Исторические наперстки
Рождение японской нации: путь от Алтая до первых императоров?
Пра-японцы
Всё понеслось вскачь для этногенеза японцев с появлением на Островах двух народностей. Они упоминаются в национальных хрониках VII-VIII веках нашей эры под именами: «идзумо» и «тэнсон». Мифология говорит и о других, но «чуждых», отношение к ним агрессивное. Покорять и подчинять, без вариантов! «Чужаками» назначены, в первую очередь, айны. Вполне может быть — загадочные «коробоккуру».
«Идзумо» плотно осели на землях одноименной сейчас провинции, на западе и юго-западе острова Хонсю. Второй центр народа нащупывается в провинции Ямато (юг Хонсю). Кто такие? Само собой, пришельцы с материка. Очень похоже, что припожаловали с Корейского полуострова. Но это не точно. В любом случае, проверить трудно, приходится верить японским хроникам. Описаниям провинции Идзумо («Идзумо-фудоки»), рассказам о прибытии целых родов и «кланов».
Народ «тэнсон». Это главный действующий персонаж в этногенезе японцев, его ядро. Переводится название, как «потомки неба». Эти племена заняли провинцию Ямато на острове Хонсю. Начали неуклонную экспансию во все стороны, освоив почти всю Японию. За исключением севера и Рюкю. Тут айны смогли отбиться, противостояли вплоть до XIX века экспансии.
Вместе с народами «тэнсон» пришла и будущая национальная мифология Островов, большая часть легенд, основа японских хроник. Это те самые «сыны Ямато», творцы нации. Их происхождение? А кто его знает… Мгла веков и табу для ученого мира. «Точный ответ» можно (и разрешено) получать только в мифологии и национальной религии — синтоизме. Все прочие ответы считаются… предположениями. Японским обществом категорически не приемлются.
Потомки богов?
Как нетрудно догадаться, спустились они откуда-то сверху, прародина называлась «Равнина Высокого Неба». Мифы утверждают: это место расположено в самой Японии, которая была сотворена для расселения народа «тенсон».
Вопрос формулируем. Если отбросить легендарщину волшебную, тенсон прибыли с материка. Это конкретный, археологически нащупываемый народ, положивший начало периода Яёй. Аборигены Китая или Кореи? Или кто-то третий, проделавший длинный миграционный путь из неведомых и далеких земель? Религиозные и политические соображения «свидомых» японцев тут не помогут. Тем более, придётся раскапывать корни не только «сынов Ямато». А найти происхождение и второго народа — «идзумо».
Оба народа не враждовали дуг с другом, находились в постоянном контакте, их традиции давно и прочно сплелись. Они были вечными союзниками, плечом к плечу противостоя жителям архипелага. Некоторые западные исследователи вообще версию «двух народов» отвергают, говоря о полной идентичности «тэнсон» и «идзумо».
Проверить трудно. Лингвистика и сравнительное исследование мифологии постоянно заводят в тупики. Сначала господствовала теория о тихоокеанском происхождении «тэнсон». Даже политически одобряема была. Поскольку милитаристские устремления власти нуждались в обосновании господства во всем азиатско-тихоокеанского регионе. «Возвращение самурая на историческую родину».
В научном мире начала ХХ века такая идея продвигалась. Скрестив пальцы за спиной, «тэнсон» были назначены малайским (аустронезийским) народом. Немедленно подверстали сходную с японской — малайскую мифологию. Некоторые обычаи совпали, правда. Но подозрения западного научного мира в мистификации возникли в момент, когда была названа отправная точка «исхода». Это был остров Калимантан (Борнео). Оказалось настолько «совой на глобусе», что версию перестали принимать всерьез.
Особенно после рывка японцев на Борнео во второй мировой. С пропагандой, которая местных приветствовала «братьями единокровными». Англичане и французы, плотно занимавшиеся аустронезийскими племенами, — стали задавать неудобные вопросы. Указали, что сходство элементов языка — это эволюция заимствований. Причем именно на Островах, когда «тенсон» стали ассимилировать аборигенов-аустронезийцев и айнов.
«Не всегда победители навязывают свой язык побежденным; бывает и обратное: иногда часть языкового материала побежденных внедряется в состав языка победителей. Так было и в данном случае». (профессор Конрад)
Сейчас наиболее обоснованной видится версия, по которой «сыны Ямато» оказались «новоприбывшим», очень охотно пополнившими свои словари у «северных варваров». Появилась версия «корейского транзита». Древние японцы прибыли на архипелаг из Кореи, это понятно. Но родственных корней с народами древнего Корё находится… не так, чтобы и много. Всё затрудняется наслоившимися друг на друга волнами миграции. Проходившими через Корейский полуостров в самых разных направлениях и разные исторические эпохи. Возможно, «тенсон» просто прошли через эти земли, стремясь на Острова.
