своей стороны.
 
 Вадим, еще одна калька. Башлик=начальник.
 
 Oraz Meredov, курдское самоназвание курмандж означает (я) маннеец (мидииец)

Об этом подробно см. 

1. Мидийцы в этногенезе курдского народа
http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content...

2.О Значении Курдского Слова «Курманджи»
http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content...

3.Об Этнониме «Kурд».
http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content...
 
 Вдим, сравните английское сер (ser) с курдским серок (serok).
 
 Oraz Meredov, это у армян перенятое у нас иранцев суффикс принадлежности ан(иан,- перешедший в ян), а не наоборот.
 
 Позвольте расшарить одной статьи в контексте миграции яблок.
История повозки уходит в древние времена Центральной Азии
текст: Юлия Минеева/Infox.ruопубликовано 1 июля 09

Уже 6 тыс. лет назад по Центральной Азии ездили двухколесные повозки, запряженные быками. 5 тыс. лет назад появились четырехколесные, под верблюдов. Российские ученые рассказали Infox.ru о своих находках древних моделей транспортных средств в Алтын-Депе.
Кандидат исторических наук Любовь Кирчо из Института истории материальной культуры РАН занимается исследованием Центральной Азии (Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан) и Среднего Востока эпохи энеолита и бронзы. Как рассказала Кирчо корреспонденту Infox.ru, она изучала найденные на месте древнего земледельческого поселения Алтын-Депе в Юго-Восточном Туркменистане модели повозок, которым более 5 тыс. лет. И пришла к выводу, что в эти повозки начали запрягать одно животное на два тысячелетия раньше, чем считалось ранее.
Цивилизация Алтын-Депе
В IV-III тысячелетиях до н. э. на юго-западе Средней Азии появились и начали развиваться такие крупные поселения, как Алтын-Депе, Намазга-Деп и Улуг-Депе. Там сложилась одна из древнейших цивилизаций земледельцев, получившая сегодня название по лучше всего изученному древнему памятнику этого региона – Алтын-Депе (туркм. «золотой холм»). Это древнее городище находится в 220 км к юго-востоку от столицы Туркменистана Ашхабада.
Развитие городов и поселений было невозможно без торговых связей и взаимодействия с другими культурными и экономическими центрами Древнего Туркменистана. Поэтому ученые попытались понять, как оно происходило — какие технологии применяли древние жители этого региона, какой транспорт использовали.
Колесо и повозка
Любовь Кирчо работала с находками, сделанными в Алтын-Депе в 1980−х – начале 2000−х годах. По ее словам, первые свидетельства о появлении колесного транспорта относятся ко второй половине IV тысячелетия до н. э. Археологи находили на территории поселений маленькие керамические колесики диаметром в 7−10 см. По предположению ученых, это были модели настоящих колес.
Но гораздо важнее оказались редкие находки терракотовых моделей целых повозок. Так ученые узнали, что в первой половине III тысячелетия до н. э. по Древнему Туркменистану ездили двухколесные повозки. Однако такие находки единичны – чаще всего остов игрушечной тележки делался из дерева, а колеса из глины, которая сохраняется гораздо лучше, чем древесина. Ранние модели ясно указывали, что в повозку запрягалась пара животных.
Кто тащил телеги?
По мнению специалистов, одно животное начали запрягать в повозку только в I тысячелетии до н. э. Однако находки в Алтын-Депе опровергли эту теорию. В одном из домов древнего городища археологи нашли модель четырехколесной повозки, куда можно было впрягать только одно животное. Находка датируется примерно 2400 годом до н. э.
В IV – начале III тысячелетиях до н. э. в повозки запрягали только быков и, возможно, волов. Об этом свидетельствуют найденные рядом с моделями глиняные фигурки этих животных. А во второй половине III тысячелетия в качестве тягловой силы начали использовать верблюдов. Лошади же были слишком слабыми, чтобы тащить огромные и тяжелые повозки даже парами. Тем более что чаще всего при помощи повозок перевозили тяжелый груз – металлы и камни, а не людей. По мнению Кирчо, в результате становления все более засушливого климата в этом регионе быков стало использовать практически невозможно. Поэтому местные жители одомашнили и стали использовать в качестве тягловой силы верблюдов.
Игрушка или культовый предмет
Однако, добавила Кирчо в беседе с корреспондентом Infox.ru, не на все вопросы относительно этих моделей у археологов и историков есть однозначный ответ. Например, до сих пор остается спорным вопрос о назначении маленьких повозок. Возможно, это были всего лишь игрушки, так как одну из моделей нашли в захоронении мальчика лет девяти-десяти. Но есть и другой вариант. Повозки могли иметь ритуальное значение, именно поэтому их и клали в захоронение.
Исследование проходило в рамках проекта «Технологии производств древнеземледельческого населения Юга Евразии V-III тысячелетий до н. э. и его адаптация к изменениям природной среды. Комплексный подход»
 
 Letif Bruki
Спасибо.
С моей стороны обещанная ссылка:
http://www.kurdistanica.com/?q=node/135
 Однако, территория современного Туркменистана была частью Северного Окружающего океана? что подтверждает пустыня Кара-Кум, пустыни юго-востока Хорасана и соленые озера. Как-то плохо верится в комплексный подход, консультации палеогидрологов в тексте Л.Кирчо не обнаруживаются. Упустив из представления о Древнем мире 5-6 тысячелетия в части географии, нельзя сделать верные выводы по обнаруженным артефактам.
 
 Боюсь, что за очень полезным и своевременным обменом данными о курдах Хорасана (считается, что среднеперс. Хварасан, букв. - восход солнца, восток), ушел на задний план вопрос о "нач-".
 
 Начальник - тот, кто стоит у начала (голова - по-курдски сар) дела.
 
 Наталия Владимировна, Вы с Северным океаном не сильно-то напирайте. Там по определению океанских глубин быть не могло, тем более в исторический, а не в геологический период. Пустыни - чаще результат интенсивной хозяйственной деятельности людей, конечно, в сочетании с негативным трендом развития природных условий.
наверх