На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайная доктрина

2 032 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Орбан: на исправление исторической ошибки Запада в отношении к России уйдёт не менее 100 лет Сейчас, когда президент...Команда Трампа де...
  • Геннадий Бережнов
    «Есть экономические рычаги давления, но есть, конечно, и военные», и это начало пути к обсуждению больше похоже на ша...Команда Трампа де...
  • Юрий Ильинов
    Понимаю, что идёт минимизация войны. Может сойдёт совсем на нет?Нужен ли вертолет...

Ни войны, ни мира: судьба российского Тартуса

Ни войны, ни мира: судьба российского Тартуса

Строить – не воевать


Новые сирийские власти только сейчас начали осознавать, в чём они, собственно, увязли. Одно дело – резать головы «неверным», и совсем другое – настроить мирную жизнь в таком непростом государстве, как Сирия. Власть в стране захватила террористическая организация «Хайят Тахрир аш-Шам», у главарей которой, разумеется, опыт управления гражданскими процессами отсутствует.

У бандитов отсутствует, но кураторы из Турции не просто так едят свой хлеб. Нашептали они Ахмеду аш-Шараа, который провозгласил себя новым президентом Сирии, что пора бы надавить на Россию.

Под удар попала компания «Стройтрансгаз» и её контракт на управление и эксплуатацию сирийского порта Тартус. Его заключили в 2019 году сразу на 49 лет, и это было сугубо инвестиционное соглашение. Россияне получили морскую базу на Средиземном море, а Дамаск – обещания вложить до полумиллиарда долларов в развитие объекта. Москва должна была увеличить пропускную способность с четырёх до тридцати восьми миллионов тонн грузов. В условиях международных санкций рост мощности порта увеличил бы товарооборот со странами-партнёрами. В том числе и с Россией.

Напомним, что в 2017 году, за пару лет до подписания договора аренды, в Тартусе появился пункт материально-технического обеспечения ВМФ России. До него руки аш-Шараа пока не дошли – межправительственное соглашение ещё действует. Вместе с военными базами Армии России в Латакии и Хмеймиме это соглашение в будущем станет объектом торга с Дамаском. Впрочем, почему в будущем? В конце января замминистра иностранных дел России Михаил Богданов побывал в Дамаске с официальным визитом. Это был первый контакт с новыми властями в Сирии, которых ещё несколько месяцев назад российские ВКС стирали с лица земли. Похоже, новый «президент» Сирии этого не забыл.


Новый хозяин Сирии с заместителем Министра иностранных дел России Михаилом Богдановым. Январь 2025 года

Немецкий Reiters сообщил об ультиматуме аш-Шараа относительно судьбы военных баз России. Дескать, Москва отдаёт нам на съедение Башар Асада, а мы великодушно разрешаем остаться в Хмеймиме и Латакии. Понятно, что Владимир Путин никогда не примет такое предложение. Во-первых, это ультиматум, а так нельзя разговаривать с Россией. Во-вторых, падение авторитета Кремля и лично Владимира Путина на международном уровне после такого обмена даже представить сложно. В-третьих, даже если условно согласиться на сдачу Асада, никто не гарантирует соблюдение договора со стороны аш-Шараа. Башара повесят, а через пару месяцев россиян попросят на выход. О договороспособности правителей на Ближнем Востоке не зря ходят легенды.

Чтобы понять логику аш-Шараа, стоит посмотреть на его шаги в отношении России. Отдадим ему должное – резких телодвижений террорист не делает. Сначала заявил о сохранении стратегических отношений с Кремлём, потом ввёл эмбарго на поставку товаров из России, дабы «облегчить импорт сырья для поддержки местных производителей и стимулировать экономику Сирии». Позже просочилась информация о скором заключении соглашения о Латакии и Хмеймиме, но вместо этого Дамаск разрывает договор по Тартусу. Относиться к этому стоит без излишней эмоциональности и попытаться просчитать возможные варианты развития событий. Как для России, так и для новой власти в Сирии.