Есть другие версии? Конечно. О происхождении древних японцев могут поведать немало любопытного индоевропейская или семитская гипотезы. Это такие публицистические фантазии, с полным отсутствием археологии и прочих смежных наук. Полянка для «диванных аналитиков», даже останавливаться не буду. А вот на версии профессора Сиритори, появившейся в начале XX века, — можно. Пра-японцы произошли от алтайских народов. Ох, как этого ученого коллеги «свидомые» полоскали, анафему пели… Но мог быть прав в чем-то.
Братья, айда назад!
Профессор-отщепенец Сиритори обратил внимание на фонетические особенности родного языка, стал искать точки соприкосновения в центрально-азиатском регионе. Работу свою не довел до конца… но упавшее знамя подхватили научные работники Сибирского института международных отношений и регионоведения (Новосибирск) с профессором Юрием Тамбовцевым. Они выдвинули крайне интересную версию фонетического родства языков.
Суть вопроса такова: японский язык традиционно выделялся в отдельную языковую семью. Такой чести высокой удостоены единицы: корейцы, баски, айны. Он не принадлежит к финно-угорским, алтайским, палеоазиатским, тибето-бирманским или аустронезийским наречиям. Так принято считать. Попытки «поженить» его с корейским постоянно проваливались из-за неясностей в заимствованиях, их природе.
Профессор Тамбовцев картину развернул так: фонетически первоначальный вариант японского языка напоминал аустронезийские наречия. Затем носители корейских диалектов прибыли на архипелаг. Первые волны миграций были малочисленны, легко вбирали в себя огромное число «местных» слов и понятий. Оставив грамматическую структуру своего языка — именно так получили конечный продукт. Но пришли они… с алтайской группой языков. Как и корейцы на свой полуостров.
Версию попробовали проверить антропологи. Сообщили: о возможном генетическом сходстве японцев и группы алтайских народов можно говорить очень осторожно. Японцы являются родственниками монголов, калмыков, других тюркских народов лишь отчасти. Вот такая широкая картина, как хочешь — так толкуй.
Начальная географическая точка японской истории — это огромный ареал Азиатско-Тихоокеанскому региона. С ответвлениями алтайскими и сибирскими. Поэтому, как не смешно прозвучит… остается только национальной мифологии Островов верить, ее изучать и трактовать как-то.
Проверка документов!
Чтобы проверять историю первых японцев, нужно что-то почитать, верно? Желательно самое древнее, не включенное в мифологию национальную. Искать нужно у соседей, в Китае или Корее. Есть кое-что, но мало. Например, у корейцев — почти ничего не сохранилось, кроме фольклора.
Самая первая информация находится в «Цянь-Хань-шу», «Истории Первой династии Хань». Это 206 год до нашей эры, отрывочные сообщения тянутся до самого начала Новой эры. Прочитать можно… о сотнях государств, которые теснятся на архипелаге. Сейчас понимание и порядок в летописях наведен. Оказывается… не о государствах речь. О районах, где племена очень разрознены, обособлены, предпочитают максимальную изоляцию. Пришельцев крайне не любят. К новой эре процессы объединительные становятся отчетливее, раздробленность исчезает.
Есть кое-что в «Хоу-Хань-шу» («Истории Второй династии Хань», 25-220 гг. нашей эры). О фактах работорговли, поставки с Островов «живого товара». Наиболее интересное сообщение относится к 57-му году н.э. «Посольство из страны Идо» (район острова Кюсю). Император Гуан-У пожаловал правителю той страны золотую печать. В 1784 году появилось хоть сомнительное, но материальное подтверждение этого события: в Канодзаки (о. Кюсю) была найдена старинная золотая печать с надписью: «Хань — владыке страны Идо». Подтверждение? Может быть, хотя ученые в усы улыбаются.
Есть ещё упоминание, в «Истории царства Вэй». Относится к III веку нашего времени, когда после падения династии Хань, Китай развалился на три державы: Вэй, Шу и У. Довольно подробно там рассказано о «важень» (японцах), описана целой главой «страна Яматай». Это наиболее достоверный источник, как считается.
Потому что отношения Острова строят не только с царством Вэй. Но и с У. Рассказывается о некой правительнице Химико. В ее дворцах тысячи рабынь, она окружена многочисленной стражей, царица играючи завоевывает соседние страны на многочисленных островах архипелага, назначает там своих наместников.
Следов императрицы Химико в национальной мифологии японцев… не найдено. Если брать на веру сообщения хроники царства Вэй, только одно на ум приходит. Япония очень поздно избавляется от пережитков родо-племенного строя, только-только вступает в эпоху рабовладения, автоматически раскалываясь на бесчисленное множество мелких прото-государственных образований и княжеств. В перечне императоров Японии (сынов Ямато) Химико не находится… значит, она тоже пережиток. Эпохи матриархата.
