Микродроны для Войска Польского: новые БПЛА пригодятся в разведке
Польская армия обзаведется собственными беспилотниками микро-класса. Недавно завершился конкурс на поставку малых беспилотных летательных аппаратов, объявленный Инспекцией по вооружению Министерства обороны Польши.
Предмет заказа для Войска Польского – шесть систем беспилотных летательных аппаратов, способных выполнять функции наблюдения в дневных и ночных условиях, вне зависимости от погодных и климатических условий, с использованием специального оборудования. Судя по всему, польские военные рассчитывают использовать подобную технику в разведывательных целях.
Каждая такая система должна включать станцию дистанционного управления с приемопередатчиком и, как минимум, двумя летательными аппаратами. БПЛА должны обладать способностью вертикального взлета и посадки и иметь взлетную массу не более 1,6 кг и длину не более 70 см. Как видим, размеры весьма минимальны, что позволит более эффективно осуществлять наблюдение.
В конкурсе участвовали всего две компании. Первая - Технологический институт ВВС (ITWL), вторая - Asseco Poland SA. Каждая из них представила свои системы, предложив и 24-месячную гарантию на них. Asseco захотела за комплекты 4,62 млн злотых, а Технологический институт – 4,87 млн злотых. При этом бюджет средств, выделенных на приобретение БПЛА, оценивался всего в 5,24 млн злотых.
Именно ограниченность в средствах, судя по всему, и заставила польское военное ведомство остановиться на продукции компании Asseco. Поставки должны быть осуществлены до 30 ноября 2020 года, если, конечно, ситуация с эпидемией несколько не сдвинет эти сроки. О том, какой именно аппарат компания поставит в ВС Польши, пока неизвестно. Но в прошлом году Asseco начала сотрудничать с Dilectro, дистрибьютором дронов марки DJI.
Повышенное внимание польского военного командования к беспилотным летательным аппаратам связано с двумя главными причинами. Во-первых, Войско Польское стремительно вооружается, рассчитывая увеличить свою защищенность на случай конфликта с Россией.
Во-вторых, в Варшаве вдохновились примером успешного использования беспилотных летательных аппаратов Турцией во время боевых действий в сирийском Идлибе. Хотя заказанные микро-дроны предназначены для разведки и наблюдения, нет никаких сомнений в том, что и ударные беспилотные летательные аппараты в обозримом будущем также будут приобретаться польским военным ведомством.
Аудитория польских СМИ в целом одобряет решение о приобретении дронов:
Без собственных ударно-разведывательных беспилотников с дальностью полета не менее 200-300 км и значительной автономией эксплуатации не может быть и речи о реальном увеличении потенциала Войска Польского. Несколько десятков БПЛА, подобных турецким Anka-S, прекрасно дополнили бы возможности небольшой польской авиации,
- пишет Marek.
Правда, многие комментаторы удивлены небольшим количеством приобретаемых аппаратов:
Шесть комплектов… Они сумасшедшие?
- возмущается некто Terytorials.
Я правильно прочитал? В течение нескольких лет они обсуждали покупку 12 дронов микро-класса? Не 12 тысяч, а 12 штук???? Если это правда, то нет нормальных человеческих слов,
- выражает свою точку зрения Sidematic.
Польское издание оценило три главных боевых вертолёта ВКС России
Польские СМИ очень любят анализировать и оценивать продукцию российской оборонной промышленности и вооружение российской армии. В этот раз издание Defence24.pl остановилось на анализе основных российских боевых вертолетов.
Автор статьи, посвященной штурмовым вертолетам ВКС РФ Юлиуш Сабак отмечает, что вряд ли в мире есть еще одно государство, производящее одновременно три типа этих специализированных боевых машин и вводящее все эти типы в состав своих вооруженных сил. Ми-28Н, Ка-52, Ми-35М – вот три штурмовых вертолета, о которых идет речь в польском материале.
Юлиуш Сабак ставит процессы, происходящие в российском вертолетостроении, в зависимость от изменений в стратегии применения и в концепции организации российской армейской авиации, которая сначала входила в состав Сухопутных войск ВС РФ, а затем была переподчинена Военно-воздушным силам РФ и уже в их составе вошла в состав Воздушно-космических сил РФ.