Тартус не последний


Учитывая специфику ближневосточной дипломатии, нельзя не рассматривать альтернативные варианты развития событий. Аш-Шараа мог расторгнуть соглашение ради нового соглашения. Понятно, что своими силами обслуживать портовую инфраструктуру террористы не смогут. Не тот уровень, мягко выражаясь. Значит, будут кому-то продавать. Покупателями или арендаторами может быть как Турция, так и кто-то смелый из Евросоюза. В Брюсселе спят и видят, как Россия покидает Сирию. В итоге у Дамаска все карты в руках, и аш-Шараа может выкручивать руки нынешним арендаторам Тартуса. Вопрос только в том, согласится ли Россия заключать новый договор. Если новые хозяева вообще предложат такой вариант. Но исключать этого нельзя – недовольства Россией со стороны узурпаторов власти в Сирии немало, но и к Европе они не питают много иллюзий. Именно эти неверные одобряют сжигание Корана и прочие непотребства в отношении ислама.


Порт Тартус

Когда аналитики говорят об отсутствии рычагов давления со стороны Кремля в отношении нового правительства в Сирии, это выглядит заблуждением. Россия десятилетиями инвестировала в экономику своего партнёра, а Дамаск этим пользовался. Только в 2024 году на финальной стадии были два больших проекта – мельничный комплекс на 600 тонн муки ежесуточно и система водоснабжения в Латакии. К слову, запрет на товары из России, очевидно, касается и зерна, которого в Сирии никогда не было вдоволь. Осталось только уточнить у аш-Шараа, где он намерен покупать продовольствие и на какие деньги. Упоминаемый выше «Стройтрансгаз» успешно добывал в Сирии фосфаты, а также достроил Северный газоперерабатывающий завод около Ракки. И это всё не учитывая советского наследия современной Сирии.

За десятилетия сотрудничества СССР вывели ближневосточное государство из средневековья в когорту развивающихся держав. Разумеется, с поправкой на специфику региона и менталитет сирийцев. Например, при Советском Союзе начали строительство гидроэлектростанции Тишрин, а закончили её уже граждане России. И так практически по каждому объекту в стране. Если аш-Шараа готов окончательно разорвать отношения с Россией, то вынужден будет мириться с постепенной деградацией всей энергетической и перерабатывающей инфраструктуры. Оборудование требует ремонта с обслуживанием, и без помощи России Дамаску не обойтись. Турция с Евросоюзом не только не справится с восстановлением, но даже не сможет предложить альтернативу. Чтобы переформатировать Сирию под «евростандарты», потребуется не один десяток лет и сотни миллиардов. Поэтому ответный ход Кремля после резких телодвижений аш-Шараа должен быть один – отзыв всех специалистов с гражданских объектов (если они там имеются) и замораживание любой помощи. Пусть турецкие советники осваивают аппаратуру ГЭС и ТЭС.

Террористы на то и террористы, чтобы совершать резкие манёвры. Поэтому нельзя исключать варианты полного отказа от российских военных баз в Сирии. Да, неприятно будет и Дамаску, и Москве, но фатальных последствий можно избежать. Для России, разумеется. Неподалёку Ливия, Алжир и Египет. Государства не сильно дружественные, но сочувствующие по ряду вопросов. А ещё они зависимы от российского зерна. Египет ещё и туристов очень любит. Если так, то почему бы ему не принять наших моряков? Речь о перебазировании того самого пункта МТО ВМФ России.

В любом из рассматриваемых вариантов развития событий всё будет зависеть от действий наших дипломатов. В профессионализме которых никто не сомневается – контакты с местными у нашего МИДа имеют более чем вековую историю. Немало вложил СССР и Россия в воспитание интеллектуальной элиты Сирии. Остаётся только надеяться, что новые власти страны к этой элите прислушаются, а не развесят по столбам.
наверх