Император
Это великая загадка. Главные священные книги синтоизма, «Кодзики» («Записи о древних делах») и «Нихонги» («Японские хроники»), по сути являются летописными сводами. Без всякого сомнения — аналоги Ветхого Завета. Только более религиозного направления. Это такая японская традиция, сущее объяснять волшебным. На том вся национальная история стоит. Очень трудно одно от другого отделить.
Но вкратце пробежимся. Поскольку других источников вообще в природе не существует. Должны же хоть что-то легенды отражать, хоть осколки действительности! Начинается история с периода Яёй. Без всяких предшествующих периодов, как у всех нормальных народов — «сыны Ямато» придумывают себе… монархию.
Тут встает на дыбы вся наука, если кто не знает. Правящий дом Японии действительно уникален с любой точки зрения и традиции народов мира. Тем более континента Евразии. Если верить официальной японской истории, предок сегодняшнего 126-го правителя страны Нарихито занял трон во времена, когда века долгие были до Юлия Цезаря. Эта династия, не имея официального названия (используются лишь имена и девизы правления), продолжает царствовать и сегодня. А первым был Дзимму (660-585 гг. до нашей эры).
Не верят в такую стабильность, неимоверное постоянство, спорят до хрипоты ученые. Но это так. Даже если вычеркнуть годы правления совсем уж легендарных императоров, японская правящая династия окажется наиболее древней во всем мире. Как так получилось? Дело в её хитром и рациональном устройстве. Под названием современной «конституционной монархии». Раньше так термин не звучал, понятно. Но никогда Император не обладал реальной или абсолютной политической властью в Японии.
Правило это можно подтвердить исключением, когда в конце XIX — начале XX веков традиция засбоила. И то… с оговорками. Но до этих времен действовал железный и непреложный закон: власть в Японии осуществляется «от лица императора». А тут, мама родная. Череда кровавых событий в каждом столетии, резня, войны, интриги и прочий фарш. Да, бывало императоров убивали. Но род Ямато никогда не пресекался. В списке даже есть персонажи, провозглашенные императорами посмертно (с опозданием на тысячу лет).
В перечне «божественных правителей» отсутствуют личности, кого вычеркнули после реформ Мэйдзи. Но сути дела это не меняет. Император Японии всегда считался прямым потомком богини солнца Аматэрасу-Омиками. Сменить династию невозможно. Только вместе с религией такой трюк получится. Крушение основ, истории нации, мироустройства… и гнев высших сил, как водится. Поэтому всё именно так и не иначе. Нерушимо.
Император Японии — это первосвященник синтоистской религии. Он — символ государства. Система «девизов правления» была введена в Японии лишь в VII веке, это прямое китайское заимствование. Императоры нам известны под посмертными именами («окурина»). Они получают такую характеристику своего правления. Девизы могли меняться несколько раз при одном императоре. Если какие-то великие несчастья происходили. Мол, неугоден богам такой «девиз». Получите, распишитесь, отстройтесь заново и меняйте лозунги…
Теперь. Само слово «император». Это нам досталось из империи Древнего Рима. Как от имени Цезаря пошли термины «царь», «кесарь» и «кайзер». И не совсем корректно называть любым из этих слов — потомка богини Аматэрасу. Официальный титул звучит — «тэнно». Он появился в очень поздние времена, был прислонен к именам самых первых правителей. Которые неизвестно как титуловались. Но кого в Японии это интересует... Они ведь от богов произошли. Вокруг императоров сформирована уникальная религия — синтоизм, сама нация… Но это другая история.
Кашкулакская пещера «чёрного Дьявола»: самое страшное и таинственное место в Сибири
На севере Хакасии есть необычное место — Кашкулакская пещера. По ряду причин эту пещеру называют одним из самых страшных мест на планете, и, чтобы понять почему именно, стоит увидеть фотографии, а ещё лучше — побывать в пещере «чёрного Дьявола».
Изначально пещеру облюбовали древние хакасы, которые были язычниками, и поклонялись символу продолжения рода. Есть сведения, что объектом их обожания был и сам Дьявол. Чтобы заслужить расположение злого духа, хакасы приносили ему жертвы — зверей и людей. Изначально это были всего лишь слухи, но при исследовании пещеры они отыскали своё подтверждение: вокруг сталагмита в форме фаллоса был обнаружен жертвенник с останками.