Помимо структурных изменений в армейской авиации, по мнению польского автора, в 2010-е годы был раскрыт ряд технических проблем российских боевых вертолетов, в том числе сложности с работой ночью и в плохих погодных условиях. Оборудование вертолетов практически не было пригодно к ночному наблюдению, пишет Сабак.
Первым шагом к преодолению существующих недостатков стало появление модификации вертолета Ми-24ПН, предназначенного для выполнения боевых задач в ночное время суток и оснащенного специальной тепловизионной ночной прицельной подсистемой наведения. В войска поставки Ми-24ПН начались в 2003 г.
Преемником той же линии стал многофункциональный боевой вертолет Ми-35М, который объединил функции штурмового вертолета с возможностью решения задач по доставке десантных групп, а также эвакуации и транспортировке раненых военнослужащих.
В 2009 году на вооружение был принят вертолет Ми-28Н «Ночной охотник», о котором еще четырьмя годами ранее тогдашний начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский говорил, что это и будет основной армейский вертолет.
В отличие от Ми-24 и Ми-35М, Ми-28Н изначально создавался как вертолет исключительно для штурмовых целей – обнаружения и уничтожения врага. Поэтому машина была оптимизирована для более эффективной атаки в любых погодных условиях и в любом времени суток. Пилот и стрелок вертолета получили собственные независимые оптоэлектронные системы.
Третий вертолет, про который вспоминает польское издание – Ка-52 «Аллигатор». Он представляет собой следующую ступень развития вертолета Ка-50 «Черная акула» и предназначен для выполнения разведывательных и боевых задач.
Даже польский автор Юлиуш Сабак, сохраняющий традиционный для польских журналистов скептицизм в отношении российского вооружения, вынужден признать в своей статье, что Ка-52 действительно является успешным и во многом уникальным вертолетом.
Естественно, что польская аудитория тут же вспомнила о мнимой российской угрозе и стала обсуждать перспективы нападения России на Польшу.
Мы должны потратить очень большие деньги, чтобы рассчитывать на защиту от нападения,
- пишет один из комментаторов, и подобную позицию демонстрируют очень многие рядовые поляки.
Но, к счастью, раздаются и здравые голоса.
Я читаю эти рассуждения и удивляюсь: что именно мы имеем, чтобы русским было выгодно напасть на нас? Золото, алмазы, нефть, газ или какое-то иное стратегическое сырье? Для чего России вступать в полномасштабный вооруженный конфликт в Центральной и Восточной Европе?
- такие вопросы задаются в одном из немногочисленных разумных комментариев.
Автоматы Вьетнамской войны: из чего стреляли американцы и вьетконговцы
Война во Вьетнаме – одна из самых трагичных и, в то же время, интересных страниц истории советско-американского противостояния. Сегодня она интересна нам и потому, что на земле далекого Индокитая сражались между собой не только вьетнамские и американские солдаты, но и оружие, произведенное в СССР и США.
Главным автоматом, находившимся на вооружении Вьетнамской народной армии и партизан-вьетконговцев (Национального фронта освобождения Южного Вьетнама) был легендарный советский АК-47. Как известно, коммунисты Вьетнама пользовались всесторонней поддержкой СССР, КНР, КНДР и других стран социалистического лагеря.
Самым распространенным стрелковым оружием вьетнамских партизан были винтовки Мосина, ППШ, французские пистолеты-пулеметы МАТ-49. Последние попали в руки к коммунистам как трофейное оружие после эвакуации из Вьетнама французских колониальных войск. Как только США стали оказывать помощь Южному Вьетнаму, у партизан появились и американские винтовки М1 – их забирали у убитых или плененных солдат южновьетнамской армии, кроме того многие солдаты Южного Вьетнама сами переходили на сторону партизан вместе со своим оружием.
В 1965 году во Вьетнаме появились автоматические винтовки северокорейского производства, являвшие собой модификацию АК-47 и получившие у американцев известность как Type 58 (Тип-58). Как понятно из названия, их выпуск в КНДР начался в 1958 году, а в середине 1960-х гг. оружие стали экспортировать во Вьетнам, на Кубу, а также многочисленным повстанческим структурам Азии, Африки и Латинской Америки.