Легенды гласят, что стены пещеры буквально пропитаны тёмной энергией, поскольку в ней долго творили свои не менее тёмные дела древние шаманы. Пещера как будто бы рьяно оберегает свои тайны, потому «не любит» случайных гостей. Как бы то ни было, но в «обители Дьявола» в действительности находят множество человеческих костей…
Страшные истории
Пробирающая до мурашек история, связанная с Кашкулакской пещерой, произошла в 1960-х годах. Тогда «на разведку» в достаточно мрачное место отправилась группа студентов. Ребята осуществили спуск и… пропали.
Через день удалось обнаружить только 2 девушек. Одну из них нашли охотники недалеко от пещеры — студентка не могла ничего объяснить и вела себя буйно: кусала своих спасителей и кричала что-то бессвязное. Девушку поместили в больницу для душевнобольных.
Вторая студентка попалась на глаза отряду милиции в посёлке Шира. Как утверждают очевидцы, девушка шла по улицам абсолютна седая, с искусанными в кровь губами, и сжимала в руках какую-то фигурку. Отдавать «ценность» она не хотела ни за что на свете.
Девушка постоянно нашёптывала какие-то слова и вела себя очень странно. Эту студентку также поместили в больницу для душевнобольных, и она умерла через месяц по неизвестным причинам. Врачи утверждали, что физически девушка была здорова. Любопытно, что уже позже медсестра обнаружила под матрасом больной ту самую каменную фигурку.
Само собой, что после странной и страшной истории о пещере пошла недобрая слава, но стороной обходить её не перестали. Час от часу туда наведывались экспедиции, и некоторые возвращались из «жуткого» места очень разочарованные, поскольку ничего мистического там не находили.
Но другие утверждали, что в пещере «чёрного Дьявола» всё-таки есть что-то неведомое. Так, один раз на экскурсию в это место отправилась группа школьников — с учителями и родителями. Они разбили палаточный лагерь возле пещеры, и три дня всё было спокойно. Однако уже перед отъездом дети захотели ещё разок побывать внутри.
«Пробежавшись» по подземелью дети вдруг ощутили, как на них накатывает леденящий душу страх. Школьники бросились к выходу, и начали наперебой рассказывать, что же им привиделось. Любопытно, но видения, если они в действительности были, у каждого возникали разные: кто-то говорил о старом шамане, который заманивал в глубину пещеры, кто-то — о жутком чудовище с окровавленной головой, кто-то — о груде костей и воронах.
Так или иначе, но спустя время после похода, один шестиклассник покончил с собой. Он повесился на чердаке собственного дома, оставив предсмертную записку. В ней он упоминал каменного дьявола, пещеру, норы и безумия. В конце послания значились слова: «Умри, но помни камни». Близкие мальчика утверждали, что окончание предсмертного письма написано чужим почерком.
Секрет Кашкулакской пещеры разгадан?
Само собой, что таким феноменальным местом рано или поздно должны были заинтересоваться учёные, и это произошло уже в 1980-х годах. Исследователи прибыли в обозначенное место и несколько участников экспедиции стали свидетелями жуткого события: они все увидели шамана, который манил их в глубину пещеры.
Любопытно, но все учёные описывали шамана одинаково, и говорили о светящихся глазах и мохнатой рогатой шапке.
Тем не менее, успокоившись, учёные умы пришли к весьма скептическому выводу: у них была массовая галлюцинация. Вызвана же она была, конечно же, не происками нечистой силы, а каким-то воздействием. В качестве примера отлично подходит инфразвук с частотой около 6 герц — он способен вызвать чувство неописуемого ужаса.
В пещере «чёрного Дьявола» развернули лабораторию, в которой долго проводили различные опыты. И, в конце концов, геомагнитная аномалия была найдена: выявилось, что магнитное поле в подземелье постоянно колеблется. Кроме того, среди всех сигналов присутствует постоянный импульс, который происходит с одинаковой амплитудой. Бывало, что этот постоянный сигнал пропадал — на день, два или неделю, а потом снова возвращался.
Как выяснилось, импульсы пробивались из глубины пещеры. Проведя несколько экспериментов и определив частоту возникновения импульса стало понятно: его появление в точности совпадает с возникновением у людей, пребывающих в пещере, страха и видений.
Импульсы определили, как низкочастотные, и именно такое воздействие человеческий ум не воспринимает, а вот психика — ещё как.
Правда, вновь возникал вопрос: для генерации такого импульса нужен искусственный излучатель, но откуда он взялся в Кашкулакской пещере? Исследования ни к чему не привели — источник найден не был.
На сегодняшний день тайна пещеры остаётся неразгаданной, хотя предположений — множество. К примеру, есть мнение, что видения возникают из-за необычной химической смеси, которая наличествует в воздухе пещеры. Но почему незваные гости видят практически одно и то же — шамана? К сожалению, ответа и на этот вопрос до сих пор нет.
Свежие комментарии