Историк Макс Гастингс, автор книги «Война во Вьетнаме», рассказывает, что северокорейские Тип-58 прекрасно подходили для боевых действий в условиях вьетнамских джунглей. Автоматы практически никогда не засорялись, в них не застревали гильзы, они были просты в эксплуатации и обслуживании, и вчерашние вьетнамские крестьяне быстро осваивали в совершенстве обращение с этим видом оружия. Среди безусловных достоинств автомата выделялись небольшой вес и скорострельность.
Для вьетнамских партизан автоматы АК-47 и Тип-58 стали важнейшим подспорьем в противостоянии войскам Южного Вьетнама и США, а также других их союзников. Как только предоставлялась такая возможность, вьетнамцы с радостью меняли свое старое оружие, включая и М1, на советские АК-47 или северокорейские Тип-58. Поскольку АК-47 первое время встречался довольно редко, американский историк Кевин Докери отмечает, что советский автомат был очень ценным для партизан Вьетнама оружием.
Американское оружие
Пока СССР успешно применял автомат Калашникова, в США продолжались поиски такого стрелкового оружия, которое могло рассматриваться в качестве достойной альтернативы советскому «калашу». Первоначально американское командование остановилось на винтовке М14, являвшей собой модификацию M1 Garand, неплохо показавшей себя в боях Второй мировой войны.
Но вес 5,5 кг и длина 1,1 метр делали винтовку слишком громоздкой для применения в условиях джунглей. Ведь солдатам часто приходилось пробираться через буквально непроходимые участки. Кроме того, американская винтовка уступала советскому автомату и в скорострельности, и в обслуживании. В конце концов, это были вынуждены признать и высокопоставленные персоны в Пентагоне.
Американское военное командование начало поиск «идеального автомата», который смог бы стать достойным противником советскому АК-47. Пентагон обратился к компании «Кольт», предлагавшей винтовку AR-15. Проведенные испытания полностью удовлетворили американских генералов и в 1963 г. был подписан контракт на поставку 104 тысяч винтовок AR-15, которые получили в США наименование М16.
Безусловными плюсами новой винтовки были большая дальность стрельбы почти в 2 раза (550 метров против 300 метров), небольшой вес патрона, а также, что удивительно, и меньший вес самой винтовки – 2,8 кг против 3,8 кг. Однако в ходе испытаний выявились и просчеты – сложность в эксплуатации и обслуживании, требующая специальной подготовки для солдата, и проблема с застревающими гильзами, которые в М16 застревали чаще, чем в АК-47 и его северокорейской модификации.
Однако когда американская армия стала использовать М16 во Вьетнаме, практически сразу выяснилась ее полная бесполезность для климатических условий Индокитая. Часто уже после одного выстрела гильза застревала в патроннике, приходилось прочищать ствол. В 1966 году инспекция выявила неисправности у каждой седьмой винтовки. Однако американское руководство, желая снять с себя ответственность, обвинило в неисправностях М16 самих солдат – мол, пехотинцы плохо чистят оружие и из-за этого и возникают проблемы.
Однако со сложностями в применении М16 сталкивались не только простые пехотинцы, но и морпехи, коммандос. Ветераны войны во Вьетнаме вспоминают, что винтовки были просто ужасными, а неисправной была не каждая седьмая винтовка, а 75% всех М16, поставленных в воюющие подразделения. Лучшим свидетельством неприспособленности М16 для Вьетнамской войны было критическое отношение к ней со стороны вьетнамских партизан, которые не горели желанием воевать с трофейными американскими винтовками и при любом удобном случае меняли их на АК-47.
Тем не менее, американское руководство упорно отметало любую критику в адрес винтовок. И американские солдаты продолжали использовать М16, которая была бы превосходным оружием для других климатических условий, но в Индокитае конкуренцию с советским АК-47 не выдерживала. Нет никаких сомнений, что большие потери американской армии во Вьетнамской войне в какой-то степени стали следствием и проблем с используемым стрелковым оружием.
Свежие комментарии